Как называются мосты в Риге

Рижские мосты на Даугаве — как история Риги. Часть 1.

Много раз, проезжая по железнодорожному мосту через Даугаву, всегда с интересом всматриваюсь на останки- опоры бывшего моста, который когда-то существовал вместо нынешнего. И всегда задумывалась об его истории. Но тут случайно нашла информацию с редкими фотографиями. Намой взгляд очень интересную.

1. Наплавной мост (1701—1826 годы)

В XVII веке в Риге даже существовала поговорка: «Это так же невозможно, как мост через Даугаву!» — но уже в 1701 г. по приказу шведского короля Карла XII был построен самый старый из рижских мостов — наплавной.

Ясное дело, что фотографии раннего моста мы не увидим, так как это средство изображения было изобретено позже. Сохранились фотографии этого моста, сделанные уже в XIX веке.

Наплавной мост постоянно перестраивался и укреплялся ввиду зыбкости своей конструкции. Но именно наплавная понтонная конструкция последующие три века оставалась самой популярной у рижских мостостроителей. Всего с 1701 по 1981 год в Риге было сооружено шесть понтонных наплавных мостов. Большинство из них были разводными и служили практически круглогодично, за исключением весенних ледоходов.

1981. Открытие вантового моста в Риге.

Зимой же местные жители использовали переход по льду. По рассказам моего деда, сей способ он практиковал, добираясь на работу в 50-х годах прошлого века, когда нынешнего Каменного моста еще не было.

Наплавной мост был перестроен в 1714 году и так просуществовал довольно долго, до 1826 года.

2. Железный мост (Земгальский, 1872-1934 годы)

До 1872 г. наплавной мост был единственной переправой через Даугаву, пока рядом с ним не был возведен первый постоянный Железный мост для поддержания железнодорожного сообщения по Болдерайской железной дороге.

Железо для сооружения конструкций моста поставляли из Англии, а гранитные плиты для облицовки опор — из Стокгольма и Карлскруны. Мост представлял собой ажурный тоннель из продольных балок, соединенных крест-накрест системой стяжек. Несмотря на прочность данной конструкции, мост очень скоро перестал удовлетворять требованиям быстрорастущего города.

Мост состоял из 8 пролетов, и его несущие конструкции опирались на массивные каменные опоры. 8 опор в реке и три на берегах (разводной у правого берега). Железнодорожно-гужевой мост. Однопутная железная дорога посередине. Еще одним его назначением было то, что по нему проложили газопровод, снабдивший газом Пардаугаву.

По сторонам моста были тротуары, обеспечивающие пешеходное движение.

Когда в 1914 г. открылось двухколейное движение по новому ж/д мосту, Земгальский мост переквалифицировался — по нему открылось движение общественного транспорта.

Во время Первой мировой войны были взорваны три его пролета, которые восстановили после 1922 года — из дерева.

Переделан для трамвайно-гужевого сообщения. Однопутный, разводной. Трамвайное движение осуществлялось только на период разобранного Понтонного моста. Но быстро растущий город уже не удовлетворяла эта переправа. В 1934 году мост был демонтирован для строительства на его месте нового моста.

СОСТОЯНИЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ МОСТОВ РИГИ! (ЛАТВИЯ) | КРИМИНАЛЬНАЯ ЛАТВИЯ

3. Понтонный мост 1 (1896-1917 годы)

Ликвидированный в 1886 году построенный шведами наплавной мост (мост номер 1) спустя 10 лет был заменен на понтонный.

Во время Первой мировой войны сильно пострадал и уже не восстанавливался. Был заменен деревянным Любекским.

4. Железнодорожный мост (1914-1944 годы)

Железнодорожный мост через Даугаву открыт 8 апреля 1914 года. Он был построен рядом со старым железным Земгальским мостом.

