Калининградская область имеет выход к государственной границе России с литвой и

Калининградская область находится в Северо-Западном федеральном округе. Это самая западная точка страны. Карта Калининградской области со спутника позволяет рассмотреть, что этот регион не граничит Российской Федерацией на суше, а соединен с ней Балтийским морем. Сухопутные границы область имеет с Польшей и Литвой.

Увеличивая масштаб карты, и передвигаясь по ней, можно получить полное представление о регионе, найти крупные города и небольшие населенные пункты, рассмотреть различные объекты. На карте Калининградской области со схемами можно увидеть, что по территории протекает 2 крупные реки – Преголя и Неман. Всего же в области насчитывается около 140 рек, среди которых такие, как:

В регионе находится 38 озер, большая часть которых принадлежит юго-западным районам. А если рассматривать карту Калининградской области по районам, то на востоке можно найти самое крупное озеро – Выштынецкое. Самые значимые водоемы региона – Куршский и Калининградский заливы. Вода в них пресная, а от моря заливы отделяют длинные, песчаные косы.

СОВЕТСК — город на границе с Литвой в Калининградской области! Талпаки, Мост королевы Луизы.

Районы Калининградской области на карте

Онлайн сервис позволяет получить представление и о территориальном разделении региона. Площадь области невелика, это самый маленький по величине занимаемой территории субъект РФ – он занимает всего 15 тыс. км2 и разделен на 11 районов. Вы можете рассмотреть каждый район на карте Калининградской области более подробно, найти города, дороги, мосты через реки и водохранилища.

Большая часть населения региона (более 70%) проживает в крупных городах. Самый густо населенный – Черняховский. Здесь проживает более 38 тыс. человек. А самый большой по площади – Зеленоградский район.

Для передвижения по области и за ее пределы жители региона могут воспользоваться железнодорожным и автотранспортом, но большая часть населения предпочитает передвигаться на автомобилях. На подробной карте дорог Калининградской области обозначены главные трассы А-216 и А-229, а также автобан «Приморское кольцо», которое связывает Калининградс такими городами, как:

  • Зеленоградск;
  • Светлогорск;
  • Пионерский;
  • Балтийск;
  • Светлый.

По этой современной трассе можно быстро добраться до аэропорта Храброво, который является единственными региональными «воздушными воротами».

На подробной карте Калининградской области можно найти небольшой, но очень примечательный район – Балтийский. Здесь расположена одна из крупнейших военно-морских баз Российской Федерации. Также здесь находится множество достопримечательностей, базы отдыха, судостроительные и судоремонтные доки.

ОГЭ по географии 2023. Задание 2. Границы РФ.

Карта Калининградской области с городами и селами

Населенные пункты региона отличаются малой численностью проживающего в них населения. В самом крупном городе Калининграде живет всего лишь около 500 тыс. человек. Карта Калининградской области с населенными пунктами позволяет рассмотреть любой из 22 городов региона, а также села и деревни.

В Калининграде расположены многочисленные музеи, достопримечательности, парки. Кроме того, это крупный экономический центр, в котором находятся:

  • вагоностроительный завод;
  • судоверфь;
  • порт;
  • предприятия по обработке янтаря.

На карте Калининградской области с городами и селами легко рассмотреть расположение второго по количеству проживающих, населенного пункта – Советска. Он находится на границе с Литвой, привлекает туристов сосновыми лесами, тихими пляжами, чистым воздухом и уникальной архитектурой.

Еще один курортный город – Зеленоградск. Он находится на северо-западе области на берегу Куршского залива. Многие приезжают сюда не только для того, чтобы прогуляться по галечным пляжам и тихим улочками, полюбоваться мостами и немецкой архитектурой, но и в лечебных целях. Если вы подробно рассмотрите карту Калининградской области с селами, то увидите поблизости от Зеленоградска множество маленьких поселков, в которых расположены санатории, специализирующиеся на лечении грязями и водами из минеральных источников.

Водоемы Калининградской области

Куршский залив

Рисунок 1 – Куршский залив

Куршский залив — залив-лагуна Балтийского моря площадью 1610 км. Отделяется от моря Куршской косой. Акватория залива разделена между Литвой и Калининградской областью России, по акватории залива проходит граница Калининградской области. Большая часть акватории (1,2 тыс. км² из 1,6 тыс. км²) относится к России, 415 км² северной части залива принадлежит Литве. Объём залива — 6,2 км³. Залив очень мелководен — средняя его глубина равна 3,7 м. Наиболее узкая и мелководная часть залива — северная, где глубины не превышают 2 м. Самым глубоким является участок к юго-востоку от посёлка Рыбачий, где отмечены глубины 5,5-6,0 м.

Куршский залив отличается высокой рыбопродуктивностью, и относится к важнейшим рыбохозяйственным водоемам Калининградской области и Литвы. Морфологические особенности водоема в совокупности с благоприятным гидрологическим и гидрохимическим режимами обуславливают существование в заливах уникального комплекса промысловой ихтиофауны, который интенсивно эксплуатируется Россией и Литвой.

В заливе встречается 48 видов из 15 семейств. Здесь ловятся морские (проходные и полупроходные) рыбы: корюшка, сиг, рыбец, минога, угорь, лещ, судак, жерех, налим, линь. Типично пресноводные рыбы: плотва, снеток, окунь, ёрш, угорь. Всего в Куршском заливе обитает 42 вида рыб.

Множество (140 тыс. особей) водоплавающей птицы: различные виды гусей, уток и лысуха, охота на которых особо популярна в Калининградской области. Ежегодно отстреливается до 40 тыс. особей.

Загрязнение и антропогенное эвтрофирование (ухудшение качества воды, нарушение кислородного режима, исчезновение ценных пород рыб, ухудшение условий рекреации, судоходства) Куршского залива негативно сказалось на ихтиофауне водоема: снизилась продуктивность ценных, требовательных к чистоте вод видов (сига, рыбца), регулярными стали заморы молоди рыб, наблюдаемые вследствие «цветения» водоема, возросла их заболеваемость. В последние годы у рыб водоема стали встречаться патологические процессы, свидетельствующие о наличии у них заболеваний различной этиологии. Обнаружение очагов заболеваний в важнейшем рыбопромысловом водоеме региона свидетельствует о необходимости определения эпизоотического состояния рыб залива и определении факторов, способствующих проявлению у них болезней.

