Какая религия в Риге

Религия и вера в Латвии

Какую религию исповедуют в Латвии и какие нормы поведения в связи с этим нужно соблюдать приезжим? Сколько всего религий в Латвии, и в каких религиозных ритуалах могут поучаствовать путешественники? Отзывы туристов о религии в Латвии: сколько вероисповеданий в Латвии, государственная религия и ее влияние на отдых туристов, а также правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не оскорбить веру местного населения.

Религия в Латвии

Жителей этой прибалтийской страны нельзя назвать религиозными, и мне ещё не довелось познакомиться с латышами или латвийцами, жизнь которых была бы неразрывно связана с верой. С другой стороны, практически в каждом городе Латвии есть несколько христианских церквей: католических, православных и протестантских. В этом отзыве я расскажу о самых распространённых в этом прибалтийском государстве конфессиях.

Немного истории

В конце 12 века впоследствии канонизированный католический священнослужитель Мейнард Зегеберг начал проповедовать на территории нынешней Прибалтики, постепенно обращая местные балтийские языческие племена в христианство. Сегодня в Латвии именно католическая церковь имеет самое большое количество приходов — 247. Есть и семинарии, где можно пройти обучение и стать католическим священником. Таким образом, католичество является официальной религией этой прибалтийской страны.

Самая популярная религия в Мире

В 1517 году Европу захлестнула волна Реформации (раскола западного христианства на католичество и протестантство), и земли, ныне входящие в состав современной Латвии, не были исключением. Местные священники выбрали прогерманский вариант лютеранства, и в 1922 году ставшая независимой Латвия обзавелась собственной Евангелической Лютеранской Церковью. Сейчас около 30% местного населения исповедует протестантизм.

Уже в 9-м веке православие начало «просачиваться» на территорию, где проживали балтийские племена, и его источниками были жители псковских и новгородских земель. В 18-м веке Прибалтика вошла в состав Российской Империи, что обусловило дальнейшее распространение православия. Хотя исторически латгальцы исповедовали католичество, сегодня на территории латвийской Латгалии проживает очень много русских и русскоговорящих, поэтому здесь сильна православная община. Тем не менее, православные церкви есть почти в каждом латвийском полисе, и наш Цесис — не исключение.

Главные праздники

В отличие от испанцев, например, у латвийцев нет особых религиозных праздненств и ритуалов, которые отличали бы их от других христиан. Подавляющее большинство верующего (и неверующего) населения страны широко отмечает Рождество и Пасху. Что касается участия туристов, то всё очень просто. Достаточно зайти в ближайшую церковь и присоединиться к прихожанам или составить компанию участникам Крёстного Хода, например.

Я — человек не воцерковлённый и не религиозный, просто верующий, и мне очень понравилась возможность поучаствовать в праздничной молитве, которую служили в нашей цесисской базилике.

Какая Религия Истинная и Какую Выбрать, Чтобы Была От Бога?

Возвращаясь к «красным дням календаря», как я уже писала, Лиго — самый главный государственный праздник Латвии, и он — языческий. Несмотря на то, что Ивана Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи, создаётся впечатление, что каждый год на три июньских дня всё население этой прибалтийской страны начисто забывает о христианстве =) Лиго по-настоящему объединяет латвийцев, которые ходят с факелами в национальных костюмах и венках из дубовых листьев, поют песни, водят хороводы и прыгают через костёр вне зависимости от вероисповедания.

Единственным, встретившемся мне в Латвии, человеком, который активно участвовал в религиозных обрядах и ритуалах и настолько же активно предлагал к нему присоединиться, был владелец мотеля Golden Fox между Лудзой и Резекне =)

Если религия имеет для вас большое значение, и вы стремитесь найти близких вам по духу людей в других странах, перед поездкой настоятельно рекомендую посетить сайты главных конфессий Латвии. Например, на официальном ресурсе латвийской православной церкви вы найдёте информацию о действующих храмах и монастырях, а также расписание паломнических поездок.

