Ядвига Литовская, польская принцесса (ум. 1431)
Хедвиг Ягеллон ( литовский : Ядвига Йогайлайте , польский : Ядвига Ягеллонка ; 8 апреля 1408 г., Краков — 8 декабря 1431 г., Краков) была польско-литовской принцессой и членом династии Ягеллонов . Большую часть своей жизни она, как единственный ребенок Владислава Ягайло, считалась наследницей польского и литовского престолов. После рождения сыновей Ягелло в 1424 и 1427 годах Хедвига получила некоторую поддержку в своих претензиях на престол. Она умерла в 1431 году на фоне слухов о том, что ее отравила мачеха Софья Гольшанская.
Рекомендации
Выбрать другую дату
События в 1408 году
Эдигу
Орден Дракона
Орден Дракона, монархический рыцарский орден, создан Сигизмундом Люксембургским, тогдашним королем Венгрии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
О проекте CalendarZ
Портал CalendarZ позволяет не просто получать информацию о самых важных праздниках и события, но и рассчитывать количество дней, оставшихся до наступления определенной даты, а также другую полезную информацию.
День рождение жены Литвы
125. Нас пригласили на день рождения блогеры из Литвы. Арамболь. Гоа 2022.
Источник: www.calendarz.com
Когда день рождения литвы
16 февраля — День Независимости Литвы (Lietuvos valstybės atkūrimo diena)
16 февраля 1918 года совет Литвы подписал акт о Независимости Литвы. Этот акт провозглашает о том, что Литва освобождается от всех государственных связей, которые когда-либо были с другими государствами. Это был первый шаг на пути к независимости.
Акт независимости от 16 февраля Россия признала 12 июля 1920 года, когда был подписан Мирный договор с независимой Литвой. К сожалению, этот мирный договор длился до 1940 года.
В годы Советской оккупации было запрещено отмечать 16 февраля как праздник.
После долгого перерыва 16 февраля было официально упомянуто в 1989 году на заседании, проходившем в Академии Наук.
Акт независимости 16 февраля был восстановлен 11 марта 1990 года.
11 Марта — День восстановления Независимости Литвы (Lietuvos nepriklausomybės atkūrimo diena)
День восстановления Независимости Литвы отмечается 11 марта. В 1990 году Верховный Совет Литовской Республики подписал акт о независимости Литвы, в котором указывается, что восстанавливается в 1940 году внешними силами уничтоженный суверенитет Литовской Республики и с этого момента Литва становится независимым государством.
Акт основывался на подписанном 16 февраля 1918 года акте независимости Литвы, который никогда не терял правовой силы.
Россия не хотела признавать независимость Литвы. 8 января 1991 года правительство России ввело в страны Балтии подразделение десантников. 12 января на улицах Вильнюса началось движении бронетехники. В ночь на 13 января литовцы встали на охрану Дома Печати, телевизионной башни и парламента, которые собиралась захватить армейские подразделения.
Защищая телебашню, погибло 14 человек. Весь мир осудил действия России. Поддержать Литву прибыли делегации из Латвии, Белоруссии, Украины, Грузии, Молдавии, России, Польши и Венгрии.
29 июля 1991 года Россия признала полную независимость Литвы, с Литвой был подписан договор об основах межгосударственных отношений.
Воскресенье и понедельник по лунному календарю – Пасха (Velykos )
Святая Пасха – христианский праздник, адаптированный к старым религиозным литовским праздникам. В христианстве время Пасхи совпадает с праздником воскрешения Христа.
В старые времена Пасха – это праздник пробуждения природы, весенней радости и веселья. Во время Пасхи наступало весеннее равноденствие, продолжительность дня сравнивалась с продолжительностью ночи.
Пасха – переносной праздник, он не имеет своего постоянного дня в календаре. Празднуется в первое воскресенье полнолуния после дня весеннего равноденствия. Традиции этого праздника уходят вглубь веков. Очень важный атрибут Пасхи – яйца – в языческой религии символизируют космос, зарождение жизни, плодородие.
