Какие народы проживают в Эстонии

России — многонациональная страна. И есть у нас народы, весьма необычные, которых почти не осталось. Их традиции и язык находятся на грани уничтожения, но они продолжают существовать. Кто-то уже перебрался в города и надевает национальный костюм только на праздники, другие до сих пор живут в местах, куда можно добраться только с помощью вертолета.

Абазины

По данным последней переписи в России живут 43 341 представителей этого народа. Большая часть проживает в 13 аулах в Карачаево-Черкесии. Кто-то переезжает в соседние республики и города. Первое упоминание о них можно найти уже в V веке до нашей эры у греческого историка. Исповедуют ислам.

Во втором веке у них даже было собственное княжество, но народ не мог соперничать с мощными государствами и постоянно попадали под их влияния. После русско-кавказской войны в XIX веке стали частью России. Основное занятие этого народа — скотоводство, так как горные земли плохо возделываются. Также они разводят пчел и готовят из меда сладкий, одурманивающий напиток.

Ласточка считается священной птицей, которая спасет человечество. Сейчас живут пользуясь многими благами цивилизации.

Алеуты

В России осталось всего 500 представителей этого народа. Зато на Аляске живут больше 15 тысяч человек. Изначально — это коренное население островов, которое со временем разъехалось и по соседним материкам. Сами себя называют «унанган». Сейчас живут на Командорских островах.

Впервые этот народ столкнулся с русскими в XVIII веке. Сначала туда поехали ученые-антропологи, а потом и моряки. С ними алеуты часто конфликтовали. Потом алеуты попали под влияние российско-американской компании, которые пытались заработать на добычи морских котиков, а потом на добыче золота. Алеутов привлекали к работе.

Русские и американцы женились на местных девушках.

Сейчас алеуты добывают мех ценных животных, ловят птицу и рыбу, разводят ездовых собак и растят репу, редис и картофель. Скорее всего, скоро этот народ окончательно ассимилируется с русскими и другими народами, так как алеутскому языку не учат в школах.

Население традиционно исповедовало язычество: шаманы связывали людей с духами предков и помогали решать житейские проблемы. Также из-за влияния русских тут популярно православие. Сейчас народ пользуется благами цивилизации и живет в домах, построенных для них советской властью.

Бесермяне

Бесермяне живут в Удмуртии, но на самом деле они как и карелы являются финно-уграми. Сейчас численность народа колеблется около 2 тысяч человек. Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в котором можно услышать и более восточные влияния.

Религия народа — смесь нескольких верований. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

Aivo Peterson с публичным обращением ко всем проживающим в Эстонии украинцам.

Бессермяне занимаются земледелием. Сейчас остатки народа пытаются сохранить их традиции, отмечают национальные праздники. К ним как-то даже Путин приезжал.

Вепсы

По официальным данным, сейчас осталось чуть больше 6 тысяч вепсов. Большинство из них живут в Карелии и селе Шелтозеро. Также проживает на территории Ленинградской области.

До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил ее глава − старейший мужчина. Его жена ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение. Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия — ткацкие станы, прялки, пяльцы и др.

Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

Коряки

Сейчас осталось чуть больше 8 тысяч коряков. Знают русский, хотя и пытаются сохранить свои языки. Около трех тысяч говорят на местных наречиях. Исповедуют православие, но сохраняют и шаманские традиции. Исследование посёлка Атарган указывает на то, что местные племена коряков были знакомы с использованием металла задолго до прихода русских, а точнее, в последнее столетие первого тысячелетия.

Удивительно, но мифология коряков почти не отличается от мифологии индейцев Тихого океана. Некоторые религиозные события могли быть заимствованы, но в целом мифы обычно отражают состояние ума в течение длительного времени и даже самых отдалённых периодов.

Cходство между жизнью чукчей и коряков велико, хотя, характерные черты эскимосов, как правило, исчезают. Среди коряков и камчадалов количество элементов сходства с эскимосами постепенно уменьшалось, в то время как количество мифов, доказывающих обратное, увеличивалось. До сих пор большинство коряков живут без особых удобств, придерживаясь традиций. Молодежь постепенно уезжает в города и ассимилируется.

