Как везли цоя из латвии

Автобус на тот свет

Начать стоит с классификации. В фильмографии Алексея Учителя психологическую драму «Цой» логично поместить не в тот ранний сегмент, который связан с ленинградским рок-клубом (небольшие фрагменты из фильмов «Рок» и «Последний герой», снятых около 30 лет назад, использованы и в новой картине). «Цой» куда органичнее вписывается в нишу «исторической фантастики», где вальяжно расположилась недавняя «Матильда», своеобразно интерпретирующая отношения императора Николая II и балерины Кшесинской.

С «Матильдой» «Цоя» роднит не столько искусственно созданная атмосфера скандальности, сколько методологическое сходство. Учитель снова выступает здесь как интерпретатор исторических фактов.

Он исходит из того, что есть вещи неверифицируемые – никакой, даже самый въедливый биограф не может со стопроцентной уверенностью утверждать, о чем именно говорили оставшиеся наедине люди. Это можно только предполагать, что вправе делать любой автор.

В «Цое» примерно такое же, как в «Матильде», соотношение более или менее достоверных фактов и режиссерского воображения, помогающего автору решать свои личные концептуальные задачи. Они имеют весьма косвенное отношение к главному герою, который мирно спит на Богословском кладбище и вряд ли заворочался в гробу от нового фильма про себя, совершенно безобидного по отношению к его личности (нервно перевернуться Цой мог бы скорее от фильма Кирилла Серебренникова «Лето», где есть априори обреченная, хоть и смелая попытка Цоя сыграть). Впрочем, нельзя ведь исключать, что в гробу никакого Цоя нет, – версию «Цой жив!» никто не отменял. Эта мантра как бы невзначай звучит в финале картины из уст жутковатого имперсонатора Цоя, пугающего одновременно внешним сходством и внутренней непохожестью. Неподалеку от Литейного моста он просит огоньку у главного героя картины, которым является вовсе не Виктор Цой.

Километр. Работа над солнцем на площадке у памятника Виктору Цою в Латвии.

Можно представить, как радовался своей изобретательности тот, кому пришла в голову столь инфернальная идея: шофер «Икаруса» (Евгений Цыганов), в столкновении с которым погиб Цой, оказывается за рулем «пазика» с мистическим номером 21-15 (дата рождения – дата смерти), везущего гроб с телом певца и его не отошедшими от шока близкими из Латвии в Ленинград. С точки зрения правдоподобия объяснить такое совпадение вполне возможно: ну не нашлось во всей округе свободных водителей. «Тукумс – город маленький», – резонно замечает ушлый продюсер Цоя (Игорь Верник), мгновенно считывающий дьявольскую иронию судьбы и вычисляющий, что это за водитель, на одной интуиции, которая у деятелей шоу-бизнеса и правда порой напоминает экстрасенсорный дар.

Именно в таком ключе – не реалистическом, а метафизическом – лучше всего воспринимать «Цоя». Это ни в коем случае не биографический фильм в жанре «эксгумации», когда после смерти героя близкие проливают свет на неоднозначную личность. Здесь этого нет и в помине. Скорее перед нами эзотерическое исследование о влиянии на окружающих астрального тела Цоя, продолжающемся и после смерти. «Цоя» можно определить как «странную сказку с несчастливым концом» и необходимыми магическими ритуалами. Кстати вспоминается, как 30 лет назад Учитель включил в фильм, посвященный памяти рокера, проезд грузовика, в кузове которого лежал черный обелиск на его могилу.

Джоанна Стингрей о Викторе Цое в Латвии. Joanna Stingrey Tallin-Riga Latvian Мonument of Viktor Tsoy

Самый реальный персонаж в этой выдуманной истории – сам Виктор Цой, которого в фильме практически и нет, если не считать нескольких архивных видеозаписей. Песни его не то чтобы обильно звучат с экрана, но пару раз упоминаются в диалогах. И правда, сидя у окна автобуса, трудно не вспомнить «Троллейбус, который идет на восток».

Однако все окружение Цоя тщательно переименовано ради юридической безопасности и из-за претензий сына Цоя Александра (что, впрочем, все равно не помешало ему подать в Пресненский суд Москвы иск о нарушении прав на изображение к киностудии Учителя и прокатчикам «Цоя»). Не Марьяна, а Марина, не Наташа, а Полина. Сам Александр тоже не Саша, а Женя, а продюсер Юра – не Айзеншпис, а Райзен. В такой обстановке строжайшей конспирации этот маскарадный траурный кортеж трогается в путь, хотя по атмосфере и взаимодействиям между персонажами он похож на что угодно, кроме скорбной похоронной процессии. «Это не мрачная картина о том, как везут гроб, – говорил Учитель незадолго до выхода фильма. – Это картина о том, как Цой даже оттуда на нас всех влияет и мы становимся лучше».