Возникновение эпизоотий среди популяций рыб обусловлено наличием обязательных звеньев, тесно связанных между собой: патогенного возбудителя; восприимчивого хозяина; определенных условий окружающей среды, влияющих на механизм передачи возбудителей’ и способствующих развитию эпизоотического процесса. Значительные перемены условий окружающей среды, обусловленные динамикой экологических факторов, часто служат «пусковым механизмом» эпизоотий. При этом абиотические и биотические факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Калининградский залив

Калининградский залив (также Вислинский залив) — залив, расположенной в южной части Балтийского моря, называемый также Вислинским (в Польше). Фактически Калининградский залив является лагуной — почти закрытым водоёмом, отделённым от моря песчаной Балтийской (Вислинской) косой.

Рисунок 2 — Калининградский залив

Обмен воды происходит через узкий Балтийский пролив, расположенный в восточной части в районе города Балтийска. Уровень воды в заливе несколько выше уровня моря, поэтому в соединяющем залив с морем проливе имеется течение. В залив впадают реки Ногат (правый рукав Вислы), Преголя, Прохладная и другие, поэтому вода в заливе является довольно пресной. Длина залива 91 км, ширина варьирует от 2 до 11 км, площадь 838 кв. км. Общая береговая линия протянулась на 270 км, из которых 159 км относятся к России и 111 км к Польше. Средняя глубина составляет 2,7 м, максимальная (за исключением искусственного фарватера — Калининградского морского канала) 5,2 м.

Акватория залива разделена между Россией и Польшей, при этом 56,2% её площади относятся к России и оставшиеся к Польше. По акватории проходит граница Калининградской области. Берега низкие, болотистые, с хвойным лесом. Зимой покрывается льдом. Порты: Балтийск (на берегу пролива), Калининград.

В заливе обитает 57 видов круглоротых и рыб, относящихся к 22 семействам (из которых 20 видов относятся к карповым). Основные промысловые рыбы — салака, лещ, судак, угорь, плотва, окунь и чехонь. В меньшей степени имеют промысловое значение налим, щука, жерех, густера, речная камбала и ёрш.

Река Преголя

Преголя — река, впадающая в Балтийское море, точнее в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив. Длина Преголи — 123 км, вместе с Анграпой (один из важнейших притоков) — 292 км. Площадь бассейна Преголи — 15,5 тыс. км².

В Преголи и её притоках обитает примерно сорок разных видов рыб, в том числе: толстолобик, щука, плотва, окунь, ёрш, сом, сазан, лещ, густера, краснопёрка, жерех, уклея, верховка, чехонь, сиг, ряпушка, кумжа, сёмга, налим, корюшка, усач, гольян, подуст, форель, хариус, голец, бычок-подкаменщик, вьюн, судак.

Из-за загрязнения Преголи в действительности многие из этих рыб встречаются редко. Многие рыбы, идущие на нерестилища в среднем течении Преголи, гибнут в предустьевой части Преголи (в районе Калининграда), так как эта часть реки наиболее загрязнена бытовыми и промышленными отходами. Но в последнее время, в связи с закрытием целлюлозно-бумажного завода, поголовье рыбы заметно увеличилось.

Неман — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области РФ. Длина 937 км, площадь бассейна 98 200 км². В нижнем течении является важной приграничной рекой, служит государственной границей между Российской Федерацией и Литовской Республикой.

Регулярное судоходство на Немане начинается от Бирштонаса, отрезано от нижнего течения плотиной Каунасской ГЭС, не имеющей шлюза. В 2010-х около города Гродно строится Гродненская ГЭС.

Огинский канал соединяет реку с Днепром, Августовский канал — с Вислой.

Виштынецкое озеро

Виштынецкое озеро — озеро в Нестеровском районе на границе Калининградской области России и Вилкавишкским районом Мариямпольского уезда Литвы. Самое крупное, а также глубокое и чистое озеро Калининградской области — его площадь составляет более половины общей площади озер и прудов Калининградской области.

В озере обитают 22 вида рыб. Основные виды — озерный сиг и европейская ряпушка. Из ценных видов рыб нужно отметить европейского угря и налима. Промысловое значение имеют также щука, окунь, плотва, линь. Местные жители утверждают по этому поводу, что в озере водится «красная рыба ряпушка, которая не водится более нигде».

В озере обитают 150 видов беспозвоночных, в том числе различные микроскопические рачки, моллюски и другие. На Большом заливе Виштынецкого озера гнездятся лебеди и утки.

По зеркалу озера проходит государственная граница между Литвой и Россией (Калининградской областью). Из общей площади озера в 17,83 км² России принадлежит 12,39 км², а 5,44 км² принадлежит Литве. Литовская часть увеличилась с 0,4 км² после ратификации Российско-Литовского договора о границе в 2003 году. Также предполагается аренда Литвой у России 525 га озера. Однако на данный момент (спустя 13 лет) договор об аренде не заключён.

К западному (российскому) берегу озера примыкает Роминтенская пуща.

Виштынецкое озеро хорошее место для отдыха и рыбалки. На его берегах находятся песчаные пляжи, туристические базы и лагеря отдыха. На литовском берегу на северном побережье расположен посёлок Виштитис, на восточном побережье — посёлок Чижижки.

Многолетние наблюдения показывают, что на Виштынецком озере происходит постепенное зарастание водорослями западной, мелководной части водоёма. Отрицательное влияние на экологию оказывала размещавшаяся в северном заливе бухты в 60-е — начале 70-х гг. утиная ферма.

С 1975 года озеро является памятником природы. Сейчас Виштынецкое озеро — центр комплексного государственного природного заказника, площадью 335 км². Заказник был организован с целью сохранения биоразнообразия наземных позвоночных (чёрный аист, скопа, большой и малый подорлики, коростель, клинтух, белоспинный дятел, камышовая жаба, уникальная популяция благородного оленя и т. д.) и проведение научно-исследовательских работ (комплексные эколого-фаунистические исследования наземных позвоночных, зоологический мониторинг, изучение популяции благородного оленя).

