Убийство Виктора Цоя КГБ
15 августа 1990 года программа «Время» сообщила о том, что в Латвии, в автомобильной аварии погиб основатель группы «Кино» Виктор Цой.
Потом вышли центральные газеты, «Комсомолка», где говорили про рыбалку, про «заснул за рулем» и, почему-то, про мотоцикл …
Виктор Цой погиб при загадочных обстоятельствах в автокатастрофе 15 августа 1990 г. в 12 час. 28 мин. на 35 км трассы «Слока — Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно официальной версии, Цой «заснул за рулём», после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус».
Звонок от местного жителя поступил в дежурную часть Тукумс в 11.30. Прибывшие сотрудники милиции увидели такую картину: по ходу движения на узкой дороге, на мосту с правой стороны стоял «Москвич-2141» (гос.номер Я 68-32 МН) с развороченный передком. Как покажет следствие, машину отбросило от места столкновения на 22 м назад, двигатель разлетелся на куски. Причина гибели водителя, — черепно-мозговая травма несовместимая с жизнью. «Икарус-250» (гос. номер 05-18 ВРН) стоял с левой стороны моста, уткнувшись передком в речку. Водитель автобуса не пострадал…
Реальное фото автомобиля Виктора Цоя после аварии в Латвии 1990г #shorts
Искореженный автомобиль «Москвич» зеленого цвета еще долго будет стоять в местном отделении милиции, но экспертизу технического состояния никто так и не сделал. Водитель злополучного «Икаруса» остался жив и рассказывал, что не видел ни одной машины, кроме «Москвича» синего цвета. Через 2 месяца после происшествия этот водитель будет убит при невыясненных обстоятельствах …
Один немаловажный факт упустило следствие, хотя отметило его в своем протоколе. От места рыбалки до дома «Гелтони» поселка Плиенсиемс, в котором жил Цой, всего 15 мин. езды. Цой покинул дом в 3 час ночи, а возвращаясь, попал в аварию в 11.30. Это расстояние всего около 1 км хорошо знакомой дороги.
Изучив след протекторов шин, следователи, к своему изумлению, пришли к выводу, что, как минимум, последние 243 м (примерно 7 сек.!) до места аварии Цой почему-то ехал по правой обочине. Ехал по обочине 243 м на скорости 130 км/ч. И из этого был сделан вывод, что человек заснул за рулем? Откуда тогда резкий выворот руля влево, на полосу встречного движения?
Опытные автомобилисты сразу отметят, что такой маневр с долгой ездой по обочине, а потом резким выруливанием влево, на «встречку», мог быть только в одном-единственном случае: кто-то конкретно, на скорости, все 243 м, прижимал машину Цоя на обочину до самого «слепого» поворота. Потом неизвестная машина обгоняет «Москвич» музыканта и резко останавливается, перекрывая ему путь, тем самым, заставляя машину Цоя остановиться. Цой не подчиняется и пытается слева, на скорости, объехать неизвестную (а может, и известную) машину и выскакивает на встречную полосу…
Следствие рассматривало эту версию, но тогда бы «Дело № 480» о смерти Виктора Робертовича Цоя превратилось бы в конкретный «глухарь». Таинственную машину найти практически невозможно. Тем более в Латвии. Был спущен приказ, что пора быстро заканчивать дело и подписывать документы. «Несчастный случай. Заснул за рулем». Точка…
Однако экс-продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин в интервью «Труду» заявил: «Я до сих пор не могу представить, что Цой заснул за рулем. Тут явно что-то не то! Родственники певца, убитые горем, не смогли настоять на по-настоящему профессиональном и заинтересованном расследовании. Друзья и коллеги тоже не занялись этим. А ведь по многим аспектам это дело выходило за рамки банального несчастного случая».
Не придерживались официальной версии вдова музыканта Марьяна Цой говорившая, что кусает локти от того, что даже с водителем того злополучного «Икаруса» ей не удалось поговорить. В интервью «Труду» вдова тоже повторяла: «Не такой человек был Цой, чтобы уснуть за рулем!».
