Как я побывал в литве

Старт, едем навстречу новому 2019 году! В этот раз маршрут мы спланировали буквально за пару недель до его начала. Сперва мы хотели поехать в более дальние уголки Европы, но подросший курс евро эти начинания быстро скорректировал. Накануне двое из наших друзей сообщили, что едут на новый год в Прибалтику, одни — в Таллин, а другие — в Друскининкай.

И тут маршрут нарисовался сам собой — у нас еще и подруга живет в Калининграде, а нам всегда хотелось посмотреть на Куршскую косу, вот и прекрасный повод. Так и условились о встрече с друзьями в трех разных местах.

В Прибалтику на Шкоде

После сентябрьской поездки в Крым и Абхазию в прошлом году душа настойчиво требовала новых дорог. Приближались майские праздники, и провести их так просто в Москве или даже на даче — было бы непозволительным расточительством драгоценных свободных дней. До поездки по Америке, которую я запланировал на сентябрь, было еще далеко и хотелось прокатиться на машине куда-нибудь подальше, так сказать, размяться перед большим автопутешествием по Калифорнии. Выбор пал на Прибалтику. Из трех бывших прибалтийских республик я не был только в Литве, поэтому спланировал такой маршрут: Москва — Минск — Вильнюс — Калининград, а обратно Клайпеда — Вильнюс — Минск — Гомель и через Брянскую область, где у меня живут родственники, обратно в Москву.

СВАДЬБА В ЕВРОПЕ. Литва, Вильнюс

Балтийский транзит 2013

Как и было задумано по окончании поездки в Калининград, летом 2013 года мы решили посетить страны Балтии. В процессе разработки маршрута из первоначального списка планируемых к посещению стран (Польша, Литва, Латвия, Эстония) была исключена Польша. Не потому, что страна неинтересная, а потому, что двухнедельного отпуска на четыре страны явно мало.

Прибалтийская прогулка на SsangYong Kyron II со свадебным happy-end-oм

Идея о новой поездке возникла, как обычно, спонтанно, предстоял непродолжительный отпуск в начале августа 2012 г. Серьезных и длительных поездок планировать не было возможности, поэтому пришла мысль посетить ближайшие дружественные страны Литву и Латвию, навестив при этом своих друзей в Риге. Планировалось проехать по Литве от Вильнюса до Клайпеды, с заездом на Куршскую косу, а затем через Палангу и Шауляй в Ригу и потом в Москву.

Москва — Зеленоградск: на Балтику в июле 2014 года (часть 1)

Хочу поделиться впечатлениями об автопутешествии, совершенном в июле текущего года в Калининградскую область через Белоруссию и Литву. Традиционно прошу к изложенному материалу относиться спокойно: это исключительно мои личные ощущения и, если кому-то что-то не понравится или кто-то с чем-то не согласен, не возражаю, навязывать свою точку зрения я не собираюсь. Итак…

Сейчас я тебе за Литву расскажу

Балтика-Прибалтика. Поездка в Калининград и Гданьск на майские праздники

Поездку по Прибалтике и Калининградской области я уже года два рассматривал как возможный вариант для путешествия, но каждый раз что-то не срасталось. В прошлом году, в мае на свой день рождения совершил с друзьями пробный заезд в Таллин, до этого транзитом побывал в Риге, ожидая рейс в Милан, в поездке на матч Милан—Зенит, и само собой появилось желание исследовать эти места поподробнее. О Калининграде и говорить нечего, не каждому удается побывать в этом городе, поэтому с заменой маршрута на майские праздники долго выбирать не пришлось.

Обзорная Прибалтийская петля

На Drom. ru я относительно недавно, но нахожу на этом сайте много полезной информации об автотуризме. Поэтому решил и сам пополнить копилку отчетов своими впечатлениями о нашем летнем семейном путешествии с детьми и моими немолодыми родителями по соседней Прибалтике. За две недели мы постарались увидеть наиболее яркие достопримечательности Эстонии, Латвии и Литвы, а на обратном пути заглянули в старинную крепость Изборска.

Краткосрочная поездка по Европе на девять дней на универсале Лада Приора

Итак, начинаю свой рассказ о поездке в Европу. Мысль о том, чтобы совершить вояж у меня возникли в прошлом году после покупки нового автомобиля. Так как автомобиль «Лада-Приора»-универсал в самой полной на то время комплектации, на мой взгляд, вёл себя очень достойно и просто призывал к тому, чтобы садиться и в него и куда ехать. Кроме того, меня очень обнадежили и впечатлили рассказы на форуме о поездках в Европы, большое спасибо всем, кто их оставил на форуме, они мне очень помогли.

Галопом по Европам, или Как за три недели августа увидеть все и сразу

Идея посетить Европу возникла давно, но реализовываться начала только в этом году. Повод был как раз хороший — недавно поженились и хотелось устроить себе незабываемое путешествие. Добрые гости и друзья нам предоставили материальную основу на свадьбе, осталось только ее реализовать.