Верхний пруд

Рисунок 3 – Верхний пруд

Верхний пруд — водоём в Калининграде. Берега Верхнего пруда являются зелёной рекреационной зоной.

Верхний пруд имеет неправильную продолговатую форму. В северной части пруд имеет два залива. Длина пруда — примерно 900 метров (без учёта заливов), ширина — 100—390 метров, площадь — 41,1 га. Верхний пруд лежит на 22 метра выше реки Преголи.

В Верхний пруд впадает два ручья. Голубой ручей впадает в пруд в районе парка Юность. Второй ручей — ручей Молодежный впадает в пруд в районе улицы Толстого.

С Верхним прудом связаны сохранившиеся до сих пор в районе улицы Литовский вал городские рвы с водой.

На берегах озера и в непосредственной близости от него расположены оборонительные башни Дона (в которой расположен Музей янтаря) и Врангель, парк Юность и район вилл Марауненхоф.

12-километровый канал Виррграбен снабжал столицу Пруссии питьевой водой. В советское время Голубой ручей был сильно загрязнён, это сказалось на экологии пруда. Его дно заилилось, вода перестала соответствовать санитарным нормам. Пруд перестал быть местом отдыха горожан. В конце 90-х годов началась очистка Верхнего пруда и застройка его берега коттеджами.

В пруду обитали окунь, плотва, карп, линь, щука, угорь. Из-за ухудшения экологической обстановки рыб в пруду стало меньше.

На фауну оказывает отрицательное влияние слияние с ручьем из воинской части и несанкционированные стоки отходов. В Калининграде выявлено 17 несанкционированных стоков отходов в ручей Молодёжный.

В ручье на всём его протяжении водится неприхотливая колюшка. Выше места слияния с воинским ручьём водится вьюн. Танковой ров — излюбленное место рыбалки. В нём водится краснопёрка, карась, щука. После возникновения товарищества «Искра» вода активно расходуется на полив и ручей летом мелеет.

Нижний пруд

Нижний пруд

Рисунок 4 – Нижний пруд

Нижний пруд — водоём в Калининграде. Берега Нижнего пруда являются зелёной рекреационной зоной. Пруд расположен на территории Ленинградского района города.

Пруд имеет сильно вытянутую продолговатую форму. Длина пруда составляет 1200 метров, ширина — 55-90 метров, площадь — 9-10 га. Нижний пруд питается водой, перетекающей из Верхнего пруда по каскаду. Из нижнего пруда вытекает ручей-приток Преголи, который по-немецки сначала назывался Лёбе-бах, позднее — Катце-бах (Кошачий ручей). С 1903 года Кошачий ручей был заключён в трубу.

На берегах и в непосредственной близости от пруда расположены Калининградский областной историко-художественный музей, Дом творчества (бывший Дом пионеров), калининградский телецентр, памятник Александру Маринеско.

План реконструкции центра Калининграда предусматривает строительство Музыкального театра на берегу Нижнего пруда.

Экономика и промышленность Калининградской области

Экономика области основывается на добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах. Главные отрасли в регионе:

  • мебельная;
  • электротехническая;
  • деревообрабатывающая;
  • пищевая.

На территории области ежегодно добывается несколько сотен тонн янтаря, который идет на экспорт и используется в российском ювелирном производстве. Также имеется небольшое нефтяное месторождение, добывающая платформа которого находится в балтийском море не далеко от Куршской косы.

Традиционно в регионе активно развивается промышленное рыболовство. Яндекс карты Калининградской области помогут найти рыбные порты, которые находятся в городах Светлый и Пионерский, а также другие промышленные зоны на территории региона.

В Калининградской области насчитывается 339 основных водотоков общей протяженностью 5180,8 км, 945 осушительных межхозяйственных проводящих каналов общей протяженностью 3384 км, 150 озер и прудов площадью 61,0 км2 и 315 болот площадью 838 км2.

К территории Калининградской области примыкают морские воды Балтийского моря. Площадь подконтрольной акватории 9,6 тыс. км2, из них:

  • внутренние морские воды – 1,8 тыс. км2;
  • территориальные воды РФ – 2,8 тыс. км2;
  • экономическая зона РФ – 5,0 тыс. км2.

Среднегодовые ресурсы поверхностных водных объектов Калининградской области оцениваются в 23,0 км3, из них:

  • формирующиеся на территории области – 2,7 км3;
  • поступающие из сопредельных территорий (Литва, Польша) – 20,3 км3.

Речной сток водотоков области в средний по водности год составляет 22,5 км3, в том числе:

  • р. Неман – 19,7 км3;
  • р. Преголя – 2,6 км3;
  • другие реки бассейнов Куршского, Калининградского (Вислинского) заливов и Балтийского моря – 0,2 км3.

Река Неман

Длина реки в пределах Калининградской области составляет 107 км из общей длины реки 937 км. Площадь водосбора с территории области составляет около 4,2 тыс. км2, что немногим более 4 % из общей площади 98,2 тыс. км2. В устьевой части реки Неман речной сток в средний по водности год составляет 19,7 км3, из них формирующийся на территории области около 0,6 км3. Средние скорости течения реки в межень 0,6 м/с, в половодье 0,9–1,2 м/с. Среднегодовой расход воды в реке составляет 72,0 м3/с.

Рисунок 2: река Неман

Река Преголя

Общая протяженность реки – 123,0 км. Река берет начало от слияния рек Анграпа и Инструч в черте г. Черняховска и впадает в Калининградский залив. Площадь водосбора с территории области составляет 6,8 тыс. к м² , это 48 % от общей площади 14,3 тыс. к м² . Норма годового стока составляет 59,7 м³ /с. Преобладающая глубина р. Преголя – 2 м, к устью увеличивается до 7 – 8 м. Скорость течения реки Преголя до рукава Дейма 0,4 – 0,5 м/с, после ответвления рукава скорость уменьшается до 0,1 м/с.

Река Шешупе

Является трансграничным водотоком, берёт своё начало в республике Польша, с 114 км по 63 км протекает по границе с Литовской республикой и впадает на территории Калининградской области в реку Неман на 85 км от ее устья. Общая протяжённость водотока 308 км в том числе, 114 км в пределах Калининградской области. Русло реки извилистое, умеренно разветвленное, От 114 км до устья в русле имеется около 40 островов длиной 10-70 м шириной 5-20 м. Плесы и перекаты в реке чередуются через 150-300 м. Скорость течения на плесах не превышает 0,2 м/с, на перекатах – 0,3-0,5 м/с.