И вот теперь новый поворот в «Деле», которое впору назвать делом об убийстве Цоя, коли он находился в плотной разработке КГБ, о чем заявил во всеуслышание депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия» Евгений Федоров. С 2011 г. Евгений Федоров координирует деятельность «Национально-Освободительного Движения» (НОД) в России.
В охоте за «национал-предателями», которую объявил Путин, депутаты его Госдумы, легитимность которой весьма сомнительна, публично заявили, что тексты песен для Виктора Цоя писались «профессиональными авторами в Голливуде по заказу ЦРУ»:-)
Тем самым, ангажированные депутаты косвенно подтвердили бытующее до сих пор мнение о причастности КГБ к убийству Виктора Цоя …
В 2017 году во время съемок фильма о Викторе Цое был арестован режиссер Кирилл Серебрянников.
Вот списочек далеко неполный:Сахаров, Боннер, Рязанов, Говорухин, Молчанов, Захаров, Радзинский, Парфенов, Парашютинская Кира, Басилашвили, Ширвиндт, Державин, Рождественский Роберт, Плисецкая, Ростропович, Вишневская, Ахмадулина, Хазанов, Задорнов, Окуджава Петросян, Быков поэт,Макаревич, Тальков, Газманов, Гребенщиков. Вы думаете почему погиб Цой? Его нет в этом списке.
Это список людей разваливавших СССР. Цой не занимался этим, а наоборот мог призвать молодежь к сохранению страны. Думаю так бы и было. Вышел бы 21 августа 1991 года и сказал: СССР наша Родина! Нет развалу.
В итоге вычистили всех честных людей включая Миронова и Папанова странно одновременно умерших.
То что он погиб в Прибалтике, а прибалты раскрутили Газманова еще больше укрепляет меня версии, что убрали на будущее.Тальков кстати бесновался в августе 91-го и махал литовским флагом.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
ИсточникГибель Виктора Цоя: что на самом деле выяснили патологоанатомы?
Почти сразу после трагической гибели Виктора Цоя было проведено вскрытие тела певца. Это было сделано прямо в Латвии, где и произошла та самая роковая авария. Что же обнаружили эксперты при исследовании трупа музыканта? И смогли ли они понять, почему Цой выехал на встречную полосу?
Авария в Латвии
Трагическая смерть популярного певца и поэта Виктора Цоя стала для поклонников музыканта настоящим ударом. Казалось бы, имела место банальная автомобильная катастрофа со смертельным исходом. Если бы за рулем одной из машин не находился известный бард, то вряд ли ДТП вызвало бы такой резонанс. 15 августа 1990 года Цой, проводя отпуск в Латвии, выехал на своем «Москвиче» на встречную полосу, где в тот момент двигался автобус.
Удар оказался лобовым, однако водитель автобуса не пострадал. А вот Виктор Цой погиб мгновенно. Вскрытие тела погибшего, как пишет в своей книге «Виктор Цой. Последний год. 30 лет без Последнего героя» биограф Цоя Виталий Калгин, было проведено еще в Латвии.
Этой процедурой занимался судмедэксперт Латвийского республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Алексей Симановский. Его же рукой были подписаны и соответствующие документы.
Результаты экспертизы
В результате вскрытия было обнаружено, что при столкновении с автобусом Виктор Цой получил множественные переломы, в том числе костей черепа, а также разрыв селезенки. Алексей Симановский заключил, что смерть музыканта наступил вследствие «сочетанной тяжелой тупой травмы тела в виде многооскольчатого перелома костей мозгового и лицевого черепа, тяжелого ушиба головного мозга с размозжением лобных долей, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки…».
Кроме того, патологоанатомическая экспертиза гласила, что в течение 48 часов, предшествовавших смерти Виктора Цоя, он не употреблял спиртных напитков. Был проведен и анализ клеток мозга для того, чтобы установить точную причину выезда автомобиля Цоя на встречную полосу. Анализ показал, что певец попросту уснул за рулем, вероятно, из-за переутомления.
Откуда взялось переутомление?
