Какой экспорт у литвы

К вопросу о введении Россией экономических санкций в отношении Литвы

Эксперты Центра «Русская Балтика» обобщили информацию о возможных последствиях введения Российской Федерацией экономических санкций в отношении Литвы. БК публикует доклад без купюр.

Оценка товарооборота России и Литвы

Согласно данным государственной статистики Литвы, Россия на протяжении последних лет является ведущим внешнеэкономическим партнером республики.[1] На долю России приходится около 32% от общего годового объема импорта Литвы, а экспорт товаров из России составляет 19% от общего годового объема экспорта в страну. По обоим показателям Россия является лидером, причем с большим отрывом (вторым крупнейшим направлением литововского импорта является Германия — 10%, а вторым крупнейшим экспортером после России является Латвия — 10,5%). Более подробно динамика экспортно-импортных отношений Литвы и России представлена на рисунке 1. Данные за 2011 и 2012 г. являются общегодовыми значениями, данные за 2013 г. — не уточненные показатели за январь-декабрь.

Литва без транзита, экспорта и газа

Рисунок 1 — Показатели экспорта Литвы в Россию и импорт из России в Литву (в млн. литов) за период 2011 — 2013 гг.

Внешнеторговый оборот России с Литвой в январе-сентябре 2013 г., по данным российской таможенной статистики, составил 5,6 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 14,9%, в том числе, экспорт составил 4,8 млрд. долл. США (рост на 18,5%), импорт — 0,8 млрд. долл. США (спад на 0,2%).

Структура российского экспорта сохраняет свой резко выраженный сырьевой характер (по данным ФТС России и Минэкономразвития РФ, в январе-сентябре 2013 г.):

• минеральные продукты — 83,4%,

• продукция химической промышленности — 6,6%,

• машины, оборудование и транспортные средства — 4,2%,

• продовольственные товары и сельхозсырье — 2,2%,

• металлы и изделия из них — 2,05%,

• древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 0,9%.

Основные экспортные товары (свыше 90 % всех поставок): природный газ, сырая нефть, электроэнергия, летательные аппараты, нефтепродукты (дизельное топливо, мазут), аммиак, минеральные удобрения (комплексные).

Структура импорта в январе-сентябре 2013 г.:

• продовольственные товары и сельхозсырье — 40,1 %,

• машины, оборудование и транспортные средства — 23,7%,

• продукция химической промышленности — 11,3%,

• металлы и изделия из них — 4,6%,

• древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 6,04%,

• текстиль, изделия из него, обувь — 3,6%,

• минеральные продукты — 3,3%.

Основные партнеры Литвы по товарообороту за январь-сентябрь 2013 г.: Российская Федерация (25,3%), Германия (8,4%), Польша (8,2%), Латвия (7,7%), Эстония (5,3%), Нидерланды (4,5%), Швеция (3,1%).

Основные партнеры Литвы по экспорту за январь-сентябрь 2013 г.: Российская Федерация (19,3%), Латвия (9,9%), Эстония (7,7%), Германия (7,1%), Польша (7,1%), Белоруссия (4,9%), Нидерланды (4,4%), Швеция (3,3%).

Toyota Yaris экспорт в Литву

Основные партнеры Литвы по импорту по итогам января-сентября 2013 г.: Российская Федерация (30,8%), Германия (9,6%), Польша (9,1%), Латвия (5,6%), Нидерланды (4,6%), Эстония (3,06%), Швеция (3,06%).

По данным Департамента статистики Литвы, общий товарооборот Литвы в 2013 г. составил: экспорт — 18,1 млрд. евро, импорт — 19,6 млрд. евро. Из них на Россию приходится соответственно 3,5 млрд. евро и 6,04 млрд. евро. Для сравнения: на Германию приходится — 1,3 млрд. евро на экспорт и 1,9 млрд. на импорт, на Польшу — 1,3 млрд. и 1,8 млрд. евро. США среди крупнейших партнеров не присутствуют.