Река Лава

Берет начало в районе Мазурских озер на территории Польши и впадает в р. Преголя на территории Калининградской области. Длина р. Лава 289 км (на территории России 65 км). Площадь водосбора реки составляет 7130 к м² (на территории России – 1,37 тыс. к м²).

Озеро Виштынецкое

Самый крупный пресноводный водоем Калининградской области, объем которого составляет около 0,368 км3. Площадь зеркала озера 18,3 км2, длина озера 8,5 км, ширина максимальная 4,4 км, длина береговой линии 25 км, глубина максимальная 54 м. В озеро впадает 12 рек и ручьев, из водоема вытекает одна река — Писса. Воды озера маломинерализованные, гидрокарбонатно-кальциевые, второго типа, олиготрофные с некоторыми чертами мезотрофности.

Источник: tiowiliam.ru

Калининградская область: порт как основа развития

Это необходимо как для поддержания полноценного транспортного сообщения региона с основной территорией России, так и для обслуживания российских экспортно-импортных перевозок и транзитных грузопотоков других государств (прежде всего не имеющих выходов к морю).

Калининградский морской торговый порт

Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих государств — Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике — от 400 до 700 километров.

Объемы переработки грузов в порту Калининград возросли с 5,8 миллиона тонн в 2001 году до 14 миллионов тонн в 2013 году.

Порт Калининград связан контейнерными линиями с Санкт-Петербургом, портами Голландии, Англии, Германии, Бельгии, Финляндии, Дании и стран Балтии; паромными линиями — с Санкт-Петербургом, Усть-Лугой и Засницом (Германия). В Калининграде открыты офисы контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC, CMACGM, паромного оператора DFDSLISCO.

Существующая инфраструктура морского порта Калининград не позволяет заходить судам океанского класса. Ограничение глубин влияет и на перевалку грузов. В основном портовые мощности ориентированы на мелкопартионные контракты. В это же время соседние порты Гданьск и Клайпеда подготовили свою инфраструктуру, обеспечив заход океанских судов с контейнерными грузами с максимально разрешенной осадкой для плавания по Балтийскому морю.

С целью повышения конкурентоспособности порта Калининград, привлечения грузопотоков продолжается модернизация инфраструктуры объектов водной инфраструктуры.

ОАО «Калининградский морской торговый порт» за счет собственных средств реализован проект реконструкции контейнерного терминала: построены причалы, склад комплектации контейнеров, подъездные железнодорожные пути, приобретены специализированные контейнерные погрузчики, большегрузные портальные краны.

В 2004 — 2007 годах ФГУП «Росморпорт» совместно с ООО «Лукойл-Калининградморнефть» и ЗАО «Содружество — Соя» произведена модернизация Калининградского морского канала (КМК) и средств навигационной обстановки на условиях государственно-частного партнерства. На протяжении 23 км была увеличена глубина канала до 10,5 м, ширина — до 80 м и радиус поворота его фарватера в районе г. Балтийска. Это позволило принимать суда длиной до 205 м, грузоподъемностью — до 30 тысяч тонн.

В 2008 году на морском канале построено два терминала: ООО «Союз- ТТМ» (растительные масла) и ЗАО «Балтнафта» (нефтепродукты).

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» в целях обеспечения безопасности мореплавания за счет средств федерального бюджета в 2006-2009 годах проведена реконструкция входных молов Калининградского морского канала.

Обеспечено безвизовое перемещение пассажиров, автомобильного и железнодорожного транспорта между эксклавом и основной территорией России.

В соответствии с проектом строительства паромного комплекса в Балтийске в 2009 году завершены реконструкция систем управления движением судов для обеспечения безопасности мореплавания, а также строительство морского пункта пропуска через государственную границу России в 3-м и 4-м бассейнах г. Балтийска. С начала эксплуатации железнодорожного паромного комплекса в Балтийске — с 2007 года на терминале было обработано свыше 5 млн. тонн грузов.

В настоящее время ООО «Балтийская стивидорная компания» за счет собственных средств реализуется проект развития контейнерного терминала в г. Балтийске, планируемой годовой мощностью — 400 тысяч контейнеров в год.

В конце 2013 года реализован проект строительства второй очереди портового производственного комплекса «Содружество Соя». Общая пропускная способность комплекса составляет 5 млн. тонн насыпных и наливных грузов.

В непосредственной близости от Калининградского морского канала ООО «БалтТехПром» реализует крупный проект по строительству заводов по производству битума и пластмасс. В целях снабжения производства сырьем и вывоза готовой продукции компания планирует строительство морского контейнерного терминала с возможностью оказания стивидорных услуг сторонним организациям. Проект находится в стадии разработки.

  • увеличить пропускную способность Калининградского морского канала;
  • увеличить производственную мощность порта до 40 млн тонн в год;
  • привлечь в порт Калининград паромные, накатные грузы и пассажиров;
  • обеспечить надежную независимую морскую связь Калининградской области с основной территорией России;
  • обеспечить безопасность захода судов в порт за счет реализации проектов по модернизации систем управления движением судов и реконструкции входных молов Калининградского морского канала.

Главная особенность ВВП Калининградской области, являющихся частью общей сети речных транспортных магистралей стран южной Балтики, заключается в отсутствии их прямого выхода на основную территорию России при наличии географически ничем не ограниченного выхода на судоходные реки Литвы, Польши и далее всей Европы.

При этом, основной водный путь области «Калининградский залив — Калининград — реки Преголя, Дейма — Куршский залив» входит в состав европейского маршрута Е-70, а река Неман — в Е-41 (Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19.01.1996 г.).

Сеть внутренних водных путей, проходящих по территории Калининградской области, хорошо развита, имеет плотность почти в десять раз выше, чем в среднем по России. Практически все крупные населенные пункты области находятся на водных путях — Калининград, Гвардейск, Черняховск, Советск, Полесск, Светлый, Балтийск.

Правительством РФ приняты меры по открытию внутренних водных путей Калининградской области для развития международного судоходства:

В 2007 году подписано Соглашение между Правительством России и Литовской Республики о судоходстве в Куршском заливе и по внутренним водным путям Калининградской области Российской Федерации и Литовской Республики.

