Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете а литва б Эстония

А 14. Накануне Великой Отечественной войны в состав СССР вошли: L Литва, Туркмения, Эстония; 2. Литва, Латвия, Эстония, Бесарабия (Молдавия); 3. Эстония, Бесарабия (Молдавия), Армения; 4. Латвия, .

Помогите пожалуйста. 1. Переход от политики военного коммунизма к нэпу был вызван: 1) глубоким экономическим кризисом в стране; 2) стремлением большевиком к мировой революции; 3) попытками помещиков .

Помогите решить срочно(ЗАРАНЕЕ СПАСИБО) Тест 2. СССР в 20–30-е гг. СССР был образован 30 декабря ……. года, когда в его состав вошли: а) Россия, Украина, Молдавия; б) Россия, Украина, Белоруссия, .

какая бывает роль в предложении?(я в 3 классе)какая бывает роль в предложении?какая бывает роль в предложении?какая бывает роль

Вопросы и ответы по школьной программе, для студентов университетов, вузов и колледжей. Для каждого вопросы вы получаете развернутый ответ на свой вопрос с возможностью загрузки изображений и оценки ответов. Для активных участинков сайта предусмотренны вознагрождения за любую активность: ответ на вопрос, оценку вопроса или ответа, за заданный вопрос вы получаете баллы которые сможете обменять на игры из каталога Steam.

Действующие Президенты бывшей советской Прибалтики 2022/Латвия/Литва/Эстония

Источник: qwokli.ru

Тест с ответами по истории: «Перестройка»

4. В каком году на каналы союзного телевидения вышел сериал “Рабыня Изаура”:
а) 1988 г. +
б) 1986 г.
в) 1989 г.

5. В каком году начались первые массовые забастовки в СССР:
а) 1988
б) 1990
в) 1989 +

6. Кто разрабатывал непринятую программу “500 дней”:
а) Горбачёв
б) Явлинский +
в) Ельцин

7. В каком году советские войска были выведены из Афганистана:
а) конец 1989 года
б) 1990 год
в) начало 1989 года +

8. Что было одним из результатов внешней политики Горбачёва:
а) сокращение советской армии +
б) роспуск военных блоков
в) увеличение расходов на вооружение

9. Суверенитет РСФСР был провозглашён в:
а) 1989 году
б) 1990 году +
в) 1991 году

10. Чем был вызван конфликт “парад суверенитетов”:
а) провозглашением верховенства республиканских законов над союзными в нарушение Конституции СССР +
б) отменой союзной Конституции
в) ликвидацией союзных органов власти

11. Соглашение по созданию Союза Независимых Государств не подписывал:
а) Елцин
б) Кравчук
в) Лукашенко +
г) Шушкевич

12. Одна из причин перестройки:
а) гонка вооружений подорвала экономику СССР +
б) успехи социальной политики в СССР
в) обострение отношений с США

13. Год, когда к власти пришёл Горбачёв:
а) 1986
б) 1985 +
в) 1984

14. Выберите правильное высказывание:
а) в результате политических реформ, возросла власть КПСС

Уроки «перестройки» для постсоветских республик


б) увеличилось количество членов КПСС
в) в результате политических реформ, КПСС потеряла монополию власти +

15. Первой из союзных республик о своем суверенитете заявила:
а) Латвия
б) Литва +
в) Эстония

16. Взрыв на Чернобыльской АЭС произошёл в:
а) 1985 году
б) 1988 году
в) 1986 году +

17. Кем был избран президентом Горбачёв:
а) съездом народных депутатов +
б) всенародным голосованием
в) госдумой

18. Что означало понятие “новое экономическое мышление”, которое появилось в период перестройки:
а) восстановление “железного занавеса”
б) нормализацию отношений Восток – Запад, через разоружение +
в) прекращение торговых отношений с западными странами

19. К политической жизни СССР в период перестройки относится это понятие:
а) многопартийность +
б) общество развитого социализма
в) идеологический диктат

20. Во времена чьего правления были приняты законы о “кооперации”, “об аренде и арендных отношениях в СССР”:
а) Ельцина
б) Андропова
в) Горбачёва +

II вариант.

