В течение 18 века Речь Посполитая, образованная в 1569 году при объединении Литвы и Польши, стала утрачивать свою независимость. Внутри страны усилилась нестабильность. В конечном итоге ход истории привел к исчезновению с карты Европы целого государства.
Причины раздела страны
Главными причинами разделения Речи Посполитой называются:
- внутригосударственный кризис: в сейме, главном административном органе страны, начались разногласия и борьба за власть между польскими и литовскими влиятельными силами;
- вмешательство извне: Речь Посполитая попала под сильную зависимость от Австрии, Пруссии и России;
- политика церкви, при которой польское духовенство пыталось установить католицизм на всей территории страны.
В 1768 году в городе Бар образовалась конфедерация (союз шляхты), участники которой выражали открытый протест по поводу российского влияния в стране. Польский король Станислав Понятовский, фаворит Екатерины II, обратился к императрице за помощью в подавлении мятежа. К 1772 году русская армия, возглавляемая А.В. Суворовым, подавила сопротивление Барской конфедерации, но установить единоличное господство в Речи Посполитой России помешали Австрия и Пруссия.
Польша и Литва поставят Украине танки и зенитные комплексы
Все разделы Речи Посполитой
Первое разделение произошло 19 февраля 1772 года. Успехи в войне с Османской империей, которую Россия вела уже 4 года, обеспокоили ее западных противников. Монархи Австрии и Пруссии предложили Екатерине II закончить военные действия и поделить Польское Королевство. Отказ мог означать объявление России новой войны.
Тройственное соглашение было заключено, после чего армии всех трех стран вступили на территорию Речи Посполитой. Остатки сил Барской конференции были уже не способны оказать серьезное сопротивление. В результате раздела Россия присоединила к своей территории Восточную Белоруссию и земли Прибалтики, считавшиеся польской частью Лифляндии.
Дата второго раздела – 23 января 1793 года. К этому моменту в Речи Посполитой во многих сферах жизни были проведены реформы, направленные на укрепление государства и принята новая Конституция. Новый сейм значительно увеличил численность армии и наделил Речь Посполитую правом вести самостоятельную политику, без совета с Россией. Ответной реакцией Екатерины II стало начало русско-польской войны. В соответствии с новой конвенцией, подписанной с Пруссией, к России присоединилась Центральная Белоруссия.
Причиной третьего раздела, который состоялся 24 октября 1795 года, стало восстание, организованное Тадеушем Костюшко. Сын богатого литовского шляхтича пытался объединить народ для восстановления территориальной целостности страны и избавления от нашествия недружественных соседей. После подавления мятежа Россия присоединила Западную Белоруссию, Волынь, значительные территории Литвы и Курляндии.
Итоги и последствия разделов
В общей сложности в состав России вошло свыше 450 тыс. м2 земель, на которых проживало 6,5 млн. человек. Польша полностью потеряла государственность. Агрессивная внешняя политика российской императрицы позволила значительно увеличить площадь и население России, но, с другой стороны, способствовала зарождению серьезных межнациональных конфликтов.
Эти проблемы остро проявили себя при распаде СССР, они являются поводом для внешнеполитических противоречий и в настоящее время. Впрочем, если поляки не забыли разделы Речи Посполитой, то русские могут вспомнить польское нашествие в период Смуты и попытку убить первого царя из династии Романовых. Наверное, стоит перевернуть старинные страницы и строить межгосударственные отношения с чистого листа.
Источник: istoriyakratko.ru
Какое отношение Беларусь имеет к Речи Посполитой?
Польша готовится к торжествам по случаю 450-летия Первой Речи Посполитой. «Примазаться» к круглой дате собирается и часть белорусских националистов. Между тем миф о Речи Посполитой как о белорусско-польском государстве основан на очевидной подмене понятий, где под оберткой федерации народов скрывается всевластие шляхты и магнатов.
Само продвижение мифа об империи двух народов нередко обосновывается необходимостью укрепления белорусского суверенитета. Однако, как показывает опыт той же Украины, навязывание обществу чуждой исторической мифологии только расшатывает государство и подрывает его жизнеспособность.