Тем не менее многие почитатели творчества рок-певца отказывались верить в то, что его смерть была случайной, а тем более в то, что музыкант был настолько переутомлен. И это несмотря на то, что в тот роковой день Цой уехал на рыбалку около 6 утра. Так, журналист Лев Годованник, проводивший собственное расследование по факту гибели Цоя со ссылкой на слова Бируты Луге, у которой певец снимал жилье, утверждает, что ранние пробуждения на рыбалку были для артиста вполне привычны.
Чаще всего водителей клонит в сон монотонная дорога. Но дорогу, по который двигался Виктор Цой 15 августа 1990 года таковой назвать нельзя, так как она имеет множество поворотов и препятствий, в частности в виде моста. Однако не стоит забывать, что этот путь был хорошо знаком Виктору, а потому мог стать для него действительно монотонным. Некоторые считают, что Цой просто не мог устать, так находился в Латвии на отдыхе. Но никаких доказательств того, что смерть музыканта была подстроена, не обнаружено до сих пор.
источник
Блин, да пиндосы его убрали, хуле тут гадать? Сначала ЦРУ-шница Джоанна Стингрей приезжает в Союз, тусит в Ленинградском рок-клубе, находит подходящую кандидатуру, договаривается. После чего подгоняет ему полный пакет хитов для нового супер-пупер-альбома. И вот уже Цой, до этого певший неумелые подражания раннему БГ, становится «звездой», точнее — «Звездой по имени Солнце».
А в песенках-то — зомбирование: «перемен, мы ждём перемен», «дальше действовать будем мы» и т.д. и т.п. Когда он свою роль исполняет — его убирают, как потенциально опасного свидетеля. Вот и вся трагедия. Нехуй продавать Родину.
Источник«Сценаристам за такое надо руки оторвать»: За что друзья и близкие Виктора Цоя разругали фильм «Цой» Алексея Учителя
12 ноября на экраны кинотеатров вышел фильм «Цой» — новый проект Алексея Учителя, еще на стадии производства вызвавший бурю критики, причем как со стороны простых фанатов, так и со стороны родных и близких лидера группы «Кино». «Комсомолка» посмотрела карту в день премьеры вместе с теми, кто близко знал Виктора Цоя. Оправдана ли оказалась буря негодования, почему в фильме с названием «Цой» нет самого Цоя, и стоит ли вообще идти на него в кино – читайте в нашем специальном материале.
Аудио: ТЕМА ДНЯ в Петербурге. Мы сходили на «Цоя» Алексея Учителя
Основные события картины разворачиваются уже после гибели Виктора Цоя на трассе под Ригой. Фото: Кадр из фильма
«ЦОЙ» БЕЗ ЦОЯ
Для начала повторимся – самого Цоя в истории под названием «Цой» практически нет. Обещанные режиссером архивные кадры занимают в общей сложности пять-семь минут более чем полуторачасовой картины. И то часть из них – вырезка из фильма самого Учителя «Рок», который второстепенные герои смотрят в кинотеатре.
Главным героем фильма стал водитель автобуса Павел Шелест, который после роковой аварии на 35-м километре трассы «Слока-Талси» везет гроб с телом Виктора Цоя в Ленинград. Вокруг этого мрачного «роуд-муви» накручено множество других историй – тут тебе и без пяти минут детектив, и семейная драма, и философская притча, и даже чуть-чуть криминала. То, что все они – выдумка творческой группы, понятно и простительно. Проблема в том, что каждая история крепко завязана на реальных исторических личностях, пусть даже и довольно небрежно «замаскированных».
Так, одним из условных «антагонистов» картины стал продюсер группы «Кино» Юрий Айзеншпис, которого играет Игорь Верник. В версии Учителя он почему-то вдруг из Айзеншписа превратился в Разина и стал одержимым поисками аудиокассеты с недоделанным последним альбомом Цоя. Ради того, чтобы ее заполучить, герой не останавливается ни перед чем – вплоть до того, что нанимает себе в помощь двоих «быков». «Быки» сначала вламываются в дом водителя автобуса, который ранее эту кассету якобы нашел и прикарманил (тоже, кстати, шикарный ход – многие ли после серьезной аварии, итогом которой стала гибель человека, первым делом полезут копаться в магнитофоне?), а потом ловят и избивают самого водителя.
