Католичество в литве при ком

До раскола христианства на восточное — православное и западное — католическое в 1054 году, христианство по греческому константинопольскому чину пришло на территорию земель исторической Литвы, что располагались в области нынешнего города Новогрудка и Ятвягии (на запад от Новогрудка), вместе с походами сюда Киевского князя Ярослава Мудрого в 1038-44 годах, который искал южные выходы к Варяжскому морю – ныне Балтийскому. До рек Невежа и Святая, южнее их распространилось православие. (О памятниках первым крещениям кривичей см. здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/214-konec-esche-odnoy-legendy.html) Однако, на северо-запад лежали земли Самогитии (Жемайтии по-нынешнему), где языческие племена сопротивлялись христианству.
Обо всём этом свидетельствует летопись XI века епископа Петра Камеранского. Ранние связи с Русью, посредством которых проникало православие, включали в себя военные, торговый и бытовые. Русские князья предпринимали походы вглубь верховий бассейна рек Вилии (нынче Нерис), Немана, Березины и Припяти, что в районе нынешнего Новогрудка (основал Киевский князь Ярослав Мудрый) и строили там укрепления для собирания дани.

ЭЛЕКТРЕНАЙ | первые в СССР американские горки | невероятно красивая католическая церковь

Два посадника, основателя Вильны, из вечевого города Пскова, Давид и Мовкольд были детьми полоцкого князя из рода Рюриковичей Ростислава Рогволодовича. Их призвали в свой Кривой город – город кривичей горожане на правление к себе ещё около 1129 года. Гедимин — Едимантий, судя по летописным свидетельствам, был прямым потомком первого Виленского князя Давида, от которого пошли также Гердень (убийца самозванца Мендольфа), а затем Витень. Именно от Давида род рюриковичей наследовал правление в Вильне, одном из первых самых больших компактных поселений славян — кривичей на территории Чёрной Руси (подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/proza/433-pravoslavnyy-slavyanskiy-genezis-vkl.html ).
При распаде Киевской Руси на удельные княжества в XIII веке местные жители – кривичи – литвины (от названия местности своего проживания Литва), начали захватывать и подчинять своему самозваному князю Мендовгу, сидящему в Новогрудке, прилегающие земли, расширяя территорию владений на юго-восток, и принимая всё больше православных русских людей под правление и защиту этого воинственного князя. что способствовало распространению православия. На них, как и другие русские земли, в том числе и земли Киевской Руси, где правили киевские князья, являлись митрополией Константинопольского Патриархата. Новогрудский князь Мендовг (Мендольф — по германским летописям, имя означает дословно – «рука кинжал»), согласно Густынской летописи, в 1246 году призванный со своею дружиною на княжение в Новогрудок принял православное крещение под именем Василий, но, видимо, сделал это не по убеждению, а по расчёту – в целях союза с русскими князьями против Тевтонского ордена. Когда условия изменились и Миндовг сблизился с Тевтонским орденом, и в 1251 году принял католическое крещение и через 12 лет в 1263 году был убит.

Чем отличается католическая церковь от православной?


Среди последующих великих князей Литвы было не менее трёх православных — сын Миндовга, ревностный подвижник и монах Войшелк, Шварна и Римунд (в монашестве Елисей). При Великом князе Гедимине, по родовому гербу Пикирующий сокол – Рарог, один из отпрысков Руриковичей по Полоцкой линии, в первой половине XIV века, после присоединения обширных западнорусских земель, православное население русичей увеличилось и составило уже две трети населения Великого княжества Литовского (ВКЛ).

Гедимин (судя по летописному эпосу XIV века «Задонщина» — Эдимантий, или Эдмунд, дословно – «человек верный присяге»), не был язычником, хотя всячески именовался таковым по идеологическим причинам в тогдашних германских метриках и анналах. Православная митрополия Константинопольского патриархата была основана в Вильне в самом начале XIV века, а с 1317 года сохранилось уже и документальное подтверждение данному факту. Гедимин – Эдмунд проявлял широкую веротерпимость и к людям другой веры, католикам, иудеям, мусульманам, приглашал всех в свой новый стольный город Вильну в своём знаменитом публичном Обращении 1323 года. Сам он был дважды женат на православных русских княжнах.

Вообще в ту эпоху известно 16 русских княжнах, выданных замуж за князей ВКЛ, и 15 княжон из этого княжества, выданных замуж за православных князей русичей. Сын Гедимина, великий князь Ольгерд, был также женат на русской православной – Марии Ярославне – и, по некоторым данным, живя в Витебске, молился в православных храмах. В годы его княжения, в стольном граде Вильне, на детинце княжеского замка стоял православный храм, а также храм Николая Чудотворца (на улице Лоточной – ныне разрушенный, подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/842-pervyy-pravoslavnyy-hram-vilnyusa.html). Чуть позже, при Марии Ярославне, был построен и православный храм святой Параскевы-Пятницы.

Канонизация первых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, погибших за православную веру, совершилась в Константинополе по почину патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 годами. При Ольгерде в Вильне продолжалось строительство православных храмов, которых было к началу XV века на порядок, с лишним, больше, чем католических. Проникая в православную городскую среду Вильны, католики вели себя весьма нескромно, что привело даже к тому, что в конце сороковых годов XIV века, посадские люди Вильны побили католических монахов францисканцев и, привязав их к деревянным крестам, спустили вниз по течению реки Вилии.
Распространялось почитание православных святых, первых мучеников с территории исторической Литвы: святителя Кирилла Туровского, преподобной Евфросинии Полоцкой, Литовской княжны Евпраксии Псковской и других. В 1397 году великий магистр Тевтонского ордена Кондрат Юнгинген свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, и что местные жители кривичи-литвыины больше обращаются в русскую веру – православие.