1. С чьей политикой связаны понятия “перестройка”, “гласность”, “ускорение”:
а) Горбачёва +
б) Андропова
в) Хрущёва

2. Назовите основную причину перехода СССР к политике перестройки:
а) обострение обстановки на международной арене
б) политический и экономический кризис, который затянулся +
в) массовые выступления населения

3. В 1990 году произошло именно это событие:
а) Горбачев стал Президентом СССР +
б) была принята новая Конституция СССР
в) был образован ГКЧП

4. В каком году произошёл распад Советского Союза:
а) 1992 г.
б) 1990 г.
в) 1991 г. +

5. Путч, направленный на свёртывание реформ, произошел в Москве:
а) 12-14 января 1991 г.
б) 19-21 августа 1991 г. +
в) 24-26 июля 1990 г.

6. Успехи, которых удалось добиться благодаря политике “нового мышления”:
а) были заключены взаимовыгодные контракты между СССР и США
б) началось строительство совместной орбитальной станции
в) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия +

7. Что стало с новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е:
а) формирование многопартийности +
б) проведение выборов на безальтернативной основе
в) развёртывание движения диссидентов

8. Что являлось причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х:
а) массовое забастовочное движение против реформ
б) непоследовательность экономических реформ Горбачёва +
в) отказ от командных методов руководства экономикой

9. Страны, в которых Горбачёв встречался с президентами США:
а) Швеция
б) Италия
в) Швейцария +
г) Исландия +

10. В каком году произошёл роспуск Совета Экономической взаимопомощи:
а) в 1991 +
б) в 1990
в) в 1989

11. Определите, какое понятие относится к политической жизни в СССР в период перестройки?
а) «антипартийная группа»
б) идеологический диктат
в) многопартийность+
г) общество развитого социализма

12. Выберите верное высказывание:
а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти+
в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС
г) перестройка укрепила позиции коммунистической партии СССР

13. Определите, что стало основной причиной перехода СССР к политике перестройки:
а) резкое обострение международной обстановки
б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока
в) затяжной экономический и политический кризис в стране+
г) массовые выступления населения

14. Что случилось в 1990 г.?
а) М.С. Горбачев стал Президентом СССР+
б) была принята новая Конституция СССР
в) был образован ГКЧП
г) советские войска выведены из Афганистана

15. В какой период в Москве произошёл путч, направленный на свёртывание реформ?
а) 24-26 июля 1990 г.
б) 12-14 января 1991 г.
в) 19-21 августа 1991 г.+

16. Выборы первого Президента РСФСР состоялись:
а) в 1985 году
б) в 1989 году
в) в 1990 году
г) в 1991 году+

17. Выберите экономиста, с именем которого связана разработка экономической программы «500 дней»(1990 год):
а) Н.А. Вознесенского
б) Н.И. Рыжкова
в) А.Н. Косыгина
г) Г.А. Явлинского+

18. С периодом правления этого человека связано понятие «застой»:
а) И.В.Сталина
б) Н.С.Хрущёва
в) Л.И.Брежнева+
г) М.С.Горбачёва

19. Определите, что было характерно для внутреннего курса М.С. Горбачева:
а) укрепление авторитета сталинских кадров
б) «омоложение» высших партийных кадров+
в) усиление позиций силовых структур
г) усиление центральной власти на местах

20. Характерная черта экономического развития России в 1990-е гг.:
а) переход к территориальной системе управления хозяйством
б) переход от директивной системы управления к рыночной экономике+
в) введение полного хозяйственного расчёта на предприятиях
г) совершенствование государственного планирования в экономике

Источник: liketest.ru

«Парад суверенитетов» в СССР: понятие, причины

События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.

парад суверенитетов

Возникновение термина

Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.

Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.

Предыстория парада суверенитетов

Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.

В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации – Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название – Перестройка.

парад суверенитетов в ссср

Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же – слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.

Причины

Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.

парад суверенитетов причины

Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.

Начало «парада»

Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.

Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»

На протяжении 1989 года о своем суверенитете и главенстве республиканского законодательства над всесоюзным заявили две другие прибалтийские республики — Литовская ССР и Латвийская ССР, а также Азербайджанская ССР.

