«Рига-26» — мопед, давший название классу мини-мокиков
Производство малого мопеда «Рига-26» началось в 1982 году в столице Латвии на заводе «Sarkanã zvaigzne».
Предприятие стояло на пороге эволюционного развития мопедов малого класса. Сразу трудно сказать, почему «Рига-Мини» пошла в серийное производство.
В период недоступности авто и мотоциклов, за которыми выстраивались очереди, мопед стал настоящей находкой для дачников, рыбаков и грибников. Небольшой вес, складная конструкция позволяли без проблем разместить колесный аппарат в подвале многоэтажки или прямо на балконе. Мокик помещался в багажнике легкового авто или в тамбуре электрички, если его нужно было взять в дальнюю дорогу.
Еще одним преимуществом при эксплуатации являлась маневренность, высокая проходимость на лесных тропах. При необходимости малыша не сложно было перенести в руках.
Среди слабых мест «Рига-26» отмечалась сравнительно высоким расходом топлива. С учетом простоты, не могла похвастаться надежностью и подвеска. В частности требовала регулярной замены пружинная вилка переднего колеса.
Рига-26. Обзор и тест-драйв
Для любителей перевозить поклажу багажник оказывался недостаточным. Тут каждый исхитрялся, как мог. К примеру, в ход шли металлические корзины из универсамов.
Мопед с успехом выпускался до начала 90-х годов. Но даже сегодня не сложно встретить экземпляры в пристойном состоянии. Некоторые владельцы уже применили к мокику слово — раритет.
ИсточникКак выглядит Рига 26
Фотографии женского велосипеда “Рига” 26 из коллекции Влада Карганова http://vk.com/id70117629
Фото с сайта http://veloretro.ru/
Женский велосипед “Рига ” 20.
Мужской велосипед “Рига ”16.
Мужской велосипед “Рига ”10.
Детский велосипед В-623Л.
Велосипед “Школьник”.
ШВМЗ “Орлёнок” и “Ласточка”.
ЛВЗ В-22 “Львов” (женский).
ХВЗ В-22 “Харьков” (женский).
ХВЗ 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″.
2 комментария:
На счет 17кг загнули конечно. Она же не из сплошных трубок же сварена. ПВЗ-512 такого же типа не больше 14кг со всей атрибутикой весит.
Нормальный вес для такого велосипеда. Дамская рама усилена, чтобы не гнулась и была достаточно жесткой. А то все привыкли к ашанбайкам, которые переплавлены из старых пивных банок, самолетов и кастрюль. Кстати, горный велосипед с женской рамой — сто процентов ашанбайк.
Спортивные велосипеды не бывают женскими, ибо они только для спорта и высоких нагрузок, но никак не для повседневной езды. А 112-512 — велосипед 80-х, когда качество всего и вся упало и стали на всем экономить. А S-образные рамы, как у этой модели, у нас перестали делать в начале 60-х гг., перешли на простые скошенные рамы.
ИсточникМечта почти всех девушек и школьников СССР: история мопеда Рига-26
Советская Прибалтика никогда не славилась автопромом, зато именно здесь производили мопеды, которым было суждено стать мечтой чуть ли не каждого советского школьника. Речь идет о компактном, легком и вместе с тем довольно мощном мокике, Риге-26.
Конструкционно Рига больше близка легким мотоциклам — правильнее называть ее не мопедом, а мокиком, поскольку запуск двигателя производится кик-стартером. Если в Прибалтике мокик свое название сохранил, то ближе к центральной части СССР он выпускался уже под более «пролетарским» названием, РМЗ 2.126.
Мини-мокик продавался прямо в магазинах спорттоваров, габариты позволяли. Стоил немногим больше 200 рублей, что при средней месячной зарплате в 120-180 рублей все же было серьезной суммой.
Отличительной особенностью Риги-26 были маленькие колеса — своеобразная дань моде того времени. Несмотря на крошечные размеры, у мопеда были все признаки «серьезной» техники: передняя телескопическая вилка, подвеска (правда, она появилась тремя годами позже выхода первого варианта) и двигатель на 50 кубических сантиметров.
Рига-26 умела разгоняться до 50 км/ч, что учитывая его размеры было более, чем достаточно. Мечтали о прибалтийском мокике не только школьники — он был почти идеальным выбором городского жителя. Весил всего 50 килограммов и помещался даже в коридоре, компактность технике обеспечивали складные ручки.
К сожалению, выпускать Ригу-26 перестали после отделения Латвии от СССР. Современные мопеды возможно и более мощны, но далеко не так комфортны в городе.
ИсточникДве Мини родом из Риги
Предыстория.
Летом 2011 года в ходе акции «Прием мопедов у населения» у модернизаторов подросткового возраста за символические 600 р был выкуплен неопознанный ездящий объект. Точнее, ездил он в прошлой жизни. Под слоем половой краски (красили половой кисточкой, не разбирая мопед) была обнаружена Рига-мини в достаточно комплектном состоянии.
