Русские жили в Риге, когда ещё никаких латышей там не было
Ганза — в переводе с древневерхненемецкого «сообщество, дружина» — начала развиваться со второй половины XII века как совокупность двойственных союзов между немецкими городами. Практически с самого начала образования Ганзейского союза Бремен, Любек, Гамбург стремились стать первооткрывателями-монополистами торговых отношений с русскими купцами.
Первое торговое подворье было основано бременцами в Великом Новгороде в XII веке и называлось «Готский двор». При нем действовала католическая церковь Святого Олафа, названная в древнерусских источниках «варяжской божницей». В подворье жили немецкие торговцы и их помощники-ученики, которые обладали всей полнотой торгово-экономических и культурно-религиозных прав.
Торговля между Северной Германией и колонизированной немцами Прибалтикой и городами Северо-Западной Руси проходила в основном по морским и сухопутным артериям, а после установления крестоносцами военно-политического контроля над устьем Даугавы на передний план вышел речной путь.
ЛАТЫШИ УСТАЛИ ОТ МАТА И ПОВЕДЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ_КАДРЫ ИЗ ЦЕНТРА РИГИ.
Ганзейский союз / Фото: novgorodmuseum.bm.digital
Отсутствие регламентации торговых отношений зачастую приводило к драматическим событиям. Например, известно, что при переправе по Даугаве под Ригой в 1201 году был убит древнерусский купец.
Новые феодальные власти пошли на упорядочение сферы русско-немецких контактов и в 1212 году заключили с Полоцком первый договор об учете взаимных экономических интересов. Именно тогда в Риге начало формироваться Русское подворье (Dat Russche dorp).
- Немецкие торговцы из Бремена, Любека, Ростока получили право свободно селиться и торговать в Витебске, Смоленске, Полоцке; в свою очередь, купцы из западнорусских городов официально получили право проживать в Ливонии. Так были заложены традиции русской общины в Риге.
- Впрочем, у Ганзы с русскими городами то и дело возникали конфликтные ситуации, которые приходилось решать на совместных встречах самого высокого уровня.
О том, как ганзейцы превратили право на освоение русского языка в стратегию устранения торговых конкурентов, читайте в следующей статье.
Rubaltic, «Русское подворье: русские жили в Риге за 700 лет до «советской оккупации»»
Маленькая Латвия в большой Сибири
У латышских поселений в России давняя история, и сибирские латыши не теряют связи с родиной и сегодня. Посол Латвии в России Астра Курме побывала с гостях у латышской диаспоры в Омске.
Рига, 29 мар — Sputnik. Посол Латвии в России Астра Курме посетила латышскую диаспору в Омске. У латышских поселений в Сибири – давняя история, которая началась еще в XIX веке и продолжается до сих пор.
Рига. Как Латыши Принимают Украинцев. Как Живут в Латвии Сейчас. Латвия Украина 2022
Во время визита посол открыла выставку рукоделия омских латышей, посетила концерт фольклорной группы «Дайна» и приняла участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв коммунистического режима.
Заместитель руководителя консульского отдела посольства Нора Балоде и третий секретарь посольства Каспарс Свиланс побывали в селе Аугшбебри Омской области, где латыши живут уже в пятом поколении.
Латышская сибириада
У латышских поселений в Сибири давняя история. Первые латыши были сосланы в Тобольскую область в 1802 году после Каугурского восстания, когда крестьяне имения Каугерн в Видземе отказались отрабатывать увеличенную барщину. Вскоре после восстания было опубликовано «Положение о лифляндских крестьянах», значительно улучшившее положение латышских крестьян, до того практически бесправных.
Первой латышской деревней в Сибири считается Рыжково в Тобольской губернии, туда по приказу Николая I с 1845 года направляли всех ссыльных лютеранского вероисповедания. В середине века в Рыжково проживало полторы тысячи финнов, латышей и эстонцев. В 1861 году на берегу Оми возникла латышская деревня Рига, латыши также селились вдоль Енисея и в Западной Сибири.
Добровольное переселение латгальцев в Сибирь началось в 1890-е годы. Из-за бедности и скученности латгальская беднота в массовом порядке переселялась во внутренние районы России, образовывая целые колонии. В Сибири они чаще всего селились в окрестностях Минусинска, Красноярска, Томска, Барабинска и Ачинска.