Люди верили, что пасхальные яйца обладают огромной силой – ими кормили больных, прикладывали к ранам и больным местам. Бесплодные женщины в лечебных целях пили сырые яйца. В праздновании Пасхи, как и в других литовских традициях тесно переплетаются старинные обычаи и христианские обряды.
В ожидании Пасхи, литовцы ещё с Масленицы (около 7 недель) соблюдали пост. В воскресенье с самого утра люди шли в костел, а вернувшись — поздравляли всех домочадцев с праздником и садились за праздничный стол. Хождение по гостям, большие пасхальные веселья и развлечения начинаются на второй день Пасхи.
Основная и до сих пор очень популярная пасхальная традиция – крашение яиц. Раскрашивание яиц имело магическое значение. Раскрашенное пасхальное яйцо в Литве называют „margučiu“ (крашенка). Люди все еще любят традиционные пасхальные развлечения. Детям особенно нравятся катание крашение яиц и бой яиц.
Уже хорошо забытым стал пасхальный персонаж Velykė (Пасха). Это пасхальная бабуля, чем-то похожая на Деда Мороза. В старые времена, проснувшись рано утром на Пасху, дети находили на подоконниках подарки — по 2 крашеных яичка. Это был подарок Пасхи.
Первое воскресенье мая — День Матери (Motinos diena)
День Матери празднуется в первое воскресенье мая. Это праздник с глубокими традициями с давних времен празднуется не только в Литве, но и во всем мире. В разных странах мир день матери празднуется в разные дни. В Литве это весенний праздник, потому, что мать ассоциируется с землей: как земля выращивает ростки, мать растит детей.
В этот день матерей поздравляют дети и мужья, стараются выполнить за них всю домашнюю работу.
Уважение к матери пришло к нам с самых давних времен. В разных странах люди преклоняются перед различными женскими божествами. Причина этого именно в том, что женщина всегда была носительницей жизни. Из народных песен знаем, что все заботы раньше ложились на плечи матери. Ей приходилось управляться со всем хозяйством, присматривать за наемными работниками, делать все домашние дела, растить и воспитывать детей.
В литовском языке, как ни в одном другом, есть множество милых ласковых слов обозначающих мать. В пословице о матери говорится: «У матери мягкие руки, но тяжелые слезы».
Первое воскресенье июня — День Отца (Tėvo diena)
День отца – праздник, когда празднуется отцовство, также как и материнство в день матери. Этот день самыми первыми начали отмечать в Соединенных Штатах Америки, где день отца празднуется так же, как и день матери. В этот день в храмах страны проходила служба за умерших и живых отцов.
Вдохновителем этого праздника в 1910 году была Louisa Dodd. Ее мать умерла при родах шестого ребенка и отец один вырастил всех детей.
Первое воскресенье июня провозглашено Днем Отца. Это «молодой» праздник, однако День Отца отмечают все больше семей – отцов поздравляют и выражают им почтение.
24 июня — День Росы или Йонинес (Rasos arba Joninės)
День Росы (Йонинес) празднуется 24 июня, а точнее в ночь с 23 на 24 июня, это время когда день самый длинный в году, а ночь самая короткая (день летнего солнцестояния).
Происхождение этого праздника в Литве – праздник Росы. Праздник Росы – это астрономическое начало лета. После крещения Литвы праздник Росы стал отождествляться с днем Святого Йонаса и получил название Йонинис. В этот день именины Йонаса и Янины, поэтому людей с такими именами поздравляют, надевают на них праздничные венки.
Хотя праздник и был обращен в христианство, старинные обычаи остались. Некоторые из них церковь так и не смогла изжить и поэтому внесла в свои обряды. Остались старинные элементы праздника – вода, огонь, символы растительного мира. Остались такие обычаи, как плетение венков, любовные и свадебные гадания, сбор лекарственных трав, поиски цветков папоротника, разжигание костров и прыжки через огонь.