Нганасаны

Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но из-за советской власти перешли на оседлый. Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.

Произведения устного народного творчества знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста. Профессиональных исполнителей фольклора у нганасанов нет, все общепризнанные сказители — это простые охотники, рыболовы и оленеводы. Предания рассказывают долгими вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе, специальных всенародных празднеств, на которых рассказчики делятся своими историями, как у уже упоминавшихся якутов или казахов, не было.

Популярны кайнгэймэкуми — состязания двух молодых людей, которые, сидя по обеим сторонам своей избранницы, сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.

Фото: Российский этнографический музей

Нивхи

Малочисленный народ, который живет в России и Японии. Первые следы его пребывания на этих территориях появились 10 тысяч лет назад. Сейчас численность народа постоянно падает, в последнюю перепись специалисты насчитали около 4 тысяч человек.

Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы.

Нихви большей частью занимаются рыбной ловлей. Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и вере в обитавших повсюду духов. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне.

Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали воздушное погребении. Умершего подвешивали на дерево и оставляли там.

Фото: Дементиевский Иван

Малочисленная финно-угорская народность из Псковской области. В России их живет всего 200 человек, а в соседней Эстонии около 10 тысяч. Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток этноса — некогда столь же самостоятельного,как и другие финно-угры.

Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными . В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами».

Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь. Сейчас народность мало чем отличается от обычных людей.

Тофалары

Проживают на территории Тофаларии в Иркутской области. Сегодня тофалары живут в основном в трёх организованных советской властью в 1920—1930-х годах населённых пунктах: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.

Начиная с конца XVII века и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.

Народ занимался охотой и оленеводством, вели полукочевой образ жизни. Но из-за советсткой власти им пришлось оставить кочевой образ жизни. Вместе с тем в деревнях появилась техника. Традиции были забыты и только в конце прошлого века их начали восстанавливать.

Ульчи

Сейчас их осталось всего около 3 тысяч. Большинство живут в Хабаровском крае. Корни этого народа уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории около 10 тысяч лет назад.

Новейшие генетические исследования доказывают, что предки ульчей уже жили в этом регионе 8 тысяч лет назад . В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков, в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. Только в середине XIX века ульчи стали подданными России.

Ульчи много рыбачат. Основным способом консервации улова было изготовление юколы — вяленой на ветру и солнце рыбы в виде тонких длинных пластинок. Люди вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2-5 домов.

Замуж в 14 лет: где и почему до сих пор разрешены ранние браки и как себя чувствуют юные невесты

«Все думают, что мы женимся на своих, а гуляем с русскими!» Супруги-мусульмане откровенно о хиджабе, алкоголе, моде и браку по любви

Источник: gubdaily.ru

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

304

На Земле проживает более 7,5 млрд человек самых разных национальностей. Про некоторые народы мы знаем с детства, но в мире есть огромное количество людей, чья культура и традиции остаются для нас тайной. Конечно, современная цивилизация способствует неизбежной ассимиляции, и некоторые народности постепенно исчезают. Но, к счастью, многие их представители пытаются сохранить собственные многовековые традиции и обычаи.

Мы решили выяснить, какие редкие народы проживают сейчас на Земле, и с удивлением поняли, что про большинство из них мы даже не слышали.

1. Алеуты

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Это коренное население Алеутских островов, которое проживает там уже более 9 000 лет. Основная их часть сегодня населяет Аляску, но также они встречаются в Камчатском крае. Путешественники отмечали, что цвет тела и лица у алеутов скорее белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

В 2018 году на Аляске насчитывалось около 6 700 алеутов, а в России — менее 500. Они относятся к арктической расе и имеют собственный язык, разделенный на несколько диалектов. Правда, постепенно он умирает — в прошлом году насчитывалось лишь 4 человека, владеющих одним из алеутских диалектов, а большинство перешло на русский или английский.