Оборот внешнеэкономической торговли между Литвой и Россией на протяжении последних лет неуклонно возрастал как с точки зрения экспорта, так и импорта.

Согласно данным ФТС РФ с учетом товарной номенклатуры внешнеэкономической детальности (ТН ВЭД), Литва в 2013 г. импортировала в Россию товары из 90 различных групп (всего по номенклатуре ТН ВЭД 97 групп товаров). Первые десять групп приведены в таблице 1, на долю которых приходится 62% общей стоимости импортируемых товаров. На первом месте — молочная продукция и пищевые продукты животного происхождения, также в первую десятку водит группа товаров «Мясо и пищевые мясные субпродукты» и «Алкогольные и безалкогольные напитки». Остальные группы товаров представляют сектора обрабатывающей промышленности различных направлений.

Структура экспортируемых из России в Литву товаров менее диверсифицирована, представлена всего 82 группами товаров, а на первую десятку приходится почти 92% от общей стоимости экспорта из России в Литву (Таблица 2). В данном списке нет продукции пищевой промышленности, а в основном представлены ресурсы или продукция первичной переработки. Из высокотехнологичных товаров, экспортируемых из России в Литву, в первую десятку вошли только «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства».

Таблица 1. Номенклатура товаров, импортируемых из Литвы в Россию в 2013 г. [1]

Группа товаров согласно ТН ВЭД

Стоимость (тыс. долл)

04 — Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

84 — Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

87 — Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

39 — Пластмассы и изделия из них

02 — Мясо и пищевые мясные субпродукты

94 — Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции

85 — Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

22 — Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

48 — Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона

73 — Изделия из черных металлов

Доля первый десятки от общей стоимости импортируемых товаров

Таблица 2. Номенклатура товаров, экспортируемых из России в Литву в 2013 г. [2]

Группа товаров согласно ТН ВЭД

Стоимость (тыс. долл. США)

27 — Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

Ss — Секретный код

25 — Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

28 — Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов

72 — Черные металлы

15 — Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

40 — Каучук, резина и изделия из них

39 — Пластмассы и изделия из них

84 — Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

Доля первый десятки от общей стоимости экспортируемых товаров

[1] Согласно таможенной статистике внешней торговли Федеральной таможенной службы РФ http:// stat. customs. ru/ apex/ f? p=201:2:837307443963579:: NO

[2] Согласно таможенной статистике внешней торговли Федеральной таможенной службы РФ http:// stat. customs. ru/ apex/ f? p=201:2:837307443963579:: NO

[1] Official Statistics Portal. Statistics Lithuania

Оценка экспорта и импорта услуг между Россией и Литвой

Оценку экспорта и импорта услуг между Российской Федерацией и Литовской Республикой можно провести, используя данные Центрального Банка РФ, занимающегося мониторингом внешней торговли услугами РФ. На сегодняшний день имеется оперативная информация о внешней торговли услугами РФ по основным странам партнерам за январь-сентябрь 2013 г.[1] и детализированная информация за 2012 г.[2].

Согласно данным ЦБ, за первые три квартала 2013 г. экспорт услуг России всего составил 51 276 млн. долл., из которых на долю Литвы пришлось 492,9 млн. долл. (менее 1%). Импорт услуг за этот же период составил в целом по стране 94 858 млн. долл., из которых на долю Литвы пришлось 316,1 млн. долл. (0,33%). По итогам 2012 г. доля Литвы в российском экспорте услуг составила 0,62%, а доля импорта — 0,34%.

В целом за последние несколько лет объем российского экспорта услуг в Литву неуклонно рос (с 236 млн. долл. за 2010 г. до 492,9 млн. долл. за первые три квартала в 2013 г.), объем импорта также вырос с 220,3 млн. долл. (2010 г.) до 316,1 млн. долл. (2013 г.). В структуре экспорта[3] услуг между Россией и Литвой в 2012 г. преобладали услуги в категориях «Поездки» и «Транспортные слуги», на долю которых приходилось 85% от общей стоимости всех экспортируемых слуг (рисунок 2). В структуре импорта[4] также преобладают категории «Поездки» и «Транспортные услуги» (хотя их совокупная доля составляет 69%), помимо которых весомую долю в общем объеме также составляют «Прочие деловые услуги» (16%) и «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту» (8%) (рисунок 3).

