Какая звукоснимающая головка ставилась на Эстонию 006

Сетевая ламповая радиола «Эстония-006-стерео» состоит из всеволнового вещательного приёмника, электропроигрывающего устройства II-ЭПУ-52С и двух АС.

Радиола была разработана на основе модели »Эстония-стерео»

Эстония-006-стерео — сетевая ламповая радиола с АС

Ламповый УНЧ радиолы был заменен в этой модели транзисторным. Электромоторная система АПЧ в диапазоне УКВ заменена электронной.

Эстония-006-стерео — ЭПУ радиолы

В радиоле использованы широкополосные малогабаритные акустические системы (АС) типа «10МАС-1».

Эстония-006-стерео — лицевая панель приёмника радиолы

Приёмник радиолы — всеволновой, работает в диапазонах ДВ, СВ, КВ, УКВ.

Эстония-006-стерео — задняя крышка радиолы

Электропроигрывающее устройство (ЭПУ) радиолы имеет 3 скорости: 33, 45 и 78 об/мин, автостоп и микролифт.

Эстония-006-стерео — вид внутри и расположение деталей радиолы

Основные технические характеристики:
Чувствительность с антенны:

Не покупайте такие вставки. Никогда.


— в диапазонах АМ — 50 мкВ,
— в диапазоне ЧМ — 5 мкВ.
Избирательность в диапазонах — АМ 60 дБ.
Ослабление сигнала зеркального канала:
— в диапазоне ДВ — 60 дБ,
— в диапазоне СВ — 50 дБ,
— в поддиапазонах KB — 26 дБ,
— в диапазоне УКВ — 30 дБ.
АРУ позволяет получить изменение выходного сигнала не более 6,5 дБ
при изменении входного сигнала на 60 дБ.
Номинальная выходная мощность (при КНИ 2%) — 2х10 Вт
Максимальная выходная мощность — 2х25 Вт.
Рабочий диапазон частот по звуковому давлению — 63. 16000 Гц
при неравномерности АЧХ 14 дБ.
Пределы регулировки тембра — 14 дБ.
Уровень фона со входа УНЧ не хуже — 60 дБ.
Переходные затухания между каналами:
— с антенного входа — 30 дБ
— со входа УНЧ — 40 дБ.
Размеры приёмника — 790х270х340 мм,
Масса приёмника — 25 кг,
Размеры ЭПУ — 450х160х330 мм,
Масса ЭПУ — 10 кг,
Размеры одной АС — 420х247х270 мм,
Масса одной АС — 9 кг.

Источник: spcs.social

Головка звукоснимателя для арктур 006

В процессе прослушивания доработанного проигрывателя «Арктур-006» [1] с усилителем-корректором «Lynx04» [2] постепенно нарастало ощущение, что потенциал, заложенный в этот усилитель-корректор, реализуется с MM-картриджами (головками звукоснимателя с подвижным магнитом) не полностью, хотя разрабатывался он под них. Захотелось проверить, как с «Lynx04» звучит MC-картридж (головка звукоснимателя с подвижной катушкой). Так как выходной сигнал таких головок значительно ниже (за исключением некоторых специальных моделей), чем у MM-картриджей, для согласования уровня сигнала обычно используются специальные повышающие трансформаторы. Ввиду того, что стоимость таких трансформаторов весьма ощутима и была пока не «по карману», было решено для повышения уровня сигнала головки примерно до 5 мВ (на частоте 1 кГц) использовать дополнительный предусилитель, выполненный в виде отдельного блока (адаптера), подключаемого к проигрывателю «Арктур-006» вместо штатной заглушки в гнездо «

Ламповый УНЧ от ЭСТОНИИ СТЕРЕО

5мВ».
Таким образом, чтобы поменять MM-картридж на MC-картридж будет достаточно кроме собственно замены картриджа и связанной с этим калибровки тонарма извлечь заглушку и включить вместо неё описываемый адаптер. При всём этом, естественно, сохранится возможность подключения к проигрывателю внешнего усилителя-корректора, а также возможность использования для MC-картриджа повышающих трансформаторов.
В качестве головки звукоснимателя было решено использовать популярный MC-картридж типа «Denon» DL-103. Эффективная масса тонарма проигрывателя «Арктур-006» по оценкам, основанным на измерении частоты резонанса системы «тонарм-картридж» с различными головками, составляет не менее 25 г, т.е. тонарм является достаточно тяжёлым для указанного MC-картриджа, имеющего относительно жёсткую подвеску. Так как рассматриваемый картридж по сравнению со штатной головкой «Unitra Fonica» Mf-104 имеет меньшие геометрические размеры как по высоте, так и по длине, для него лучше использовать и отрегулировать отдельный шелл с продольными отверстиями по винты:

Отдельный шелл с картриджем «Denon» DL-103

Схема адаптера приведена во вложении. Адаптер характеризуется отсутствием разделительных конденсаторов и возможностью настройки коэффициента передачи K под конкретную головку. Его основу составляют два предварительных усилителя на малошумящих операционных усилителях (ОУ) DA1, DA2 типа AD797, обладающих низким уровнем искажений [3].

Подстроечные резисторы R5,R10 служат для балансировки ОУ, конденсаторы C2,C8 предотвращают их возможное самовозбуждение. Требуемый коэффициент усиления K в каждом канале определяется соотношением номиналов резисторов R3,R2 и R8,R7 (при указанных на схеме значениях K=14,3). Так как питание ОУ выбрано достаточно низким, указанные резисторы для уменьшения уровня шума могут иметь небольшие номиналы. В качестве R1-R3, R6-R8 желательно применить металлоплёночные резисторы.
При указанных на схеме номиналах резисторов обратной связи максимальные значения напряжения входного и выходного сигналов (до ограничения) составили соответственно 140 мВ и 2В, что при номинальном сигнале с выхода головки 0,3..0,4 мВ соответствует перегрузочной способности предусилителя не менее 50 дБ на частоте 1 кГц (на частоте 20 кГц перегрузочная способность с учётом кривой RIAA будет при этом составлять не менее 30 дБ).
Нагрузочные резисторы R1,R6 и конденсаторы C1,C7 подбираются для конкретной головки по измерительной грампластинке или по звучанию. Как рекомендуют на некоторых форумах, номинал нагрузочного сопротивления желательно выбрать равным сопротивлению катушки головки, умноженному на 9 (для головки «Denon» DL-103 этот номинал будет составлять 360 Ом). По результатам прослушивания нагрузочные ёмкости в авторском варианте адаптера не понадобились (их номиналы могут быть в пределах 0..10 нФ).
Питание на каждый ОУ подаётся от отдельного двухканального стабилизатора напряжения на малошумящих микросхемах DA3,DA4 типа M5230L. При указанных на схеме номиналах резисторов R13,R14,R17,R18 выходные напряжения для питания ОУ составляют +– 5,3В.
Конденсаторы C3-C6, C9-C12, C16, C17, C21, C22 включены в соответствии с рекомендациями, приведёнными в справочных листках на используемые микросхемы [3],[4]. Конденсаторы C13, C14, C18, C19 – типа «Nichicon KZ Muse».
Стабилизаторы обоих каналов запитываются от общего двуполярного выпрямителя, выполненного на диодах Шоттки и работающего от одной обмотки трансформатора [5]. Трансформатор размещается отдельно – во внешнем блоке питания, выполненном в виде сетевой вилки. Подойдёт любой самодельный или готовый блок питания переменного тока (AC) с выходным напряжением

9..12В. В авторском варианте использован блок питания от внешнего модема «3Com U.S. Robotics 5630» с заявленным выходным напряжением

9В (напряжение холостого хода порядка

11В):

Блок питания AC 9V

Если трансформатор имеет немного большее выходное напряжение, чем нужно, его можно понизить, увеличив номинал резистора R25.
Так как ток, потребляемый устройством, мал, выключатель питания для него не предусмотрен. При длительном отсутствии лучше выдёргивать вилку блока питания из сети.
Адаптер монтируется на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размером 74×49 мм и помещается в готовый алюминиевый корпус BS31BK размером 80x55x25 мм. Рисунок печатной платы в формате программы Sprint Layout 5 находится во вложении. Для электрического соединения корпуса с землёй к плате привинчиваются две контактные пружины (винтовые или же в виде плоских контактов), упирающиеся в верхнюю крышку (для надёжности места соприкосновения с пружинами на крышке желательно зачистить и смазать тонким слоем ЦИАТИМа):

