Когда латвия вышла из состава СССР

Что стало с прибалтийскими экономиками после СССР?

Литва, Эстония и Латвия первыми вышли из состава СССР. Это случилось 30 лет назад, шестого сентября 1991 года, а Советский союз признал их независимость. Сейчас эти республики называют период с 1940 по 1990 год временем советской оккупации. В этом материале Bankiros.ru расскажет, как изменилась жизнь прибалтийских республик за эти 30 лет.

Что изменилось в Литве

Среднедушевой доход в Литве был меньше, других прибалтийских республик и составлял 469 рублей. В Латвии доход на душу населения равнялся 717 рублей, в Эстонии – 720 рублей, отмечено в исследовании «Советская модель экономики: Союзный центр и республики Прибалтики». Из всех капиталовложений СССР на Литву приходилось около 0,6%, в 1970-е годы этот показатель вырос в два раза и составил 1,2%.

После Великой Отечественной Войны промышленность Литвы вернулась к уровню 1940 года, а через два года объемы промышленности там выросли в два раза. В 1945 году количество работников в промышленном секторе составляло 36,5 тысячи, в 1950 году это число равнялось уже 76,6 тысячи.

Литва вышла из состава СССР незаконно. Депутат Госдумы Евгений Федоров/

Кредитная карта «120 дней (+10 000 руб. в подарок за использование!)»

Бывший посол России в Литве Александр Удальцов отмечает, что в состав СССР республику включили как небольшую сельскохозяйственную страну. Более трети всех ее граждан были заняты в аграрной сфере. Уровень жизни там был одним из самых низких среди стран Европы. Вышла из состава СССР Литва промышленно развитым государством. За 50 лет советская власть вложила в республику 72 млрд долларов, отметил Удальцов в интервью изданию «Литовский курьер».

В 2004 году Литва вошла в состав Европейского союза. Со дня ее выхода из СССР прошло всего 13 лет, а большую часть литовского ВВП уже заняли услуги – 65%, на промышленный сектор приходилось около 23%. Построенные и усовершенствованные при советской власти предприятия закрылись. Сегодня Литва считается лидером Европы по убыли населения. Согласно данным местного департамента статистики, в 1990-х годах в стране проживало 3,7 млн человек, сейчас население составляет два млн.

По прогнозам экспертов Евростата, в течение следующей декады население Литвы будет сокращаться рекордными темпами. Так, в 2028 году население Литвы составит 1,65 млн человек. Специалист Государственного центра стратегического анализа Индре Пусевайте отмечает, что в 2050 году более половины жителей Литвы будут составлять пожилые граждане. Это значит, что платить налоги, трудиться и обеспечивать пенсионеров будет попросту некому.

Кредитная «Удобная карта»

В 1990 году ВВП республики составлял 10,2 млрд долларов, благодаря этому Литва занимала 87 место в мире. В прошлом году ВВП страны равнялся 48,7 млрд евро, из-за коронакризиса экономика бывшей советской республики сократилась на 3,5%. Если считать ВВП на человека, то выходит 2,7 тысячи долларов, сейчас этот показатель равен 38,4 тысячи долларов. Это число выше показателей других прибалтийских государств.

В РИГЕ-ЛАТВИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ СССР? | КРИМИНАЛЬНАЯ ЛАТВИЯ

С 1990 года по начало нулевых госдолг Литвы составлял 20-30% ВВП, сейчас эта цифра составляет уже 47%.

По прогнозам Международного валютного фонда, темпы роста ВВП Литвы в 2021 году будут самыми быстрыми в регионе и составят 3,9%. В 2022 году экономика вырастет более чем на пять процентов.

Что изменилось в Латвии

Жители Риги уверены, именно их республика обеспечивала Советский союз. По оценкам ректора Видземской высшей школы Гатиса Круминьша, Рига перевела в Россию почти 16 млрд рублей – эта цифра больше того, что в принципе получала республика.

