Когда появилось государство латвия

О независимом древнем европейском государстве Латвия

https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1496180/1496180_600.jpg
А.В. Пыжиков. Из чьих рук брала свою независимость Латвия
У всякого независимого государства присутствует своя атрибутика, своя символика и свои национальные праздники. Этими символами и событиями государство свидетельствует о своей идентичности.

Иными словами, оно доказывает историческую закономерность своего появления на свет и говорит о смысле своего существования.

Символы и праздники у каждого государства различные, но все они несут одно и тоже послание: «мы существуем такими, какими мы существуем, потому что имеем на это полное историческое право». Право на самоопределение.

https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1496575/1496575_300.jpgВот конкретный пример: Латвия. Пожалуй, самым известным символом независимости этого прибалтийского государства является памятник Свободы в Риге.

Он был сооружен в 1931-1935 годах на народные пожертвования. Авторами монумента стали скульптор Карлис Зале и архитектор Эрнестс Шталбергс.

Документальный фильм «Рюрик. Потерянная быль» | Задорнов на РЕН ТВ

В основании этого памятника расположены скульптурные группы, представляющие важнейшие события в истории Латвии. Из основания вырастает стела, которую венчает фигура Матери-Латвии. В руках у этого материнского символа нации – три звезды, три культурно-исторических региона страны: Курземе, Видземе и Латгале.

18 ноября 1935 года на торжественном открытии этого государственного символа национальной суверенности тогдашний президент Латвии Албертс Квиесис произнес такие слова: «Открывая памятник Свободы латышского народа, желаю ему стоять так долго, как долго солнце будет сиять над нашей страной». Это пожелание сбылось, по крайней мере, в XX веке.

Монумент-символ выдержал немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны: разрыв гранаты немного попортил его подножие, а в саму статую попали семь пуль.

В послевоенный период памятник Свободе оказался под угрозой сноса из-за ретивости местной компартии, но тогда его право на существование отстояли знаменитый скульптор Вера Мухина и академик архитектуры Лев Руднев. Пройдя через реставрации в 1980 и 1998-2001 годах, монумент сохранился в первозданном виде до наших дней.

Однако, обратим внимание на день открытия памятника – 18 ноября, День независимости. Эта дата 1935 года отсылает нас в год 1918-й: в тот год именно 18 ноября была провозглашена независимость Латвийского государства.

Независимость по существу, а конкретно от наследия России, которую в то время представляла Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. У события 18 ноября 1918 года также есть свой символ, но это не памятник, а фотография. Можно сказать, документ, ставший символом.

А в разряд национального символа этот документ был возведен не только потому, что на нем запечатлено уникальное историческое событие. Уникальна сама фотография, просто в силу того, что других таких нет. Это первое фото независимого латвийского государства.

Итак, 18 ноября 1918 года. В четыре часа дня в русском Втором городском театре Риги было запланировано особое событие – акт провозглашения латвийского государства на заседании Народного совета. У входа в театр выставлен почетный караул.

Руководил тем историческим заседанием Густавс Земгалс – мэр Риги и соучредитель Латвийской демократической партии. Над сценой раскинулось красно-бело-красное полотнище – национальный латвийский флаг, а сама сцена утопала в зелени и цветах. Земгалс зачитал собравшимся протокол заседания Народного совета.

Возник этот Народный совет буквально накануне – 17 ноября 1918 года в результате слияния Временного национального совета Латвии и Демократического блока. Изначально в Народный совет Латвии вошло 38 представителей всех крупных латвийских политических организаций. Правда за исключением кроме крайне правых и крайне левых. И 18 ноября эти 38 делегатов находились на сцене Второго городского театра.

Под аплодисменты Густавс Земгалс объявил, что отныне суверенная власть в стране принадлежит Народному совету. Затем слово было предоставлено первому премьер-министру Латвии. Им был стал Карлис Улманис – один из организаторов и лидеров Латышского Крестьянского союза, основанного в апреле 1917 года.

При этом Улманис был еще и заместителем комиссара российского Временного правительства в Лифляндской губернии. Однако в 1918 году Латвия была оккупировангима германской армией, и российские полномочия Улманиса были de facto недействительны. Со сцены театра Карлис Улманис объявил об учреждении демократической Латвийской республики.

Его выступление все присутствующие приветствовали стоя под звуки народного гимна Карлиса Бауманиса «Боже, благослови Латвию». Правда, слова гимна тогда знали еще далеко не все (и официальным гимном он станет только два года спустя), поэтому 18 ноября 1918 года на сцену театра после провозглашения нового государства был приглашен хор.

Завершая заседание Народного совета, Земгалс обратился ко всему латышскому народу с призывом принять участие в становлении независимого государства. Его слова были встречены возгласами «Да здравствует демократическая Латвия!».

