Караимы в литве кто такие

А вы знаете , что в Литве до сих пор живут потомки личной охраны самого князя Витаутаса? Не знали?
Если вы будете в славном городе Тракай- обязательно прогуляйтесь по улочке Караиму ( Karaimu gatve). На этой улице в далекие далекие времена селились караимы. Во время прогулки вы обязательно обратите внимание на караимские дома, у которых всегда три окна : одно для Бога, второе для князя Витаутаса и третье для самого караима. J Так кто же они?
Караимы (караиты) в переводе с древнееврейского «чтящие», «почитающие»или же « Читающие»— первоначально была секта в иудаизме, созданная во второй половине VIII века н.э. Ананом Ганаси бен-Давидом в Багдаде. Постепенно караимизм находит распространение в еврейской среде. Особенностью его приверженцев является отрицание Талмуда при почитании Ветхого Завета. С XIV века письменные источники уже фиксируют караимов в Крыму.
Этимология слова караим связано гебраическим корнем КАРА ( ивр.-читать), связанного со Священным Писанием. Образованная от него форма причастия «карай» ( читающий) во множественном числе имеет форму «КАРАИМ» ( читающие»

Караимы Литвы. Рассказ Галины Кобецкайте.


В мире около 22000 караимов, основная страна их проживания — Израиль

Караимы в Израиле

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с 9 века. В современном Израиле, к араимы рассматриваются, как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Согласно израильскому «Закону о Возвращении» лица караимского происхождения (включая внуков караимов), имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства на равне с евреями. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а так же Ирака и Турции, после 90-х годов 20 века.
Караимская община официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодежь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма.

Караимы в Польше

В современной Польше проживает около 100 человек караимского и смешанного происхождения. Это караимы или потомки караимов из Литвы и Западной Украины, репатриировавшихся в Польшу из СССР после Второй Мировой войны, в качестве бывших польских граждан. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В последние годы значительно вырос интерес молодежи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.

Караимы во Франции

караимы литвы

Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 30-х годов, их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в Париже, Ницце и Марселе. После войны, караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, и стали иммигрировать в США, Канаду и Великобританию.

Караимы Литвы — небольшой народ из Крыма с богатой историей: всего 200 человек, но какие!

В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном это пожилые люди, проживающие в Париже. Организованных общин и караимских организаций нет. Верующие караимы Франции в основном придерживаются православия или католицизма. Караимы старшего поколения, поддерживают активные связи с караимами в Украине и России.

И, наконец, самое интересное – Караимы в Литве.
В 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века перевёз в Литву около четырёхсот караимских семей и расселил их вокруг своего замка. Караимы составили личную охрану князя Витаутаса, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Переселение караимов в Литву продолжалось вплоть до XV-XVI вв.
Хотелось бы добавить , что все князья литовские, начиная с Витаутаса, очень хорошо относились к караимам. Великолепные воины, прекрасные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Не зависящие ни от кого, кроме своего правителя, неподкупные караимы оказались самыми надежными стражниками и составили всегда личную гвардию князя Витаутаса.
По роду занятий они образовывали две группы — гражданские и военные. Военным было доверено охранять мосты и замки.
Гражданские занимались мелким ремеслом, торговали, были переводчиками, писцами, земледельцами. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве литовском пользовались всеми выгодами Магдебургского права.

О сновным местом их поселения в Литве стал Тракай, резиденция князя Витатуаса Великого. Позже караимы стали селиться в Паневежисе, Вильнюсе и других городах Литвы, где они обживались и строили кенассы.
Кенасса- это молитвенный дом караимов, называемый обычно караимской синагогой, сами караимы называют «кенаса» («кенеса», «кенасса»). По планировке и обстановке кенасы близки к синагогам иудеев-раввинистов.
Все караимские кенассы имеют ориентацию с севера на юг.
С середины19 века в Тракай начало действовать Духовное управление караимов.
В Вильне в 1913-14 годы стал выходить журнал на русском языке «Караимское слова», в межвоенные (1924-39) годы — журнал на польском языке «Mysl Karaimska» («Караимская мысль».
В 1988 году было создано Общество культуры караимов Литвы. В 1989 году вТракай состоялся первый Международный съезд караимов Караимская религиозная община законом «О религиозных общинах и сообществах» причислена к девяти традиционно существующим в Литве религиозным общинам, составляющим часть исторического, духовного и социального наследия. Караимской общине предоставлены права юридического лица и возвращена кенасса в Вильнюсе.
А в 1997 прошли торжества 600-летнего юбилея поселения татар и караимов в Литве. Была выпущена сувенирная монета из серебра достоинством в 50 лит тиражом в 3000 экз
В 98-99 в Вильнюсе был издан караимский молитвенник в двух томах: тексты одного используются в ритуалах литургического года, второго — в домашнем обиходе.
В современной Литве проживает менее 250 караимов в трех городах : Вильнюс (ок. 150 чел.), Тракай (менее 50 чел.), Паневежис (менее 30 человек). Имеются действующие караимские храмы -кенассы в Вильнюсе и Тракае, функционируют караимские кладбища.
В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей. Иногда издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с паралельным текстом на литовском и караимском языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведет активную культурную и общественную работу.
Караимизм — одна из 5 официально признаных религий Литвы.

Язык караимов близок к крымскотатарскому и относится к тюркским языкам. Выделяются исторически сложившиеся диалекты: тракайский, галицко-луцкий и крымский, а также малоизвестный дрезденский. Функционирует в быту караимов Литвы и в литургии. Находясь в окружении языков иного строения (славянских и литовского) и лишённый контакта с родственными языками, сохранил архаичные черты, утраченные другими тюркскими языками, и относительную чистоту лексики (при незначительных заимствованияъ из литовского и польского). Ударение постоянное, обычно на последнем слоге. Письменность на основе латинского алфавита а также на основе кириллицы ( у крымских караимов) .

P/S Интересно! Знаменитая балерина Анна Павлова была караимкой.

Народы Литвы — Литовские татары

Историко-этнографический очерк.
На исторических землях Великого княжества Литовского в течение шести столетий проживает этническая группа восточного происхождения, традиционно называемая «татарами». Установить точное время первоначального поселения мусульман на землях ВкЛ не представляется возможным, хотя появление их на этой территории можно связывать с приграничными столкновениями Литвы с Золотой Ордой в первой половине XIII в. (1238–1239), когда Литва стремилась подчинить своему господству земли Смоленщины и Черниговщины. В ходе подобных столкновений татары, несомненно, попадали в плен, и их могли привозить в Литву в качестве пленников. Однако, не располагая конкретными историческими данными, трудно утверждать, что татары именно с этого времени начали селиться на землях ВкЛ.
Данная этническая группа, получившая в дальнейшем название литовских татар, т.е. тюрков-мусульман, осевших в ВкЛ, поступивших на службу, наделенных пожалованной землей, и в силу этого, как и другие местные служилые люди, обязанных ходить на войну по приказу великого князя, формируется с конца XIV–начала XV в.
Причины переселения татар на земли Великого княжества Литовского были чисто политическими – распад Золотой Орды, а также внутренняя борьба за власть, продолжавшаяся и после образования независимых ханств. Миграции способствовали и приграничные столкновения с татарами.
Переселившись на территорию Великого княжества Литовского еще в XIV–XV вв., татары в течение двух столетий смешивались с местным населением в языковом отношении, переживая вместе с ним все исторические перемены, интегрируясь в их культуру, но при этом отчасти сохраняя свою самобытность, а самое главное – религию (ислам), которая и позволяет говорить о литовских татарах как особом этноконфессиональном образовании.

Тюркские языки, на которых говорили поселившиеся в ВкЛ татары, довольно быстро начали выходить из употребления. Анонимный автор документа «Рисале — и татар — и Лех» уже в 1558 г. указывал на то, что некоторая часть его соплеменников «покинула свой родной язык и употребляет польский». О быстрой утрате языка литовскими татарами свидетельствуют и другие источники XVI в. Так, в рукописи Луцкевича содержится высказывание на белорусском языке, из которого видно, что оно относится к тому времени, когда процесс языковой ассимиляции татар еще не завершился, но среди татар уже были лица, не знающие своего родного языка и владеющие белорусским: «Кали па татарску не вмейе то па руску нехай абракаеца». Приведенный совет находится среди текстов наставлений о молитве и обращен к законоучителю мусульманской религии.. Основываясь на различных имеющихся сведениях, можно считать, что основная масса литовских татар уже в конце XVI в. не говорила на родном языке (одном из тюркских диалектов).

Галина Мишкинене,
доктор гуманитарных наук,
доцент Вильнюсского университета

Подробнее о татарах Литвы см. статью того же автора «Очерк истории и культуры литовских татар»
(журнал «Диаспоры», 2005, № 2, с. 40-62).

Литовский Иерусалим или «Иерушалаим де Лита».