Каждый год люди собираются для празднования Йониниса в Кернаве, на горе Рамбинас, в Йонаве. Эти места часто называют «Столицами литовских Йонасов и Янин». На этом праздники переплетаются различные традиции – имитируются старинные обряды, гадают, поздравляют Йонасов и Янин.
Считается, что в эту ночь травы имеют наибольшую жизненную силу, лекарственные – лучшие лечебные свойства. В ночь Росы девушки идут собирать траву, из неё плетут венки, а уже по ним — предсказывают будущее. Самым главным растением на Йонинес считается папоротник.
Ходит поверье, что именно в эту ночь, единственный раз в году на одно мгновение распускается цветок папоротника. Человек, который найдет цветок папоротника, становится всеведущим, хотя тоже – только на мгновение.
Поиски цветка папоротника – это одна из самых известных традиций этого праздника.
Еще один из очень важных элементов праздника Росы – это обряд Огня. Люди верили в то, что огонь имеет очищающее значение не только в физическом, но и в моральном плане.
6 июля — День Литовского Государства или День коронации короля Миндаугаса (Mindaugo karūnavimo diena)
Миндаугас – Великий Литовский Князь и первый Король Литвы.
Во многих исторических источниках Миндаугаса называют Миндаугас Мудрый: он был способен проводить настолько гибкую политику, что многие планы ордена Крестоносцев были уничтожены.
Очень большой шаг в политике Миндаугаса – принятия христианства в Литве в 13 веке. Тогда магистр Ливонского ордена торжественно окрестил Миндаугаса и его жену Морту, их двоих сыновей и много солдат. 1251 год — дата принятия христианства правителем – считается началом христианства в Литве.
Таким образом, Миндаугас не только объединил государство, но и крестил его. Миндаугас построил в Вильнюсе первый собор, остатки которого найдены под современным Вильнюсским собором.
День коронации Миндаугаса уже отмечался в независимой Литве до советской оккупации. В годы советской оккупации это было запрещено. Восстановив независимость, парламент Литовской Республики провозгласил день коронации Миндаугаса государственным праздником. Каждый год во всей Литве 6 июля проходит праздник.
Торжественные мероприятия в честь Миндаугаса проходят в Медининкай на горе Йозапине. Здесь проходят турниры лучников «Серебряное Кольцо Миндаугаса», принимаются военные присяги. В Вильнюсе праздничные мероприятия и концерты проходят на проспекте Гядеминаса, во дворах и площадях Старого города, в концертных залах.
15 августа – Травник или Успение (Žolinė)
Травник (Успение) отмечается 15 августа. Церковное название этого праздника – Праздник Успения Богородицы, во время торжественных богослужений освящаются зеленые луга и поляны.
В старые времена Балты посвящали обряды великому божеству родительнице Ладе, во время которых делали приношения из выращенного и созревшего урожая.
С принятием христианства в Литве, этот праздник совпал с днем восхождения на небо Святой Девы Марии. Успение Богородицы Святой Девы Марии – это один из самых старинных и почитаемых праздников, который на западе отмечается с 6-7 века. Существует поверье, что апостолы, открыв могилу Девы Марии, не нашли там тело. В могиле были только цветы.
В старину, женщины в этот день собирали самые красивые полевые цветы, лечебные травы, благодарили Землю за урожай и красоту. Крестьяне в этот день пекли хлеб из зерна нового урожая, а также делали пиво и квас.
Праздновать Успение собирались все родственники, поминали и умерших членов семьи. Люди верили в примету – кто не придет вместе праздновать Травник – тот будет бедным.
Каждый год в Литовских костелах и храмах проходят торжественные службы посвященные Успению. В костелах освящаются лекарственные луговые травы, цветы, злаковые культуры и овощи. Засушенные травы хранились за святыми образами, в периоды грозы ими обкуривали дома, в случаях болезней – пили сваренный из них чай.
