Какие бывают мопеды Рига

Рижский мотозавод вчера и сегодня

Материалом о Рижском мотозаводе (РМЗ) «Саркана звайгзне» («Красная звезда») мы начинаем цикл фоторепортажей-исследований о бывших флагманах Латвийской ССР и СССР, некогда передовых успешных предприятиях, которые с получением Латвией независимости были успешно закрыты, обанкрочены, приватизированы, прекратив свое существование.

Карен Маркарян, текст и фото

РМЗ был основан как частное предприятие еще в 1927 году. До национализации в 1940 году советской властью выпускал дорожные велосипеды. С июня 1940 года стал называться Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». После реконструкции в 1949 году завод выпустил 100 тысяч велосипедов. К 1960 году предприятие удвоило производство велосипедов.

А в 1958 году главный конструктор завода Юрий Веллер вместе с коллегами разработал первый мопед «Рига-18). С 1963 года руководство Советского Союза в плановом порядке передало производство велосипедов другим предприятиям страны, а завод в Риге был переименован в Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне», занявшись производством мопедов, которые в дальнейшем стали пользоваться успехом не только в СССР, но и в некоторых других социалистических странах, в частности, на Кубе и во Вьетнаме.

Мопед «Рига»

В начале 1980-х Рижский мотозавод стал выпускать, например, вот такие (на снимке ниже) мини-мокики — мопеды с двухтактными двигателями шауляйского завода (Литва). В отличие от известных всем в Советском Союзе мопедов «Рига» разных модификаций, мокик отличался своими размерами, да и руль с сиденьем складывались, делая его еще компактнее, мини. Поэтому его можно было ставить хоть на балконе, хоть в коридоре квартиры, перевозить в багажнике авто (бензобак мокика тоже можно было легко отсоединить). А скорость мини-мопед развивал весьма приличную. Насколько помню, до 70 км в час.

1. На этом рекламном снимке советских времен дамочку с мокиком сфотографировали на фоне еще одного тогдашнего символа Латвии — четырехмачтового барка «Седов».

Барк, который является на сегодня крупнейшим в мире учебным парусным судном до 1945 года носил имя дочери немецкого судовладельца с момента постройки в 1921 году: «Magdalene Vinnen II». Парусник отошел СССР по репарации и был переименован в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Седова.

С 1981 по 1991 портом приписки барка стала Рига — Латвийское производственное объединение рыбной промышленности «Латрыбпром». «Седов» служил учебным судном Рижского отряда учебных судов Минрыбхоза СССР. И еще до распада СССР к осени 1991 года получил новый адрес приписки — Мурманский государственный технический университет.

Так что судьба барка сложилась куда счастливее, чем судьба всей промышленности и не только промышленности Латвии (что сталось с женщиной на снимке, мне неизвестно).

2. Вот так, в частности, выглядит один из сборочных цехов РМЗ изнутри сейчас:

3. В течение почти 20 лет одно из фасадных зданий «Саркана звайгзне» стоит вот таким немым укором латышским властям, умертвившим, продавшим и отдавшим на разграбление все советское, которое работало и могло работать еще. Меняются только рекламные плакаты. Причем, это — самый центр Риги, улица Бривибас (Свободы), Воздушный мост, справа от которого (если лицом к Даугаве) и находится бывший мотозавод.

Невероятные Мопеды РИГА, которые не пошли в серию! (даже дельта отдыхает)

4. «Всегда больше возможностей для выбора» — гласит реклама на задрапированном бывшем цехе Рижского мотозавода. Центр Риги, улица Бривибас (Свободы). Мимо этого пустующего цеха РМЗ по Воздушному мосту ежедневно проезжают десятки тысяч машин. Символично, что рекламный плакат призывает посетить торговый центр Alfa, который находится на месте бывшего одноименного завода, выпускавшего электронику для ракет:

5. А если зайти с тыльной стороны, то можно увидеть такую вот картинку с бесхитростной рекламой на металлическом заборе фирмы по декорированию мероприятий: «Ваши мечты станут реальностью»:

6. Реальность сейчас такова:

7. От завода осталась еще и металлическая плитка.