Литовские евреи.

Продолжая рассказ о народах, населяющих Литву, мы хотим вам рассказать евреях или литваках, как их еще называли в Литве.
Литовский Иерусалим – так называли и поныне называют Вильнюс. Почему? Существуют различные легенды, повествующие о том, почему именно этот город заслужил это священное имя. Рассказывают, что Наполеон, увидев множество синагог, воскликнул: «Так это Иерусалим в Литве!»

Другая легенда связывает возникновение этого названия не XIX веком, а с XVII-м. Как будто руководители еврейского совета — Ваада четырех земель, не пожелавшие принять представителей Вильны в свой орган, получили послание, в котором были перечислены 333 виленских еврея, знавших Талмуд наизусть. И тогда один из мудрецов Ваада воскликнул:»ведь это настоящий Иерусалим нашего галута».

Все это легенды. Но, тем не менее, в них немало истины. Так или иначе имя Иерусалима надолго пристало к Вильнюсу. Выдающийся еврейский историк Шимон Дубнов писал, что Вильна является для него не только «литовским Иерусалимом», но и Иерусалимом всего еврейского рассеяния.

А известный ученый-филолог Макс Вайнрайх, оценивая роль виленского еврейства, сказал: «Это не преувеличение: судьба мирового еврейства зависит от того в какой мере евреи Иерусалима, Москвы, Буйнос-Айреса и самое главное, Нью-Йорка пропитаются духом «литовского Иерусалима».

Так где же корни этой истории? Не смотря на легенды, первое официальное упоминание о еврейской общине Вильнюса относится к 1568 году, когда евреям, проживающим в Вильнюсе, было приказано платить подушный налог. Следующее упоминание относится уже к февралю 1633 года, когда вильнюсским евреям был дарован ряд привилегий. В этом историческом документе перечисляются их права и привилегии, согласно которым они имели право заниматься торговлей и любыми ремеслами. Но места их проживания в городе ограничивались.

Вильнюс – город традиционного еврейства. Городская община издавна славилась своими духовными вождями. Уже в первой половине XVII века в Вильне имелось сорок известных раввинов, в то время как еврейское население города не превышало тогда 2 тыс. 500 человек.

Шаббатай Хакоген, Аарон Шмуэль Кайдоновер, Моше Ривкес уже задолго до Виленского Гаона принесли этому месту славу города мудрецов. Но деятельность Гаон Элияху Бен – Шломо Залмана (1720-1797) придал качественно новый статус: Вильна стала неоспоримой столицей еврейства.

И после смерти Гаона его имя осталось навечно сочлененным с Иерусалимом, символом еврейского Вильнюса. На его могиле, словно у Котеля (Стены Плача), евреи оставляют записки со своими самыми сокровенными желаниями.

Известный израильский историк профессор Бен Цион Динур однажды признался в совершенном некогда грехе: он взял с могилы несколько записок, чтобы прочесть их. В одной из них было написано:»Молюсь Вс-вышнему и прошу о том,. чтобы дал мне счастье выбирать для чтения хорошие книги».

«Из этой записки, — писал Динур, — пахнуло своеобразным духом Вильны, очарованием присущим только этому городу».

И после Гаона в Вильнюсе было немало мудрецов мирового масштаба. И среди них ученик Виленского Гаона основатель знаменитой воложинской ешивы «Хафец Хаим».

В первой половине 17 века еврейская община в Вильнюсе значительно увеличилась, сюда стали перебираться евреи из Праги, Франкфурта ,Польши, многие из которых были видными учеными.
В начале 17 века город стал одним из главных мест подготовки раввинов, центром изучения Торы и еврейской культуры в целом. В этом отношении литовские евреи занимали особое место в еврейском обществе. Литваки составляли небольшой процент от населения Литвы, но они сильно выделялись свои рациональным и интеллектуальным подходом к образованию и духовности.

Чтобы понять значимость данной культуры, достаточно сказать,что до катастрофы в Вильнюсе было около 110 синагог и клойзов (молитвенных домов) и не менее десяти ешив. Одну из ешив возглавлял Исраэль Салантер (Липкин) — основоположник движения «Мусар».

Высоким уровнем отличалось всегда издательское дело. Издательство семьи Ромм печатало не только молитвенные книги. Здесь был подготовлен и издан Талмуд такого уровня, что иметь это издание почитали за честь евреи в любом уголке мира.

В Вильнюс к его книжным сокровищам, прежде всего в библиотеку Страшуна, приезжали ученые из разных стран, движимые стремлением именно здесь, в Вильне, обновить идеи, обрести вдохновение для творчества. В этой библиотеке на длинных скамьях сидели рядом учитель Торы в широкой шляпе, углубившийся в толстый фолиант, и юноша без пейсов с энтузиазмом читавший последнюю книжную новинку.

Профессор Динур усматривает в этом ощущение еврейского братства.»Не было у еврейского народа другой такой общины, в которой бы это чувство было столь сильным как в Вильнюсе», — утверждал знаменитый ученый.

Впрочем, не только мудростью и ученостью славились обитатели «Литовского Иерусалима». Вильнюс претендовал и на звание столицы еврейского юмора, тем более что один из «королей» этого жанра Мотке Хабад никогда не покидал город.

А когда в XIX веке наступили новые времена, возникло Еврейское просвещение – Хаскала, в Вильне расцвела еврейская культура как на самом иврите, так и на идише. В городе возникла разветвленная система образования, начиная от детских садов и заканчивая гимназиями и учительскими семинариями на обоих языках.

На идише здесь была издана и классика мировой литературы. Был основан Еврейский научный институт, известнейшее учреждение еврейской науки. Дубнов увидел нечто символическое в том факте, что в 1925 г. был открыт Еврейский институт, и том же году в Иерусалиме основан Еврейский университет.

В Вильнюсе действовало большое количество еврейских обществ. Это были благотворительные, культурные, образовательные и политические организации. Вильну можно назвать и твердыней сионизма. Первые кружки палестинофилов «Ховевей Цион» были организованы именно здесь. В «литовском Иерусалиме» был заложен фундамент религиозной сионистской организации «Мизрахи», на долгое время ставшей одной из самых значительных сионистских партий.

Гитлеровская оккупация практически уничтожили еврейскую общину Вильнюса. Одно из самых страшных мест уничтожения евреев — это Паняряй . Здесь погибло около 70 тысяч евреев из Вильнюса и его окрестностей.
С 6 сентября 1941 года в Вильнюсе действовало два гетто – Большое и Малое.
Малое гетто находилось на территории средневекового еврейского гетто и включало в себя улицы Жиду, Гаоно, Стиклю. В нем проживало около 11 000 евреев. Гетто просуществовало менее двух месяцев. Все обитатели этого гетто были расстреляны .
В состав Большого гетто вошли улицы Страшуно, Ашменос, Месиню, Лигонинес, Шяулю, Диснос и Руднинку, а улицы Пилимо, Лидос, Вокечю, Арклю и Кармелиту стали границами гетто. Был создан еврейский совет , решавший вопросы жилья, санитарии, рабочей силы.
Несмотря на весь ужас, гетто продолжало бороться.
24 апреля 1942 года был основан театр гетто. Ставились спектакли, проводились литературные вечера, детские праздники. В гетто был симфонический оркестр, два хора. В гетто действовали больница, амбулатория, скорая помощь. Работали техникум, школа, детский сад, приют, библиотека.

В 1942 году в гетто была создана Объединенная партизанская организация, которая установила связь с советскими партизанами, действовавшими в Литве.
Большое гетто было ликвидировано 23 сентября 1943 года. Подавляющее большинство узников было вывезено в концентрационные лагеря на территории Эстонии и большая часть из них там была уничтожена.
После страшных времен войны еврейская жизнь в Вильнюсе начала возрождаться. Начинали действовать интернаты для детей-сирот, начальные и средние школы, детские сады. Был открыт Вильнюсский государственный еврейский музей. Проводились литературные вечера, концерты, действовали еврейские организации.
Но в 1948 году были запрещены все без исключения еврейские культурные институции. Многие из деятелей культуры были репрессированы, был закрыт еврейский музей (1949), в 1950 году были закрыты детские учреждения.

В конце 1940-х годов было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище на правом берегу реки Neris, существовавшее с 1473 года. На его месте позднее был построен Дворец спорта.
В 70-е годы гранитные плиты с еврейских надгробий были использованы в строительных работах. В частности, для лестниц центральной почты и горы Tauras, ограждений микрорайона Лаздинай. Часть могильных плит было передано похоронным бюро для переработки и вторичного использования.
В середине 60-х годов было уничтожено кладбище в районе Ужупис.

Сегодня в Вильнюсе живет не более 3 тысяч евреев. После восстановления независимости Литвы, установлен ряд интересных памятников и мемориальных досок, действует Еврейский музей имени Виленского Гаона, организовали ряд государственных и общественных организаций.