Набережные Челны — Москва — Минск — Вильнюс — Клайпеда — Калининград на Nissan X-Trail

Осуществилась моя давнишняя мечта о путешествии на автомобиле в Европу! Эта поездка была, так сказать, пробой пера и основной целью было попасть в Калининград на юбилеи к моим родителям и на свадьбу к другу. А также попробовать свои силы для будущих автопутешествий. Да и маршрут получился не совсем уж европейский, а больше российский. Но поскольку для поездки в Европу из Сибири или Урала многие выбирают именно этот маршрут, то опишу его подробнее.

Источник: travel.drom.ru

Прогулка по советской ракетно-ядерной базе в Литве

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Литовский фотограф Мантас Алишаускас (Mantas Ališauskas) решил окунуться в историю и отправился на бывшую базу баллистических ракет «Двина» в местечке Плокштине.
Базу построили в начале 1960-х годов, и, просуществовав 12 лет, она была закрыта. Это была одна из самых секретных ракетных баз Советского Союза, где в состоянии боевой готовности находились ядерные ракеты Р-12 массой около 42 тонн каждая. Сегодня на месте базы находится хранитель истории – Музей Холодной войны.
Входная стоимость в литовский Музей Холодной войны, неподалеку от города Плунге, составляет 5 евро (около 350 руб.) для взрослых, и 2,5 (180 руб.) – для детей и пенсионеров. Заходить на территорию бывшей базы без сопровождения гида запрещается.

1.

«13 мая 1946 года Совет Министров СССР издал постановление о ракетном вооружении, в соответствии с которым были начаты работы по созданию баллистических ракет средней дальности. Так началась эпоха ядерного оружия», – пишет фотограф в комментарии к фотопрогулке.

Ракетная шахта.

2.

В 1960 году на базе 50-й воздушной армии дальней авиации была создана 50-я ракетная армия. К сентябрю 1962-го в ее составе было девять ракетных дивизий – 38 ракетных полков и частей специального обеспечения. Со штабом в Смоленске, армия дислоцировалась на территории республик Прибалтики, Белоруссии, Мурманской, Ленинградской, Псковской и других областей.

3.

На территории Литвы, в городе Плунге, был сформирован 79-й гвардейский ракетный полк, который первым был оснащен ракетными комплексами Р-12. Максимальная дальность стрельбы таких ракет составляла 2000 км. Позже в состав полка был включен 3-й стартовый дивизион с шахтными пусковыми установками, который с 1 января 1963 года нес боевое дежурство.

Помещение с агитационными и патриотическими плакатами.

4.

В составе 50-й ракетной армии в 1961-м была также сформирована 58-я ракетная дивизия. Она состояла из трех ракетных полков, расположенных в трех литовских городах со штабом в Кармелаве. В боевом составе дивизия имела три ракетных полка, вооружённых ракетами средней дальности Р-12Н.
В конце 1980-х годов устаревшие системы типа Р-12У, а позже и Р-12, заменили более современными передвижными ракетными комплексами. Договор 1987 года между США и СССР запретил баллистические ракетные системы малой и средней дальности, и 58-я Кармелавская дивизия была расформирована. Ракетная база в Плокштине была закрыта в 1978 году.

Лабиринты базы.

5.

Пишет фотограф: «Первое, что бросается в глаза – это многоуровневая система защиты по всему периметру базы, что не только физически затрудняет доступ к ней, но и потенциально опасна за счет высоковольтного забора и наземных мин. Вся система состоит из пяти уровней защиты».

6.

На территории базы было построено четыре ракетные шахты, которые состояли из внешнего бетонного цилиндра глубиной 30 метров и шириной 7 метров. Внутри каждой шахты – стальной пусковой стакан для ракеты диаметром 5 метров. Толщина стен составляла до 2,5 метров. Строительство шахт курировали военные и специалисты по подземному строительству.

7.

Муляжи радистов.

8.

Шахтная пусковая установка была разделена на шесть различных технологических ярусов с лифтами.

9.

Внутри шахтной пусковой установки.

10.

Без необходимости подниматься на поверхность, сотрудники могли добраться до каждой шахты базы из технологического блока, через подземные туннели или боковые входы. После запуска ракеты, боковые входы закрывались противовзрывными герметичными дверями. Такие двери использовались для предотвращения повреждения объектов в технологическом блоке, и для безопасности при случайном взрыве ракеты.

11.

«На пятом ярусе была установлена стартовая площадка ракеты Р-12. Чтобы загрузить и запустить ракету, сначала требовалось снять тяжелую защитную металлическую крышку. Несмотря на то, что шахта была рассчитана на многоразовое использование, после каждого запуска она подлежала длительному и дорогостоящему ремонту», – пишет фотограф.