Службы в честь Успения проходят в Кабеляй (Варенский район), Крекенаве (Паневежский район), Пивашюнос (Алитусский район), Пажайслис (Каунас),Румшишкес, Шимонис (Купишский район), Панемуне (Рокишский район), Сурдегие (Аникщу район), в Зарасай.
1 и 2 ноября — День всех святых. День поминовения усопших (Visų šventųjų diena. Vėlinės)
1 ноября отмечается День всех святых – в этот день почитают всех святых. Праздник предназначен для почитания всех людей, которые после смерти были причислены к святым. Считается, что если молиться святым — они всегда помогут людям. Праздничные литургии в честь всех святых проводились 1 ноября еще в начале 7 века.
В 10 веке праздник был дополнен – стали почитать всех умерших. 2 ноября в Литве отмечают День поминовения усопших (Vėlinės). Оба праздника часто упоминаются как один: люди посещают могилы, зажигают на них свечки.
День поминовения усопших литовцы отвечают давно. Это языческий праздник. Существовала вера, что после смерти человека его душа отделяется от тела. В дальнейшем душа общается с живыми, постоянно их посещая.
Однако раньше не было обычая зажигать свечи на могилах, как это делают сейчас. Для душ усопших готовилось угощение, иногда могилы поливали медом и вином. Позже особое значение стало придаваться огню. Считалось, что огонь притягивает души умерших, для этого зажигались свечи. Зажигая свечи, живые как бы приходят к согласию с мертвыми.
С 1990 года 1 ноября объявлено нерабочим днем.
24 декабря – Сочельник (Kūčios)
Ночь Сочельника с 24 на 25 декабря – особенная. Это самая длинная ночь, а с 25 декабря солнце начинает возвращаться, и дни становятся длиннее. Сочельник очень старинный праздник.
Еще до прихода в Литву католической веры литовцы праздновали Сочельник. Это был очень большой праздник, который сопровождался ритуальным столом, гаданиями, жертвоприношениями и другими обрядами. В день этот день все старались до вечера закончить важные дела и работы.
Больше всего работ приходилось на долю женщин – им надо было приготовить непростой стол Сочельника и Рождественский стол, навести порядок дома. Угощение на Сочельник готовятся из продуктов растительного происхождения и из рыбы. Во всей Литве пекут специальное печенье — «кучукай».
Приготовив праздничный стол, люди по традиции купались. Наполовину раздевшись, женщины сначала омывали мужей и детей, потом мылись сами. К столу сочельника необходимо было садиться абсолютно чистыми, без злых мыслей, со всеми помирившись.
В этот день нельзя обижаться, необходимо простить всех соседей. Друзьям обязательно надо было вернуть все долги. Это семейный праздник единства.
В Сочельник литовцы кушали мало, ожидая праздничного ужина. Раньше за стол садились только тогда, когда на небо всходила вечерняя звезда. Хозяин приносил сено и укладывал его на стол под скатерть. А скатерть на столе должна была быть самая красивая и самая белая. После этого хозяйка несла на стол угощения.
Ужин Сочельника должен состоять из 12 блюд – столько, сколько месяцев в году.
Ночь Сочельника считалась волшебной – во время ее могли происходить разные чудеса. В эту ночь люди с помощью различных гаданий пытались предугадать свое будущее.
25-26 декабря – Рождество (Kalėdos)
Рождество – это праздник, уходящий своими корнями к празднованию возвращения солнца. Чтобы солнце «повернулось» выполнялись различные обряды, продолжительность которых достигала нескольких недель. 25 декабря с давних пор считалось днем возвращения солнца или солнечного божества.
После введения христианства старинные традиции стали тесно переплетаться с новыми. Рождество стали отмечать как праздник рождения Иисуса. Согласно Библии Дева Мария родила Христа 25 декабря в Вифлееме. Католическое рождество празднуется 25 декабря.
Старое литовское название праздника Рождества — «Каледа» — так и осталось в названии христианского праздника.
