Какая национальность в литве

Со второй попытки Литва возвращает в паспорта графу «национальность», хотя ряд местных политиков опасается того, что это может стать косвенным поводом для «российской агрессии». Зачем республике нужна эта советская практика и в каких странах до сих пор фиксируют этническое происхождение своих граждан, выясняла газета ВЗГЛЯД .

Президент Литвы Даля Грибаускайте подписала поправки к закону о паспорте гражданина республики, согласно которым в документе появится графа «национальность». Правда, указывать национальность будут не в обязательном порядке (как в советское время), а в добровольном – на основании специального заявления.

Для Литвы такое не впервой – до 2003 года национальность в паспортах также фиксировали. Но возврат к данной практике выглядит настоящим парадоксом: в современном мире это большая редкость, как, впрочем, и общегражданские паспорта. В Литве общегражданских паспортов тоже нет (их роль выполняют пластиковые удостоверения личности) – национальность будут указывать в загранпаспортах. Для страны – члена ЕС явление почти уникальное, подобное заведено только в соседней Латвии.

Факты об Литве #shorts

Собственно, то, что в русском языке понимают под «национальностью», в других странах обозначают как «этничность», а «национальность» является синонимом гражданства. В случае с Литвой речь идет именно об этничности. Таким образом, республика, где запрещено даже ношение советской символики, возвращается ко вроде бы ненавистной советской национальной политике. Ведь «пятая графа» (в паспортах сталинского образца – третья) – изобретение именно СССР. Точнее, лично Владимира Ленина.

В рамках первой в истории российского государства переписи населения (1897 год) этническим происхождением подданных империи никто не интересовался (в опросниках были только пункты «вероисповедание» и «родной язык»). Зато в анкетах членов партии большевиков с подачи Ленина национальность указывалась с 1905 года (сам Ильич, кстати говоря, записал себя «великороссом»). Из партийных анкет графа перекочевала уже в паспорта, которые в 1932 году ввел Сталин – бывший ленинский нарком по делам национальностей.

На первый взгляд все это было алогично: задумали строить новую историческую общность – единый советский народ, так стройте, при чем тут этническое происхождение? Однако с точки зрения Ленина «угнетенным» великороссами меньшинствам нужно было «высвободиться», а следовательно, их этническую самоидентификацию стоило поощрять. «Лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить», – писал вождь большевиков.

Сталин проводил совсем другую национальную политику, и в российской историографии бытует мнение, что национальность в сталинских паспортах появилась не в рамках верности «ленинским заветам», а как провозвестник новых принципов республиканского строительства: спустя годы «третий пункт» весьма помог НКВД при «переселении народов» и проведении репрессий по национальному признаку. При Брежневе «третий пункт» стал пятым. При получении паспорта гражданин СССР мог выбрать себе национальность по отцу или по матери. При этом, если национальность в специальном перечне отсутствовала, значит, юридически таких национальностей в СССР не существовало (это, к примеру, касалось ассирийцев и ряда малых народов). Национальность детей до 16 лет определяли по отцу, и в школьных классных журналах тоже имелась графа «национальность».

Национализм в Литве 🇱🇹

В российских паспортах (как и в военных билетах) данная графа отсутствует, но она сохранилась в свидетельствах о рождении (заполняется по желанию родителей ребенка), а также в свидетельствах о браке и свидетельствах о смене имени. Тем не менее неоднократно озвучивалась инициатива «пятый пункт» в паспорта вернуть. Особое упорство в этом смысле проявляли коммунисты, которые в Госдуме ельцинских времен активно использовали еще и националистическую риторику (в частности, призывали «принять чрезвычайные меры для ликвидации этнических банд»), хотя на словах оставались верны «делу Ленина». Одна из инициатив коммунистов касалась учреждения еще одной графы – «вероисповедание», то бишь идеи Николая II им тоже были не чужды.

Стоит сказать, что данную идею активно поддерживали в ряде российских национальных республик, в частности в Татарстане и Башкирии. Но в итоге там удовлетворились вкладышами в общегражданский паспорт, на которых можно указать и национальность.

Параллельно за возвращение национальной графы в паспорта ратовали на соседней Украине, только там этим занимались не коммунисты, а националисты, в том числе радикальные (к примеру, «Свобода» Олега Тягнибока). С ними были солидарны и националисты молдавские (точнее, румынские), но ни на Украине, ни в Молдавии до реализации данной идеи дело так и не дошло.

