Какова численность населения Эстонии

Цели: Познакомить с численностью населения России, определить причины, влияющие на изменение численности населения. Дать определение понятий «демо­графический кризис», «естественный прирост населения». Развивать умение рабо­тать со статистическим материалом.

Оборудование: Политико-административная карта России, статистические дан­ные о численности населения.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

— Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России».

Человек — высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет эконо­мики страны.

На доске вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить в конце урока.

1. Какова численность населения России?

2. Какое место занимает Россия среди других стран по численности населе­ния?

3. Как можно получить сведения о численности и составе населения?

4. Как изменяется численность населения России?

5. Что называют естественным приростом населения?

6. Что такое демографический кризис?

7. Что такое демографический взрыв, демографическая революция?

8. Что такое естественное движение населения?

9. Типы воспроизводства.

Проводится лекция с элементами беседы и анализом статистического материала (уч. Д., §5, с. 30, уч. А, с. 45, §11).

1. Определим численность населения России. (Население России составляет 145 млн человек. Россия занимает 7 место в мире, уступая Китаю — 1 место, 1 млрд 300 млн человек; Индии — II место, 1 млрд; США — III место, 266 млн; Индонезии — 220 мчн человек; Бразилии — 170 млн; Пакистану — 147 лин человек.)

2. Определим численность населения по данным переписи населения. Последняя перепись прошла в 2002 году.

3. Численность населения СССР и России в течение XX века изменялась. Изме­нение численности населения связано с естественным приростом населения, кото­

рый определяется соотношением численности родившихся и умерших жителей страны.

Для определения естественного прироста из показателя рождаемости вычитают показатель смертности:

Запись в тетрадь

Рождаемость — количество родившихся за год на 1000 жителей.

Смертность — количество умерших за год на 1000 жителей.

4. Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей (таб. 9, с. 32 уч. Д.; табл. 4 с. 57 уч. А.)

Вывод : Численность населения России с 1990 года стала падать. А естественный прирост с 1991 году стал отрицательным.

Вопрос : Каковы причины снижения численности населения России?

1. Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения чис­ленности населения. Определим причины демографических кризисов:

1) Революции, войны;

1- й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем рево­люция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

2- й демографический кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-34 гг.

3- й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

4- й демографический кризис, начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Ин­фляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

2. Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы.

Воспроизводство населения — это процесс производства людей людьми; процесс

непрерывной смены поколений. Воспроизводство можно заменить понятием естест­венное движение населения. Естественное движение включает — рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

— По тексту учебника (с. 54 уч. А.) ответьте, в чем причины снижения рождаемо­

сти при современном типе воспроизводства населения? (1. Снижение детской смертности; 2. Организация социального обеспечения (пенсии старикам, де­ти не являются единственными кормильцами в старости); 3. Семьи, как пра­вило, живут без родителей (дедушки и бабушки нянчили внуков); 4. Эманси­пация женщин (женщины имеют права на образование, на работу, на карье­ру); 5. Рост затрат на воспитание и образование детей (садик платный, школа — учебники, тетради и пр.))

— Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения в странах Ближнего зарубежья. (В странах Балтии; в Эстонии и Латвии (рели­гия протестантство) рождаемость равна смертности, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше; в Средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость — демографический взрыв; в рес­публиках Закавказья — высокий естественный прирост в Азербайджане (рели­гия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень естествен­ного прироста; в славянских государствах (Украина, Беларусь) естественный прирост низкий, а в конце XX в. и начале XXI в. отрицательный.)

— Проанализируйте график (рис. 14, с. 54, уч. А.) естественного прироста населе­ния России. Объясните снижение темпов прироста населения в начале 20-х годов, в 30-х годах и в 40-х годах XX века.

— Проанализируйте график естественного движения населения России (с. 55, рис.

15, уч. А., с. 30, рис. 10, уч. Д.). Определите периоды высокого естественного прироста населения, период демографического перехода к современному типу воспроизводства, период демографического кризиса.

— Объясните различия в показателях рождаемости (табл. 4, с. 57, уч. А.), смерт­ности и естественного прироста населения по регионам России. (Псковская область отличается самой низкой рождаемостью и самой высокой смертно­стью, т. к. здесь в сельской местности очень высокий процент в структуре населения пожилых людей; Дагестан — республика, где традиционно по кано­нам ислама преобладают многодетные семьи, в структуре населения преоб­ладают дети и молодые люди; В Магаданской области низкая рождаемость и низкая смертность, т. к. это зона Севера. Пожилые здесь не остаются, а уезжают, заработав льготную пенсию, в более благоприятные для жизни районы. А приезжают сюда на заработки молодые, здоровые мужчины.)

По уч. А.: §11 (с. 45-47 до размещения населения) и §12; По уч. Д.: §5. Индивидуальное задание : Опросите своих родителей, бабушек и дедушек.

Уз­найте, сколько детей было в их семьях? Все ли рожденные дети дожили до взросло­го возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.

Работа со словарем : обратите внимание на термины, встречающиеся в тексте (знать, уметь объяснить, что они означают).

Источник: tak-to-ent.net

Рейтинг
Загрузка ...