В 2011 году внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, которые позволяют осуществлять плавание по внутренним водным путям Российской Федерации спортивным и прогулочным судам под иностранным флагом, с общей вместимостью до 18 человек.

В целях обеспечения устойчивого транспортного сообщения по внутренним водным путям Калининградской области и беспрепятственного прохода судов из российской части акватории Куршского залива в реку Неман и обратно, минуя территориальные воды Литовской Республики в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» реализован проект «Расширение судоходной трассы на р. Скирвит и Камышовой отмели в Куршском заливе».

По инициативе Правительства Калининградской области мероприятие по проведению капитальных дноуглубительных работ на внутренних водных путях Калининградской области с доведением до гарантированных глубин — 1,6 м (I этап) включено в Федеральную целевую программу развития Калининградской области.

Необходимость интенсивного использования водного транспорта в области при общей перегруженности автомобильных дорог очень высока. Заманчиво звучит и перспектива использования водного туристического транспорта в программах развития особой экономической зоны туристско- рекреационного типа в Калининградской области с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений по открытию внутренних водных путей Российской Федерации, в том числе Калининградской области для развития международного судоходства.

В целях развития и обеспечения безопасности судоходства по ВВП Калининградской области требуется увеличить гарантированные габариты судовых ходов на реках Преголя, Дейма, Матросовка, Неман и Полесском и Приморском каналах до глубины 160 см, для чего провести дноуглубительные работы.

Морское круизное сообщение

Калининградская область, расположена на пути основных международных морских туристических маршрутов. Основным препятствием для развития круизного сектора туристического рынка является отсутствие или неразвитость соответствующей портовой инфраструктуры.

По результатам предпроектной работы над обоснование инвестиций в проект «Строительство глубоководного порта в городе Балтийск» сделан вывод о целесообразности строительства в два этапа:

Первый этап — строительство международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в г. Пионерский. Строительство причалов для приема круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год.

Второй этап — строительство глубоководного грузового порта в составе: контейнерного терминала, терминала наливных грузов, терминала накатных грузов, терминала генеральных грузов.

3 июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание по вопросу строительства глубоководного порта. На нём ФГУП «Росморпорт» поручено приступить к проектированию терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском в 2014 году.

По мнению Губернатора Калининградской области Николая Цуканова, строительство глубоководного портового комплекса на незамерзающей Балтике, имеет стратегическое значение, как для Калининградской области, так и для всей России. Строительство грузовых и пассажирских терминалов обеспечит его инвестиционную окупаемость и возможность участия в проекте основных стивидорных компаний порта Калининград.

Судостроение и судоремонт

Отрасль судостроения и судоремонта в Калининградской области представлена более чем 10 организациями и вносит значительный вклад в развитие экономики региона.

ОАО «ПСЗ «Янтарь» располагает полным комплексом оборудования для очистки, нанесения гальванопокрытий, порезки и гибки стали; проектным подразделением, осуществляющим разработку высококачественной проектной и рабоче-конструкторской документации. Производственные мощности завода позволяют выполнять заказы по строительству военных кораблей, гражданских и научных судов с необходимым качеством и в установленные сроки.

В целях повышения конкурентоспособности судостроительного производства предприятие с 2011 года реализует проект модернизации производства (разработан ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», г. Санкт-Петербург при участии немецкой компании «IMG», г. Росток, Германия), по завершении которого прогнозируется сокращение сроков строительства судов в 2 раза. В целях государственной поддержки предприятие включено в Федеральную целевую программу «Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы».

В настоящее время в ОАО «ПСЗ «Янтарь» осуществляется подготовка производства для строительства гражданских судов рыбодобывающего флота.

Проблемы региона

Особое от остальных субъектов Российской Федерации геополитическое положение Калининградской области, окруженной территориями иностранных государств (Польши и Литвы), изначально ставит калининградских предпринимателей в неравное положение с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на остальной территории России и стран, входящих в Таможенный союз.

Негативное влияние на развитие промышленности региона, в том числе водного транспорта, оказывают такие внешние и внутренние факторы, как нестабильность действующего законодательства, определяющего условия ведения хозяйственной деятельности в нашей области; длительность и затратность таможенных процедур при ввозе/вывозе грузов в/из и через регион; более высокие, чем в других регионах России тарифы на услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Для развития портов, как основы процветания области необходимо сделать многое. По мнению Министерства развития инфраструктуры начать нужно с гармонизации транспортного права, погранично-таможенных процедур всех заинтересованных сторон в контексте действия норм ВТО, ТС с целью выравнивания условий для ведения транспортного бизнеса в Калининградской области. Здесь на первый план выходит упрощение и отказ от излишних таможенных, ветеринарных и фитосанитарных процедур, повышение уровня операционного взаимодействия контрольных органов как на национальном уровне, так и на международном. Особенная область готова взять на себя многие вопросы на местах, а вот законодательство стоит править выше.

Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-секретаря Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Ирину Телегину.

Источник: www.korabel.ru

Калининградская область

Калининградская область — самый западный регион России. Отделён от остальной России территорией других государств, но соединён морем и является, таким образом, полуэксклавом.

Максимальная протяжённость области с запада на восток — 205 км, с севера на юг — 108 км.

Протяжённость границ области, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные — примерно поровну на границу с Польшей и Литвой и 140-километровая морская граница по побережью Балтийского моря.

Является полуэксклавом России, так как не имеет с её основной территорией общей сухопутной границы, но соединена с ней морем (но не являлась эксклавом включавшего Россию союзного государства — СССР). Входит в состав Северо-Западного федерального округа и образует Калининградский экономический район. В пределах области находится крайняя западная точка России.

Область богата реками. Хорошо развитая речная сеть отличается большой густотой, превышающей среднеевропейскую в 10 раз. Густота речной сети составляет около 1 км на 1 км2. площади, возрастая в низовьях реки Неман и реки Преголя до 1,5 км на 1 км2.

