ГДЗ по истории 8 класс учебник Арсентьев § 2. Предпосылки Петровских реформ
Типичный пример усиления иноземного влияния — Смутное время начала XVII века. При этом, корни его находились внутри государства. Пресечение в 1598 году династии Рюриковичей, внутренняя борьба за власть, плюс трудная экономическая ситуация в стране, привели к тому, что соседняя Польша начала активное вмешательство в борьбу за российский престол.
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей Алексея Михайловича?
Симеон Полоцкий был богословом, поэтом, драматургом и переводчиком в Речи Посполитой, где родился, и в Царстве Русском, где прошла основная часть его деятельности, и где закончилась его жизнь.
Симеон Полоцкий также известен, как наставник детей Алексея Михайловича (от Марии Милославской), и как основатель школы при Заиконоспасском монастыре, он обучал также Сильвестра Медведева.
Рассказывая о его жизни, стоит упомянуть то, что он родился в Полоцке (отсюда его фамилия), учился в Киево-Могилянской коллегии у Лазаря Барановича. В 1656 году в родном городе он принял православное монашество в Богоявленском монастыре, и так стал дидаскалом православной братской школы. В 1664 году он поехал в Москву, где царь спонтанно поручил ему обучать подъячих Приказа тайных дел в Спасском монастыре. Через год он уже был переводчиком Паисия Лигариды, а в 1666 году он произнес перед Алексеем Михайловичем орацию по необходимости повышения уровня образования в России.
Почтовая связь. Оператор связи
В 1667 году царь назначил его учителем своих детей.
Он также писал книги, которые не пришлись по вкусу старообрядцев. А будучи воспитателем детей Алексея Михайловича, он написал такие сочинения, как «Вертоград Многоцветный», «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» и так далее. Считается, что именно он написал Устав Славяно-греко-латинской академии.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А.Л.Ордин-Нащокину? Что из них удалось воплотить, а что нет и почему?
Вообще, Ордин-Нащекин пытался провести реформы, связанные с международным положением страны. В частности, он отстаивал необходимость в расширении экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока, и в первую очередь, Речи Посполитой, потому что это, по его мнению, помогло бы в борьбе с Османской империей.
Кроме того, список его реформ обязательно включает сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности (то есть установление постоянной армии).
Как видно из дальнейшей деятельности Петра Первого, многое из выше перечисленного Ордину-Нащекину сделать не удалось. Однако, ему удалось отменить привилегии для иностранных компаний, и одновременно с этим, ему удалось предоставить льготы для русских купцов. Эта реформа была закреплена в Новоторговом уставе 1667 года.
Кроме того, деятельность Ордина-Нащекина включает создание мануфактур, установление почтовой связи между Москвой, Ригой и Вильно.
13 июля отмечается День работников почтовой связи
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордин-Нащокина «государственным человеком»?
Потому что Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (псковский дворянин) был не только отличным полководцем, но и крупным дипломатом. Он очень много сделал для России, все что он предлагал и делал, очень правильно. Перечислю его заслуги перед Отечеством:
1) Союзный договор с Курляндией (1656 г.)
2) Перемирие России со Швецией (1658 г.)
3) Выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока
4) От соперничества с Речью Посполитой предложил перейти к союзу с ней для борьбы с турецкой угрозой
5) В области внутренней политики предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков и ввести рекрутскую повинность (переход к постоянной армии).
6) пытался ввести элементы самоуправления, как в Европе, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
7) Он отменил привилегии иностранным компаниям, а русским купцам предоставлял льготы, поддерживая тем самым экономику своей страны.
8) Он основал целый ряд новых мануфактур.
9) Именно по его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Еще очень многое, что было им задумано осуществить так не удалось, потому что в 1671 году он был подвергнут опале, после чего он постригся в монахи.
5. Выскажите свое мнение о деятельности и государственных проектах князя В.В.Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Реформаторские планы Голицына стали предпосылками петровских реформ, вывели страну на новый уровень. Многие проекты не воплотились в жизнь, так как были слишком революционны для своего времени.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.
Изучаем документ
1. Нет ли противоречия между приведенными высказываниями А.Л. Ордин-Нащокина? Ответ аргументируйте.
Да, если противоречие в его словах. Вероятно, это связано с тем, что его точка зрения изменилась.
Сперва он говорит, о том, что национальная замкнутость должна прекратиться, и мы должны научиться брать чужой опыт, даже если это наши враги. Позже он говорит о том, что чужой опыт примерять на себя не нужно. В этом есть определенное противоречие.
2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
Я расскажу про Алексея Михайловича Тишайшего, как царя династии Романовых и одного из самых крупных реформаторов 17 века в России.