12.

Общая схема шахтного комплекса «Двина».

13.

Ракету-носитель опускали в шахту на стартовую площадку, затем к ней пристыковывали заправочные и другие коммуникации. По завершении проверки помещения опечатывали. Каждые полгода операцию повторяли, и устанавливалась новая ракета. Эти меры предпринимали для эффективного функционирования систем в случае приказа о пуске ракет.

Помещение для хранения окислителя. Его хранили в алюминиевом баке объемом 85 тонн.

14.

Помещение для хранения сжатого газа. Кроме топлива и окислителя, во время пуска каждая ракета снабжалась сжатым воздухом и азотом.

15.

Помещение с историей ракет. На фото – советская зенитная управляемая ракета.

16.

Помещение с агитационными и патриотическими плакатами.

17.

Пропаганда от обеих сторон в разгар Холодной войны концентрировалась на теме мира. Угроза ядерной войны изображалась как величайшая опасность для человечества. Агитационные плакаты тех времен давно утратили силу, но их нынешняя художественная и историческая ценность высока.

18.

19.

Что касается защиты жителей городов, фотограф высказался: «По своему личному опыту, я побывал в относительно нетронутом убежище под одним из советских заводов в Вильнюсе. Было заявлено, что он может вместить более 150 человек, но на деле, он не вместил бы больше 30. Все это оставило меня с чувством, что он был построен «для галочки», а не для защиты людей. Если бы над Вильнюсом когда-нибудь взорвалась ядерная бомба, очень немногие могли бы спастись в убежищах».

20.

Мантас Алишаускас был в Музее холодной войны дважды. Во время первого визита он получил массу впечатлений, а на этот раз вернулся, чтобы задокументировать все и поделиться с миром. «Какой бы темной ни казалась история, когда выходишь из ракетно-ядерной базы в солнечный день, а тебя окружает лес, появляется чувство надежды и побуждение сделать что-то, чтобы история не повторилась», – написал литовский фотограф.

21.

Источник: maxpark.com

Литовский край, страна озер

Литовский край, страна озер

Эти места в Литве с давних пор называют «ленинградскими». «О чем идет речь?» — наверное, спросите вы с некоторым недоумением. А вот о чем: о живописных окрестностях маленького городка Игналина, расположенного на самом востоке Литвы.

В советские времена Игналина и ее окрестности, расположенные почти рядом с границами Белоруссии и Латвии, служили одним из любимых мест отдыха многих ленинградцев. Туда приезжали семьями, большими «таборами». Кто на месяц в отпуск, а кто и на целое лето отправлял туда детей с бабушками и дедушками. Одни снимали комнату в деревне, другие — на хуторах.

Ничего удивительного: Игналину от Ленинграда отделяла всего ночь в поезде с Варшавского вокзала. Около шестисот километров, почти как до Москвы. Там, в Игналине, ленинградцев манили очаровательная природа, чудесные озера и леса. А еще – очень вкусные молочные продукты. Да и вообще, как многие еще помнят, в советское время Прибалтика была «советской заграницей».

Многие ленинградцы, которых тут называли «дачниками», из года в год приезжали в эти столь полюбившиеся им края.

Пейзажи игналинских окрестностей

Признаюсь, и я небеспристрастен: к Литве, этой маленькой балтийской стране, население которой почти в два раза меньше количества жителей всего Петербурга, я с давних пор питаю самые добрые чувства. Так сложилось, что на протяжении почти двадцати лет, в прежние советские времена, практически каждый год и мне доводилось отдыхать один летний месяц из трех в деревне близ Игналины. За столько лет места эти стали мне настолько родными, что казались чуть ли не «второй родиной». Правда, каюсь, за столько времени литовского языка я не выучил, ограничившись знанием лишь некоторых, самых распространенных слов.

В 1992 году, когда Литва уже стала независимой, а граница еще была открыта, я побывал в тех местах последний раз. Прошло почти полтора десятка лет, мир стал иным, за это время мне довелось много поездить и по России, побывать в Европе – и Восточной, и Западной, «отметиться» и на модных курортах. Однако ностальгия – серьезное дело.

И спустя тринадцать лет, в 2005 году, я вновь побывал в «родных пенатах». Уже со своей семьей. И с тех пор практически каждый год мы стараемся хотя бы на несколько дней, а то и на неделю-другую, приехать в те места.

Признаться, в первый раз после долгой разлуки я собирался туда с тяжелым чувством. Слишком много негатива было в нашем официозе по поводу Прибалтики. Масла в огонь подливали и тамошние национал-радикалы, делавшие свою политическую карьеру на этой словесной войне… Однако Литва, как и прежде, встретила не только чистотой, опрятностью и ухоженностью, но гостеприимностью и радушием. И в очередной раз стало понятно: политика – это одно, а жизнь обычных людей – это совсем другое. В чем убеждаюсь каждый год, посещая Литву.