Правила поведения

Поскольку жители Латвии не являются религиозными консерваторами, я не могу себе представить ситуацию, в которой туристы своими действиями могли бы вызвать их гнев. Другой вопрос, что хулиганство, вандализм и непристойное поведение повлекут за собой определённые последствия в любом общественном месте =)

Многие здешние церкви, соборы, базилики и храмы одновременно являются действующими местами богослужения и туристическими достопримечательностями, поэтому гостям Латвии никто не помешает в них попасть. Иногда за вход берут плату, иногда предлагают пожертвовать деньги на нужды прихода. Кстати, наша цесисская базилика часто является и местом проведения выставок работ различных художников.

Источник

Религия в Латвии 987 слов читать ~7 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

Латвия расположена в северо-восточной Европе на восточном побережье Балтийского моря. Её площадь составляет 24 937 квадратных миль. Общая протяжённость государственной границы составляет 1 157 миль. Латвия граничит с Эстонией на севере, Россией на востоке, Литвой на юге и Балтийским морем на западе.

Благодаря своему стратегическому расположению Латвия с древних времён стала международным перекрёстком для торговли, коммерции и культурного обмена. Через территорию Латвии по реке Даугава викинги шли по «Янтарному пути», чтобы добраться до Византии и Средиземного моря.

Религиозная жизнь в современной Латвии характеризуется сосуществованием нескольких одинаково сильных христианских конфессий. Латвийская евангелическо-лютеранская церковь, Римско-католическая церковь в Латвии, Православная церковь в Латвии, Союз старообрядческих общин Латвии, Союз баптистских общин и Латвийская конференция адвентистов седьмого дня существуют уже несколько веков.

Хотя правительство Латвии официально не перечислило, какие религии оно признает «традиционными», Закон о религиозных организациях предписывает, что религию в государственных школах на добровольной основе могут преподавать только представители евангелическо-лютеранской, римско-католической, православной, старообрядческой, баптистской и иудейской религий. Нетрадиционные конфессии могут предоставлять религиозное образование только в частных школах.

Первые сведения о христианстве в Латвии относятся к 10-11 векам, когда греческие, датские и славянские миссионеры пытались принести христианскую веру в балтийские земли. В 1071 году была построена первая христианская церковь. Немецкие миссионеры начали свою работу в XII веке, и около 1164 года на землю ливов прибыл монах Майнхард. В 1186 году бременский архиепископ Хартвиг назначил Майнхарда первым епископом Ливонии.

Тем не менее, его миссия продвигалась медленно, и в 1198 году, через два года после смерти Мейнхарда, папа Целестин III объявил Первый крестовый поход в Ливонию. В 1199 году папа Иннокентий III объявил Второй крестовый поход в Ливонию. Ливонский епископ Альберт и Орден меченосцев завоевали эти земли и крестили народ к середине XIII века. Римско-католическая церковь господствовала с 13-го по 16-й век, когда в регион пришло евангелическое лютеранство.

Начало Реформации в Ливонии относится к 1517 году, когда первый сторонник идей Реформации в Ливонии Андреа Кнопкен прибыл в Ригу и начал проповедовать в церкви Святого Петра. В 1554 году ландтаг Валмиеры (Вольмара) провозгласил принцип свободы веры во всей Ливонии, а в 1555 году представитель магистра Ливонского ордена подписал Аугсбургский договор. С тех пор лютеранская церковь стала самой влиятельной христианской церковью в Латвии.

В течение следующих нескольких столетий Евангелическая лютеранская церковь слилась с немецким владычеством в Латвии. Однако народная церковь родилась после провозглашения независимой Латвийской Республики в 1918 году. В сентябре 1919 года было издано Временное положение о евангелическо-лютеранских консисториях. На церковном совете 1922 года в Риге первым епископом Латвийской евангелическо-лютеранской церкви был избран Карлис Ирбе.

Согласно переписи населения 1935 года, в Латвии насчитывалось 1 075 641 евангелических лютеран при общей численности населения 1 950 502 человека. Немецкая оккупация во время Второй мировой войны и последующие годы в составе Советского Союза резко изменили религиозную ситуацию в Латвийской евангелическо-лютеранской церкви. В результате десятилетий религиозного подавления в 2008 году в Латвии осталось всего 435 000 верующих евангелическо-лютеранской церкви.