Алексей Михайлович известен несколькими крупными реформами, которые сопровождались народными волнениями, и которые нельзя назвать удачными.
В 1648 году Алексей Михайлович решил проводить военную реформу, в рамках которой он создал полки иноземного строя. Реформа длилась до 1654 года. В рамках реформы стрельцы, пушкари и конница были увеличены. Помимо перечисленных войск, были созданы рейтарские, солдатские, гусарские и драгунские войска. Кроме того, Алексей Михайлович нанял иностранных военных специалистов.
В 1654 году Алексей Михайлович начал монетную реформу, когда рубли чеканили из талеров. Кроме того, появились ефимки – как копейка – 64 ефимки = рубль. Плюс, появился медный полтинник, налоги собирались серебром, а заработные платы выплачивались медью. Это вызвало медный бунт.
Затем следовала церковная реформа, для проведения которой он позвал Никона. Никон стал патриархом задолго до созыва Большого Московского собора. В планы Алексея Михайловича входило проведение унификации обрядов и церковных книг по греческому образцу. Однако, окончательно реформа была проведена только после упразднения Никона.
2. Используя материалы параграфа и интернета, оцените позицию В.В.Голицына относительно преимущества наемной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.
Князь поддерживал принцип наемной армии, армии по западному образцу. Наемная армия, или армия тех, кто служит по контракту, при этом люди принимают решение служить добровольно. Наемники обычно хорошо вооруженные и хорошо обученные, они служат тем, кто имеет власть в стране. Также существует принудительное привлечение на службу без желания самого человека.
В такой армии ее члены нацелены защищать страну от внешнего врага, они чувствуют связь себя и своей Родины, но за время их службы за короткое время невозможно обучить солдат навыкам ведения боя и военных действий. В тоже время наемники обеспокоены больше своими доходами, чем результатом сражения, могут быть трусливыми, не обладать высокими моральными принципами, иметь убеждения защищать других людей. Моим мнением будет такое, что у обоих принципов комплектования армии есть достоинства и недостатки, значит надо формировать армию, используя оба принципа ее формирования. Таким образом, мы получим боеспособную армию, соединяющую высокий моральный дух и стремление защищать принудительной армии и с высокими военными качествами наемной армии. Сам князь считал, что формировать армию нужно из дворян, а крестьян не привлекать к военной службе, потому что они не умеют воевать, и брать на службу обученных солдат.
3. Приведите примеры влияния Симеона Полоцкого на взгляды детей царя Алексея Михайловича. Составьте тезисы сообщения на эту тему.
Да, Симеон Полоцкий оказывал влияние на взгляды детей Алексея Михайловича, и было бы странно, если бы он этого не делал, ведь Полоцкий был их учителем.
Как известно, Федор и будущий Петр 1 обучаются латыни, польскому языку, он дает им также религиозное образование по своим сочинениям.
Вот, например, Симеон Полоцкий говорил о том, что Россия славу расширяет не только мечом, но и многовечным сущим. Возможно, это спровоцировало желание Петра 1 сделать Россию передовой промышленной страной. А обучение иностранным языкам позволило ему много путешествовать, проводить Великое посольство, обучаться всему новому и в итоге провести невероятные реформы.
Но в целом, взгляды Полоцкого и взгляды того же Петра 1 не очень похожи, в частности, второй не давал никакого внимания религии.
4. Продолжите в тетради заполнение таблицы «Современники». Подчеркните имена, которые вам встречались ранее.
ИсточникПочтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой была установлена при участии
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
ИсточникОРДИН-НАЩОКИН
ОРДИН-НАЩОКИН Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605-1680), бояринг дипломат, воевода. Руководил внешней политикой России в 1667-71г Посольским и др. приказами. Заключил Андрусовское перемирие 1667. Во время русско-шведской войны 1656-58 участвовал в штурме Витебска, Дриссы и др.
Крупный землевладелец-предприниматель. В 1672 постригся в монахи.
Афанасий Лаврентьевич (в монашестве — Антоний) (1605 — 1680), крупный государственный деятель XVII в., дипломат. Происходил из псковских дворян.
В детстве и юности Ордин-Нащокин получил хорошее образование. С 1622 он находился на военной службе. Во время Русско-шведской войны 1656 — 61 Ордин-Нащокин командовал крупными соединениями войск и руководил штурмом г. Дриссы. Начиная с 1640-х активно занимался дипломатической деятельностью.
В 1656 подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 — Велисарское перемирие со Швецией, за что получил чин думного дворянина. В 1667 Ордин-Нащокин добился от Польши подписания выгодного для России Андрусовского перемирия. После этого он получил чин боярина и стал возглавлять Посольский приказ. Ордин-Нащокин предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьем Балтийского моря.