Здесь так же, как и прежде, практически все прекрасно понимают по-русски (кроме, пожалуй, самых молодых) и без проблем, доброжелательно перейдут в разговоре с вами на русский язык. Так что языкового барьера нет. Подростки по-русски говорят хуже – в школе они его уже не учили. Понимать – понимают, но объясняются порой с трудом. Их реакция на русский язык – от нейтральной до доброжелательной, более того, и язык, и сами его носители вызывают у них любопытство.

Больше того, русский язык для самих литовцев является постоянным фоном. Практически в каждом газетном киоске, причем не только в крупных городах, но и в провинции, есть издающиеся в Литве русские газеты, а также наши российские издания – главным образом, модные журналы. А когда в той же Игналине узнают, что вы приехали из Петербурга, который здесь, по старой привычке, продолжают называть Ленинградом, то широко улыбаются и говорят: «Вы же наши…»

Кстати, как оказалось, ностальгический туризм ленинградцев-петербуржцев в Игналинский край – явление не такое уж и редкое. В нынешнем году нашими соседями по гостевому дому близ Игналины на несколько дней оказались сестры-художницы Мария и Наталия Печатниковы. Родились они в Ленинграде, там выросли, окончили школу, в 1991 году уехали учиться изобразительному искусству в Америку, потом обосновались в Германии. А когда-то, в детстве, они каждое лето проводили с бабушкой и дедушкой на хуторе Пабалтис – там жили пять братьев-лесников, у каждого из которых был свой дом. «Помним хозяина дома, где мы жили на хуторе, который пользовался особым уважением, — старик дед Эрвард. Ему было лет девяносто, он еще успел послужить до революции в русской царской армии».

По словам сестер, жизнь на хуторе посреди леса была настоящей сказкой. Рядом несколько озер. Грибы, ягоды, рыбалка, натуральное хозяйство. Продукты собственного производства покупали у местных жителей… А из Ленинграда по почте присылали посылки с черешней, гречей, ленинградским хлебом.

«Атмосфера на хуторе была очень творческая, — рассказали сестры. — Наш отец, Натан Михайлович Печатников, работал на «Ленфильме», был директором многих картин, среди них — «Звезда пленительного счастья», «Мы смерти смотрели в лицо», «Блокада». Кстати, он снял любительский фильм про наш хутор Пабалтис. А по соседству с нами отдыхала семья художника Анатолия Белкина, тоже из Ленинграда… Мы устроили детский театр, и на наши представления приходили все жители хутора. Вместе пели песни, устраивали выставки, ели пироги с черникой».

Натан Михайлович Печатников

Натан Михайлович Печатников

Последний раз сестры Печатниковы отдыхали на литовском хуторе в 1989 году. А спустя двадцать восемь лет, в 2017-м, вернулись, чтобы окунуться в детство. Ностальгия. К поездке готовились долго. Вспоминая хутор в Литве, создали серию рисунков, издали альбом.

В предисловии сестры отмечали: «В какой-то момент, наверное, любому человеку хочется понять, почему он именно такой, а не какой-нибудь другой, из какого теста он сделан, из какого воздуха? Вот и мы – не исключение… В последнее время мы почему-то стали часто вспоминать свое раннее детство, и особенно хутор – Пабалтис, затерянный в сосновых литовских лесах…»

Альбом «Пабалтис» сестер Марии и Наталии Печатниковых

Альбом сестер Марии и Наталии Печатниковых, изданный в Германии и посвященный детству на хуторе Пабалтис

Найти хутор спустя почти тридцать лет оказалось не так-то просто. Сестры отправились по лесной дороге, по которой вроде бы столько раз ходили в детстве, пытаясь найти прежние ориентиры, но старые тропы заросли. А когда, наконец, с помощью местных жителей нашли все-таки путь на хутор, то встретили там давних знакомых, которые приняли их как близких родственников и тут же предложили остаться ночевать. А нам сестры оставили записку: «Мы нашли свой Пабалтис»…

«Нас узнали сразу, — рассказали потом наши новые знакомые. — Когда мы подъехали к дому, нас встретили два брата, дети наших хозяев. Их мать умерла, а отец (90-летний Ян — сын Эдварда) был в доме, и мы встретились, как родные! Они помнили все про всех наших родственников и с большой любовью обо всем расспрашивали и вспоминали. Мы показали им папин фильм и подарили нашу книжку.

Они тут же пригласили нас остаться у них и устроили настоящий банкет в нашу честь! На хуторе ничего не изменилось. Всё осталось точно таким, как мы помнили! Правда, старики все умерли, а дети приезжают из Вильнюса и Каунаса только на лето. В деревне зимой живёт один человек. Не только «наши литовцы», но и соседи из других домов пришли пообщаться с нами и все вспоминали прошлое в подробностях и очень по-доброму!»

