Колонки Эстония 35ас 021 характеристики отзывы

Меломаны постоянно заводят споры о том, какую акустическую систему выбрать для комфортного прослушивания музыки в домашних условиях. И это неспроста: весь контингент разделился на два лагеря. Первые считают, что стоит выложить кругленькую сумму за покупку крутой Hi-Fi (или того лучше Hi-End) системы, чтобы быть счастливым и забыть о головных болях насчет этой темы на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто не готов отдать накопления всей своей жизни за дорогую акустику (вместо положенного автомобиля или квартиры), поэтому и считают лучшим вариантом приобретение более простой аппаратуры либо же доработку старой доброй классики до хорошего звучания.

В данной статье речь пойдет об одной из популярнейших аудиосистем еще производства времен СССР, которая не смогла оставить равнодушным ни одного своего обладателя. Колонки S90, технические характеристики которых способны будоражить сознание и по сей день, стали одним из самых высоких достижений советской фирмы «Радиотехника».

Модели колонок

Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок – 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них – S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.

Рассуждения о Эстония 35ас-021

колонки s90

Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также отметить, что «Радиотехника» S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.

Конструкция

Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из древесно-стружечных плит. Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.

колонки s90 характеристики

Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.

Акустика Эстония 35 АС 021 ОБЗОР ОТ ЗВУКОМАНИЯ

Колонки S90: характеристики

Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях – 75ГДН-1-4).

Акустическая система оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.

колонка s90 фото

Паспортная мощность колонок S90 – 90 Ватт, тогда как номинальная – 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 – 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки – 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.

Схема АС и подключение к источнику звука

Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.

схема колонок s90

Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом.

Главное, иметь источник звука с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.

Доработка 35АС-012

Как становится ясно из описания выше, сама по себе акустическая система имеет неплохие технические характеристики и способна на «раскачку» даже небольших общественных помещений. Но для домашнего использования самый изысканный меломан предпочтет доработать колонки S90 своими руками. А все потому, что собранные более двадцати (а то и тридцати) лет назад акустические системы фирмы «Радиотехника» уже в те годы не обладали высоким качеством сборки и используемых материалов.

Разбор

В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».

При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и декоративные сетки, и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.

Далее следует вытащить фазоинвертор, предварительно сняв с него крышку. Так как деталь пластиковая, стоит приложить максимальную аккуратность, чтобы нечаянно не обломить крепления.

Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, — это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После этого аттенюатор можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.

Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.

Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.

Внешний вид и корпус

Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.

колонки s90 технические характеристики

Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.

Клеммы и фильтр

Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.

колонки s90 своими руками

Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры.

Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм 2 . Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.

как подключить колонки s90

Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм 2 , для СЧ-динамиков – площадью 2,5 мм 2 , для ВЧ-динамиков – площадью 2 мм 2 . После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.

Динамики и прочая «мелочь»

Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.

Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.

Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.

Источник: fb.ru

Колонки эстония 35ас 021 характеристики отзывы

Акустическая система «Амфитон 50АС-022»

Акустическая система «Амфитон 50АС-022/100АС-022» (1986 г.)

Трёхполосная акустическая система Амфитон »50АС-022», она же Амфитон 100АС-022», предназначена для воспроизведения звуковых программ от высококачественной бытовой усилительной аппаратуры.

Завод-изготовитель акустических систем Амфитон »50АС-022» — Прикарпатский радиозавод (ПО Карпаты) г.Ивано-Франковск (выпускались с 1986 года).

Акустические системы Амфитон «50АС-022» и Амфитон «100АС-022» полностью идентичны и имеют одинаковую мощность. Из существенных различий можно отметить лишь различный цвет диффузоров НЧ динамика. У АС Амфитон «50АС-022» он имеет белый цвет, а у АС Амфитон «100АС-022» черный.

Головки:

С помощью пассивных разделительных фильтров весь диапазон частот акустической системы Амфитон »50АС-022» разделен на 3 полосы, каждая из которых воспроизводится своей головкой.

В акустической системе Амфитон »50АС-022» установлено три головки:
— низкочастотная типа 30ГД-11 (75ГДН-3),
— среднечастотная типа 15ГД-11 (20ГДС-3),
— высокочастотная типа 6ГДВ-7.

Особенности:

Отличительной особенностью данной АС является применение в версии «50АС-022» низкочастотного динамика с диффузором белого цвета, благодаря чему её легко узнать среди моделей аналогичных акустических систем. Кроме того стандартные динамические головки изготавливались Прикарпатским радиозаводом специально для данных акустических систем. Отличие данных головок от серийных моделей заключается в том, что их корзины изготовлены методом точного литья из алюминиевых сплавов и имеют особую форму, позволяющую применять их как декоративные детали внешнего вида АС.

Корпус акустической системы Амфитон »50АС-022» (35АС-218) выполнен в виде фазоинвертора.

АС Амфитон »50АС-022» имеет два аттенюатора для изменения уровня звукового давления средних и высоких частот. Регуляторы размещены на небольшой панели, расположенной над головкой ВЧ. Пределы регулирования составляют 6 дБ для уровня средних частот и 3 дБ для высоких частот.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номинальная мощность, Вт . 50*.
Максимальная мощность, Вт . 80.
Диапазон воспроизводимых частот, Гц . 25. 25000.
Номинальное звуковое давление (100. 4000 Гц), Па . 1,2.
Номинальное электрическое сопротивление, Ом . 4.
Габариты, мм . 675x360x300.
Масса, кг . 24.

(*Во всех официальных справочниках для данной АС указывается значение номинальной мощности равное 50 Ваттам. Фактически номинальная мощность данной АС составляет 25 Ватт.)