Он был сторонником проведения ряда важных реформ. Предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую систему комплектования войск. Был одним из создателей Новоторгового устава (1667), отменившего привилегии иностранных компаний и предоставившего льготы и преимущества русским купцам.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой, а также стали регулярно выпускаться «Куранты» — рукописные газеты в одном экземпляре, содержавшие информацию о событиях, происходивших в зарубежных странах. Ордин-Нащокин предлагал ограничить власть воевод на местах, установить городское самоуправление, создать особый «Купецкий приказ». Им был основан ряд мануфактур в России.
В 1672 постригся в монахи.
О.М. Рапов
Полезное
Смотреть что такое «ОРДИН-НАЩОКИН» в других словарях:
Ордин-Нащокин — Ордин Нащокин, Афанасий Лаврентьевич Афанасий Лаврентьевич Ордин Нащокин … Википедия
Ордин-Нащокин — (Афанасий Лаврентьевич) ближний боярин, один изпредшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика,обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О.начал свою блестящую дипломатическую и административную… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ОРДИН-НАЩОКИН — Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605 1680) рус. гос. и воен. деятель и дипломат 2 й пол. 17 в. С 1658 думный дворянин, с 1665 окольничий, с 1667 боярин. Род. в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал иностр. языки … Советская историческая энциклопедия
Ордин-Нащокин А. — Ордын Нащокин на блоке 100 лет русской почтовой марки. 1958 Афанасий Лаврентьевич Ордин Нащокин (1605 Псков 1680 Псков) дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Его карьера довольно уникальна для российской истории, так как он был… … Википедия
Ордин-Нащокин А. Л. — Ордын Нащокин на блоке 100 лет русской почтовой марки. 1958 Афанасий Лаврентьевич Ордин Нащокин (1605 Псков 1680 Псков) дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Его карьера довольно уникальна для российской истории, так как он был… … Википедия
Ордин-Нащокин — Афанасий Лаврентьевич (около 1605 1680, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2 й половине 17 в. Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал… … Большая советская энциклопедия
Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич — ближний боярин и воевода, известный московский дипломат царствования Алексея Михайловича. Год рождения А. Л. Ордина Нащокина точно не известен, но есть основание предполагать, что он родился в первой четверти XVII века. Родился Афанасий… … Большая биографическая энциклопедия
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич — Ордин Нащокин, Афанасий Лаврентьевич знаменитый московский дипломат. Сын небогатого псковского помещика, Ордин Нащокин вырос в среде, поддерживавшей живые сношения с западными соседями, и через нее рано испытал на себе влияние Запада. По видимому … Биографический словарь
ОРДИН-НАЩОКИН Афанасий Лаврентьевич — (около 1605 1680, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат, экономист, боярин (1667); руководил внешней политикой России в 1667 1671 годах. Сын псковского дворянина Афанасий Ордин Нащокин рос в Опочке (см. ОПОЧКА), получил… … Энциклопедический словарь
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич — (около 1605 1680, Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2 й половине 17 в. Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке, получил хорошее образование (изучал иностранные языки, математику,… … Большая советская энциклопедия
ИсточникГДЗ по истории России 8 класс Арсентьев Стр. 17
Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел». Появилась Немецкая слобода на окраине Москвы, где жили выходцы из западноевропейских стран. Приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. В ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Появилась мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича?
Самуил Петровский-Ситнианович, выходец из Белоруссии, окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда прозвище – Полоцкий). Он писал стихи на белорусском и польском языках.
Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов при Заиконоспасском монастыре. Симеон Полоцкий дал Федору и Софье, детям царя Алексея Михайловича, образование с элементами западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Это способствовало тому, что Федор Алексеевич и царевна Софья пытались проводить реформы по западному образцу.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них ему удалось воплотить, а что нет и почему?
А. Л. Ордин-Нащокин предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, что должно было привести к постепенному переходу к постоянно действующей армии, элементы самоуправления по европейскому образцу. Данные цели достигнуты не были, так как в 1671 г. А. Л. Ордин-Нащокин был подвергнут опале. Он отменил привилегии иностранных компаний, предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.). По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»?
А. Л. Ордин-Нащокин был одним из самых известных политических деятелей России в XVII в. Он сделал многое для России не только внутри страны, но и во внешней политике. Он подписал союзный договор с Курляндией, перемирие со Швецией. Он понимал необходимость реформ, его предложения во многом опередили реформы Петра I.
