Где начинается Вятка? Как, кем и зачем был основан наш город
Когда мы говорим об истории, в особенности истории родного края, народа и цивилизации, всегда приходится с чего-то начинать. Где же находится тот самый поворотный момент в исторической хронике, с которого мы и начинаем свой отсчет? С какого момента Вятская земля по-настоящему стала Вятской? Для ответа на этот вопрос приходится задавать множество других вопросов, таких как кем и почему.
Новгород, или же Великий Новгород, в общем сознании считается колыбелью древнерусской государственности. Первая дата, которая предлагается к заучиванию при подготовке к школьным экзаменам по истории России — это 862 год, момент призвания легендарной фигуры Рюрика в Новгород, который является родоначальником первой царской династии на Древней Руси. Еще с тех пор Новгород закрепляется в общественном и политическом сознании, как один из ключевых центров ранней Руси, местом торговли, религии и культуры.
Русское быдло в Европе Латвия Рига
На протяжении следующих сотен лет город рос и креп в своём влиянии. Он менялся и приобретал свой собственный уникальный вид и форму, и к 1136 году страсти между городскими боярскими элитами и местным торговым населением привели к изгнанию князя Всеволода Мстиславича, что в свою очередь послужило началом формирования уникальной вечевой республики. Более демократическая форма правления в Новгороде привела к формированию гражданского мышления, более свободного и склонного к девиантным поступкам. Неудивительно, что это вылилось в такое явление, как ушкуйники — группу свободных вооруженных людей, занимавшихся речным пиратством и торговлей, которая снаряжалась в том числе и за счет новгородских бояр.
Основной целью набегов новгородских ушкуйников были соседние народы и государства — шведы, волжские булгары, татары, марийцы и удмурты. Именно набеги в сторону последних и дали начало освоению земель вблизи реки Вятки. Согласно такому литературному памятнику, как «Повесть о стране Вятской» (важно подчеркнуть, что историки до сих пор не могут сойтись в достоверности изложенной там информации), в XII веке (предполагаемая дата 1181 год) ими были захвачены такие поселения, как Болван и Кокшаров (сейчас известны, как село Никульчево и город Котельнич), которые и дали начало заселению Новгородскими славянами вятской земли.
Согласно наиболее достоверным данным (Воскресенская летопись — XVI век) в 1374 году отряд ушкуйников численностью в 2500 человек совершает очень удачный спуск по рекам и грабит город Булгар (столица Волжской Булгарии), после чего разделился на две части, первая уходит глубже в татарские земли, для дальнейшего обогащения, когда вторая уходит на север и остановились на месте впадении реки Хлыновки в реку Вятку. Они обнаружили весьма удобную территорию, естественную возвышенность (современная территория набережной и Вечного огня), которую решили укрепить и возвести на ней своё поселение для постоянной стоянки, зимования и хранения награбленного. Место было выбрано неслучайно, так как по средневековой традиции именно на таких территориях обычно и возводились крепости — особенности рельефа сильно облегчали усилия для обороны города.
КЛИО. Начало Старой Риги
Историки склоняются к тому, что сперва город получил название Вятка, хотя впоследствии и сменил имя на Хлынов, но это не точно, так как не исключается и то, что он в первое время мог носить два названия. Касательно происхождения самого названия, наиболее вероятной версией считается, что Вятка получила его от удмуртского племени Ватка, которое и населяло ближайшие территории. Если говорить про происхождение названия Хлынов, то однозначного ответа также нет, есть мнение, что название получено от уже известной реки, а есть и другое, что произошло оно от древнего слова «хлын» (т.е. обманщик), что соотносится с разбойничьим происхождением города.
Новгородские порядки, в том числе традиции самоуправления, стали основой для нового поселения, исходя из чего и сложился такой самостоятельный уклад. Новгород включал наш город в состав «своих» земель, велась торговля, но вообще город был самостоятельным и независимым, в нем сформировалось собственное боярство и вече, жители Вятки избирали «ватамана» (именно в таком употреблении встречалось слово атаман) — военного вождя.
В 1489 году, однако, этому образу жизни пришел конец, когда в период централизации Руси войско Ивана III численностью в 64 тысячи человек пришло к стенам хлыновского кремля и потребовало подчинения. Капитуляция была неминуема, многие местные бояре были либо сосланы в Москву, либо казнены. Именно после того, как было ликвидировано Вече и во главе города был назначен московский наместник, Вятка официально вошла в состав древнерусского государства.
Что же до того, что сейчас, то ситуация любопытная. Как в территории, так и в населении Киров значительно крупнее своего родителя Великого Новгорода, но нельзя не заметить небольшие схожести в обоих городах, в их духе и культуре. И так как история не стоит на месте, то будущий облик этих городов зависит уже от нас.
Редакция интернет-портала Kirov.ru выражает особую благодарность при составлении этого материала самому городу Великий Новгород, который гостеприимно принял нас у себя в рамках поездки по «Серебряному ожерелью России», и Кировскому областному краеведческому музею, который и поделился с нами историей нашего города.
ИсточникКогда Киев был русским или Незыблемые вехи украинской столицы
Основанный новгородским князем Киев сегодня не принято считать русским. Однако на протяжении многих столетий ситуация была преимущественно такой. В городе проживали яркие представители русской интеллигенции. Здесь традиционно превалировала православная вера, а шедевры архитектуры были представлены православными церквями и храмами. Вехи «матери городов русских» ярко описаны в булгаковской «Белой гвардии», где дореволюционная киевская элита с трудом понимала пришлых украиноязычных петлюровцев.