Несколько слов о самой Игналине. Как ни удивительно, но этот маленький город, в котором сегодня живет всего чуть более пяти с половиной тысяч жителей, своим возникновением непосредственно обязан Петербургу, точнее — железной дороге, связавшей в середине XIX века наш город с Варшавой.

Впрочем, поселения в здешних краях существовали еще с давних времен, а само название Игналины связывают с удивительной легендой. Она повествуют о том, что однажды, в средние века, красавица Лина, дочь литовского князя, полюбила пленника-крестоносца – немецкого рыцаря Игнаса. Это была волшебная любовь, но люди осуждали Лину, обвиняя ее в предательстве. И в день их свадьбы жители окружили замок Лины со словами проклятия. Ударила молния, грянул гром, и замок скрылся на дне озера: небеса выполнили волю людей. Прошли годы, но люди слышали плач Лины со дна озера, и поняли, что любовь между Игнасом и Линой – вечная, и даже небеса не в силах их разлучить…

Памятник Игнасу и Лине на берегу одного из озер в Игналине

Памятник Игнасу и Лине на берегу одного из озер в Игналине

Сложилось так, что Игналина не раз оказывалась причастной к событиям российской истории. В 1863 году, когда произошло польско-литовское восстание, подавленное царскими властями, в Игналине стояли русские войска, и по повелению усмирителя бунта – графа Муравьева, прозванного «вешателем», тут построили бараки и кухню для солдат. А во время Первой мировой войны, когда эти края оказались в зоне германской оккупации, в Игналине находился лагерь русских военнопленных.

Кстати, в окрестностях Игналины сохранилась могила немецких летчиков времен Первой мировой. На холме посреди леса стоят два гранитных камня с выбитыми на них надписями готической вязью…

Памятник немецким летчикам времен Первой мировой в Игналине

Памятник немецким летчикам времен Первой мировой

После Первой мировой Игналина, как и ближайший Виленский край, оказалась в составе Польши. В советские времена Игналина из маленького поселка превратилась в благоустроенный городок, полюбившийся потом «дачникам» из Ленинграда. А вокруг Игналины, на берегах живописных озер, появились многочисленные турбазы. После 1992 года туризм заглох: россияне ездить перестали, а европейцы пока еще не «распробовали» эти места. Сегодня Игналина добивается курортного статуса, и здесь очень надеются на возвращение российских туристов-«дачников».

Тем более что в Литве, как и по всей Прибалтике, активно развивается «сельский туризм». Можно арендовать гостевой домик в живописном месте (или, на худой конец, приличные апартаменты в хозяйском доме), после чего пользоваться радушием хозяев, а также (опять-таки, за дополнительную плату) всевозможными услугами – от проката лодки до устройства охотничьих забав в ближайшем лесу или конных прогулок по окрестностям. Немало туристских маршрутов с давних пор существует и вокруг Игналины, а сегодня на берегах озер выросло множество гостевых домов, готовых к приему путешественников.

Сегодня Игналина – тихий городок, жизнь в котором может показаться сонной. Главные центры – вокзал, автобусная станция, ресторан «Жуведра» (в переводе с литовского – «Чайка») и супермаркет «Maxima», в который съезжаются едва ли не со всех окрестностей.

Главная площадь Игналины. В советские времена она называлась «имени 50-летия Октября»

Нынешняя Игналина разительно отличается от той, какой она была и в советское время, и еще пять-десять лет назад. В последние годы здесь в обиход вошло слово «реновация». Так называют реконструкцию многоквартирных домов советской постройки 1970-х и 1980-х годов. Многие из них обветшали и выглядели уже достаточно невзрачно.

Теперь у них как будто бы началась новая жизнь: фасады утепляют, оштукатуривают, вместо прежних рам вставляют модные стеклопакеты. И стоят теперь по всей Игналине такие разноцветные домики-пряники. Что же касается материальной стороны вопросы, то «реновация» идет на партнерских отношениях: часть денег выделяет Евросоюз, остальное должны заплатить жильцы дома…

Так выглядят жилые дома в Игналине после реновации.

А еще в Игналине открылся краеведческий музей, повествующий о быте местных жителей, рассказывающий о ремеслах, традициях, обычаях.

Есть в Игналине и скромный, но ухоженный памятник советским воинам-освободителям на их братской могиле. Табличка рядом с ним гласит, что его благоустроили в 2003 году на средства российского посольства в Литве. А еще в городе есть памятный знак, посвященный депортациям жителей в Сибирь накануне и после Великой Отечественной войны.

