Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа — Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. захватили Галицко-Волынскую Русь — этническое ядро будущей Украины, и разрабатывались планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с недовольством Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.
Немецкий (Тевтонский) орден появился в Прибалтике после его изгнания из Палестины. В 1226г. он был приглашен польским мазовецким князем Кондратом, который надеялся, что рыцари будут защищать его владения от набегов пруссов. Князь просчитался. Подчинив пруссов, немцы принялись опустошать владения своего «благодетеля».
Еще раньше в Восточную Прибалтику явился немецкий орден меченосцев. В 1201г. в устье Западной Двины он основал замок Ригу и вступил в противоборство с соседними русскими княжествами с Литвой. Разгромленный русскими и литовцами, орден меченосцев в 1237г. был присоединен к более мощному Тевтонскому ордену, а земли меченосцев стали рассматриваться как филиал Тевтонского ордена, размещенного в Ливонии. После ослабления прусского ядра ордена этот филиал приобрел самостоятельность и стал называться Ливонским орденом по месту своего размещения.
Как сформировать союз в игре Age of civilization 2
Немецкие крестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли. Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.[3,75]
Чтобы разгромить основные силы немецкого ордена на Чудском озере в 1242 г. и отбросить немцев от русских границ, оказалось достаточно сил по сути одной, не самой многолюдной Новгородской земли.
Большую угрозу этнической целостности Польши представляло постепенное, начавшееся еще в X в., поглощение ее западных земель соседними немецкими княжествами Германской империи. Этот процесс сопровождался немецкой торгово-ремесленной колонизацией польских городов и захватом немецким духовенством руководящих постов в польской церкви.
Таким образом, крестоносцы своей агрессией повлияли на заключение польско-литовской унии. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы стремились укрепить Польшу в союзе с ВКЛ.
Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный момент. Литва являлась последним языческим государством в Европе, где язычество доминировало над христианством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Это и поставило Литву в уязвимое положение.
Europa Universalis 4. Гайд по униям
Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор.
Условиями унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сначалаэто будет Ягайло, а потом прямой потомок от их брака с Ядвигой,борьба обоих государств с Тевтонским орденом, принятие католической веры Ягайло и крещение в католичество население ВКЛ. Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого Княжества Литовского к Польше.
Источник: vuzlit.com
Литовское иго: геноцид за веру
Главной проблемой в Великом княжестве Литовском были незатухающие противоречия между русским народом, исповедующим Православную веру, и литовскими племенами. Жертвоприношения и мученические смерти православных христиан, устраиваемые языческими жрецами-литовцами в священной роще, обостряли отношения между двумя народами.
Было понятно, что у государства, в котором нет единства, не может быть будущего. Понимали это и литовские князья. Поэтому согласились они на предложение поляков принять латинскую веру и объединить два государства для того, чтобы вместе взяться за перевоспитание русских. Как они это делали, и что из этого получилось, автор расскажет в своей публикации.
В 1386 году сын Ольгерда литовский князь Ягайло крестился по католическому обряду и женился на польской принцессе. В результате этого династического брака Ягайло становится польским королем и берет на себя обязательство обратить в католическую веру все население ВКЛ, в том числе и православных христиан Западной Руси, входящей в состав ВКЛ.
Для осуществления этих планов было задумано заставить православных христиан Западной Руси заключить унию с папой Римским и тем самым признать его своим главой. Для населения Белой Руси это была трагедия. Признать возможность догматического единения с католической церковью означало заявить о своей готовности стать перекрещенцем. Пойти на это предки белорусов не могли.
В 1413 году на польском сейме составляется акт о соединении Литвы и Польши в одно государство, в котором все высшие должности – воеводы и каштеляны – могли занимать только поляки и литовцы-католики. В результате в новом государстве литовская народность занимает привилегированное положение по отношению к русскому населению. Это объяснялось тем, что западнорусские земли в то время занимали положение завоёванных территорий, а народ, проживающий на них, рассматривался в качестве покорённого.