Старая еврейская Вильна, уничтоженная нацистами, живет в книгах, памятниках и воспоминаниях, а ее дух все же не был утерян. Стремятся сохранить и даже приумножить славу «литовского Иерусалима» — наши современники – евреи Вильнюса.

Использованная литература:
Аграновский Г., Гузенберг И. Литовский Иерусалим: Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе. — Вильнюс: Литуанус, 1992.
Атамукас С. Евреи в Литве. XIV–XX века. Вильнюс: АО «Литуанус», 1990.

ПОЛЯКИ ЛИТВЫ

Литва и Польша на протяжении многих веков были тесно связаны друг с другом, и в наше время эти народы все также сильно переплетены между собой толстой нитью истории:

В первой половине 19 века Вильнюс стал важнейшим центром польского романтизма. Наиболее выдающимся его представителем был Адам Мицкевич, которого иногда называют бардом средневековой Литвы. Адам Мицкевич во время учебы в Вильнюсском университете принял участие в организации антицаристского студенческого общества Филоматы.

Участие в нелегальной деятельности привело его к тюремному заключению и, позднее, к ссылке в Россию (жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге). После ссылки он, подобно другим польско-литовским политическим активистам, нашел убежище в Париже.

Эпические поэмы Мицкевича «Гражина» и «Конрад Валленрод» прославляли борьбу литовцев с Тевтонским орденом. История этой борьбы в романтическом изложении Мицкевича вдохновляла целые поколения поляков. В поэме «Пан Тадеуш» Адам Мицкевич провозглашает идею национального освобождения от царского гнета.

Несколько других видных авторов польского романтизма, в числе которых следует назвать Юлиуша Словацкого, Владислава Сырокомлю и Юзефа Игнатия Крашевского, учились и сформировались как писатели в Литве. В своих произведениях они широко использовали материалы, почерпнутые из литовской истории, мифологии и фольклора.

Один из безусловно наиболее известных «литовских поляков» в мире политики – Юзеф Пилсудский (1867–1935), видный государственный деятель Польши и глава государства в период, предшествовавший Второй мировой войне. В ранней молодости Юзеф Пилсудский принимал активное участие в движении за независимость, зародившемся перед Первой мировой войной. Во время этой войны он стал одним из основателей Польских легионов.

Юзеф Пилсудский намеривался восстановить Речь Посполитую – федеративное государство, в рамках которого Литва и Белоруссия были бы связаны с Польшей. Таким образом он надеялся разрешить сложные территориальные проблемы, омрачавшие литовско-польские отношения, и вопрос принадлежности Вильнюса – города, который он очень любил.

После смерти сердце Юзефа Пилсудского было захоронено на кладбище Расу в Вильнюсе. Там сооружен монумент, который во время официальных визитов в Литву посещают государственные деятели Польши, отдавая дань памяти Пилсудскому.

Идеи Юзефа Пилсудского разделял Михал Рёмер (1880–1945), видный эксперт в области юриспруденции и ректор Университета им. Витаутаса Великого в Каунасе. Михал Рёмермечтал и пытался воплотить в жизнь мечту о единой родине для литовцев, белорусов, поляков и литовских евреев – возрожденном Великом княжестве Литовском.

Станислав Нарутович (1862–1932), политический деятель из Жемайтии (западной части Литвы), был энергичным глашатаем этой идеи. Тем не менее Нарутович стал одним из сигнаторов – лиц, подписавших литовскую Декларацию независимости от 16 февраля 1918 года, и был единственным среди них поляком.

Его брат, Габриэль Нарутович, учившийся в Цюрихе, позже вернулся в Польшу, где занял пост министра иностранных дел и затем стал первым президентом независимой Польши.

В мире музыки литовские поляки могут по праву гордиться Станиславом Монюшко (1819–1872). Монюшко родился недалеко от Минска, но значительный период его биографии и музыкального творчества тесно связан с Вильнюсом. Он и Фредерик Шопен являются важнейшими представителями польского музыкального романтизма. Монюшко сочинил оперу «Галька» и был одним из основателей Польской оперы.

Скульптор Антони Вивульский (1877–1919) создал монумент в честь Грюнвальдской (Жальгирисской) битвы в Кракове и памятник «Три креста» в Вильнюсе. Вивульский также был известным архитектором.

Интересно прочитать: Рассказ Чеслав Милош и Томас Венцлова

Вильнюс как форма духовной жизни

Два поэта, литовец и поляк, выросли в одном и том же городе. Пожалуй, этого достаточно, чтобы они беседовали о своем городе — даже в печати. Правда, город, который я знал, входил в состав Польши и назывался Вильно, школа и университет пользовались польским языком…. Далее

Из книги ЛИТВА: сведения о стране, факты, цифры, полезная информация /сост. Арвидас Валёнис; пер. с англ. Бируте Синочкиной. Вильнюс : Artlora, 2005, с. 109-112.

Источник: lituanistica.ru

Караимы в литве кто такие

Тракайские караимы – кто они?.

Мужчины до сих пор привозят жен из Крыма и соблюдают все религиозные обычаи

В будние дни весенний Тракай немноголюден, но в субботу-воскресенье сюда наезжают туристы. Нагулявшись по знаменитому замку, продрогшие путешественники бегут в местные кофейни. Многие заведения на главной улице города содержат семьи караимов. Собственно, и улица называется Караимской, и большинство домов здесь по обычаю принадлежит этим людям с черными глазами.

Караимы – маленький народ с таинственной историей. Некоторые называют их сектой, сами же караимы считают, что одни они во всем мире сохранили правильные знания о Боге. Шесть веков назад литовский князь Витаутас привез из Крыма 350 семей караимов, чтобы ловкие воины охраняли его замок в Тракае.

Сейчас в Тракае остались около 60 караимов, еще 120 живут в Вильнюсе, сохранилась маленькая община в Паневежисе. Но и в Литве, и во всем мире представителей этой общины становится все меньше. Хотя в наше время литовская община караимов кажется открытой миру, живут и молятся эти люди по старым обычаям, и за дверями их храма-кенассы наверняка хранится немало тайн.

У Александра Фирковича, сына главы литовских караимов Иосифа Фирковича, – глаза голубые.

– Но это скорее исключение, – объясняет он.

Александр работает администратором тракайского ресторана «Кибинлар» , что в переводе с языка его предков означает всего-навсего «Пирожковая».

– Вместе со стариками уходит знание языка, – говорит Александр, – мы дома свободно говорим по-русски, по-литовски, по-польски. А вот караимский язык мой сын, который ездит в летние лагеря нашей общины, знает лучше, чем я.

Съемочная группа канала Discovery, как-то приехавшая в Тракай для подготовки сюжета об исчезающем языке, все-таки нашла хранителей старых знаний. Оказалось, что некоторые караимы продолжают говорить на родном языке дома.

– Они довольно открытые и общительные люди, – рассказала Телеграфу жительница Тракая Анна, – но хранят некоторые традиции, которые нам непонятны. Например, у меня есть знакомый. Ему скоро исполнится 30 лет, а он не женат, потому что мать не согласна взять в дом литовскую или русскую невестку. Она поставила ультиматум: «Или караимка, или никто!»

Их спасли евреи

Караимом нельзя стать. Им можно только родиться, считают эти люди. Членами общины издавна становились татары, исповедующие особое толкование иудаизма. Они всегда были чужими и для христиан, и для иудеев из числа евреев, – и это несколько раз спасало караимов от полного уничтожения.

Литовский князь Витаутас захватил семьи караимов в Крыму. Здесь община жила в пещерном городе Чуфут-Кале, который полностью опустел только в прошлом веке. Сейчас на древнем урочище проходят летние караимские лагеря. Считается, что каждый уважающий себя караим экс-СССР должен побывать в Чуфут-Кале хотя бы раз в жизни.

Привезенные в Литву караимы заслужили доверие князя и были его телохранителями. В царской России им тоже жилось неплохо: в XIX веке их признали особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство. Спустя столетие это спасло тысячи караимов от верной смерти от рук фашистов.

Рассказывают, что во время войны нацисты обратились к трем еврейским ученым – Калмановичу, Балабану и Шипперу – с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Едва ли учителя знали правду, но чтобы спасти жизни караимов, они единодушно ответили: «Нет!» Один из караимских лидеров бросился в Берлин и в фашистском Министерстве культов получил документ о том, что члены общины не должны заключаться в гетто. Он отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все города, где жили караимы. Письмо не успело дойти только в Краснодар и Новороссийск, где караимов расстреляли вместе с евреями.

Интересно, что и в Литве и в России караимы отличались деловой хваткой.