5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Князь Василий Васильевич Голицын проводил политику поддержки отечественной торговли и ремесел, главным направлением внутренней политики предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Голицын прекрасно понимал вред крепостного права и предлагал освободить крестьян от помещиков. Ему принадлежит идея введения «поголовной» подати, которую впоследствии ввел Петр I. Он также выступал за замену дворянского ополчения на армию по западному образцу.
Однако царь и высшие представители общества выступали против курса, намеченного В. В. Голицын, так как это шло против их интересов.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Реформаторской деятельностью представителей власти были недовольны многие слои населения. Верхние слои общества, царское окружение выступало против реформ, так как они угрожали их позициям в обществе и лишали ряда привилегий (в частности, предложение Голицына об отмене крепостного права). Против реформ выступало духовенство, так как они были против привнесения западноевропейских нравов и обычаев, видя в этом угрозу своего могущества и влияния на общество.
В реформах были заинтересованы часть царского окружения, которое было образованным и видело преимущества в реформах, а также купечество, которое было заинтересовано в поддержке со стороны государства.
Источник1666. Учреждение почты в России
В 1666 г. в России была учреждена почта. Хотя письма и донесения доставлялись и ранее, централизованная служба по пересылке государственных бумаг была создана лишь во второй половине XVII в.
Эволюция почтовых служб в России
Первые почтовые службы в Московском государстве стали появляться еще в X в., когда действовал повоз. Это была особая повинность населения предоставлять повозку с лошадьми для гонцов князя. В XIII в. создается и спецслужба, с помощью которой пересылались сообщения с помощью всадников со сменными лошадьми. Процесс шел перегоном, когда лошадей не жалели, не давали отдых и корма.
Ямская служба стала своеобразным учреждением, характерным для русских земель. Простые люди обязаны были держать установленное количество коней. Такие поселения получили статус ям. А вот правительственные указы все так же доставлялись усилиями гонцов.
В XVI-ХVIII вв. наблюдается процесс активного увеличения численности ям, дорог и ямщиков. Михаил Федорович для развития почтовой деятельности формирует Ямский приказ во главе с князем Пожарским. Ям позволяли обеспечить связь Новгорода, Архангельска и других городов в северных землях со столицей. Ямщиками становилось охочее население.
Такие люди должны были селиться отдельно слободами. Их зачисляли в состав служилых.
Развитие почтовой службы
Приказ Тайных дел, ведавший личными делами русского государя, 18.05.1665 г. оформил договор с голландцем Я. ван Сведеном. Содержание договора сводилось к организации почты. Голландец должен был доставлять бумаги из-за рубежа, но фактически он привозил иностранные газеты для формирования обзоров прессы русскому государю.
В целях исполнения договора русская сторона передала Сведену 500 руб. в деньгах и столько же в соболиных шкурках. Голландец по договору мог перенаправлять за дополнительную оплату за рубеж и купеческие грамотки. Первоначально линия почтовой связи была организована между столицей Русского царства и Ригой.
Если ямская гоньба отличалась скоростью доставки конкретного сообщения по установленному адресу, то почта европейского образца была медленней, но доставлялась регулярно. Собиралось несколько отправлений, которые затем доставлялись в любой пункт в рамках почтовой линии.
В это время, в 1666 г., Алексей Михайлович демонстрирует работу предложенной и организованной боярином Ордин-Нащокиным почты в государстве Московском. Она предназначена была для пересылки бумаг государственного назначения и частных грамот торговцев. По характеру почта носила международное значение, доставляя сведения из-за границы.
Орин-Нащокин распоряжается одеть ямщиков в фирменную одежду из сукна. Это были зеленые кафтаны с нашивкой в виде орла из красного сукна. Таких служилых людей именовали почтарями. Они имели почтовый рожок, позже появился и нагрудный знак.
Конкуренция в почтовой сфере
Почтовое дело, организованное голландцем Сведеном, оказалось выгодным. Поэтому он вскоре узнает, что у него появился конкурент. С 1668 г. свои претензии на эту деятельность предъявил Леонтий Марселис, который пользовался покровительством А. Ордина-Нащокина. Между конкурентами организовали торг. Победил в нем Марселис, который получил право обеспечивать доставку в правительственных нуждах бесплатно, если возить почту будут ямщики Ямского приказа.
Марселис запустил первую линию, связавшую Москву с Ригой 17.09.1668 г. А 01.03.1669 г. Москва была связана почтой с Вильно. Затраты окупить удалось за счет введенного запрета на пересылку писем иностранных купцов другими способами. Опираясь на поддержку Ордина-Нащокина, Марселис вскоре увеличил стоимость отправки и пересылки.
Источник