Какие в Риги есть памятники

Скульптуры и памятники Риги. Старое & новое

 photo IMG_0174.jpg

А совсем недалеко от «Призрака» обнаружен вход в квест-помещение, может кого заинтересует

Тот же Фонд Тетеревых установил в конце прошлого года еще три городских скульптуры.

 photo IMG_0174.jpg

Эту композицию зовут «Край» (Бригита Зелча-Айзпуре). Дивные утки в Саду Виестура подходят сюда как нельзя лучше

Когда позволяет время с утра, я тут рассекаю пешком до работы. И после работы тоже бывает. В прошлом октябре ходила и гадала, что ж такое мастера тут затевают — кафе- не кафе, бассейн-не бассейн, что-то техническое что ли? И аж ахнула, когда открыли памятник, чудеса!

 photo IMG_0174.jpg

В Риге завершили демонтаж мемориала советским воинам

Напротив — небольшой прудик и место для «покормить уточек». Их тут годами десятки, если не сотни паркуются. А изнанка арт-объекта внезапно вот такая!

 photo IMG_0174.jpg

Неподалёку от уток живут две пантеры. Они никогда не скучают, почти всегда на их загривках дети

 photo IMG_0174.jpg

Памятник 100-летию первого Праздника Песни (1973) и бассейн при нём

 photo IMG_0174.jpg

Гимн «Боже, благослови Латвию» Карлиса Бауманиса. Написан в 1873 году, впервые исполнен именно здесь, в этом парке на Первом Всенародном Празднике Песни

 photo IMG_0174.jpg

Один из любимых моих рижских памятников, который почти не виден сухопутным гостям города. Называется «Даугава» (1972 год). Эта девушка встречает и провожает корабли в Рижском Пассажирском порту.

 photo IMG_0174.jpg

Каков красавец black&white на приколе, он делает тут грандиозную атмосферу.

 photo IMG_0174.jpg

Стоянка на Андрейсале еще пуста после зимы, но уже скоро, скоро тут заколосятся мачты

 photo IMG_0174.jpg

Снос советского прошлого | БАЛТИЯ

Новый рижский ресторан «Рижская жемчужина». Плавучий, уникальный. Работает с пятницы по воскресенье

 photo IMG_0174.jpg

Памятник Улугбеку в парке Кронвалда. Подарок Риге от Ташкента, 2004 год.

 photo IMG_0174.jpg

А в ноябре 2015 неподалёку появился памятник Тарасу Шевченко. Это ж здорово, когда такой интернационализм наглядный!

 photo IMG_0174.jpg

Так жалко, что этот фонтан в парке Кронвалда не работает уж столько лет.

 photo IMG_0174.jpg

Такие милые женСЧины по краям и всухую пропадают без дела

 photo IMG_0174.jpg

Фигура по центру уже неопознаваема. Полагаю, царь морской Нептун. А напротив — управление Рижского Порта. Слабо им взяться за восстановление и запуск?

 photo IMG_0174.jpg

Надпись на люке «Рижская городская собственность», не забалуешь и не свистнешь. Какой лев смешной в воротах получился у авторов:-)

 photo IMG_0174.jpg

Рижская Улитка. Тоже какбэ памятник.

 photo IMG_0174.jpg

У здания управления Рижского порта, пардон, Рижского Свободного Порта — свой маяк. Работает всегда! Вроде бы этот маячок перенесён сюда с Мангальсалы. Кэп, это так?

 photo IMG_0174.jpg

Наше фсё, Александр Сергеевич. Памятник 2009 года работы Александра Таратынова.