Вид собранной печатной платы адаптера

На нижнюю крышку корпуса изнутри приклеивается пористая изолирующая прокладка:

Вид адаптера в разобранном виде

Вид адаптера в собранном виде

Для светодиода HL1 в верхней крышке делается отверстие диаметром 1 мм, которое рассверливается изнутри сверлом диаметром 2,5..3 мм под линзу светодиода почти на толщину крышки. Светодиод закрепляется изнутри, например, термоклеем.
Гнездо питания X2 – типа или DS-026, изолированное от корпуса диэлектрической втулкой с шайбой, или любое другое, например, DS-205, DS-221, DS-225, DJK-03 (лишние металлические выступы внутри корпуса на месте гнезда можно аккуратно сбить стамеской). Аудиоразъём X1 – вилка типа СШ-5 (DIN-5), которая соединяется с адаптером отрезком провода типа ШГЭС-4 или четырьмя отдельными экранированными проводами, помещёнными в общую изоляционную трубку.
Для предотвращения наводок частотой питающей сети адаптер не должен размещаться рядом с силовыми трансформаторами. Подключение адаптера к проигрывателю вместо штатной заглушки и его отключение лучше производить при выключённом проигрывателе.

Источник: vmeste-masterim.ru

Виниловый проигрыватель для начинающих: картриджи и шелы

Можно вполне себе так утверждать, что проигрыватель винила является сложной, механической и зависимой системой. То есть что-то и где-то если будет сделано не так, в любом из звеньев этого непростого устройства, это сразу же отразиться на звуке, на воспроизведении, на вашем настроении… Каждое звено проигрывателя требует к себе пристального внимания, будь то механические особенности или электрические подключения и соединения. Самый первый тракт, с которого начинается звук, это игла, головка и далее шелл с проводами. Шеллом называют то самое приспособление, которое удерживает головку и которое устанавливается на тонарм, то есть на трубу тонарма. Да, конечно, проигрыватели, а точнее тонармы бывают разные, встречаются и не съемные шеллы выполненные за одно с трубой тонарма, но для кривого S образного тонарма шелл наверняка будет съемным, и на него необходимо будет правильно установить головку, то есть закрепить ее механически и подключить к ней провода. Именно о такой установке головки на шелл я и поведаю здесь

Крепление головки на шелле механическое

В первую очередь необходимо закрепить головку на шелле. Крепится головка тоже не кабы как, а максимально выверено. В принципе если у вас глаз наметан, то не вижу смысла брать какие-либо шаблоны, выставить голову на шелле можно точно!

Основным принципом установки является обеспечение 3 критериев: — углы установки иглы «вверх» и «вниз». За эти углы отвечают смежные поверхности головки и шелла, здесь их настраивать не надо. Надо покупать качественные изделия!; — углы относительно продольной оси «влево» и «вправо». Можно и нужно регулировать таким образом, чтобы продольная ось шелла совпадала с продольной осью головки.; — Расстояние от фланца шелла, до иглы, до кончика иглы 52 мм.

Проще всего это было не описывать, а привести картинку, ведь без нее в конечном счете не все так уж и понятно.

Пару слов осталось сказать о болтах для крепления. Лучше всего использовать алюминиевые болты и гайки. Они жестче нежели пластиковые, такие тоже бывают и имеют минимальное магнитное влияние на головку. Само собой они должны быть такого размера, чтобы лишь обеспечивать крепление на шелле и не выступать более положенного.

Виниловый проигрыватель для начинающих: картриджи и шелы

Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание, что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:

В данных примерах отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.

Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.

Выглядит он примерно вот так:

Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.

Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.

Смотрите примеры тонармов на картинке с уже установленными шелами и без:

Это S-образные тонармы, а это прямые:

Сейчас любят нести всякую пургу про то, что лучшая вертушка с прямым тонармом, да еще и с пасиком на приводе, но просто знайте, всегда ценились вертушки именно с прямым приводом (Direct Drive, DD) и с S-образным тонармом, который обеспечивает лучшее перемещение иглы по всей поверхности диска от начала до конца. Если это не так, и вертушка с прямым тонармом, то она должна быть не простой, а с серводвигателями и миникомпьютером, который будет точно выверять движение иглы — яркий пример — достойная недорогая машинка Victor QL-Y44F

Здесь прямой тонарм компенсирован микрокомпьютером и сервоприводами в тонарме.

