Город Кингисепп — такая «локальная столица» для юго-запада Ленинградской области. Город с населением 47 тысяч жителей, стоящий в 130 километрах от Петербурга, на пересечении пути из Петербурга в Эстонию с текущей в Балтику рекой Лугой. Старинный город Ям, основанный в XIV веке, потом уездный Ямбург, ныне носящий не очень понятное русскому уху название Кингисепп, данное в честь эстонского революционера. Довольно типичный для Ленинградской области город с небольшим набором достопримечательностей. Первая часть будет посвящена южной, более исторической половине города.
Кингисепп, хоть и важный для области город, но для меня он долгое время был «белым пятном» на карте, хотя я даже проезжал этот город по пути в Гдов в 2014 году с 10-минутной стоянкой на автостанции. Съездить сюда я решил в этом году поздней осенью, во второй половине ноября, в пасмурную и довольно промозглую погоду. Впрочем, даже такая обстановка впечатление о городе не портит.
Карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:
Почему в Кингисеппе так дорого? Настоящая Россия / Поездка в Выборг и Кингисепп: удивление и…
Поехал я из Питера в Кингисепп тем же гдовским автобусом, что и три года назад. Утром, ещё затемно, выехав из Питера, немноголюдный автобус покинул северную столицу, отправившись в западном направлении по Таллинскому шоссе, которое идёт по маршруту исторического Ревельского тракта, где даже сохранилось несколько зданий почтовых станций 19 века. Примерно через два часа пути автобус повернул налево, через несколько минут оказавшись в Кингисеппе. С того времени некоторые вещи изменились: старую автостанцию в городе закрыли, и теперь автобусы приезжают к ЖД вокзалу.
2. Так что начнём с вокзала. Он построен в начале 2000-х годов.
За вокзалом видны пути и стоящие на них грузовые поезда. Эта железная дорога ведёт в Таллин, и начинается она из Гатчины, а фактически продолжает южный железнодорожный обход Петербурга Мга — Гатчина. Железная дорога в тогда ещё Ревель была построена в 1870 году, и ныне пересекает государственную границу, до которой отсюда всего 23 километра (у самой границы расположен Ивангород).
Грузовое движение в Эстонию активное, но пассажирское значение ЖД вокзала в Кингисеппе близко к нулю, так как местное расписание ограничено одной в сутки парой дизель-поездов Петербург — Ивангород, а также дальним международным поездом Москва — Таллин. Поэтому ЖД вокзал здесь решили объединить с автостанцией для внутрирайонных маршрутов. В зале ожидания было многолюдно, но пассажиры в основном ждали автобусов до сёл Кингисеппского района.
4. От вокзала рукой подать до центра. Но сначала — типовые советские пятиэтажные кварталы.
5. И через несколько минут можно выйти на проспект Карла Маркса — главную улицу города. В прошлом он звался Большой Санкт-Петербургской улицей. Именно на этой улице находится большинство сохранившихся в городе исторических зданий (а их тут сохранилось не много). На углу, например, видно уездное казначейство (начало XX века).
Город был основан новгородцами в 1384 году в качестве крепости, и изначально носил название Ям. Он был одним из важнейших русских форпостов вблизи Балтики — наряду с Копорьем, Орешком и основанным веком позже Ивангородом. Дважды он переходил к Швеции — во время Ливонской войны в 1583-95 годах и на 90 лет с 1613 года до Северной войны. Именно тогда он получил шведское название Ямбург, которое, что интересно, сохранилось и после Северной войны и возвращения города в состав России.
Новостройки Кингисеппа: в двух шагах от Эстонии
В Российской империи Ямбург был уездным городом Санкт-Петербургской губернии (в которую, кстати, входили и Нарва, и Гдов). О тех временах напоминает фрагментарно сохранившаяся уездная застройка (которая, как уже сказано, почти вся осталась на одной улице). Причиной больших утрат является, конечно же, война. Причём даже не одна: город сильно пострадал как в гражданскую войну, когда в 1919 году трижды переходил от красных к белым и обратно, так и в Великую Отечественную, когда был оккупирован гитлеровцами с 14 августа 1941 по 1 февраля 1944 года.
8. По проспекту Маркса я решил сначала пройтись в восточном направлении, где условный центр города довольно быстро заканчивается. Здесь виден небольшой городской рынок.