Однако такие подсчеты получаются только у латышских аналитиков. Журналисты газеты «Версия» определили, что каждый год Москва вкладывала в Латвию 1,3 млрд долларов.

Кредитная карта «120 дней на максимум»

«„Оккупанты“ не только не вывезли из страны ничего ценного, но и вкладывали в Латвию деньги более активно, чем в собственную экономику. В 1946 – 1985 годы построены и восстановлены 216 крупных промышленных предприятий», – сказано в заметке.

В конце 1940-х стоимость фондов Латвии составляла один млрд рублей. К началу года такая стоимость составила 29,9 млрд. Если учитывать оборотные средства, домашнее имущество населения, то нацбогатство Латвии приближается к 45 млрд рублей, отмечено в материале «Версии».

Население Латвии также стремительно сокращается. Ежегодно с момента вступления в Евросоюз страна теряет по одному проценту своих жителей.

После выхода из СССР, ВВП Латвии сократился в два раза. Закрывались градообразующие предприятия, безработица стремительно растет, а инфляция уже сейчас составляет почти тысячу процентов. Экономика страны меняет показатели: сектор услуг вытесняет промышленность. Прежде всего здесь можно говорить о финансовых услугах, именно в латвийских банках оседали деньги из России и других республик.

Кредитная карта «MTS Cashback онлайн (с безопасной доставкой карты) »

После вступления в Евросоюз в 2004 году экономика страны показывала быстрые темпы роста. Так, в 2006 году, ВВП Латвии вырос на 12,2%. Такой показатель тогда не достигло ни одно государство Евросоюза.

Мировой финансовый кризис в 2008 году приостановил экономический рост Латвии. В 2009 году ВВП республики упал на 18%, поэтому страна активно набирала кредиты у ЕС и МВФ.

Сегодня госдолг Латвии больше 11 млрд евро. Он составляет одну треть ВВП страны. Для обслуживания процентов по кредитам страна ежегодно тратит 200 млн евро.

Что изменилось в Эстонии

Эстония по объему госдолга к ВВП занимает последние строчки в Европе. Это значение там равно 8,12%. Чтобы понять масштабы, скажем только, что у Греции госдолг в ВВП равен 181,78%.

Из всех прибалтийских республик экономику Эстонии можно считать самой успешной. В стране ниже уровень безработицы, выше зарплаты и нет критичного оттока населения. Примерно такая же ситуация была в стране и в то время, когда она входила в состав СССР.

Она опережала все советские республики по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Перед распадом СССР, ВВП страны составлял 10 700 долларов на душу населения. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, по этим показателям Эстония занимала 46 место в мире.

Кредитная карта «Платинум (с безопасной доставкой карты)»

Там же был и самый высокий доход на человека среди советских республик. В Эстонии он составлял 720 рублей. На данный момент средняя зарплата там равна 1400 евро до вычета всех налогов, а пенсия составляет в среднем 500 евро.

Однако даже казалось бы на такой успех, Таллин также подсчитывает убытки от «советского гнета». Сначала ущерб, который нанесла стране советская армия, эстонцы оценивали в четыре млрд долларов. Поскольку период немецкой оккупации был недолгим, эстонские ученые уделили внимание именно советскому периоду.

Затем сумма ущерба увеличилась до 92 млрд рублей. Такую сумму определили эксперты Комиссии при министерстве юстиции Эстонии. Какой курс евро брался во внимание, сколько составляет сумма в евро, исследователи не уточняют. Однако в исследовании подчеркивается, что советские власти развалили аграрный сектор в стране, загрязнили водные артерии, изъяли сланцевые ресурсы, некачественно использовали фосфорит.

После вывода фашистских войск из Эстонии, Москва перевела Таллину 300 млн рублей. Еще 260 млн рублей эстонцы получили от других советских республик. В столицу также направили 40 тысяч тонн угля и кокса, 11,5 тысяч тонн металла, 1150 автомобилей.