Речь Посполитая действительно была своеобразной федерацией Короны Польской и Великого княжества Литовского. Нехитрое отождествление ВКЛ и ее «народа» с современными Беларусью и белорусами позволяет представить их в качестве полноправных «наследников» Речи Посполитой.
Однако средневековое Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское не было национальным государством в современном смысле слова, а представляло собой феодальный конгломерат этнически и культурно разнородных территорий, объединенных властью литовского князя.
При этом восточнославянское население ВКЛ сохраняло «русскую» идентификацию, связанную с политической, культурно-языковой и религиозной традицией древней Руси, и отчетливо отличало себя от «литвинов».
После того, как литовская знать приняла католицизм, между «русскими» и «литвинами» пролегла не только этноязыковая, но и конфессиональная граница, и началась ползучая дискриминация православного «русского» населения, то есть непосредственных предков большинства современных белорусов.
Уже одно это ставит под сомнение «белорусский» характер государственности ВКЛ.
В отличие от Московского государства, где набирали силу абсолютистские тенденции, Литва и Польша развивались в сторону всевластия аристократии — шляхты и магнатов. Это предопределило, что при их объединении в единое государство формой власти в нем стала аристократическая республика (Речь Посполитая — польская калька латинского Res publica) cо слабым избираемым королем.
Соответственно, в качестве «народов» Литвы и Польши, заключивших федеративный договор, выступало отнюдь не все население этих государств (которое, повторимся, в Литве было этнически и конфессионально пестрым), а их аристократии.
Ян Матейко, «Люблинская уния» / Фото: wikimedia
Люблинская уния 1569 года, в результате которой 450 лет назад образовалась Речь Посполитая, стала финальным актом длительного процесса интеграции Польши и Литвы. Династический союз Литвы и Польши возник в 1385 году, во многом для оборонительных нужд против обосновавшихся в Прибалтике крестоносцев.
При этом между Польской Короной и Литвой развернулась настоящая «игра престолов», когда правящий класс Польши настаивал на дальнейшем углублении политического союза, в то время как литовская аристократия этому всячески противилась.
Тем не менее процесс сближения двух аристократий шел довольно активно. Переход литовской аристократии в католицизм открыл широкую дорогу для распространения польских влияний. Недолгий всплеск Реформации и распространение гуманистических идей в Литве также происходили при культурном посредничестве Польши.
Польскому культурно-языковому и религиозному влиянию оказалась подвержена и западнорусская аристократия, которая стремилась занять свое место в польско-литовском правящем классе. Поэтому к моменту образования Речи Посполитой общее культурно-языковое и ментальное пространство польской и литовской аристократии уже было в основном сформировано, а после объединения в одно государство этот процесс многократно ускорился.
Польский язык, католицизм, общие культурные обычаи и бытовые нравы объединили польскую и литовскую аристократию, в результате к XVIII веку большинство потомков литовских и западнорусских аристократов сделались пламенными польскими патриотами, для которых Литва или Русь стали лишь малой родиной в рамках большого польского Отечества.
Эта полонизированная аристократическая культура на территории Беларуси и Литвы продолжала процветать и после разделов Речи Посполитой в рамках Российской империи, погибнув уже в военных и революционных катаклизмах ХХ века.
Неудивительно, что материальная культура ополяченной аристократии оставила глубокий след в культурном ландшафте Беларуси, практически полностью стерев культурное наследие предыдущих эпох. Барочные и неоготические костелы, развалины усадеб и дворцов, многие из которых восстанавливаются при поддержке государства, сегодня воспринимаются как главные памятники белорусской старины. Вполне закономерно возникает соблазн объявить все это наследие белорусским.
Несвижский замок / Фото: wikimedia.org
Основная концентрация объектов, связанных с наследием польско-литовской шляхты, приходится на Виленский край — исторический регион вокруг Вильнюса, бывший ядром Великого княжества Литовского. Сегодня этот регион разделен белорусско-литовской границей, и именно на нем сконцентрировано внимание белорусского национал-романтизма.