9. А напротив него, внезапно, «Макдоналдс» (справа). Довольно неожиданно для города такого размера. Возможно, это из-за того, что здесь проходит международная трасса на Таллин, но она всё-таки не идёт через сам город.
10. Здесь же находится и старая автостанция, с, вероятно, ещё советской вывеской. В мае 2014 года она ещё действовала, но сейчас явно заброшена и, скорее всего, скоро будет снесена. На самом деле, город в целом довольно ухоженный, и тут перед нами, наверное, один из худших кингисеппских видов. Даром, что почти в центре.
Автобусы по району, а также проходящие из Петербурга перенесли на ЖД вокзал, но автобусы и маршрутки Кингисепп — Петербург по-прежнему отправляются отсюда. На одной такой маршрутке я потом ехал обратно.
11. Дальше на восток начинаются уже советские и современные кварталы, которые осмотрим уже во второй части.
12. А пока вернёмся в историческую часть города и пойдём по главной улице в западном направлении. В кадре бывший купеческий дом, ныне — отделение полиции.
13. В основном проспект Маркса такой — довольно многолюдный, застроенный вперемешку дореволюционными и советскими домами.
14. Дом купца Васильева (конец 19 века). В основном ямбургские дома белые или жёлтые, двухэтажные и без изысков: в общем-то, заметно, что город был небогатым.
15. Старая застройка разбавляется советской. И местами, надо сказать, очень гармонично.
16. И даже хрущёвки сюда довольно хорошо вписались. Мне это место напомнило улицы Старой Руссы.
17. Боковые улицы. Если на них свернуть, там исторической застройки уже почти нет. Но город всё-таки приятный в целом.
18. На одной из боковых улиц нашлось необычное здание городской ратуши в стиле модерн. Изначально здесь заседала городская управа, но тогда здание было одноэтажным, а в 1910-е годы было решено надстроить два этажа. Однако реконструкция была завершена уже при советской власти, и в обновлённом виде здание уже не служило по назначению. Сейчас здесь стоматологическая поликлиника и ещё какие-то учреждения.
19. Вид на проспект Маркса. Обратите внимание, как сочетаются дореволюционные купеческие дома с советскими. Даже не всегда их различишь.
20. Маленькая площадь у перекрёстка. Баннер на крыше возвещает о 90-летии Кингисеппского района (как, впрочем, и Ленинградской области).
21. Городская доска почёта возле дома. «Гордость земли Кингисеппской» — звучит, да.
22. Рядом стоит маленький памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС:
23. Напротив — маленький скверик, где на скамейке о чём-то говорили местные жительницы, одна из которых была в форме дворника. Слева виден бюст эстонского революционера Виктора Кингисеппа, в честь которого и назван город. После участия в Октябрьской революции он вёл подпольную коммунистическую деятельность в независимой Эстонии, и был расстрелян в 1922 году в Таллине. После этого его имя и было присвоено Ямбургу — видимо, как ближайшему к Эстонии советскому городу. Уже после присоединения Эстонии к СССР Кингисеппом также назвали город Курессааре на острове Сааремаа, откуда революционер был родом, и наверняка два одноимённых города, довольно недалёких друг от друга, нередко путали (сейчас эстонскому городу возвращено историческое название). Что интересно, в фамилии Кингисепп ударение падает на первый слог, но в названии города уже давно устоялся вариант с ударением на Е.
Вообще, хоть и не особый я сторонник борьбы с советской топонимикой, но я скорее за возвращение названия Ямбург. Дело не в личности того, в честь кого город сейчас назван, а скорее в том, что слово Кингисепп для русского уха слишком непонятное и трудное для произношения.
Кстати, нельзя не вспомнить и неожиданную деталь: сейчас Ямбургом называется газпромовский вахтовый посёлок на Крайнем Севере. На самом деле, это название там появилось ещё до открытия газовых месторождений, и происходит от ненецкого Ямпур-сале — «торфяной мыс», а одним из участников экспедиции, исследовавшей в 1860-е годы Обскую губу, был Юрий Кушелевский — уроженец города Ямбурга Санкт-Петербургской губернии, и ему это название сильно напомнило о родном городе, за чем и последовало переименование.
25. Идём дальше. Мрачноватая позднесоветская коробка — администрация города и Кингисеппского района.
Кингисеппский район граничит с Эстонией. Всего в двадцати километрах западнее расположен маленький городок Ивангород, стоящий на берегу реки Наровы (Нарвы), по которой проходит граница. На другом берегу находится эстонская Нарва. Но в этом интересном месте я пока не побывал. Кстати, в межвоенный период (1920-1940) Ивангород тоже находился в составе Эстонии.