8. Шоссейно-кольцевой микромотоцикл Рига-19С был выпущен в небольшом количестве в 1982 году. Несмотря на скромные размеры и небольшую массу (чуть более 60 кг) являлся полноценным гоночным аппаратом, легко развивая скорость свыше 100 км/ч. Фото: drive2.ru

9. А мини-мокик «Стелла» выпускался с конца 80-х до середины 90-х. Мокик оснащался, как отечественным мотором V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet. Фото: drive2.ru

Характерно, что на популярном в Латвии портале рекламных объявлений до сих пор можно встретить предложения о продаже мокиков разных модификаций: от 160 до 240 евро — в зависимости от состояния.

Разве модернизированная продукция РМЗ, как и та, что была в планах конструкторов (трицикл успели даже выпустить) не нашла бы своих покупателей сейчас? Когда бензин стал роскошью, как и парковочные места? Вопрос, конечно, риторический.

Рядом с мотозаводом, буквально в ста метрах напротив находятся бывшие цеха (или то, что от них осталось) Рижского вагоностроительного завода и объединения ВЭФ. Сюда мы тоже вместе с вами вскоре наведаемся.

Источник

Между «Ригой» и «Львом»: мопеды, о которых мечтали советские мальчишки

В послевоенном СССР было положено начало множеству интересных вещей. Одной из таких можно смело считать моду на мопеды. Данная область начала активно развиваться с началом 1960-х годов. На протяжении следующих 30 лет о мопеде мечтал почти каждый советский мальчишка. Массово забыли об этом транспортном средстве уже только после распада страны Советов в «лихие 90-е».

Двумя основными гигантами мопедного производства были Рига и Львов.

«Львівський мотозавод»

История Львовского мотозавода началась в 1919 году (название ЛМЗ было присвоено только в 1961). Предприятие называлось «Lwowski zakład Metal». Поначалу на заводе делали металлические товары потребительского спроса.

В последствии завод перешел в руки советской власти. В 1950-е годы предприятие перепрофилировали для производства сельскохозяйственной техники. В 1960 году случилось еще одно перепрофилирование, после которого ЛМЗ стал выпускать велосипеды и легкую мототехнику.

Впрочем, первый велосипед на ЛМЗ выпустили еще в 1958 году. Им стал В-902 с вспомогательным двигателем Д-4 объемом 45 куб.см и мощностью 1 л.с. Которые делались в Ленинграде на заводе «Красный октябрь».

Через 4 года, в 1962 году, в серию вышел мотовелосипед МВ-042 «Львовянка». Именно тогда на предприятии началась история выпуска мопедов. Уже во второй половине 1960-х ЛМЗ даст Союзу свое новое яркое творение – мопед «Верховина». Машина получилась настолько удачно, что почти не менялась на протяжении всей серии производства.

С именем «Верховины» связано еще одно важное событие. С 1982 году под этой маркой на ЛМЗ стали делать мокики – разновидность мопедов с коробкой передач и без велосипедного привода. Тогда же, в апреле в серию пошел другой известный отечественный мопед под маркой «Карпаты».

После развала СССР Львовский мотозавод ждала также судьба, что постигла и многие другие предприятия. Несмотря на все усилия, в руках «эффективных собственников» ЛМЗ просуществовал до 1997 года. Предприятие окончательно закрылось в 2000 году.

«Саркана эвгайзне — Красная звезда»

Завод был основан в 1927 году, как частное предприятие. На нём был налажен выпуск велосипедов. В 1940 его экспроприировали и переименовали в Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Последнее переводится как «Красная звезда». Следующий раз название завода поменяют в 1963 году.

Переименуют его в Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне».

До войны заводом руководил инженер Густав Эренпрейс. После экспроприации его назначили руководителем предприятия, в первую очередь за заслуги в области мото и вело строения. Во время войны Густав Эренпрейс сотрудничал с оккупационным правительством и получил фабрику в непосредственную собственность. В 1944 году он бежал в Германию опасаясь за свою жизнь.