С давних времен в рождественское утро все очень рано вставали в первую очередь наводили порядок на столе. В первый лень Рождества люди не были серьезно настроены, никуда не ходили, не занимались работой, проводили время за гаданиями. Все друг другу рассказывали, какие сны снились в эту ночь, так как верили, что сны под Рождество вещие. Холодное Рождество означало позднюю осень, солнечный день – урожайный год.
С 20 века на Рождество литовцы украшают елку игрушками, сделанными из соломы, бумаги, яичной скорлупы. Так же для украшения годились яблоки, орехи, конфеты. На елку вешались печенье и пряники: барашки, полумесяцы, лошадки, птички.
Сейчас к малышам и к взрослым в гости на Рождество приходит Каледу Сенялис (Рождественский Дедушка, аналог Деда Мороза).
Источник: www.olitve.ru
День независимости Литвы
В 2018 году 16 февраля в День независимости Литва (Lietuvos nepriklausomybės atkūrimo diena) будет отмечать столетие литовской государственности. Этот праздник также называют Днем восстановления литовского государства.
История вопроса независимости Литвы
Литва утратила независимость в 1795 году после раздела литовско-польского государства Речи Посполитой, а во время Первой мировой войны литовская территория была оккупирована Германией.
Под председательством Йонаса Басанавичюса двадцать делегатов Литовской Тарибы (Совета Литвы) подписали Акт о восстановлении независимости 16 февраля 1918 года. В этом документе провозглашается создание литовского государства со столицей в Вильнюсе, а также отделение этого государства от всех государственных связей, которые когда-либо существовали с другими странами.
Практически 100 лет назад, в момент подписания Акта о независимости Литвы, в стране не было четкого представления о будущей форме правления, поэтому произошла попытка установить конституционную монархию. Для этого представители молодого государства обратились к вюртембергскому герцогу Вильгельму фон Ураху и предложили ему литовский трон и коронацию под именем Миндаугаса II.
Герцог начал изучать литовский язык, но так и не взошел на престол из-за революции в Германии.
РСФРС признала Акт о независимости от 16 февраля в 1920 году, когда был подписан российско-литовский мирный договор. В 1922 году в Литве была принята первая конституция, по которой в стране установилась парламентская республика.
Сегодня в Литве также отмечается 11 марта как государственный праздник, так как в этот день в 1990 году был принят акт «О восстановлении Литовского государства». По этому документу, Акт о независимости от 16 февраля 1918 года и резолюция Учредительного Сейма от 15 мая 1920 года о восстановлении демократического Литовского государства никогда не утрачивали правовой силы и являются конституционной основой Литовского государства.
Также 11 марта 1990 года был принят еще один важный закон, знаменующий независимость Литвы, «О наименовании и гербе государства». Законом закреплено единственное официальное наименование государства — «Литовская Республика» и официальный государственный герб и знак Литвы — Витис.
Акт о независимости Литвы
Праздник 16 февраля посвящен подписанию Акта о независимости. Его текст достаточно краткий, но он заложил основные принципы государственного устройства, которые были отражены во всех литовских конституциях. Акт также сыграл ключевую роль в 1990 году после выхода страны из состава СССР.
В день подписания Акта территория Литвы была оккупирована немецкими войсками. До 1940-го документ хранился в президентском дворце в Каунасе. Однако когда Литва вошла в состав СССР в качестве Литовской советской социалистической республики, документ исчез и о его местонахождении не было известно более 70 лет. Ценность акта настолько велика, что литовский концерн MG Baltic предлагал выплатить за оригинал миллион евро.
Только 29 марта 2017 года оригинальная версия документа была обнаружена в дипломатическом архиве МИД Германии. Нашел документ литовский профессор Университета имени Витаутаса Великого Людас Мажилис. Оказалось, что исторический для Литвы документ был помещен в архив немецкого МИД в группу дел под названием «Будущее балтийских провинций: Литва».