Римско-католическая церковь начала своё восстановление после Реформации в городе Латгале и в нескольких общинах в Курземе в период Контрреформации, в конце XVI века. Польша установила свою власть в Латгалии в 1580 году и с тех пор здесь господствовала Римско-католическая церковь. В 1918 году была возобновлена Рижская епархия. В августе 1920 года был рукоположён первый латвийский епископ Антоний Спрингович, а два года спустя был подписан Конкордат со Святым Престолом.

Отдельная провинция Римско-католической церкви состояла из двух архидиоцезов – Рижского (с 1923 года) и Лиепайского (с 1937 года). Согласно переписи населения 1935 года, в Латвии насчитывалось 476 963 римо-католика. По состоянию на начало 2008 года Римско-католическая церковь в Латвии включала Рижскую архиепархию и три епархии – Лиепайскую, Резекне-Аглонскую и Елгавскую. В стране насчитывалось около 500 000 верующих римско-католической церкви.

С 1991 года высший пост в Римско-католической церкви Латвии занимает кардинал Ямнис Пуятс. 21 февраля 1998 года Папа Иоанн Павел II возвёл его в сан кардинала in pectore; его кардинальство было публично объявлено только на консистории 21 февраля 2001 года. Он был одним из кардиналов-избирателей, участвовавших в папском конклаве 2005 года, который выбрал Папу Бенедикта XVI.

Первые сведения о существовании православных общин в Латвии относятся к 11 веку. До Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, православная церковь была репрессирована, но она заметно выросла, пока страна находилась под властью Российской империи. В 1850 году была учреждена Рижская епархия.

В 1845 году, реагируя на сложную экономическую ситуацию и откликаясь на призыв рижского православного епископа Филарета, власти начали принудительное обращение латышских крестьян из лютеранской церкви в православную. Кульминация этих усилий пришлась на 1846-1847 годы, когда лютеранская церковь потеряла около 113 000 прихожан. В 1935 году в Латвии насчитывалось 174 389 православных верующих. Сегодня в православной церкви также много новообращённых из других религий, и число православных верующих увеличилось со 190 500 в начале 2000 года до 350 000 в начале 2008.

Первые группы старообрядцев появились в Латвии во второй половине XVII века. В 1659-1660 годах старообрядцы появились в Курземе (Курляндское княжество) и в Латгалии близ Даугавпилса. Первая старообрядческая церковь в Риге была построена в 1760 году. В последующие десятилетия Даугавпилс, Резекне, Екабпилс и Рига стали наиболее значительными центрами старообрядчества, большинство из которых принадлежит к поморской, или бессвященнической, фракции. Сегодня в Латвии насчитывается около 2 287 старообрядцев.

Баптистское движение появилось в Латвии в конце 19 века. В 1860-1861 годах в Курземе были созданы первые общины, а в 1879 году латвийские баптисты образовали Союз баптистских церквей. По состоянию на начало 2008 года в Латвии насчитывалось около 7 089 баптистов. В 1896 году в Риге была создана первая община Церкви адвентистов седьмого дня.

Сейчас в Латвии насчитывается около 4 000 адвентистов седьмого дня. Латвийская конференция, впервые организованная в 1920 году, является частью Балтийской унионной конференции.

Как и вышеупомянутые христианские конфессии, еврейская община также была принята в Латвии в качестве традиционной деноминации. Эта некогда многочисленная община была практически уничтожена в результате Холокоста во время немецкой оккупации Латвии в 1941-1944 годах и в настоящее время насчитывает всего 6 000 человек, из которых только около 247 человек являются активными иудаистами.

8 июня 2008 года были подписаны соглашения между государством и Латвийской евангелическо-лютеранской церковью, Латвийской православной церковью, Союзом старообрядческих общин Латвии, Союзом баптистских общин, Латвийской конференцией адвентистов седьмого дня, Объединённой методистской церковью в Латвии и Рижским еврейским приходом.