На этом дне рождения латвийской государственности присутствовал только один человек с камерой. Его звали Вилис Ридзениекс, и к тому времени он был уже довольно известным русским фотографом.

В тот день он установит свою громоздкую деревянную фотокамеру на первом балконе и с этого места запечатлеет историческое событие.

А в начале 1920-х годов Ридзениекс раскрасил этот крупноформатный снимок и выставил его в витрине своего ателье «Клио» на улице Вальню в Риге. Великий латышский поэт и драматург, а в 1926-1928 годах министр образования Ян Райнис назвал Ридзениекса «поэтом в выборе места и момента». Наверное, имея в виду и нашу фотографию.

Понятно, что в советские годы эта фотография и любая поэзия латышской независимости стала крамольной. Документальное свидетельство о «провозглашение латвийского государства 18 ноября 1918 года» не только не могло украшать витрину фотоателье, но и вообще не должно было никому попадаться на глаза.

А Вилис Ридзениекс продолжал свою работу, но уже в качестве «советского латышского» фотографа. Со своей исторической фотографией он поступил так: заклеил ее оберточной бумагой и от греха подальше хранил в разных безопасных местах. И так продолжалось около 50 лет вплоть до сентября 1989 года.

В ту осень на фотовыставке Latvijas Laiks, посвященной 150-летию фотографии, исторический шедевр Ридзениекса был очищен от клейстера и оберточной бумаги и предстал перед публикой. Новая жизнь этого фотоснимка началась вместе с новой жизнь в политической истории Латвии. Как известно, 4 мая 1990 новоизбранным Верховным Советом Латвийской ССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики.

Но реально независимость была восстановлена 21 августа 1991, когда после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве в Латвии был принят конституционный закон о государственном статусе. А 6 сентября 1991 года независимость Латвии признал СССР.

Символами восстановленной независимости Латвии стали исторический фотоснимок Вилиса Ридзениекса и памятник Свободы на улице Бривибас (бывшей улице Ленина). «Бривибас» по-латышски и значит «свобода».

А 18 ноября вновь стало государственным праздником – Днем независимости Латвийской республики в память о событии 18 ноября 1918 года. В современной Латвии это выходной день. В Риге проходит торжественное шествие с участием президента Латвии и других высших лиц государства с возложением цветов к памятнику Свободы.

Среди историков споры о значении того дня – 18 ноября 1918 года продолжаются. Некоторые подвергают сомнению легитимность акта о независимости, провозглашенного Народным советом, критически оценивают деятельность премьера Улманиса, говорят о решающем влиянии на те события со стороны представителя германской оккупационной администрации, рейхскомиссара Региона Балтийского моря Августа Виннинга и т.п.

Историкам можно и нужно спорить, однако сама история сделала свой выбор и неоднократно его подтвердила.

А в 2007 году подтвердил его и Конституционный суд Латвийской Республики: «18 ноября 1918 года Народный Совет Латвии прокламировал Латвийскую Республику как независимое и самостоятельное государство. Народный Совет Латвии, приняв акт прокламирования, завершил этап подготовки государственности Латвии, начатый еще в XIX веке наряду с национальным возрождением, когда латыши осознали себя как полноправную нацию Европы.

На указанном этапе требование латышского народа о все более широких правах развилось в идею национального государства».

Те символы, о которых мы рассказали, в этом выборе сыграли далеко не последнюю роль.

Источник

Древняя история Латвии (10 500 год до н.э. – 1200.)

Senvesture1_eksp

В конце ледникового периода 14 000–12 000 лет назад, территория Латвии освободилась от ледника и представляла собой среду, похожую на тундру. В конце палеолита (около 10 500–9 000 г. до н.э.) 11 000–12 000 лет назад сюда, вслед за северными оленями, придерживаясь долин больших рек и берега Балтийского ледового озера, пришли первые жители. Их материальная культура близка к среднеевропейской и западноевропейской – Свидрской археологической культуре.

Природные условия в период мезолита (9 000–5 400 г. до н.э.) изменились от прохладных и сухих на теплые и влажные. Люди оседали на жительство по берегам рек и озер. Они занимались охотой и рыболовством, собирали растения. Оружие и орудия труда делали из кремня, рога, кости и дерева. Они относились к Кундской культуре, которая занимала обширные территории восточной Балтии.

В начале неолита (5 400–1 800 г. до н.э.) на территории Латвии начали изготавливать глиняную посуду. В период раннего неолита (5 400–4 100 г. до н.э.) на базе Кундской культуры сформировалась локальная Нарвская культура.

В среднем неолите (4 100–2 900 г. до н.э.) на территорию Латвии с северо-востока пришли предки балтийских финнов, носители культуры ямочно-гребенчатой керамики. В этот период была широко распространена обработка янтаря. На территории Западной Латвии существовала археологическая культура Сарнатского типа, а в Восточной Латвии – так наз. культура типа Пиестиня, которая продолжала традицию Нарвской культуры.