Славное прошлое «Красной звезды» по-настоящему пришлось на 1950-е годы, когда на предприятие стали собирать мопеды «Рига», положив начало целому семейству. Первая модель работала с ленинградским двигателем Д-4.

Серия «Рига» прожила всю оставшуюся историю Советского Союза. Всего было выпущено около десятка серийных модификаций. Помимо этого, на Рижском мотостроительном заводе делали мокики. Самым известным стала пресловутая «Дельта».

После распада Советского Союза «Красная звезда» пережила относительно безболезненно вхождение в новую эпоху. Тем не менее, на предприятии начали реформировать производство, однако в конечном итоге ничего у руководства завода не вышло. В 1998 году завод закрыли.

В продолжение мотоциклетной темы читайте о том, почему о мотоцикле Maserati 125 Tipo T2 мечтают даже топовые коллекционеры.

Источник

Мопед — мечта детства!

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества.

Мопед - мечта детства!

Мотоцикл стоил дорого и требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.

Мотовелосипед «Стрела» с копией двигателя «Вандерер» (с 1936 по 1940)

Мопед - мечта детства!

Фото найти не удалось, возможно, это «Вандерер»

Моторизованный велосипед В901

Мопед - мечта детства!

Моторизованный велосипед В901 выпускался на Харьковском велосипедном заводе в 50-х годах прошлого века.

Велосипед имел раму уменьшенной высоты и усиленную вилку. Колёса имели размер 26″ х 2″. Также устанавливался руль с расширенными ручками и багажник с прижимом.

— Вес велосипеда вместе с двигателем – 27 кг.

Мотовелосипед В-902

Мопед - мечта детства!

Выпускался Львовским мотозаводом с 1960 года.

Мотовелосипед развивал скорость 35-40 км. час. На В-902 установлена трубчатая сварная рама с двумя верхними трубами. Передняя вилка имеет пружинные амортизаторы и проворачивается вправо и влево на двух радиально-упорных шарикоподшипниках. Жесткость пружин амортизаторов настраивается навинчиванием и вывинчиваем гайки амортизатора. Жесткая подвеска заднего колеса. Мотор Д-4 мощностью 1 л. с.

МВ-042

Мопед - мечта детства!

В 1963 году завод освоил новую модель МВ-042, которая несла название мотовелосипеда, но фактически была уже мопедом: специальная штампованная рама, телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на центральной пружине.

Более поздние модели, по некоторым данным, выпускались с двумя амортизаторами. Выпускались по 1965 год. МВ-042 «Львовянка» Одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объемом 45 см3 максимальная мощность 1,2 л. с. масса мопеда 30 кг максимальная скорость 40 км/ч

«Spriditis»

Мопед - мечта детства!

Мопед - мечта детства!

Предприятие «Саркана Звайгзне» было организовано в Риге в 1940г. на базе национализированной «Велосипедной фабрики Г.Эренпрейса». В 1958 г. на нём были собраны первые опытные образцы мопеда «СПРИДИТИС» с 60-кубовым мотором, прототипом для которого послужила одна из моделей фирмы «ПУХ».

Эта машина в серию не пошла, но приобретённый опыт позволил создать более удачную конструкцию, получившую название «Рига-1».

За основу был взят один из мопедов марки «ЗИМЗОН», но вместо короткорычажной передней вилки была сделана телескопическая, а в задней подвеске вместо резиновых упругих элементов использовались пружины. Изначально машина оснащалась 50-кубовым блок-мотором «ЯВА», позже производство аналогичного силового агрегата (50куб.см.Х 1,5л.с.) было освоено на заводе «ВАЙРАС» в литовском городе Шауляй.

Рига-2 ГАУЯ

Мопед - мечта детства!