Опирался на 10 опор (8 в русле и две береговые). Для пропуска судов поднималась правая крайняя ферма моста, для чего использовались два электромотора в 45 л.с. В зависимости от силы ветра эта операция занимала 1-3 минуты.

Во время Первой мировой были взорваны два его пролета. Временно была поставлена деревянная «заплатка». Полностью восстановлен после окончания войны.

Во время Второй мировой войны в 1944 году были разрушены не только фермы, но и опоры.

Сразу после освобождения Риги в 1944 году началось восстановление, которое полностью завершилось к 1951 году. Но это был уже полностью другой мост.

5. Деревянный Любекский мост (1917-1924 годы)

Любекский мост прожил в Риге целых семь лет и остался на многих фотографиях, картинах и в воспоминаниях старожилов города.

К осени 1917 года были уничтожены все рижские переправы через Даугаву: железнодорожный мост взорван, а части понтонного моста еще раньше были отправлены в Россию.

Саперы немецкой армии решили возвести новую переправу, дабы обеспечить снабжение фронта. Мост возвели на железных и деревянных сваях, закрепив их камнями. Для возведения моста выбрали место бывшего понтонного моста — от улицы Грециниеку на правом берегу Даугавы до улицы Шонеру на Кливерсале. Мост возвели всего за два месяца — сентябрь и октябрь (по другим сведениям, за семь месяцев) и назвали в честь немецкого города-побратима Риги — Любека.

Со стороны Старого города въезд на мост украшали красивые ворота. Со стороны левого берега въезд был попроще. Над въездом располагалась табличка с названием моста и памятные надписи на немецком. Съезд выходил на нынешнюю улицу Акменю. Улица тогда была центральной в Пардаугаве, но после строительства станции Торнякалнс свое лидерство улица передала нынешней Узварас булварис.

В средней части мост был разводной, чтобы пропускать корабли. Разводные элементы моста были закреплены цепями, длина моста была 540 метров. Ширина проезжей части — 10,5 метра.

Мост возводили в спешке и допустили несколько ошибок, которые впоследствии сыграли роковую роль в судьбе моста. Из-за нехватки времени не были произведены необходимые гидротехнические исследования, и поэтому ледорубы — обитые железом деревянные конструкции перед опорами моста — расположили под неправильным углом по отношению к течению реки.

Но пока судьба была благосклонна к мосту – его не разрушили ни отступавшие в конце 1918 года немцы, ни Красная армия Стучки.

В мирное время у Любекского моста было кольцо всех пардаугавских трамваев. Сообщение с Пардаугавой осуществлялось только по железнодорожному мосту.

С 1919 года Рижская дума взимала плату за проезд по Любекскому мосту. Ежедневно таким образом собиралось до 400 рублей. Позднее плату отменили. Мост был не очень надежен, и во время ледохода движение пешеходов и машин по мосту запрещалось.

Роковым для Любекского моста оказался 1924 год.

Весной этого года между Икшкиле и Марьюшкой (сегодня Дарзини) образовался большой ледяной затор. Даугава в этом месте была мелкой, и лед просто цеплялся за многочисленные пороги. 5 апреля саперы латвийской армии заложили четыре мины и взорвали затор. Это ускорило движение льда, и вскоре на Ригу стал двигаться огромный водяной поток, за которым следовали большие куски льда.

Движение льда началось практически по всей ширине Даугавы. Волна застигла четыре буксира – «Молния», «Цезарь», «Тримпус» и «Пиколс», которые кололи лед между Любекским и железнодорожными мостами. Три пароходика успели проскочить в открытую часть Любекского моста и укрыться у берега, а вот «Молнию» волна пронесла прямо под Любекским мостом, снеся при этом трубу, каюту капитана и все набортные постройки.