Трудно сказать, кто из персонажей претерпевает в пути трансформацию к лучшему. Самый отвратительный из всех – продюсер – становится только хуже. Он искренне озабочен только пропажей кассеты с незаконченным альбомом Цоя «47», подозревает в ее краже водителя и устраивает на своем «Мерседесе» адскую гонку, подвергая опасности и без того деморализованных пассажиров автобуса.

Угомонить продюсера пытаются две женщины (Марьяна Спивак и Паулина Андреева), отношение которых к покойному объясняется в бесцеремонном диалоге с кем-то из должностных лиц: «Вы вдова?» – «Здесь все вдовы». Старшую вдову сопровождает новый спутник (Илья Дель), постоянно прикладывающийся к бутылке и в белогорячечной истерике бросающийся на гроб: «Вставай, Витя, вставай!» После этого шофер вынужден бутылку у него отобрать, но лишь затем, чтобы безутешный скорбящий извлек из сумки новую и начал докапываться до своей подруги: «Хочешь, разойдемся, к Витьку тебя обратно отпущу?» На борту присутствует и девушка-фотограф (Надежда Калеганова), которая собиралась с Цоем на его последнюю рыбалку и должна была быть с ним в машине в момент катастрофы (есть даже почти детективный намек на то, что именно она могла испортить тормоза в «Москвиче»). Еще до посадки во взбесившийся автобус она пытается утопиться (волна самоубийств фанатов, желавших отправиться на тот свет вслед за кумиром, – это, кстати, исторический факт), но все тот же шофер успевает достать ее с морского дна.

Фотографине принадлежит одно из немногих в фильме воспоминаний о Цое, однажды придумавшем совет: «Когда ешь мороженое, нужно смотреть сквозь веки на солнце». Вот и на фильм Учителя важно посмотреть сквозь правильную призму. Все становится на свои места и ощущение абсурда сглаживается, если постараться абстрагироваться от личности Виктора Цоя и рассматривать эту историю как мифологический сюжет, где поражающий своей уравновешенностью водитель – Харон, перевозящий душу умершего через Стикс. Драматургии в этом рутинном ритуале не было бы никакой, если бы в погребальную ладью (в смысле в автобус) не набилось несколько бесов, которые ссорятся, кричат, кривляются, искушают и провоцируют Харона, стараясь вывести его из себя, на что потусторонний лодочник реагирует с героической невозмутимостью, оставаясь с начала и до конца единственным симпатичным персонажем.

Сам режиссер настойчиво употребляет по отношению к «Цою» жанровое определение «притча». А в притче обычно полагается нравоучительный вывод. Какое поучение можно из фильма извлечь? Пожалуй, такое: если тебе небезразлично, кто будет провожать тебя в последний путь и как все это будет выглядеть, надо при жизни быть осторожнее в связях и тщательнее фильтровать круг общения. Впрочем, над такой предусмотрительностью сам Виктор Цой, автор иронической песни о тщетных усилиях по самосохранению «Будь осторожен, следи за собой», вероятно, лишь посмеялся бы.

Источник

Россия: Привезенный из Латвии камень с места гибели Виктора Цоя установили в Петербурге

Камень с места аварии, в которой погиб легендарный советский рок-музыкант Виктор Цой, установили в Любанском переулке Петроградского района Санкт-Петербурга.

Как рассказал в среду звукорежиссер и музыкальный продюсер Андрей Тропилло, установленный «смертный камень Цоя» — тот самый, из-за которого 15 августа 1990 года автомобиль музыканта вылетел на встречную полосу 35-го километра шоссе Слока — Талси под Юрмалой и столкнулся с «Икарусом».

«Наехав на этот камень, он проснулся, потому что заснул до этого, повернул еще более руль налево, нажал на газ, выскочил на шоссе, по которому от Риги приближался «Икарус». И с этого камня он вознесся на небо», — рассказал Тропилло.

Кроме того, Тропилло рассказал, что 100-килограммовый кусок базальта, пролежавший в канаве 30 лет, удалось «опознать» по фотографиям. Его подлинность, отмечает он, подтвердили свидетели, которые были на месте аварии на следующий день.