Когда иду мимо, всегда здороваюсь. Так и говорю: «Привет, ПушкинЪ!» Зачем — не знаю. Традиция.
Что характерно, Александр Сергеевич никогда ещё не ответил. Но я знаю, ему приятно.
Недавно вот «Евгения Онегина» перечитала. Там было столько много нового. Рекомендую настоятельно.

 photo IMG_0174.jpg

Памятник Паулю Валдену, учёному-химику, в виде «молекулярной модели L и D-яблочных кислот» (это я списала с инфо-стенда:-)

Здесь — детали, сама впервые вчиталась

 photo IMG_0174.jpg

Одно из новых рижских кафе «Pagalms», прячется за кортами и за зданием Национального театра. Хвалят. Сама еще не была.

 photo IMG_0174.jpg

На неделе в городе появились высаженные живые цветы. Весна к нам несётся на всех парах.

 photo IMG_0174.jpg

Афишку не поняла. «Праздники и фестивали в Риге 2016». а конкретно?

 photo IMG_0174.jpg

А эти часы — подарок Риге от японского Кобе. Уже 23 года тут стоят.

 photo IMG_0174.jpg

А вот и третий арт-объект из недавно открытых Фондом Тетеревых. «Рижский лев»

Из интернета: «Как объяснила автор творения Лиене Мацкус, обычно в мире ставят памятники и прочие скульптуры львам, а она решила соригинальничать и изваять львицу. Причем царица зверей специально перевернулась на спину, чтобы на ее животе было удобно сидеть людям. Таким образаом произведение искусства выполняет еще и чисто функциональную задачу, выступая в роли еще одной городской скамейки.»

 photo IMG_0174.jpg

А это наша Венера. Четыре с половиной метра! Официально зовётся «Венера Виллендорфская 21 век», дипломная работа Бригиты Зелчи. Эта Венера выполняет очень важную функцию. Всегда хочется немедля бросить поедать булочки!

 photo IMG_0174.jpg

Памятник рижской чайке

 photo IMG_0174.jpg

А на этих молодых деревцах — свои таблички. У каждого. И все — от театров. К примеру — «Театр Вахтангова, Москва. Золотая Маска, Рига 2014»

 photo IMG_0174.jpg

Гордость Риги — памятник Свободы, 1935 год

 photo IMG_0174.jpg

42 метра — одна из основных рижских доминант

 photo IMG_0174.jpg

А эта скамейка — тоже памятник. Выдающимся рижским садовникам — основателям рижских парков Георгу Куфальду и Андрею Зейдаксу

 photo IMG_0174.jpg

Бюст Академику Мстиславу Келдышу, это фото здесь — в честь только что прошедшего Дня Космонавтики

 photo IMG_0174.jpg

Памятник Марису Лиепе. Очень ругаемый. А мне нравится. Парит у Оперы над каналом, очень символично.

 photo IMG_0174.jpg

Всеобщий рижский любимец — мэр города Джордж Армистед (1901-1912 года работы главой города)

Памятник создан на личные средства предпринимателя Евгения Гомберга и открыт 10 лет назад в присутствии Английской Королевы Елизаветы II, о как!

 photo IMG_0174.jpg

Евгений Гомберг подарил Риге и «Золотого Рыцаря» в одном из двориков Старой Риги. Он и вправду покрыт сусальным золотом и явно приносит деньги счастье

 photo IMG_0174.jpg

Фонтанная «Нимфа» у нашей Оперы. Девушка эта 1887 года рождения, а как сохранилась! Автор — Август Фольц

 photo IMG_0174.jpg

Наш городской символической «памятник» счастью. Часы «Laima» — самые точные в городе, дважды в день их ход сверяют со спутником.

 photo IMG_0174.jpg

Вот такая памятниковая прогулка вышла по ранне-весеннему солнечному городу. А весна, тем временем, безоговорочно распрямляет крылья.

И наступает у нас с вами лучшее время года — пора наблюдения за цветением всего, что цветёт и пахнет.
Давайте больше гулять и наслаждаться по полной!

Источник

ru_travel

Рига наполнена объектами монументального искусства. Некоторые открыто стоят на улицах и площадях, привлекая к себе внимание, некоторые наоборот спрятаны на крышах и фасадах домов, их изучение превращается в настоящую фотоохоту. Во время первых двух поездок я не уделил этим деталям должного внимания, в третий заезд решил исправить ситуацию.