А ещё Кингисеппский район интересен с точки зрения этнографии: в нём до сих пор проживают малочисленные коренные финно-угорские народы ижора и водь, основными местами проживания которых являются несколько деревень ближе к берегу залива: у ижоры — Вистино, у води — Лужицы и Краколье. Впрочем, води, по данным 2010 года, осталось 64 человека, ижоры немногим больше. Так что это, к сожалению, уходящая культура. Но в этих деревнях я надеюсь побывать в обозримом будущем.
26. Напротив администрации — ещё один интересный памятник старого Ямбурга. Это казармы и манеж 146-го пехотного Царицынского полка.
27. Казармы располагались в двух симметричных зданиях. Правое крыло было казармами изначально, и построено в конце 18 века. А в левом сначала был гостиный двор, и оно было перестроено под казармы в 1830-е годы.
28. Посередине стоит манеж Царицынского полка, построенный также в 1830-е по проекту петербургского архитектора Александра Штауберта. Двуглавый орёл на фасаде смог пережить советскую эпоху.
29. Сейчас бывший манеж занимает спортивная школа.
В 19 и начале 20 веков Ямбург был преимущественно военным городом. По состоянию на 1849 год военные составляли больше половины его населения.
30. Перед ансамблем бывших казарм есть небольшой сквер с братской могилой красноармейцев, погибших при освобождении Кингисеппа в Великую Отечественную войну.
В окрестностях города расположен Кингисеппский укрепрайон — советские оборонительные сооружения, построенные в 1928-32 годах, и сыгравшие свою роль, вместе с Лужским рубежом, в замедлении наступления немцев на Ленинград в начале войны, когда их удалось задержать на реке Луге. Кингисепп был оккупирован 14 августа 1941 года, и освобождён 2-й ударной армией 1 февраля 1944, в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции.
31. Чуть дальше, у берега реки Луги, находится, наверное, самая яркая достопримечательность города — собор Святой Екатерины, построенный в стиле барокко в 1764-82 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, который творил также в Петербурге (к примеру, Мраморный дворец — тоже его работа).
32. Собор очень изящен и, надо сказать, для уездного города смотрится неожиданно.
33. Вид от собора на проспект Маркса. Воротами центра города служат два симметричных дома 19 века постройки. Слева — Дом полкового командира, справа — уездные присутственные места. Голуби почему-то больше любят дом справа.
34. Мемориальная доска красноармейцам, погибшим в гражданскую войну. Слоган у неё неожиданный.
36. А за собором течёт река Луга. Течение у неё быстрое, и, наверное, зимой она не замерзает. Выше по течению я видел её в одноимённом городе. А несёт она свои воды прямиком в Финский залив. В её устье в последние годы вырос крупный морской порт Усть-Луга.
37. Над обрывом высокого берега стоит крест — памятник участникам Северной войны.
38. Мост через Лугу. После него проспект Карла Маркса переходит в Нарвское шоссе, и вскоре город заканчивается.
39. Взгляд с моста вверх по течению. Виден железнодорожный мост. Уровень воды в реке, похоже, немного поднялся из-за дождей.
40. За мостом находится Роща Памяти, посвящённая погибшим в Кингисеппском районе во время Великой Отечественной войны — воинам Красной армии, партизанам и мирным жителям.
Ещё за мостом есть несколько кварталов частного сектора, но туда я уже не ходил и вернулся обратно.
41. Взгляд обратно. Екатерининский собор встречает въезжающих в город с западной стороны.
42. Возвращаюсь к собору. Напротив него стоит краеведческий музей в здании бывшего Ямбургского коммерческого училища (построено в 1909-10).
43. Рядом с музеем — братская могила партизан Кингисеппского района. В ней захоронено 78 человек.
44. Здесь же находится Летний парк. В котором, впрочем, несмотря на название, была такая же поздняя осень, как и вокруг. Здесь видна хоть и не очень приметная, но важная достопримечательность города. А именно — крепостные валы.
Крепость Ям, как уже сказано, была основана в 1384 году новгородцами (хотя археологические исследования свидетельствуют о наличии здесь поселения ещё в 8-9 веках) и выдержала крупные осады шведов в 1395 году и ливонцев в 1444-48. Однако успела крепость и побывать в руках шведов в конце 16 и в 17 веке, а разобрана была уже во второй половине 18-го, когда утратила своё значение.