Рисунок 2 — Структура экспорта услуг между Россией и Литвой за 2012 г.

Рисунок 3 — Структура импорта услуг между Россией и Литвой за 2012

Рисунок 4 — Структура внешней торговли услугами Российской Федерации с Республикой Литвой
(в тыс. долл. США) .

[1] Внешняя торговля услугами Российской Федерации по основным странам-партнерам в январе-сентябре 2013 года (по методологии РПБ6 http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade_new_2013.htmsid=itm_44615

[3] Экспорт услуг – оказание услуг российскими резидентами по заказу Литвы

[4] Импорт услуг – оказание услуг литовскими резидентами по заказу России.

Транспортный комплекс Литвы в обеспечении торгово-экономических отношений с Российской Федерацией

В 2012 г. на долю транспорта в структуре ВВП Литвы приходилось 13% (113734,7 млн. литов). Более подробно структура представлена в таблице 3. Наиболее значимым транспортным сектором является наземный транспорт, обеспечивающий 7,6% ВВП Литвы. Также весомую роль в транспортном комплексе Литвы составляет сектор «Складские и вспомогательные транспортные услуги» на которые приходится 4,7% ВВП Республики Литва.

Таблица 3. Валовая добавленная стоимость транспортного сектора Литвы и их доля в структуре ВВП республики в 2012 г. [1]

Наименование подгруппы

Валовая добавленная стоимость (млн. литов)

Доля в ВВП Литвы (%)

Транспортный сектор, всего

Складские и вспомогательные транспортные услуги

Почтовая и курьерская деятельность

Железнодорожный транспорт Республики Литва обеспечивает перевозку грузов для нужд России в двух аспектах:

— обеспечение экспортно-импортных операций между странами;

— обеспечение транзитных грузоперевозок между основной территорией России и эксклавной регионом — Калининградской областью.

В 2012 году общий объем грузов, перевезенных железнодорожным транспортом Литвы, составил 49,4 млн. тонн [2] . Доля России в показателях работы литововских железных дорог составляет суммарно 15,4 млн. тонн (31%) из которых 10,6 млн. тонн транзитные грузы (таблица 4), а 4743,2 млн. тонн экспортно-импортные грузы (из России ввезено 4,1 млн. тонн, в Россию вывезено 0,6 млн. тонн).

Таблица 4. Распределение грузов Российской Федерации проходящих транзитом по литововским железным дорогам в 2012 г. (млн. тонн).

не в страны ЕС, из которых:

По итогам 2012 года чистая прибыль государственного оператора железных дорог Республики Литва «Lietuvos geležinkeliai» составила 37,7 млн. евро (128,2 млн. литов) [3] . В среднем чистая прибыль от обеспечения 1 тонны условного груза составляет 0,76 евро (2,5 литова). Таким образом, обслуживание российских грузов приносит Литововской железной дороге чистую прибыль в размере 11,6 млн. евро (39,44 млн. литов) из которых 8 млн. евро обеспечение транзитных российских грузов, а 3,6 млн. евро обеспечение экспортно/импортных грузоперевозок между Россией и Литвой. Российские грузы совокупно обеспечивают 30% чистого дохода национального оператора железных дорог Республики Литва Lietuvos geležinkeliai.

Второй после России страной, пользующейся услугами Литововских железных дорог, является Республика Беларусь. В 2012 году совокупный объем белорусских грузов составил 13,5 млн. тонн (27,3% от общего объема грузов, перевезенных железными дорогами Литвы), из которых 12,3 млн. тонн экспортно-импортные грузы, а 1,2 тыс. тонн транзитные грузы.