За время СССР валовая продукция Эстонии выросла в 55 раз, добыча горючих сланцев увеличилась в 13 с половиной раз, объем капиталовложений увеличился в 30 раз. В сельскохозяйственный сектор вложили шесть млрд рублей, благодаря чему сборы урожая увеличились в два раза, отмечает историк Михаил Крысин в книге «Прибалтийский фашизм. История и современность».

Кредитная карта «Целый год без % онлайн (Акция +2000 руб. до 30.09.3022г.)»

Сказать точно, почему экономика Эстонии оказалась удачнее Латвии и Литвы, сложно. Одной из причин может быть советское прошлое, которое заложило основу. Например в 1950-е годы в Эстонии построили энергетический комплекс с двумя тепловыми электростанциями. Стоит отметить, что это крупнейшие в мире комплексы, которые вырабатывают до 95% всей электроэнергии в бывшей советской республике. В Эстонии считают, что лучше иметь собственные источники энергии, чем закупать их.

Кроме того, успешность экономики Эстонии можно объяснить правильным управлением. В стране полностью изменили валютно-финансовую систему, что потребовало сбалансированного бюджета и низкой задолженности, отметил в интервью DW экс-министр экономики Эстонии Юхан Партс.

Если измерить проценты ВВП, то в Эстонии инвестиций больше, чем в России. В первую поступает 29,6%, а во вторую – 23,4%.

Журналисты издания Литвы Viedas предполагают, что экономический успех Таллина можно объяснить еще и тем, что в стране действуют лютеранские традиции. Социолог Миндаугас Дегутис отмечает, что эстонцы являются лютеранами. Еще Макс Вебер заметил связь между лютеранством и экономическим успехом, поскольку люди такого вероисповедания верят, что добросовестная работа искупает грехи, отмечает Дегутис.

Источник

Распад СССР и Прибалтика

Просматривая публикации, посвящённые трагической годовщине распада Советского Союза, я обратил внимание на одну существенную неточность. Да, СССР распался, но применительно к бывшим советским республикам Прибалтики не скажешь, что они возникли в результате распада. Они появились в результате выделения из состава СССР, которое произошло через несколько дней после августовского государственного переворота 1991 года.

Смертельно подорванный Советский Союз ещё почти четыре месяца жил в составе не 15, а 12 республик и только потом окончательно распался.

6 сентября 1991 года президент СССР М. Горбачёв подписал три постановления. Они были сделаны под копирку и назывались «О признании независимости Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики)». В каждом варианте было пять пунктов. Пункт первый гласил: «Признать независимость Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики)».

Пункт пятый: «МИД СССР заявить о поддержке обращения Литовской Республики (Латвийской Республики, Эстонской Республики) о ее вступлении в ООН». Каждое постановление – всего полстранички, но последствия их не поддаются оценке.

Скажу сначала о юридической ничтожности этих постановлений. 2-5 сентября в Москве проходил Съезд народных депутатов СССР, который в последний день принял Закон № 2392-1 СССР «Об органах государственной власти и управления Союза СССР в переходный период».

Статья 1 этого закона гласила: «В переходный период высшим представительным органом власти Союза ССР является Верховный Совет СССР». В статье 3 говорилось о создании еще одного органа власти – Государственного совета.

Признание независимости прибалтийских республик последовало через 24 часа после завершения работы съезда, только и располагавшего полномочиями принимать столь судьбоносные решения. Горбачёв таких полномочий не имел, будучи лишь председателем Съезда народных депутатов. Более того: он предложил объявить о «самороспуске» съезда. Предложение приняли, что и послужило причиной появления закона № 2392-1.

6 сентября Горбачёв уже не имел права называть себя президентом СССР, тем более в качестве такового что-либо подписывать. Несмотря на это, из-под пера самозванца («президента СССР», который перестал быть таковым) до конца декабря продолжали выходить всё новые и новые документы. Три «прибалтийских» постановления (они имели нумерацию ГС-1, ГС-2, ГС-3) были в этом ряду первыми и самыми разрушительными, готовившими окончательное расчленение СССР.