Ворота Любекского моста после катастрофы

Пароходик, считавшийся самым мощным буксиром рижского порта, затонул в Агенскалнском заливе. Спастись удалось только рулевому Легздиньшу, который сумел зацепиться за перила моста и успел добежать до берега. Он был последним пешеходом Любекского моста, ведь вскоре вслед за «Молнией» в сторону моря поплыл и сам мост. Ледорубы уже не могли противостоять натиску ледяной стихии, сказалось их неправильное расположение. Лед ломал их один за другим и словно черные гробы – как позже писала газета «Сегодня» – уносил их в сторону Рижского залива.

Затем оторвался правобережный пролет моста — и через некоторое время уже вся средняя часть моста плыла в сторону моря. На своем месте осталась лишь левобережная часть моста. Ее спасла «завеса» Заячьего острова — ледоход был в этом месте не столь сильным. Всего ледоход смыл семь ферм Любекского моста протяженностью около 320 метров, которые уплыли в Рижский залив. Одна из ферм была обнаружена у острова Рухну.

Ледоход уносит фермы любекского моста. Фотография Я. Риекстса

На следующий день все газеты сообщили о катастрофе. Фотографий тогда газеты еще не размещали. Зато по счастливому стечению обстоятельств рядом с местом событий оказался фотограф Янис Риекстс. Он-то и оставил нам изображения уплывающего в историю Любекского моста.

Восстановление моста началось вскоре после катастрофы. Было принято решение не восстанавливать фермы, а заменить их понтонами, которые остались еще от старого понтонного моста. Работы несколько затянулись и были закончены лишь к Янову дню 1924 года. Вот как это событие описывала газета «Сегодня» от 22 июня 1924 года:

«Городские инженеры все-таки исполнили свое обещание: сделали рижанам к Иванову дню подарок, открыв вчера (21.07.1924) сообщение по Любекскому мосту.

Терпеливая публика с 7 часов стояла у барьера, и в 11-м часу, с криком и шумом, бросилась по понтонам и по заново сделанному настилу старой части Любекского моста.

Впереди, конечно, понеслись велосипедисты. Их было семеро. За ними толпа, человек в 200, в возрасте от 7 до 17 лет. А дальше – редкие ряды более солидной публики и один-единственный извозчик, на пролетке которого, украшенной зеленью, гордо восседали два весьма молодых человека.

Именинниками чувствуют себя «творцы моста», инженеры И.М. Кочугов и М.Д. Кривошапкин. Овациями чествуют их рабочие. И есть за что – произведя хозяйственным путем большую часть работ, город сэкономил более миллиона.

Вся постройка обошлась в 6 750 000 рублей».

Источник

Россия «подарила» Риге семь восхитительных мостов

Мосты — неотъемлемая часть архитектурной истории любого города. Туристам рассказали о семи удивительных мостах Риги, красота которых не оставит равнодушными, пишет портал Baltnews.

Рига — столица Латвии и самый крупный город стран Балтии. Он расположен у южных берегов Балтийского моря. Превосходные пейзажи и шедевры архитектуры Риги вдохновляют каждого приезжего. Ресурс Baltnews назвал семь восхитительных мостов города, красота которых удивит любого туриста. Все эти сооружения можно с уверенностью назвать подарками России, так как в их строительстве в той или иной степени принимали участие русские конструкторы и крупнейшие предприятия.

1. Южный мост. Строительство данного моста началось в 2004 году и закончилось в 2013. Инженерное проектирование такого сооружения осуществил Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург. А крупнейшее российское предприятие в области мостостроения «Воронежстальмост» поставляло конструкции для строительства.

Промышленное производство имеет большой опыт реконструкции советских инженерных изобретений. Поэтому можно сказать, что Россия приняла самое непосредственное участие в создании данного архитектурного сооружения.

2. Каменный мост — один из мостов, который проходит через Даугаву в Риге. Ранее его называли Октябрьским мостом. Строительство данного архитектурного сооружения осуществляли опытные специалисты Москвы — архитектор Яковлев и инженер-строитель Попов. Также свой вклад в реализацию Каменного моста внес местный институт «Проектстальконструкция»

3. Железнодорожный мост. Всего таких сооружений было три. Первый был построен в 1872 году по проекту, который создали братья Арманд и Густав Струве. А железнодорожное общество Риги — Больдераа занялось самим строительством данной конструкции. Второй мост начали строить в 1909 году.