Неравномерность АЧХ на нижней граничной частоте диапазона воспроизводимых частот относительно уровня среднего звукового давления составляет -15 дБ.

Уровень характеристической чувствительности не менее 86 дБ.

Неравномерность звукового давления в диапазоне частот 100..8000 Гц составляет ±4 дБ.

Корпус :

Корпус АС Амфитон »50АС-022» выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, оклеенной шпоном имитирующим дерево. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель также изготовлена из плиты толщиной всего 18 мм. Внутренний объем корпуса составляет 57 литров. Для уменьшения влияния резонансов внутренний объём корпус АС заполнен звукопоглотителем. Для увеличения жёсткости в конструкции корпуса предусмотрена деревянная распорка, соединяющая лицевую панель и заднюю стенку.

Фазоинвертор настроен на частоту 30 Гц.

Разделительные фильтр:

Частоты раздела: между головками НЧ и СЧ — 550 Гц, между головками СЧ и ВЧ — 5000 Гц. В конструкции электрических фильтров применены резисторы типа МЛТ-0,25, С5-35В, СП5-30, конденсаторы — МБГО-2, катушки индуктивности — на пластмассовых каркасах без сердечников.
— фильтр низкочастотной головки — фильтр верхних частот первого порядка, обеспечивает спад АЧХ 6 дБ на октаву;
— фильтр среднечастотной головки — полосовой фильтр первого порядка, обеспечивает спад АЧХ в сторону низких и высоких частот 6 дБ на октаву;
— фильтр высокочастотной головки — фильтр низких частот второго порядка, обеспечивает спад АЧХ в сторону средних частот 12 дБ на октаву.

Сравнение АС:

АС Амфитон »50АС-022» в сравнении с АС «S-90» имеют более компактные размеры, и немного меньшую массу, но аналогичную НЧ головку.
АС Амфитон »50АС-022» фактически имеют меньшую номинальную мощность и занимают младшую позицию по отношению к с АС «S-90».

При слепом тесте звучание АС Амфитон »50АС-022» можно отличить от звучания старшей модели — АС Амфитон »35АС-018», а также от звучания АС »S-90». Непосредственное сравнение АС Амфитон »50АС-022» и »35АС-018» покажет несколько разный характер звучания данных АС.

Субъективно звук АС Амфитон »35АС-018» более мощный и напористый. И при этом значительно более детальный на СЧ, в области звучания гитар и вокала. Для сложных жанров – рок, металл – они будут предпочтительнее.
Для лёгких инструментальных жанров предпочтительнее может оказаться АС Амфитон »50АС-022». Её бас боле мягкий, средние частоты имеют больше каши, но звучат богаче, высокиё немного более звонкие. Также АС Амфитон »50АС-022» хорошо справляются с электронной музыкой (не долбёжкой, а именно музыкой).
Всё выше сказанное имеет абсолютно субъективный характер. Различия двух АС минимальны и при слепом тесте с паузой в 20-30 минут их практически невозможно идентифицировать.

Хотя АС Амфитон »50АС-022», по мнению автора, уступает по зучанию АС »S-90», она, несомненно, имеет более оригинальный внешний вид и значительно лучшее качество сборки. Кроме того целевое изготовление головок специально для АС Амфитон »50АС-022» привело к распространению мнения, что данные головки имеют более высокое качество и меньший разброс характеристик по сравнению с крупносерийными их версиями.
Также данные АС – единственные серийные советские АС с диффузорами белого цвета. Они определённо заслуживают места на полке коллекционера.

В настоящее время АС Амфитон »50АС-022» продаются по завышенной стоимости по сравнению с аналогичными моделями АС. Это никоим образом не компенсируется каким либо достоинствами в их звучании.

НЧ и СЧ головки системы »50АС-022» также как и аналогичные головки в АС Амфитон »35АС-018» изготавливались с применением поролоновых подвесов, срок службы которых составляет 20±5 лет. При долговременном попадании на подвесы прямого солнечного света их срок службы сокращается до 7-10 лет.

При сравнимой с АС Амфитон »35АС-018» или более высокой стоимостью и аналогичными проблемами с восстановлением поролоновых подвесов, покупка АС Амфитон »35АС-018» видится более предпочтительной. Конечно только в том случае, если АС планируется использовать для прослушивания.

Восстановление АС Амфитон »50АС-022»:

В настоящее время покупка подвесов не представляет никакой сложности. С учётом почтовых расходов комплект на два НЧ и два СЧ динамика обойдётся в 1000-1500 рублей с учётом стоимости пересылки. Ремонт достаточно кропотлив и требует предельной внимательности и аккуратности, что под силу далеко не каждому.

Рекомендованный для АС Амфитон »35АС-018» способ с полной заменой головок на аналогичные головки с резиновыми подвесами (см. статью про АС Амфитон »35АС-018») в данном случае не приемлем, т.к. головки имеют различную конструкцию корзин. Кроме того несерийные головки являются основным достоинством данных АС.

Поэтому при желании использовать именно АС Амфитон »50АС-022» единственным вариантом может быть покупка АС Амфитон »50АС-022» с »убитыми» подвесами и их последующей заменой. Повторюсь, ремонт достаточно кропотлив и требует предельной внимательности и аккуратности, что под силу далеко не каждому.

Источник: sovet-ac.ucoz.com

Доработка акустической системы 25АС-309

Мне понадобились пассивные колонки и я столкнулся с неожиданной трудностью. В наше время приобрести новые пассивные полочные Hi-Fi колонки за приемлемую цену (для меня это до 10000 р.) оказалось попросту невозможным. Если компьютерных колонок даже до 5000 выбор просто немеряный, то пассивных для усилителей – почти нет. Пара-тройка моделей – это не выбор.