Самым заметным памятником Риги является монумент Свободы, который находится на площади монумента Свободы, которая в свою очередь находится на отрезке бульвара Свободы, закрытом для автомобильного движения:

Летом памятник охранял почетный караул, осенью караула не было. Со всех сторон монумент Свободы украшен скульптурами и барельефами. Посреди постамента на плите из травертина выбита надпись «Отчизне и Свободе», над ней высится скульптурная композиция «Мать Латвия», выполненная из серого гранита в виде женщины с массивным мечом и стоящими по бокам от нее сыном и дочерью, символизирующие народ Латвии:

Чуть ниже на правом углу постамента смотрят вдаль защитники Отечества, в центре композиции древний воин с мечом, по бокам от него сидят современные солдаты в касках и с гранатами в руке:

На левом углу постамента — композиция «Труд», представленная рыбаком с неводом, рабочим с молотом и крестьянином с косой, украшенной дубовыми ветвями. Скульптура символизируют трудолюбие латвийского народа. На постаменте и плече рабочего видны выбоины — это следы от осколков гранаты, взорвавшейся возле памятника во время Второй мировой войны:

С обратной стороны постамента находится скульптурная композиция «Разрывающие оковы», символизирующая обретение Латвией первой в истории страны независимости:

Под ней видна дверь, ведущая в Комнату почета, открытую в 2011 году после ликвидации технического помещения внутри постамента. На нижнем ярусе видны еще две композиции из красного гранита. Слева — «Семья» выполненная в виде матери с сыновьями, держащими гирлянды из ветвей дуба. Композиция символизируют святость семьи и добрую силу:

Справа композиция «Мыслители», в центре стоит языческий жрец, по бокам преклонили колена писатель и ученый. Скульптура символизирует мудрость и духовность, которые у древнего жреца перенимают современные ударники умственного труда:

Лачплесис — герой древнего латышского эпоса, голыми руками убивающий медведя, олицетворяет величие латвийского народа и его героизм:

Барельеф изображающий события 1905 года — столкновение рабочих с казаками и царскими драгунами:

Им в Риге поставлен отдельный памятник, чтобы попасть к нему, нужно пройти 700 метров от монумента Свободы через весь Старый город прямо, никуда не сворачивая. Памятник представляет собой скульптурную композицию в виде трех фигур латышских стрелков, вырезанных из красного гранита:

Высота памятника 13 метров, он был построен в 1970-1971 годах на площади перед Мемориальным музеем, посвященным латышским красным стрелкам. Фигуры стрелков вырезали прямо на площади, для этого вокруг постамента были сооружены деревянные леса и навес. На постаменте была выбита надпись «Латышским красным стрелкам», в 1990 году после обретения Латвией независимости её вырезали и заложили камнем. В 2000 году надпись решили восстановить, но, с учетом изменившейся политической обстановки, придали ей немного другую формулировку:

Музей отделяет площадь Латышских стрелков от Ратушной площади:

На ней стоит памятник Роланду — герою средневекового эпоса. В средние века статуя Роланда устанавливалась как символ обретения городом вольности — права самостоятельно вести торговлю и осуществлять правосудие. Первое упоминание о Роланде в Риге относится к 1474 году, с тех пор статуи много раз менялись, последняя была установлена в 1897 году. Сегодня она хранится в церкви св. Петра, а Ратушную площадь украшает копия:

Рядом с церковью св. Петра установлен памятник Бременским музыкантам, о нем я подробнее писал в первом посте про Старую Ригу, сегодня фото с необычного ракурса:

Знаменитый Дом с котами я тоже упоминал в предыдущей статье:

Тогда я удивился, почему «с котами», кот ведь на башне всего один. Оказалось, что с другой стороны дома есть еще одна башня и на ней сидит такой же кот:

Источник на бульваре Райниса установлен в конце XIX века компанией Карла Штайнерта:

Колонка накрыта ажурным кованым колпаком:

Когда я увидел ее в первый раз, решил, что колпак соорудили современные власти с целью защиты исторического объекта от вандалов, но оказалось, что именно в таком виде колонка и была установлена здесь более 100 лет назад:

Маска на заднем фасаде Латвийской национальной оперы. На стенах театров часто можно встретить маски — это отсылка к древним грекам, основателям театра. В те времена актеры выражали эмоции не посредством мимики, а путем смены масок:

Барельеф на стене дома №5 по улице Лайпу. Дом был построен в 1560 году, реконструирован в 1760, год реконструкции выбит на стене римскими цифрами:

Фасад здания Реформатской церкви XVIII века по улице Марсталю. Портал был изготовлен под заказ в Бремене в 1737 году, его обрамляют две дорические колонны, а надвратную арку украшает маленькая фигурка херувима:

Венчает портал картуш (лепное украшение в виде обрамлённого завитками свитка с завернутыми краями на котором помещается герб, надпись или эмблема) с церковной печатью. На ней видна сама церковь, перед церковью расположен алтарь, на алтаре горит огонь, а к нему летит голубка с оливковой ветвью в клюве, сверху на композицию снисходит божественное сияние:

Картуш с ангелами на фронтоне здания Музея истории Риги и мореходства:

Прямо напротив него находится бывший доходный дом, построенный в 1903 году рижским архитектором Вильгельмом Бокслафом:

Дом знаменит тем, что именно в нем по сценарию «Семнадцати мгновений весны» находилась явочная квартира в которой Плейшнер провалил задание. Окно на втором этаже легко узнаваемо благодаря маскарону в виде женской головы, украшающему арку главного входа:

Еще одно творение архитектора Бокслафа — доходный дом по улице Калью, построенный в 1901 году. В фасад между окнами первого этажа вмонтировано пушечное ядро, вероятнее всего одно из тех, что застряли в стенах Пороховой башни во время Северной войны:

Фронтон украшен барельефом Меркурия — древнеримского бога торговли:

Примечательно, что фасад этого дома выходит на площадь Альберта — колыбель Старой Риги, считается, что именно здесь в 1201 году причалили корабли епископа Альберта — основателя города. В то время на месте современной площади находилось так называемое Рижское озеро — широкое устье, образованное впадением в Даугаву речки Ридзене, ныне пересохшей и засыпанной.

Источник

Какие в риги есть памятники

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Об этих рижских памятниках не так часто пишут, за исключением, может быть, двух-трех. Так что, продолжая рубрику «Памятники», расскажу немного и об этих и других.

Памятники бывают разные, не только в виде изображений человека или абстрактных фигур, но еще и в виде архитектурных сооружений.

1. Например, тут мы видим сразу два таких памятника. 19.09.2012 в парке Кронвальда была открыта арка в китайском классическом стиле, которая дополнила классическую же китайскую беседку:

2. Возле этих китайских сооружений лежат памятные таблички. Одна из них гласит, что эту беседку город Суджоу подарил Риге на 800-летний юбилей в 2001 году. Кстати всюду, даже на русском, наши пишут «Суджоу», хотя вообще-то принято Сучжоу (кит. трад. 蘇州, упр. 苏州, пиньинь: Sūzhōu).

3. Вторая табличка говорит о том, что эту арку подарили Риге в честь 15-летия содружества вышеупомянутых городов:

4. В 2011 году в Риге появилась еще одна символическая клумба вместе с памятником. велосипеду – это подарок посольства Нидерландов, а также муниципалитета Амстердама Риге в честь 20-летия Декларации независимости Латвии:

5. Почему именно велосипед? Амстердам известен как «велосипедная столица Европы». Но у нас народ по поводу этого памятника язвительно замечает, что в результате 20-летней «независимости» у большинства жителей Латвии не осталось даже личных авто, не говоря о другом имуществе, а есть только велосипед, на котором пора катить в Германию, ибо на самолет до Ирландии денег тоже уже нет.

6. В сентябре этого года в Риге проходила кампания «За жизнь». Цель кампании — дать людям информацию об абортах, их последствиях и возможностях. Одним из первых мероприятий стала инсталляция в Старой Риге у гостиницы Hotel de Rome. Автор Ева Риекстиня представила 27 скульптур нерожденных детей, рядом с которыми размещены таблички с причинами, по которым их мамы сделали аборт.