В период с 1990 по 2000 год в Латвии появилось много новых религий. Сейчас в стране насчитывается 2 434 активных Свидетелей Иеговы и около 800 активных членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Харизматические христианские конгрегации, такие как «Яуна Паудзе» («Новое поколение») и «Приека жилет» («Послание радости»), заявляют о более чем 20 000 членов, хотя точных данных нет. Пятидесятники и методисты насчитывают около 6 000 человек, а Новоапостольская церковь Северного Рейна-Вестфалии – около 1 000 членов. Мусульмане насчитывают около 334 активных членов, Международное общество сознания Кришны – около 500 активных членов, а буддисты – около 100 активных участников.

Источник

Религия в Латвии

Церковь Святого Петра и Домский собор, Рига

Доминирующей религией в Латвии является христианство. Лютеранство ― основная христианская деноминация, преобладающая среди этнических латышей, что обусловлено сильными историческими связями со странами Северной Европы и северной Германией, также многие латыши являются католиками. Католицизм наиболее распространен в восточной Латвии. Латвийская православная церковь является третьей по величине конфессией в Латвии, приверженцами которой, в свою очередь, является в основном русскоязычное население.

Источник

Какая религия в Риге

Доминирующей религией в Латвии является христианство. Лютеранство ― основная христианская деноминация, преобладающая среди этнических латышей, что обусловлено сильными историческими связями со странами Северной Европы и северной Германией, в то время как католицизм наиболее распространен в восточной Латвии (в области Латгале), в основном по причине польского влияния. Латвийская православная церковь является третьей по величине конфессией в Латвии, приверженцами которой, в свою очередь, является в основном русскоязычное население.

История

Латвия была одним из последних регионов Европы, где начало распространяться христианство. Жители области, которую сейчас занимает Латвия, изначально практиковали финно-угорское и балтийское язычество, которые постепенно утрачивали свои позиции.

Земли вдоль Даугавы и в восточной Латвии (в частности, княжества Талава, Кукенойсское и Герсикское княжество) попали под влияние правителей из династии Рюриковичей, которые приняли православие еще в X веке. Уступив натиску католических колонизаторов, православие в Латвии утратило влияние вплоть до XVIII века, хотя отдельные православные храмы в городах имелись.

В XII-XIII веках в результате Ливонского крестового похода земли Латвии попали под влияние Римско-католической церкви. Христианские короли Дании и Швеции, а также северогерманские Орден меченосцев, Ливонский и Тевтонский ордена, епископства, учрежденные папой Римским, боролись за влияние в регионе восточной Прибалтики.

Несмотря на христианизацию, местное население в сельской местности сохраняло свои языческие верования на протяжении нескольких веков, а отдельные оплоты язычества, сохранялись в Латвии вплоть до XVII века. Наряду с прочими традиционными праздниками, Рождество (Ziemassvētki) и Пасха (Lieldienas) в Латвии всё ещё во многом сохраняют свои языческие корни. Также широко отмечается восходящий к язычеству праздник Līgo — Янов день, 23 июня (день летнего солнцестояния, у славян праздник Ивана Купалы).

Во время Реформации учения лютеранства в северной Германии и Скандинавии полностью изменили религиозную обстановку в стране, и в конечном итоге только Латгале оставалась католической, что обусловлено влиянием Речи Посполитой, в состав которой долгое время входила. Из-за пропаганды идей атеизма в советской время и общеевропейской тенденции секуляризации, теперь всё большее число латышей утверждают, что они не исповедуют никакой религии.

Религия в Латвии сегодня

Евангелическо-лютеранская церковь Латвии насчитывает 708 773 верующих.

Римско-католическая церковь в Латвии имеет 430 000 последователей. Исторически сложилось так, что в западной и центральной частях страны жили преимущественно протестанты, а на востоке, особенно в Латгальском регионе ― католики, хотя сегодня они в больших количествах живут в том числе и в Риге и других городах вследствие миграции из Латгалии.