Еще один пример сервопривода на вертушке Denon DP-37F:

Более дорогие модели имеют еще более навороченную систему:

Видите насколько массивным стал блок расположения сервоприводов на тонарме (внутри они выглядят такими намотанными кружочками из проволоки)

Другой вариант достижения того же — S-образный тонарм:

Как видите примитивный противовес из грузика и S-образный тонарм в купе с массивным непоколебимым основанием и тяжелым диском способны обеспечить достойное воспроизведение.

Самая доступная классика уже много лет — это безусловно Techncis SL-1200

Несмотря на пластмассовый вид, он действительно пластмассовый,. как говорят из композитного материала, но пластмасса эта больше похожа на камень в реальности — аппарат очень тяжелый — килограмм 12.

Но он тоже очень простой, не полный автомат, для меня, как пользователя это совсем не плюс, а неудобство, так как винил вообще не очень комфортный вид прослушивания — вам нужно постоянно отвлекаться от этого приятного занятия бегая и переворачивая пластинки каждые 15-20 минут и протирая их от пыли. Скорее не прослушивание, а занятие уборкой.

Есть много пуристов,которым достаточно прямой палки и убогого грузика на ней + втирание по ушам про тонарм из кевлара, но стоит попробовать настоящую нормальную японскую вертушку, и все эти бредни пиара разобьются о реальность.

Но возвратимся к шелам. Как видите шелов существует много и по виду вроде бы они похожие, но как бы не так.

Хотя в шеле есть длинные пазы, позволяющие разместить и закрепить картридж в разном положении по горизонтали (ближе к тонарму или дальше), но есть такие вертушки, которые пытались выпрыгнуть из штанов в момент своего создания и оснащены нестандартными не только шелами, но и креплениями этих шелов. Один из таких примеров — шелы к вертушке Denon DP-37F или Denon DP-45F.

Вы видите какой шел короткий? Если вам предлагают такую вертушку без шела, то найти на нее ее особый шел будем довольно проблематично. Сторонний шел не подходит по креплениям, а кроме того сам картридж будет дальше чем нужно и не будет попадать нормально в дорожки.

На моем фото — дальний шел с картриджем Audio Technica AT-91 не подойдет к вертушке Denon DP-54F, а на ближний родной шел вполне можно перекрутить картридж с несовместимого шела.

Т.е. из этого следует, что шелы бывают разные и при выборе вертушки без шела, нужно знать какой у нее родной шел. К счастью многие вертушки по шелам более менее стандартизированы (но далеко не все).

Итак шел у вертушки есть, но многие на зарубежных площадках предлагают вертушки без картриджа.

Что такое картридж?

Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию (трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).

Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и с подвижной катушкой (МС).

Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:

«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом, ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.

По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM) и подвижной катушкой (MC). Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»

Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично я приведу с определения сайта audiomania.ru:

«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»

В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса (а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ), то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей). Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.

Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа. таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм. Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж, тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.

Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы. Кончик иглы может быть металлическим или алмазным. Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса (самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).

Кантилевер под микроскопом

Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:

Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91

При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.

Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже, тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:

Картридж Audio Technics AT150

Картридж Audio Technics AT450

Картриджи Grado

Картриджи Ortofon

Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:

Ну смысл вроде понятен.

Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы. Это важно, так как игла очень быстро стирается, и буквально через полгода вы отметите ухудшение звучания, станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого — сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать — купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж. Выглядит это вот так:

Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.

Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой. Некоторые вставки подходят к разным картриджам.

Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.

Это делается вот так:

Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка. Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:

Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то

справа сверху — синий

слева сверху — зеленый

Справа снизу — белый

Слева снизу — красный провод.

Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен. Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно, что именно плохой контакт в этой области — отсоедините, протрите контакты спиртом или контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.

Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле. Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.

Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками, то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов, чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа. Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки.

Их продают на зарубежных аукционах, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки, на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит, магнитится не должно.

Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости (это называется установка азимута), смотрите картинку:

На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

На следующем шаге мы будем настраивать тонарм, противовесы и антискейтинг.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Электрическое подключение головки к шеллу (распиновка проводов)

Далее электрические контакты на головке и шелле должны быть соединены. Для этого используются короткие провода с колодками. Эти колодки просто надеваются на пины на головке и на шелле. Предварительно их можно немного сжать и если есть намазать медной токопроводящей смазкой. Сами провода имеют цветовую принятую маркировку и эти цвета необходимо соблюдать, чтобы на вход усилителя пришли именно те сигналы, которые должны, а не те которые получились…

Что на счет проводов, то именно здесь уже аудиофилы могут начать свою тему по поводу применения качественных и «правильных» проводов. Могу сказать одно, явную разницу в проводах я слышал только при замене проводов от проигрывателя до усилителя, замена же этих коротышей не давала для меня явственного эффекта.

Виды картриджей

Если отбросить всякую экзотику, то все актуальные на данный момент звукоснимающие головки можно разделить на два вида: MM и MC.

ММ расшифровывается как moving magnet (подвижный магнит). В картриджах этого типа игла звукоснимателя механически соединена с магнитом. Вибрации иглы передаются на магнит, магнит двигается рядом с неподвижными катушками и создаёт в них переменный ток.

Существуют различные вариации на эту тему, например, Audio-Technica в своих картриджах использует не один, а два магнита, расположенных под углом 90 градусов друг к другу. В некоторых картриджах магнит неподвижен, а игла соединена с небольшой шайбой из ферромагнетика, которая двигается между магнитом и катушками и таким образом играет роль переменного магнитного шунта. По такому принципу устроены, в частности, картриджи Ortofon серии VMS, а также все головки Grado.

MC расшифровывается как moving coil (подвижная катушка). Как несложно догадаться, в этих головках всё наоборот: магнит неподвижен, а вот катушки являются частью подвижной системы.

У MM- и MC-катриджей есть свои преимущества и недостатки. MM-картриджи, как правило, дешевле и оснащаются сменными иглами. Если игла износилась, её можно поменять (стоимость иглы обычно составляет от 25 до 50% от стоимости картриджа целиком). У MC-картриджей игла обычно несъёмная, поэтому при её износе приходится менять весь картридж.

Принято считать, что MC-картриджи лучше звучат: более живо, естественно и детально. Хотя это всё условно и топовый MM-картридж, скорее всего, переиграет бюджетный MC.

ММ-головки обычно имеют уровень выходного сигнала не менее 2.5 мВ. MC-головки могут иметь высокий (как у MM) или низкий (менее 0.5 мВ) уровень выходного сигнала. MC-головки с высоким уровнем выходного сигнала могут использоваться с корректорами, предназначенными для MM-картриджей. Для MC-картриджей с низким уровнем выходного сигнала необходим специальный корректор с более высоким коэффициентом усиления или же повышающий трансформатор.

Установка шелла на тонарм (проигрыватель)

После того как головка установлена и подключена, ее само-собой необходимо будет установить на трубу тонарма. Это уж совсем легко. Здесь надо лишь соединить пины шелла и трубы и закрутить фиксирующую гайку. На шелле есть штифт, который не даст установить его в другом неправильно положении.

Осталось теперь настроить сам проигрыватель винила, ведь без этого даже самая дорогая головка не будет играть так, как ей подобает. При установке головки будьте внимательны с иглой, она весьма нежная и ее легко повредить если отвлечься на что-то другое и забыть про то, что она все же тоже здесь и где-то рядом.

Источник: adslike.ru

Проигрыватель винила «Арктур 006»: отзывы, характеристики

Несмотря на то что виниловым пластинкам часто предпочитают современные цифровые диски, еще много осталось ценителей винила, уважающих его за оригинальность и качество, а также ностальгирующих по ушедшим временам. Модель «Арктур 006» (отзывы см. ниже) относится к продукции Советского Союза. Невзирая на то что сложилось мнение о плохом качестве советской техники, рассматриваемый прибор доказывает противоположное.