Обслуживание грузов морским транспортом Республики Литва осуществляется в Клайпедском морском порту и специализированным терминалом в Бутинге. По данным официального органа государственной статистики в 2012 г. портовым комплексом Литвы переработано 43761,9 тыс. тонн грузов различной категории. Из них российские грузы составили 9354,0 тыс. тонн (из которых 8960,1 тыс. тонн грузы — разгруженные в портовом комплексе Литвы) (таблица 5) [4] .

Таблица 5. Показатели обработки российских грузов в Клайпедском государственном морском порту и специализированном терминале в Бутинге за 2006-2012 год (тыс. тонн).

Загружено в портах Литвы

Разгружено в портах Литвы

По данным администрации морского порта Клайпеды [5] , чистая прибыль порта в 2012 году составила 81,4 млн. литов, из которых прибыль от переработки грузов составила 60,1 млн. литов за переработку грузов и обслуживания пассажиров (остальные 21,3 млн. литов чистый доход от арендной платы). Учитывая имеющиеся данные, можно рассчитать усредненную стоимость переработки одной тонны условного груза портовым комплексом Республики Литва: стоимость переработки 1 тонны условного груза составляет 1,79 литов.

Переработка российских грузов в 2012 году обеспечила портовому комплексу Литвы чистую прибыль в размере 17 млн. литов (5,1 млн. евро), что составляет примерно 30% от совокупного дохода портового комплекса Литвы.

[3] Официальный сайт Lietuvos geležinkeliai http://www.litrail.lt/

[4] Данных по грузам Республики Беларусь в официальной отчетности не представлено

[5] Официальный сайт государственного морского порта Клайпеды http://www.portofklaipeda.lt/terminaly

Энергетический комплекс Литвы в обеспечении торгово-экономических отношений с Российской Федерацией

В Литве нет серьезных ресурсов минерального топлива. Есть немного нефти, но ее добыча крайне невелика (86,1 тыс. тонн в 2013 г.), причем в последние годы она сокращается из-за истощения месторождений. Запасов каменного угля и природного газа, имеющих промышленное значение, в Литве нет вообще.

В структуре потребления первичных энергоресурсов в Литве доминируют природный газ (45,5%) и нефтепродукты (34,8%).

Рисунок 5. Структура потребления первичных энергоресурсов в Литве в 2012 г.
(составлено на основании данных Eurostat).

Литва практически полностью обеспечивает свои потребности в каменном угле, нефти и природном газе за счет импорта, в котором по историческим и географическим причинам безоговорочно доминирует Россия (табл. 7).

Таблица 7. Доля импорта из России в общем импорте минерального топлива Литвой в 2011 г.

Вид топлива

Твердое топливо, тыс. тонн

Сырая нефть, тыс. тонн

Природный газ, тераджоули

Общий импорт, тыс. т

Составлено на основании данных Eurostat.

Сырая нефть поступает в Литву на единственный в странах Балтии нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Mažeikių nafta в Мажейкяе танкерами через морской нефтеналивной терминал в Бутинге (к северу от Паланги).

Мощность Мажейкяйского НПЗ составляет 12 млн. тонн сырья в год, пропускная способность нефтяного терминала Бутинге — 10 (до 14) млн. тонн в год. После того как из-за аварии в июле 2006 г. были прекращены поставки нефти по северной ветке российского нефтепровода «Дружба», Бутингский терминал стал единственным путем поставки сырья на Мажейкяйский НПЗ. Терминал соединен с магистральным нефтепроводом Бутинге-Мажейкяй (диаметром 558 мм и протяженностью 85 км).

И НПЗ, и терминал принадлежат компании ORLEN Lietuva, контролируемой крупнейшим в Польше нефтеконцерном ORLEN .

НПЗ в Мажейкяе строился и приспособлен для переработки российской нефти.

НПЗ в Мажейкяе обеспечивает 80% потребностей Литвы в нефтепродуктах. Часть нефтепродуктов, произведенных на НПЗ, Литва экспортирует в соседние страны — Латвию, Эстонию, Польшу и Беларусь, а также в Украину и Западную Европу.