Что-то более менее приемлемое начинается с 20000 р. за пару маломощных полочников, а такие траты в мои планы не входили.

Поэтому я решил купить б/у колонки, а для пущего интереса – что-нибудь из советского аудиопрома, тем более, что у граждан на руках с былых времён осталось довольно большое количество подобного добра и выбрать можно почти что-угодно за весьма скромные деньги.

Кроме этого я с радостью был готов их модернизировать – покопаться в фильтре, подлатать корпус и т.п. А если речь идёт про советские колонки, то все эти процедуры становятся почти обязательными. Большая часть из них сделана абы как, даже не смотря на порой изначально неплохие заложенные идеи, ведь не секрет, что вся советская производственная мощь уходила на «оборонку», а «бытовуха» делалась по остаточному принципу – как-то работает и ладно. Помимо этого многие экземпляры не пощадило время, даже не смотря на бережное хранение.

Пару месяцев я мониторил известную интернет-барахолку, ждал, когда появится интересное предложение в приделах моего района, так как хотел дотащить их на себе, чтобы не связываться с общественным транспортом (машины у меня нет), как недалеко от меня появилась в продаже довольно распространённая модель – трёхполосная 25АС-309. Позвонил. Продавец сказал, что колонки на даче, но согласился их подвезти прямо к дому. Это было ну очень кстати, так как колонки оказались довольно тяжёлыми и громоздкими, тащить их на себе было бы серьёзным испытанием.

Как выяснилось при разборке, мне с ними повезло ещё дважды. Во-первых, они были под пломбой, то есть никем до меня не вскрывались. А во-вторых, найдя документацию, понял, что было несколько ревизий и схема фильтра постепенно дорабатывалась, а мне попалась самая поздняя (про схему ниже).

Читая различные материалы в Сети, выяснилось, что дорабатывать эти колонки отечественные умельцы начали почти сразу после их появления на рынке (в начале 80-х). Так в журнале «Радио» №4 за 1985 года есть статья «Улучшение звучания громкоговорителя 25АС-309» по доработке фильтра и акустического окружения.

Но мне так уж сильно заморачиваться не хотелось, поэтому я ни схему фильтра, ни конструкцию в целом менять не планировал.

Внешний осмотр.

Характеристики, габариты и пр. легко гуглятся, поэтому останавливаться на этом не буду.

Акустическая система 25АС-309

Изначальный внешний вид.

Колонки сделаны довольно добротно из толстой 20 мм фанеры. Задняя панель – фанера 10 мм. Ящик был довольно тщательно проклеен. Не понравилось то, что большая часть креплений на саморезах. Я люблю разборные конструкции, хотя к колонкам это не всегда применимо.

На винтах держится только передняя крышка и НЧ-динамик. СЧ и ВЧ динамики прикручены снаружи саморезами через резиновую прокладку. На СЧ надет пластиковый стакан, набитый ватой.

Внутри колонки 25АС-309

Проводка – стандартная беда отечественных колонок. Провод тонкий, концепция «земли» в виде одной точки не соблюдена – «земля» сначала идёт от фильтра к одному динамику, потом к другому динамику. По правилам надо, чтобы к каждому динамику подходила своя пара проводов, а «земля» шла из одной точки.

Внутри каждой колонки был довольно большой кусок ваты, завёрнутый в какую-то тряпку, я её сразу вкинул, т.к. подумал, что там могут жить насекомые (помним, что колонки мне были привезены с дачи). Всё равно нутро я буду заполнять новым демпфирующим материалом.

25АС-309 без передней крышки

Вид со снятой передней крышкой.

Что мне в этих колонках совсем не понравилось, так это передняя крышка и особенно эти идиотские грили, похожие на дуршлаг. Я, конечно, понимаю, что приделать грили из железной сетки – это более технологически сложная задача, чем наштамповать одинаковых пластмассовых крышек, но, блин, можно же было хотя бы сделать более крупную сетку?

План модернизации.

Я сразу запланировал разработать печатную плату для фильтра. Многие аудифилы не любят фильтры на печатных платах из-за того, что производители делают узкие и тонкие дорожки, поэтому использование внешних тысячедолларовых проводов, толщиной с руку, становится несколько бессмысленным. Но что мешает наложить маску на соответствующий слой в редакторе, чтобы при изготовлении дорожку не заливали паяльной маской, и напаять на неё слой припоя для утолщения этой дорожки? Ничего не мешает, и именно так я хотел сделать. Да и вообще, навесной монтаж мне кажется «колхозным», в отличие от аккуратной печатной платы, с шелкографией и грамотной трассировкой.

Штатный фильтр 25АС-309

Всю проводку надо заменить на акустический кабель и организую нормальную разводку внутри колонок – на плате будет один «земляной» полигон, а к каждому динамику будет идти своя пара проводов.

Советские проволочные резисторы заменю на современные металооксидные, а бумажные конденсаторы на плёночные. Возможно, так же не совсем аудиофильское решение, кто-то считает, что советская «бумага» «звучит» лучше всего, о чём я, конечно, спорить не буду.

Катушки я трогать не планировал. Хотя если покопаться на Алиэкспрессе, то можно найти катушки нужной индуктивности, намотанные толстым проводом. А если необходимый номинал найти не удалось, то можно написать продавцу и они намотают произвольного номинала. Но катушки эти довольно дорого стоят – 800-1000 рублей за штуку, а нужно их три пары.