Параллельно с 1959г. началось оснащение велосипедов «Рига-16» моторчиком «Д-4»(45куб.см.Х1,2л.с.) ленинградского завода «Красный Октябрь». Это было временное решение. Уже в 1961г. покупателям был предложен «лёгкий» мопед «Рига-2 ГАУЯ» с тем же мотором, специально разработанной трубчатой рамой и подпружиненной передней вилкой. С этого момента на заводе параллельно строились два семейства мопедов, условно делившиеся на «тяжёлое» и «лёгкое», с моторами Шауляйского и Ленинградского заводов соответственно.

Рига-4

Мопед - мечта детства!

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

Рига-5

Мопед - мечта детства!

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей.

Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Рига-7

Мопед - мечта детства!

Рига-11

Мопед - мечта детства!

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

Рига-12

Мопед - мечта детства!

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Рига-13

Мопед - мечта детства!

На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

Рига-16

Мопед - мечта детства!

В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоцикл етного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

Рига 22

Мопед - мечта детства!

В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество.

Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

«Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126)

Мопед - мечта детства!

В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

Дельта (РМЗ 2.124)

Мопед - мечта детства!

К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели.

Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Мокик Стелла (Stella)

Мопед - мечта детства!

Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

МВ-044

Мопед - мечта детства!

Львовские мопеды МВ-044, МП-043

У моделей много общих узлов и деталей и различаются они главным образом конструкцией двигателя и электрооборудованием. Легкий мопед МВ-044 имеет двигатель Д-5 рабочим объемом 45 см3 и мощностью 1,2 л.с. и систему зажигания от магнето. На мопеде МП-043 устанавливается более мощный двигатель Ш-51 рабочим объемом 50 см3 и мощностью 2,0 л.с. с двухступенчатой коробкой передач и системой зажигания от маховичного магнето.

Максимальная скорость МП-043 — 50 км/час, расход топлива — 2 л. на 100 км пути. Сухой вес — 48 кг.

Легкий мопед МВ-044 развивает максимальную скорость 40 км/час и расходует 2 л. топлива на 100 км пути. Сухой вес — 38 кг.

МП-043

Мопед - мечта детства!

Мп-045, МП-046.

Мопед - мечта детства!

Цельносварной герметичный топливный бак емкостью 6,6 л обеспечивает запас хода свыше 300 километров. Рама на новых мопедах значительно усилена. На обеих моделях улучшено охлаждение двигателя: щитки новой формы полностью открывают цилиндры и головки.

Мопед МП-048 «Верховина-3» (1970-1973)

Мопед - мечта детства!

Общие данные: наибольшая скорость — 50 км/ч; вес сухой — 51 кг; наибольшая нагрузка (включая водителя) — 100 кг; топливный бак — 5,0 л.; средний расход топлива — 2,2-2,6 л/100 км.

Мотовелосипед 16-В1 (с 1963 г.)

Мопед - мечта детства!

Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

Мотовелосипед может развивать скорость до 40 км/ч.

Расход топлива на 100 км. пути при скорости 25 км/ч — 1,5 л.

Вес мотовелосипеда — 34 кг.

Легкий мопед МВ-18 (с 1972 г.)

Мопед - мечта детства!

От предыдущей модели он отличается большей надежностью, измененным передаточным числом педального привода. Двигатель установлен Д-6. Бензобак увеличен до 5 литров в объёме. Вес- 34 кг.

Легкий мопед ЗИФ-77 (с 1977 г.)

Мопед - мечта детства!

Выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М.В.Фрунзе.

Эта модель является модернизированным вариантом прежней МВ – 18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей и новой, меламидно-алкидной эмалью. Мопед легок (его сухая масса – 35,2 кг), развивает скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути, наибольшая допустимая нагрузка – 100 кг

Легкий мопед ЗИФ-20

Мопед - мечта детства!

Малыш

Мопед - мечта детства!

это дитя Ленинградского завода «Красный Октябрь»

под полным названием «Карманный» мотороллер МАЛЫШ.

Еще одно необычное средство передвижения: Мотоколяска «К-1-В» (1947-1951)

Мопед - мечта детства!

Карпаты

Мопед - мечта детства!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник
Рейтинг
Загрузка ...