Всего, по данным переписи 1897 года, во внутренних областях России и Сибири насчитывалось 102 тысячи переселенцев из Латвии (7,1% от общего числа латышей в Российской империи). Закон от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выход из общины, придал новый импульс добровольному переселению латышей в Сибирь.
Во время Первой Мировой войны, после оккупации Латвии германскими войсками, в Сибирь эвакуировали промышленных рабочих и беженцев. В те годы Латвию покинули почти 500 тысяч беженцев. В 1917 году в Сибири находилось 74 тысячи ссыльных, беженцев и переселенцев из Латвии, что составляло около 8,4% от общего числа латышей, находившихся в России за пределами Прибалтики.
В годы «военного коммунизма» примерно треть сибирских латышей вернулась обратно на родину, уехали все латыши Алтайской и Иркутской губернии. Однако из-за тяжелого экономического положения в Прибалтике в начале 1920-х годов многие вскоре снова возвратились в Сибирь.
В годы нэпа в латышских национальных селах функционировали две школы крестьянской молодежи, 48 школ первой ступени, 32 избы-читальни, 20 библиотек. Результатом политики «коренизации» стало выделение около 30 национальных сельсоветов.
С 1918 года на латышском языке издавалась газета Sibirijas Cina («Борьба Сибири»), с 1926-го — на латгальском языке газета Taisneiba («Тайснейба»). С 1940 года началось новое «переселение народов»: одни латыши возвращались из Сибири в Латвию, других ссылали из Латвии в Сибирь.
Сегодня сибирские латыши не теряют связи с родиной. Фольклорный ансамбль «Варавиксне» («Радуга») из деревни Бобровка Омской области не раз выступал в Риге и принимал у себя латвийских гостей: послов Латвии в России, кукольный театр из Лиепаи, хор из гимназии города Цесис и рижскую хоккейную команду «Динамо». В этом году ансамбль отметил 30-летний юбилей.
В селе Рыжково и в деревне Бобровка до сих пор каждый год отмечают Лиго: надевают национальные костюмы, жгут костры и плетут венки, едят домашний сыр с тмином. Вокруг Сибирь, а у них – Латвия.
Источникa_dyukov
Это действительно бывшие Курляндские (Курземские) колониии. Учила на уроке истории рассказывала, что в этих бывших колониях, у некоторых народностей слово «каша» звучит, как «putra». Латышское слово:)
к сожелению не могу найти эту новость в латышских сми. Так бы посмотрел что за контекст. Может просто что-то дружелюбное.
Помнится, во время одной из олимпиад латвийский комментатор на полном серьёзе рассуждал о том, есть ли латышские корни у бегуна Болдона из Тринидада и Тобаго.:)
Кстати, всегда удивляло восхищение ряда латышских историков по поводу Курляндии и лично герцога Якоба. Вот вроде Якоб немец, всем в Курляндиии рулили немцы, а латыши на них работали. При этом Ливонией, где было, в принципе, то же самое — никто не восхищается.
Да, надо ведь у шведов компенсации потребовать — за то, что герцога в плен взяли.:)))
Хе-хе, ну это уже претензии к истории. Что было, то было. При немцах Рига была городом, закрытым для латышей. В музее при Домском соборе (который типичный немецкий храм, кстати) этот запрет экспонируется. Прислуга, правда, допускалась, а вот народ — нет.
Поскольку сегодня уже второе апреля, то можете смело верить. Али в музей сходить.
Бугага! Это же Бельшевиц! Маньяк-«историк». Он «забыл» упомянуть о структуре средневекового города — вполне понятно. И кроме того, я уже сказала — прислуга допускалась. Крестьяне — нет.
Капусту завезти на бюргерскую кухню — да. Жить — нет. Немецкий цех располагался в городе и имел все права. Латышский — то после 16 века вне крепостных стен и прав не имел.
Чего вы кривляетесь-то? Чего доказать-то хотите? Что немцы были лучше русских? Наверное, лучше — с моей точки зрения. Надо было оставить латышей немцам, сегодня, как и пруссов их сегодня уже бы не было. И была бы большая Калининградская область сегодня!:)
Ну, строго говоря, у латвийских историков неоднократно встречал упоминания, что ассенизацией и прочими «грязными» работами занималось чуть ли не исключительно коренное население. Эти жили в городах.