Всего по территории области протекает 148 рек длиной более десяти километров, однако больше всего в области совсем коротких рек и ручьёв (длиной менее 10 км). На них приходится 70 % общей протяжённости длины калининградских рек. 339 рек, насчитывающихся в Калининградской области, имеют общую протяжённость 5,2 тыс. км, общее количество водотоков (включая ручьи) вместе с мелиоративными каналами достигает 4,6 тыс., а их общая длина превышает 12,7 тыс. км.

Основные лесообразующие породы — ель, сосна, дуб, клен, береза. Ель наиболее широко распространена в лесных массивах восточных районов области. Сосновые леса занимают в области примерно 17% лесопокрытой площади, наиболее значительны они в Краснознаменском, Нестеровском, Зеленоградском районах, на Куршской и Балтийской косах.

Отдельными небольшими массивами в области встречаются дубравы, где растет дуб европейский. В Полесском, Зеленоградском, Правдинском, Гвардейском районах встречаются ясеневые леса и липняки. Незначительные участки буковых лесов — в Зеленоградском и Правдинском районах.

До четверти площадей лесных массивов занимают березняки, кисличники и травянистые растения в Багратионовском, Правдинском районах области. Пониженные участки почвы с длительным избыточным увлажнением заняты ольховниками и черноольшанниками. Они широко представлены в Славском, Полесском, Гвардейском и Зеленоградском районах.

Около трети земельных угодий — это сенокосные и пастбищные луга. Набор трав на лугах включает в себя около 30 видов: полевица, орляк, овсянница, ежа сборная, мятник, клевер, люцерна, тимофеевка, мышиный горошек, чина луговая и другие. На лучших пойменных сенокосах урожайность достигает 40 ц/га. На территории области насчитывается несколько сотен болот общей площадью более 1000 км2, в основном в междуречьях и в долине реки Преголя. Они имеют важное водоохранное и водорегулирующее значение, являются местами обитания диких животных, многие из них богаты ягодами (морошкой, черникой, голубикой, клюквой, брусникой), грибами, лекарственными травами и растениями.

Животные на территории области представлены копытными, хищниками, грызунами, насекомоядными, рукокрылыми. Они распространены преимущественно в лесах, где условия обитания животных наименее изменены человеком.

К отряду копытных относится самый крупный из зверей области — лось, а также другие представители семейства оленей — благородный и пятнистый олени, косули и лань. Лоси и благородные олени исчисляются сотнями.

Больше всего в лесах области насчитывается косуль — несколько тысяч. Чрезвычайно редки лани, встречающиеся в Полесском районе (всего их в России несколько сот). Пятнистые олени завезены в область совсем недавно. Они выпущены на территории Новоселовского зверосовхоза, где их разводят для получения пантов — ценного лекарственного сырья. Встречаются во многих лесах области небольшие стада кабанов.

Из хищников водятся лисицы, куницы, хори, горностаи и ласки. Волки к 70-м годам были полностью уничтожены, но с 1976 года вновь появились и на них ведется круглогодичная охота. Среди грызунов, ведущих наземный образ жизни, чаще всего встречаются крысы и мыши; ведущих полуводный образ жизни — бобр, нутрия, ондатра; ведущих древесный образ жизни — белки.

Насекомоядные представлены кротами, ежами и несколькими видами землероек, рукокрылые — летучими мышами. Птицы, населяющие леса и поля, озера и болота, города и поселки области, многочисленны и разнообразны. Среди них встречаются как виды, постоянно живущие на территории области, так и перелетные, а также совершающие большие и малые кочевки.

Через Куршскую косу проходит путь осенних и весенних перелетов многих миллионов северных птиц. На косе в пос. Рыбачий расположена Биологическая станция Зоологического института Академии наук России, специалисты которой изучают перелет птиц.

Больше всего в лесах области насчитывается птиц из отряда воробьиных (зяблики, скворцы, синицы, ласточки, мухоловки, пеночки, ворянки, горихвостки, жаворонки, юрки, славки); из отряда вороновых (ворона, ворон, галка, сорока, грач). Помимо воробьиных в лесу обитают дятлы, клесты, различные голуби, такие крупные птицы, как рябчик и тетерев. Имеются и хищные птицы — ястреб, лунь, совы, сычи, филины.

В полях и на лугах живут куропатки, полевой лунь, аисты, в болотах водятся кулики, журавли, цапли. Водоемы заселены разными видами уток, гусями, чайками. Украшением многих водоемов является лебедь-шипун.

Рыбы во внутренних водоемах представлены пресноводными видами (58 видов, в Куршском — 42, в Калининградском — до 40 видов). Из морских рыб водится салака, килька, треска, камбала, балтийский лосось. Полупроходные виды (поднимающиеся для размножения в низовьях рек) — корюшка и сельдь, проходные (идущие на нерест вверх по рекам) — сиг, рыбец, балтийский осетр, лосось, угорь. Широкое распространены лещ, судак, плотва, снеток, карась, ерш, окунь, щука. В реках обитают не только такие типичные для равнинных рек рыбы, как налим, сом, голавль, язь, но и характерные для предгорий форель и хариус.

Источник: naturerussia.travel

Кое-что из истории Кёнигсберга, или как делили Восточную Пруссию

Современный Калининград, самый западный форпост нашей страны сегодня мало чем напоминает бывший имперский германский Кёнигсберг. А ведь в былые времена столица Восточной Пруссии блистала, именно отсюда пошло объединение всех немецких земель в единую Германию, была создана колыбель германской государственности, цитадель рыцарства и прусского милитаризма, это здесь были выношены планы Первой и Второй мировых войн.

Из истории известно, что главный город Восточной Пруссии Кёнигсберг был основан в 1255 году немцами-крестоносцами тевтонского ордена как опорный пункт при завоевании ими земли древних пруссов – группы балтийских племен, издревле населявших южное побережье Балтийского моря. С 1312 года в Кёнигсберге обосновался «великий маршал» Тевтонского ордена, город активно заселялся выходцами из различных областей Германии и вскоре вошел в состав Ганзейского союза.

В 1618 г. Бранденбург объединился с герцогством Пруссия, а в 1701 г. Бранденбургско-Прусское государство стало королевством Пруссии (столица Берлин). История возникновения и развития Прусского государства постоянно была связана с захватами чужих земель. Господство военщины в Пруссии всегда было её характерной чертой.