Не стоит, однако, всё списывать на Горбачёва. На том же съезде обсуждался вопрос о статусе и полномочиях нового органа власти – Государственного совета. Съезд определил, что в состав Совета войдут президент СССР и руководители союзных республик. Однако не 15 республик, кои существовали на тот момент, а лишь 11! В список не были включены руководители прибалтийских республик.

То есть делегаты съезда дружно согласились с их выходом из состава СССР. Распад начался именно тогда. Точкой отсчёта можно считать принятие 5 сентября пресловутого закона № 2392-1.

Тем временем «мировое сообщество» сделало вид, что с прибалтийскими республиками всё в порядке. С невероятной скоростью — уже 17 сентября 1991 года — ООН приняла в свой состав новых членов – Литву, Латвию и Эстонию. С момента подписания Горбачёвым его липовых, юридически ничтожных постановлений прошло всего 11 дней.

Пусть не удивляется читатель, но, вспоминая о деталях «ухода» прибалтийских советских республик из СССР, я невольно провожу параллели с референдумом в Великобритании по вопросу о членстве этой страны в Европейском союзе. Британцы проголосовали за выход из ЕС, но развод между Лондоном и Брюсселем будет тяжёлым и долгим (он может тянуться до 2019-го и даже 2020 года).

Европейская комиссия напоминает Лондону, что получить «штамп о разводе» он сможет только после того, как выполнит кучу обязательств. Только финансовые обязательства оцениваются в 50 млрд. евро (среди них — накопившиеся долги Лондона по взносам в общий бюджет ЕС). Конечно, Лондон может проигнорировать все требования и обрести свободу на следующий день, но это будет подобно тому, как если бы один из супругов хлопнул дверью и начал новую жизнь с ночёвки на лавке. Лондон точно не желает «ночевать на лавке» — он желает сохранить доступ на рынки континентальной Европы и оставаться международным финансовым центром для европейских банков.

А вот при разводе прибалтийских республик и СССР ни одна из сторон о разделе совместно нажитого имущества даже не вспомнила. Традицию «забывать» об имуществе и долгах заложил тот же Горбачёв, сделав это ещё в дни разрушения Берлинской стены и объединения двух Германий.

Когда 12 сентября 1990 года между ГДР, ФРГ, СССР, США, Великобританией и Францией был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, советская сторона в лице Горбачёва тоже «забыла» об имущественных отношениях между СССР и объединённой Германией. Уже задним числом, после подписания Договора выплыли такие вопросы, как: 1) невыплаченные германские репарации (Советский Союз успел получить от Германии суммы, эквивалентные всего нескольким процентам её репарационных обязательств), 2) недвижимость (тысячи объектов, построенных Советским Союзом для размещения своего военного контингента, которые были оставлены после вывода советских войск из Германии).

Первый вопрос вообще не поднимался (а это минимум сотни миллиардов долларов в современных ценах). По второму вопросу была получена копеечная компенсация, которой не хватило даже на постройку жилья для советских военных, выведенных из восточной Германии (См.: Валентин Катасонов. Россия и Запад в ХХ веке. История экономического противостояния и сосуществования. – М.: Институт русской цивилизации, 2015).

Так же произошло и с Прибалтикой. Горбачёвское «великодушие» обернулось тем, что ни один из пяти пунктов постановлений от 6 сентября 1991 года не содержал даже намёка на урегулирование экономических вопросов во взаимоотношениях прибалтийских республик и СССР.

И вот в Прибалтике, вдохнув несколько глотков «воздуха свободы», вспомнили о хлебе насущном. Стали появляться разного рода «исследования», «доклады», «заявления» на тему ущербов, которые там понесли от «советской оккупации». В Вашингтоне поддерживают выдвижение «компенсационных требований» к Российской Федерации.