Иллюстрированный летописный свод: Свадьба Ягайло и Ядвиги

Гонения на православных римско-католической церкви

Для православия в ВКЛ обстоятельства полностью изменились при преемнике Ольгерда Ягайле. Будучи с детства православным, но стремясь получить через женитьбу с вдовствующей польской королевой Ядвигой корону Польского королевства, и стать королём, он перекрестился в католика. Вступив в 1386 году в брак с Ядвигой он обязался ввести среди своих подданных бояр латинскую веру.

При нём в жизнь населения ВКЛ постепенно начинают проникать римско-католические начала. В 1387 году в Вильне было объявлено о крещении посадских людей в католицизм, который с того времени стал государственной религией. Было остановлено распространение православия среди кривичей-литвинов. Русское православное большинство ВКЛ стали склонять в католицизм – в первую очередь путем ограничительных мер и лишения многих прав.
Со времени правления наследника Ягайлы, Витовта (в православном крещении Витов принял имя Александр), начались попытки сверху насадить унию (союз) с Ватиканом Православной Церкви в ВКЛ. Этому служили унии между Королевством польским и Великим княжеством Литовским. Королевство Польское и Великое княжество Литовское координировали свои интересы с момента раздела галицко-волынского наследства при Гедимине. Два государства объективно сплачивали такие факторы, как татаро-турецкая угроза на юге и экспансия крестоносцев на севере. Союзные отношения были оформлены следующими униями:
• 1385 — Кревская уния – персональная, наделявшая польского короля титулом Великого князя Литовского.
• 1401 — Виленско-Радомская уния, Витовт подписал акт о своей присяге Ягайло, который, будучи верховным правителем Литвы, передавал Витовту право пожизненного владения государством и признавал его титул великого князя литовского. После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам.
• 1413 — Городельская уния распространила права польской шляхты на католическое дворянство Великого княжества Литовского.
• 1432 — Гродненская уния — заключена на условиях, фактически идентичных условиям Виленско-Радомской унии.
• 1499 — Краковско-Виленская уния, впредь ни великий князь литовский не мог быть избран без согласия Польши, ни польский трон не мог быть замещён без согласия литовского дворянства.
• 1501 — Мельницкая уния предусматривала объединение Королевства Польского и Великое княжество Литовского в единое государство, но не была утверждена сеймом Великого княжества.
• 1569 — Люблинская уния, в результате которой возникла Речь Посполитая, союзное государство Королевства польского и Великого княжества Литовского, название которого означало аббревиатуру выражения: Rzecz POSpólstwa POlski i LITwy («Вещь народов Польши и Литвы»).
• 1596 – Брестская уния, о принятии на территории ВКЛ католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке – униатство.

Александр-Витовт попытался опереться на собственный духовный клир православной церкви. По его настоянию Собор западнорусских архиереев в 1415 году образовал отдельную Киево-Литовскую митрополию с кафедрой в Вильне, на которую был поставлен митрополит Григорий (Цамблак). Однако, будучи вызван на Собор римско-католической церкви в г. Констанца, митрополит Григорий отверг унию. Впоследствии вырабатывались и испытывались всё новые проекты унии и подавления Православия. При этом с 1458 по 1596 год Киевские митрополиты Западной Руси имели местопребывание в Вильне, эти исконные земли ВКЛ по большей части находились в прямом ведении митрополитов.
Особенно усилились эти попытки искоренить Православие после объединения Литвы с Польшей в единое государство – Речь Посполитую – в 1569 году. Новый виток давления на православных жителей ВКЛ закончился отпадением большинства ранее православного епископата в унию на Брестском Соборе в 1596 году и объявлением Православной Церкви «соединённой» с католической. Последующие меры по внедрению унии среди православных часто были силовыми и жестокими, поскольку множество верующих не желало принимать её.
Большая часть православных общин в землях ВКЛ в то время отпало в униатство. Православное сопротивление, навязываемому в виде унии, католицизму сплачивалось вокруг братств и монастырей, при которых развивалась просветительская и издательская деятельность. В Литве таким оплотом стал Виленский Свято-Духов монастырь. После насильственного обращения в Вильне православных церквей в униатские, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре открылось Виленское Свято-Духовское братство; другие православные монастыри в округе нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки. Несмотря на постепенное распространение унии, Свято-Духов монастырь пережил многочисленные нападки и устоял в Православии вплоть до возвращение исстари православной и славянской ВКЛ под державу Российских императоров 1795 году (подробнее здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/2249-pravoslavie-v-litve-svyato-duhov-monastyr.html )

Карта трёх разделов территории Речи Посполитой

В составе России

В составе Российской империи впервые за века литовские православные снова смогли существовать без притеснений. Церковная жизнь края поначалу восстанавливалась в составе Минской епархии. Многие униаты, чьи предки стали таковыми не по убеждению, а по принуждению, хранили привязанность к вере отцов и начали возвращаться к ней. В 1832 году была воссоздана Полоцкая епархия, включавшая территорию Виленской губернии.
Непосредственно Литовская епархия была учреждена 6 марта 1839 году, после восстановительного Полоцкого Собора, приведшего в Православие бывших униатов Российской империи. В состав епархии вошли Виленская и Гродненская губернии. До 9 мая 1845 года кафедра временно находилась в Жировицком монастыре, а затем была перенесена в Вильну. Также были учреждены Ковенское и Брестское викариатства.