Так что если запланируете менять и катушки, то готовьте выложить ещё 5000-6000 рублей за комплект! В принципе, не вижу проблем намотать свои, но тут возникает вопрос точного измерения индуктивности. Да и менять штатные особого смысла нет, намотаны они с виду неплохо, поэтому пусть останутся.

Была мысль сделать плату побольше и установить катушки на неё, но в таком случае цена платы бы резко возросла, поэтому решил оставить катушки на своих местах.

Штатные грили-дуршлаги я планировал вырезать и заменить на обычные грили из металлической сетки. Видел в интернете, как некоторые просто снимают крышку, а переднюю часть обтягивают акустической тканью или вообще оставляют динамики открытыми. Неплохой бюджетный вариант, но я хотел сохранить сами крышки ради аутентичности.

Внутреннюю часть самого ящика надо бы сделать чуть более опрятной: почистить, пошкурить и на всякий случай промазать рёбра герметиком для лучшей герметичности, т.к. штатный клей за все эти годы мог дать микротрещины, которые могут нарушить герметичность.

Разумеется, что весь поролон – кусочек под передней крышкой и в качестве прокладки для задней крышки – потёк. Поэтому его тоже надо будет чем то заменить.

Покупка комплектующих и материалов.

Накидав примерный план я приступил к закупке деталей.

Плёночные конденсаторы – это самое дорогое, что я купил для колонок. И это ещё не самые дорогие вообще на рынке. С ними возникли некоторые проблемы, потому что одного типа в одном месте найти не получилось. Поэтому 2.2 мкФ и 30 мкФ я купил в местном магазине, а 4.7 мкФ пришлось искать по всему интернету, т.к. в магазине они стоили как самолёт (почему то аж 800 р. за штуку и под заказ, когда как 30 мкФ стоили 400 р. и купить их можно было сразу). В итоге заказал на eBay: пара конденсаторов с доставкой обошлась как раз в 800 р.

Провод я купил отечественный, довольно дешёвый, особенно если сравнивать с «аудиофильскими», которые, несомненно, «звучат» гораздо лучше. На Алиэкспресс «аудиофильские» провода стоят очень дорого, но в данном случае к отечественной продукции у меня доверия больше.

Грили я заказывал на Али в два захода. Сначала заказал для СЧ и ВЧ, чтобы посмотреть качество и прикинуть как их монтировать. А потом уже для НЧ. Грили, кстати, тоже довольно дорогие. На Али были и пластиковые, дешёвые, но я решил взять получше с металлической сеткой.

В общем, что и где покупать – решайте сами, исходя из собственных предпочтений и толщины кошелька.

Что ещё потребуется из мелочёвки. Резиновые канализационные прокладки. Я набрал на Али разного диаметра – они оказались чуть толще, чем отечественные с рынка. Прокладки нужны для прикручивания низкочастотного динамика и для прикручивания крышки – так было в изначальной конструкции.

Полный список комплектующих с примерными ценами – в конце статьи.

Фильтр

Пока ко мне ехали заказанные детали, я занялся фильтром.

Для начала проверил фильтр в колонке на соответствие схеме. Частенько бывает, что в советских колонках фильтр сделан не по прилагающейся схеме, даже не смотря на штамп ОТК. Всё оказалось нормально и я начал делать плату.

Схема фильтра 25АС-309

Конденсаторы в 30 мкФ оказались огромными и если бы не они, то плата получилась бы гораздо компактнее. Вроде в природе существуют 30 мкФ и поменьше (на меньшее напряжение), но я их не нашёл.

С другой стороны, я постарался сделать плату чуть универсальнее, чтобы можно было воткнуть нужный конденсатор и резистор в произвольном исполнении.

Новая плата фильтра 25АС-309

Все дорожки получились снизу, никаких переходных отверстий нет. На дорожки я наложил маску, чтобы их не заливали паяльной маской при изготовлении. Я хотел напаять на дорожки дополнительный слой припоя, чтобы сделать их толще.

Новая плата фильтра 25АС-309

Верхний слой просто «залит» медью, которая ни с чем не соединена – в данном случае так сделал для жёсткости платы.

В итоге получилось вот это:

Новый фильтр 25АС-309

А так новый фильтр выглядит внутри колонки:

Новый фильтр внутри 25АС-309

Динамики

Динамики надо было привести в порядок и протестировать.

Шайбы у магнитов немного поржавели. Я их чуток пошкурил и покрыл цапонлаком в два слоя.

Динамики 25АС-309

Динамики перед экзекуцией.

Решил покрасить диффузоры. Хотел купить баллончик с краской, но в форумах советовали использовать краску для принтера или тушь. В итоге купил самую дешёвую краску для принтера и не пожалел. Стоит копейки, на бумажные диффузоры ложится идеально и сохнет/впитывается почти мгновенно.

Резиновые подвесы ничем не красьте. Я знаю, что силиконовое масло благотворно воздействует на резину, делая её мягче и эластичнее. Поэтому я прошёлся силиконовым маслом (ПМС200) по подвесам. В итоге они вновь стали чёрными, как будто бы я их покрасил!

Внимание: масло нужно только силиконовое! Не машинное! Не подсолнечное! Даже оливковое не подойдёт! Только силиконовое типа ПМС – чем меньше цифра, тем оно жиже. Поэтому ПМС100 (или ПМС200) – оптимальный выбор.

Сохнуть/впитываться масло будет пару дней, а в результате получите отличный внешний вид подвесов.

Переходим к тестированию низкочастотных динамиков.

Методику полностью описывать не буду, я делал так, как рассказано в этом видео и пользовался той же программой. Вам потребуется какой-нибудь тестовый усилитель, подключённый к компьютеру.