— Конечно, это бред, — рассказывает музыкант и звукорежиссер Алексей Вишня, в свое время плотно сотрудничавший с группой «Кино». – На самом деле никто эту кассету не воровал – ее нашла милиция на месте аварии, а потом передала нужным людям. В итоге последний альбом без проблем добрался до музыкантов «Кино».
Да и сам Разин-Айзеншпис мало похож на себя. Так, по словам ведущего Ленинградского рок-клуба и программы «Легенды и мифы Ленинградского рок-клуба» на радио «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» 92.0 fm Александра Семенова, реальный продюсер «Кино» был человеком жестким, решительным и, в общем-то, малоприятным.
— Давайте не будем забывать, что он много лет сидел в тюрьме – за организацию подпольных концертов и за валютные операции — а тюрьма никого не делает мягче и пушистее, — отмечает Семенов. – Но он совершенно точно не был манерной истеричкой, которую изображает Верник. В фильме Айзеншпис то, простите, мочится в ведро, чтобы унизить водителя, то на четвереньках ползает по приборной панели автобуса в поисках этой несчастной кассеты. Нет, такого быть не могло абсолютно.
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ИМЕНА И РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
Досталось и другим персонажам. Так, вместе с остальными в автобусе с телом музыканта едет некий Рик — бухарь и тоже истерик, который в процессе напивается и начинает колотить ладонью в крышку гроба, чтобы «поднять» Цоя из мертвых. Прообраз угадывается сразу – Александр «Рикошет» Аксенов, лидер группы «Объект насмешек», к которому после расставания с Цоем ушла его первая жена Марианна.
— Во-первых, не Рик,если уж на то пошло, а Рикки, — продолжает Александр Семенов. – Так его все называли – в том числе и сама Марианна. Во-вторых, Саша, конечно, был тот еще кадр – резкий, хулиганистый. Ему и прозвище-то такое – «Рикошет» — дали потому, что только тронь его, и сразу получишь ответку. Но в фильме его почему-то превратили в типичного гопника, недалекого и, в общем-то, не совсем понятно, для чего сюжету нужного.
Ведущий Ленинградского рок-клуба Александр Семенов уверен, что новый фильм Учителя забудут через пару недель. Фото: Олег ЗОЛОТО
Сама Марианна Цой в фильме тоже есть – только под именем Марина. На протяжении практически всей картины она то и дело цапается со второй женой музыканта – Натальей Разлоговой, превратившейся в фильме в Полину. И только под конец героини, объединенные общей утратой, наконец находят в себе силы поговорить по душам и вроде как обретают понимание друг друга.
— Если честно, меня лично очень сильно задел этот какой-то очень типичный, очень «бабский» конфликт, — рассказывает Людмила Петровская, близко знавшая при жизни Марианну Цой. – Во-первых, Марианна просто не могла так себя вести, как это показано в фильме. Она сама говорила, что ей нечего делить с Наташей.
Даже была такая история – уже после гибели Вити в какой-то газете вышла статья, где его вдовой назвали как раз Наташу. Марианну тогда многие подбивали судиться с этой газетой и этим журналистом, но она назвала эти предложения чушью. Ну и кроме того, актриса в фильме (Марьяна Спивак – прим.ред.) явно недоигрывает. Марианна была очень яркой, экстравагантной, очень живо и эмоционально говорила. А здесь – какая-то серость и невнятица.
Засветился в фильме даже сын Виктора Цоя Александр. Правда, его переименовали в Женю и вдобавок накинули пару лет – ребенку в кадре явно около шести-семи, в то время как реальному Саше в год, когда случилась роковая авария, только должно было исполниться пять. Женя у Учителя довольно быстро находит общий язык с водителем автобуса – а перед финальной сценой и вовсе сидит у него на коленях в кабине и поет песенку, посвященную погибшему папе.