На вопрос журналиста, не повлияла ли на поиск документа предложенное концерном вознаграждение, профессор ответил отрицательно. Он рассказал, что занимался поисками с лета 2016 года и сначала обратился в госархив Германии, а затем в архив немецкого МИД, где ему и удалось обнаружить Акт. Таким образом, в этом году на праздник независимости Литвы документ будет выставлен в Доме сигнаторов в Вильнюсе, где он и был подписан почти 100 лет назад.
Современный праздник независимости Литвы
В 2018 году в День независимости Литвы по всей стране проходят праздничные мероприятия. Первые лица государства выступают с традиционной речью перед народом, в Президентском дворце Литовской Республики проводится церемония вручения государственных наград. В столице на Кафедральной площади устраивают большой концерт, в храмах проходят святые мессы.
После полудня президент страны участвует в церемонии поднятия флагов балтийских стран у Президентского дворца, а у Дома подписантов акта о независимости проводится традиционное праздничное мероприятие. В прошлом году в честь дня восстановления литовской государственности на столичном проспекте Гедиминаса зажгли 16 символичных костров, от площади Винцаса Кудирки до Кафедры.
Источник: news.rambler.ru
День рождения литовской русофобии
Оценка январских событий 1991 года в Вильнюсе все дальше от исторической истины
Ежегодно 13 января Литва отмечает День защитников свободы, вспоминая жертв трагических событий 1991 года в Вильнюсе. Для постсоветской прибалтийской республики эта дата давно стала сакральной, превратилась в идеологическую константу, на которой зиждется новая литовская государственность. «Цемент национального сознания», как поэтично выразился литовский историк Зенонас Буткус, но в тоже время и глубинная причина сегодняшней русофобской политики официального Вильнюса.
11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом объявляет о восстановлении независимости прибалтийской республики. Союзный центр классифицирует такое решение как противоречащее конституции СССР. Спустя десять месяцев политического брожения в стране начинаются несанкционированные акции протеста, для подавления которых в Литву входят бойцы спецподразделений, в том числе группы «Альфа». При занятии ими Вильнюсской телебашни и здания Литовского радио и ТВ погибает 14 человек, более тысячи объявляются пострадавшими.
Узаконенная догма официального Вильнюса гласит: все жертвы той трагической ночи — дело рук советских военных, результат агрессии против независимой Литвы. Попытки поднять неудобные вопросы, вроде того, почему часть гражданских лиц умерла от пуль, выпущенных из дореволюционных винтовок Мосина, которых просто не могло быть на вооружении «Альфы», пресекаются властями.
Есть и другая версия: гибель людей в результате действий советских военных так и не была доказана. По толпе стреляли вовсе не «альфовцы», а боевики литовской организации «Саюдис», устроившие провокацию, чтобы оплатить «малой кровью» выход Литвы из Советского союза. Правда, подобная альтернативная точка зрения на события 1991 года в европейской и демократической прибалтийской республике наказывается уголовным преследованием. В 2010 году литовские консерваторы, будучи у власти, законодательно запретили сомневаться, что в убийстве людей 13 января виноват кто-то еще помимо советских военных. А прецеденты-то имеются.
Так, в 2011 году лидеру Социалистического народного фронта Литвы Альгирдасу Палецкису были предъявлены обвинения за следующие слова: «А что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих».
Посмевший оспаривать официальную версию Палецкис легко отделался: денежным штрафом в 10 400 литов (порядка 3 тыс. евро) и Рыцарским крестом ордена «За заслуги перед Литвой», которого политик удостоился в 2004 году «за установление и развитие связей Вильнюса с западной Европой». Президент Грибаускайте лишает Палецкиса государственной награды. Нечего сомневаться было…
Официальный Вильнюс продолжает охранять свою узаконенную версию всеми силами государственной машины. За собственное расследование событий той роковой ночи двадцатишестилетней давности из прибалтийской республики депортируется журналист «Комсомольской правды» Галина Сапожникова, депортируется с последующим пятилетним запретом на въезд.