Бранденбургские ворота в Кенигсберге

Бранденбургские ворота в Кенигсберге

Вот как описал свои впечатления от Пруссии Маршал Баграмян И.Х.: «…Утром 9 февраля 1945 года мы пересекли границу Восточной Пруссии. Уже через несколько десятков километров у нас создалось впечатление, будто мы попали в обширное военное поселение. Все деревни и хутора выглядели как маленькие опорные пункты с мощными стенами из дикого камня и красного кирпича, поместья же прусских юнкеров были настоящими крепостями. Так обстраивались обычно конкистадоры-разбойники, захватившие чужую землю» (Баграмян И.X. Так шли мы к победе. — М.: Воениздат, 1977).

И только России время от времени удавалось укрощать строптивых и агрессивных прусаков, так в период 1756-1763 годов Россия и Пруссия, государства, не имеющие общих границ, стали участниками длительной и жестокой войны, известной как Семилетняя, боевые действия между ними длились четыре с половиной года.

Война для Пруссии шла крайне неудачно и в итоге, в январе 1758 года русскими войсками был взят Кёнигсберг.

Интересно отметить, предвидя неминуемый захват провинции русскими войсками, практичные немцы из числа представителей местной власти решили, что лучше не подвергать опасности жизни населения, города и деревни разрушениям, а отдаться «под другую корону».

Таким образом, Кёнигсберг добровольно перешел под покровительство России, а вся Восточная Пруссия была занята русскими войсками и в ней под начальством русского генерал-губернатора была введена русская администрация.

В начале мая Фермор объявил всем воинским начальникам, «что в облегчение моих трудов по генерал-губернаторству королевства Прусского определен генерал-поручик Корф с жалованием по 500 рублей на месяц с доходов Пруссии».

После Корфа руководство провинцией осуществляли еще три губернатора: В.И.Суворов (отец А.В.Суворова), П.И.Панин и Ф.М.Воейков. В то же время сохранялась и должность генерал-губернатора. Официально генерал-губернаторы руководствовались манифестом Елизаветы Петровны от 6 марта 1758 года, в котором указывалось: «…соизволяем мы и среди самой войны пещись сколько можно о благосостоянии невиновных худому своему жребию земель, потому торговлю их и коммерцию не пресекать, но защищать и вспомоществовать» (РГАДА, ф.25, оп.1, д.128, л.).

В декабре 1761 года внешнеполитический курс России был резко изменен в связи со смертью императрицы Елизаветы. Ее преемник Петр III, почитатель прусского короля, отказался от всех завоеваний на территории Пруссии и распорядился освободить ее население от присяги на верность российскому императору.

Вывод русских войск был закончен в августе 1762 года уже при правлении Екатерины II. Так завершилось почти пятилетнее российское правление в Восточной Пруссии.

После поражения Германии в Первой мировой войне велики были и потери Восточной Пруссии, так как провинция была единственной немецкой территорией, на которой происходили боевые действия.

По Версальскому мирному договору 1919 года, завершившему войну, Германия, наряду с другими обязательствами, признав полную независимость Польши, отказалась в ее пользу от части Верхней Силезии; вопрос об остальной ее части, так же как и о некоторых округах Восточной Пруссии (Мариенвердер и Алленштайн), должен был решиться проведением плебисцитов по вопросу их государственной принадлежности. Однако эти южные районы Восточной Пруссии так и не отошли к Польше.

Плебисцит был проведен в июле 1920 года, 84,3% населения проголосовали за вхождение в Восточную Пруссию. Эти территории составили восточнопрусский административный округ Мариенверден.

Кроме того, по Версальскому миру от территории Восточной Пруссии были отделены Мемельский район и город Мемель, которые передавались под управление Лиги наций (в 1924 году эти территории вошли в состав Литвы).

От Восточной Пруссии отделялась также область Зольдац; Германия отказалась от прав на г.Данциг с округом, который объявлялся вольным городом под защитой Лиги наций.

В целом Восточная Пруссия потеряла около 315 тысяч гектаров площади и 166 тысяч своих прежних граждан. Провинция оказалась отрезанной от остальной части Германии (так называемым Польским (Данцигским) коридором) и столкнулась с большими экономическими трудностями. Оборвалось транзитное русское транспортное и товарное сообщение – важнейший источник доходов.

До первой мировой войны Кёнигсберг обслуживал громадные российские районы, через него шли русские товары из двадцати двух губерний. Зерно и семена поступали в Кёнигсберг железнодорожным путем через пограничные станции Вержблово и Граево. Часть зерна в Кёнигсберге перегружалась на пароходы и морем направлялась в другие страны или в глубь Германии, часть использовалась в провинции. Вся эта четко налаженная система перевозок оказалась разрушенной.

Кафедральный собор в Кёнигсберге, довоенная аэрофотосъёмка / Königsberger Dom

Кафедральный собор в Кёнигсберге, довоенная аэрофотосъёмка / Königsberger Dom

Окончательно судьба Восточной Пруссии и ее столицы Кенигсберга решилась во время Второй мировой войны, а если быть точнее то в самый ее разгар в 1943 году.

На четвертом заседании Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 года) президент Рузвельт предложил обсудить вопрос о расчленении Германии. Он заявил, что с целью «стимулировать» дискуссию по этому вопросу он хотел бы изложить составленный им «лично два месяца тому назад план расчленения Германии на пять государств». Так, по его мнению, «Пруссия должна быть возможно ослаблена и уменьшена в своих размерах. Пруссия должна составлять первую самостоятельную часть Германии…» (Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., т.2, Тегеранская конференция, М., 1984, с.148-149.).

Английский премьер-министр Черчилль выдвинул свой план расчленения Германии. Он предложил, прежде всего, «изолировать» Пруссию от остальной Германии. «Я держал бы Пруссию в жестких условиях», — заявил он (Там же, с.149.).

Сталин в этой связи сказал, что «русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны были бы незамерзающие порты Кёнигсберг и Мемель и соответствующая часть территории Восточной Пруссии. Тем более, что исторически – это исконно славянские земли.

Это обоснование Сталина неверно, т.к. пруссы никогда не были славянскими племенами. Но эта точка зрения имела место в советской историографии, поскольку в одной из работ К.Маркса пруссы были названы славянскими племенами… Если англичане согласны на передачу нам указанной территории, то мы будем согласны с формулой, предложенной Черчиллем» (Там же, с.150.).