В ответ на нежелание предков белорусов принять чужую веру в 1436 году на территории ВКЛ вводится инквизиция. Противников католицизма преследуют и подвергают казням. Запрещается использование русского языка. Православным христианам для совершения обрядов крещения, венчания и погребения необходимо было брать разрешение у ксендзов, при этом хоронить по православному обряду разрешалось только ночью. Везти тела усопших православных христиан на кладбище можно было через те городские ворота, которые предназначались для вывоза нечистот.
Вот в какую кровавую и грязную яму ввергли литовские князья русский народ Западной Руси. И сейчас мы должны приложить все силы для того, чтобы узнали белорусы, сколько горя, слез и унижений скрывалось за красивым названием “Великое княжество Литовское”.
После образования в 1569 году государства Речи Посполитой на территорию Белой Руси хлынула польская шляхта. Усиленная полонизация и окатоличевание приобрели невиданный размах. Высшее русское сословие, чтобы сохранить свои доходы и имения, пошло на предательство своего народа и приняло чужую веру. Латинство становилось панской верой.
Но не отрёкся от веры своих отцов простой русский народ, и поэтому против православных христиан Белой Руси был объявлен настоящий крестовый поход. Своих эмоций папа Римский не сдерживал:
«Да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови»
(Исторический очерк церковной унии. Протоиерей Константин Зноско. Минск, 2004. С. 233)
Почему на таком высоком уровне раздавались призывы истреблять белорусов? И куда нас, белорусов, завела бездумная политика литовских князей?
«Примеру своих духовных отцов во всем следовали управляющие из католиков. Они делали заезды на православные монастыри и церкви, производили здесь буйство, выгоняли монахов и монахинь, раздев последних донага, и, очистив таким образом монастырь или церковь, передавали их униатам.
Подобные заезды сделаны были минской шляхтой на Минский Петропавловский монастырь и витебской шляхтой на Марков монастырь. Шляхтичи разбойническим образом нападали на православных священников, истязали и даже убивали их. Православным священникам отрубали пальцы, привязывали их нагими к четырем кольям, привешивали за руки и за ноги к шестам, заставляли есть сено, бегать на аркане за лошадьми. В Орше с оружием напали на Кутеинский женский монастырь и подожгли его. В Слуцке сожжены три православные церкви: Воскресенская, Замковая и Варваринская».
(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004)
Надо обратить внимание на то, что делали это не дикие кочевники. Это Европа таким образом приобщала белорусов к своим ценностям. Сейчас мы видим, что в то время для наших предков наступил их черёд постоять за Веру Православную, и, несмотря на зверства сторонников унии, они не предали Веру своих отцов.
В октябре 1618 года жители Могилева закрыли городские ворота, наставили пушки и не пустили в город униатского епископа Иософата Кунцевича. Могилевчане знали, что их ждет расправа, но от Веры своей они отказаться не могли. Тогда польские войска взяли город штурмом и разграбили его. Оставшиеся в живых защитники Веры Православной были казнены.
В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил известный просветитель Лаврентий Древинский. Он потребовал прекратить преследования православных христиан и сообщил собравшимся на сейме, что граждане полоцкие и витебские не могут иметь в городе ни церкви, ни даже дома для богослужения и поэтому вынуждены по воскресным и праздничным дням уходить в лес и там проводить божественные службы.
Рассказал Древинский и о вопиющем происшествии:
«Наконец, вот дело высшей степени ужасное, невероятно варварское и свирепое: в прошедшем году, в том же самом белорусском городе Полоцке, вышеупомянутый полоцкий епископ — отступник Иосафат Кунцевич дал повеление выкопать из земли тела православных, недавно погребённых в церковной ограде, и выбросить из могил христианские останки на съедение псам».