По сути, история Беларуси подменяется мифологизированной историей Виленского края и его аристократии.
В глазах многих белорусских «патриотов» литовская шляхта становится символом «европейской цивилизации», когда-то процветавшей в Беларуси и впоследствии загубленной «тиранической азиатской Москвой».
Между тем именно расцвет шляхетской вольницы в конечном счете привел Речь Посполитую к краху, а оборотной стороной всевластия шляхты стало катастрофическое угнетение крестьянства.
Даже во времена Российской империи, где так же царило крепостное право, многие наблюдатели отмечали особенно тяжелое положение крестьян в белорусско-литовских губерниях.
Полонизация и обращение в католицизм литовской аристократии стали источником многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Собственно, уже после Кревской унии, по условиям которой Литва была крещена по католическому обряду, православные «русские» подданные ВКЛ оказались на подозрении.
Ситуация осложнялась тем, что управление церковью на территории Литвы осуществлялось из Москвы, куда перенесли свою резиденцию русские митрополиты из разоренного татарами Киева. Благодаря интригам литовских князей удалось добиться того, чтобы на подвластных им территориях была учреждена отдельная от Москвы митрополия, что, однако, не избавило православных русинов от ползучей дискриминации и подозрений в нелояльности.
Поэтому следующим шагом стала Брестская уния, которая подчинила западнорусскую церковь Риму и, по замыслу, должна была снять религиозный антагонизм в Речи Посполитой.
Результат, однако, был прямо противоположным. Уния приживалась с трудом, вызывая массовое сопротивление. На Украине насаждение унии стало одним из факторов казачьего движения, которое нанесло первый сокрушительный удар по польско-литовскому государству.
В Беларуси унии также оказывалось ожесточенное сопротивление. В Витебске был убит униатский митрополит Иосафат Кунцевич.
В ходе русско-польской войны середины XVII века православное население Литвы открыто симпатизировало русским войскам, а многие православные предпочли переселиться в Московское царство — в тот период в Москве сформировалось обширное землячество выходцев из Литвы и с Украины, активно включившееся в политическую и культурную жизнь России.
Все эти, а также многие другие факты рисуют историческое наследие Речи Посполитой в Беларуси далеко не в столь благостном свете.
В заключение хочется отметить, сколь поразительно малый след многовековое господство Речи Посполитой оставило в памяти современных белорусов. Удивляться этому не стоит — ведь, за исключением узкой аристократической прослойки, окончательно исчезнувшей в ХХ веке, политическая и культурная традиции этого государства так и не смогли пустить глубоких корней в народе.
Источник: www.rubaltic.ru
Ям-Запольское перемирие в Ливонской войне 1582 г.
Русь и Польское королевство несколько сотен лет враждовали из-за территориальных претензий друг к другу. Польский король даже принял участие в Ливонской войне, встав на сторону Прибалтийских государств и вынудив Ивана Грозного заключить невыгодное для русских Ям-Запольское перемирие в 1582 году.
Павел Петрович Соколов-Скаля. «Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен». 1937-1943 гг.
Начало войны с Ливонским орденом
Царь Иван IV в 1558 году пошел войной на Ливонский орден, стремясь захватить земли, находившиеся близ Балтийского моря (современную Эстонию и Латвию). Целью государя был выход к морским путям для успешной торговли с Европой.
В давние времена на этих территориях проживали языческие народы, а с XIII века земли стали принадлежать католикам-крестоносцам, основавшим Ливонский орден. Рыцари построили Ригу, Дерпт и другие укрепленные крепости, чтобы вести войны с неверными народами. К таковым относились и те, кто исповедовал православную религию.
Войны с крестоносцами вели многие русские князья, начиная с Александра Невского. Конфликт перерос в статус перманентного, прерываясь только на время перемирий.