А которые крепостные крестьяне — кто бы их туда пустил?
Разрешите поинтересоваться, а причём тут Россия?
Неужели русские цари запрещали коренному населению проживать в Риге?:)))
И причём здесь вся Европа?
Разговор вроде шёл о допуске / недопуске латышского населения в город Ригу?
Вообще, всегда радует вот этот перевод латвийскими историками всех вопросов на Россию. Не знаю, может это только мне такие попадаются? О чём ни говори — о ливонских рыцарях, о герцоге Якобе, о президенте Улманисе — на выходе будет «а вот в России. «:)))
Вообще-то, это не Белшевиц, не претендующий на звание историка, а куча именитых советских антилатышских историков. Белшевиц — просто цитирует:)
Прислуга и ремесленники низового уровня допускались без проблем, крестьяне на постоянное проживание же — только беглые. С удовольствием допускались, естественно,- как и в практически всех остальных средневековых городах, и в Риге нужны были рабочие руки за низкую зарплату и заполучали их стандартным для того времени способом.
Что вы называете народом, понять невозможно. Для латышей при немцах город был в целом открыт — другое дело, что была и прямая, и непрямая дискриминация как при въезде, так и при попытках оставаться и жизни там.
Кстати, сказка о латышей которых не-пустили в Ригу на с
Опять, как обычно, врёшь, мня. Вот выдержка. И это при Петре, подтвердившим привилегии лифляндского дворянства. За что и был крайне уважаем остзейцами
«Магистрат объяснял генерал-губернатору, что город со времени своего основания имел две цели: развитие сословия собственных граждан и стеснение обывателей финского происхождения и иностранцев. Обывателям из финнов постоянно воспрещалось торговать и заниматься ремеслами. «Положение их даже хуже положения крепостных, ибо все крепостные издавна пользуются правом варить пиво для домашнего употребления, на свадьбы и крестины, но у латышей, живущих в Риге, было отнято и это право, ибо они, как недостойные по своему происхождению звания граждан, не могут пользоваться и правами, предоставленными последним» [417]. Правда, магистрат признавал, что предки просителей были исключены из крепостного состояния и оставлены для проживания в городе, но тогда же на них были возложены «рабские, привычные им обязанности, как, например, чистка мостов, городского вала и т. п., с той целью, дабы они, не забывая своего происхождения, не добивались преимуществ, предоставленных гражданам, но помнили вечно, что они рабы»
Источникв какой части Риги живут коренные латыши? Или их во всех районах хватает?;DDD
Коренные латыши живут в Ирландии, а в Риге их почти нет и компактного проживания нет. Местным жителям и так только русская власть разрешила в Риге жить. До того немцы и шведы не разрешали.
Ответы
гы гы где то я задачку слышал в троллейбусе едут баба ега леший и коренной латыш вопрос кто не является сказочным персонажем
blblblbl 8 (115613) 8 15 115 9 лет
«Коренной латыш» — вообще, довольно смутное понятие. Латыши — это нация искусственная, скорее обозначает «народ на этой территории», чем какие-то отличия строения тела, языка и культуры. До 20-го века это была дикая смесь всех народов. В 20-м кого только в латыши не записывали при Ульманисе. И латгалов и русских и немцев и литовцев. Потом они дали потомство и оно важно надувает щёки, мол «мы коренные» ))
Wolfsangel 6 (17779) 2 4 14 9 лет
Они обычно собираются на день независимости или на праздник песни. А так, ощущение, что в Риге их гораздо меньше, чем по стране.
Ой-ля-ля 7 (42244) 3 13 105 9 лет
В Риге нет коренных латышей. Рига — город, основанный немецкими купцами. А латышам здесь разрешили селиться только с 1721 года.
везде по чуть-чуть.
Dimo6a (31) 6 (10678) 2 3 15 9 лет
ты что с ними собралась делать?:D
Paunch 6 (5496) 2 18 39 9 лет
Хочу туда — очень добрый народ и отзывчивый, в отличие от коренного Русского ( не путайте с русскоговорящими ). Естественно это не касается всех
Похожие вопросы
Хороший вопрос:)
Родной раён Плявниеки.
Вырос с рождения, школу закончил там, детство там всё прошло, 90-ые, понял улицы, людей, зло и добро, движение, ритм (самый густонаселенный раен Риги+ инфраструктура на 90%).
