Как устроен мопед Рига

Мопеды нашего детства. Мопед «Рига» (Часть 1).

Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява». Первый блин оказался комом, конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Рига-1

Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.

Рига-2

С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

Так работает Рига-4, Советский мопед. Riga 4, Made in USSR.

Рига-3

В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

Рига-4

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

Рига-5

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей.

Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Рига-7

Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки.

В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

Рига-11

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

Рига-12

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Источник

Проект «Две Четверки» (Рига-4) часть 5.(собираем, собираем)

И так восстановление мопедов производства СССР года 1971-72. С чего все началось подробно освещено в личном блоге, так что у кого есть интерес милости просим. Если кратко, то в наличии был отцовский мопед Рига-4 72 г.в. с документами, изрядно заколхоженный мной в детстве и в последствии простоявший почти под открытым небом около 15 лет.

Возникло непреодалимое желание вернуть ему первозданный (и даже лучше) вид. В качестве донора был куплен еще один не менее страшный экземпляр, но прикинув что по железу он даже ничего, решено было его тоже восстановить, но отойдя от оригнального состояния, так сказать Кастом ))).

В двух словах: весь хром найден в приличном состоянии, необходимые детали зачищены и оцинкованы, рама с навеской отпескоструены и окрашены, шильдики нарисованы и сделаны под заказ, алюминий отполирован. Проект был начат ровно год назад, много подготовительных работ были выполнены за осень и зиму, но к сожалению лето явилось порой простоя.

В текущий момент процесс сдвинулся с мертвой точки. Пока было тепло потихонечку подсобирал одну из Риг. Действо очень увлекательное, но к сожалению работа и ремонт дома затянули так что на разные хобби времени нет совсем. Пока результат промежуточный, в переди двигатели. Собирать придется из нескольких (накопилось штук 5 разной комплектности, производства и годов выпуска). А пока получаю эстетическое удовольствие от получаемого результата)))

Кучка моторчиков. Увидим что из этого получится;)

В начале темы я немного слукавил, сказав что подсобрал один мопед))) На самом деле и воторой тоже в процесе)) Мопед стилистически далек от оригинального вида, но на мой взгляд довольно симпатичен))) Кодовое название «Смурфик».

Источник

Восстановление мопеда Рига-11 (47 фото)

Рига-11, восстановление мопеда: фото всех работ с описанием, а также видео обзор двигателя мопеда и доработки педального узла.

Автор решил приобрести себе мопед Рига-11 и полностью восстановить его, предлагаю посмотреть все фото и видео работ умельца.

На фото: Рига-11, который был куплен автором.

мопед Рига-11

фото мопеда Рига-11

Мопед был полностью разобран, рама и облицовка очищены от ржавчины и краски, протравлены кислотным раствором, после чего покрыты грунтом.

покраска рамы

бак и облицовка

Покраска рамы мопеда и элементов облицовки в покрасочной камере.

покраска облицовки мопеда

ремонт и восстановление мопеда

После покраски автор приступил к сборочным работам.

сборка мопеда

Собрана передняя вилка.

передняя вилка

Автор решил дополнительно доработать педальный узел мопеда, более подробно это показано в видео.

доработка каретки мопеда

сборка колеса

реставрация Рига-11

Родной двигатель Д8Э, был заменён на аналогичный F-50, китайского производства. В этом видео автор подробно рассказывает о двигателе F-50.

Двигатель установлен на раму мопеда.

двигатель на мопед

Результат работы умельца — восстановленный мопед Рига-11.

Рига-11 фото

Видео обзор обновлённого мопеда Рига-11.

Источник

Как устроен мопед Рига

Ранее я уже рассказывал, как обзавелся мопедом Рига-1 можно прочитать здесь — Дед-мопед

Я решил к 50-летию данного мопеда, а выпущен он был в 1964 году, провести его небольшую реставрацию.

Нужно было подготовить мопед к покраске, для этого я приступил к процессу разборки. Разбирать оно по любому легче, чем потом собирать типа ломать не делать.))

Снятие бака. Держался он с одной стороны только на одном винте, а с другой за выступ рамы. В баке была ржавчина для ее изничтожения использовал абразив и преобразователь ржавчины на основе ортофосфорной кислоты. Пришлось изображать танцора румбы с нехилым таким маракасом в виде бака.)

Отсоединен от тросиков и снят двигатель, амортизаторы и седло. Цепь пришлось расстегивать так, как даже при отсоединенном двигателе не было возможности ее снять с передней звездочки.

Собственно и сам двигатель со снятым ротором магдино. Ротор снимался с помощью трехлапого съемника подходящего по размеру, чтоб зацепиться за окна ротора. Ротор пришлось снимать из за необходимости припаивать высоковольтный провод к катушке, который был обрезан. Так же пришлось восстанавливать проводку ранее доработанную для запуска от внешнего источника питания.

Это вся электрическая проводка. Напряжение вырабатывается магдино и составляет 6 вольт. С трудом нарыл 6 вольтовую лампочку для заднего фонаря.

Мопед превратился в груду запчастей. Все детали перед снятием были сфотографированы для удобства последующей сборки и упакованы с пометками откуда были взяты.

Срисовываем перед покраской логотип Рига-1 для изготовления шаблона используя скотч.

Появились еще кандидаты на восстановление мопеды Рига-3 выпуска 1967 и 1968 годов, они же доноры идентичных Риге-1 запчастей.

Основная проблема данного мопеда осыпающаяся краска нанесенная поверх родной весьма колхозным методом, что часто встречается для данной техники. Видимо этого было не достаточно и поверх все прокрашено мебельным лаком, причем не только окрашенные детали, но и все остальное например, амортизаторы были покрыты лаком. Отчистить, это полувековое покрытие было крайне не просто. Красить было решено в два цвета, причем один из них соответствует родному цвету. Использовал краску mobihel бриз 480 и сафари 215 такую наш любимый Автоваз пользует нынче.

Покраска делалась с помощью краскопульта. Получилось весьма в духе 60-х годов — времени выпуска данного мопеда.

Далее сборка и очистка деталей от старой краски с помощью металлической щетки и растворителя, а местами смывки body 700 (с ней поосторожней особенно когда открываете держите подальше от глаз там едреная кислота).
Собирать в гараже было тесновато из за увеличившегося парка мото-техники, приходилось вылезать на улицу.

Резина оказалась не смотря на возраст весьма живой. Задняя польская покрышка хоть и Хрущева еще помнит, но отлично держит давление. Передняя стоит чехословацкая Barum, камера там не так хорошо справляется с давлением, поэтому придется восстанавливать либо заменять.

В целом пока не отлажен двигатель заднее крыло ставить нет смысла. Основной проблемой этих мопедов, является именно двигатель в данном случае ш-50. Родоначальником его является явовский движок, но самый приличный двигатель для мопеда Рига, это ш-58, который появился существенно позднее. Выбивая искру я даже охудел интенсивно крутя педали, но видимо придется еще разбираться с моментом зажигания так, как искра оказалась слабовата для запуска.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...