К сожалению, в одном из низкочастотинков обнаружилось несколько дефектов. Он шумел на утранизкой частоте в 20-30 Гц и был резонанс на 200 Гц и 800 Гц. Выяснилось, что центрирующая шайба плохо приклеена – стандартный баг многих советских динамиков. После проклейки резонансы на средних пропали, но ультранизкие шумы на большой громкости побороть не удалось.

С помощью растворителя «646» я аккуратно снял колпачок, но внешний осмотр ничего не дал. Потряся динамиком, я опять его проверил и неожиданно шум исчез. Через некоторое время появился вновь. Не знаю, что это такое, возможно дефект изготовления, а возможно какая-нибудь частичка мусора, но разбирать динамик полностью я не хотел. Может со временем «разыграется».

Со вторым низкочастотником никаких проблем не было.

Прим.: вскорости я купил один низкочастотник 25ГД-26Б в отличнейшем состоянии и заменил старый хрипящий (он пойдёт на различные эксперименты), после чего всё зазвучало просто прекрасно.

Корпус

Все саморезы я заменил на новые с головкой под крестовую отвёртку.

На всякий случай я пометил от какого корпуса динамики и крышки.

Заменить стойки под басовый динамик оказались проблематичным. Я их зажал в ручных тисках и просто аккуратно выкрутил. Выбивать не пробуйте, только выкручивать!

Винты подошли М6х40 мм в патай. Возможно потребуется сделать зенковку отверстия, чтобы винт не выступал.

Сняв всё с корпуса я немного привёл нутро в более-менее приличный вид – немного пошкурил. Поначалу хотел рёбра промазать ПВА, но он почему-то после высыхания испарялся не давая даже плёнки и щели опять появлялись. Поэтому я купил самый дешёвый герметик для дерева и с ним всё отлично получилось.

Корпус 25АС-309

Корпус 25АС-309 с промазанными герметиком рёбрами.

При монтаже низкочастотника обнаружились щели между ним и корпусом. Нужна была прокладка, но найти такого размера лист резины не представлялось возможным. Делая покупки в одном интернет магазине, я совершенно случайно обнаружил тонкие листы некой «резины» для поделок. Стоимость четырёх листов А4 была всего ничего – где-то 120 рублей. Отличный вариант!

Чтобы сделать прокладку я просто положил динамики и обвёл контур ручкой, затем вырезал то, что получилось обычными ножницами.

Прокладки для динамиков 25АС-309

Прокладки для динамиков. Это не резина, а какой-то тонкий пористый материал для поделок.

Передняя крышка

Это была самая муторная возня во всём проекте. Казалось бы, простая задача – удалить «дуршлаг» под нормальные металлические грили, но вылезла куча проблем.

Во-первых, надо было не просто вырезать, а вырезать под размер новых грилей, желательно без щелей.

Во-вторых, советская пластмасса оказалась какой-то железобетонной – очень прочной! Чем такую резать?

Я рассматривал несколько вариантов, но остановился на электрическом лобзике. Мда… Это было очень непросто! В общем, получилось так себе, но другого варианта просто не было.

Обработать такую пластмассу тоже оказалось нелегко. Сначала попробовал дремелем с насадкой из крупной шкурки – бесполезно, не берёт. Потом подумал было купить напильники, а пока думал заказал на Алиэкспресс вот это:

В общем, кое как штатные грили были удалены, а края – обработаны.

Не мудрствуя лукаво, я решил посадить грили на термоклей (называемый в народе «термосоплями»). Никакой другой альтернативы я не нашёл.

Пердние крышки 25АС-309 с новыми грилями

Белые термосопли я впоследствии покрасил матовым лаком для ногтей, в итоге этого « колхозинга » с полуметра уже не видно.

Я не хотел ничего «городить» и обклеивать колонки изнутри демпфирующим материалом, а решил сделать так, как было изначально заложено в конструкцию – подушку из ваты. Поэтому купил в аптеке самую дешёвую вату в валиках и кусок марли. Одного валика как раз хватило на колонку. Я распушил вату и обмотал в два слоя марлей. Такая «подушка» идеально встала и держалась на трении о края, ничего клеить или шить, к счастью, не пришлось.

Заднюю крышку посадил через акустическую прокладку, купленную на Али.

Фотки всего этого окончательного процесса сделать не успел, был увлечён работой.

25АС-309 в сборе

Почти всё готово.

Прослушивание

Я не буду корчить из себя аудиофила и закатывая глаза вещать о великолепном звуке с «шоколадным мид-басом». Нет. Тем более, что длительного опыта прослушивания этих колонок у меня нет. В целом, я считаю, что получилось неплохо. Удовольствия добавляет тот факт, что колонки доработаны своими руками.

Сразу очень понравилась проработка низов – объёмно, сочно, «качёво». Если и можно к чему придраться, то это к сверхвысоким. И действительно, я посмотрел в Сети, высокочастотный динамик тут не самый лучший.

Самое главное, что сразу бросилось мне в уши – масштабность звука, чего я на своих различных предыдущих «пукалках» никогда не ощущал и не понимал. Даже на небольшой громкости звука очень много – в этом плюс больших колонок.

Итоги

Подведём итоги материалам и по деньгам.

Сами колонки: 3000 б/у. Я мониторил цены на барахолках, они примерно так и стоят везде. Ну ±200 рублей в зависимости от состояния.

Плата фильтра: 850 р. за пять штук. Изготовление платы – это не самое дорогое в проекте.

Набор конденсаторов влетит в копеечку. Тут как повезёт и какие конденсаторы вы найдёте. Можно и т.н. «аудиофильские» купить по цене 2000-3000 р/шт. Но, честно говоря, не вижу в таких особого смысла. Я остановился на популярных EPCOS/TDK. Суммарно набор конденсаторов на два фильтра мне обошёлся где-то в 2500 р.