Во время Второй мировой войны и после нее судьба Игналины оказалась трагичной: городок оказался свидетелем еврейского геноцида (из живших здесь до войны 750 евреев выжило только 20), а также советских депортаций литовского населения в июне 1941-го и после войны. Не так давно на окраине Игналины был установлен памятный знак, посвященный трагедии холокоста. А на противоположной стороне Игналины, в лесу за жилыми кварталами, уцелело старинное еврейское кладбище. Только вот некому ухаживать за его могилами…

Для тех, кто никогда не был в этих местах, попытаюсь сделать краткий путеводитель: как добраться и что посмотреть.

Если на поезде, то можно добраться сначала до литовской столицы (поезд «Петербург-Вильнюс» ходит теперь с Витебского вокзала через Белоруссию), а затем уже на дизель-электропоезде доехать до Игналины. Можно добраться до Вильнюса и на рейсовом автобусе.

Но, собственно говоря, доехать до Игналины проще всего на автомобиле – из Петербурга по Киевскому шоссе, через Псков. За Островом надо свернуть направо и ехать на указателю на Даугавпилс. По пути, кстати, можно заглянуть на укрепления «линии Сталина», которые несколько лет назад были превращены в мемориальный комплекс и где каждый год проходят военные реконструкции.

Дорога приведет вас к международному пограничному пункту на границе России с Латвией. С нашей стороны место носит красивое и характерное название Убылинка. Очередей на этой границе в будние дни практически не бывает. Оттуда, опять-таки, никуда не сворачивая, еще около часа езды до города Резекне, а затем до Даугавпилса (когда-то прежде Двинск, а еще раньше — Динабург) – самого русского города Латвии.

Здесь, к слову, можно сделать остановку – в Даугавпилсе можно погулять по старому городу, а также посетить крепость, в которой уже лет пять идет масштабная реставрация. В советское время здесь находилось военное авиационно-инженерное училище, часть крепости и вовсе застроили жилыми домами. Но другая часть сохранилась практически в первозданном виде – так, как она выглядела в первой половине XIX века. Крепостные валы, равелины, рвы, редуты и другие фортификационные сооружения… В центре крепости – парадная площадь, вокруг которой располагались кварталы административных и жилых зданий.

План строительства крепости утвердил в 1810 году император Александр I, а спустя два года, в 1812 году, маршал наполеоновской армии Удино так и не смог овладеть ею… Во время Второй мировой войны в крепости находился лагерь военнопленных, одним из узников которого был Муса Джалиль…

Изюминка крепости – открытый в 2013 году в реконструированном Артиллерийском арсенале Центр искусств имени художника Марка Ротко, одного из самых известных (впервые с мировой известностью!) уроженцев города Двинска. Скажу честно: современное искусство – явление, на мой взгляд, специфическое. Возможно, не всем произведения Марка Ротко придутся по душе. Но один разок заглянуть и посмотреть непременно нужно…

Часть отреставрированной крепости в Даугавпилсе (источник — lavagra.livejournal.com)

Центр искусств имени Марка Ротко в Даугавпилсе

От Даугавпилса еще примерно полчаса езды до границы с Латвией. А там уже – приграничный литовский город Зарасай. Между Латвией и Литвой никакой границы, разумеется, сегодня нет, но местные пограничники регулярно ставят здесь «выездной» пост и бдительно проверяют все документы. Так что будьте готовы. Ну а уже от Зарасая чуть больше пятидесяти километров – и вы в Игналине.

Контраст почувствуете сразу же. Бедноватая, прямо скажем, и порой не очень ухоженная восточная Латвия сразу же сменяется более зажиточной и аккуратной Литвой.

Час езды – и мы в Игналине. Остановиться на ночлег там можно в гостинице (она же и ресторан) «Жуведра» на берегу озера, либо в отеле в центре зимних видов спорта. Но наш путь идет еще немного дальше – в гостевую усадьбу в деревне Палуше, что в четырех километрах от Игналины. Здесь уже – Аукштайтийский национальный парк.

СТРАНА ОЗЕР

Их в игналинском крае около двухсот, все они соединены друг с другом и составляют лабиринт.

Палуше расположено на берегу большого озера Лушяй. Если вы любите спокойный отдых среди озер и сосновых лесов, то вам – непременно сюда. Для любителей активного отдыха – байдарки. В Палуше байдарку можно взять напрокат, отсюда начинается много маршрутов по озерам, которые к тому еще и связаны между собой протоками.

Кроме того, в местном информационном центре можно совершенно бесплатно получить карты с информацией (есть и на русском языке) и всевозможные полезные советы. Туристам здесь предлагают десятки маршрутов – водных, пешеходных, велосипедных, автомобильных. На любой вкус.

Гостевая усадьба на берегу озера Лушяй

Достопримечательность самого поселка Палуше – старинный деревянный костел, построенный еще в середине XVIII века. Восьмиугольная колокольня напоминает сторожевую башню литовских деревянных замков. С горы, на которой расположен костел, открывается потрясающий вид на озеро Лушяй и все окрестности. Кстати, лужайка у костела – любимое место игналинских новобрачных… А рядом с костелом – памятник композитору Микасу Пятраускасу, создателю первой литовской оперы. Его отец был органистом здешнего костела.