При Иване Грозном Русское царство стало намного сильнее, объединившись вокруг Москвы, сбросив иго татаро-монгольских завоевателей. Хорошо вооруженное и обученное войско уже имело за плечами удачные походы на Казань и Астрахань.
Иван Васильевич справедливо думал, что Ливонский орден стал слабее и уже не окажет серьезное сопротивление. Действительно, первое время все складывалось удачно для русских войск. Захвачены Дерпт, Нарва и некоторые другие важные стратегические крепости.
Но дело приняло другой оборот, когда в конфликте приняли участие Литва и Польша, объединив свои силы в союзе, названном Речью Посполитой, а также Швеция и Дания. В этот момент Русь оказалась в трудных условиях.
Причины заключения мирного договора
Сложности не остановили Ивана Грозного, он смог отвоевать в 1564 году Полоцк – город, по праву принадлежащий русским князьям Рюриковичам. Однако затем последовали события, которые усложнили положение русского войска:
- неудача в битве при Чашниках;
- загадочная смерть Анастасии Романовой, первой жены царя;
- царь становится недоверчивым и жестоким тираном;
- начался террор и опричнина внутри самого государства;
- 1577 г. – потерян Полоцк, захвачена Нарва.
Вечно подозрительного царя было не остановить: терзали царедворцев, казнили воевод. Войска, оставшиеся без многих полководцев, уже не могли одержать побед. Только народный героизм и стойкость не дали иностранным интервентам проникнуть вглубь России: польский король Стефан Баторий потерял несколько месяцев, безуспешно осаждая Псков, а шведским войскам не удалось пройти дальше Орешка.
24 года безостановочно шла война. И истощенные государства нуждались в перемирии.
Ян Матейко
«Стефан Баторий под Псковом». 1872 год
Ход процедуры
Дата начала процесса – 13 декабря 1581 года. Место встречи дипломатов было назначено в деревеньке, находившейся недалеко от городка Запольский Ям, близ города Пскова. На переговоры прибыли только послы. Царствующие лица воздержались приезжать к месту недавней битвы.
Со стороны Польши и Литвы присутствовали:
- воевода из Браславы Януш Збаражский
- Альбрехт Радзивилл, князь Несвижа и Олыка;
- Михаил Гарабурда, секретарь.
Из России приехали:
- Дмитрий Елецкий, воевода из Кашина;
- Роман Алферьев, воевода из Козельска;
- Никита Верещагин, дьяк.
Посредником был иезуит Антонио Поссевино – опытный дипломат, представлявший интересы Папы Римского в заключении перемирия между русскими и ливонцами. Весь процесс Поссевино записал подробно и точно, а много позже издал свои мемуары, где и отразил всю процедуру заключения Ям-Запольского мира.
Стороны совещались почти месяц, и 15 января 1582 года заключили мирный договор. Для Руси условия были нелегкими, но справедливыми для сложившихся реалий:
- все города, завоеванные Иваном Грозным у ливонских рыцарей, возвращались;
- Иван должен отказаться от прав на Велиж и Полоцк (формально, так как они уже были завоеваны Баторием);
- Польша возвращала завоеванные ею русские города Невель, Великие Луки, Заволочье, Холм.
- окрестности Пскова, захваченные во время осады, тоже вернулись во владения Руси.
О землях, захваченных в Ливонии шведскими войсками, в документе не говорилось, но польские дипломаты заявили, что эти территории должны принадлежать Польше.
Итоги перемирия
Договор был подписан, но каждая сторона понимала, что получила всего лишь передышку. Срок перемирия определялся периодом в 10 лет с последующим продлением. Согласно достоверным источникам, договор действовал до Смутного времени русского царства.
После смерти Ивана IV, его сына Федора и других наследников эпоха династии Рюриковичей закончилась. Высокопоставленные бояре стали претендовать на престол. В это время появился человек, называвший себя Дмитрием, который стремился стать наследником трона, выдавая себя за скончавшегося в раннем детстве сына Ивана Грозного. На самом деле царевич Дмитрий умер в 1591 году в городе Угличе, а самозванца звали Гришка Отрепьев – сбежавший монах, расстрига и изменник, которого поддержал король Польши.