В эту когорту персонажей даже зачем-то впихнули фотографа групп «Кино» Вику. Этот образ вымышленный от и до, в реальности никакой Вики не существовало – но для пущего эффекта ее даже «вмонтировали» в архивные кадры с настоящим Виктором Цоем, которые показываются в самом начале фильма. Зачем в сюжете вообще нужна Вика – не особо понятно. Она пытается топиться из-за гибели Цоя, потом пытается утопить автобус с его телом, орет на водителя Павла Шелеста, а под конец лежит с ним голая в траве и душевно беседует. Видимо, это была любовная линия – только обрывается она на полуслове, так ничем внятным и не завершившись.
ЗАКОУЛКИ СЮЖЕТА
Ну и далее, далее, далее. Сюжет мечется между допотопным «пазиком», лениво ползущим через разваливающийся СССР, и Латвией, где возлюбленная Шелеста капитан милиции Илза Ясс пытается отмазать его от уголовного дела и попутно крутит вялый роман со своим начальником. Озверевшие фанаты Цоя бьют окна в доме несчастного Шелеста, а потом гурьбой кидаются на автобус, чтобы в последний раз увидеть кумира. Наталья Разлогова (в фильме Полина), устав от бесконечных придирок Марианны Цой, выпрыгивает из салона и ложится грустить в чистом поле. И все это – в картине под названием «Цой».
— Если честно, я даже не очень понимаю, что тут обсуждать, — поделился с «Комсомолкой» своими впечатлениями от просмотра кино Игорь «Иша» Петровский, хороший друг Цоя и художник группы «Зоопарк». – Это сказка. От начала и до конца. Пытаться как-то ее разобрать, привязать реальные события и реальных людей к происходящему на экране – совершенно гиблое дело. Ну если там даже центральный конфликт – водитель, который протаранил «Москвич» Цоя, везет его мертвое тело в Ленинград – полностью выдуман. Правда, для чего понадобилось все это обзывать «Цой» и делать афиши с Цоем, я не совсем понимаю.
На премьеру фильма «Цой» в Санкт-Петербурге пришли друзья Виктора. Картина Учителя их не впечатлила. Фото: Олег ЗОЛОТО
Много вопросов возникло у людей, которые точно в курсе событий, и к самому моменту аварии – чуть ли не единственной сцене в фильме, которая имеет под собой реальное историческое основание. В картине Учителя Цой отвлекся от дороги, чтобы переставить кассету в магнитофоне – ту самую кассету, из-за которой потом на несчастного водителя автобуса свалится столько бед.
— Я был на месте аварии на следующий день после того, как все случилось, — рассказывает Александр Семенов. – Я отдыхал неподалеку, в Юрмале, и услышав о трагедии, сразу приехал. Я уверен на сто процентов – Витя заснул за рулем. Там же очень опасный и крутой поворот. Получается, он гнал машину под сто километров в час в бетонную стену и отвлекся, чтобы переставить кассету?
Быть такого не могло. Зато я знаю, что он ехал с рыбалки, он рано встал, наверняка весь день кемарил. Так и произошла эта авария – глупая, страшная, но тем не менее случившаяся.
«ФИЛЬМ НИ О ЧЕМ»
— Фильм ни о чем, — констатирует Алексей Вишня. – Это просто грайндхаус, исполненный без тени желания понравиться зрителю. Вполне на уровне современного российского кинематографа. Картина не про Цоя, она про рок. Только не про музыкальный, а про злой, который может настигнуть каждого из нас. Стоило ли его снимать, стоило ли называть его «Цой» — ответ очевиден, на мой взгляд.
Одним словом, фильм, по общему мнению наших собеседников, вышел никакой – скучный, затянутый, да и музыки «Кино» там едва ли наберется на две минуты, а все остальное время звучат тоскливые и однообразные гитарные переборы. Да, сам Алексей Учитель предупреждал, что это не документальная лента, а «философская притча» — но и притча, констатируют друзья Виктора Цоя, вышла довольно слабой.