Современные алеуты живут в небольших городах и поселениях и в основном занимаются рыбной ловлей. Особенно популярной для промысла рыбой считается минтай. Именно аляскинский минтай в основном поставляется в рестораны сети McDonald’s.

2. Атакаменьо

Атакаменьо, или атакама, — коренной народ северной части Чили, который проживает в основном в Андах, в пустыне Атакама. Кстати, эта пустыня считается самой сухой и суровой на Земле. В некоторых районах дождь выпадает раз в несколько десятилетий.

По данным аргентинской переписи населения, в 2010 году около 13 тыс. человек идентифицировали себя как атакаменьо в первом поколении. Также около 20 тыс. представителей этого народа проживает в Чили. Раньше люди атакама говорили на собственном языке кунса, но тот был утрачен в середине XX века. Сейчас все представители говорят по-испански.

В древности они были кочевым народом, но потом освоили разведение лам и выращивание кукурузы и стали вести оседлый образ жизни. Сегодня люди атакама живут в нескольких деревнях, а также в небольшом городе Сан-Педро-де-Атакама. Они выживают в том числе за счет туристов, которые приезжают посмотреть местные достопримечательности — вулкан Ликанкабур и соленое озеро.

3. Бадуй

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Бадуй, или бадуи, живут в Индонезии, в горах провинции Бантен на острове Ява. На сегодняшний день их численность составляет около 13 тыс. человек. Они ве­дут крайне замк­ну­тый об­раз жиз­ни. Возможно, этому способствует их религия — агама сунда, которая тесно связана с анимизмом.

Народ бадуй соблюдает многочисленные табу. Некоторые из них вполне понятны: им нельзя убивать, красть, лгать, изменять и напиваться. Однако среди прочих запретов есть действительно странные. В частности, запрещено есть по ночам, пользоваться транспортом в любом виде, выращивать рис, использовать различные ароматы, принимать золото или серебро и прикасаться к деньгам.

4. Бороро

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Бороро — это индейский народ, проживающий на территории Боливии и Бразилии. Коренных бороро осталось менее 2 тыс., а сами себя они называют «ораримугудоге», то есть «люди рыбы орари». У них есть собственный язык бо вадару, но большинство населения все-таки говорит на португальском. При этом уровень грамотности составляет меньше 30 %. Бороро в основном занимаются земледелием и выращивают кукурузу, маниок, рис.

Уникальная особенность этого народа заключается в том, что все бороро имеют одинаковую группу крови. Так что каждый из них может стать донором своему соплеменнику.

5. Шапсуги

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

До Кавказской войны шапсуги были одним из крупнейших черкесских племен, а сегодня их осталось менее 4 000. В основном они проживают в России в районе Сочи, а также в Турции, Сирии и Иордании. Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка. Многие исследователи отмечали особую красоту и стать местных женщин и мужчин.

Кстати, если вы помните текст лермонтовского «Героя нашего времени», то в новелле «Белла» герой по имени Казбич был шапсугом. Более того, у него существовал реальный прототип — лихой наездник Кызбеч Шеретлуко.

Сегодня шапсуги живут в аулах и стараются сохранить свою самобытную культуру — чтут древние обряды, среди которых самым популярным считается обряд вызывания дождя, чтобы сохранить урожай. Нередко старейшинами аулов становятся женщины. А еще шапсуги — настоящие мастера танцев и вышивки.

6. Водь

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Водь считается исчезающим финно-угорским народом, который проживает в России и Эстонии. На сегодняшний день их осталось менее 100 человек. Основные потери народ понес во время Второй мировой войны. Многие этнографы отмечали особую красоту водских женщин: «женщины все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза, большие, голубые».

Историк Генрих Портан также признавал, что местные женщины считаются более красивыми, чем русские или финские. Кроме того, водь была самым белокурым народом в мире — «у 80 % мужчин и у 76 % женщин волосы были либо белыми, как снег, либо золотисто-желтыми, как песок».

Сегодня прилагаются немалые усилия, чтобы сохранить культуру этого малочисленного народа: создаются музеи, проводятся фестивали и возобновляется преподавание водского языка, который очень похож на особый диалект эстонского.