Провод. Я купил отечественный провод разного сечения: 0,75 мм 2 , 1,0 мм 2 и 1,5 мм 2 , каждого по пять метров (он мне нужен и для других задач). Цена – 40-50 р/м. В Китае провод стоит дороже и в плане качества я тут больше доверяю отечественным производителям. Чтобы равномерно потратить провод, я соединил НЧ с фильтром проводом 1,5 мм 2 , а СЧ и ВЧ проводом в 1,0 мм 2 .

Грили оказались довольно дорогими. Комплект из шести грилей обошёлся в 2000 р. Для басовика нужен 8″, для среднечастотника – 5″, для высокочастотника – 4″.

Железные грили

Фурнитура (саморезы, винтики, гайки, шайбы, прокладки) – не считал, но пусть будет 500 р. Кстати, винты в Китае стоят дороже, чем на местном рынке.

Герметик, краска для принтера и набор «резиновой» бумаги для прокладок – всё вместе около 400 р.

Демпфирующая лента для задней крышки: 250 р.

Набивка: два валика ваты и марля – около 300 рублей.

Пара задних терминалов с разъёмами. Я взял в Китае за 600 р. за пару, но можно найти проще и чуть дешевле.

Самое последнее, что я купил – это резиновые ножки.

Резина у них довольно плотная, колонки под своим весом стоят на них как вкопанные.

Итого получилось около 8000 р. не считая стоимости колонок. Многовато, конечно, учитывая ещё время и силы, потраченные на работу.

Выводы.

Если вам нужны просто колонки для прослушивания музыки, а чего-то делать вы не хотите, то такая возня не имеет смысла, т.к. за 10-12 т.р. можно купить неплохие б/у Hi-Fi колонки, возможно, не такой мощности, но для квартиры в любом случае будет нормально.

Хороший вариант – если у вас эти колонки появятся бесплатно, например, от родственников. И можно не заморачиваться так как я. Достаточно ограничиться заменой проводки (250 р.), прикрутить задние клеммы и выкинуть переднюю панель, оставив динамики открытыми (ну и купить краски, винтов/саморезов и другой копеечной мелочёвки). Выйдет довольно бюджетно и результат будет достойный.

Покупать специально советские колонки (не именно эти, а вообще) только лишь из-за дешевизны я не рекомендую, так как почти в каждом случае их надо будет так или иначе дорабатывать/восстанавливать. У одних корпус треснул, у других – динамик шумит, у третьих – фильтр «кривой» и т.п. Определённо, риски очень велики и результат абсолютно непредсказуем.

Источник: www.etheroneph.com

Доработка АС S-90 (4 Ом). Отчёт 25 лет спустя.

Если нынешние колонки в принципе устраивают, а с деньгами туговато — лучше не тратить их.
Дело в том, что настоящего счастья от покупки S-90 не обретёшь. Если денег достаточно, то можно сразу перешагнуть через эту ступень и купить что-то хорошее. А вот если встроенные или бюджетные аудиосистемы не устраивают и есть непреодолимое желание поковыряться паяльником, то вперед и с песней.

На ОЛХ, «Авито» и прочих интернетах средняя цена за пару — 7-10 000 руб., на радиорынках и у барыг — 13-15 000 руб. (от 1000 грн. по Украине). Не стоит забывать, что к этим колонкам нужно будет купить ещё и усилитель. Хотя возможна ситуация, когда в заваленном советским старьём павильоне радиорынка усатый дедок с хитрой рожей, мнящий себя великим знатоком тёплого лампового звука, будет ломить тыщ 17 и более. А резонное замечание, что эти колонки столько не стоят, воспримет как личную обиду. С такими эстетами разговор короткий.

В малых городах и селах сабж можно заполучить на рынке за копейки или в гараже у соседа за бутылку, поэтому колонки являются безусловным лидером в номинации (среднее) качество/цена (вообще мизерная). А вот в крупных городах вероятность халявы крайне мала, так как народ давно просек фишку и рассчитывает навариться на любителях модного сейчас винтажа по-крупному. К тому же, перекупщики не дремлют и все выгодные предложения тут же уходят им, а потом перепродаются с двойной или даже тройной наценкой.

Известные недостатки АС S-90:
1. ВЧ-динамик.
2. Мегабас (странно, почему это отнесли к недостаткам).
3. Внутренняя разводка тонкими проводами.
4. Отвратительный среднечастотник. Смотрим журнал «Радио» № 8 за 1987 год и № 5 за 1995 год.
5. Бубнеж на низких частотах — маловат объём корпуса для низкочастотника (просто требуется пересчитать ФИ).
6. Решётки на динамиках хотя и защищают бумажные диффузоры от детей, вносят только минусы в звук (верно для решёток НЧ динамиков).
7. Слабое демпфирование задней стенки (достаточно простучать стенки АС, чтобы убедиться в этом).
8. Значительное сопротивление катушки ФНЧ (0,6 Ом), из-за чего недостаточное демпфирование НЧ динамика (а во всём обвинили корпус).

2. Заводская схема АС S-90.

Программа моделирования Multisim 10 идеально считает всякие фильтры, начиная даже с ранних версий EWB512.
Поэтому грех ей не воспользоваться.
С целью упрощения динамики заменены активными нагрузками 4 Ом, 8 Ом и 16 Ом:

Инверсия полярности Гр.3 учтена в сумматоре А1.

Вот такая АЧХ:

и ФЧХ

С реальными динамиками, естественно, графики меняются в худшую сторону.