Во время Смуты король предпринял поход на Русь, чем нарушил мирный договор. Польские войска около года стояли осадой под Смоленском и около месяца под Москвой. Силами русского ополчения поляков прогнали с территории Русского царства. На престол вступил Михаил Романов, родственник Анастасии Захарьиной-Романовой, первой жены Ивана Грозного. Началось правление династии Романовых, длившееся более 300 лет.
Ям-Запольский мир был необходим, но невыгоден для русского государя, так как все победы на территории Прибалтики оказались напрасными. Русь при Иване Грозном так и не смогла получить выходы к Балтийскому морю.
Источник: archeonews.ru
ВКЛ в политической системе Речи Посполиты
Ко времени Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское имело почти двухсотлетний опыт совместного жительства с Польшей на основе десятка династических уний. Вопрос об их обновлении все это время занимал главное место в польской дипломатии.
В XV—XVI вв. в княжестве выявилась тенденция: чем более обострялись отношения Вильно с Москвой, тем сильнее оно склонялось к объединению с Польшей. В 60-е гг. XVI в. вопрос о новой унии встал особенно остро. Тому были две причины: внешняя и внутренняя.
В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией за прибалтийские земли. Но тут интересы Московии столкнулись с интересами Великого княжества Литовского, к тому времени ослабленного непрерывными с конца XV в. войнами с Русским государством и частыми набегами крымских татар.
Военные действия царь перенес на территорию Беларуси и в 1563 г. захватил Полоцк, занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование. В поисках помощи взоры великокняжеских политиков обратились на запад. Путь был один — за стол переговоров с Польшей.
Почву для заключения с ней унии создавали также противоречия с господствующим сословием Великого княжества Литовского: между магнатерией, имевшей неограниченную власть в государстве, и оттиснутой ею на второй план политической жизни шляхтой. Последнюю привлекали привилегии польских братцев по классу, получить которые они рассчитывали через унию.
Внутриполитический кризис наиболее обострился в 60-е гг. XVI в. Чтобы сбить пропольские настроения шляхты, правительство Великого княжества Литовского в 1563 г. полностью уравняло в правах православных феодалов с католиками, а в 1564 г. ввело сословный суд, в котором главную роль играла сама шляхта Эти меры, возможно, и имели бы»успех, если бы не драматическое внешнеполитическое положение страны, мощь которой подточила Ливонская война Польская сторона в 60-е гг. поднимала вопрос об унии на четырех сеймах.
Ее политики торопились — в связи с угасанием связывавшей оба государства династии Ягеллонов, последним представителем которой являлся Сигизмунд II (1548—1572). Нужно было заключить новый, соответствующий времени и обстоятельствам, союз. Предлюблинский период характеризуется шовинистическими настроениями в Польше и пограничными недоразумениями. Шляхта, аппетиты которой дразнили богатые пространства на востоке, манили там новые земли, чины и богатства, начала открыто добиваться инкорпорации Великого княжества Литовского.
Таким образом, оба государства стремились к унии, но польский проект поглощения княжества короной столкнулся с литвинским контрпроектом, который ограничивался военно-политическим союзом независимых государств.
Финал наступил в 1569 г., когда представители обеих стран собрались на Люблинский сейм. 6 драматических месяцев заседал он. Магнатскую оппозицию унии в Люблине представляли А. Волович, М. Радзивилл, И. Ходкевич и др. Увидев угрозу ее заключения на неприемлемых условиях, они, чтобы сорвать сейм, тайно покинули город. Но это была их политическая ошибка.
Польская сторона продолжила обсуждение без них. Под ее нажимом Сигизмунд II в марте—июне отторг от княжества и включил в состав Польши Подляшье, Киевщину, Волынь и Подолье. Это было сильным ударом по государству, и без того ослабленному Ливонской войной. Оказать тогда сопротивление княжество не могло. Эта государственная измена великого князя Сигизмунда сломила магнатскую оппозицию, Она вынуждена была вернуться в Люблин и там 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.