парад суверенитетов распад ссср

Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.

Гораздо успешнее протекал «парад суверенитетов» в Прибалтике. В марте 1990 года Литовская ССР объявила о выходе из состава Советского Союза. В мае подобную процедуру повторили правительства Эстонской ССР и Латвийской ССР, а в августе — Армянская ССР. В мае 1991 года о принятии независимости возвестила мир Грузинская ССР.

Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.

С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.

Но все попытки сохранить СССР перечеркнул Августовский путч 1991 года. После него «парад суверенитетов» перешел в качественно новую фазу.

События после путча

понятие парад суверенитетов

После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.

Окончательный распад СССР

Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения – Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.

начало парада суверенитетов

Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.

Последствия «парада суверенитетов»

«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.

Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств – бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.

Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.

Источник: www.syl.ru

Парад суверенитетов

Пара́д суверените́тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.

Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик

Республика Провозглашение суверенитета Провозглашение независимости Провозглашение выхода из СССР Независимость де-юре Эстонская ССР
с 8 мая 1990:
Эстонская Республика Литовская ССР
с 11 марта 1990:
Литовская Республика Латвийская ССР
с 4 мая 1990:
Латвийская Республика Азербайджанская ССР
с 19 ноября 1990:
Азербайджанская Республика Грузинская ССР
с 15 ноября 1990:
Грузинская Республика РСФСР
с 25 декабря 1991:
Российская Федерация Узбекская ССР
с 31 августа 1991:
Республика Узбекистан Молдавская ССР
с 23 мая 1991:
Республика Молдова Украинская ССР
с 24 августа 1991:
Украина Белорусская ССР
с 19 сентября 1991:
Республика Беларусь Туркменская ССР
с 27 октября 1991:
Туркменистан Республика Армения [8] Таджикская ССР
с 9 сентября 1991:
Республика Таджикистан Казахская ССР
с 10 декабря 1991:
Республика Казахстан Республика Киргизия [9]
с 30 августа 1991:
Республика Кыргызстан
16 ноября 1988 20 августа 1991 20 августа 1991 6 сентября 1991 [1]
18 апреля 1989 11 марта 1990 11 марта 1990 6 сентября 1991 [2]
28 июля 1989 21 августа 1991 21 августа 1991 6 сентября 1991 [3]
23 сентября 1989 30 августа 1991 30 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
26 мая 1990 9 апреля 1991 9 апреля 1991 26 декабря 1991 [4]
12 июня 1990 12 декабря 1991 12 декабря 1991 26 декабря 1991 [4]
20 июня 1990 31 августа 1991 . 26 декабря 1991 [4]
23 июня 1990 27 августа 1991 27 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
16 июля 1990 24 августа 1991 24 августа 1991 26 декабря 1991 [4]
27 июля 1990 [5] 25 августа 1991 [6] 8 декабря 1991 25 августа 1991 [7]
22 августа 1990 27 октября 1991 27 октября 1991 26 декабря 1991 [4]
24 августа 1990 21 сентября 1991 23 сентября 1991 26 декабря 1991 [4]
24 августа 1990 9 сентября 1991 9 сентября 1991 26 декабря 1991 [4]
25 октября 1990 16 декабря 1991 16 декабря 1991 26 декабря 1991 [4]
15 декабря 1990 31 августа 1991 31 августа 1991 26 декабря 1991 [4]

Декларация о суверенитете РСФСР

Парад суверенитетов в РСФСР

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин сделал в Уфе заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» [10] .

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик. Принята декларация о государственном суверенитете Карельской АССР (9.08.1990), провозглашен государственный суверенитет Коми АССР (11.10.1990), Татарской АССР (31.08.1990), Удмуртской и Якутской-Саха АССР (27.09.1990), Чукотского автономного округа, Адыгейской АО (Адыгейской АССР) (05.10.1990), Бурятской АССР (07.10.1990), Башкирской АССР (11.10.1990), Калмыцкой АССР (19.10.1990), Марийской АССР (22.10.1990), Чувашской АССР (24.10.1990), Ямало-Ненецкого (17.10.1990) автономного округа, Горно-Алтайской АО (Горно-Алтайской АССР) (25.10.1990) Иркутской области (26.10.1990) и т. д.