(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. центр БГУ, 2004. С. 201)
И видим мы, что даже усопших, погребенных по православному обычаю, не оставляли в покое. В октябре 1623 года униатский епископ Иософат Кунцевич прибывает в Витебск и устраивает очередные гонения на белорусов. По его приказу были найдены и разрушены все шалаши и землянки, в которых проводились богослужения. Слуги Кунцевича задержали и избили священника, и это стало последней каплей терпения для жителей города Витебска.
12 ноября 1623 года горожане ударили в набат, началось восстание. Кунцевич был убит, и его тело было брошено в Двину. Папа Римский Урбан VIII призвал короля Сигизмунда покарать непокорных. Расправа над жителями Витебска оказалась скорой и жестокой.
Руководил процессом литовский канцлер Лев Сапега. Более ста человек были приговорены к смертной казни, среди них были два витебских бургомистра и один полоцкий. Вот так папа Римский, польский король и литовский канцлер вершили суд над православными христианами Белой Руси.
И не тот ли Лев Сапега, именем которого белорусские «свядомые» назвали свой фонд, руководил судебным процессом? Если тот, то должны они знать, что на нем кровь православных христиан. Должны были это знать и белорусские идеологи, когда устанавливали в Полоцке памятник палачу белорусского народа Льву Сапеге, когда называли его именем одну из улиц в Минске.
Это Лев Сапега в угоду своей карьере меняет православную веру на протестантскую, а затем принимает католичество. Тридцать сребреников получил за это литовский канцлер. А не с литовского ли канцлера сейчас берут пример белорусские «свядомые», когда просят у Запада санкции для народа, а сами получают за это те известные тридцать сребреников?
Памятные монеты Национального Банка Республики Беларусь
Точно также вели себя и литовские князья. Вина их заключается в том, что отдали они народ Белой Руси на поругание полякам и ничего не сделали для того, чтобы облегчить его участь. Польша с усердием взялась за воспитание наших предков, но у белорусов была своя Вера, своя культура, своя душа, и поэтому не хотели они становиться поляками.
Казнь восставших витебчан проводилась через отсечение головы. С городской ратуши был сброшен колокол, в который били в набат, призывая жителей Витебска положить конец бесчинствам униатского епископа. Верхняя часть ратуши была разрушена, а в нижней части было устроено питейное заведение.
Да, православные христиане были готовы ценой своих жизней защищать свою Веру, но также решительно был настроен и польский король Сигизмунд III. Всем была известна его непреклонная решимость полностью искоренить Православную Веру в пределах Речи Посполитой, потому что народом в этом государстве считалась только католическая шляхта, а белорусы под эту категорию не подпадали. В чужом государстве жили наши предки. Поэтому взоры белорусов постоянно были обращены на Восток.
В 1624 году в Москву, к царю и Патриарху, была направлена делегация с просьбой принять Белую Русь в свое подданство. Но Москва после “Смутного времени” была не готова начинать с Польшей новую войну. Истощенной России это было не по силам.
Выход из создавшейся ситуации был один – это вооруженная борьба. Жители Могилева предупреждали гонителей Православной Веры: «Убъем вас и утопим в этой луже, хотя бы и нам, как было в Витебске, отрубили головы»
(Белоруссия и Литва. Минск: Изд. Центр БГУ, 2004)
Вот так решительно были настроены предки белорусов, и сейчас мы склоняем головы пред их подвигом. До освобождения белорусов от литовско-польского ига оставался 171 год.
Теперь давайте задумаемся. Православные христиане в Великом княжестве Литовском вынуждены совершать богослужения в шалашах. Православные священники бегают на аркане за лошадьми, а потом их заставляют есть сено… Латинская и униатская партии призывают «рубить схизматиков». В 1696 году вводится полный запрет на русский язык.
И сейчас ученые Института истории Национальной академии наук Беларуси утверждают, что для белорусов это было время наибольшего расцвета. Для чего они это делают? А принцип тут известный: если нашим предкам в ВКЛ было хорошо, то и нам там будет хорошо. Вот так белорусские историки пытаются загнать нас в Европу.