7. Самаритяне

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Многие знают библейское выражение «добрый самаритянин», которое вошло в нашу речь благодаря притче об ограбленном путнике и человеке, который его спас. Тот бескорыстный спаситель и был самаритянином.

На самом деле самаритяне — это особая этнорелигиозная группа, которая имеет свою богатую историю. Сегодня они проживают на территории Израиля. В какой-то момент численность самаритян стала катастрофически уменьшаться, и к началу ХХ века их осталось всего 146 человек. Но, к счастью, этнос все-таки сумел сохраниться.

Чтобы самаритяне не «растворились» среди евреев, в 1954 году правительство Израиля решило собрать их воедино в городе Холон. Сейчас численность этой народности составляет около 800 человек.

Кстати, одна из бывших королев красоты Израиля и известная актриса Софи Цдака по происхождению является самаритянкой.

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Этот народ имеет собственный календарь, но при этом признает шабат и традиционные для евреев обычаи приема пищи. До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины, но сейчас руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках, караимках и христианках.

8. Мориори

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Коренной народ, который проживает на архипелагах Новой Зеландии. Принято считать, что последний чистокровный мориори скончался в 1933 году, так что сегодняшний народ появился в результате смешанных браков. Тем не менее они продолжают поддерживать свою культуру, язык и традиции. По данным последней переписи, в мире осталось не более 800 мориори.

Скорее всего, они являются потомками племен маори, что в переводе означает «обычные люди», так как у них похожие языки и традиции. В частности, у этих народов был введен запрет на ведение войн и насилие. Их устная традиция гласит: «Когда люди сердятся и чувствуют, что они в гневе могут ударить другого человека, они могут это сделать, но лишь палкой толщиной не более чем в большой палец и длиной не более руки. Бой заканчивается при первом повреждении кожи или появлении капли крови, и тогда все должны считать, что их честь удовлетворена».

Именно эта идеология сумела предотвратить множество губительных междоусобных войн и обеспечила мирную жизнь в течение 24 поколений. Кстати, одна из сюжетных линий знаменитого романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас» рассказывает историю народа мориори.

9. Семанги

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Семанги, или по-тайски «кучерявые», проживают на территориях Мьянмы, Таиланда и Малайзии. Долгое время вели кочевой образ жизни, стали оседлыми только в XX веке. Сегодня их численность не превышает 5 000 человек. У семангов до сих пор развито разделение труда. Мужчины занимаются охотой, женщины — собирательством, готовкой, изготовлением сувениров.

Старейшиной племени может быть только мужчина, чаще всего шаман. По преданию, шаманы умеют превращаться в тигра и общаться с духами. А еще этот народ испытывает суеверный страх перед грозой.

У семангов существует собственное представление о красоте: у них распространено подпиливание зубов, прокалывание носа и шрамирование тела.

10. Хадза

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Хадза — коренной народ Танзании, численность которого не превышает 1 300 человек. Его представители разговаривают на собственном, изолированном языке. Для европейской культуры народ был открыт в XIX веке, но его происхождение до сих пор неясно. Скорее всего, они как-то связаны с пигмеями.

Сегодня хадза занимаются в основном охотой и собирательством. Как правило, охотятся с помощью лука и стрел с каменными или железными наконечниками. Все важные решения принимают исключительно мужчины. К сожалению, население хадза постепенно сокращается под давлением других народов. Говорят, что за последние несколько десятилетий они потеряли не менее 3/4 своей земли.

Правда, некоторые пытаются бороться и обращаются к правительству Танзании с просьбой оградить территорию их исконного проживания, подчеркивая экологичность своей жизни.

11. Чулымцы

10 исчезающих народов мира, про которые не расскажут на уроках географии

Чулымцы проживают на севере России и считаются самым малочисленным тюркским народом — их осталось около 355 человек. Название произошло от реки Чулым — это приток Оби, и переводится слово как «бегущий снег». Особенность чулымского диалекта заключается в том, что он с самого начала был бесписьменным, то есть им пользовались только при общении. Лишь в 2006 году немалыми усилиями был составлен букварь.

