Когда была основана Рига и кем

Где начинается Вятка? Как, кем и зачем был основан наш город

Где начинается Вятка? Как, кем и зачем был основан наш город

Когда мы говорим об истории, в особенности истории родного края, народа и цивилизации, всегда приходится с чего-то начинать. Где же находится тот самый поворотный момент в исторической хронике, с которого мы и начинаем свой отсчет? С какого момента Вятская земля по-настоящему стала Вятской? Для ответа на этот вопрос приходится задавать множество других вопросов, таких как кем и почему.

Новгород, или же Великий Новгород, в общем сознании считается колыбелью древнерусской государственности. Первая дата, которая предлагается к заучиванию при подготовке к школьным экзаменам по истории России — это 862 год, момент призвания легендарной фигуры Рюрика в Новгород, который является родоначальником первой царской династии на Древней Руси. Еще с тех пор Новгород закрепляется в общественном и политическом сознании, как один из ключевых центров ранней Руси, местом торговли, религии и культуры.

Русское быдло в Европе Латвия Рига

На протяжении следующих сотен лет город рос и креп в своём влиянии. Он менялся и приобретал свой собственный уникальный вид и форму, и к 1136 году страсти между городскими боярскими элитами и местным торговым населением привели к изгнанию князя Всеволода Мстиславича, что в свою очередь послужило началом формирования уникальной вечевой республики. Более демократическая форма правления в Новгороде привела к формированию гражданского мышления, более свободного и склонного к девиантным поступкам. Неудивительно, что это вылилось в такое явление, как ушкуйники — группу свободных вооруженных людей, занимавшихся речным пиратством и торговлей, которая снаряжалась в том числе и за счет новгородских бояр.

Основной целью набегов новгородских ушкуйников были соседние народы и государства — шведы, волжские булгары, татары, марийцы и удмурты. Именно набеги в сторону последних и дали начало освоению земель вблизи реки Вятки. Согласно такому литературному памятнику, как «Повесть о стране Вятской» (важно подчеркнуть, что историки до сих пор не могут сойтись в достоверности изложенной там информации), в XII веке (предполагаемая дата 1181 год) ими были захвачены такие поселения, как Болван и Кокшаров (сейчас известны, как село Никульчево и город Котельнич), которые и дали начало заселению Новгородскими славянами вятской земли.

Согласно наиболее достоверным данным (Воскресенская летопись — XVI век) в 1374 году отряд ушкуйников численностью в 2500 человек совершает очень удачный спуск по рекам и грабит город Булгар (столица Волжской Булгарии), после чего разделился на две части, первая уходит глубже в татарские земли, для дальнейшего обогащения, когда вторая уходит на север и остановились на месте впадении реки Хлыновки в реку Вятку. Они обнаружили весьма удобную территорию, естественную возвышенность (современная территория набережной и Вечного огня), которую решили укрепить и возвести на ней своё поселение для постоянной стоянки, зимования и хранения награбленного. Место было выбрано неслучайно, так как по средневековой традиции именно на таких территориях обычно и возводились крепости — особенности рельефа сильно облегчали усилия для обороны города.

КЛИО. Начало Старой Риги

Историки склоняются к тому, что сперва город получил название Вятка, хотя впоследствии и сменил имя на Хлынов, но это не точно, так как не исключается и то, что он в первое время мог носить два названия. Касательно происхождения самого названия, наиболее вероятной версией считается, что Вятка получила его от удмуртского племени Ватка, которое и населяло ближайшие территории. Если говорить про происхождение названия Хлынов, то однозначного ответа также нет, есть мнение, что название получено от уже известной реки, а есть и другое, что произошло оно от древнего слова «хлын» (т.е. обманщик), что соотносится с разбойничьим происхождением города.

Новгородские порядки, в том числе традиции самоуправления, стали основой для нового поселения, исходя из чего и сложился такой самостоятельный уклад. Новгород включал наш город в состав «своих» земель, велась торговля, но вообще город был самостоятельным и независимым, в нем сформировалось собственное боярство и вече, жители Вятки избирали «ватамана» (именно в таком употреблении встречалось слово атаман) — военного вождя.

В 1489 году, однако, этому образу жизни пришел конец, когда в период централизации Руси войско Ивана III численностью в 64 тысячи человек пришло к стенам хлыновского кремля и потребовало подчинения. Капитуляция была неминуема, многие местные бояре были либо сосланы в Москву, либо казнены. Именно после того, как было ликвидировано Вече и во главе города был назначен московский наместник, Вятка официально вошла в состав древнерусского государства.

Что же до того, что сейчас, то ситуация любопытная. Как в территории, так и в населении Киров значительно крупнее своего родителя Великого Новгорода, но нельзя не заметить небольшие схожести в обоих городах, в их духе и культуре. И так как история не стоит на месте, то будущий облик этих городов зависит уже от нас.

Редакция интернет-портала Kirov.ru выражает особую благодарность при составлении этого материала самому городу Великий Новгород, который гостеприимно принял нас у себя в рамках поездки по «Серебряному ожерелью России», и Кировскому областному краеведческому музею, который и поделился с нами историей нашего города.

Источник

Когда Киев был русским или Незыблемые вехи украинской столицы

01-kiev

Основанный новгородским князем Киев сегодня не принято считать русским. Однако на протяжении многих столетий ситуация была преимущественно такой. В городе проживали яркие представители русской интеллигенции. Здесь традиционно превалировала православная вера, а шедевры архитектуры были представлены православными церквями и храмами. Вехи «матери городов русских» ярко описаны в булгаковской «Белой гвардии», где дореволюционная киевская элита с трудом понимала пришлых украиноязычных петлюровцев.