Родное есть родное. Вот невозможна такая ситуация — ты приезжаешь на свой родной раен ненадолго (допустим, в магазин) и не попадаешь на знакомых. Почему невозможна? Потому, что всегда кого-то знакомого увидешь, ты узнаешь и тебя узнают:)
Сейчас в Пурчике живу, ничего не поменял бы, все устраивает и выбирать не приходится:)
А если б пришлось бы — Плявниеки или Пурвциемс/Дарзциемс.
Вся Пардаугава,Краска,Гравис — нет.
Центр- нет. С коляской не погулять и не семейный это раен.
Югла, Межапарк, Межциемс зелёные, но. что-то не хваетает.
Поэтому лично для себя я выбрал свою золотую середину.
А теперь сохатый! Как лоси взяли Ригу
Жители Риги жалуются на нашествие лосей. Сохатые забираются в частные дома, перебегают оживленные перекрестки, подбираются к жилым кварталам вплавь. За последнее время зафиксировано несколько десятков визитов лесных обитателей в густонаселенные городские районы. «Лента.ру» разбиралась, чем столица Латвии так их привлекает.
По земле и воде
В соцсетях бурно обсуждают происходящее. Мэр латвийской столицы Нил Ушаков разместил на своей странице в Facebook ролик: сохатый на перекрестке улиц Деглава и Илукстес. «Пока тут выбирают мэра, по улицам опять бегают лоси», — написал градоначальник, имея в виду проводившееся 22 июня в Рижской думе голосование. Кстати, через несколько часов после публикации Ушакова в третий раз выбрали главой города.
Рижанка Рита Лутикова опубликовала ролик с лосем, гуляющим в окрестностях улицы Илукстес. Портал Delfi.lv сообщил также, что сохатый забрел в частный дом в районе Дарзциемс. По словам хозяйки дома, первой его во дворе увидела ее бабушка. «Она закричала. Я забежала на кухню и увидела в окно огромное животное. Я стала звонить спасателям. В этот момент лось свалился в бассейн.
Он барахтался, пытаясь выбраться, но бассейн у нас довольно глубокий, поэтому у него ничего не получалось», — рассказала она. На помощь прибыли полицейские, ветеринары и спасатели. «Они дали ему снотворное, чтобы он успокоился. Лось был огромный и очень тяжелый. Из бассейна его тащили семеро мужчин», — говорит Эвелина. Спасенного сохатого отвезли в лес и выпустили на волю.
Парнокопытные не первый раз демонстрируют тягу к водным процедурам. В конце мая полицейским сообщили о лосе, который вот уже долгое время плывет по Даугаве в сторону центра города и не может самостоятельно выбраться на берег. Спасатели вытащили его с помощью веревки на берег. Обессиленный лесной житель лег на землю и не двигался. Стражи порядка отвезли его в лес.
Нашествие лосей в Риге
Эксперты объясняют все это тем, что в конце весны и начале лета молодые лоси покидают своих родителей и начинают жить самостоятельно. Ориентируются они не очень хорошо, людей не боятся, вот и забредают в город.
Осенний рев
Предыдущее нашествие лосей в Ригу было прошлой осенью. Так, в сентябре Нил Ушаков опубликовал видео с сохатым, прогуливающимся по центру города. «После прогулки по отремонтированной улице Бривибас лось пошел проверять новый парк на месте бывшей свалки на улице Деглава», — пошутил глава города. Еще один лесной обитатель зашел на стоянку супермаркета в районе Пурвицемс. А 14 сентября лось погиб, столкнувшись с такси. Его похоронили на кладбище для животных Citi medību lauki.
Зоологи объясняют, что в сентябре-октябре парнокопытные спариваются и теряют от инстинктов голову, забредая куда не нужно. На людей они обычно не нападают. Опасность может возникнуть, только если раздразнить зверя или при неосторожном приближении человека к лосятам. «Что с ними делать? Увидели лося — тихонько повернитесь и идите спокойно.
Не нужно сразу убегать, потому что он может за вами погнаться. Удар ногой лося, кстати, сносит маленькое деревце. Так вот, старайтесь идти так, чтобы между вами и лосем был какой-то предмет, например, столб. Он с одной стороны вас скроет, с другой стороны изменит направление атаки», — инструктирует рижан зоолог Михаил Пупиньш. Спасатели действуют по своей инструкции.