Карта западной границы Советской России 1923 г. — после Первой Мировой войны и Советско-польской войны

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году епархиальное управление во главе со святителем Тихоном, духовенство и множество святынь были эвакуированы от наступающих немцев вглубь России. С паствой епархии до 1918 года осталось не более 10 священнослужителей и монахов, множество верующих лишилось духовного окормления. В ходе последовавшей междоусобицы вновь обособившихся Польши и Литвы, территория Виленской епархии оказалась разделена между ними. В Литве продолжила действовать епархия верная Московскому священноначалию с центром в Каунасе, а в Польской части была учреждена Виленская кафедра Польской Православной Церкви с центром в Вильне.
Только в 1939 году, после того, как осегнью того года Вильнюс вновь отошёл к литовскому государству, кафедра была воссоединена в составе Русской Православной Церкви. К началу XXI века епархия охватила всю территорию современной Литвы.

Старый город Вильнюса (красным кружком отмечено местоположение Виленского Кафедрального собора во имя Успения Пречистой Божией Матери)

Западный фасад кафедрального собора в Вильнюсе. Собор, построенный «по подобию» Софии Киевской, имел пять престолов, все они были посвящены Богородичным праздникам (центральный престол — Успенский), поэтому собор стали называть Пречистенским. По преданию, в подклете собора были погребены основатели святыни — княгиня Иулиания и ее супруг князь Ольгерд Гедыминович

ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Виленский Кафедральный собор во имя Успения Пречистой Божией Матери

В Литве два храма освящены в честь Успения Богородицы. Один из них – Кафедральный собор в Вильнюсе, известный как Пречистенский. Другой находится в городе Вевисе.
Пречистенский собор, названный так в народе в честь Пречистой Богородицы, – один из самых древних христианский православных храмов столицы исторической Литвы. Католические храмы здесь начали строиться лишь со второй половины XIV века.

Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании. Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1348 г. свт. Алексий митрополит Московский.

Кафедральным Собором храм становиться в 1415 г. после разделения двух митрополий — Киевской и Московской.
Здесь в 1495 г. торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна III. Лишенная возможности построить свою домовую церковь, княжна постоянно бывала на богослужениях в Пречистенском Соборе. Под сводами этого храма она была погребена в 1513 г., рядом с княгиней Иулианией Тверской (1392 г.), супругой Великого князя Ольгерда, которая принимала деятельное участие в построении храма. По свидетельству Никоновской летописи, здесь похоронен и сам Великий князь Литовский Ольгерд (1377 г.).

В конце XVI в. заключена Бресткая Уния, и Православную общину Литвы постигают испытания, Пречистенский Собор переходит в руки униатов. XVII – XVIII вв. – в следствии смут и частных войн Пречистенский Собор был поражен сильным пожаром, но униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Собор, не заботился о его реставрации. Пожар в Вильне в 1748 г. вновь повредил здание, в следствии этого богослужения совершались очень редко, а затем и совсем прекратились.
В начале XIX в. главой униатской епархии Булгаком, храмовое здание было продано военному ведомству, затем в 1808 г. Виленскому Университету, где размещается анатомический театр, аудитории, ветеринарная клиника со скотолечебным отделением, библиотека.
В ходе восстания 1830 – 1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница…

Академик, архитектор Александр Иванович Рязанов (1817-1887)

Академик, архитектор Николай Михайлович Чагин (1823-1909)

По инициативе генерал-губернатора М.Н.Муравьёва-Виленского и его брата А.Н.Муравьёва в 1864 году с высочайшего соизволения был начат всероссийский сбор пожертвований на восстановление храма. В том же 1864 году по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А.Резанова и Н.Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым.

Митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Иосиф Иосифович Семашко, 1798-1868)

Академик, художник, Иван Петрович Трутнев (1827-1912)

В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь.

В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского. Будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского.

На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863 – 1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания.

Алтарь в Пречистенском соборе с именами погибших в 1863-65 гг. 468 русских воинов, православных священников и гражданских лиц. (Современный вид, фотографии В.Зубакова)

Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою св.

Николая Чудотворца.
На колонне по правой стороне храма находиться киот с иконой Пресвятой Богородицы „Почаевская“ – дар российского императора Александра II, а за колонной большая местночтимая чудотворная икона Божией Матери „Иверская“.
В восьмидесятые годы XX в., при архиепископе Викторине (Беляеве, 1978 – 1989 г.г.), были произведены наружные ремонтные работы храма, при которых на восточной стороне были открыты фрагменты древней кирпичной кладки. Было установлено также, что юго-восточная башня меньше всего подвергалась разрушениям и является ровесницей башни Гедиминаса.

Важнейшим для Православной общины Литвы стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июле 1997 г. Его Святейшество отслужил в Пречистенском Кафедральном Соборе Божественную литургию, обратился к молящимся с духовным напутствием и благословил Пречистенскую общину „Казанской“ иконой Божией Матери, привезенной из Москвы.
В 1998 г., при митрополите Виленском и Литовском Хризостоме, произведено обновление внутреннего интерьера храма, а в 2004 г. и наружные реставрационные работы.
В последние десятилетия Кафедральный Пречистенский Собор приобрел значение, как центр духовного просвещения и религиозной жизни.
При храме работает Воскресная школа. Регулярно организуются концерты, выставки, презентации.
Международный Фестиваль духовной музыки стал уже традиционным.

Источник: simfosj1.livejournal.com

В Великом Княжестве Литовском началось распространение католицизма

Отход Миндовга от христианства не прекратил деятельность в государстве католических миссионеров. Известно о существовании в 1320-е годах в Вильне и Новогородке по одному монастырю доминиканцев и францисканцев. Есть сведения о нахождение католических монахов при дворе великих князей Витеня и Гедимина.

Активное распространение католичества в Великом княжестве Литовском началось после заключения 14 августа 1385 года Кревской унии с Королевством Польским, по условиям которой великий князь литовский Ягайло становился королём польским, принимал католичество обязательство крестить по латинскому обряду языческие литовские земли. Вслед за крещением Ягайло 15 февраля 1385 года были крещены члены его двора, а также многие родственники, включая будущего великого князя литовского Витовта. В Вильне было основано католическое епископство, с 1415 года подчинённое гнезненскому архиепископу. 12 марта следующего года учреждение диоцеза было утверждено папой Урбаном VI.