Его заказчиком стал известный российский специалист по разводным конструкциям Петр Николаевич Вознесенский. Железнодорожная переправа была открыта 27 апреля 1914 года. После этого началась Первая мировая. Поэтому послевоенная реконструкция моста была уже третьей по счету.

4. Островной мост. Ранее мост называли Московским. Данное архитектурное сооружение было создано по проекту инженеров-конструкторов организации «Ленгипротрансмост». Кроме того, специалисты Института «Латгипрогорстрой» также приняли участие в строительстве переправы.

Она соединяет улицу Лачплеша с той частью Задвинья, где потом была выстроена широкая магистраль имени Эрнста Тельмана. Гевондян и Грецов, создавшие проект, были награждены премией Совета министров СССР за вклад в строительство Островного моста.

5. Вантовый мост. Он соединяет части улицы Кришьяня Валдемара на правом и левом берегах Даугавы. Мост был открыт в 1981 году. Он обладал самым длинным вантовым пролетом в СССР. Лауреат Государственной премии СССР и заслуженный строитель Украины Георгий Борисович Фукс был главным инженером-конструктором Вантового моста.

Именно у киевских специалистов за спиной находится огромный опыт реализации таких конструкций. А инженеры Института «Гипростроймост» Гевондян и Грецов принимали участие в данном архитектурном проекте.

6. Деглавский мост. Данное сооружение было названо в честь латвийского писателя Августа Деглавы. Он соединяет Пурвциемс и Плявниеки с центром города. Строительство моста завершилось в 1966 году по проекту института «Ленгипротранс». Его создателем являлся Лев Исаров. Деглавский мост отличается тем, что он был создан из сборного железобетона.

Строительно-монтажные работы были осуществлены Мостопоездом №410 треста Мостострой-5 под руководством главного инженера Ренделя.

7. Станция Земитаны является самым последним путепроводом Риги. Строительство сооружения началось в 1980 году и завершилось 30 декабря 1985 года. Он был назван в честь великого латвийского партизана-антифашиста Отомара Ошкална. Однако данное наименование существовало недолго. В 1991 году после того, как Латвия вышла из состава СССР, станцию переименовали на Земитаны.

Такое название сооружение получило в честь командарма, подчиненного временному правительству Ульманиса.

Ранее сообщалось, что Калининград и Санкт-Петербург признаны одними из самых красивых городов на Балтике.

Источник

Мосты Риги

В Риге мостики напоминают питерские, поскольку город пронизан маленькими каналами и речушками не хуже нашей северной столицы.

По городу мы плавали в последний день своего пребывания в столице Латвии, а во второй день мы брали экскурсию в залив, по Даугаве, это уже прямо большая вода.

Итак, о наиболее запомнившихся мостах:

Между Памятником Свободы и часами Лайма в центре Риги — первый встретившийся нам мост через Главный канал, который был прорыт в 1857 году при проектировании Английского парка. Он начинается у Центрального рынка и впадает в Даугаву.

Отсюда, в принципе, и начинается этот канал.

В парке Кронвальда начиналась наша экскурсия.

Железнодорожный мост возле вокзала и автовокзала. По нему мы ехали в Юрмалу. Начинается он между автовокзалом и центральным рынком.

Автодорожный вантовый мост через Даугаву в Риге построен в 1981 году, был самый длинный мост в СССР.

Каменный мост. До строительства постоянного моста на этом месте располагался Понтонный мост, построенный в 1896 году.

А это — даже и не мост, а целый универмаг в виде моста — над одним из городских каналов. Под ним тоже плавают, над ним ходят.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...