Деревянный костел в Палуше – один из самых старинных в Литве

Вид от костела на озеро Лушяй

Из Палуше можно отправиться в пешеходное путешествие по ботанической тропе (по-литовски – «ботаникас такас») протяженностью три с половиной километра. На ваших глазах растительный мир будет разительно меняться. Вы станете подниматься и спускать с гор, проходить по деревянному помосту через болото и лесное озеро… Специалисты отмечают, что прогулка по здешней ботанической тропе позволяет увидеть растения 150 видов, девять из которых занесены в Красную книгу Литвы. И вообще, Аукштайтийский национальный парк – одна из богатейших охраняемых природных территорий в Литве.

Что посмотреть в окрестностях Игналины и Палуше в Аукштайтийском национальном парке

Что посмотреть в окрестностях Игналины и Палуше в Аукштайтийском национальном парке

В окрестностях Палуше – несколько деревень, объявленных этнографическими памятниками. Все деревни – обитаемые, это не музеи, они существуют самой обычной сельской жизнью. По своему прямому назначению используются старинные амбары, хлевы, погреба и бани. В одной из деревень даже создан культурный заповедник. И при этом все они – настоящие музеи под открытым небом.

В деревне Стрипейкяй — музей старинного пчеловодства, действующий с 1984 года, а в Шуминае в одном из жилых домов есть музей «изба рыболова».

Среди самых живописных мест в округе – гора Ладакальнис высотой 175 метров на уровнем моря. Говорят, что когда-то на этой горе приносили жертвы богине балтов Ладе – великой матери, родильнице всего мира. С горы открывается удивительная панорама – видны сразу шесть озер. Неподалеку от Ладакальниса – еще одно любимое всеми место – старинная водяная мельница в деревне Гинучай.

Для тех, кто впервые посещает эту мельницу, купание под водопадом является едва ли не обязательным ритуалом. И оно, действительно, того стоит.

Мельница в Гинучае

Этой мельнице будет скоро двести лет, и она полностью сохранила свое внутреннее оборудование. Мельница работала до 1968 года, ее использовали для производства электроэнергии. Спустя десять лет ее отреставрировали и превратили в туристический объект. На втором этаже мельнице действует музей хлеба, а бывшие апартаменты мельника приспособлены под гостиницу.

Напротив мельницы в прошлом году открылся уютный гостевой дом с рестораном, где кормят домашней, деревенской едой. Мы разговорились с хозяином этого заведения – литовцем средних лет. По его словам, на устройство дома с рестораном ушло пять лет.

Он с удовольствием показал апартаменты, которые готов предоставить гостям (кстати, очень достойно и не очень дорого), и поделился мечтой: «Мне очень бы хотелось прорубить «окно в Россию». Мы хорошо помним ленинградских дачников и очень ждем туристов из Петербурга. С ними очень просто, нет никаких проблем».

Ну а для детей, кроме всех прочих удовольствий — контактный зоопарк в деревне Цийонай (Cijonai). На большой территории – овцы, барашки, есть даже ослик, альпаки (одного из них, за характерную прическу, хозяева называют «Трампом») и даже страусы. И, конечно же, — фазаны, павлины, кролики, куры, гуси, утки… По словам хозяев зоопарка, они заказали уже и верблюда. Так что, посоветовали нам, — приезжайте обязательно на будущий год, будет еще интересней. Что мы, собственно говоря, обязательно собираемся сделать.

Закончить же свои путевые заметки хочу с того же, с чего и начал: совершенно спокойно, без всякого предубеждения, посетите литовский край! Не пожалеете. Хотя бы даже с финансовой точки зрения: пока еще здесь туристические предложения превышают спрос, цены на жилье и отдых вполне доступные.

Источник: blog.excurspb.ru

Sergey Dolya Сергей Доля

Я на долго запомню посещение Литвы. И даже не из-за того, что я побывал на Горе Кресов – удивительном месте, и не из-за того, что насладился видами Балтийского моря с пирса Паланги. Именно в Литве у меня разбили стекло в машине и вытащили сумку жены со всеми документами. Благодаря этому я теперь точно знаю, что нужно делать, если Вы остались без паспорта в чужом государстве.