Компенсационные претензии строятся на трёх основаниях. Во-первых, Российскую Федерацию рассматривают как правопреемника СССР исключительно по всем вопросам, и все претензии по теме «советская оккупация» адресуются Москве. В-вторых, «базу» претензий создаёт полная ревизия советской и мировой истории. В-третьих, претензии подкрепляются шулерством в экономических расчётах.

Остановлюсь на последнем пункте. В качестве эталона для расчёта «пострадавшие» берут наиболее развитые европейские страны — Финляндию, Норвегию, Данию. «Жертвы оккупации» утверждают, что они по уровню развития в 1939 году были сопоставимы с этими благополучными странами, а полвека «оккупации» привело их в плачевное состояние. Этот гипотетический убыток за полвека они и считают.

Шулерство проявляется уже в том, что государства Прибалтики перед Второй мировой войной имели существенно более низкий уровень экономического развития и жизни, чем упомянутые «эталонные» страны Северной Европы. Развитие СССР и входивших в него республик было намного более динамичным, чем стран Запада, — с этим не спорят даже западные экономисты. Находясь в составе Советского Союза, «жертвы оккупации» имели большие преференции, их экономическое развитие опережало развитие некоторых других республик, в частности РСФСР.

Ещё один метод подсчёта строится на оценке людских потерь. Более бессовестного приёма трудно придумать. Считали убыль населения в первые годы после того, когда Прибалтика вошла в состав Советского Союза.

А убыль была вызвана потерями в результате военных действий и массового перемещения гражданского населения за пределы своих республик, преимущественно в глубинные районы СССР. Не вспоминают лишь, сколько советских солдат и офицеров погибло при освобождении Прибалтики: в Латвии — 150 тысяч советских воинов; в Литве – 200 тысяч; в Эстония – 150 тысяч. Полмиллиона человеческих жизней за то, чтобы Прибалтика не знала фашизма!

С 1989 года начался процесс «эмансипации» прибалтийских республик от СССР. На экономике республик это сказалось крайне болезненно. В 1993 году показатели экономики в трёх новых независимых государствах Прибалтики были намного ниже, чем в 1991-м, тем более в 1989 году.

Даю бесплатный совет фальсификаторам истории и экономики: для накручивания «ущерба» предлагаю взять за базу расчётов не 1991-й или 1993 год, а 2013-й или 2014 год. Исходя из нефальсифицированной статистики, объёмы ВВП в прибалтийских республиках снизились по сравнению с «советским максимумом» примерно в 2 раза. Ну и почему бы не приписать это снижение не тем, кто за четверть века превратили новые независимые государства в отсталую периферию мирового капитализма, а «советскому тоталитаризму»? Если послушать выступления прибалтийских политиков, то и по прошествии четверти века с того времени, когда они получили от Горбачёва фальшивую «вольную», они все экономические и социальные беды своей независимости списывают на «советское прошлое».

А если без шуток, то цена их интеграции в «мировую цивилизацию» считается очень просто: с начала 90-х по 2014 год она характеризуется такими цифрами: 35% экономического спада в Эстонии, 49% в Литве и 52% в Латвии.

А тем прибалтийским «экспертам», которые приноровились считать экономический ущерб через людские потери, напомню демографическую статистику «эпохи независимости». Население Эстонской СССР составляло 1565 тыс. человек, современной Эстонской Республики – 1313 тыс. (сокращение на 16,1%).

Население Латвийской ССР составляло 2666 тыс. человек, современной Латвийской Республики – 1976 тыс. (сокращение на 26,9%). Население Литовской ССР составляло 3689 тыс. человек, современной Литовской Республики – 2898 тыс. (сокращение на 21,4%). Бегут? Вымирают?

В своих расчётах претензий по «советской оккупации» прибалтийские «эксперты» исходят из того, что потеря одного жителя Прибалтики должна быть оценена в 10 млн. долл. Интересно, осмелятся ли эти счетоводы выставить Западу счёт на сумму 1.733 млрд. долларов?