Посмотрев эти картинки, я немного обалдел и пошёл листать журналы Радио в поисках решения данного вопроса.

3. Доработка 35АС-015 на основе лестничного фильтра (Радио 1990 г. № 04 стр. 57).
Давно известное решение от автора из Днепропетровска.
Статья скопирована всеми, кому не лень многими, но реальных отзывов что-то не видно.
Напомнило шутку: Народ, кто покупал альпинистское снаряжение на али? Вроде плохих отзывов нету. ))

Последний пункт конечно же вызывает улыбку: а зачем тогда в схеме высокоточные катушки? 😉
Чем выше порядок фильтра, тем точнее должны быть номиналы. Иначе фильтр попросту не заработает должным образом.
Это с появлением EWB512 и подобных программ фильтр 6-го порядка способен рассчитать любой школьник.
А в далёкие 60-е, 70-е и даже 80-е расчётами фильтров занимались кандидаты мат.наук.

Включаем Multisim 10, смотрим:

АЧХ:

ФЧХ:

Мда, «малый уровень фазовых искажений» во всей красе. )

Посмотрев на картинки, желание повторить схему исчезло.
Да и мотать катушки с точностью 0,1% — спорное удовольствие.
Пусть даже автор и пишет «При оценке качества звучания переделанных АС все слушатели отмечали «лёгкость и прозрачность» звучания.»

Тень сомнения (а была ли собрана хоть кем-то схема) не покидает меня и сейчас.

4. Что есть ещё интересного по вопросам моделирования фильтров АС.
Очень основательная статья: Проблема частотного разделения сигналов в акустических системах.
Это лучшее, что я встречал. Но это сегодня, а 25 лет назад у меня интернета не было.

5. Как бы переделать свои S-90, и при этом не напортачить?
В наличии было почти ничего. Конденсаторы какие-то были. И ещё много К73-17 1 мкФ и 2,2 мкФ.
Провод ф0,7мм и ф1мм немного.

Приборы — по минимуму:
— мультиметр DT830B
— самодельный генератор 20 Гц-20 кГц
— LС- метр неизвестной породы был позаимствован (не украден! именно взят на время) на работе, точность 2,5%;
— осциллограф С1-49 (использовался как частотомер, т.к. на генераторе просто крутилка);
Персонального компьютера и тем более измерительного микрофона дома не было. (
Вот при таких вводных пришлось стартовать.

Родные фильтры из АС были демонтированы. Решил их не разбирать, т.к. гарантий, что результат переделки порадует, никто не давал.
Надо было оставить путь для отступления.

6. Комплект динамиков в S-90.
Вариант «всё выкинуть и купить новые импортные» не рассматривался по понятным причинам.

НЧ динамик — 75 ГДН-1-4 (30 ГД-2)

К нему никаких претензий не было.
Только лишь пришлось снять защитную металлическую решётку, чтобы не звенела.
А вот рамка, закрывающая края решётки и корзину, осталась.

СЧ динамик — 20 ГДС-1-8 (15 ГД-11)
При тестовом прогоне динамика с генератора вылазит крокодил резонансный (?) бугор в диапазоне 4,5 кГц (т.е. на частоте вблизи максимальной чувствительности слуха).
А на АЧХ «крокодила» нет:

Короче, СЧ динамики в мусор. Именно такие:

Из-за странного резонанса СЧ динамиков — специфичный звук АС S-90.

ВЧ динамик — 6 ГДВ-6-16 (10 ГД-35)
Частота основного резонанса: 2900 – 3600 Гц.
Злые языки утверждают, что причина плохого звука S-90 — именно из-за ВЧ динамиков.

Лично мне чихать на любые непроверенные мнения.
Берём генератор, УМ, подключаем динамик 10 ГД-35 и слушаем на небольшой мощности.
По ходу крутим регулировку частоты от 1кГц вверх по диапазону.
Частота основного резонанса легко находится на слух, всё соответствует паспортным данным.

Далее вверх по частотам: никаких сюрпризов вплоть до максимально слышимой частоты.
Проверил оба ВЧ динамика: всё ОК.

Защитные решётки СЧ и ВЧ динамиков оставил как есть, т.к. паразитных призвуков я из них «выбить» не смог.

7. Замена СЧ динамиков.
Как обычно, без проделок фортуны не обошлось.
Два человека (я и коллега по работе) были командированы в Харьков на какую-то выставку (промышленные приборы, автоматизация хим.производств).
Поезд прибыл около 6 утра, и до начала выставки было ещё время, чтобы заехать на Харьковский радиорынок.
СЧ динамики 20ГДШ-101 были куплены в количестве 6 штук (одна пара сотруднику, остальные — мне).
Вот с таким довеском мы посетили выставку, где набрали халявных флешек еще несколько кг рекламных проспектов.

По прибытию домой СЧ динамик был проверен с генератора, чтобы убедиться в отсутствии «крокодилов».
Никаких сюрпризов, всё нормально. ))

Вот, вспомнил. Позже была ещё одна закупка 20ГДШ-101 (4шт.) для проекта, который так и не состоялся.

Куда разошлись динамики:
— 1-я пара в мои S-90
— 2-я пара в 35АС-015
— 3-я пара ещё в одни S-90 (2005 год; именно в 3-й паре был перечитан ФИ при использовании программы JBL).
— 4-я пара — в 25АС-132 Электроника (были уничтожены ребёнком, т.к. не было защитных решёток)
— 5-я пара — нашлась в кладовке, пролежав 25 лет

Интернет о них ничего толком не знает. Есть лишь обрывочные сведения об этой модели.
Упоминается, что это аналог 5 ГДШ-5-8.