Она отметила, что именно такое количество абортов делают каждый день в Латвии. Инсталляция находилась тут всего несколько дней, и несмотря на людное место, несколько детских фигурок отсюда было украдено. На этом фото вдали слева видна пустая плита без лежащего рядом ребенка:

7. Текст пояснения к инсталляции на русском языке. Детские фигурки напоминают установленный в Риге несколько лет назад памятник нерожденным детям, о котором я писала в своем журнале тут: http://renatar.livejournal.com/427101.html. Еще пара фотографий есть тут: http://renatar.livejournal.com/482487.html

8. У Академии художеств тоже была какая-то временная инсталляция в виде то ли эмбриона, то ли какого-то марсианина. К сожалению, не нашлось времени подойти поближе:

9. Памятник на излюбленную латышами тему. 14 июня в стране отмечается День памяти жертв коммунистического террора. В 1941 г. в этот день в Латвии начались массовые депортации населения. 14 июня 2011 г. в Старой Риге на площаде Пилс у президентского дворца был открыт памятник «Сиротка», посвященный всем детям, которые в период с 1941 по 1949 г. были насильно высланы в Сибирь, автором «Сиротки» является Янис Карловс, который также провел свое детство в сибирской ссылке, куда его вывезли в 1941 г. Вообще на эту тему имеется более 219 памятников по всей стране (но по ссылке список неполный): http://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/list.html

10. Сам памятник на латышском языке, но сбоку от него для непонятливых есть табличка:

11. Памятник Джорджу Армистеду. Я много писала об этом наиболее выдающемся рижском градоначальнике: http://renatar.livejournal.com/77626.html и http://renatar.livejournal.com/427993.html

12. Об этом памятнике мало кто знает: он находится рядом с заброшенными зданиями бывшей советской воинской части.
Буквы и элементы декора раньше были выполнены из металла. В настоящее время они отсутствуют и воспроизведены краской.
http://voin.russkie.org.lv/riga_birzes.php

13. Надгробный памятник Янису Чаксте — первому президенту Латвийской Республики. Его биографию можно посмотреть тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/Янис_Чаксте

14. Автором памятника (1935) является известный латышский скульптор Карлис Янсонс:

15. Латышский народ скорбит на стелах памятника:

16. Надгробный памятник писателю Вилису Лацису из бронзы установлен в 1974 году, его авторы — скульптор А. Гулбис, архитектор Ю. Скалбергс. Пару других фотографий памятника можно увидеть тут: http://renatar.livejournal.com/482487.html

За памятником Вилису Лацису как раз и находится памятник Янису Чаксте, который вы видели выше. О проблемах, связанных с местоположением обоих памятников нашлась интересная статья:

Новое проблемное место появилось, когда похоронили известного писателя и советского деятеля Вилиса Лациса. Его вдова выступала против установления “официального” памятника. Она хотела заказать надгробие на собственные деньги и сделать его не таким помпезным. Но правительство сказало “нет”.

На кладбище стали водить экскурсии, в маршрут была включена и могила Лациса — ведь он был награжден восемью орденами Ленина и был председателем Совета национальностей Советского Союза. Похоронили Лациса на возвышенности, с которой открывался прекрасный вид на могилу… президента Чаксте. И экскурсанты выражали к этому объекту повышенный интерес.

Экскурсоводы довели наличие интереса до своего начальства, те — до горкома партии. Там стали думать, что делать. Снести памятник Чаксте нельзя. Тогда решили между Лацисом и Чаксте посадить березки. Посадили. На “капу светки” все приходят — а березки спилены.

На следующий год опять посадили, у березок поставили милиционеров за трое суток до праздника.

И тем не менее к празднику их опять спилили. Потом решили, что эту аллею надо “заселить”, и стали там хоронить старых большевиков. А на вопросы публики отвечали, что это Аллея старых большевиков, а дальше — березки». На “капу светки” люди шли на кладбище и ставили свечки до трех часов ночи.

Сотрудники комитета работали в две смены: первая — с 6 утра до 15.00, вторая — с 15.00 и до отбоя. «Видимо, начальству все это надоело, и они придумали выход, — вспоминает Бауэрс. — У Братского кладбища нет ворот, а по правилам кладбище работает до 19.00. И милиция перестала по вечерам пускать людей. А публика приходила туда очень интересная. Как-то раз я отвечал за памятник Чаксте.