Проигрыватель для виниловых пластинок

Исторические моменты

«Арктур 006» — это детище совместной деятельности Бердского радиокомбината и польской фирмы «Унитра». Полученный прибор стал доказательством того, что и в СССР могли изготавливать достойную технику. Она и сейчас составляет равноправную конкуренцию зарубежным аналогам, не говоря уже об отечественных версиях. Стоит отметить, что польские конструкторы одолжили особенности элементов ЭПУ и тонарма рассматриваемого аппарата у проигрывателей Fisher.

Выпущенный заводом в Бердске (1983 год) носитель причислялся к категории сетевых транзисторных электроприборов. Основное его предназначение – агрегация с Hi-Fi-комплектами звуковоспроизводящей аппаратуры.

Характеристики винилового проигрывателя «Арктур 006»

Отзывы владельцев свидетельствуют о том, что рассматриваемый агрегат сделан на основе двухскоростного ЭПУ конфигурации G-2021. В конструкции предусмотрен электрический мотор, работающий с минимальным уровнем шума, а также прямой рабочий привод. В систему входит регулятор прижимного типа, скатывающий компенсатор, частотная подстройка.

Среди прочих параметров можно отметить следующие моменты:

  • наличие режима автоматической остановки и вращения диска по стробоскопу;
  • присутствие переключателя скоростей, микролифта, самостоятельный возврат тонарма после окончания пластинки;
  • скорость вращения – 33,4 оборота в минуту;
  • диапазон функциональных частот – от 20 Гц до 20 кГц;
  • детонационный коэффициент – 0,1%;
  • степень шумности – 66 дБ;
  • фоновый уровень – 63 дБ;
  • габаритные размеры – 46/20/37,5 см;
  • вес аппарата – 12 кг.

Фото винилового проигрывателя

Описание

В своих отзывах о проигрывателе «Арктур» пользователи указывают на интересные факты. Например, некоторые из них отмечают, что даже версии, сделанные в 1985 году, прекрасно сохранились и находятся в рабочем состоянии. Естественно, если за ними велся соответствующий уход, и проводились профилактические меры. У многих агрегатов сохранилась вся заводская начинка, включая электролиты советского производства с номинальными показателями. Единственное, что чаще всего выходило из строя – петли-держатели крышки, ввиду своей хрупкости.

Заметных вмешательств в конструкцию не наблюдается, не считая замены звукоснимающей головки. При желании можно доработать прибор, добившись от него значительно лучшего качества звука. Однако многие владельцы не видят в этом смысла, поскольку для своего уровня проигрыватель работает достойно. Если требуется улучшение акустики, логично обратить внимание на аппаратуру категорией выше. Поскольку оригинальные версии уже не выпускают, зачем их переделывать?

Панель винилового проигрывателя

Внешность

Проигрыватель «Арктур 006», фото которого приведены в обзоре, оснащается корпусом из прочного пластика. Внутри него вмонтировано ЭПУ польского производства с прямым приводом. Система имеет S-образный тонарм и довольно увесистый рабочий диск. Аппарат устойчиво держится на любой поверхности за счет резиновых ножек нерегулируемой конфигурации.

Задняя часть проигрывателя оснащается парой специальных выходов: для встроенного корректора фона и для внешнего аналога (в обход первого элемента). Если используется встроенная система, во второй выход монтируют перемычку.

В конструкции аппарата предусмотрен тяжелый опорный диск, одновременно являющийся роторной частью электрического мотора. Внутренний отсек элемента оклеен магнитной пластиной. Под указанной деталью находится статор электродвигателя. Тонарм изготовлен полностью из металла, в конструкции нет ни малейшего намека на люфты.

Среди недостатков – противовес, градация которого сделана с шагом 0,5 г, что осложняет процедуру настройки прижимного усилия без весов. Кроме того, плотность крепления элемента также оставляет желать лучшего. Шелл не оснащается прорезями для точной регулировки угла захода, однако, он обладает съемной конструкцией и без проблем заменяется другим аналогом.

Эксплуатация проигрывателя

Эксплуатация

Как подтверждают отзывы, «Арктур 006» включается одним переключением тумблера. Чтобы диск начал вращаться, необходимо поднести головку звукоснимателя к началу грампластинки, выбрать требуемую дорожку и опустить микролифт. Корректировка частоты вращения и общее управление прибором осуществляется с рабочей панели. После нажатия клавиш «стоп» и «конец стороны», активируется автостоп и возврат тонарма в исходную позицию.