Литва импортирует 3,3 млрд. куб. м (2012 г.) природного газа из России (ОАО Газпром). Крупными потребителями газа являются компания AB Achema, производящая азотные удобрения в Йонаве (импорт 1,45 млрд. м 3 ) и Каунасская ТЭЦ (0,22 млрд. м 3 ).

Газ поступает в Литву по газопроводу Минск — Вильнюс. Вторая линия соединения с Беларусью Ивацевичи — Вильнюс сейчас не используется (вследствие неудовлетворительного состояния газопровода, там не установлена газоизмерительная станция). На севере страны литововская газотранспортная система соединена с системой Латвии. Природный газ также передается транзитом через Литву в Калининградскую область РФ по договору, заключенному в 1999 г. и действующему до 1 января 2016 г.

Данные о мощностях газотранспортной системы Литвы приведены в таблице 8.

Таблица 8. Мощности системы природного газа на пограничных пунктах

Мощность, тыс. м 3 /сут.

Литва — Калининградская область РФ

Источник: Углубленный обзор по инвестиционному климату и структуре рынка в энергетическом секторе Литвы. Секретариат энергетической хартии 2013 г.

Для уменьшения газовой зависимости от России Литва приняла решение построить терминал сжиженного природного газа (СПГ) в южной части морского порта Клайпеда. Принятый в июне 2012 г. закон обязывает компании-потребители газа с 2015 по 2024 г. покупать через СПГ-терминал не меньше 25% годового объема используемого газа.

Планируется, что газ с газовозов будут перекачивать в специальное регазификационное судно FSRU (Floating Storage Regasification Unit), а из него газ будет поступать в газопровод. В январе 2012 г. победителем международного тендера «Строительство плавучего хранилища природного газа и установки регазификации (FSRU)», проводимого компанией Klaipedos Nafta AB, была выбрана международная норвежская компания Hoegh LNG, с которой в марте того же года был заключен договор аренды FSRU сроком на 10 лет. По истечении 10-летнего срока аренды компания Klaipedos Nafta AB получит право на выкуп и самостоятельную эксплуатацию FSRU. После первоначального 10-летнего срока аренды FSRU должна функционировать еще в течение 30 или более лет. FSRU (танкер-накопитель Independence («Независимость»), построенный в Южной Корее) прибудет в Клайпедский порт и будет готов к началу эксплуатации до конца 2014 г.

Вместимость танкера-хранилища составляет 170 тыс. м 3 СПГ, что может обеспечить мощность терминала «на выходе» около 1 млрд. м 3 в год на первом этапе эксплуатации, а в дальнейшем максимальная мощность может достигнуть 2-3 млрд. м 3 в год. Это означает, что максимально загрузив мощности терминала, Литва сможет сократить газопроводный импорт из России более чем вдвое и в перспективе полностью покрыть собственные потребности (планируется сократить потребление природного газа до 2,5 млрд. м 3 в 2016 г.). При этом Калининградская область РФ по-прежнему останется зависимой от транзита газа по территории Литвы.

Для обеспечения надежных поставок газа к концу 2016 г. в Литве планируется построить подземное хранилище газа (ПХГ) минимальной полезной емкостью 500 млн. м 3 около дер. Сидеряй.

В качестве еще одной возможности получать газ из альтернативных источников рассматривается строительство газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland — Lithuania) для связывания газовых сетей Польши и Литвы. Это позволит Литве получать газ из европейских газовых сетей. Начало строительства ожидается в 2016 г., а сдача в эксплуатацию — в 2018 г. Но окончательное инвестиционное решение по этому проекту пока еще не принято.

В рамках повышения энергетической независимости в Литве ведется поиск сланцевого газа. В июне 2012 г. был объявлен открытый международный конкурс на разведку и добычу сланцевого газа в Литве. Планировалось выдать лицензии на разведку двух участков: Шилутско-Таурагского площадью 1800 кв. км и Кидрикско-Кибартского площадью 281 кв. км.