Те, кто собирался возле памятника, были явно “наэлектризованы”. Видно было, что они боялись, но пришли. А нам никакие эксцессы не нужны — чем тише, тем лучше. Если человек ставил красно-бело-красную комбинацию из свечек, с ним все было понятно. Ему давали возможность отойти подальше и при этом “пасли”.

Потом подходили, спрашивали документы, записывали данные. Тогда эти товарищи стали менять тактику: один подходил, ставил белую свечку, другой — красную, третий — опять белую. Это называется дробление действий. Каждого в отдельности ни в чем нельзя было обвинить. Так что кладбище оказалось объектом очень серьезной идеологической борьбы».
http://www.gorod.lv/novosti/6532-zaveschanie_shtirlitsa#ixzz2EzrzJtx8

17. Надгробный памятник Яну Розенталю (Янису Розенталсу) одному из первых профессиональных латышских художников, бывшему в числе создателей латышской национальной школы живописи http://ru.wikipedia.org/wiki/Розенталс,_Янис. Надгробный памятник установлен в 1983 г., скульптор Игорь Добычин http://www.zudusilatvija.lv/objects/object/12523/. Возле Академии художеств есть еще один памятник художнику, вы его видели в этом посте под №5: http://renatar.livejournal.com/520623.html/

18. Памятник Паулю Вальдену, русскому, латвийскому, затем немецкому химику, профессору Рижского Политехнического института (1894-1918), ординарному академику Петербургской Академии Наук (с 1910), иностранному почётному члену шести академий наук, неоднократно выдвигавшемуся на Нобелевскую премию. Труды по электрохимии растворов, оптической изомерии (открыл т.н. вальденовское обращение), истории химии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вальден,_Пауль

19. Портрет Пауля Вальдена на памятнике на бульваре Кронвалда, недалеко от здания, где в своё время располагался химический факультет Рижского политехникума (скульптор Андрис Варпа, 2003):

20. На памятнике кратко сообщается о том, кто такой Вальден и о том, что памятник подарен Риге:

21. Памятник Пушкину в парке Кронвалда: надеюсь, о том, кто это такой, пояснять не нужно?:-)

22. Табличка на памятнике поэту (скульптор Александр Таратынов, 2009):

23. Фото удалено по причине неадекватности восприятия и возбуждения ненужного оффтопика.

Памятники Риги — неполный список рижской городской монументальной и декоративной скульптуры, мемориальных и архитектурно-художественных сооружений, установленных в память о исторических персонах и значимых событиях http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA%E8_%D0%E8%E3%E8

Рижские памятники, которым в моем журнале посвящены отдельные посты. Еще есть упоминания о разных памятниках в моих постах общего характера, но здесь приведу только самые основные:

Источник

Памятники Риги: какие объекты так и не появились в столице

«Не нужно путать две вещи – памятники и художественные объекты, установленные на улице, например, скульптуры, временные композиции», – начал разговор Ояр Спаритис: «Да и памятник и скульптура – это две разные вещи. Первый устанавливают в память какой-либо личности или важного события, а скульптура может быть просто украшением, с глубоким смыслом или без него. Есть еще и временные инсталляции, приуроченные, например, к каким-то акциям или праздникам».

«Многих объектов в Риге уже нет. Со временем они устаревают, и морально, и физически. Их нужно или восстанавливать, или убирать», – отметил Ояр Спаритис.

Итак, каких памятников и объектов в Риге больше нет?

Рядом со зданием Латвийской Национальной оперы, где сейчас стоят кабинки общественного туалета, в 70-е годы стояла декоративная группа павлинов. Когда восстанавливали газон, их убрали.

В Старой Риге, недалеко от Ратуши, стояла инсталляция, посвященная сотрудничеству Риги с разными городами. Но на этом месте построили гостиницу, поэтому объект пришлось убрать.

В 70-е годы в Риге установили скульптуру, но когда на этом месте решено было построить офисное здание, ее разрешили убрать. И она пропала с концами. «Возможно, ее куда-то увезли строители. Где она – никому неизвестно», – рассказал профессор.