Примечание: 25АС-132 Электроника — это клон 50АС-107 Электроника, выпускавшийся с 1987 года на Северодонецком заводе сопротивлений.

8. Схемы, которые считались потеряны:

На операционных усилителя собран вспомогательный сумматор и инвертор, имитирующий инверное подключение ВЧ динамика.

Из-за чего отличия в схемах? Не помню.

9. Фильтры.
Расчёт фильтров был сделан в симуляторе EWB512 по той же упрощённой методике, что и в примерах выше.
Все идеи — проще не придумаешь:
— отдать НЧ динамику диапазон, который он нормально воспроизводит (до 500-600 Гц)
— ФНЧ 1-го порядка (и деталей меньше, и точность намотки катушки не критична)
— отдать СЧ динамику всё от 500-600 Гц и выше до частот, которые он нормально воспроизводит (т.е. до 8-10 кГц)
— полосовой фильтр для СЧ динамика — также 1-го порядка (по тем же причинам)
— отдать ВЧ динамику всё выше 8-10 кГц
— фильтр для ВЧ динамика — 2-го порядка (задача: получить максимально возможное ослабление сигнала на частоте основного резонанса)
— получить суммарную АЧХ как можно ровнее

Сохранилась катушка НЧ фильтра, принимавшая участие в макетировании схемы:

Провод ф0,7мм. Сопротивление около 0,2 мм (в схеме из архива можно увидеть 0,2 Ом — это активное сопротивление катушки НЧ фильтра).
Когда же катушки были намотаны проводом ф1мм, сопротивление уменьшилось в 2 раза (т.е. 0,1 Ом).
Сопротивление катушки НЧ фильтра из S-90 (до сих пор хранится в кладовке) 0,6 Ом

Из-за уменьшения сопротивления катушки в 6 раз, понятное дело, улучшилось демпфирование НЧ динамика.
Как следствие, ушло НЧ бубнение.
Естественно, УМЗЧ и кабели к АС также отвечают за демпфирование не в последнюю очередь.

10. И снова Multisim.
Окончательная схема:

R1, R3, R4 — соответственно НЧ, СЧ, ВЧ динамики.
АЧХ:

ФЧХ:

Намного ровней, чем я видел у других схем. ))

«Идеальной ФЧХ любого фильтра, в том числе и разделительного, можно было бы считать нулевую (отсутствие временной задержки) либо линейно нарастающую (постоянная задержка на всех частотах).
Среди тех фильтров, которые могут применяться в качестве разделительных, только фильтр 1-го порядка имеет идеальную ФЧХ.
Как итог – форма сигнала, прошедшего АС с разделительными фильтрами 1-го порядка, имеет больше шансов остаться неискаженной, чем, скажем, с фильтрами 3-го порядка. Однако понятно, что решение главной задачи – фильтрации и частотного разделения – с фильтрами столь малого порядка затруднительно.

Концепция реализована. Получена линейно нарастающая ФЧХ.

НЧ фильтр (ФНЧ). Полоса пропускания по уровню -3 дБ до 640 Гц:

СЧ фильтр. Полоса пропускания примерно от 600 Гц до 5 кГц:

Фильтр ВЧ (ФВЧ). Ослабление на частоте основного резонанса ВЧ динамика -21 дБ:

Полоса пропускания ФВЧ по уровню -3 дБ (от -0,5 на 20 кГц) от 10 кГц:

11. И так, схема есть. Любой желающий может переделать свои S-90.
Последовательность переделки:
1. Открутить динамики, демонтировать фильтры.
2. Намотать катушки при использовании LC-метра (катушки фильтров СЧ и ВЧ динамиков можно получить отматыванием витков L2 и L4; можно и L1 отмотать до 1мГн, это вам решать).
3. Собрать(спаять) фильтры и установить их в корпуса АС.
4. Установить динамики (на тонкий слой сантехнического герметика).
5. (Опционально) заменить разъёмы для подключения кабелей к АС на что-то современное:

6. (Опционально) заглушить заднюю стенку АС вибропоглощающим покрытием.
7. Сечение проводов для монтажа внутри — не обязательно 4 кв.мм, можно ограничиться 1,5 кв. мм.

12. Важный момент при сборке.
При пайке проводов к ВЧ динамику возник вопрос, где же «+» и «-» на маркировке.

Не надо гадать или делать пометки маркером при демонтаже динамика (при сборке провода могли попросту припаять «от балды»).
Правило «на авось» или «50 на 50» тут не поможет.

Когда собрана плата фильтров, необходимо подключить СЧ динамик (к фильтру), соблюдая полярность.

Динамик ВЧ следует подключить к ФВЧ через двойной микрик (или аналогичный тумблер):

Это требуется для быстрой смены полярности при подключении ВЧ динамика.

13. Замеры измерительным микрофоном переделанных S-90.

Коэффициент гармоник (это гармоники 20ГДШ-101 и от УМ — всё вместе; от кого больше — фз):

14. Конец истории.
Фото моих S-90 в 2015 году незадолго до продажи:

Защитные решётки были установлены обратно в 2006-м году после рождения сына.
После 2006г. АС эксплуатировались мало, и в 2015-м отправились новому владельцу.
Да, я иногда жалею, что продал S-90. Надо было оставить для экспериментов.
Но прошлого уже не вернуть…

Желаю всем применять только проверенные схемы и решения!

Дополнение от 13.02.2021.
Объём пластикового «стакана» для СЧ динамика колонки S-90 составляет 1,82 л.
Замер выполнен посредством наполнения стакана водой с последующим опорожнением мерным стаканом.

Источник: mysku.club

Рейтинг
Загрузка ...