Исторически лютеране составляли большинство в стране, но коммунистический режим ослабил лютеранство гораздо больше, чем католицизм, в результате чего лютеран в республике живёт лишь немногим больше, чем католиков.

Латвийская православная церковь является полуавтономной и насчитывает 370 000 последователей. Православие преобладает среди русского населения.

На 2011 год, иудеев в Латвии было 416 человек.

Насчитывалось также 146 индуистов и там несколько сотен мусульман. Сейчас также существует современное неоязыческое движение Диевтуриба.

Реформатская церковь в Латвии является небольшой деноминацией, которая насчитывает две общины в Риге.

По состоянию на 2011 год, Министерством юстиции Латвии было зарегистрировано 1145 конгрегаций. Это число включает: лютеране (294), католики (250), православные (122), баптисты (94), старообрядцы (69), пятидесятники (52), адвентисты седьмого дня (51), евангелисты (39), новое поколение (18), мусульмане (17), свидетели Иеговы (15), иудеи (13), методисты (12), новоапостольцы (11), Харе Кришна (11), диевтуриба (10), буддисты (4), церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (4) и 18 других конгрегаций.

В 2011 году церкви Латвии предоставили следующие данные о прихожанах Министерству юстиции:

Источник

Вера в «оккупацию», как современная религия в странах Прибалтики

Иллюстрация: documental. su

Сколько существуют вторая Латвийская, Литовская и Эстонская республики, столько же их власти лелеют надежду на то, что им удастся стрясти с России деньги за «оккупацию» Советским Союзом. Неудивительно: постулат о «сорока семи годах советской оккупации» с самого начала был положен в основу идеологии этих государств. Соответственно, ритуальные подсчеты «ущерба» и требования «компенсаций» являются важной частью господствующей в Литве, Латвии и Эстонии мифологии. Почему же так получилось?

Предмет культа, символ веры

В настоящее время «оккупация» является в Прибалтике своего рода предметом культа — в точности, как «злое божество Путин» для современной Украины. Соответственно, символ веры латвийского, литовского и эстонского патриота начинается с вопроса: «А признаешь ли ты оккупацию?» Это самая важная «бритва», позволяющая мгновенно отделять «своих» от «чужих». Если ты веришь в «оккупацию», то, стало быть, «свой», «правильный». Если не веришь — то тебя автоматически заносят в разряд «ватников», «колорадов», а то и прямых «агентов Москвы». Иногда даже создается впечатление, что в деятельности всех этих «комиссий по подсчету ущерба» важен не результат (до тех пор пока в России не произошло очередной «оранжевой революции», надежды на получение с нее «компенсаций» являются совершенно беспочвенными и прибалты это понимают), а сам процесс — который сродни некому «священнодействию».

Все, связанное с подсчетом этого самого пресловутого «ущерба», носит подчеркнуто сакральный характер и направлено на укрепление тщательно культивируемого образа народа-страдальца, народа-жертвы. С самого начала 90-х латыши, литовцы и эстонцы избрали для себя путь взращивания культа национальной неполноценности. Естественно, ни к чему хорошему для них это не привело. Однако отказаться от любимой игрушки не так-то просто.

На днях президент Латвии Раймонд Вейонис поставил задачу Комиссии по научному изучению документов бывшего Комитета госбезопасности Латвийской ССР: «Дать оценку тому материальному и моральному вреду, который КГБ причинил нашему государству и его жителям». Президент выразил удовлетворение тем, что «правительство, наконец, решило вопрос о финансировании деятельности этой комиссии и теперь она может полноценно заняться работой».

С изучением наследия КГБ вообще сложилась забавная ситуация. Осведомленные противники публикации 4 тысяч карточек считают, что Латвия может крупно разочароваться в своих политиках, культурных деятелях, ученых, спортсменах и духовенстве. «Они находились в числе информаторов КГБ, однако на самом деле делали много хорошего для независимости Латвии», — пытается делать хорошую мину при плохой игре глава комиссии по изучению «мешков ЧК» Карлис Кангарс.