В феврале 1387 года Ягайло вернулся в Литву. Первоначально была крещена знать и простое население столицы, весной 1387 года было крещено население Аукштайтии, при этом Жемайтия оставалась языческой. В Вильне на месте языческого святилища был построен кафедральный собор, а вскоре сооружено семь первых приходских церквей. 19 апреля 1387 года Урбан VI признал Великое княжество Литовское католическим государством.

В 1387 году Ягайло передал в собственность Виленскому епископству несколько волостей с 50-60 деревнями, ставшими первой церковной латифундией в государстве. Согласно привилею Ягайло от 22 февраля 1387 католическая церковь получала полную власть в своих владениях в судебных и финансовых вопросах, освобождалась от налогов и повинностей. В декабре 1430 году Ягайло расширил этот привилей и на владения, которые церковь обретёт в будущем. К середине XVI века Виленскому епископству принадлежало 285 деревень и 16 местечек с около 40 тысячами жителей, что составляло 1,5 % населения Великого княжества Литовского.

В 1411 году, после окончания войны с Тевтонским орденом и заключения мира, Жемайтия была возвращена в состав Великого княжество Литовского. Опасаясь того, что Тевтонский орден использует недостаточное рвение по христианизации Жемайтии с целью антилитовской пропаганды, как ранее его использовали сами литовцы для пропаганды против крестоносцев, в 1413 Ягайло и Витовт отправились в окрестности Бетиголы, где крестили первые группы жемайтов. В 1416 году было начато строительство приходских церквей, а 23 октября по решению Констанцкого собора было основано Жемайтское епископство.

Всего в правление великого князя литовского Витовта было построено более 30 католических церквей. Поддержку от центральной власти получали монашеские ордена францисканцев, августинцев и бенедиктинцев. Тем не менее, распространение христианства среди язычников шло медленно. Так, по подсчётам одного францисканского миссионера, к 1410 году было крещено всего около 20 тысяч литовцев.

Государственная политика Витовта была направлена не только на христианизацию язычников, но и на распространение католичества среди русского православного населения. Так, Городельской привилей 1413 года подтвердил статус католичества как государственной религии, католическая знать получала права и привилегии, которых некатолики были лишены.

В 1404 году было учреждено епископство во Владимире Волынском (в 1425 году перенесено в Луцк), после 1424 года — епископство в Каменце. Епископства делились на деканаты, а те в свою очередь на парафии (приходы). Избрание епископов находилось в руках капитула. С 1383 по 1550 было 12 виленских епископов, из которых первые четыре были поляками. С 1508 года все епископы происходили из высшей знати Великого княжества.

Витовт стремился организовать католическую церковь Великого княжества Литовского в качестве самостоятельной церковной провинции, но не получил поддержки со стороны папской курии. Несмотря на административную разобщённость, католическая церковь стала опорой государственной власти.

1992 – Впервые в Европейском первенстве по фигурному катанию в Лозанне (Швейцария) приняли участие литовские спортсмены – Повилас Ванагас и Маргарита Дробязко.
1998 – В Вильнюсе создан Информационный центр для эмигрантов, желающих вернуться в Литву.
2004 – Согласно постановлению правительства Литвы, 11 марта в стране у жилых домов и негосударственных построек должен водружаться государственный флаг.
В этот день родились:
1906 – Константин Снарский, литовский поэт и переводчик, подписывавшийся псевдонимом К.Жвангулис. Умер в 1980 году.
1951 – Поэтесса Чеслава Якштите.
В этот день скончались:
1967 – Скончался поэт Йоварас (настоящее имя – Йонас Крикшчюнас).

Источник: www.nedelia.lt

Католичество в литве при ком

Михаил Тульский [entries|archive|friends|userinfo]

25 ноября 2002 19:40

Михаил Тульский. КАТОЛИЧЕСКАЯ СТРАНА СО МНОЖЕСТВОМ СТАРООБРЯДЦЕВ (дополненный вариант). Литва — одно из пяти государств бывшего СССР, где во время переписи населения был поставлен вопрос о религиозной принадлежности

Во время переписи 6 апреля 2001 года Литва стала второй страной на территории бывшего СССР (после Эстонии , в 2002 году это также сделала Грузия, а в 2004 году — Молдова и Приднестровье ), где был поставлен вопрос о религиозной принадлежности, о которой граждан Литвы последний раз спрашивали во время переписи 1923 года.

Если говорить о религиозности в целом, то Литва почти не отличается от обычной европейской страны: более религиозны здесь малообразованные, бедные и сельские жители (на селе верующих на 7,3% выше, чем по стране в целом, в городе – на 3,6% ниже). Как и в Эстонии, в Литве самой религиозной нацией оказались поляки (неверующих среди них менее 7%), самой нерелигиозной – евреи (единственная национальность, среди которой верующие составили менее половины численности).Сильно различается религиозность у славянских народов: среди белорусов нерелигиозных менее 20%, среди украинцев – треть, русских – более 40%.

В ходе переписи зарегистрировано 28 различных религий. Из них 18 имели более 100 приверженцев (данные о них представлены в таблице).