В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров.

24 мая 1991 года были приняты изменения к конституции РСФСР по названиям Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) — из них было убрано слово «автономные» и они стали именоваться как Советские Социалистические Республики (ССР) в составе РСФСР [11] , что противоречило 85 статье конституции СССР [12] .

3 июля 1991 в конституцию РСФСР вносятся изменения статусов Автономных областей на Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (кроме Еврейской АО). [13] , что противоречило 87 статье конституции СССР [14] . Российские республики готовятся войти в состав Союза Советских Суверенных Республик (СССР) [15] .

19 августа подписание начального договора о создании ССГ было сорвано ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР. 12 декабря подписываются беловежские соглашения и вместо государства-конфедерации — ССГ (по одному из проектных союзных договоров туда должны были войти и республики из состава РСФСР) создается Содружество Независимых Государств.

7 февраля 1992 года в связи с попыткой депутатов Верховного Совета Республики Карелия поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России Петрозаводский городской Совет народных депутатов принял обращение к Верховному Совету Республики Карелия и жителям Петрозаводска, в котором заявил, что «выход Республики Карелия из состава России и создание ещё одного независимого государства — Карелия — невозможен». Вместе с тем, Петрозаводский городской Совет народных депутатов признал правильным курс на разграничение компетенций между Россией и Карелией и закрепление на этой основе экономической самостоятельности республики. [16] В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, которые определяли изъятия и дополнения положений федеральных законов. [17]

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор.

В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался рассматривать вопрос о ратификации беловежского соглашения и об исключении из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР. [18] [19]

25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР. Статьей 4 принятой конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а федеральные законы имеют на всей ее территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и ее субъектов. Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», указывается:

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройств. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [20]

В связи с этим содержавшиеся ранее в конституциях ряда республик в составе России положения, указывающие на их суверенитет, к настоящему моменту практически повсеместно удалены.

Источник: dic.academic.ru

1990, 12 июн. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

12.06.1990 г. решением 1-го Съезда народных депутатов РСФСР была принята и утверждена Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

Причины принятия Декларации

Союзные республики, а затем и национальные территории в их составе стали проявлять заинтересованность в обретении суверенитета. Эти процессы складывались на фоне нарастающих в СССР экономических трудностей и активизировавшейся борьбы политико-экономических групп за перераспределение власти и национальных ресурсов.

1990, 12 июн. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

Гласность и демократические преобразования в ходе перестройки привели к тому, что объективно начавшиеся центробежные тенденции уже нельзя было сдержать административными усилиями.

В 1988-1991 гг. в СССР набирали силу центробежные процессы, названные парадом суверенитетов. К этому привели конфликты между центром и республиками. Идущие вразрез с Конституцией Советского Союза изменения и спровоцировали фактический распад СССР.

Парад суверенитетов сопровождался оформлением Деклараций о суверенитете. Республики прилагали усилия для укрепления экономики, в том числе и путем отказа осуществлять перечисление налогов в союзный и федеральный бюджеты. Нарушение, а затем и прекращение межреспубликанских экономических связей привели к ухудшению экономического положения СССР.

Суверенитет РСФСР

Первыми республиками, объявившими о своем суверенитете, стали Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан. Верховные Советы этих стран приняли Декларации о суверенитете в течение 1989 г. Аналогичный политико-правовой акт, провозгласивший начало конституционной реформы и объявивший о государственном суверенитете, был принят в РСФСР 12.06.1990 г.

Утверждение декларации стало результатом острой политической борьбы внутри депутатского корпуса. Однако, несмотря на сложность ситуации, за Декларацию проголосовали 907 депутатов при 13 проголосовавших против и 9 воздержавшихся.

Главными пунктами Декларации стало провозглашение суверенитета РСФСР и объявление о намерении образовать новое государство. В документе указывалось на:

Источник: dzodzo.ru

Рейтинг
Загрузка ...