В Тракай они привезли семена огурцов, и хорошо зарабатывали на ярмарках, торгуя свежими и солеными южными овощами. В России караимы держали львиную долю табачного производства. Шапшалам, Габаям, Пигитам, Стамболи, Саатчи, Мангуби, Когенам и другим караимским фамилиям принадлежали крупнейшие табачные производства Российской империи (например, фабрики Ява и Дукат). Благодаря этому в то время в мире не было ни одной народности, которая могла бы похвастать таким количеством миллионеров на душу населения. На 12 тыс. караимов приходилось ровно 12 миллионеров!

Сейчас караимы Литвы имеют свои фирмы, работают в строительстве, содержат ресторанчики национальной кухни.

– Фирменных блюд у нас много, – рассказал Телеграфу Александр Фиркович, – но многие из них распространены и в Турции, и в Крыму, и в Казахстане. Например, можем угостить долмой и сармой.

Раньше в караимских семьях росло много детей, сейчас в Литве всего 32 несовершеннолетних караима. Народность постепенно принимает законы светского общества и растворяется в смешанных браках.

– Сами понимаете, что традиции силой соблюдать не прикажешь, – говорит Александр, – все зависит от человека.

Но все же есть семьи, живущие по всей строгости древнего закона. Такие караимы привозят жен из Крыма и соблюдают все религиозные обычаи.

– Наши предки были хорошими воинами, – говорит собеседник, – но сам я считаю себя очень мирным человеком. Вообще мало кто из нас сохранил память о прадедах, потому что во время войны деревянный Тракай много раз горел, были уничтожены ценные документы.

Маленькая кенасса Тракая стоит в центре улицы Караимской. Она никогда не закрывалась, и над ее воротами можно увидеть изображение двурогого копья – старинного оружия караимов, против которого не мог устоять ни один соперник. Это символ славного прошлого, которое караимы вернуть не в силах.

По преданию, караимы появились в конце VIII в. В то время в Багдаде скончался глава местной еврейской общины. Старик был бездетным, поэтому преемником должен был стать один из его племянников. Лидеры выбрали младшего – Хананью, а обиженный старший племянник Анан посчитал это несправедливым и стал протестовать.

В то время суд над смутьянами был короткий: Анана бросили в тюрьму и осудили на смерть. В эти тяжелые дни к узнику явился друг, который подсказал ему способ спастись от казни. Анану следовало убедить халифа, что он не противник иудеев, а лидер совсем другой религии.

Говорят, что Анан последовал этому совету и увлек за собой немало последователей. Название новой общины происходило от древнееврейского слова «карай» – «чтец». То есть караимы считали себя «читающими людьми». И не зря. Движение отвергало устный закон иудеев и настаивало на буквальном понимании Торы. Ритуалы и праздники караимов стали резко отличаться от иудейских обычаев.

Например, они считали, что в субботу нельзя использовать огонь, и проводили весь день в темноте. В этот день запрещалось выходить из дома куда-либо кроме синагоги-кенасы. Караимы празднуют Пасху и Хануку, но не отмечают Шавуот, потому что об этом дне в Торе ничего не сказано.

Источник: www.religare.ru

annataliya

Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь — это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно

Кроме описанных в предыдущем литовском посте, есть в Тракае еще несколько весьма важных достопримечательностей, пройти мимо которых я просто не смогла. Дело в том, что в 14 веке великий князь Витовт после похода в Крым привез оттуда несколько семей-представителей тамошней народности — караимов.

Караимы своей смелостью и отвагой прославились в Грюнвальдской битве, Витовт проникся и решил выращивать из них для себя воинов и защитников. Прежде всего, караимы должны были охранять мосты и Островной замок. Им выделили жилье в северной части города рядом с замком и разрешили заниматься сельским хозяйством. Но не все из них пошли на военную службу.

Гражданские караимы занимались мелким ремеслом, торговлей, позже служили переводчиками. Прижились они и в сельском хозяйстве, а особенно, как гласит Википедия, прославились выращиванием необыкновенных сортов огурцов.

В качестве религии караимы исповедовали (и исповедуют сейчас) караинизм. Их религия признает Ветхий Завет, но дальше него не признает ничего, поэтому отнести эту ветвь ни к христианству, ни к иудаизму, ни к мусульманству, в общем-то, нельзя. Девушки-караимки до сих пор, как, собственно, и раньше, воспитываются в строгости.

Выходить замуж за иноверцев у них не приветствуется, предпочтение отдается только своим. Как, впрочем, юноши-караимы не должны жениться на девушках других религий. Но, конечно, в жизни случается всякое, и на протяжении семи веков, конечно, смешанные браки здесь были. В результате, караимская кровь хотя и перемешалась с литовской, но все-таки не так сильно, и сейчас официально считается, что в Тракае живет 60 или 70 (по разным источникам) караимских семей. Они сохранили свои язык, письменность, быт и традиции, в городе есть их молельня — кенесса (вторая такая имеется в Вильнюсе и больше нигде в Литве), несколько караимских кладбищ и воскресная школа, работает единственный в мире музей.
Кенесса.

Караимы продолжают жить в своих национальных домах, открыли порядка 10-15 традиционных кафе и ресторанчиков для туристов, в коих благополучно ведут свой бизнес.

Впрочем, сейчас внешне отличить караимов от литовцев или поляков, которых здесь тоже не мало, будет все-таки сложно. Лишь у некоторых из них сохранились по-восточному острые черты лица и темные волосы. Большинство же выглядит, как типичные славяне.

Конечно, чтобы поближе познакомиться с бытом караимов, мы отправились в их музей. Музей не большой, но вполне характерный. Большую часть его коллекции составил местный караим по имени Шапшат.
Его портрет.

Жил он на рубеже 19 и 20 веков и был последним верховным священником Литовских и Польских караимов. При всем при этом он очень любил путешествовать, особенно предпочитая Ближний Восток, где тоже знакомился с караимами, привозил оттуда их одежду, украшения, предметы быта, оружие, тем самым пополняя коллекцию. В результате на все это можно посмотреть в музее.

Самогонный аппарат, между прочим.

В принципе, у меня сложилось впечатление, что своим бытом и традициями караимы все-таки более близки к мусульманам. Но, возможно, это из-за того, что именно мусульманский Ближний Восток имел на них влияние.

Караимская национальная одежда.

Тем не менее, в Тракае их национальные дома больше похожи на обычные деревенские дома, кои нередко можно встретить даже в нашей среднерусской полосе.

Их основным отличием от всех прочих служит то, что на фасадах, выходящих на улицу, имеется по три окна, а сами дома вытянуты как бы вглубь, во дворы, да наиболее круты крыши. Вот, собственно, и все.

В завершении знакомства с караимами мы посетили один из их ресторанчиков, где продегустировали несколько традиционных блюд. Пожалуй, самое основное из них — это кыбын (кибин, кибинай) или, по-другому печеный пирог с рубленной бараниной и луком.

Кстати, примерно такие же я несколько лет назад пробовала как раз в Крыму, в районе Бахчисарая, у тамошних бабушек. На вкус они весьма и весьма, но очень калорийные и чаще всего их едят в прикуску с бульоном или супчиком. Правда, подстраиваясь под туристический вкус, сейчас тракайские караимы делают кыбыны не только с бараниной, но еще с говядиной и с курицей.

Шамур-долма — суп с маленькими, вылепленными вручную пельменями. Тоже вполне неплохо и с восточным колоритом, но опять-таки с большим количеством лука в пельменях.

Катлама — сладкое блюдо, снова печеные пирожки, но на этот раз маленькие и с творогом. Наверняка, раньше их ели сразу из печки. Теперь же подают на красивом блюде, украшенными кусочками фруктов.

Источник: annataliya.livejournal.com

aramaia

Кому великий князь Витаутас Литовский доверил охрану Тракайского замка?
Для кого пирожки — национальное блюдо?
Что общего между Киевским домом актера и Тракайским замком?
И почему Гитлер назначил комиссию экспертов для определения расовой принадлежности малого народа?
Какой народ относится к самой малой этнической группе Литвы?

Ответы на эти, казалось бы, не связанные между собой вопросы сходятся в судьбах небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим в глубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и своеобразной религией.

Караимы — потомки хазар — один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. Историческая родина караимов – Крым.
Каким образом возник и как очутился среди прибалтийских озер и лесов этот удивительный народ, похожий на половцев по языку и на библейских самарян по вере?

600 лет назад — в 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века перевёз в Литву около четырёхсот караимских семей и расселил их вокруг своего замка. Караимы составили личную охрану князя Витаутаса, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Переселение караимов в Литву продолжалось и в XV-XVI вв.
Покинув свое историческое родовое гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер), караимы рассеялись по всему свету. Народ, проявивший колоссальную жизнестойкость в жестоких исторических испытаниях, сегодня находится под угрозой полного исчезновения, превращается в человеческий реликт. Ныне всех караимов мира можно было бы, наверное, расселить в небольшом жилом микрорайоне. Однако многое из прошлого караимов так и остается до конца не выясненным.