Почему Русь стала Киевской
Дореволюционный Крещатик.
Когда на исторической карте славянского мира появилась Русь, ею правил старший по роду князь. Спустя долгие десятилетия междоусобных войн, после разорения Руси ордами монголов и литовских войск историки прибегли к понятной терминологии, разграничивая исторические периоды государства. Так, период становления Руси со столицей в Новгороде назывался Новгородская Русь, со столицей в Киеве – Киевская Русь, во Владимире – Владимирская Русь.
Вопреки воззваниям некоторых современных украинских ученых, не существует ни единой археологической находки Киева, доказывающей существование украинского языка или же национальной самоидентичности сегодняшних украинцев. Древний Киев свидетельствует об обратном. В одном из первых сохранившихся документов Руси, заключённом в 944 году князем Игорем и византийским императором Лакапином, присутствуют исключительно «Русь», «страна русская», «русин» и «великий князь русский». Событие 988 года, когда князь Владимир крестил киевское население, вошло в древние летописи, как «Крещение Руси». И даже когда сын Владимир Ярослав I создавал в Киеве законодательный кодекс, название документа звучало не иначе, как «Русская правда».
Суть в том, что в разные периоды в русском государстве существовали несколько официальных столиц, в ряду которых Киев не являлся ни первой, ни даже второй. Никто не поспорит с тем, что сегодняшний украинский город какое-то время был официальным центром Руси. Там находились великокняжеский трон, казна, княжеская канцелярия и остальные госорганы, включая высшие церковные.
Часто встречаются исторические разнотолки термина «Мать городов русских», что, по сути, представляет собой лишь древнерусский перифраз для обозначения Киева. Если обратиться к оригинальному фрагменту «Повести временных лет», то Олег вещал так: «Да будет это мать городам русским».
Другими словами, князь в сопровождении войска пожаловал в город, назначив его очередной столицей Руси. Первой зафиксированной «русской матерью» считается Ладога, куда пришел править Рюрик. Спустя пару лет он переместил Центр в Новгород, где на протяжении 18 лет стояла столица русского государства. А уже в 882-м его преемник Олег пришел на земли сегодняшнего Киева.
Выкуп Киева русскими у Речи Посполитой
Дореволюционный русский Киев.
Исходя из условий Андрусовского перемирия от 1667 года по результатам активного противостояния русско-польской войны, поляки официально уступали русским левый берег Днепра. Такой территориальный раздел установился после «Руины» и раскола Гетманщины. Киев, который находился на правом берегу, стал исключением в виду того, что там стоял русский гарнизон. Так город с прилегающей территорией по рекам Ирпень и Стугна по условиям перемирия оставался за Россией на 2 года, после чего подлежал переходу к Речи Посполитой. Но терять древнерусскую столицу Москва не планировала.
Когда с очередной польско-турецкой войной стартовали переговоры о «Вечном мире», шляхтичам прямо заявилось, что Киев «не уступят без крови». В виде компенсации предлагались деньги. В тот период польская сторона остро нуждалась в финансах, не имея и силовой возможности отобрать город. Начались торги на предмет суммы, за которую Речь Посполитая официально отказалась бы от Киева.
Изначально пожаловавшие в Москву польские послы назвали сумму в 800 тысяч рублей (4 млн злотых), на что русские предложили 30 тысяч рублей. После месяцев протоколируемых консультаций сошлись на 146 тысячах. Так Киев официально признали российским за 10 % годового русского бюджета. Покупка Киева русскими включена в «Вечный мир» от 1686-го. 7 тонн серебра в загруженных до предела телегах полякам перевозились в три приёма целый год.
Дореволюционный русский Киев
Дореволюционная русская реклама Киева.
В самом начале 20 века в Киеве работал Клуб русских националистов, представленный видными представителями русской интеллигенции и киевского духовенства. Всех этих людей объединяло стремление хранить русскую национальную идею, близкую Киеву в последние века.
Организация приводила в жизнь идеи культурно-политического развития России исключительно мирным путем, занимаясь нуждами и потребностями населения. Параллельно киевская интеллигенция боролась с польским давлением, разобщающим русский народ. В 1909 году в Клубе состояли 326 коренных киевлян, а к 1913-му — уже 738.
При обществе функционировала читальня, где пользовались популярностью газеты «Русское знамя», «Киевлянин», «Россия». В 1911 году Председатель Клуба Анатолий Савенко приветствовал в составе депутации Николая II. В том же году деятельность Клуба поддержал Столыпин, заявив, что готов всячески поддерживать «соль Киева».
Особое внимание в Клубе уделялось украинскому вопросу. Деятельность поддерживаемых иностранцами «сознательных украинцев» все более явно работала на раскол в российском государстве. По этнографическим представлениям того периода народ делился на великороссов, белорусов и малороссов. Клуб вел серьезную просветительскую работу по искоренению еврейских погромов. В Первую мировую члены Клуба занимались благотворительной поддержкой Русской армии.
Большевистский переворот остановил активную деятельность Клуба. Подогреваемые третьей силой украинские националисты воспользовались неудачами Русской армии и провозгласили в 1917-м сначала Украинскую Народную Республику, а в 1918-м суверенную Украину. С того момента в Киеве и появились украиноязычные театры, библиотеки, общества.
Источник