Правда, с каждым годом становится все меньше людей, которые владели бы местным языком. Лингвисты утверждают, что сегодня его носителей насчитывается не больше 12. При этом около 30 чулымцев понимают родной язык, но сами по-чулымски не говорят.
Интересно, что в этом языке никогда не было слова «грех», поэтому его пришлось заменить синонимом.

Как вы считаете, в современном мире важно сохранять самобытность народов или это не имеет особого смысла, так как все равно неизбежны глобализация и ассимиляция?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: polonsil.ru

Народы России, которых осталось менее 500 человек

Последняя перепись населения 2010 года зафиксировала 194 национальности, проживающие в России. Рассказываем какие из них оказались самыми малочисленными.

1. Алеуты

Алеуты – коренное население Алеутских островов, открытых русскими мореплавателями в XVIII веке. После продажи островов и Аляски США, некоторая часть жителей перекочевала на территорию современного Камчатского края. Сегодня там проживает 482 человека, причисляющих себя к алеутам. Во время переписи 2010 года о знании языка алеутов заявили 45 человек.

2. Чулымцы

Народность получила имя от реки Чулым, в бассейне которой были основаны их первые поселения. Всего в мире сохранилось примерно 355 представителей этого тюркского народа. Проживают они в Томской области и Красноярском крае.

Фольклор и культура чулымцев дошли до наших дней, многие и сегодня верны традициям шаманизма.

У народа есть свой язык – чулымский – но понимают его чуть больше 12% чулымцев. И лишь около 14 человек свободно владеют родным наречием.

3. Ороки

Ороки – тунгусо-маньчжурский народ, проживающий преимущественно на острове Сахалин. Сегодня их менее трехсот, а их основные занятия – оленеводство и рыбалка. Название племени дали японцы, а сами ороки именуют себя «ульта», что в переводе значит «олений».

В советское время почти все проживающие в разных местах острова Сахалин в чумах ороки были локализованы в один колхоз в посёлке Вал, где их потомки живут до сих пор.

4. Тазы

Тазы (они же дацзы, что на китайском означает «туземцы») – относительно молодой народ. Он образовался в середине XIX века в результате смешения китайцев с народами Дальнего Востока – удэгейцами и нанайцами. Сейчас в России проживает менее 274 тазов, большая их часть обосновалась в Приморском крае.

Культура тазов представляет собой смесь традиций русского и северокитайского населения. Тазский язык является одним из диалектов китайского, но никто из представителей народа им уже не владеет – большинство считают своим родным языком русский.

5. Ижоры

Количество представителей этого финно-угорского народа в мире не превышает 1300 человек, из них около 266 проживают в России.

Язык народности близок к языкам других народов финно-угорской ветки – карельскому и финскому, при этом культура вполне самобытна. Особенно известно их устное народное творчество – рунические песни, исполняемые сказителями.

6. Энцы

Численность энцев не превышает 227 человек. Практически все они живут в Красноярском крае. Название народности предложил в 1930-е годы советский этнограф Георгий Прокофьев. Он образовал его от энецкого слова «эннэчэ», то есть «человек».

По месту проживания энцы подразделяются на тундровых (сомату) и лесных (пэ-бай). На два диалекта, соответственно, делится и их язык, которым сейчас владеет менее половины энцев. А вот культура, быт и фольклор у лесных и тундровых энцев идентичны. И хотя лесные энцы и были крещены в православие, обе группы малочисленного народа продолжают поклоняться местным духам и сохраняют культ природных явлений.

7. Сету

Ещё одна финно-угорская народность – сету. Большая часть – около 10 тысяч человек – проживает в Эстонии, но примерно 214 человек находятся в России, на территории Псковской области. При этом точную численность народа узнать проблематично, поскольку они ассимилировались как с эстонцами, так и с русскими.

Язык сету является частью одного из диалектов эстонского, но сами они считают его самостоятельным.