Так кто же такие караимы?

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово «караим» происходит от древнееврейского «карай» — «чтец», тот, кто признает только писаный закон, поскольку они признавали только исходный текст Библии и отрицали ее позднейшие толкования, в том числе и Талмуд.
Таким образом, караимизм, караизм означает религиозное учение караимов или караитов, которое получило распространение среди евреев Персии, Вавилонии, Палестины, Египта, Испании, Византии и в других регионах.

Так что слово «караим» имеет два значения — обозначение религии и название народности. Кстати, есть евреи-караимы (по вере). Это евреи, исповедующие учение Моисея и не признающие Талмуд священной книгой. Они считают себя неотъемлемой частью народа Израиля. С караимами — потомками хазар их объединяет общая вера, многое из общего духовного наследия.

Обычно иудаизм ассоциируется с еврейской культурно-языковой средой — с тюркскими языками мы привыкли ассоциировать ислам. Но нет правил без исключения. И одним из таких исключений был Хазарский каганат. Принятие хазарами иудейской веры связывают с именами еврейского проповедника Исаака Сангари и хазарского царевича Булана.
Впрочем, Лев Гумилев утверждал, что никакого «обращения» хазар не было. Иудеи играли в Хазарии существенную, а с некоторых пор — ведущую роль. К концу VIII века смешанные хазарско-еврейские браки стали обыденным явлением. Но общественное положение детей, рожденных в таких браках, существенно зависело от того, кто мать, а кто — отец, поскольку принадлежность к еврейской общине определялась по матери.
Далее процитируем Л. Гумилева («Древняя Русь и Великая Степь»):
«Получалось, что сын хазарина и еврейки имел все права отца и все возможности матери. Его учили еврейские раввины, члены общины помогали делать карьеру. А сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду. Этим беднягам не было места в жизни.

Поэтому они ютились на окраине Хазарии — в Крыму — и исповедовали караизм. Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты которых совмещают тюркский и ближневосточный типы. Симпатии их были обращены к аборигенам: хазарам, болгарам, готам, аланам, а не к двоюродным братьям, делавшим в богатом Итиле «карьеру и фортуну».
Но коль скоро так, караимы выпали из еврейского суперэтноса. Они были отвергнуты своими бывшими единоверцами и соплеменниками. »
Версия Гумилева вполне объясняет «метисный» характер караимской культуры — священные книги, намогильные надписи, ученые и литературные труды на древнееврейском, множество еврейских, вернее, библейских имен. И в то же время — тюркский язык караимов, обилие тюркских имен, в том числе на надгробных камнях, обряды и обычаи, свойственные тюркским народам.
Конечно, версия — всего лишь версия. И в толковании события тысячелетней давности трудно поставить последнюю точку. Но, по крайней мере, хазарское происхождение караимов сегодня ни у кого не вызывает сомнений.

И той стражи нет надежней

Надо сказать, что все князья литовские, начиная с Витаутаса, очень хорошо относились к караимам. Великолепные воины, прекрасные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Не зависящие ни от кого, кроме своего правителя, неподкупные караимы оказались самыми надежными стражниками и составили личную гвардию князя Витаутаса.

По роду занятий они образовывали две группы — гражданские и военные. Военным было доверено охранять мосты и замки. Гражданские занимались мелким ремеслом, торговали, были переводчиками, писцами, земледельцами.
Основным местом их поселения в Литве стали Тракай, резиденция князя Витатуаса Великого. Позже караимы стали селиться в Паневежисе, Пасвалисе, Вильнюсе и других городах Литвы. Но духовным и культурным центром литовских караимов всегда были и продолжают оставаться старинные Тракай. В 1441 году караимская община Литвы получила право на самоуправление (магдебургское право). В религиозном и культурном отношении она была подчинена крымскому гахаму, а с 1857 года — караимскому гахаму Литвы, резиденция которого находилась в Тракай (в 1928-45 в Вильнюсе).
Караимы Литвы заботятся о сохранении народных обычаев, а Тракай – центр культуры этого народа, у них есть свой молитвенный дом (кинеса) и свой этнографический музей. В Тракайских кафе и в национальном ресторане «Кибинляр» можно отведать замечательные блюда караимской кухни, в частности, знаменитые караимские пирожки – кибинай. Большинство тракайских караимов живёт на улице Караиму, в своих необычных домиках в три окна со стороны улицы. Одно из окон – Богу, второе – Витаутасу, третье – себе.

Караимы гордятся тем, что именно им князь Витаутас доверил охранять Тракайский замок. В народных сказках, легендах сохранилось уважение к «Ватат-бию» — князю Витаутасу, которого они называли Праведным, к храбрым и мудрым предкам современных литовских караимов, служившим в княжеском замке на озере Гальве и занимавшим высокие государственные посты. Во все времена предметами гордости караимов были честность и порядочность, великие князья Литовские отмечали их неподкупность и верность присяге. Правители других стран также охотно брали караимов к себе на службу, зная, что эти люди достойны высшего доверия.

«В этом году мне удалось, — пишет журналист Дмитрий Матвеев в статье «Язык половцев и вера самарян», — побывать в Тракай, а следовательно, и увидеться с караимами. Михаил Зайончковский, на общественных началах принимающий туристов в караимском храме — кинесе, несмотря на солидный возраст и напряженный график (через час должны прибыть очередные туристы), согласился внепланово принять прибывшую в Тракай группу из Москвы. Сегодня кроме Тракай таких кенес в Литве всего две — в Вильнюсе и Паневежисе. Еще две — в Луцке и Галиче на Украине.
В первом от входа зале деревянного здания — бронзовый умывальник для омовения рук перед молитвой. Здесь во время богослужения остаются женщины, которые могут подняться на галерею, а мужчины во главе со священником-газзаном переходят вперед в большой зал с куполообразным усеянным звездами потолком и стенами, украшенными орнаментом из геометрических фигур.
Караимы верят в воскресение мертвых и хоронят умерших ногами на юг в сторону Палестины. «Когда ангелы затрубят, зовя на последний суд, мы все встанем и пойдем на юг, к Святой Земле», — с уверенностью говорит Михаил Зайончковский. На юг же обращен и деревянный резной алтарь кинесы. В центре алтаря изображены скрижали, данные Богом Моисею.

В верхнем ярусе надпись «Вот глаз Божий оберегает верующих», по обеим сторонам алтаря текст Десяти заповедей. Все надписи сделаны латиницей на караимском языке (не имея собственного алфавита, караимы всегда использовали письменность других народов). На родном языке проходит и богослужение. Именно это помогло народу сохранить свой язык в Польше и Литве.
Молитвы читаются на коленях или стоя. На скамейках, установленных в зале, каждый имеет свое унаследованное от предков место. В караимизме отсутствует исповедь, об отпущении грехов каждый молит Бога сам. По традиции гахама (главу караимского духовенства) и газзанов (священников) выбирает народ.
Наш гостеприимный гид читает одну из молитв на польском языке. С удивлением узнаем, что это «Отче наш» в варианте Евангелия от Матфея. По нашей просьбе молитва повторяется по-караимски: «Атамыз ки кеклярдя…» Почему караимы читают новозаветную молитву, ведь, по их утверждению, они не признают не только Талмуд, но также Новый Завет и Коран? Очевидно, христианство тем не менее оказало заметный след в формировании их религии. Некоторые ученые утверждают, что Анан бен Давид черпал аргументы в защиту своего учения из Евангелий и Корана, а Иисус из Назарета наряду с Мохаммедом почитается в караимизме как пророк.
Быть может, именно этим хотя бы отчасти объясняется тот факт, что в Российской империи караимы по сравнению с евреями оказались в определенном фаворе: их религия была признана самостоятельной и даже близкой к раннему христианству. В паспортах писалось: «вероисповедания караимского». В 1841 г. в России была издана Библия на караимском языке.

Немало караимов служили в российской армии (привилегия, недоступная людям ряда других национальностей), а некоторые занимали в ней видные посты. Кстати, Михаил Зайончковский занимался исследованием этой проблемы и даже написал книгу «Караимы в армии». От себя добавлю, что в царской армии служило около 700 караимов, 500 из них — офицеры.

«Бирюльки» Майкапара и другие
Может быть, самое удивительное в судьбе караимов то, что при всей малочисленности они оставили столь заметный след в мировой истории и культуре. Караимам хорошо известны имена запорожского полковника Эльяша Караимовича, контр-адмирала российского флота Кефели, художника Эгиза. Кто из начинающих пианистов не играл «Бирюльки» и другие детские пьески Майкапара?

Но, наверное, никто не подозревал, что Самуил Моисеевич Майкапар — по происхождению караим. Занимался он и музыкальной фольклористикой — записывал караимские народные мелодии. К сожалению, караимские тетради Майкапара пока не найдены. Но в своем деле он не был одинок. Записью караимских мелодий занимался известный киевский музыковед и фольклорист Моисей Береговский.