Мопед решено было реставрировать — для участия в Томском параде ретромобилей и в качестве фотомодели для фотоконкурса. Оригиналом для восстановления послужила оранжевая РМЗ 2.130 на рекламных проспектах.
Осенью 2013 года товарищем по увлечению была презентована «Стелла», практически полностью укомплектованная, с загрунтованной, но неокрашенной рамой, уже со следами ржавчины. Прежний хозяин, как это бывает, в процессе восстановления к мопеду охладел. Решено было восстановить Стеллу уже не в оригинале, несколько улучшить мопед, однако без фанатизма, не превращая Стеллу в Хонду Манки
После восстановления мопедов хочу проверить разницу в эксплуатации стокового и улучшенного мопеда.
История моделей
К началу 70-х годов среди различных типов двухколесных транспортных средств, выпускавшихся в мире, появился новый вид — минибайк, сверхлегкий мотоцикл с уменьшенными до предела размерами экипажной части. Советская промышленность оперативно отреагировала на рост популярности мотоциклов-малюток.
Было выпущено несколько экспериментальных мини-мокиков, которые по тем или иным причинам в серию не пошли.
Мокик «Mini» (1971)
Микророллер «Мини-Спорт» (1971)
Мокик «Рига-14» (1973)
Рига-26 «Мини» РМЗ 2.130 начала выпускаться в 1985 году на Рижском мотозаводе «Саркана Згвайзне».
Является дальнейшей разработкой модели РМЗ-2.126 (1984 год), отличается от предшественницы наличием задней подвески (у РМЗ-2.126 рама «сухая»).
В 1983 году рижский завод «Саркана Звайгзне» выпустил первый в СССР минибайк «Мини» РМЗ-2.126.
От выпускавшихся заводом мопедов «Мини» отличался исключительно компактно скомпонованными рамой, бензобаком, передней вилкой и силовым агрегатом. Руль и седло — выдвижные, как у складного велосипеда. Но главным техническим решением, позволившим радикально уменьшить габариты, стало применение 10-дюймовых колес, унифицированных с колесами советских мотороллеров вместо относительно больших спицованных колес. Диски «Мини», как у «Тулы» и «Вятки», состояли из стянутых болтами половинок и для замены шин разбирались пополам.
Рижские конструкторы рассчитывали габариты минибайка, исходя из некоторых типичных для советского быта размерностей. Согласно техническому заданию, «Мини» со сложенными рулем и седлом должен был помещаться вертикально в стандартной кабине лифта, в чулане малогабаритной квартиры «хрущевской» пятиэтажки, занимать минимум места в сельском сарае. Также минибайк должен свободно входить в багажник «Волги» ГАЗ-24, чтобы при необходимости его можно было бы перевезти на такси. Предполагалась возможность погрузки «Мини» на верхний багажник, установленный на крыше «Жигулей», «Москвича» и «Запорожца». Также предусматривалось интересное противоугонное устройство — на передней вилке и раме находились петли, которые при повороте руля до упора совмещались, и в них можно было вставить дужку висячего замка.
Чтобы сложить половинки руля и опустить седло, достаточно было ослабить очень простые цанговые зажимы. Двигатель заводился от кик-стартера. На стоянке «Мини» удерживал откидной боковой упор.
Малютку, подобно «взрослому» мотоциклу, оснащали фарой с европейской системой светового потока, указателями поворотов, катафотами, спидометром, зеркалами заднего вида, бесконтактной системой зажигания, сменным бумажным элементом воздушного фильтра. Существовали модификации «стандарт» и «люкс». Последняя отличалась наличием багажной корзины над задним крылом, откидной багажной решетки спереди, дополнительными указателями поворота и более яркой окраской.
Через два года, в 1985-м на смену первому варианту пришел новый «Мини» РМЗ-2.130. Сохранив все особенности предшественника, он получил маятниковую подвеску заднего колеса вместо жесткого крепления колеса к раме, измененную систему выпуска с поднятой вверх, а, значит не цепляющей за неровности дороги трубой глушителя.
Правда, масса «Мини» около 50 кг получилась не меньше веса полноразмерных «легких» мопедов завода «Саркана Звайгзне» «Рига-11» и «Рига-13». Рабочий объем и мощность двигателя, а, значит, максимальная скорость также была не меньше, чем у названных моделей мопедов. Мопеды первых выпусков оснащались двигателем S-62. «Мини» второй серии РМЗ-2.130 оснащали либо мотором В-501 с ножным переключением передач, либо двигателем В-50 с ручным управлением коробкой.
Но цена как раннего, так и позднего «Мини» оставалась одинаковая: 250 рублей за стандартный вариант и 260 рублей за «люкс». Так как рабочий объем двигателя минибайка меньше 50 см3, как у современных скутеров, управлять им мог человек, не имеющий водительских прав, что повышало популярность минибайка среди подростков-школьников.
Варианты окрасок: полностью оранжевая, полностью малиново-красная, полностью синяя, полностью белая, бело-синяя, бело-зеленая, бело-красная, бело-оранжевая.
Источник