Тропилло добавил, что лично провез камень через четыре границы «контрабандой», ему даже пришлось пять с половиной месяцев «находиться с ним в пандемии».

«Благополучно ввез его на территорию России, хотя он весит 100 килограммов, а ввозить можно только 25, но наши доблестные таможенники сказали: «Это Цоя камень — везите!» Вот так», — рассказал мужчина.

Автор арт-объекта «Смертный камень Цоя» скульптор Олег Бурьян, добавил, что место для установки памятного знака выбрано неслучайно. Под землей в месте установки памятного знака находилось бомбоубежище, в котором в 90-е годы прошлого столетия располагался знаменитый клуб «Тоннель».

«За последние годы удалось энтузиастам-цоеманам убедить начальство местное, и пока неформально, а, может быть, уже и формально это место называется «Сквер Цоя». То есть они пытались переименовать переулок вот внизу — «Переулок Цоя». Ну, я думаю, что постепенно, постепенно интегрироваться Цой будет в это место, потому что за забором у нас знаменитая «Камчатка» — та самая котельная, где Виктор писал свои песни», — добавил скульптор.

Бурьян уверен, что в «пресыщенном историческими памятниками» городе, «мягкая, спокойная» конструкция с QR-кодом впишется в городскую среду.

Кроме того, скульптор добавил, что сама идея QR-кода возникла под влиянием песни Цоя «Группа крови». Сайт «цойстобой.рф», на которой при сканировании ведет QR-код, будет дополняться контентом силами энтузиастов и молодежи.

Россия: Привезенный из Латвии камень с места гибели Виктора Цоя установили в Петербурге

02:38

Источник

Подробности аварии, в которой погиб Виктор Цой

Подробности аварии, в которой погиб Виктор Цой

По официальной версии авария, в которой погиб Виктор Цой, произошла из-за ошибки водителя, и была несчастным случаем. Однако есть и другие мнения. На месте гибели музыканту установили памятник, его расположение легко можно найти на карте.

В 1990 году Советский Союз пребывал в агонии. Измождённое бедностью население страны опьянело от гласности и требовало перемен. Вместе с этим Власть была недовольно разгулявшейся свободой мысли. Политики усматривали призывы к свержению строя в куплетах многочисленных песен, исполняемых неформальными музыкальными коллективами.

Среди культовых рок-групп особую популярность завоевал коллектив «Кино». Многие поклонники подозревают, что авария Виктора Цоя произошла неслучайно. Учитывая общеизвестный факт о нарастающей ненависти населения к руководству СССР, версия об умышленном устранении лидера группы «Кино» не лишена основания.

Дата и время аварии

Летом, 15 августа 1990 года, на одной из просёлочных дорог Латвии, произошла сильная автокатастрофа. В 12:28 столкнулся легковой автомобиль «Москвич- 2141» с пассажирским автобусом марки «Икарус». В результате лобового столкновения водитель легковушки скончался на месте.

Погибшим оказался Виктор Робертович Цой. Водитель «Икаруса» не пострадал. Кроме двух транспортных средств и двух водителей, днём, на дороге не было никого, ни пассажиров, ни свидетелей. Это первый подозрительный факт в происшествии.

Место на трассе

ДТП произошло на 35-ом километре автодороги «Слока – Талси», что недалеко от военного городка Тукумса. Дорога представляет собой узкое асфальтированное полотно шириною 5 метров. Вплотную к обочинам, растёт кустарник и деревья. Кроме того, сельская трасса Р128 осложнена многочисленными поворотами, подъёмами и спусками. На одном из таких поворотов и произошло ДТП.

Рис.1 Место аварии

Причина ДТП с участием Цоя

Причиной ДТП стало лобовое столкновение, которое спровоцировал Виктор Цой. Его «Москвич» на скорости 130 км/ч съехал на обочину одной стороной, а затем резко вернулся на асфальтовое покрытие. По инерции машину вынесло на встречную полосу, по которой двигался «Икарус». События произошли столь стремительно, что водитель автобуса не смог предпринять экстренного торможения и попытаться избежать столкновения.

Кроме того, вскользь прозвучала информация о неисправности тормозной системы автобуса. Эти слова официально подтвердил сам водитель. Однако, по некоторым журналистским расследованиям, автобусник мог видеть машину Цоя за 100 м до столкновения и предпринять меры для ухода от удара. Это второй подозрительный момент в истории аварии.