Значительный вклад в сохранение культуры своего народа внёс Симон Кобецкий (1855-1933), родоначальник светской караимской литературы. Хорошо известны и политики современной Литвы, прославившиеся своей дипломатической деятельностью в России и Турции — караимы Галина Кобяцкайте и Ромуальдас Козыровичюс. Историю, язык и этнографию караимов в Литве изучали польский историк Т. Ковальский (1889-1948), ориенталист С. Шапшал (1873-1961), польский ориенталист А. Зайончковский (1903-70). Здесь нельзя не упомянуть о замечательной личности С. Шапшала.

Советский ориенталист
Так называет С. Шапшала энциклопедия «Литва». К сожалению, в других советских энциклопедиях, в том числе и в БСЭ, найти это имя не удалось. Хаджи Серайя Хан Шапшал действительно ученый. Действительно ориенталист, то есть специалист по Востоку, автор капитальнейшего труда «История тюрков-караимов в Крыму, Литве и Польше».

Впрочем, в ученой среде, да и в быту он больше известен как Серайя Маркович. Его долгая, полная событий жизнь поинтереснее любого романа. Но его жизнь — это и огромный подвиг во имя своего народа, оказавшегося перед лицом смертельной опасности.
С. Шапшал родился 20 мая 1873 года в Бахчисарае в патриархальной интеллигентной караимской семье. В 1899 окончил Петербургский университет по арабо-персидско-турецкому разряду, а в 1900 году получил приглашение правительства Персии. Вернувшись через семь лет в Петербург, Серайя Маркович активно занялся научной, педагогической, издательской, дипломатической и общественной деятельностью.
В 1915 году двадцать караимских общин Крыма и Одессы единогласно избрали Шапшала своим гахамом. Работая на этом посту, Шапшал превратил Евпаторию в духовный и культурный центр караимов не только Одессы и Крыма. Сюда ехали из Вильнюса, Тракая, Москвы, Петербурга.
Деятельность Шапшала была прервана революцией и гражданской войной. Ему, имевшему тесные контакты с царской семьей, удалось избежать расстрела и тайно эмигрировать в Турцию. Из эмиграции Серайя Маркович вернулся в 1928 году, когда польско-литовские караимы избрали его своим гахамом.
С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Сейчас можно только удивляться тому, что Серайя Марковичу удалось добиться направления из Германии группы специалистов по расовым вопросам.

Эти специалисты, поработав с истинно немецкой пунктуальностью, пришли к выводу, что караимы не относятся к семитской расе. Теперь нельзя было терять ни минуты времени. Шапшал бросился в Берлин, в министерство культов и получил там документ о том, что караимы — не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000(!) копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.

Правда, мне удалось найти и несколько другую версию произошедшего. В 1938 году из Праги в гестапо пришло письмо: «Мы, российские дворяне, бывшие офицеры колчаковской, врангелевской и деникинских армий, белые эмигранты, караимы, заявляем, что никакого отношения к евреям не имеем, и просим — связанные с ними дискриминационные акты на нас не распространять». Дотошные немцы через подставных лиц обратились к крупным раввинам вне Германии с вопросом, являются ли караимы евреями. Религиозные авторитеты, как сговорившись, дали отрицательный ответ. Как бы там ни было, но благодаря этому многие караимы Крыма, Польши и Литвы уцелели в огне Холокоста.
За родство с тюркскими народами караимам тоже пришлось платить. Хотя караимы и не подлежали депортации, но в некоторых районах Крыма местное руководство «проявило инициативу» и выселило караимов вместе с татарами.
Самому Шапшалу грозили «меры» за «сотрудничество с оккупантами». Однако, видимо, учитывая преклонный возраст и высокий международный авторитет ученого, — а он был выдающимся в ученым-тюркологом, его не тронули. По его инициативе и на основе собранных им материальных и духовных ценностей караимского народа и был создан в г. Тракай музей караимов.

А как живут караимы Украины?

Драматична судьба караимского народа. Не имеющий собственной государственности, обреченный жить среди иных наций, он всегда становился верным другом и братом народам, принявшим его в свое лоно, никогда не изменял правителям, оказавшим ему свое гостеприимство и покровительство. И при всем том сумел сохранить свою национальную идентичность, свой язык, сберечь свои культурные и духовные традиции.
Народ-воин, он терял своих сыновей в походах князя Витаутаса, в войнах русского царского правительства, в гражданской, первой и второй мировых войнах.
Если по переписи 1897 года караимов в России насчитывалось 12.894, то в 1989 году их проживало во всем бывшем СССР 2809 человек, из них 352 в Литве, 1396 — в Украине.
Во многих городах Украины — Галиче, Луцке, Бердянске, Евпатории, Симферополе, Феодосии, Одессе, Киеве и других были построены кенаса — интереснейшие сооружения, имеющие большую историческую и художественную ценность. Все они были национализированы, превращены в лучшем случае — в клубы, в худшем — в административные, технические здания, склады или просто разрушены.
С началом перестройки активизировалась деятельность караимских общин. В Крыму создана караимская ассоциация «Крымкалайлар», налаживающая связи с караимами различных регионов. В Киеве не так давно зарегистрировано Караимское национально-культурное общество «Догунма», что означает «Возрождение».

Молодой киевский композитор Алексей (Аланкасар) Кефели подготовил сборник караимских религиозных и светских мелодий. Сейчас ожидается выход в свет сборника караимских народных сказок. Собственно, все это — элементы деятельности общества «Догунма». Общество поддерживает тесные связи с караимами литовскими, галицкими, крымскими, турецкими, израильскими.

От Тракайского замка до Киевского дома актера

В самом конце Х1Х века состоятельный киевский караим, владелец табачной фабрики Соломон Коген заказал проект молитвенного дома караимов — кенаса — популярному архитектору Владиславу Городецкому, и ее сооружение началось в 1898 году.
Торжественное освящение кенаса совершил 27 января 1902 года гахам Таврический и Одесский Самуил Пампулов — верховный светский и духовный глава караимов. На церемонии присутствовали вице-губернатор, городской голова, ректор университета, другие «официальные лица». Всех восхищала красота постройки и роскошь отделки в мавританско-арабском стиле.
Кенаса, в которой ныне разместился Дом актера, по сей день остается украшением города. Однако сегодня ей не хватает небольшой, но существенной детали — сферического купола со шпилем, что явно нарушает стиль постройки, задуманный ее авторами.

Требований о возвращении Дома актера караимам «Догунма» не выдвигает. Да и не под силу им взять «на баланс» это прекрасное здание. По последней переписи караимами в Киеве себя назвали всего 100 человек. Однако фактический круг общения киевских караимов и того меньше. Поэтому приходится полагаться на доброе отношение дирекции Дома актера.

Здесь проводилась презентация фильма о караимах, устраиваются концерты, встречи, другие мероприятия.

Так куда же идут караимы?

В Литве сегодня живёт 257 караимов, в Тракай их сейчас около 80. В 1997 году город Тракай пышно праздновал 600-летие пребывания караимов на литовской земле. Караимская община и сегодня сохранила свою религию, обычаи и культуру.

Выжить в трудных условиях караимам позволила толерантность литовцев по отношению к ним, которая проявлялась не только в быту, но и в государственных актах, выходивших в разные эпохи. Современное состояние живого караимского языка в Крыму критическое. Несколько лучше обстоят дела в Литве и Польше, где сохранению языка способствовало не прекращавшееся богослужение на нем. В некоторых караимских семьях в Литве и сейчас в какой-то степени сохраняется родной язык в быту.
Особенности языка содержат ценную информацию о происхождении караев, о последовательном вхождении их сначала в состав таких племенных союзов, как гуннский, булгаро-хазарский, узо-печенежский и только позже — в кыпчакско- половецкий союз с господствующим кыпчакским языком, основные черты которого караимы сохранили в современных диалектах. В реликтовом языке караев особенно много древних слов из области сельского хозяйства, пчеловодства, военного дела. В современных тюркских языках они нередко заменены словами из других языков. Не случайно на конгрессе в Стамбуле в 1934 г. было принято решение о включении в турецкий язык, вместо иноязычных, 330 караимских слов. О значении караимского языка для тюркологии свидетельствует и факт его преподавания в 1930-1931 гг. в Берлинском университете.
Караимы Крыма, Литвы и Галиции, несмотря на территориальную и государственную (в разные периоды) разобщенность, в течение веков были связаны кровно и духовно; помогали друг другу в критические периоды стихийных бедствий и войн. Литовские караимы, в отличие от крымских, никогда не представляли из себя значительной экономической силы. В свое время они специализировались, например, на огородничестве, особенно прославились необыкновенными сортами огурцов, например, широко известен сорт «Тракайский».
Число караимов в Литве, как и во всем мире, уменьшается. Историю этого народа не назовешь легкой. Однако главная причина уменьшения численности народа не в трагических страницах его истории (сейчас караимы нигде не испытывают никаких гонений), а скорее в его интенсивной ассимиляции. «Не будут ли, — пишет в упомянутой выше статье Дмитрий Матвеев, — вскоре о существовании народа и его религии напоминать лишь тюркоязычные вывески тракайских кафе с национальной караимской кухней да караимские молитвословы, продающиеся в кафе как часть местного колорита?»