В своих отзывах о проигрывателе винила «Арктур 006″владельцы к существенным преимуществам относят пару регуляторов на 33 и 45 скоростей, увеличивающих точность подстройки оборотистости. В этом случае не требуется проводить манипуляции с отверткой, как в большинстве аналогов тех времен.

К негативным моментам причисляют необходимость дополнительной корректировки скорости после очередного прогрева микросхем контроллера электромотора. Кроме того, при покупке агрегата на вторичном рынке, следует проверять отсутствие «плавания» режимов. У рассматриваемых моделей подобная неполадка встречается достаточно часто. Приобретение «старинной» техники всегда представляет собой некоего рода лотерею. В любом случае лучше слегка доплатить, чем купить ненужный «утиль».

Качество воспроизведения

Прослушивание производилось с качественной головкой Shure M97xE (она лучше, чем штатная «Унитра»). Также использовался внутренний корректор фона на микросхеме типа К-157-УД2, усилитель «Пионер-30», акустические устройства «Амфитон».

Некоторые пользователи отмечают, что с усовершенствованным корректором фона, реально добиться детализированного и глубокого звучания, при этом и встроенный элемент проявил себя на должном уровне. Здесь нужно подчеркнуть, что аппарат не относится к версиям, выдающим звучание высшей категории, он вполне неплохо себя чувствует в среднем сегменте (добротный настоящий Hi-Fi).

Проигрыватель винила

Особенности

При прослушивании разных групп и исполнителей на пластинках, пользователи в отзывах об «Арктуре 006» указывают на несколько положительных моментов. Во-первых, центральные композиции альбомов отыгрывались с достойным числом деталей, глубиной звучания со сцены и прекрасной передачей тонкостей каждой струны гитар и голосов вокалистов.

Комбинация проигрывателя с усовершенствованной головкой звукоснимателя продолжала радовать. На всех винилах прослеживается отсутствие неразборчивости в звуке, проявляется весь драйв и эмоциональная суть композиций. Басы выдавались глубоко и мягко, что присуще указанному носителю.

Плюсы и недостатки

В своих отзывах владельцы выделяют ряд объективных достоинств и минусов рассматриваемого прибора. Описание винилового проигрывателя «Арктур 006» продолжим с учетом этих моментов. Среди плюсов:

  • наличие прямого привода;
  • увесистый прочный диск;
  • отсутствие даже малейшего люфта в конструкции S-образного тонарма;
  • режим автостопа;
  • возможность проведения множества доработок и усовершенствований.
  • корпус из пластмассы низкого качества;
  • сомнительные микросхемы управления ЭПУ:
  • отсутствие должной вибрационной развязки.

Для самостоятельного решения некоторых неполадок, потребуются определенные знания и навыки.

Элемент проигрывателя

Переделка и доработка

В инструкции проигрывателя «Арктур 006» вы не найдете рекомендаций, как модернизировать агрегат? Это связано с тем, что в свое время он считался вполне современным. Однако умельцы нашли несколько способов улучшения функционала и качества звучания прибора.

Рекомендации указаны ниже:

  1. Меняют все конденсаторы.
  2. Головку также желательно поставить улучшенного качества.
  3. Тля точности настройки иглы допускается замена штатного шелла на аналог с прорезями.
  4. Дополняют конструкцию внешним корректором, повышающим качество звука.
  5. Вместо штыревого разъема монтируют тип «тюльпан».
  6. В тонарме приспосабливают аудиофильский кабель.
  7. Оснащают питающий разъем современной версией (как у блока компьютеров).

Проигрыватель

Подытожим

«Арктур 006» относится к одному из самых достойных виниловых проигрывателей своей эпохи. Несмотря на то что он произведен еще в СССР, до сих пор агрегат пользуется популярностью у меломанов, коллекционеров и ценителей раритетных качественных вещей. Устройство при тестировании хорошо себя показало в проигрывании любого музыкального направления, что не может ни радовать, особенно с учетом его причисления к средней ценовой категории.

Источник: fb.ru

Рейтинг
Загрузка ...