В культуре сету много элементов, заимствованных у русских, в частности, элементы одежды. Также сету, в отличие от эстонцев, исповедующих лютеранство, являются православными.

8. Водь

Один из самых редких народов России – водь – принадлежит также к финно-угорской ветви. В мире их всего 64 человека, 59 из них проживают в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Сегодня происходит постепенное возрождение культуры народа: проходят курсы изучения водского языка, существует кукольный театр «Кагракару», в котором ставят спектакли на водском языке на основе национального фольклора.

9. Кереки

Самым малочисленным коренным народом России признаны кереки – их сохранилось всего четыре человека. Другое название кереков – анкалгакку, то есть «народ у моря». Проживают они на Чукотке, владеют русским и чукотским языками. Ранее существовавший керекский язык в настоящее время утрачен полностью.

Культура, основные занятия и религия кереков (шаманизм) – близки к чукотским. В частности, в проводимых ими обрядах присутствуют культ животных и предков.

Источник: ru.rbth.com

Финно-угорские народы

Финно-угорские народы представляют собой крупную европейскую общность. В качестве основного связующего компонента выступает этнолингвистический фактор — принадлежность финно-угорских языков к единой языковой семье. Однако несмотря на схожую структуру, финно-угорские языки имеют существенные различия, одно из которых обуславливается тем, что в каждом из языков наличествует множество территориальных диалектов. Финно-угорская языковая семья происходит от единого предка — пра-финно-угорского языка, который позднее распался на две ветви: финно-пермскую и угорскую.

Предполагается, что в конце пятого тысячелетия до нашей эры предки финно-угров отъединились от прауральской общности, локализующийся на территории Обь-Иртышского бассейна, проделали длинный миграционный путь и впоследствии заселили Западную Сибирь и Урал.

Где живут финно-угорские народы

На сегодняшний день зона расселения финно-угорских народностей охватывает Восточную и Северную Европу, а также Западную и Центральную Сибирь. Существует 24 народности финно-угорского происхождения, 17 из которых проживают в России. Общая численность всех представителей финно-угорских народов составляет приблизительно 25 миллионов человек. Финно-угры подразделяются на антропологические подгруппы, которые включают в себя прибалтийско-финскую, волжско-финскую, саамскую, пермскую, дунайскую и обскую.

Ханты

Коренное население Ханты-Мансийского округа. Основным местом проживания хантов является Западная Сибирь. Численные показатели 2002 года сообщают, что в России зафиксировано 28678 хантов. Национальным языком является хантыйский.

В хантыйском языке отмечено преобладание различных территориальных разновидностей, в связи с чем он представляет широкий интерес для лингвистических исследований. В 1849 году впервые был издан краткий словарь хантыйского языка. Появление хантыйского этноса объясняется тем, что угорские племена, пришедшие с юга, заселили береговые зоны реки Обь, а также территории современных ХМАО и ЯМАО, в дальнейшем произошло смешение с аборигенами. Ханты промышляют рыбной ловлей и оленеводством, также развито собирательство.

Манси

Ранее назывались вогулы или вогуличи. По большей части проживают в ХМАО, являются коренным населением области. Малочисленны, по показателям 2010 года количество представителей народа манси составляло 12269 человек. Говорят как на мансийском, так и на русском языках. Вследствие этнической ассимиляции, русский язык стал родным для 62% манси.

По фонетическим, лексическим, грамматическим особенностям мансийский язык наиболее близок к языку хантов. Письменность у манси существует с 1931 года. Предполагается, что народ манси возник вследствие объединения племён уральских неолитов и угров, прокладывающих путь с юга через Западную Сибирь и Северный Казахстан . Народное хозяйство основывается на охоте, рыболовстве, земледелии, оленеводстве. В культуре народа манси преобладает фольклорный компонент.

Удмурты

Старейшие останки различных поселений и орудий, обнаруженные археологами на территории современной Удмуртии, относятся к периоду мезолита. Эти находки доказывают, что удмурты являются древнейшим народом Прикамья и Предуралья. На сегодняшний день в России проживает 552 тысячи удмуртов, из них 410 тысяч в Удмуртской Республике. В роли основных языков выступают удмуртский и русский.

