Кохтла-Ярве (Kohtla-Järve) — город на северо-востоке Эстонии, расположен в уезде Ида-Вирумаа, вблизи железной дороги Петрбург-Нарва-Таллин, четвертый по числу населения город в Эстонии. Кохтла-Ярве лежит на залежах горючего сланца, добыча и переработка которого являются основными видами деятельности в городе.
Кохтла-Ярве расположен в самом динамично развивающемся регионе Эстонии – в Ида-Вирумаа. Его географическое положение неподалеку от восточной границы Евросоюза, возле железнодорожного пути из Таллинна в Санкт-Петербург, и поблизости от морского порта в Силламяэ, что само по себе является важным ресурсом.
Кохтла-Ярве — промышленный город, центр сланцевого бассейна, занимающий видное место в экономике нашего государства. Подавляющая часть электроэнегрии в Эстонии – около 95%, — получена за счет сжигания сланца, добытого нашими горожанами. Кроме того, сланец – это своего рода «твердая нефть», на его основе выпускаются различные виды химической продукции.
Значительное развитие получили в городе и отрасли промышленности, не связанные со сланцем – производство строительных материалов, швейное производство, металлообработка.
Однако промышленный потенциал города далеко не исчерпан. Близость транспортных узлов и наличие квалифицированной рабочей силы создают предпосылки для дальнейшего экономического развития.
Промышленный характер города не означает, что в Кохтла-Ярве забыты другие важные для человека сферы деятельности. Культурная жизнь города многообразна и активна. Танцевальные, музыкальные и театральные коллективы города известны не только в Эстонии, но и за ее пределами.
Ежегодно в высшие учебные заведения Эстонии и за рубежом поступают большинство выпускников гимназий города, что говорит о высоком качестве муниципальной системы образования в Кохтла-Ярве.
Очень сильны в Кохтла-Ярве также и спортивные традиции.
История Кохтла-Ярве
Статус города Кохтла-Ярве получил, чуть более, чем полвека назад. Но этот край был заселен задолго до этого. Первое документальное свидетельство о существовании деревни Ярве (Jeruius) встречается в Датской поземельной книге в 1241 году. Также в 1241 году впервые встречается название Кукрузе (Kukarus), а в 1240 году — Сомпа (Soenpe). Ныне все три деревни находятся на территории современного города Кохтла-Ярве.
В 1919 году в Эстонии было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Добыча сланца осуществлялась под землей, в шахтах, а также открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.
В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.
После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года Кохтла-Ярве получил статус города.
С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна.
Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.
В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.