Возможны, по его словам, неприятные сюрпризы: например, на высоких постах в Латвии могут обнаружиться бывшие кадры номенклатуры компартии. Вейонис призвал комиссию «работать так, чтобы после 31 мая 2018 года результаты ее деятельности стали доступны для широкой общественности». Однако, надежды на это мало. Если уж содержимое пресловутых «мешков» так и не решились обнародовать за последние четверть века, то вряд ли сделают это и через три года. Никто, кроме относительно немногих молодых радикалов, не желает выпускать джинна из бутылки.

Что касается проблемы «оккупации», то, дабы разобраться в ней, следует устремить взгляд в недалекое прошлое. К началу 90-х Литва, Латвия и Эстония являлись вполне развитыми территориями, которые по тогдашним показателям вполне соответствовали среднеевропейскому уровню. Скажем, Латвия в конце 80-х могла похвастаться ВВВ, составлявшим 6265 долларов на душу населения (для сравнения — ФРГ — 10709 долларов, Италия — 7425 долларов, Ирландия — 5225 долларов). Латвийская промышленность в ту пору производила радиоприёмники, автобусы, магнитофоны, доильные установки, стиральные машины, бумагу, мопеды, рояли и пианино, промышленных роботов, телефоны, вагоны, дизеля, полупроводниковые микросхемы и приборы, целлюлозу и много чего еще. Естественный демографический прирост составлял 1,1 на 1000 жителей в год.

Другая «прибалтийская сестра» Эстония при Советском Союзе также считалась одной из самых передовых. Национальный доход на душу населения существенно превышал здесь среднесоюзный: в 1989 г. в Эстонии этот показатель составлял 117% от среднего по СССР.

Более того, в 1986—1989 годах здесь наблюдался настоящий подъем — за это время темп развития народного хозяйства увеличился по сравнению с предшествующим пятилетием аж в 1,4 раза! Литву в те времена тоже трудно было бы назвать бедствующим государством. На ее территории строилось много предприятий — как республиканского, так и союзного подчинения.

Промышленность была представлена приборо-, станко-, судостроением, сельскохозяйственным машиностроением, электротехнической, радиоэлектронной и другими отраслями. Вырабатывалось искусственное волокно, минеральные удобрения, пластмассовые изделия, стройматериалы. Активно развивались хлопчатобумажная, шерстяная, обувная, мясо-молочная, рыбная, мукомольная, сахарная промышленность. В 1990 году по ВВП на душу населения Литва занимала 39-е место в мире.

От дохлого осла уши

Однако, уже спустя пару лет все резко изменилось. Тут нужно подчеркнуть, что правители, выплывшие на волне борьбы за отделение от СССР, оказались выходцами из разных социальных слоев. Качественно, постсоветскую элиту Прибалтики можно разделить на две категории. Во-первых, это бывшие «нацкадры» из советских партократов, резко сменившие лозунги и убеждения.

Они и до сих пор сохраняют важные позиции в местных эшелонах власти. Так, например, недавний президент Латвии Андрис Берзиньш в былую эпоху являлся заместителем министра бытовых услуг Латвийской ССР, возглавлял Совет народных депутатов и исполком Валмиерского района. Его литовская коллега Даля Грибаускайте подвизалась в Вильнюсской высшей партийной школе, где до 1990 года вела курс политэкономии. Многолетний премьер-министр Эстонии Андрус Ансип был заведующим орготделом Тартуского райкома КПЭ.

Вторую часть элиты составили экс-эмигранты из Эстонии, Литвы и Латвии, покинувшие родину в 1944−45 гг вместе с отступавшими немцами, и их прямые потомки. Яркий представитель этой прослойки — экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, приехавшая из Канады и правившая в 1999—2007 гг.

В отличие от «партократов», «эмигранты» были куда более непримиримо настроены к русскоязычному населению Прибалтики, видя в них своих естественных врагов. Впрочем, «эмигранты» и «партократы» быстро договорились между собою: последние согласились перейти на позиции бескомпромиссного национализма, руководствуясь соображениями выгоды. Ведь Советский Союз оставил в Литве, Латвии и Эстонии большое количество материальных активов, представлявших собою очень лакомый кусок. Требовалось оттеснить русское население от дележа этого пирога — в связи с чем, в оборот и оказалась запущена теория «оккупации».