Ответим на вопрос о судьбе этого народа словами «Караимской народной энциклопедии»:
«Будущее караимов зависит от того, смогут ли они рассказать и объяснить своим детям, кем были их предки, напомнить имена некоторых героев войн из их племени, рассказать о людях, прославившихся в прошлом и настоящем, а главное, объяснить их веру и этническое происхождение. ». «Кысмэт болса» — «если судьбе будет угодно» любят добавлять мудрые караимские патриархи.

Подготовила Марина Кульчинская, на основе статьи Андрея Белоусова, «Зеркало недели», 30.01.-02.05.99.

КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ
Дмитрий Щедровицкий

Я был в виноградной кенасе,
Средь гроздей и мраморных плит,
В том склепе великих династий,
Где сердце поет и болит:

Ликует о близости Божьей,
О зреющих золотом днях —
И плачет, что некому больше
Читать на священных камнях.

Не в степях ли Украины
Да в лесах Литвы
Сохранились караимы —
Древней веры львы?

Пишут свитки караимы,
Смотрят в синеву —
Сберегают Украину
И хранят Литву:

Иль уже не пишут свитки,
Алфавит забыт,
Лишь узор на плитах выткан —
Перечень обид.

— Средь зыбей необоримых, —
Ветер отвечал, —
Лишь один у караимов
Дом, очаг, причал, —

Джуфт-Кале. К нему столетья
Были очень злы,
И гуляли, словно плети,
По хребту скалы.

— Но спасенье есть и ныне, —
Ветру я в ответ, —
Жив Господь на Украине,
Жив Господь в Литве!

Пусть о предках вспомнят внуки,
Пусть придет пора —
В их устах воскреснут звуки
«Берешит бара»!

И, как ливень, дух былого
Сердце оросит:
Оживляющего Слово —
Слово воскресит!

И народный дух, который
Теплится едва,
Разожгут священной Торы
Вечные слова!
______ _________________________

«Берешит бара» — первые слова Книги Бытия: «В начале сотворил. » в др.-евр. оригинале.

Источник: aramaia.livejournal.com

Тракай. Часть 1: город и караимы

Расположенный в 27 километрах от Вильнюса Тракай (Троки) — маленький городок (5,6 тыс. жителей) и классический пример местного «суздаля», где можно быть туристом, но нельзя быть путешественником. Тем не менее, всё-таки расскажу и о нём, причём в двух частях. Главную тракайскую достопримечательность — озёра и готические замки, я оставлю на вторую часть, а первой — остатки третьего замка Старый Тракай, центр города и рассказ о караимах, одном из самых необычных народов Земли с фотографиями из нескольких других городов.

Более всего Тракай известен тем, что зародившись где-то на рубеже 13-14 веков, при Гедимине он был столицей Литвы, второй по счёту после Кернаве (куда я так и не успел). С двумя оговорками: во-первых, официально Тракай был столицей неполных шесть лет (1316-1323), и скорее всего Гедимин сделал его лишь «плацдармом» для (слава богу, дипломатического!) покорения Вильнюса; а во-вторых столицей был и не сам Тракай — на своё нынешнее место он перенесён лишь в 1337 году, настоящая же «вторая столицы Литвы» — в Старом Тракае, небольшом селе в 4км от собственно Тракая, дорогу к которому украшают вот такие деревянные скульптуры — есть среди них и Витовт, и Гедемин, и караимы на ослике:

2.

После смерти Гедемина княжество перешло сначала его сыну Евнуту, который, впрочем, у власти удержался недолго — другие сыновья, Ольгерд и Кейстут, свергли его и разделили страну поровну: первому достались Вильно, Чёрная Русь и Аукштайтия, второму — земли от Жемайтии до Белостока, а также соответственно восточное и западное направления литовской политики. И если Ольгерд больше завоёвывал земли, для Кейстута было актуальнее — как бы самого не завоевали, поэтому в 1360-е годы он и перенёс замок в более удобное место. То есть, Тракай всё-таки был столицей ВКЛ — но лишь одной из двух в период великокняжеского «тандема». Старый Тракай же оставался небольшим вспомогательным замком, в 1390 году был разрушен крестоносцами и с тех пор стал обычным селом:

3.

Но окружённое рвом городище Старо-Тракайского замка хорошо заметно. С 1405 года, когда Витовт счёл восстановления замка нецелесообразным, здесь обитает бенедиктинский монастырь, в конце 19 века построивший неоготический костёл:

4.

Каплички и скульптура жрицы Бируте — жены Кейстута и матери Витовта, который родился на этом городище где-то в середине 14 века:

5.

Неоготический фасад костёла:

6.

Монастырский корпус «с иголочки», и — ни души:

7.

А на краю городища круглая роща с очагом посредине. Ведь так вполне могло выглядеть великокняжеское капище:

8.

До Нового Тракая отсюда несколько километров и одна остановка электрички, но навигатор почему-то повёл нас через трассу. Первая достопримечательность Тракая — его расположение: городок со всех сторон окружают озёра. Слева и справа соответственно Татарское и Лукас, а на севере — озеро Гальве, на одном из островов которого хорошо виден замок:

9.

Тракай начал превращаться в туристический заповедник в 1960-е годы — тогда был по сути воссоздан Островной замок, построены базы отдыха и гостиницы и даже подведена к началу полуострова железнодорожная электрифицированная ветка, отходившая от линии Вильнюс — Гродно — Белосток как раз-таки в Старом Тракае. У новотракайского вокзала мы и сдеелали первую остановку. Почему-то очень люблю тупиковые станции:

10.

Это уже образец «литовского стиля» в советской архитектуре, фасад же глядит на гладь озера Лукас. Сюда несколько раз в день ходит электричка из Вильнюса, а ещё можно добраться с другой стороны через станцию Лентварис на линии Вильнюс-Каунас:

11.

Кварталом далее и автовокзал, от которого до центра ещё пара километров. Мы их проехали на машине, поэтому ничего толком не заснял, но там попадаются очень неплохие образцы советской архитектуры — тут я опять отсылаю к Дарриуссу. Только вот церковь Рождества Богородицы 1860-х годов кое-как сфоткал:

12.

Понемногу начинается центр. Хотя в 16-17 веках Тракай пришёл в глубокий упадок, всё же «под Россией» он был уездным городом, а вырос с тех пор всего в полтора раза. Но на практике от уездных Троков осталось буквально несколько зданий:

13.

Над которыми нависает Фара Витовта, или костёл Девы Марии (1717). Фарным в ВКЛ назывался главный в городе приходской (т.е. не монастырский) костёл, а «фарами Витовта» называли несколько храмов, построенных князем после крещения в разных городах — Каунасе, Троках, Гродно и Новогрудке. Гродненская фара была снесена в 1970-е годы, Каунасская сохранилась в первоначальном виде, а вот в Троках и Новогрудке костёлы были перестроены в начале 18 века в стиле «сарматского барокко» — сарматизмом называлась идеология польской шляхты, возводившей свою (но не простолюдинскую!) родословную к древним сарматам, и в 18 веке, в период умирания Речи Посполитой, здесь часто строили такие вот строгие храмы, напоминавшие об архитектуре ушедшего её расцвета. Об интерьерах костёла с остатками фресок 15 века и поисках среди них портрета Витовта есть пост vyrud .

14.

Фара стоит не на главной улице, а в переулке среди деревянных домов, но зато на холме и потому видна издалека. Внушительных размеров здание дальше по главной — скорее всего тоже 1960-х годов (стиль тот же, что и у вокзала), при поляках тут было захолустье.

15.

На бывший рыночной площади тихо и пусто. За деревьями блестит вода озёр, мимо только машины проносятся. Колонна на переднем плане — часовня Яна Непомука 18 века, а синий домик с крыльцом — бывшая почта:

16.

За которой явно реконструированные корпуса Доминиканского монастыря (1668), занятые краеведческим музеем:

17.

По сути это часть Полуостровного замка — не отреставрированного, как Островной, но более крупного и старого. О нём я тоже расскажу в следующей части, с главной улицы же хорошо видны его древние башни за домами:

18.

В историческом центре целая полоса размечена под парковки. Нет, мне положительно нравится этот подход — легализовать нарушение и брать за него деньги!

19.

Старые дома в Троках на 9/10 деревянные, каменных зданий узедного времени тут меньше, чем средневековых. Интересно, деревянная каланча — польская?

20.