В стране, которая традиционно считалась католической, последние десятилетия доля католиков возрастает со все большей быстротой. В послевоенных переписях советского периода вопрос о религии не ставился, поэтому о росте доли католиков в населении можно судить по количеству лиц, принадлежащих к национальностям, традиционно исповедующим католичество: на территории Литвы это литовцы, поляки и более половины белорусов и цыган. Доля этнических католиков выросла в 1989-2001 гг. с 88% до 91% (а возможно, и до 92%, так как 0,94% жителей страны в 2001 г. не назвали своей национальности – в 1989 г. таковым был лишь 1 человек или 0,00003% ). Если же сравнивать этот процент с показателями 100-летней давности, когда доля католиков на современной территории Литвы составляла около 75%, то рост доли католиков получается особенно впечатляющим. Что касается реального количества тех, кто считает себя католиками, то их по переписи 2001 года оказалось 79% населения (15% жителей Литвы оказались нерелигиозными), что также выше показателей столетней давности.

Римо-католиками себя назвали 93% проживающих в стране поляков, 85% литовцев, 47% белорусов и 13% украинцев. Таким образом, несмотря на некоторую миграцию в послевоенный период белорусов из Белоруссии в Литву, большинство верующих литовских белорусов остаются католиками (причем исключительно римо-католиками). Примечательно, что из 22 488 украинцев греко-католиками оказались лишь 1,4%.

Наибольшей сенсацией же стало не предсказуемое преобладание католиков, а тот факт, что на третьем месте по численности верующих оказались старообрядцы. Примечательно, что среди общего числа православных (новообрядцев и старообрядцев) старообрядцы составляют 16% — эта цифра покажется особенно значительной, если учесть, что часть русских, не посещая никаких церквей, называет себя «православными» уже в силу своего национального происхождения, среди старообрядцев же такие отсутствуют. Впрочем, значительное число старообрядцев вообще характерно для стран Балтии: в XVII веке их территория была местом, куда старообрядцы бежали от преследований в России (в соседней Латвии к маю 2002 года в Минюсте зарегистрированы 114 приходов православных и 67 — староверов).

На фоне все большего преобладания католиков в Литве за последнее десятилетие значительно снизилось количество представителей этносов , традиционно исповедующего православие. Если в 1989 г. таковых было более 11%, то сейчас их число не превышает 7,5%. Этнических православных сейчас практически столько же, сколько и в 1897 г. Те же, кто считает себя православными по религии , составляют ныне лишь 4,85% (включая старообрядцев) . Таким образом, в Литве не только снижается количество православных, но и религиозность этнических православных (примерно 65%) значительно ниже религиозности этнических католиков (85-90%).

Православными (новообрядцами) назвали себя 52% украинцев, 46% русских и 32% белорусов. Старообрядцами являются почти исключительно русские.

Православными считают себя в Литве не только верующие русские, украинцы и часть белорусов, но и почти все верующие армяне (0,04% населения), предки которых были армяно-григоринами (одна из дохалкидонских, или монофизитских Церквей). Надо сказать, что на пространстве бывшего СССР это происходит почти со всеми традиционными приверженцами восточно-христианских неправославных Церквей (армяне, ассирийцы и другие), живущими за пределами своей «этнической территории».

Лютеран в Литве оказалось немного, но все же втрое больше, чем этнических лютеран (0,17%), каковыми в Литве являются немцы и латыши. Кстати, за период после предыдущей переписи 1989 года немцы оказались единственной национальностью, численность которой выросла (при общем сокращении населения с 3 674 802 до 3 483 972 человек даже численность литовцев упала с 2 924 251 до 2 907 293). Рост численности немцев вполне понятен: в состав Литвы входит часть бывшей Восточной Пруссии (район Клайпеды), которая, как и российская Калининградская область, кажется привлекательной для некоторых немецких эмигрантов из РФ и Казахстана. Однако если вспомнить общее число немцев, выехавших из бывшего СССР после 1989 года (около 1 миллиона человек), то количество осевших в Литве (более 1 тысячи) и Калининградской области (до 4 тысяч к началу 1998 года) кажется ничтожным.

Кроме латышей и немцев лютеранами традиционно является и часть клайпедских литовцев – это потомки тех жителей Мемельской области, которые при переписи 1925 г. (через два года после присоединения к Литве столетиями бывшей немецкой Мемели) назвали себя «мемельляндерами» — они были близки к литовцам по языку (возможно, это потомки пруссов, не до конца ассимилированные немцами), но не поддерживали присоединения своей территории к Литве и отличались от литовцев религией («мемельляндеры» вместе с немцами исповедовали лютеранство) . После войны тех из них, кто не уехал вместе с немцами, в советских переписях учитывали как литовцев.

Перепись продемонстрировала не только картину религиозных предпочтений населения, но и отношение к реальности данных статистики некоторых Церквей. По данным лютеран, их насчитывается в Литве 30 тысяч, перепись же учла их в полтора раза меньше. Свидетели Иеговы насчитали в 2001 году в Литве 5 863 человек, посещавших их собрания, из них 2 537 полных членов (прошедших в организации крещение); перепись же показала среднюю цифру, которая все же ближе к числу полных членов. Адвентисты считали в 2000 году, что располагают в Литве 946 своими приверженцами, перепись же не обнаружила и половины этого числа.

Наибольшее разочарование постигло мусульман, некоторые из которых заявляли о том, что их в Литве около 25 тысяч (эта цифра в частности приведена в изданной в Нью-Йорке в 1997 году корпорацией Маршалла Кавендиша книге Kagda Sakina «Литва» в серии «Культуры мира»), в то время как реальное число их оказалось в 10 раз меньше. Примечательно и то, что на примере Литвы не оправдался расхожий тезис о сверхвысокой религиозности этнических мусульман: из 6 тысяч этнических мусульман исповедуют ислам на самом деле менее половины, остальные — неверующие и христиане ( в 1989 году в Литве было 10452 этнических мусульманина, из них 5135 татар ; в 2001 году татар учтено 3235 человек, число остальных этнических мусульман уменьшилось примерно в 2 раза по сравнению с 1989 годом ) .