Предками удмуртов являются пермяне — народ, обосновавшийся в 1 тысячелетии нашей эры на территории Приуралья. Основу традиционного удмуртского быта составляют охота, земледелие, скотоводство, пчеловодство и различные ремёсла. В национальном фольклоре преобладает песенное творчество.

Вепсы

Наименование «вепсы» появилось относительно недавно, до 1917 года этнос носил название «Чудь». Вепсы проживают на территории Карелии, а также в Ленинградской и Вологодской областях. В России их численность составляет 5936 человек. Считается, что вепсы происходят от прибалтийско-финского племени «Весь», заселявшего окрестности Ладожского, Онежского и Белого озёр.

Традиционный уклад вепсов был основан на сельскохозяйственном производстве. Вепсы занимались разведением скота, возделывали землю и выращивали различные зерновые культуры. До начала XX века проживали большими семейными общинами.

Марийцы

Большая часть марийского народа проживает в Республике Марий Эл, где зафиксировано 290 тысяч марийцев. Другая крупная часть этнической общности приходится на Республику Башкортостан — здесь численность марийцев достигает 130 тысяч человек. Помимо вышеприведённых геопространств, значительная часть марийского народа расселена по Уралу и Поволжью: по Нижегородской, Кировской, Свердловской областям, в Татарской и Удмуртской республиках, в Пермском крае и ХМАО.

Также марийцы проживают в Казахстане и Узбекистане. Марийский язык достаточно распространён как в самой республике, так и в Кировской области и на Урале. По показателям на 2002 год, марийским языком, включая его различные диалекты, владеют 487855 лиц.

Ранние марийские племена были сформированы из потомков ананиньцев, ассимилировавших под влиянием племени Меря. Предки современных марийцев — черемисы, в период с V по VIII века коммуницировали с готскими племенами. У марийцев существует собственная национальная религия, в которой преобладают элементы пантеизма.

Мордва

Наименование «мордва» — собирательный термин, включающий в себя две этнические группы, на которые подразделяются мордовцы: мокшане и эрзяне. Диалекты, употребляемые мокшанами и эрзянами, разнятся, равно как их национальная культура, особенности традиционного быта и даже антропология. На территории современной России в общей сумме проживает приблизительно 844 тысячи представителей названной народности (296 тысяч мошкан и 517 тысяч эрзян).

История мордвы берёт своё начало в середине первого тысячелетия нашей эры, когда на территориях, пролегающих между реками Ока и Волга, сложилась финно-угорская этногруппа, включающая в себя племена мокшан, эрзян, муромы и мерян. В культуре мордвы одну из главенствующих ролей играет культ почитания предков. Традиционные верования мордвы основываются на политеизме, в прошлом присутствовали языческие жертвоприношения.

Сету

Для большинства финно-угорских народностей характерна малочисленность, сету не являются исключением. На территории Эстонской Республики проживают 10-13 тысяч представителей сету, в России, в Псковской области, — 214 человек. Однако точные численные показатели установить невозможно, поскольку сету не внесены в списки народов, проживающих в РФ и ЭР, а зафиксированы как этническая группа.

По этой причине сету нередко обозначают себя эстонцами или русскими, что препятствует установлению точного их количества. По одной из теорий сету являются потомками эстов, бежавших от Ливонского ордена в Псковскую республику. Другая теория предполагает, что предками сету являются эстонские переселенцы, соединившиеся с группой прибалтийско-финских народностей, носивших собирательное наименование «Чудь».

Водь

Водь относятся не только к самым малочисленным представителям финно-угорских народностей, но и внесены в перечень исчезающих народов России. Являются коренным населением Ленинградской области, основная локализация приходится на северную часть Кингисеппского района, отдельные лица проживают в Санкт-Петербурге и Эстонской Республике. На момент 2010 года численность вожан составляла всего 64 человека, показатели на сегодняшний год отсутствуют.