46. Валы помнят давнюю историю. Стоя здесь, и глядя на ноябрьскую Лугу, я представил, что тот же вид наблюдали русские воины, обороняя крепость от неприятеля.
47. Но взяв ракурс чуть правее, можно увидеть другой вид. Советские многоэтажки, современные новостройки. Перед нами — Кингисепп сегодняшний.
48. И парк с крепостными валами стал местом прогулок горожан. А этот пруд с утками — это, кстати, бывший крепостной ров.
И на этом пока прервёмся. История у Яма-Ямбурга-Кингисеппа, конечно, давняя, но интересна и его современность. Если в послевоенные годы Кингисепп был довольно-таки захолустным маленьким городом, то в начале 1960-х здесь был построен крупный химический завод «Фосфорит», давший городу новый виток развития.
Сам завод я, впрочем, не видел, так как он находится за городом, в нескольких километрах. Благодаря его появлению город стал активно развиваться, и были построены спальные микрорайоны к северу от исторического центра. Их и осмотрим во второй части.
Источник: nord-ursus.livejournal.com
Кингисепп. Большой город у самой границы.
В солнечный субботний денёк 18 апреля мы с семьёй решили совершить экскурсию в пограничный Ивангород. Это то место, где Ленинградскую область от Эстонии разделяет всего лишь небольшая речушка. Мои мама и сестра были в Эстонии, так как в то время данное государство ещё входило в состав СССР, а вот я, хоть и был рождён в стране Советов, съездить туда не успел в счёт маленького возраста. Так вот этой поездкой мне хоть одним глазком хотелось взглянуть на то как живут наши соседи.
Ивангород расположен на правом (восточном) берегу реки Нарва (Нарова) напротив эстонского города Нарва. Однако доехать до Ивангорода нам было не суждено. Почему — расскажу позже, а пока остановлюсь на том, что в результате поездки мы решили заглянуть и в ещё один приграничный город, так как наш путь всё равно пролегал через него и не посетить 2 города за одну поездку, при такой возможности, было бы глупо.
Ивангород относится к Кингисеппскому району Ленинградской области и не трудно догадаться, что остановились мы в самом Кингисеппе. Это довольно большой город и при въезде в него сложно не заметить, что тут есть практически всё, чтобы люди как можно дольше жили и не уезжали с этих мест.
За время своих автопутешествий по области я не помню, чтобы мне где-то встречался полноценный Макдональдс (за исключением Гатчины) и множество больших магазинов и новостроек — всё это есть в Кингисеппе. Оно и понятно, государству выгодно, чтобы численность населения у границы ни коем образом не уменьшалась. А зачем уезжать куда-то, если у тебя во дворе есть всё, что надо для жизни. При чём про дворы я ни сколечки не приврал, так как действительно чуть ли не в каждом дворе Кингисеппа есть какой-нибудь магазин из крупной торговой сети. Но конечно магазины это совсем не то, что интересно гостям города, по этому в этой статье я постараюсь рассказать о достопримечательностях города, раз уж мне довелось в нём побывать.
Достопримечательности Кингисеппа.
Всем приезжающим советую начинать осмотр города с центра. Практически все достопримечательности Кингисеппа находятся в одном месте и потому добраться до каждой из них не составит труда. Доехать до центра тоже очень удобно, так как основная дорога (пр. Карла Маркса) на въезде в город проходит как раз через весь Кингисепп (она же потом и уходит на Ивангород). Мы же свернули на Октябрьскую улицу, чтобы заехать к ТК «Норд» с удобной парковкой, где можно дать отдохнуть автомобилю, оставив его, и продолжить исследовать город пешком.
Первым, куда можно отправиться от «Норд»а — это пешеходная аллея с двумя фонтанами, которая находится в непосредственной близости от ТК. Конечно летом, когда работают фонтаны и кругом много зелени там красивее, но в солнечную погоду прогуляться тоже можно, тем более, что в конце аллеи установлен памятник «Землякам павшим в локальных войнах».
Вообще в городе множество памятных мест, связанных с боевой славой. По этому продолжая изучение города есть смысл отправиться от аллеи вниз по улице Жукова к мемориальному парку «Роща Пятисот». Парк ведёт свою историю со времен Гражданской войны, когда в этой роще были казнены белыми свыше пятисот человек. Великая Отечественная война добавила братские могилы советских солдат.