Зато графу «национальность» относительно недавно вернули в паспорта Казахстана, что совпало с новыми веяниями в местной национальной политике: сейчас там активно способствуют переселению казахов на север республики, где до недавнего времени подавляющее большинство составляли русские. Кроме того, этничность указывают в паспортах Таджикистана, а из стран дальнего зарубежья – в многонациональном Сингапуре, где проживают китайцы, малайцы, тамилы и ряд других народов. Существовала графа «национальность» и в Израиле, но позднее была из паспортов изъята.

Зачем возвращать указание этничности в литовские паспорта, не очень понятно. Если Латвия традиционно озабочена национальным вопросом, то в Литве коренное население составляет абсолютное большинство – 84% (самое крупное национальное меньшинство – поляки, 6,5%, русские только на третьем месте – 5,8%), ввиду чего в республике, в отличие от соседних Эстонии и Латвии, отсутствует и категория «неграждан» (с распадом СССР литовские паспорта получили все местные жители). Авторы инициативы – консервативные силы – считают, что это «будет служить гордостью за свое национальное самовыражение».

Однако единства по этому вопросу в консервативных рядах нет. Так, депутат сейма от фракции «Союз Отечества – Христианские демократы» Мантас Адоменас, известный своей антироссийской риторикой, заявил, что с введением графы «национальность» Литва признает наличие у себя русского меньшинства, что поставит под угрозу ее безопасность. «До вступления этого закона в силу все проживающие в Литве были гражданами Литвы и только, не было никакого формального основания считать, что здесь имеется какое-то меньшинство «соотечественников русской национальности». Теперь же сразу появляется формальный повод России говорить, что здесь имеются ее соотечественники, и их надо защищать, потому что в паспортах указано, что они – русские», – негодовал парламентарий.

Кстати сказать, национальный вопрос в свое время стал поводом для конфликта между Литвой и Польшей, учредившей для граждан стран бывшего СССР т. н. карту поляка – пусть не паспорт, но документ, подтверждающий этническую принадлежность. Обладатель такой карты может легко получить долгосрочную многократную визу Польши (не путать с «шенгеном», речь о национальной визе), работать там без специального разрешения и даже пользоваться услугами польской системы здравоохранения. В Белоруссии эту идею также приняли в штыки – дошло до межгосударственного скандала и уголовных дел против некоторых представителей польской диаспоры.

Остается неясным и то, можно ли теперь гражданам Литвы указывать в паспортах любую национальность, или все-таки будет утвержден некий перечень. К примеру, в современной России проживают представители таких народов, как «интернационалисты», «люди вселенной», «кацапы», «фараоны», «скобари», «ховры», «хоббиты» и «эльфы». По крайней мере, об этом свидетельствуют итоги последней переписи населения, в рамках которой национальностью граждан РФ переписчики также интересовались.

Источник: vitalidrobishev.livejournal.com

czeslaw_list

Согласно новым научным концепциям западных и московских ученых, заселение индоевропейцами Европы шло через Беларусь, и идти иначе не могло. Индоевропейцы при миграции остановились на благодатных землях территории Беларуси и Северной Украины, их освоили . что со временем вызвало перенаселение.

От избытка населения стали уходить группы в Европу населенную кавказоидами-автохтонами, тесня их и(или) смешиваясь. Ныне от кавказоидов остались только баски в Испании и грузины Иберии (языки их схожи). Индоевропейцы стали осваивать Европу, создав романцев и германцев. Те кто остались в Беларуси, минимум 3500 лет (возможно, до 5000 лет, с бронзового века) неизменны в генах и антропологии, так как не смешивались с кавказоидами-автохтонами Европы.

Сегодня беларусы являют собой антропологически самый древний тип индоевропейца. Этот тип и стали именовать «западными балтами». «Восточные балты» — летувисы и латыши имеют смешение с финно-уграми. Они по генам наполовину финны.

Ранее учебники рассказывали миф о том, что: по первой версии — беларусы и украинцы отпочковались от русского народа, а по другой версии — восточные славяне родились на Днепре и оттуда заселили Беларусь и Россию. Оказалось же, как наука наконец выяснила, что это именно литвины-беларусы родили этносы украинцев и русских. Литвины-беларусы на порядок старше своих соседей украинцев и русских.