Да, «выучили» белорусы на свою голову ученых, а они теперь своему народу «евромайдан» пытаются устроить. И получается это у них без горящих покрышек и коктейлей Молотова. Тут надо признать, что у академической науки имеется огромный потенциал. Только, к сожалению, используют его белорусские ученые не во благо своего народа, а во вред ему. Нам остается горько пошутить: «Вот у кого должны были поучиться бандеровцы, прежде чем идти на штурм Киева».
Источник: matveychev-oleg.livejournal.com
Унии с Польшей: Кревская (1385 г.), Городельская (1413 г.), Люблинская (1569 г.)
Внешнеполитическое положение Великого княжества Литовского во все времена оставалось сложным. Даже став к ХУ-ХУ1 вв. одним из крупнейших стран Европы, ВКЛ продолжало испытывать сильное давление со стороны крестоносцев с северо-запада и татар с юга, а также набиравшего силу Московского княжества с востока. В этих условиях среди политических деятелей Польши и Великого княжества Литовского первая попытка реализации идеи союза, унии была предпринята еще в 1325 году, когда польский король Казимир III женился на дочери Гедимина княжне Алдоне.
Впоследствии польский король Казимир III не имел детей и передал престол своему племяннику венгерскому королю Людовику. Однако тот польскими делами не занимался, и его престиж среди поляков был низким. Людовик имел трех дочерей и польский престол сначала определил мужу старшей дочери — маркграфу бранденбургскому Сигизмунду.
Однако тот не удовлетворял польскую шляхту, которая неожиданно присягнула другой дочери Людовика — малолетней Ядвиге. Целью такого шага шляхты было подобрать Ядвиге такого мужа, который был бы приемлемым для шляхты. Из многих претендентов выбор пал на великого князя литовского Ягайлу. У самого Ягайлы были два варианта женитьбы — на Ядвиге или дочери Дмитрия Донского. Он выбрал первый вариант.
В 1385 году на переговорах в Крево — резиденции великого князя -состоялись переговоры об условиях не только свадьбы, но и объединения двух государств. В соответствии с этими условиями князь соглашался выплатить 200 тысяч флоринов бывшему жениху Ядвиги — австрийскому принцу Вильгельму, принять католическую веру самому и распространить ее по всему княжеству, присоединить все земли княжества к королевству.Условия союза вызывают удивление, ибо текст договора напоминал скорее акт о безоговорочной капитуляции мощной державы перед слабейшей
Кревская уния1385 года (полный текст ее не сохранился) была подписана между ВКЛ и Польшей сроком на 16 лет. В соответствии с ней король польский одновременно становился и великим князем Литовским, но оба государства сохраняли независимость: имели собственные правительства, свои армии, деньги, государственные границы; поляки не имели права покупать земли в ВКЛ и занимать там государственные должности.
Ягайло, желая помириться с Витовтом, подписал с ним Островское соглашение 1392 года, по которому великим князем Литовским становился Витовт. ВКЛ в период правления данного князя достигло наибольшего могущества — оно простиралось от Балтийского до Черного морей. Но в 1399 году войска Витовта на р. Ворскле потерпели сокрушительное поражение от татарских завоевателей из Азии во главе с Тамерланом, В результате ВКЛ оказалось на грани исчезновения. Этим воспользовалась Польша, которая навязала в 1401 году Виленскую (Радомскую) унию, в соответствии с которой Витовт правил бы пожизненно, но после его смерти литовские земли превращались бы в провинцию Польши.
После поражения на Ворскле авизировались крестоносцы, сражения с ними стали напоминать настоящую войну. И тогда Польша и ВКЛ решили объединить усилия для разгрома опасного врага. Битва под Грюнваль-дом в 1410 году на несколько столетий отбила у крестоносцев желание двигаться на восток. Новая ситуация позволила ВКЛ пересмотреть позорную Виленскую унию 1401 года, которая была аннулирована, а в 1413 году удалось заключить новую, Городельскую, в соответствии с которой ВКЛ было безоговорочно признано самостоятельным государством.