Почему Русь стала Киевской

02-Kiev

Дореволюционный Крещатик.

Когда на исторической карте славянского мира появилась Русь, ею правил старший по роду князь. Спустя долгие десятилетия междоусобных войн, после разорения Руси ордами монголов и литовских войск историки прибегли к понятной терминологии, разграничивая исторические периоды государства. Так, период становления Руси со столицей в Новгороде назывался Новгородская Русь, со столицей в Киеве – Киевская Русь, во Владимире – Владимирская Русь.

Вопреки воззваниям некоторых современных украинских ученых, не существует ни единой археологической находки Киева, доказывающей существование украинского языка или же национальной самоидентичности сегодняшних украинцев. Древний Киев свидетельствует об обратном. В одном из первых сохранившихся документов Руси, заключённом в 944 году князем Игорем и византийским императором Лакапином, присутствуют исключительно «Русь», «страна русская», «русин» и «великий князь русский». Событие 988 года, когда князь Владимир крестил киевское население, вошло в древние летописи, как «Крещение Руси». И даже когда сын Владимир Ярослав I создавал в Киеве законодательный кодекс, название документа звучало не иначе, как «Русская правда».

Суть в том, что в разные периоды в русском государстве существовали несколько официальных столиц, в ряду которых Киев не являлся ни первой, ни даже второй. Никто не поспорит с тем, что сегодняшний украинский город какое-то время был официальным центром Руси. Там находились великокняжеский трон, казна, княжеская канцелярия и остальные госорганы, включая высшие церковные.

Часто встречаются исторические разнотолки термина «Мать городов русских», что, по сути, представляет собой лишь древнерусский перифраз для обозначения Киева. Если обратиться к оригинальному фрагменту «Повести временных лет», то Олег вещал так: «Да будет это мать городам русским».

Другими словами, князь в сопровождении войска пожаловал в город, назначив его очередной столицей Руси. Первой зафиксированной «русской матерью» считается Ладога, куда пришел править Рюрик. Спустя пару лет он переместил Центр в Новгород, где на протяжении 18 лет стояла столица русского государства. А уже в 882-м его преемник Олег пришел на земли сегодняшнего Киева.

Выкуп Киева русскими у Речи Посполитой

03-kiev

Дореволюционный русский Киев.

Исходя из условий Андрусовского перемирия от 1667 года по результатам активного противостояния русско-польской войны, поляки официально уступали русским левый берег Днепра. Такой территориальный раздел установился после «Руины» и раскола Гетманщины. Киев, который находился на правом берегу, стал исключением в виду того, что там стоял русский гарнизон. Так город с прилегающей территорией по рекам Ирпень и Стугна по условиям перемирия оставался за Россией на 2 года, после чего подлежал переходу к Речи Посполитой. Но терять древнерусскую столицу Москва не планировала.

Когда с очередной польско-турецкой войной стартовали переговоры о «Вечном мире», шляхтичам прямо заявилось, что Киев «не уступят без крови». В виде компенсации предлагались деньги. В тот период польская сторона остро нуждалась в финансах, не имея и силовой возможности отобрать город. Начались торги на предмет суммы, за которую Речь Посполитая официально отказалась бы от Киева.

Изначально пожаловавшие в Москву польские послы назвали сумму в 800 тысяч рублей (4 млн злотых), на что русские предложили 30 тысяч рублей. После месяцев протоколируемых консультаций сошлись на 146 тысячах. Так Киев официально признали российским за 10 % годового русского бюджета. Покупка Киева русскими включена в «Вечный мир» от 1686-го. 7 тонн серебра в загруженных до предела телегах полякам перевозились в три приёма целый год.

Дореволюционный русский Киев

04-kiev

Дореволюционная русская реклама Киева.

В самом начале 20 века в Киеве работал Клуб русских националистов, представленный видными представителями русской интеллигенции и киевского духовенства. Всех этих людей объединяло стремление хранить русскую национальную идею, близкую Киеву в последние века.

Организация приводила в жизнь идеи культурно-политического развития России исключительно мирным путем, занимаясь нуждами и потребностями населения. Параллельно киевская интеллигенция боролась с польским давлением, разобщающим русский народ. В 1909 году в Клубе состояли 326 коренных киевлян, а к 1913-му — уже 738.

При обществе функционировала читальня, где пользовались популярностью газеты «Русское знамя», «Киевлянин», «Россия». В 1911 году Председатель Клуба Анатолий Савенко приветствовал в составе депутации Николая II. В том же году деятельность Клуба поддержал Столыпин, заявив, что готов всячески поддерживать «соль Киева».

Особое внимание в Клубе уделялось украинскому вопросу. Деятельность поддерживаемых иностранцами «сознательных украинцев» все более явно работала на раскол в российском государстве. По этнографическим представлениям того периода народ делился на великороссов, белорусов и малороссов. Клуб вел серьезную просветительскую работу по искоренению еврейских погромов. В Первую мировую члены Клуба занимались благотворительной поддержкой Русской армии.

Большевистский переворот остановил активную деятельность Клуба. Подогреваемые третьей силой украинские националисты воспользовались неудачами Русской армии и провозгласили в 1917-м сначала Украинскую Народную Республику, а в 1918-м суверенную Украину. С того момента в Киеве и появились украиноязычные театры, библиотеки, общества.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...