Для многих иудеев оказались неожиданно низкими как число самих евреев (по данным Федерации еврейских общин СНГ и Балтии, в 2000 году в Литве их было 6,5 тысячи, по данным «Сохнута» — 4,4 тысячи), так и в еще большей степени количество тех из них, кто остался верен религии предков (только 27% литовских евреев исповедуют иудаизм). Впрочем, и в России, по данным социологического опроса, проведенного под руководством Владимира Шапиро в 1997-1998 годах, лишь 26,7 % евреев являются приверженцами иудаизма.

Достаточно успешным следует назвать результат православных: по данным энциклопедии «Британика», все православные (включая старообрядцев) составляли в середине 1990-х годах лишь 2,5 % населения страны, по данным российской энциклопедии «Народы и религии мира» их насчитывалось здесь 150 тысяч. Если учесть отток русских, то количество православных превзошло ожидания.

Заслуживает внимания и тот факт, что десятое место среди всех конфессий и первое место среди неавраамических религий (авраамическими называют иудаизм, христианство и ислам) занимают балтийские язычники, получившие широкую известность лишь в 1997-1998 годах, хотя сами они заявляют, что их организация «Ромува» образована 30 лет назад. «Ромува» входит в Международный Конгресс этнических религий. Популярности язычников во многом способствовали их ссылки на историю: своим историческим идеалом они выбрали литовского князя Гедиминаса, время правления которого характеризовалось религиозной терпимостью, «разрушенной христианской агрессией».

Таблица. Конфессиональная структура населения Литвы по переписи 2001 года

Источник: tulskiy.livejournal.com

Виленско-литовская епархия

Христианство в языческую Литву пришло извне. В 988 году, как известно, крестилась, т.е. приняла христианство, соседка Литвы Киевская Русь. Крещение Руси не означало, конечно, что вся Древняя Русь в одночасье стала христианской, но именно с этого момента началось интенсивное распространение христианства в пределах страны, и вскоре большая часть древнерусских земель озарилась светом Христова учения. В литовских землях ситуация была несколько иная. Языческие традиции были более развиты и стойки, поэтому язычество оказало здесь значительное сопротивление христианству.

Кроме того, ко времени проникновения христианства в литовские пределы произошло печально известное разделение Церкви на православную и католическую, а вместе с разделением стало появляться и соперничество. Исторически сложилось так, что христианство в Литву шло именно из этих уже соперничающих христианских Церквей — из православной Древней Руси и из католической Польши и Ливонии. Все это и предопределило развитие и дальнейшую судьбу Православия в Литве.

По свидетельству известного историка Г.Я. Киприяновича, который ссылается на летописи епископа Петра Камеранского, православная христианская вера была занесена в Литву уже в XI столетии. Известно, что русские князья с тех незапамятных времен предпринимали походы вглубь литовских земель и строили там для собирания дани различные укрепления.

И наоборот — литовские дружины неоднократно совершали набеги на русские земли. По словам профессора истории М.О. Кояловского, «задолго до татарского нашествия литвины сближались с белорусами и проходили в восточную Россию через их страну, как свои люди».

Таким образом, в те далекие времена имелись постоянные военные, торговые и бытовые контакты языческой Литвы и православной Руси, что и способствовало проникновению и распространению Православия в литовских землях.

До XIII века Литва была раздроблена на отдельные земли, управляемые князьями, нередко враждовавшими друг с другом. Этой раздробленностью литовских князей воспользовались немецкие и тевтонские рыцари, подчинившие своей власти большую часть литовских земель.

В этой ситуации земли, оставшиеся свободными, поспешили объединиться в единое государство, чтобы совместными усилиями отстоять свою независимость. Основателем объединенного Литовского государства, первым королем Литвы стал великий князь Миндаугас (Миндовг). Миндаугас был могущественным правителем.

Русские же земли в то время находились под татаро-монгольским игом (или под угрозой завоевания) и кроме того были ослаблены междоусобицами, поэтому дружинам Миндаугаса не стоило большого труда подчинить Литве соседние восточные земли. На этих землях проживало славянское население, уже давно принявшее Православие.

В покоренных городах были многочисленные православные храмы и свои епископы. Это обстоятельство способствовало знакомству с Православием и его распространению в Литовском государстве. Сам великий князь Миндаугас, как свидетельствует Гусынская летопись, в 1246 году принял православие. Правда, сделано это было скорее по расчету, чем по зову сердца.

Оно потребовалось великому князю для того, чтобы сблизиться с русскими князьями и найти в их лице союзников в борьбе с Тевтонским орденом, который надвигался на Литву с запада. Потом, когда возникла необходимость сблизиться с орденом, Миндаугас принял католичество, оставаясь, при всем этом, привязанным к язычеству.

Сын Миндаугаса Вайшвилкас (Войшелк) в молодости прославился своей жестокостью. Но затем в его жизни произошел коренной поворот: познакомившись в православном городе Холме с игуменом Григорием, Вайшвилкас стал христианином. Новая вера вскоре превратила сурового язычника в смиренного монаха — крестившись, Вайшвилкас, принял затем монашеский постриг и даже посетил Афон. Вернувшись на родину, он в 1261 году основал в Лавришево,[1] на берегах реки Неман, монастырь, где и стал проводить строго аскетическую жизнь. Обстоятельства в стране требовали, однако, чтобы в период с 1264 по 1267 год этот православный монах покинул Лавришевский монастырь и занял великокняжеский престол, став великим князем Литовским.