Позднее была установлена большая гранитная стена «Никто не забыт. Ничто не забыто».
Напротив парка, на отдельном кладбище, похоронены бойцы Эстонского стрелкового корпуса.
На обратном пути к центру городу, всё по той же улице Жукова, стоит проследовать к Летнему саду. В саду установлен памятник «Героям партизанам», а ближе к мосту через реку Лугу находится краеведческий музей города. Напротив парка находится Екатерининский собор.
Мост через реку Лугу как раз выводит нас на шоссе в Ивангород. Но даже если Вы не планируете за путешествие посетить сразу 2 города, то пересечь мост как минимум стоит для того, чтобы прогуляться по самому большому парку города «Роща памяти». Тамошним воздухом хочется наполнить целую грудь. Также в парке находится скульптура бронзового льва, стадион для минифутбола и лыжная база.
Вероятнее всего зимой по парку прокладываются отличные лыжные трассы, так как спусков и подъёмов здесь хватает, да и дороги устроены очень интересным образом. Мы же застали только велосипедистов.
Кингисеппский родник.
Ещё одной достопримечательностью города является ключ с живой водой. Добраться до места можно двумя путями, либо через железнодорожный переезд у вокзала и далее по Красногвардейской улице, которая больше похожа на сельскую неезженную дорогу, либо (как я это узнал позже) по хорошему асфальту прямо от центра города, от Екатерининского собора по улице Воскова, через тоннель под железнодорожными путями.
Ключ бьёт у низовья реки Луги, у подножья церкви Всех Святых Петербургских. Желающих набрать воду очень много. У нас к сожалению не оказалось тары, так как мы не ожидали, что будет родник. В церковь к сожалению нам тоже попасть не удалось.
На обратном пути через город мы решили проехаться по всей протяжённости пр. Карла Маркса. На пути нам встретились все административные здания, Кингисеппский колледж торговли и сервиса в сквере которого установлен монумент братской могилы «Слава героям» и даже типичная для советских городов доска почёта рядом с домом №7 на котором еле виднеются, устаревшие морально, но всё же исправно рабочие, электронные часы с показателями погоды.
Так мы попрощались с Кингисеппом. Отдельное слово на последок хотелось бы сказать о дорогах до города и обратно в сторону Петербурга. В целом, большая часть полотна как автобан, на котором спокойно можно разогнаться до 140 км/ч. Правда разогнаться почти не получится, так как по дороге очень много населённых пунктов и действуют ограничения. Остальные, процентов 25 трассы, страшно ямистые, где можно оставить сразу всю подвеску.
Показательный видеоряд, к сожалению, у меня есть только на обратном пути. Вперёд, по каким-то неведомым мне обстоятельствам, регистратор работал, но запись не производил. Так вот, самые худшие дороги — в самом Кингисеппе, за исключением пр. Карла Маркса. Вместо дорог огромные куски вырезанного асфальта весомой глубины.
Движение автомобилей по городу напоминает поездку по минному полю.
Далее, на пути от Кингисеппа до Волосовского района Л.О. дорога просто шикарная, есть где разогнаться, а эстакады напоминают европейские трассы. В Волосовском районе Вы встретите некое подобие дороги из «коровьих лепёшек», а также сами того не подозревая, сыграете в игру «отгадай куда лавировать от ямы», что напоминает игру про пингвина, перепрыгивающего лунки с моржами, на приставке Dendy. Ну и под конец Вас ждёт снова зона расслабления практически до самой границы с Петербургом.
Не пустили на границу.
Ну и обещал рассказать о том, почему же до Ивангорода мы всё таки не доехали. Всё просто, нас не пустили на КПП, так как город приграничного значения и чтобы проехать нужен специальный пропуск, либо загранпаспорт и шенгенская виза.
Добрый дядя пограничник разъяснил нам, что мы из Петербурга такие не первые и отправил прямиком на Шпалерную 30, где и надо заказывать пропуск. Обидно конечно, что при двух детях в машине, для нас не сделали исключения и в итоге мы так и не посмотрели на Эстонию и Ивангородскую крепость.
Краткий вывод о поездке.
Моя семья и я путешествием остались довольны, так как Кингисепп оказался не менее интересным, и я думаю, если приехать сюда летом, то можно ещё интереснее провести время и увезти с собой больше ярких фотографий. А там глядишь, получим пропуск, да и в Ивангород съездим.
Источник: www.drive2.ru