А вот озёр за домами с главной улицы обычно не видно — город стоит на возвышении:

21.

Понемногу мы дошли в самое интересное место Тракая наряду с замками — Караимскую слободу:

22.

Караимы — на самом деле один из самых необычных и загадочных народов не то что бывшего Европы или бывшего СССР, а — всей Земли. Во-первых, их осталось очень мало — я видел цифры от 600 до 2000 человек, и тракайская община караимов, дающая этому городку основание считаться их столицей — 61 человек. Их язык относится к тюркскими, как татарский или турецкий. Известно, что они пришли сюда из Крыма в 14 веке вместе с татарами как купцы, служилые люди и даже личные гвардейцы Витовта, но вот как они оказались в Крыму, теперь уже нет ответа.

23. В музее Островного замка — татары (слева) и караимы (справа)

Главная особенность караимов — это их собственная религия, причём не какое-нибудь древнее язычеством, а одна из религий Спасения. Её не исповедует более ни один народ и потому она так и называется — «караизм». Храмы караимов — кенассы, до революции были известны как «караимские синагоги» из-за внешнего сходства караизма с иудейством. Духовный лидер караимов — гехам (гахан), но это должность возникла в 1830-е годы в Крыму и в 1860-е в Литве. Священнослужитель — газзан (хазан), но при этом у караимов не было духовенства — газзаном мог быть любой, кто достаточно знает в религии и чист перед нравственностью, равно как и гаханами становились светские люди — купцы, учёные, лишь иногда богословы. Атрибутом газзана (справа) на время службы была белая накидка-таллет, а в наше время — и сам по себе национальный костюм:

24.

Караизм, как и иудейство, христианство и ислам, относится к авраамическим религиям, то есть базируется на Ветхом Завете. Вот только у иудеев к последнему добавялется Устный Закон (включающий Талмуд), у христиан — Новый Завет, а у караимов — ничего, и свою веру они поэтому считали самой «чистой». Евреи считали караизм иудейской сектой, караимы же от евреев дистанцировались только в 1930-е годы под угрозой Холокоста, ну а все власти, при которых они жили, хотя и путали кенассу и синагогой, относились к ним как к разным народам.

25. Кенасса в Вильнюсе (1911-23).

Откуда караимы взялись, как уже говорилось, никто теперь не знает. Самый очевидный ответ — это потомки хазар, которые также были «неправильными» иудеями, но во-первых у них и «неправильность» была разная, и слишком заметен разрыв в истории — в преданиях средневековых караимов о хазарах или чём-то похожем на них ни слова; однако эта концепция всё же популярна, в том числе у светских лидеров караимского народа.

По другой версии, это потомки половцев, осевшие в Крыму и принявшие не ислам (как крымские татары), а иудейство от местных евреев — причём ведь помимо караимов были и крымчаки, исповедовавшие уже классическое иудейство, но уничтоженные нацистами почти поголовно; эта версия менее эффектна, но выглядит самой научной. Сами караимы до конца 19 века, пока не начались их исследования, считали себя отколовшимися потомками евреев, этакими «иудо-протестантами» (тем более варианты «протестантства» в иудействе возникали много раз — хоть то же хасидство), очистивишими веру от наслоений.

У евреев же бытовала легенда, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри еврейской общины Багдада. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему.

Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Сами караимы, как уже говорилось выше, считают сектой скорее иудеев, а эту легенду — клеветой.

26. Кенасса в Харькове (1893).

Как бы то ни было, всё же родина караимов — Крым, где находится и большинство памятников их культуры. Это, например, две кенассы и библиотека в Евпатории, или Чуфут-Кале, бывшее их столицей, или не пережившие ХХ века кенассы Старого Крыма, или построенные на рубеже 19-20 веков кенассы Севастополя и Симферополя.

Во времена Османской империи крупным центром караимов сделался Стамбул, где также есть кенасса и кладбище и живёт около 100 караимов. Но как уже говорилось, судьба связалась их с Великим княжеством Литовским — ведь евреев сюда пустили лишь при Речи Посполитой, своё купечество было слабым, а кто-то же должен был торговать? Эту роль то ли Ольгерд, то ли Витовт отвели как раз караимам и татарам. Первые общины осели в Троках, Луцке и Галиче.

27. Убранство кенассы, почти идентичное убранству синагоги. Центральный элемент тут назывался гехал.

Луцкая кенасса сгорела в 1972 году. а между тем она была мало того что старейшей сохранившейся вне Крыма (1789), так ещё и деревянной, и очень сильно дополняла религиозную мозаику Старого Луцка.

28.

Сколько-то караимов обосновались и в Галиче, на землях Коронной Польши — с тех пор их язык разделился на три диалекта: крымский, литовский и галицкий. Последнее здание галичской кенассы построено в 1830 году, а снесёно аж в 1985 (!), при этом её алтарь ныне в кенассе Евпатории, а остальное убранство — в Вильнюсе.

28а.

После караимы расселелись по многим городам — известны кенассы в Бердянске (фото №17), Николаеве, Вроцлаве, Москве. даже не знаю, какие из них сохранились. Примерно на порядок больше караимских кладбищ, а кроме того уже в ХХ веке появились кенассы в Харбине, городах США и Израиля. Самая крупная из уцелевших старинных кенасс — в Киеве, на Ярославовом Валу, построена в 1898-1902 годах знаменитым Владиславом Городецким (его же Дом-с-химерами, костёл на Новом Строении и т.д.), где караимская община в тот момент насчитывала 800 человек.

29. Кстати, в постах о Киеве я про эту кенассу ещё не писал!

В советское время она утратила купол, который можно видеть на макете в музее «Киев в миниатюре»:

30.

А вот мавританский декор всё так же великолепен. Кенассу то ли занимал, то ли ещё занимает Дом актёра:

31.

32.

Наконец, вернёмся в Тракай, где тоже есть небольшая кенасса. небольшая, да старая (1794, по другим данным 1894-1901), и что ещё важнее — никогда не закрывавшаяся. Долгое время это была единственная действующая кенасса Европы:

33.

В переполненном туристами Тракае караимы держатся особняком, оберегая свою общину от глобализации и игры на публику. Кенасса обычно закрыта, экскурсии туда бывают редко и по договорённости. Однако нам несказанно повезло — я увидел открытую дверь:

34.

И зашёл внутрь. Газзан был облачён именно так, как на музейной витрине, и пока я был один — разрешил всё-таки постоять в привторе и посмотреть; когда пришли папа с Еленой (у которой на шее был внушительных размеров фотоаппарат) — довольно грубо показал нам на дверь. Тем не менее, тайком (поэтому ракурс не самый удачный) я сделал один кадр с золочёным гехалом — ведь это был моей единственный вход в действующую кенассу:

35.

Рядом улочка с караимскими домиками в три окна — по народному поверью, «одно для Бога, одно для князя, одно для себя». Вид у неё очень колоритный, но в скольких из этих домов живут ещё караимы?

36.

Есть тут и небольшой караимский музей из трёх комнат, где нас встретила базарного вида тётка, русским владевшая куда лучше, чем английским (но также не в совершенстве), очень доброжелательная и коммуникабельная, но увы, толком не сумевшая нам ничего объяснить. Большую часть музейной экспозиции составляет личная коллекция Сергея Шапшала — филолога, этнографа и гехама ХХ века, который изучал не только караимов — поэтом в музее есть и самурайские доспехи, и персидская посуда. Вообще же, небольшой караимский народ дал не так уж мало выдающихся людей от учёнх до воинов. Шапшал же был не только учёный, но и идеолог, и даже титул гехам пытался переименовать в гахан («каган»). Музей в 1940 году открыт в его собственном доме, но как уже говорилось — коллекция невелика, куда больше можно узнать в Виртуальном музее (где представлены и многие экспонаты отсюда).

37.

Помимо кенассы и музея, в Тракае есть и несколько кафе караимской кухни, в одном из которых мы и пообедали. Караимская кухня — безусловно тюркская и с литовской не имеет почти ничего общего. Блюд в Тракае представлено много, все названия я даже не запомнил, особенно понравился суп типа шурпы, но очень мягкого вкуса. А тут я запечатлел три самых известных караимских блюда — бастурма (и так ясно), кибины (пирожки с разными начинками; популярны, кстати, по всей Литве — тут они занимают нишу чебуреков) и катлама (творожный пирог):

38.

А это уже не караимский, а вполне литовский дом в дальней части Тракая. Были тут и татарская, и еврейская общины, но от них заметных следов не осталась. Третья литовская кенасса в Паневежисе разрушена в 1970 году.

39.

В следующей части всё же воздам дань уважения Тракайским замкам.

40.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес — Диджёйи — Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. От Старого Тракая до Караимской слободы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес — Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и городской колорит.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Рамибес, вокзал, Шанцы.
Алексотас и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида — столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития. Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

Источник: varandej.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...