До 1795 года беларусы называли себя литвинами и считали свою историю самостоятельной. Беларусов привыкли считать «славянами». На самом деле литвины-беларусы это «западные балты» — древнейший народ на Европейском континенте и он на две тысячи лет старше славяноязычных народов-этносов. Беларусы не славяне, а славянизированные балты.

Славянизация балтов, растянулась на всю историю литвинов-беларусов. Они перешли на славянский язык главным образом под влиянием церкви. До 1839 года беларусы никогда не принадлежали Московской церкви.

Прародители литвинов-беларусов «западные балты»: гуты-гепиды, «литвинские племена». Изначально литвины – это мигранты из Пруссии, включая ранее бежавших туда мигрантов из Поморья и Полябья. Они и являются создателями ВКЛ — Великого Княжества Литовского и именовались литвинами. Со временем литвинами именуются ятваги (одновременно исчезает и их название «ятвяги») и жители бывшего Полоцкого Государства. «Западные балты» говорили на языке близкий к прусскому языку Погезании Миндовга и языку мазуров Мазовы.

Правили в ВКЛ прусско-ятвяжские князья, а сам литвинский язык являлся западнобалтским, общим для пруссов, ятвягов, кривичей. Этнически эту общность можно называть беларусами в современном понимании, но самого беларуского языка пока не существовало. Он появляется только в начале XVI века как смешение литвинского языка с волынским диалектом русинского (украинского).

«Восточные балты» латыши и жемойты — нынешние литовцы Летувы, были затворниками, поэтому и сохранили язык близкий к древнему индоевропейскому.

«Западный балт» – понятие не только культурно-языковое, но и антропологическое. «Славянин» же – понятие только языковое, а не антропологическое. Ученые давно определили и доказали, что все нынешние беларусы – это антропологически и генетически «западные балты», их черепа неизменны минимум 3500 лет – что на 2000 лет старше славянского языка. При этом никаких антропологических черт славянскости и генов славянскости не существует.

В IV-VI веках происходили смешения «западных балтов» с иными народами (готами, сарматами, . ), приведший к этносу «славян» и языку (мове) необходимый для межнационального общения. Славянский язык появился в Полябье, где окончили к VI веку свой поход готы и гепиды, захватив там местное западнобалтское племя венедов и его славянизировав. «Славяне», — это формация, основой которой был именно готский этносубтракт.

Беларуская народность в основном сформировалась в XI—XII веках на основе трех восточнославянских племен – радимичей, дреговичей и кривичей, при участии некоторых племен западных славян и балтов. Важнейшим фактором этногенеза беларусов явилось смешение племен кривичей, дреговичей и радимичей. Полочане стали результатом смешения кривичей и дреговичей.

В IX — XIII веках историю Беларуси определял Полоцк, затем его сменил Новогородок. Новогородское княжество стало центром формирования Великого Княжества Литовского. Здесь был коронован первый правитель ВКЛ Миндовг (ок. 1195-1263) – предположительно в 1246 году. Позже государство получило название «Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское».

Литовское – это беларуское, так как почти до конца XVIII века западная и центральная Беларусь именовалась Литвой; Русь – это юго-восточная Беларусь и северо-восточная Украина, а Жамойтия – западная и центральная часть нынешней Летувы.

Земли территории, на них народы и государства, включая Смоленские земли ВКЛ, исторически считались Европейскими. А начиная с земель Московского государства и далее на восток, считались азиатской территорией.

Великое Княжество Литовское, а позже и в союзе с Польшей, — Речи Посполитой, было высоко демократичным по тем временам государством Европы, где верховенством был Закон (Римское право). Московское же государство было совершенно иным, — авторитарным, базирующее на власти и воли одного человека: хана, князя, царя. Соответственно и менталитеты потданных этих двух государств были разные.

Агрессивному восточному соседу — Московским царям улуса ханства Золотой Орды, Великое Княжество Литовское не давало покоя. Московия, — это орда . Московия украла великую историю Киевской Руси для возвеличивания ничтожной истории Московского княжества, государства и его потданных!