Основные положения Городельской унии юридически закреплены в грамотах (привилеях). Первая грамота издана от имени 47 польских феодалов, которые наделяли 47 феодалов-католиков ВКЛ своими гербами и тем самым принимали их в свое гербовое братство. В третьей грамоте (Го-родельском привилее) содержалось обещание Ягайло и Витовта назначать на государственные посты лишь феодалов-католиков. Тем не менее характер унии из-за этого не изменился — союз оставался основанным на персональной унии.
Второй этап персональной унии ВКЛ с Польшей начался с избрания в 1447 году на польский трон сына Ягайло Казимира, который стал во главе двух государств. После смерти Казимира в 1492 году уния была приостановлена, а в 1501 году возобновлена, когда королем Польши был избран великий князь Литовский Александр. После смерти последнего польские феодалы снова избрали своим королем великого князя Литовского Жиги-монта, и уния сохранилась. Она продолжала существовать и после вступления на польский трон Жигимонта II Августа.
Таким образом, с заключением в 1385 году Кревской унии был основан государственно-правовой союз, с которого началось последовательное сближение Великого княжества Литовского с Польским королевством.
В середине XVI века возник конфликт между ВКЛ и Россией за право обладания прибалтийскими землями и, в частности, Ливонией, находившейся под влиянием Польши и ВКЛ. К 1562 году русские войска уже стояли у стен Витебска, Орши, Шклова. Польские феодалы решили воспользоваться ситуацией, чтобы вынудить литовскую сторону пойти на подписание новой унии.
С 1564 по 1569 гг. этот вопрос 4 раза обсуждался на совместных сеймах Короны Польской и ВКЛ. Чтобы ускорить события, польский король и великий князь Литовский Сигизмунд Август II в январе 1569 года созвал и в Люблине еще один совместный сейм. Но магнаты ВКЛ не хотели расставаться с независимостью своей Родины. И тогда король в марте-июне 1569 года издал акты о присоединении к Короне Подляшья, Волыни, Подолии, Киевщины. Когда несколько чиновников отказались принять присягу на верность Короне Польской, их сразу лишили имений и должностей.
В этих условиях магнаты ВКЛ согласились на возобновление переговоров. Уния была подписана в июне 1569 года и закреплена присягой.
Согласно условиям унии ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство — Речь Посполитую (республику), которое должно иметь одного короля, избираемого на общем сейме. Для нового государства полагалось иметь один сейм, единую армию, денежную систему, общую внешнюю политику и др. Важным пунктом унии было то, что снимался запрет на приобретение земли поляками в ВКЛ, а жителями ВКЛ — в Польше.
Главная цель Люблинской унии — ликвидация Великого княжества Литовского как самостоятельного государства — в реальной жизни достигнута не была. Принятый в 1588 году Статут Великого княжества Литовского совершенно не упоминает о Люблинской унии, более того, акт 12 раздела 3 четко формулирует требование о том, что разрешение на получение поместий, занятие, духовных и государственных должностей полагается только уроженцам ВКЛ и земель, принадлежащих ему, а «чужоземцам и заграничникам, ани суседом того панства» это право не предоставляется. Это позволяет утверждать, что и после Люблинской унии 1569 года государственно-правовые взаимоотношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных изменений. Оба государства сохранили свою самостоятельность, а вновь созданные общие органы — господар и сейм — на компромиссной основе решали лишь небольшой круг вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы).
Что касается законности Люблинской унии 1569 года с точки зрения принципов современного международного права, то данный договор можно считать недействительным в силу того, что ВКЛ подписало его под воздействием реального насилия, осуществленного Королевством Польским, т. е. в данном случае не было свободного волеизъявления одной из сторон.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник: cyberpedia.su