День выдался очень туманным, причем туман рассеялся толко к вечеру. Весь юг Латвии и север Литвы были плотно укутаны его пеленой. Даже шпиль памятника воинам освободителям в Риге был почти не виден:

Сегодняшний день я решил посвятить Литве и начать с города Шяуляй и удивительного места – Горы Крестов. По дороге, мы пару раз останавливались, чтобы насладиться красотой за окном. День выдался не только туманным, но и морозным:

Через полтора часа мы припарковались у Горы Крестов. Это небольшой двугорбый холм в который воткнуто более 50 000 разнообразных крестов:

Существует множество версий и легенд возникновения данного места, но ни одна из них не признана единственно правильной. До сих пор не могут даже установить дату возникновения этой горы. Центральная статуя Иисуса Христа установлена там в дар от Папы Римского Иоанна Павла II, который посетил это место в 90х годах:

Кресты встречаются самые разные: от огромных до самодельных. Обратите внимание на крестик сделанный из обыкновенной ручки, в которую вставили сложенную бумажку:

:

Многие большие кресты увешаны маленькими:

На холм можно подняться по лестнице:

Понравилась табличка, запрещающая просить милостыню. Не смотря на это, если приглядеться, то можно заметить женщину, сидящую по середине лестницы:

Чем выше на холм Вы поднимаетесь, тем больше становится плотность небольших крестиков. На самом верху они просто навалены друг на друга. Больше всего их у ног Девы Марии:

Большая часть крестов установлена католиками, в благодарность за исцеление больных, помощь в беде и за другие чудеса, совершившиеся с верующими людьми. Некоторые оставляют кресты, как молитвенный знак и просьбу о помощи. У туристов же считается, что если поставить крестик, то он принесет удачу. Крестики можно купить рядом с парковкой. Мы купили три и установили их на холме. Правда, как вы узнаете позже, мне это не помогло .

Не смотря на то, что было уже 2 часа дня, туман не отступал:

В Шяуляе мы остановились на главной площади. Городок маленький и ни чем особо не примечательный. Окраины застроены советскими хрущевками и бараками, а в центре возвышается католический храм:

Шяуляй находится примерно посередине между Вильнюсом и Палангой. В каждую сторону по 140 километров. Тем не менее, после приятного впечатления от Юрмалы, я решил поехать на море, в Палангу. Это была роковая ошибка.

Паланга оказалась абсолютно пустынной. Никто не спешил в кинотеатр или на концерт:

Так же как и в Юрмале, на берег выехать нельзя и надо бросать машину на одной из маленьких и тихих прилегающих улиц. Так мы и сделали. К побережью ведет длинная пешеходная улица, на которой много ресторанов и магазинчиков:

Так же здесь очень много клубов для взрослых:

Улица переходит в пирс, уходящий далеко в море:

Само побережье было пустынным и унылым:

Перед выходом на пирс, торгуют рыбой. Правда я не видел там ни одного покупателя:

Всю дорогу у меня было впечатление, что я иду не по знаменитому курорту, а по Припяти . Юрмала оставила о себе гораздо более приятные впечатления. Возможно, это связанно с тем, что в Юрмале я был в выходной и погода была значительно лучше.

Мы перекусили в ресторане. Когда нам уже приносили счет, я спросил у жены, где ее сумка? Она ответила, что в машине. Мы еще пошутили, что будет неприятно, если ее украдут и она останется без документов. Через 10 минут мы выяснили, что наши опасения оказались не напрасными:

Я набрал на телефоне 112 и через 20 минут приехал полицейский с экспертом. Сняли отпечатки пальцев, все зарисовали и записали и мы поехали в участок. Там мы провели 2 часа, составляя протоколы и заявления. Полицейские относились к нам очень доброжелательно и с состраданием.

Связались для нас с Российским консульством и выяснили, какие документы нам потребуются для выезда на родину и какова процедура их получения. Так как мне еще предстояли 5 часов дороги обратно в Ригу, а на улице было всего +3 градуса они предложили свозить меня в ближайший магазин и купить там полиэтилен. Ехать без окна было прохладно. Однако это не понадобилось.

Машину я, как и обычно, заказал в Europcar. Причем, перед поездкой, в связи с кризисом, была идея сэкономить и взять машину в менее известном агентстве. Хорошо, что я это не сделал. Я позвонил в Europcar и они сказали мне, что у них есть офис в Паланге и предложили бесплатно заменить машину на такую же.

Причем их офис был уже закрыт, но они связались своему сотруднику в Паланге и он приехал в офис специально для нас. Это спасло меня от езды с разбитым окном.

Мы были уверенны, что Паланга — спокойный и тихий городок. Однако, полицейские нас убедили в обратном. По их словам в сезон только половина приезжих здесь отдыхают, другая половина «работает». У них всего 2 патрульные машины и они не справляются с преступностью. Разбитые окна машин — чуть ли не ежедневная ситуация.

Следующим утром, в 8 часов, мы должны были улететь в Москву. Из-за инцидента с утерянным паспортом нам пришлось задержаться в Латвии еще на 2 дня. Завтра я расскажу о том, как мы получали «справку об освобождении», о том, как выглядит Российское посольство в Латвии, а так же о посещении органного концерта и водяных горках Юрмальского аквапарка.

Источник: sergeydolya.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...