Московский князь Иван III заявил, что он царь «Всея Руси», и что «Малая Русь» (Украина) и «Белая Русь» (ВКЛ) – вотчины Москвы. За 475 лет с середины XV века ордынские полчища московских властителей 18 раз с войной вторгались в ВКЛ не считая бесконечных разбойничих набегов. В сумме – 80 лет войны и кровавых бесчинств с огнем и мечом. В историографию тогдашней Европы вошла знаменитая Оршанская битва 8 сентября 1514 года , в которой 30-тысячное войско Великого Княжества Литовского, победило почти втрое большую по количеству армию Московского государства.

За счет зачистки территории население земель ВКЛ, подвергшихся ордынскому нашествию уменьшалось на 70-80%. Московско-Российская сторона достигала двух целей – ослабления военного потенциала ВКЛ путем разрушения его экономических и человеческих ресурсов и усиления Московии-России за счет переселения (и последующей ассимиляции) в Московию квалифицированного мастерового люда и крестьянства ВКЛ. Этот военно-тактический прием ослабления противника путем раздробления, уничтожения, переселения и ассимиляции населения захваченных земель становится стержнем политики Московии-России-СССР, направленной на удержание территорий в составе империи.

Наиболее разрушительными, страшными и кровавыми были три войны: вторжение войск князя Ивана IV в 1563—1582 гг., религиозная война царя Алексея Михайловича в 1654—1667 гг., война русских со шведами на территории ВКЛ в начале XVIII века. Орды Московии от Смоленска до Гродно и Бреста, убивали жителей ВКЛ, отбирали у них продукты, домашний скот и лошадей, жгли города и селения, замки и имения, поля и леса, сотни тысяч крестьян и горожан увозились в Московию и превращались в рабов ее князей и помещиков. На захваченных территориях производилась ассимиляция и низвержение национального самосознания. Тотальное уничтожение населения и материальных основ его жизни самым негативным образом отразилось на всех сторонах жизни литвинов и русинов, в том числе на языке и культуре, надолго остановили процесс формирования беларуской нации.

Когда начались разделы Польско-Литовского государства (Речи Посполитой) , царизм поручил своим историкам придумать историю о славянстве — общем происхождении русских, беларусов, украинцев и поляков, которые якобы и в прошлом были частью «российского государства». При Екатерине II в 1976 году Великое Княжество Литовское было переименовано в «Белая Русь», а народ было приказано впредь именовать «белоруссами», чем и привязать на века непокорный народ к России.

Относительно так называемых «русских», то они вообще не «славяне» и к ним не имеют никакого отношения. Национальности «русский» тоже не существует. Это химера и выдумка идеологов Кремля — наследников ханства воинствующей Золотой Орды, необходимая для оправдания перед Западом своей агрессии, захватнических войн и порабощения народов.

В России в понятие «русский» вкладывают «российский» — и не понимают этого, с чем утрачивается национальное самосознание многочисленых народов империи. На территории Российской Федерации нет вообще русской земли! «Русские» это миф или попросту говоря гибрид некогда отсталых и порабощённых Золотой Ордой народов: угро-финнов с тюрками. Миф идеологов Кремля и о триедином «русском» народе, состоявшем якобы из «великороссов, малороссов и белоруссов».

Что касается «русских» московитов, то они — славянизированные финно-угры. У московитов был не русский язык , а болгарский, причем по болгарским церковным книгам. Потому и их язык похож на церковнославянский. Посему и русские фамилии оканчиваются на «ов» как и у болгар.

Не существовало и так называемого «древнерусского языка», который был церковнославянским — вымершим солунским диалектом Македонии IX-XI веков, на котором равно писали в Польше, Румынии, Молдавии, Хорватии. Что свидетельсвует об ереси мифа о «Древняя Русь» и «Древнерусская народность».

Язык в Московию и Россию пришёл через церковь и просвещение, а затем был «узаконен» как язык межнационального общения угро-финского и тюрко зяычного населения. Язык впитал в себя многое из иных языков многочисленных народов империи и со временем сильно трансформировался. Язык берестяных грамот Новгорода оказался языком ободритов Рюрика из Полабья, он был лехитской группы. Русский язык был только у новгородцев Рюрика, ободритов.

Реальное существование единой древнерусской народности, откуда якобы вышли беларусы, украинцы и русскике, ничем не доказывается. Никакой «древнерусской народности» как общего корня русских, беларусов и украинцев не существовало . С самого начала этногенез трёх народов происходил на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Языки беларусов и украинцев — на порядок древнее юного русского языка, который сформировался только во времена Ломоносова.

Источник: czeslaw-list.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...