Единственным участником конкурса стала американская энергетическая компания Chevron, объявленная победителем в сентябре 2013 г. Однако уже в октябре она отказалась от сланцевых проектов в Литве, официально мотивируя это тем, что несовершенная правовая базы Литвы осложняет и, по сути, делает невозможной эффективную работу сырьевого бизнеса. На самом деле отказ был вызван новой оценкой запасов сланцевого газа в недрах Литвы, опубликованной в июне 2013 г. американским энергетическим агентством EIA. Согласно ей технически извлекаемые запасы сланцевого газа в недрах Литвы оказались равны примерно 10 млрд. м 3 , что способно обеспечить потребности страны лишь примерно на три года (двумя годами раньше прогнозировалось, что запасы сланцевого газа (120 млрд. м 3 ) смогут полностью обеспечить потребности Литвы при нынешнем уровне потребления в течение 30 лет). Технически извлекаемые запасы сланцевого газа в соседней Калининградской области РФ, кстати, оцениваются американцами в 5 раз выше, чем в Литве — 50 млрд. м 3 .

До 2009 г. Литва полностью обеспечивала себя электроэнергией. Но закрытие по требованию ЕС Игналинской АЭС, которая вырабатывала более 70% всей электроэнергии в стране, превратило Литву в нетто-импортера электроэнергии.

В 2012 г. на импорт электроэнергии пришлось около 77,1% ее общего потребления. В 2012 г. Россия экспортировала в Литву 4,78 млрд. квт-ч электроэнергии (1-е место в российском экспорте электроэнергии — 26,0% от общего экспорта). На Россию приходится 56,2% литовского импорта электроэнергии и 45% ее общего потребления (2012 г.). Литва также импортирует электроэнергию из Эстонии, Латвии и Белоруссии. Экспорт электроэнергии осуществляется в Латвию (79% всего экспорта в 2010 г.), Эстонию и Финляндию.

Существуют следующие электроэнергетические связи между Литвой и соседними странами (таблица 9).

Таблица 9. Электроэнергетические связи между Литвой и соседними странами

Источник: www.baltic-course.com

Экономика Литвы

Литва находится в стратегически выгодном месте и имеет прекрасно развитую инфраструктуру, которая обеспечивает интенсивные связи между Европейским Союзом и странами Союза Независимых Государств. Четыре международных аэропорта, незамерзающий морской порт и наличие двух международных транспортных путей (северо-южный путь и железная дорога, соединяющая Скандинавию с Центральной Европой, а также восточно-западный путь, соединяющий восточные рынки с остальной Европой), обусловили то, что Литва стала важным центром международных перевозок.

ОБРАЗОВАННАЯ, КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА

Показатель приходящегося на 1000 жителей годового количества лиц, имеющих высшее университетское образование, является одним из самых высоких в регионе. Издержки труда являются одними из самых низких. Средняя заработная плата в Литве составляет 420 евро.

РОСТ ЭКОНОМИКИ ЛИТВЫ – ОДИН ИЗ САМЫХ ДИНАМИЧНЫХ В ЕВРОПЕ

По сравнению с 2004 г. в 2005 г. ВВП увеличился на 7,5 процента. ВВП на душу населения страны составлял 6,02 тыс. евро и достиг 20563,3 млн. евро. Для сравнения, экономика зоны евро возросла на 3,2 проц., США – на 3,5 процента. В Японии – на 2,8 проц.

Рост валового внутреннего продукта страны, продолжающийся уже шестой год, был определен большим количеством инвестиций, а также экспортом товаров и услуг. Благодаря членству в Европейском Союзе был ускорен рост экономики, на который влияние оказала экономическая интеграция в ЕС, открывающиеся для литовских экспортеров рынки и эффективное использование средств структурных фондов ЕС.

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ В ЛИТВЕ — ОДНО ИЗ САМЫХ ЛЕГКИХ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

В 2004 г. налоговое бремя в Европейском Союзе составляло 40,7 проц. от валового внутреннего продукта. А самое низкое соотношение доходов от налогов и ВВП в 2004 году было в Литве и составляло 28,7 проц.