Источник

В 1991 году Горбачев признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии, нарушив тем самым конституцию СССР

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость Литвы. Было заявлено о прекращении действия Конституции СССР на территории республики и о возобновлении действия литовской конституции 1938 года.

30 марта 1990 года Верховный Совет ЭССР принял решение о государственном статусе Эстонии. Заявив, что «оккупация» Эстонской Республики Советским Союзом 17 июня 1940 года не прервала де-юре существования Эстонской Республики, Верховный совет объявил государственную власть Эстонской ССР незаконной с момента ее установления и провозгласил восстановление Эстонской Республики.

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики.

Итак, что должен был делать в такой ситуации президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев? Видимо, предпринять все от него зависевшее, чтобы не допустить распада СССР и выхода из его состава трех прибалтийских республик. Надо было совершить формальные действия, из которых следовало бы, что Советский Союз не признает попыток этих республик выйти из своего состава и считает соответствующие их решения незаконными.

Основания совершить такие действия у Горбачева имелись вне всяких сомнений. И самый весомый аргумент — это итоги референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, когда 76,43% принявших в нем участие граждан высказались за сохранение обновленного СССР. Иными словами, можно твердо говорить о том, что к весне 1991 года ясно определилась воля населения СССР по вопросу о его целостности.

И эту волю должны были претворять в жизнь все те лица, которые руководили Советским Союзом. А президент страны — в первую очередь. Президент должен был прилагать все усилия, чтобы эту волю своего народа претворить в жизнь.

В общем, сначала действительно какие-то действия были предприняты для того, чтобы воспрепятствовать выходу Литвы, Латвии и Эстонии из состава СССР. Например, 3 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон, объявляющий юридически ничтожными декларации Верховных Советов прибалтийских республик об аннулировании вхождения в СССР и вытекающие из этого последующие решения. И это было очень грамотным и юридически хорошо выверенным решением.

Однако затем события приобрели совсем иную направленность. И в конце концов в сентябре 1991 года Литва, Латвия и Эстония не просто стали претендовать на статус независимых государств. Советский Союз признал их независимость. Признал вопреки результатам уже упомянутого мартовского референдума.

Если быть точным, то 5 сентября 1991 года президент США Буш заявил о признании независимости прибалтийских республик. А на следующий день, 6 сентября, М.С. Горбачев подписал постановления Государственного Совета СССР №№ГС-1, ГС-2, ГС-3 о признании независимости республик Латвии, Литвы, Эстонии.

Нет никаких сомнений, что подписанные Горбачевым постановления не соответствовали ни Конституции СССР, ни Закону СССР от 03.04.1990 №1409-1 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». То есть можно смело констатировать, что президент СССР действовал в этом вопросе с нарушением формальных требований Конституции СССР, а также соответствующих законов.

Иными словами, действовал незаконно. Ведь в республиках Латвии, Литве и Эстонии не проводились референдумы по поводу выхода из СССР, они были подменены или опросом населения, или голосованием за независимость республик. Не был установлен и переходный период для рассмотрения всех спорных вопросов. Кроме того, Государственный Совет под руководством Горбачева превысил свои полномочия и принял решение по вопросу, относящемуся к компетенции Верховного Совета СССР.

Итак, можно попробовать подвести итоги по данному вопросу. С одной стороны, республики, входящие в состав СССР, стремятся к независимости. С другой стороны, президент СССР не предпринимает тех шагов, которые от него требуются, чтобы как-то противодействовать этому. Более того, в конечном итоге Горбачев подписывает документы, признающие независимость этих республик.

И делает это, нарушая процедуру, установленную Конституцией СССР и соответствующим законом. Кроме того, Горбачев действует вопреки результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 года.

Источник: Трофимов В.Н. Коллаборационисты: мнимые и настоящие. — М., 2015

Источник
Рейтинг
Загрузка ...