События 1940 года, в результате которых Эстония, Латвия и Литва оказались в составе СССР, были сложными и противоречивыми, однако трактовать их как «оккупацию» вряд ли возможно. Как ни крути, вхождение советских войск на их территорию согласно договору о взаимопомощи было воспринято значительной частью населения с восторгом — а за присоединение республик к Советскому Союзу голосовали выбранные народом парламенты.

Однако, спустя пятьдесят лет местным элитам потребовалось, чтобы постулат об оккупации превратился в незыблемую догму. Благодаря этому идеологическому конструкту стало возможным оттеснить «оккупантов» от «распила» оставленных СССР богатств. Соответственно, сегодняшняя историческая наука в государствах Прибалтики выполняет заказ власти.

Нужно доказывать, как хорошо жилось до 1940 года, а потом, в 1940-м, пришли «злые русские» и случился «страшный год». Затем появились немцы, прогнавшие «злых русских». После этого, в 1944-м, опять пожаловали «злые русские» и наступила «ужасная эпоха советской оккупации».

Эта концепция сыграла свою роль, как нельзя лучше — большинство промышленных предприятий Литовской, Эстонской и Латвийской ССР попали в руки нацэлиты и приказали долго жить в течение 90-х. Заводы и фабрики попросту распотрошили и растащили. Экономический упадок повлек и демографический. Если к началу 90-х в Латвии проживало 2,6 миллионов человек, то сейчас там менее 2 миллионов.

В Эстонии к началу 90-х насчитывалось свыше 1,5 миллионов человек, а сейчас осталось около 1,3 миллионов. В Литве жило 3,7 миллиона — стало меньше 3 миллионов.

С самого начала страны Прибалтики оказались заинтересованы в том, чтобы вырвать у России признание оккупации. Во-первых, это полностью оправдало бы политику апартеида, проводимую по отношению к местным русским. В начале 90-х около миллиона из них были наделены унизительным званием «негражданина», лишены многих элементарных прав.

Даже те из русских, кто гражданство получил, по умолчанию все равно считаются как бы «гражданами второго сорта». Но если б даже историческая родина признала их «оккупантами» и «детьми оккупантов» — это разом сняло бы все возможные претензии к прибалтам за обращение со своими нацменьшинствами. Об этом в 2005 году совершенно откровенно дала понять председатель комиссии по иностранным делам Сейма Латвии Вайра Паэгле: «Если мы отказываемся от концепции оккупации, то ставим под угрозу нашу политику в отношении гражданства, в отношении неграждан и их прав и других ключевых вопросов. Понятно, что на такой шаг мы пойти не можем».

Не так давно профессор Петерис Звидриньш провел в Риге презентацию книги «Урон, причиненный Советским Союзом в Балтии». В ходе этого мероприятия Звидриньш заявил, что прямой демографический ущерб Латвии от советской оккупации составляет 10 миллионов человеко-лет, а косвенный — 20 миллионов.

До этого глава Латвийского общества исследования оккупации Рута Паздере заявила, что общий ущерб от советской оккупации для республики эквивалентен 290 миллиардам евро. До Латвии пальма первенства по подсчёту «убытков от оккупации» была за Литвой. По оценкам разных независимых институтов, которые считали «ущерб» по заказу правительства, сумма компенсации от России должна составить около 20 миллиардов евро (еще ранее прозвучала цифра 834 миллиарда долларов!) Эстония в вопросе требования «компенсаций» ведет себя менее активно, но и ее представители периодически заявляют о «многомиллионном ущербе». Конечно, власти Латвии, Литвы и Эстонии прекрасно понимают, что от РФ им никаких денег не добиться. Но, разумеется, только в том случае, если в России вновь не восторжествует неоельцинщина, предполагающая последовательную сдачу всех внешних позиций государства.

Вячеслав Самойлов — обозреватель EADaily в Прибалтийском регионе.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...