— Там есть хорошие моменты, — признается Иша Петровский. – Когда герои останавливаются на ночевку в санатории и натыкаются на свадьбу, например. Из динамиков гремят «Белые розы», а посреди танцующих гостей прыгает фотограф Вика и пытается что-то петь из «Кино».
Вот тут меня даже слегка пробрало – очень уж хорошая аллюзия получилась на то, что в действительности стало и с советским роком и с советскими рокерами. Но в остальном – нет, не могу никому эту картину рекомендовать.
Если честно, в самой последней сцене, когда Павел Шелест подъезжает к разведенному мосту в Ленинграде, я все ждал, что автобус сейчас поедет дальше и взлетит прямо на небо. Вот тогда все стало бы понятно и логично. А так – недожали. Причем во всех аспектах.
— Если честно, за такое сценаристам надо руки оторвать, — поддерживает Петровского Александр Семенов. – Но я лично против скандалов. Не нужно ни с кем судиться, не нужно никого клеймить и запрещать. Это кино все забудут недели через две.
КСТАТИ
«МЫ БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ БОРОТЬСЯ»
Удивительно, но самым немногословным в этой ситуации оказался… сам сын Виктора Цоя Александр.
— Я знаю, о чем вы хотите поговорить, — сказал он, едва сняв трубку, когда мы позвонили ему после сеанса. – Комментариев не будет, простите. Сейчас у нас идет много разных процессов, пока они не завершатся, я ни с кем общаться не планирую. Д
— Вы будете бороться с фильмом дальше? Он ведь уже вышел на экраны.
— Я и не прекращал бороться. Все, простите. Будут новости – я вам сообщу.
Трейлер фильма «Цой» (2020)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Цой принадлежит не его семье, а всей стране»: адвокат Алексея Учителя рассказал о скандале вокруг его нового фильма
Ранее сын Виктора Цоя Александр попросил президента России и министра культуры запретить ленту к прокату (подробности)
«Представьте, я пришел к вашим детям и предлагаю им снять кино про ваш гроб»: Сын Виктора Цоя откровенно высказался о фильме Учителя «Цой»
По словам родственников знаменитого музыканта, они на протяжении многих дней просили изменить сценарий будущей картины (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68
ИсточникИконы Цой жив: место гибели Виктора Цоя 25 лет спустя
Виктор Цой разбился в автокатастрофе в шести километрах от латвийского поселка Плиеньциемс, где он жил летом. На этом месте стали собираться тысячи фанатов, и с годами здесь появился народный мемориал. «Афиша» побывала там в день 25-летия со дня гибели музыканта.
Суббота, 15 августа, 11 часов утра. Немолодой мужчина в синем трико и футболке с портретом Цоя нервно размахивает руками в толпе поклонников, которые начали съезжаться на 35-й километр шоссе еще с пятницы: «Я уже двадцать пять лет просто в … [ужасе]. Ну, допустим, работал он над альбомом — но ведь доделал! Ну, муки творчества, устал, не спал — все понятно. Поехал на рыбалку — ок.
И что? Вот именно тут в полдень взял и заснул? Я даже эксперимент проводил: специально поссорился с женой, довел себя до белого каления, не спал ночь, туда же, куда Витя, на рыбалку съездил на рассвете — это рядом здесь, заснуть не успеешь, и в 11 утра я поехал домой в Рагациемс, это дальше Плиеньциемса, — ну ни в одном глазу! Эх, Витя, Витя…» Собравшиеся похлопывают расстроенного человека по плечу.
У обочины стоят десятки автомобилей, номера в основном латвийские, но есть и русские, и украинские, и литовские, и даже немецкие, испанские и английские. Из рейсового автобуса выходит половина пассажиров, все к Цою. Прибывает мотоколонна, байкеры, поскрипывая кожей, слезают с мотоциклов и достают из кофров цветы. К полудню на месте гибели Цоя собирается не меньше двух сотен человек, песни «Кино» звучат в буквальном смысле из-под каждого куста.