Ранние исторические сведения сообщают, что в конце первого тысячелетия нашей эры водь проложили миграционный путь из Эстонии в Ленинградскую область, где впоследствии обосновались. Однако по результатам более поздних исследований можно предположить, что водь заселили нынешние территории своего обитания намного раньше: в I—IV веках. Доказательством этому служат водские захоронения, обнаруженные археологами на территории Ленинградской области. В XIX веке вожская народность насчитывала 5148 человек, причиной сокращения численности народа стала ассимиляция вожан ижорами и славянами.

Быт народа води был ориентирован на ведение сельского хозяйства, в особенности земледелия. Этнографический портрет описывает вожан как красивых голубоглазых людей с необычайно светлыми, почти белоснежными волосами. Водский язык, имеющий несколько территориальных разновидностей, на сегодняшний день находится на грани исчезновения по причине лингвистической невостребованности.

Венгры

Многочисленный европейский народ, исторически происходящий от угров. За исключением Венгрии широко расселены по территориям Румынии, Словакии, Украины, Великобритании, Германии и Сербии. Общая численность венгров составляет 15 миллионов человек. Венгерский язык отличается определённой самобытностью, поскольку не имеет близкого сходства с прочими финно-угорскими языками.

Это объясняется тем, что в период ранней истории венгры коммуницировали со славянскими, хазарскими и протобулгарскими народами, благодаря этому взаимодействию в венгерском языке оказалось множество тюркизмов и славянизмов. Большое значение в традиционном быте венгров имели земледелие и скотоводство. К основным ремёслам можно было отнести выделку и дубление кожи, ткачество, гончарное дело, создание льняных и конопляных тканей.

Карелы

Основной зоной расселения карелов является Россия. Проживают в Республике Карелия, а также в Ленинградской, Калужской, Мурманской, Тверской, Новгородской и Московской областях. Помимо вышеперечисленных территорий, локализуются в восточной части Финляндии. Численность карелов составляет 60815 человек в России и 25000 человек в Финляндии.

История карелов происходит от прибалтийско-финского племени «Весь», располагавшегося близ Белого и Ладожского озёр в эпоху позднего средневековья. Предки карелов, отделившись от «Веси», совершили миграцию до Карельского перешейка, где впоследствии закрепились как этнос. Помимо ведения традиционного сельского хозяйства, карелы промышляли добычей железа из болотных и озёрных руд, освоили кузнечное дело и литьё. Проживали семейными общинами, на вершине домовой иерархии находился старейший из мужчин семейства.

Ижора

Ранний период истории народа ижора относят к I—II тысячелетию нашей эры, когда нарушилось единство прибалтийско-финского племени «Корела», вследствие чего часть карел переселилась с юга на береговые зоны реки Ижора. В XII — XVIII веках произошло заселение Ижорской земли, где ижорцы, наряду с вожанами, представляли превалирующий этнос.

Взаимодействие с народом водь привело к образованию ижорско-водского диалекта. По показателям 1848 года количество ижорцев составляло 17800 человек, на сегодняшний день их численность сократилась до 500—1000 человек. Ижорцы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а ижорский язык внесён в Атлас исчезающих языков мира. Большая часть современных ижорцев проживает в Ленинградской области, помимо этого представители народа ижора зафиксированы на территориях Эстонии и Украины.

В фольклоре ижорцев преобладает устное и песенное творчество. В древности был широко распространён жанр рунической песни. Ижорцы освоили немало ремёсел, подтверждением этому служат результаты археологических раскопок, во время которых были найдены фибулы и перстни, отлитые из бронзы, остатки керамических изделий, а также различные виды боевого и охотничьего оружия.

Охота у ижорцев являлась одним из главных промыслов: добывали птицу, белок, зайцев. Была развита культура соколиной охоты. Ижора декорировали свои жилища: ставни расписывались традиционными узорами и орнаментами с преобладанием ярких оттенков, окна и двери украшались резными наличниками.

Источник: karatu.ru

Рейтинг
Загрузка ...