Любая информация о 13 января 1991 года для внутреннего потребления тщательно фильтруется. Так, в 2013 году за сюжет телепередачи «Человек и закон», в котором была озвучена «российская» точка зрения на случившееся в тот день, в Литве было приостановлено вешание Первого балтийского канала. Свобода слова только рупорам официальной пропаганды, остальным — цензура.
В начале 2016 года официальный Вильнюс решает сыграть финальный аккорд в мифологизации январских событий. Стартует грандиозный «исторический» процесс. В столичном окружном суде начинаются слушания по делу четвертьвековой давности. «Час справедливости приближается в любом случае. Каждого, совершившего преступление против человечности, где бы оно ни имело место — в Литве или Украине — должно постигнуть законное возмездие. Это наше обязательство перед всеми жертвами тринадцатого января», — анонсирует представление процесс президент Грибаускайте.
Все действо политизировано более чем полностью и напоминает дрянной спектакль. С плохими актерами, столь же плохой игрой, незамысловатым сюжетом и предсказуемой развязкой. Какая может быть интрига, какая объективность, когда отрицание узаконенной версии случившегося влечет за собой уголовную ответственность? Приговор вынесен еще до начала суда. Неинтересно.
Остается разве что впечатляться размахом дела. Крупнейшего, кстати говоря, дела в истории постсоветской Литвы: 709 томов, порядка 500 пострадавших и более 1000 свидетелей; 69 обвиняемых и 60 адвокатов, которые будут их защищать, три прокурора и четыре судьи, включая запасного. Правда, на скамье подсудимых лишь двое: граждане России Геннадий Иванов и Юрий Мель. Остальных будут судить заочно, но для проформы все они объявлены в розыск. В ответ на действия официального Вильнюса Госдума РФ принимает постановление, где называет «историческое» дело судилищем и фальсификацией истории.
Новый Нюрнберг ли или кафкианский «Процесс», но суд запущен. И все вроде хорошо, эффектно, да чего-то не хватает. Не хватает рекламы. Театрально-постановочное судебное разбирательство по делу 13 января 1991 требует к себе больше внимания. Не от большой любви к искусству литовские реваншисты затеяли это.
Нужен политический выхлоп.
Тут-то для дополнительного ажиотажа Вильнюсский окружной суд и решает вызвать в качестве свидетеля бывшего президента СССР Михаила Горбачева, кстати, неоднократно с наивным видом заявлявшего, что никаких приказов войскам он тогда не давал. Чтобы заполучить столь именитого гостя, литовская сторона намерена обратиться к российскому Минюсту, рассказывала председатель судейской коллегии Айнора Корнелия Мацявичене.
Сработало. Театрально-постановочный спектакль «Литва против СССР» снова на первых полосах. И «звездный актер» — пусть «актер» и не по собственной воле, — вполне подходящий. Сумки Louis Vuitton Михаил Сергеевич уже рекламировал, сделает рекламу и политической постановке официального Вильнюса.
Тогда «витоновский» гонорар экс-президента СССР составил порядка 25 млн. рублей, литовцы же использовали Горбачева задарма. Никакого ответа Вильнюсскому окружному суду Михаил Сергеевич, конечно, не дал, да оно и не надо было. Реклама «зашла».
Новый 2017 год литовская фемида начинает следующим актом театрально-постановочного суда. Возобновляется опрос потерпевших. Ожидается, что слушания по этому политическому делу, направленному против России, продлятся до конца 2017 года.
Что ж, объективной истории 13 января в Литве по-прежнему не написано, хотя сделать это не так уж и сложно: живы тысячи свидетелей тех событий, можно воссоздать буквально посекундную хронологию. Да только тема остается табуированной. Начатый в 2016 году политический процесс с заранее заказанным результатом лишь сильнее размывает объективный взгляд на события той трагической ночи, уводя все заинтересованные стороны в дебри политических мифов, все дальше и дальше от исторической истины.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Источник: svpressa.ru