В обычный день по тихой дороге, которая через бесчисленные хутора и бывшие рыбацкие поселки ведет из города Талси в Юрмалу и дальше в Ригу, проезжает очень мало машин. На 35-м километре, в том самом месте, где двадцать пять лет назад «москвич» Цоя въехал в «Икарус», стоят всего два дома, над лесом кружат аисты, а по вечерам в полях стрекочут сверчки.
Пресловутый поворот совсем не такой опасный — так, искривление дороги прямо за одним из домов. Цой ехал с другой стороны и до поворота недоехал, столкновение произошло на мосту. Мост, в перила которого врезалась его машина, — метра три, не больше. Речка, куда упал автобус, больше похожа на ручей и регулярно пересыхает.
Дорожные знаки здесь расцарапаны традиционными надписями «Цой жив» и «Здесь был Дрюня». Посередине моста — фотография Цоя и драматически надломленная табличка «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать», на перила с другой стороны дороги прикручены большие концертные плакаты. За мостом, там, где «москвич» Цоя навсегда остановился, — маленькая самодельная железная стела с гитарой. А чуть не доезжая до моста, там, где машина еще шла по нормальной траектории, стоит памятник. Цветы здесь лежат круглый год, кроме них — сигареты, железная мелочь, в том числе и советские двухкопеечные монеты, бутылки с пивом, свечи и конфеты.
Памятник установила группа фанатов из Риги, которые в 2000 году бросили в народ клич и к 2002-му собрали сумму, которой хватило на бюст и постамент.
«Я пришел в латвийское Министерство культуры, они отослали в управление памятников: оформите запрос, обоснуйте, — рассказывает Виктор, занимавшийся юридической стороной вопроса. — И я написал невероятное письмо про то, что памятник нужен обязательно, потому что Цой всем своим творчеством боролся с тоталитаризмом, расширил сознание советского человека и внес огромный вклад в борьбу с режимом, которая принесла свободу в том числе и Латвии. Еще одним моим аргументом был фильм «Игла» — что, мол, Цой яростно выступал против наркомании и именно поэтому так органично сыграл Моро и получил звание киноактера года от «Советского экрана».
Там еще что-то было про то, что Цой очень повлиял на лучшие латвийские группы, гордость страны. Ну и немаловажный пункт про то, что паломники — хоть и по печальному поводу — все-таки внесут свою лепту в туристическое развитие Латвии. На управление памятников это письмо произвело сильное впечатление. Но больше всего им понравилось, что мы не просим никаких денег. Говорят: «За ваш счет на развитие нашей инфраструктуры — мы согласны!»
Сбор денег на сайте 35km.lv продолжился, и со временем памятник встал на финский гранит, появились литая конструкция по мотивам рисунков Цоя и ограда. «Основа постамента, — говорит художник памятника Руслан, — это вытянутые буквы Ц,О,Й, на самой длинной букве, О, — портрет Виктора. Трактовка фамилии Цой — «вершина», а значение имени Виктор — «победитель». Ну и вот — победитель Виктор стоит на вершине, а за ним — лучи звезды по имени Солнце, Виктор смотрит на восток. Все по фэншуй».
В предыдущие годы из того самого дома, который стоит на повороте, к памятнику проводили электричество, а к соседней полянке провода — и устраивали концерты. «Прекрасная здесь жила бабушка, — говорит Дима, который отвечал за электрику. — Она очень нам сочувствовала и помогала по мере сил. Жаль, умерла она. А бабушка из другого дома очень нас не любит. Все время ворчит.
Но мы на нее не в обиде. С электричеством вопрос решим. Я еще хочу солнечные батареи прикрутить, чтобы по ночам лучи от Цоя прямо в небо уходили».
Старушка из соседнего дома действительно совсем не в восторге от происходящего. Хоть ее дом стоит вдалеке от памятника, но надел земли проходит прямо за ним — все предыдущие годы фанаты ставили на этом поле свои палатки и жили здесь сутками. Теперь бабушка обнесла свою территорию колючей проволокой, а у ворот много часов надрывается от лая белая дворняга.
Источник