В соответствии с этим актом, Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство — Речь Посполитую под властью одного государя — польского короля и великого князя литовского, с общим органом законодательной власти — сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Ливония объявлялась их совместным владением, Украина отходила к Польше.
Княжество лишалось права выбирать себе отдельного монарха, иметь собственное законодательство, собирать свой сейм. Полякам предоставлялось право приобретать земли и получать должности на территории Беларуси и Литвы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государ ственности окончательно не ликвидировала.
Оно сохраняло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. — государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.
Люблинская уния являлась добровольным объединением государств. Однако Польша воспользовалась критическим положением княжества и, находясь в лучшей политической и экономической ситуации, претендовала на лидерство в Речи Посполитой. Поэтому в 70-90 гг. XVI в. в княжестве имели место сильные антилюблинские настроения.
Среди его патриотов было немало сторонников разрыва союза с Польшей, а политики вели борьбу за независимость своего государства в составе Речи Посполитой. В этот период регулярно созывались свои сеймы, в 1581 г. была создана высшая судебная инстанция — Трибунал, что продемонстрировало жизнестойкость княжества.
А принятие в 1588 г. своего свода законов — Статута — по существу сводило на нет многие положения Люблинского акта. Этот выдающийся памятник правовой культуры не имел равных в европейской юридической мысли того времени. Он закрепил суверенитет Великого княжества Литовского вопреки акту унии и гарантировал его экономическую, политическую и культурную независимость.
Так, государственным языком законодательно закреплялся белорусский; чужеземцам, к числу которых относились и поляки, запрещалось получать здесь земли, светские и церковные должности. Именно такую направленность Статуту в его окончательном варианте придал выдающийся политический и государственный деятель, тогда подканцлер Лев Сапега (1557-1633), который возглавил борьбу за самостоятельность княжества. Он добился от короля Сигизмунда III (1588-1632) уважения суверенитета и законов своего государства.
Внесенные жизнью коррективы в условия Люблинской унии сделали Речь Посполитую федерацией — равноправным объединением двух независимых государств. Тем не менее, польское культурное влияние и проникновение католицизма дополнило социальную дифференциацию белорусского общества этно-религиозной дезинтеграцией.
Усилившиеся с образованием Речи Посполитой полонизационные процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития, единого народа. С образованием Речи Посполитой геополитическая ситуация на европейском континенте изменилась — на его карте появилось новое крупное и могущественное государство. В 1579 г. его объединенное войско под руководством короля и князя Стефана Батория (1576-1586) вернуло княжеству Полоцк и перенесло военные действия на русскую территорию. В 1582 г. Ливонская война завершилась Ям-Запольским перемирием, которое покидало границы государств-соседей в довоенном виде. Недовольный ее итогами, Баторий вынашивал планы нового похода на Россию, но смерть помешала их осуществлению.
В конце 16-первой четверти17 в. в правящих кругах новообразованной державы, среди магнатов и шляхты ее обеих частей была популярной идея присоединения к Речи Посполитой Московского царства. Ее поддерживали и великокняжеские политики, рассчитывавшие, что в новом огромном евроазиатском государственном образовании княжеству будет принадлежать роль лидера.
От дипломатических способов осуществления этой идеи — выставления на трон Речи Посполитой кандидатуры Ивана IV и его сына Федора, в 1573 и 1587 гг. — перешли к военным — походам Лжедмитриев на восток в 1604 и 1607 гг. В военную кампанию 1609 г войско Речи Посполитой вернуло в состав княжества Смоленск, а в 1610-1612 гг. владело самой Москвой, но было изгнано народным ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина. В войне 1632-1634 гг. Россия попыталась взять реванш за Смоленск, но потерпела неудачу, и Полянский мир покинул границы прежними. Тем не менее в конце 16-первой половине XVII в. доминирующая роль в Восточной Европе перешла от Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, к их сопернику — России.
Источник: vuzlit.com