Животных они пытаются направить, сопроводить или с помощью ветеринаров усыпляют их, а затем перевозят в ближайший лес. Стрелять категорически запрещено.
Бобры и кабаны
Одними лосями дело не ограничивается. В некоторых районах города, таких как Мангальсалу, Яунциемс и Шкиротава, регулярно жалуются на кабанов. По оценкам охотников, в Риге сейчас находится от 60 до 70 диких свиней. Особую активность они проявляли в 2015 году. Тогда стадо из 10 особей заметили даже в центре — перебегали в неположенном месте все ту же улицу Бривибас.
Рижская дума в апреле 2015-го провела совещание по проблеме бродячих животных. Депутаты решили обнести оградой районы, наиболее подверженные набегам. Позже Нил Ушаков отчитался в социальных сетях о поимке двух кабанов, вышедших на ночную прогулку к памятнику Свободы. Соответствующий пост он озаглавил «Рижский триллер».
Мэр рассказал, что лесные свиньи доставили много хлопот (к их поимке пришлось привлечь два полицейских патруля, применяли электрошокеры). Когда кабаны выспались, их выпустили в лесу южнее Риги.
Отлов кабанов в Риге
Не отстают от кабанов и бобры. Если в 2006 году в Латвии было 72 тысячи бобров, то в 2010 году — уже 150 тысяч. В Риге с грызунами, обитающими в городских каналах, сражались долгие годы. Жителей латвийской столицы беспокоит, что от острых зубов страдают вековые дубы — гордость города, часть его исторического облика.
Причем животные чувствуют себя очень уверенно, например затеяли строить хатки рядом с Латвийской национальной оперой. Власти пытались с ними бороться, но потом смирились с беспокойными соседями. Сейчас в Рижском канале живет одна семья грызунов. Городское самоуправление о них заботится и не хочет, чтобы они ушли.
И не только потому, что эти животные стали достопримечательностью. Бобры обозначили свою территорию, обжились, устроив норы в двух местах, и не допускают конкурентов. Если их прогнать, придут другие и опять начнут строить норы. Иногда животные хулиганят, грызут деревья. Но с этим можно бороться — давать им ветки, а ценные деревья защищать специальными ограждениями.
«Природа берет свое»
В Риге можно встретить также косуль, хорьков, лис, оленей, хищных птиц. Экологи называют разные причины такой любви диких животных к столице Латвии. Активно обсуждают фауну и в соцсетях. Многие комментаторы увязывают распространение живности с массовой миграцией латышей на заработки в страны ЕС.
За годы независимости население республики сократилось на 700 тысяч человек (до 1,9 миллиона). По прогнозам демографов, при нынешних темпах депопуляции через сто лет латыши могут исчезнуть. «Лоси замещают уехавших, природа берет свое», — пишет пользователь Анатолий Харитоник.
В Рижском канале живет семья бобров
Фото: Laurie Campbell / Globallookpress.com
Некоторые эксперты предполагают, что дикие животные перестают бояться людей и в каком-то смысле «одомашниваются». Так, сотрудник государственного Института исследования леса «Силава» Янис Озолиньш говорит, что звери знают о возможных выгодах от сосуществования с человеком, поэтому стараются подойти к нему поближе, сдружиться и поселиться рядом. «Этот естественный процесс всегда был и никогда не прерывался.
Как только у животных появляется такая возможность, они идут к людям. Уже давно лисы живут рядом с нами, все больше приближаются косули. Но есть такие звери, что хотят быть рядом с человеком, а не могут — они для нас слишком опасны из-за крупных размеров. Те же медведь, лось, кабан. Они не нападают на людей, но, защищая себя, становятся агрессивными и потому могут поранить или убить человека», — говорит Озолиньш.
Согласно третьей версии, распространению животных способствует сворачивание промышленного производства в пригородах Риги, а также закрытие многих крупных сельскохозяйственных предприятий. Раньше они образовывали своеобразный пояс, отделявший город от дикой природы, теперь этого препятствия нет, и животные легко забредают в жилые районы. По четвертой версии, животных в Риге всегда было много. Просто сейчас люди вооружились смартфонами, и появилось множество фото- и видеосвидетельств их пребывания. В любом случае на людей лесные гости не нападают, а потому можно только порадоваться единению латышей с природой.
Источник