Это предложение о передаче СССР незамерзающих портов на Балтийском море находилось в соответствии с признанием западными державами права СССР иметь выход к незамерзающим морям. Во время беседы глав правительств во время завтрака 30 ноября Черчилль заявил, что «России необходимо иметь выход к незамерзающим портам» и «…англичане не имеют против этого никаких возражений» (Там же, с.126.). 4 февраля 1944 года в послании У.Черчиллю по вопросу о границах Польши Сталин вновь повторил свою мысль: «Что касается Вашего заявления полякам, что Польша могла бы значительно раздвинуть свои границы на западе и севере, то, как Вы знаете, мы с этим согласны с одной поправкой. Об этой поправке я говорил Вам и президенту в Тегеране.

Мы претендуем на то, чтобы северо-восточная часть Восточной Пруссии, включая Кёнигсберг, как незамерзающий порт, отошла к Советскому Союзу. Это единственный кусочек германской территории, на который мы претендуем. Без удовлетворения этой минимальной претензии Советского Союза уступка Советского Союза, выразившаяся в признании линии Керзона, теряет всякий смысл, как об этом я уже Вам говорил в Тегеране» (Переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., т.1, М., 1976, с.235.).

Позиция СССР по вопросу о Восточной Пруссии накануне Крымской конференции изложена в кратком резюме записки Комиссии по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства «Об обращении с Германией» от 12 января 1945 года:

«1. Изменение границ Германии. Предполагается, что Восточная Пруссия отойдет частью к СССР, частью к Польше, а Верхняя Силезия к Польше…

Более подробно вопрос о Восточной Пруссии был рассмотрен на Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей трех союзных держав 17 июля – 2 августа 1945 года, проходившей уже после окончания боевых действий в Европе.

На пятом заседании министров иностранных дел 22 июля советская делегация передала делегациям США и Англии предложения относительно Кёнигсбергской области: «Конференция выразила согласие с предложением Советского Союза о том, чтобы впредь до окончательного урегулирования территориальных вопросов на мирном конгрессе, прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцигской бухты, обозначенного на прилагаемой карте к востоку – севернее Браунсберга – Гольдапа к стыку границ Литовской ССР, Польской Республики и бывшей Восточной Пруссии» (Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании 17 июля – 2 августа 1945 г., М., 1980, с.351.).

23 июля на седьмом заседании глав правительство был рассмотрен вопрос о передаче Советскому Союзу района Кёнигсберга в Восточной Пруссии. Сталин при этом заявил, что «президент Рузвельт и г-н Черчилль еще на Тегеранской конференции дали свое согласие на этот счет, и этот вопрос был согласован между нами. Мы хотели бы, чтобы эта договоренность была подтверждена на данной конференции» (Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании 17 июля – 2 августа 1945 г., М., 1980, с.161-162.).

В ходе обмена мнениями делегации США и Англии подтвердили свое согласие, данное в Тегеране, на передачу Советскому Союзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района.

В Протоколе Берлинской конференции трех великих держав от 1 августа 1945 года в разделе V и в Сообщении о Берлинской конференции трех держав от 2 августа 1945 года в разделе VI «Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район» было сказано: «Конференция рассмотрела предложение Советского правительства о том, чтобы впредь до окончания решения территориальных вопросов при мирном урегулировании прилегающая к Балтийскому морю часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцигской бухты к востоку – севернее Браунсберга-Гольдапа к стыку границ Литвы, Польской Республики и Восточной Пруссии.

Конференция согласилась в принципе с предложением Советского правительства о передаче Советскому Союзу города Кёнигсберга и прилегающего к нему района, как описано выше. Однако точная граница подлежит исследованию экспертов.

Политическая карта Восточной Пруссии, до и после раздела территории

Политическая карта Восточной Пруссии, до и после раздела территории

Если сравнивать с современными границам, то Пруссию разделили следующим образом: 2/3 всей территории отдали Польше; город Кенигсберг и Земландский полуостров — России; Мемельскую область — Литве (современная Клайпеда — это немецкий Мемель).

В советской зоне оккупации на территории Восточной Пруссии немецкое население продолжало находиться до 1948 года.

7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кенигсбергской области в составе СССР».

А через четыре месяца, 4 июля, также указом Президиума Верховного Совета СССР городу было дано новое имя — Калининград. Область стала называться Калининградской.

По воспоминаниям очевидцев положение немцев, не успевших или не захотевших бежать, было очень тяжелым. Большинство из них лишились прежнего жилья.

Когда возникала необходимость разместить советских переселенцев, немецкие семьи выселяли, не принимая никаких возражений. Всего в Германию было отправлено 48 эшелонов, в которых находилось более 102 тысяч депортированных немцев. (Костяшов Ю.В. Выселение немцев из Калининградской области в послевоенные годы — Вопросы истории, №. 6, 1994).

Организация депортации советскими властями была организована и проведена на довольно высоком уровне, о чем свидетельствует относительно небольшое количество жертв. Например, в октябре-ноябре 1947 года, по данным советского МВД, в пути 26 переселенцев умерли от истощения и один — от разрыва сердца.

Аналогичные депортации в остальной Европе сопровождались многотысячными жертвами. Поляки, венгры, чехи не щадили немцев, которых выселяли из Силезии, Трансильвании, Судет.

Массовое переселение советских граждан в Калининградскую область началось в 1946 году, в основном это были переселенцы из Белоруссии, Псковской, Калининской, Ярославской и Московской областей. Новые переселенцы приезжали сюда по партийным и комсомольским путевкам, а также в результате вербовки, проводившейся калининградскими промышленными предприятиями, нуждавшимися в рабочей силе, и колхозами и совхозами, которые начали создаваться на бывших немецких землях по указанию новых властей.

Пребывая в Прибалтике в течение 700 лет немцы за это время полностью ассимилировали местное прусское население, однако после Второй мировой войны волна немецкой экспансии отхлынула восвояси, ассимиляция по-советски произошла гораздо быстрее, всего за два с небольшим года.


Текст приведён без изменений и сокращений; сохранены авторские орфография, стилистика и пунктуация.

Источник: baltmore.ru

Рейтинг
Загрузка ...