Senvesture3_eksp

В начале позднего неолита (2 900–1 800 г. до н.э.) на территории Латвии появились носители культуры шнуровой керамики. Им были известны такие приемы обработки как шлифовка кремня и сверление камня. Считается, что носители культуры шнуровой керамики были индо-европейского происхождения и что корни балтов тесно связаны с представителями этой культуры.

В каменном веке умерших хоронили в могильных ямах в вытянутом положении. В захоронениях мезолита часто использовали охровую глину. Погребальный инвентарь в захоронениях встречается не всегда и в различных количествах.

В бронзовом веке (1 800–500 г. до н.э.) произошел переход от собирательства к производительному хозяйству. Значение скотоводства и земледелия усиливалось, а по мере накопления материальных ресурсов появилась необходимость обеспечивать защиту населенных мест, и с этой целью начали возводить городища. Роль бронзы в хозяйстве была невелика, так как на территории Латвии руды для изготовления бронзы не были, но, несмотря на это, местным жителям она была хорошо известна и они умели ее обрабатывать. Из бронзы изготовили предметы престижа.

Эпоха древнейшего железа (500 г. до н.э. –1 век н.э.) характеризуется появлением первых предметов из железа. В результате улучшения качества орудий труда земледелие постепенно становилось доминирующей отраслью хозяйства.

В эпохе раннего железа (1–400 г.н.э.) огромное значение имело освоение навыков добычи и обработки железа.

Ремесленничество все больше концентрировалось в руках отдельных мастеров – кузнецов, ювелиров, плотников, и пр. Главными отраслями хозяйства оставались земледелие и скотоводство. Постепенно вводилась трёхпольная система. Зерна измельчались с помощью ручных мельниц, которые около 11 века сменили более примитивные приспособления для перетирания зерен.

Торговля стала профессией, об этом свидетельствуют находки весов и гирек в погребальном инвентаре. Важную роль в этот период играла международная торговля. Территория Латвии находилась в сети торговых путей, соединявших Северную Европу со странами юго-запада.

Senvesture6_eksp

В 5-10 в.в. веках люди жили, главным образом, в открытых полевых поселениях с укрепленным городищем в центре, дававшим убежище в случае грозившей опасности. Лишь некоторые городища были заселены постоянно. Наряду с городищами и поселениями у латгалов существовали и своеобразные населенные места – озерные замки.

В среднем железном веке (400–800 г.г.) и первой половине позднего железного века (800–1 000 г.г.) в результате сложных этнокультурных процессов археологические культуры трансформировались в балтские народы куршей, земгалов, латгалов, селов и относящихся к балтийским финнам ливов, эстонцев, вендов, известныe нам по письменным источникам. Во второй половине позднего железного века (1 000–1 200 г.г.) на территории Латвии достигла своего высшего расцвета своеобразная культура местных народов.

Хорошо сохранившийся в могильниках древние текстилии позволил в деталях реконструировать одежду латгалов, селов и ливов. Одежда латгальского мужчины состояла из рубахи, штанов, кафтана, накидки, пояса, обмоток и обуви. Женщины носили льняную рубашку, шерстяную юбку, наплечное покрывало – виллайне, обмотки и обувь. На голове они носили венки. Куршские, земгальские и ливские женщины носили юбки сарафанного типа, о чем свидетельствуют булавки или пара фибул, с помощью которых юбка закреплялась на плечах.

Senvesture9_eksp

По сведениям письменных источников в конце 12 века местные народы образовали свои государства или процесс формирования государств близился к завершению. Существовала сложная структура общества: на вершине иерархической лестницы были правители, им подчинялись старейшины округов и сел, большинство населения составляли свободные жители, а на нижней ступени были невольники. Верхний слой общества обитал в укрепленных замках.

Контактная информация

Для более быстрого и удобного обмена информацией и получения услуг рекомендуем пользоваться электронными средствами связи.

Этот веб-сайт использует только обязательные cookie-файлы для работы. Мы предполагаем, что вы согласны, но вы можете отказаться, если хотите. Вы можете прочитать Политику конфиденциальности музея здесь: Политика конфиденциальности. Вы можете прочитать Политику cookie здесь: Политика cookie. Подтвердить обязательные cookie-файлы

Privacy Overview

This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies.

But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.

Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. This category only includes cookies that ensures basic functionalities and security features of the website. These cookies do not store any personal information.

Any cookies that may not be particularly necessary for the website to function and is used specifically to collect user personal data via analytics, ads, other embedded contents are termed as non-necessary cookies. It is mandatory to procure user consent prior to running these cookies on your website.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...