После Вайшвилкаса Литовским государством правили: Шварна — сын Галицкого князя Даниила, усыновленного Войшелком, который способствовал распространению христианства в Литве; Тройден — суровый язычник, преследовавший христиан; Римунд — сын Тройдена, не только принявший православие, но и монашеский постриг с именем Елисей. Он подвизался в упомянутом уже Лавришевском монастыре под Новогрудком и воздвиг там православный храм Вознесения Господня.[2]

При великом князе Гядиминасе (1316 — 1341), после присоединения к Литве значительной части белорусских и украинских земель, Литва стала называться «Великим княжеством Литовским, Жмудским и Русским», а сам князь — «князем Литвы и многих русских земель». Русское население, исповедавшее православие, составило две трети этого княжества. Сам Гядиминас в течение всей своей жизни оставался язычником, но, не желая раздражать своих многочисленных подвластных, проявлял полную терпимость к православию, разрешал строить и украшать православные храмы в своих владениях, дозволял креститься своим сыновьям, выдавал своих дочерей замуж за русских князей и сам во втором и третьем браке был женат на русских княжнах Ольге и Еве.

Вообще следует отметить, что в те времена брачные союзы литовских князей с русскими православными княжнами не являлись чем-то необычным, равно как и русских князей с литовскими княжнами. И очень часто такие брачные союзы были связаны с переходом из язычества в православную веру.

Подсчитано, что русских княжен, выданных замуж за литовских князей, было 16, и 15 литовских княжен вышли замуж за русских православных князей. Всего же в Литве было 56 православных князей.

Великий князь Альгирдас (1345 — 1377), будучи достойным преемником своего великого князя Гядиминаса, еще больше расширил пределы Великого княжества Литовского, создав тем самым еще большие возможности для контактов неправославных литовцев с православным населением присоединенных территорий. Следствием таких контактов было все большее распространение Православия в Литве.

Сам Альгирдас, родившийся от русской матери, еще до того, как стать великим князем, вступил в брак с витебской княжной Марией Ярославной и переехал на постоянное местожительство в Витебск. Есть предположение, что «живя в Витебске, Ольгерд принял там святое Крещение с именем Александр». Здесь он в полной мере овладел русским языком, усвоил русские понятия и привычки. Возвратившись затем в Вильну и сделавшись великим князем Литовским, Альгирдас все так же благосклонно относился к христианству и к русской народности. При нем в столичном граде, заботами его супруги Марии Ярославны, был построен православный храм святой Параскевы-Пятницы, в котором Мария после смерти была погребена.

Вскоре после смерти Марии Ярославны, которая при жизни была «великою защитницею христиан русской веры», Альгирдас вынужден был уступить настоянию языческих жрецов и предал смерти своих придворных Нежило, Кумеца и Круглеца, крестившихся в православную христианскую веру с именами Антоний, Иоанн и Евстафий, и отказавшихся, в силу своих христианских убеждений, совершать жертвоприношение «священному» огню. Придворные язычники и жрецы, видя в укрепляющемся христианстве угрозу своим верованиям и своему положению при дворе, потребовали у великого князя или вразумить отступников, или сурово наказать, с тем, чтобы «дурной» пример не был заразителен для других. Но ни темное заключение, ни увещевания самого князя, ни жестокие мучения не сломили стойкости исповедников Христовой веры, и тогда Альгирдас вынужден был принести их в жертву, чтобы не настроить против себя так называемую «старую Литву». Антоний, Иоанн и Евстафий были повешены.

Казнь состоялась в 1347 году в дубовой роще, находившейся в южной части города, там, где сейчас расположен собор бывшего Троицкого монастыря. В силу данного обстоятельства это место мученической кончины исповедников православной веры очень дорого и современным православным жителям нашего города.

Жестокая казнь Антония, Иоанна и Евстафия не только не остановила обращения язычников в православную веру, но даже способствовала ему, ибо стойкость и мужество мучеников за веру сделали ее еще более притягательной. Более того, мученическая кончина исповедников веры Христовой ввела их в сонм святых Православной Церкви, а нетленные их останки стали предметом благоговейного почитания для последующих поколений.

Канонизация (причисление к лику святых) литовских мучеников совершилась в Константинополе по инициативе патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 гг., при Киевском митрополите Алексие. Это очень редкий, а может быть и беспрецедентный, случай в истории Церкви, когда столь скоро после кончины мученики, ввиду чудотворений, исходящих от их цельбоносных останков и глубокого их почитания, были причислены к лику святых.

Нетленные мощи святых в настоящее время почивают в храме Свято-Духова монастыря, привлекая и в наше время многочисленных богомольцев, прибывающих из разных мест, чтобы выразить свое благоговение к святыне и вознести здесь свои молитвы с верой и упованием на небесное предстательство святых мучеников. Как уже отмечалось выше, великий князь Альгирдас относился к православным весьма благосклонно; случай с Антонием, Иоанном и Евстафием, несомненно, был исключением, вызванным особыми обстоятельствами. В целом же во время его правления православная вера в литовских землях заметно расширилась и укрепилась. В столичном городе было воздвигнуто несколько православных храмов; большим почитанием среди литовского населения пользовались православные святые — Антоний, Иоанн и Евстафий, Кирилл Туровский, преподобная Ефросиния Полоцкая, литовская княжна Евпраксия Псковская и др.

В 1397 году великий магистр Кондрат Юнгинген перед всем европейским двором свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, литовцы больше обращаются в русскую веру. Вот как объясняет такое положение польский историк Литвы Юзеф Ярошевич: «Известно, — пишет он, — как мало отвечало своим целям вооруженное миссионерство крестоносцев.

Силой навязанная религия, а вместе с ней чужое господство, не ослабили язычество литовцев, наоборот, придали ему больше силы и упорства в сопротивлении. Напротив, слова Евангелия, распространявшиеся мирным путем, находили более легкий доступ. Русь первая стала направлять в Литву проповедников учения Христова, проникнутых таким духом.

И в самом деле, христианство восточного исповедания с самого начала делало здесь значительные успехи». Для Православия обстоятельства полностью изменились в худшую сторону при сыне и преемнике Альгирдаса Ягайле (1377 — 1392).