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Рядом с парком Аркадия стояла скульптура Оярса Фелдбергса, которая называлась «Таутасдзиесма». На гранитном основании стояло бронзовое литье, разделенное на четыре части, символизирующее четыре региона. «Эта скульптура была посвящена тому, что со всех уголков Латвии люди стекались в Ригу на праздник песни и танца», – рассказал профессор. Но однажды ночью, в 2003 году, бронзовая часть пропала. «Очевидно, ее украли и сдали на металлолом. Мне очень грустно, что те, кто скупает цветной металл, закрывают глаза на то, что им приносят», – поделился с нами Ояр Спаритис.

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

От нападения вандалов постоянно страдали две скульптуры, отображающие сидящих женщин, установленные рядом с торговым центром «Минск». «Молодые ребята их переворачивали, а охотники за цветным металлом срывали бронзовое покрытие», – рассказал профессор. В итоге скульптуры убрали.

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Памятники советской эпохи

Скульптуры, инсталляции, которые представляют какую-либо ценность, никто не выбрасывает – их отправляют в хранилище Рижского агентства памятников. Но там нет ни одного памятника, без которого не мог обойтись советский режим.

Памятник Иосифу Сталину в Риге планировали установить, но так и не сделали. Что касается памятника Владимиру Ленину, то он стоял на Эспланаде, рядом с нынешним Кабинетом министров. В Верманском парке, который тогда носил имя революционера Сергея Кирова, стоял памятник ему же. На Эспланаде стояли целых 16 бюстов латышских коммунистов, большинство из которых были расстреляны.

А у Академии художеств стоял памятник Теодору Залькалнсу, чье имя тогда носило это учебное заведение. «Но во время третьей Атмоды художники решили, что ему здесь не место, и убрали. Потому что он был одним из «режимных». Эту борьбу можно сравнить с тем, что происходило во время Реформации, когда последователи Мартина Лютера уничтожали иконы», – рассказал профессор.

Ояр Спаритис сожалеет, что все эти памятники уничтожены: «Понимаете, скульпторы были, а их работ вообще не осталось. Хорошо с режимными памятниками поступила Литва – их свезли в одно место под Друскининкаем. Как-никак, это не только режимные скульптуры, но и работы художников, которые стоило бы сохранить».

Впрочем, многие памятники, например, Ленину, были тиражированными – их отливали сотнями по одному и тому же эскизу.

Идеи, которые остались на бумаге

«Народная партия, в эпоху своего расцвета, решила установить памятник Константину Чаксте, который во времена немецкой оккупации создал движение Сопротивления. Эскизов было очень много, политики обещали хорошие гонорары. Но эскиз памятника Константину Чаксте так и остался эскизом. Когда инициаторы получили отказ на установку монумента на месте памятнику Ленина, их запал угас.

«Хотя место, где стоял памятник Ленину – оно нехорошее. Там можно поставить елку, клумбу, временный объект. Во-первых, туда трудно добраться, нет пешеходного перехода. Во вторых, у старшего поколения оно ассоциируется только с Лениным. Для памятника Чаксте это место не подойдет», – рассказал профессор.

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

На месте памятника Ленину предлагали установить памятник Вие Артмане. Но отказ снова был аргументированным – как до него добраться, чтобы возложить цветы? Перебегать через дорогу если только… «Часто, когда Совет по памятникам дает разрешение, интерес инициаторов уже угасает. Или денег нет, или просто новая идея появилась», – рассказал профессор.

Несколько лет назад поступило предложение установить в Риге памятник Оскару Строку – пара, танцующая под фонарем танго, и сам прославенный музыкант. Но памятник в Риге так и не появился.

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

Фото: из персонального архива О.Спаритиса

А до войны на Рижском Центральном рынке планировалось установить огромную свинью, как символ сельского хозяйства и процветания. Несколько лет назад о возможности установить скульптуру начали снова говорить, но чтобы воссоздать первоначальную задумку, потребовалось бы более 20 тысяч латов. Поэтому поросенка мы пока не увидим.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...