Рис. 2. Схема ДТП, в котором погиб Цой

Версии происшествия

Официальная версия аварии: «Автомашина «Москвич 2141» двигалась из Талси в Слока, в направлении Плиеньциемса. Виктор Цой превысил допустимый скоростной режим, двигаясь со скоростью 130 км/ч. Во время движения, водитель уснул и съехал на обочину. Пробудившись, резко вывернул руль влево и выехал на встречную полосу, где совершил столкновение с автобусом «Икарус», движущимся со скоростью 60 км/ч». Такова сухая сводка происшествия.

Смущает такой факт, как можно ехать по сельской дороге с поворотами на скорости 130 км/ч, и при этом умудриться заснуть за рулём? При том, что водитель был трезв. Ведь даже анализ крови подтвердил, что в организме Виктора Робертовича не было алкоголя. Переутомление? Тоже остаётся недоказанным фактом.

Вместе с этим, латышская сторона не стала проводить никаких дорожных экспертиз происшествия. Таким образом, превышенная скорость и сон за рулём на просёлочной дороге, рождают третий подозрительный момент в аварии.

Автобус возвращался из РМЗ (автосервис) после ремонта в парк. В последний момент, перед выездом из ремонтных мастерских, маршрут движения «Икаруса» был кем-то изменён. Согласно новому путевому предписанию, необходимо было дать крюк.

После ДТП нет ни одного фото разбитого «Икаруса». Все снимки автобуса сделаны после восстановления кузова. А вот разбитая машина Цоя есть в материалах дела. Но, по словам журналистов, фото фейковое.

  • Во-первых, машина выглядит так, как будто на неё уронили бетонный блок, а не участвовала в лобовом столкновении. При лобовых и боковых столкновениях повреждения кузова иные. А здесь передок полностью цел.
  • Во-вторых, госномер Цоя был Я6832ММ. А на фото битой машины другие цифры и буквы номера. Это ещё несколько подозрительных фактов в происшествии.

Рис.3 «Москвич 2141» после аварии

Похороны

19 Августа у Богословского кладбища собралось множество людей. В полдень прибыл автобус из Латвии, который привёз тело Виктора Цоя. Гроб был необычно большим. Его внешняя часть была обита тёмно-синим бархатным материалом. Крышку гроба не открывали, так как тело музыканта имело сильные повреждения.

Гражданская панихида была спонтанной. Поклонники украсили кладбищенские стены фотографиями кумира и пели его песни. В основном проститься с любимым музыкантом пришла молодёжь, друзья и коллеги по сцене, знаменитые актёры. Например, присутствовал Александр Абдулов. Из разных уголков доносились песни Цоя под гитару и из магнитофонных динамиков, перебиваемые рыданием фанатов.

После того как гроб с телом музыканта предали земле, на могиле установили гранитную плиту с некрологом и двумя фотографиями певца. Затем, большая часть присутствующих проследовала на Невский проспект, откуда движение продолжилось на Дворцовую площадь. Шествующие скандировали: «Цой жив!». Колонну поклонников сопровождали сотрудники МВД.

Множество фанатов долго жили на кладбище и ежегодно ухаживали за могилой кумира. Это приносило неудобства многочисленным посетителям погоста, которые иногда подвергались избиениям выпивших поклонников группы «Кино».

Установка памятника на месте гибели

Через 12 лет после трагедии на 35-километре автодороги Талси-Слока, был установлен памятник Виктору Цою. Координаты мемориала: 57.115539° СШ, 23.185392° ВД. Эту точку легко найти на карте. Открытие памятника прошло 15 августа в день смерти музыканта. Изначально монумент был выполнен из гипса.

Но уже в сентябре гипсовую версию заменили металлической скульптурой.

Рис. 4 Карта, на которой можно легко найти место дорожно-транспортного происшествия

Внешне художество представлено в виде стелы с бюстом. Певец запечатлён в позе с повернутой головой и возложенными на плечи руками. Именно такую позу Цой любил принимать на сцене. Высота произведения 2.3 м на постаменте 1м², площадь мемориала 9м².

Рис. 5 Мемориал Виктору Цою в Латвии

Авторами памятника стали общественники: художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили. На утверждение макета, изготовление памятника и согласование с Энгурской Администрацией ушло 2 года. Изначально предполагалось выполнить монумент музыканта в полный рост с гитарой. Однако в ходе обсуждения с инициативной группой предпочтение большинства было отдано более компактной версии памятника.

Водитель злополучного «Икаруса» посетил мемориал Цоя в 2012 году и рассказал журналистам, кое-какие факты о произошедшем столкновении днём 15 августа 1990 года.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...