В Литве последовательно улучшаются условия инвестирования, уменьшается налоговое бремя. Подоходный налог с населения до 2008 г. будет уменьшен с 33 проц. до 24 проц.

СТАБИЛЬНЫЕ ФИСКАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Литва последовательно придерживается политики сбалансированного бюджета. Дефицит бюджета Литвы с 2003 г. не превышает 1,5 проц. Соотношение долга Литвы с ВВП является одним из самых низких в Европейском Союзе. В 2005 г. государственный долг составлял 18,8 проц. ВВП, а в 2004 г. — 19,5 проц.

Уже с 28 июня 2004 года Литва вместе с Эстонией и Словенией присоединилась ко второму механизму регулирования валютных курсов (ERM II) и успешно участвует в нем.

ЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПРОГРЕССИВНЫМ ЧЛЕНОМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО СОГЛАСОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА С ЕС.

Процентное соотношение транспонируемых Литвой правовых актов ЕС является самым большим среди всех государств-членов ЕС и составляет 99,45 проц. Литва активно поддерживает дальнейшую консолидацию внутреннего рынка ЕС.

БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ Э-БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

В Литве Закон об электронной подписи был принят в то же время, как и в США. Развитие экономики знаний – один из важнейших приоритетов Литовского Правительства. Особенно быстро увеличивается число интернет-пользователей, создается инфраструктура широкополосной сети, внедряются услуги электронной власти, предназначенные для предпринимателей и населения.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

В 2004 г. внешнеторговый оборот Литвы составлял 17.4 млрд. EUR. Доля экспорта равнялась в нем 7.48 млрд. EUR, а импорта – 9.96 млрд. EUR. По сравнению с 2003 г., в 2004 г. объемы экспорта и импорта Литвы увеличились соответственно на 21.4 % и 16.8 %.

Главными торговыми партнерами Литвы были страны ЕС-25, на долю которых приходилось 66,9 % от всего экспорта Литвы и 63.3% от всего импорта Литвы.

Главные экспортные партнеры Литвы – Германия, Латвия, Россия, Франция, Соединенное Королевство и Швеция. Основные экспортные товары: минеральное топливо, электромашины и механическое оборудование, мебель, текстиль и текстильные материалы, транспортные средства.

Главные партнеры Литвы по импорту – Россия, Германия, Польша, Нидерланды, Латвия и Дания. Основные импортируемые товары: минеральное топливо, машины и механическое оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности.

Источник: www.vneshmarket.ru

Литва в текущем сезоне почти на треть увеличила экспорт пшеницы

Согласно отчету экспертов USDA в Литве, в 2020/21 МГ страна стала одним из ключевых экспортеров пшеницы из ЕС, доля которой в общем объеме экспорта зерновых культур составила 85%.

Как уточняется, за 9 месяцев текущего МГ (июль-март) Литва экспортировала 4,15 млн тонн зерновых, что на 28% выше показателя в аналогичный период предыдущего сезона. При этом отгрузки пшеницы в указанный период оцениваются аналитиками USDA в 3,5 млн тонн по сравнению с 2,67 млн тонн годом ранее (+31% в год).

Основные объемы пшеницы Литва экспортировала в Нигерию – 933 тыс. тонн, что в 3,3 раза выше показателя в аналогичный период предыдущего сезона, Алжир – 455 тыс. тонн (отгрузки в предыдущие два сезона отсутствовали), ЮАР – 265 тыс. тонн (+18%), Саудовскую Аравию – 253 тыс. тонн (-35%), Судан – 209 тыс. тонн (рост в 3 раза).

Рост экспорта зерновой обусловлен повышением валового сбора зерновой в текущем сезоне до 4,8 млн тонн (3,8 млн тонн в 2019/20 МГ), на фоне расширения площадей сева, а также ростом урожайности.

Однако в 2021/22 МГ производство пшеницы в Литве, по прогнозам USDA, может несколько сократиться – до 4,6 млн тонн.

Источник: www.apk-inform.com

Рейтинг
Загрузка ...