Будучи с детства православным, но стремясь получить руку польской королевы Ядвиги и корону польского королевства, он, изменив православию, принял католичество и, вступив в 1386 году в брак с Ядвигой, обязался ввести среди своих подданных католическую веру. Именно при короле Ягайле в литовскую государственную, общественную и церковную жизнь, медленно, но все шире, начинают проникать католические начала. В 1387 году в Вильнюсе было объявлено о крещении Литвы, разумеется в католическую веру, и с этого времени Католичество стало государственной религией. Приверженцев Православия стали склонять к принятию Католичества путем ограничительных мер и лишения многих прав.

Во время правления великого князя Витаутаса (1392 — 1430), в связи с оформлением в 1413 году в Городле предполагаемой унии Великого княжества Литовского с Польшей, была предпринята попытка к соединению Православной церкви с Католической посредством унии. Московская митрополия в то время, равно как и Литовско-Русская особая митрополия, учрежденная еще при Альгирдасе, находилась в церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Литовско-Русская митрополия управлялась Киевским митрополитом Киприаном, который после смерти Московского митрополита Алексия был перемещен в Москву, и под его управлением оказались обе митрополии. Князь Витаутас, не желая видеть своих подданных в какой-либо зависимости от Москвы, с которой находился в недружественных отношениях, настоял, чтобы был избран и поставлен отдельный митрополит в его владениях. Им в 1416 году стал Григорий Цамблак. Далее, ориентируясь на Горольдскую унию, великий князь Витаутас решил достичь и вероисповедного единства, чему, по его мнению, могла бы послужить созданная по образцу государственной, уния Православной церкви с Католической. Однако, вызванный на Констанцский собор Римско-католической церкви, митрополит Григорий не согласился на такую унию, и первая попытка ее введения окончилась неудачей.

При преемнике Витаутаса Швитригайле (1430 — 1432) положение православных вновь улучшилось, но это было кратковременное облегчение, так как вскоре против князя был организован заговор, и он лишился правления. Характерно, что заговорщики вменяли ему в вину распространение православия.

В 1432 году при помощи Польши Великим князем Литовским стал Жигимантас (Сигизмунд) Кястутович. Его политическая ориентация на католическую Польшу не замедлила сказаться и на положении Православной церкви в Литве. Особенно печальные для Православия времена наступили после Люблинского сейма 1569 года, когда Литва и Польша объединились в одно государство.

Вновь, как и после Горольдской унии, стал подниматься вопрос о церковном объединении, или унии. Уния была провозглашена на соборе в Бресте в 1596 году. Но после провозглашения унии ее надлежало ввести и распространить в среде православных. А это было делом более трудным, чем найти несколько епископов, согласных подписать унию. Пришлось то и дело прибегать к силовым, административным мерам, ибо православный народ унию не хотел принимать.

Еще на Брестском соборе представители Православия организовали контрсобор, на котором единогласно и торжественно отвергли унию с Римом и дали обет твердо и ревностно защищать свою веру. Эта борьба за чистоту своей веры продолжалась почти 250 лет. Лучшие представители православного духовенства и мещан не щадили при этом ни своего достояния, ни своих сил, ни даже своей жизни.

Особенно успешное сопротивление оказывали объединения, именуемые братствами. Деятельность братств заключалась в том, что они скрепляли и сплачивали православных, благоустраивали храмы, занимались просветительской деятельностью, изданием книг, благотворительностью. Прочную опору имела Православная церковь в монастырях.

Особое место здесь занимает Свято-Духов монастырь, который воистину был оплотом Православия в то трудное для нашей церкви время. Достаточно сказать, что в Вильнюсе, после насильственного обращения православных церквей в униатские, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре действовало, и весьма плодотворно, Виленское Свято-Духовское братство, возникшее на базе вытесненного униатами из Троицкого монастыря церковного братства Святой Троицы. Другие, менее значительные православные монастыри нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки.

Хотя со временем Уния и получила известное распространение, но популярности и

Современное состояние

Структурно Католическая церковь Литвы объединена в две митрополии, Вильнюсскую и Каунасскую. Им подчинены 5 епархий. В Литве создан военный ординариат для окормления военнослужащих католиков. По данным на 2005 год в стране насчитывалось 2 миллиона 766 тысяч католиков (80 % населения), 779 священников, 145 монахов (из них 98 иеромонахов), 773 монахини и 677 приходов [2] . Архиепископ митрополит Вильнюса Гинтарас Линас Грушас в 2013 году стал кардиналом. В Литве действуют четыре католические семинарии: Каунасская, Вильнюсская, Тельшяйская и семинария Вилкавишкиса [10] .

Почётный статус малой базилики присвоен восьми католическим храмам Литвы [11] :

Хотя около 80 % населения страны заявляет о своей принадлежности Католической церкви, для многих литовцев католическая вера — лишь часть национально-культурной идентификации. Согласно опросу Евробарометра в 2005 году [12] лишь 49 % литовцев заявили о том, что они верят в Бога, а 12 % декларировали своё атеистическое мировоззрение. Уровень религиозности различен среди разных этнических групп, так в Вильнюсе каждый десятый поляк посещает мессу каждое воскресенье, тогда как среди литовцев таких всего 5 %. Ещё 43 % поляков посещают службы не реже чем раз в месяц (литовцев — 24,5 %) [5] .

В стране издаётся большое количество католической литературы, журнал «Каталику пасаулис» («Католический мир»), действует католическая радиостанция «Малая студия» и литовский филиал Радио Мария. Во всех литовских школах ведётся изучение католической религии, школьная программа предоставляет возможность учащимся выбора одной из двух дисциплин — католичества или светской этики.

Источник: wikiredia.ru

Рейтинг
Загрузка ...