Пьяный поезд Рига-Москва
Таковыми становились все пассажирские поезда, следующие из Риги в начале курсантских отпусков. Да, наверное, не только из Риги — любого города, где имелось военное училище. Курсантская братия, вырвавшись из-под контроля командиров и в предвкушении двух недель свободы — зимой, или целого летнего месяца, гулеванила в добрых гусарских традициях. Или — не очень добрых.
С Шурой Губановым мы были друганами и «зёмами» — земляками. Ну, почти. Он жил до поступления в училище в Торжке, я в Обнинске. Друг-друга мы подкалывали на тему, как зовут жителей наших городов. Полтора года, начиная с КМБ, мы с ним лелеяли мечту, как сядем в поезд, который повезет нас в родные края — и нажремся. В смысле — напьемся.
В смысле — алкоголя.
В первый зимний отпуск мы с ними синхронно (что еще более нас сблизило) пересдавали заваленные на сессии экзамены, но сумели-таки, успели вырваться на 4 дня домой! Полетели на самолете, чтобы ни один час даром не пропал. Поэтому были трезвые.
LDzNik || Ушедшие в историю пригородные поезда Латвии
В первом летнем отпуске тоже что-то не сложилось. А, вот в чем дело было — вспомнил — я выписал проездные до Ахтубинска, где тогда служил мой старший брат, хотел к нему съездить. Это потом я уже узнал, что можно было брать через Москву, доплачивая за «кружность», а в этот раз злая тетка-кассирша, пользуясь моей неопытностью, выдала мне прямой билет, и я поехал на волгоградском поезде, а мне ведь еще надо было предварительно домой заехать, в Обнинск!
Поэтому мне пришлось выходить в Брянске. Я планировал добираться оттуда на трех электричках (Брянск-Сухиничи, Сухиничи-Калуга, Калуга-Москва до Обнинска), в принципе, это реально было. Но что-то пошло не так, и в итоге я полетел самолетом Ан-24 из Брянска в Москву, до функционирующего тогда еще аэропорта Быково, оттуда автобусом-экспрессом в центр, в общем, в Обнинск еле успел на последней электричке.
Кстати, назад с Ахтубинска, в который я все же съездил в середине отпуска, тоже с приключениями возвращался: на прицепные вагоны мест не было, пришлось ехать с пересадкой через Волгоград, а у меня с собой два мешка с дынями-арбузами, ящик помидоров. Ну, добрался кое-как.
Короче, на втором курсе, в зимнем отпуске, наша мечта осуществилась. С лихвой.
В училище есть такая традиция: первыми, в начале дня, всегда отпускают отличников и прочих порядочных людей, а таких разгильдяев, которым были мы с Шуриком — ближе к вечеру. Не знаю, зачем нашему курсовому начальству это нужно было — растягивать на весь день процедуру, наверное, в этом был какой-то воспитательный момент.
Все равно этот день такой приятный. Хороший. Ты уже ощущаешь себя в отпуске. Обычных построений нет, даже в столовую мало кто ходит. В предвкушении домашних разносолов уже просто — не тянет, да и думаешь — вдруг начальство смилуется и тебя позовут в канцелярию за заветным отпускным билетом? Вот и торчишь в казарме как дурак, слоняешься из угла в угол, куришь.
Но все равно — на сердце радостно в предчувствии близкой свободы.
Отбытие поезда. Центральный вокзал г. Рига 80-е года.
Но, кстати, поезда на Москву, так и так, все (два или три скорых) шли вечером, так что лично нам большого смысла не было уходить из училища заранее. Разве что — успеть закупиться гостинцами — традиционным рижским бальзамом, ну и взять что-то для употребления в поезде.
В этот раз нас отпустили как-то уже вообще впритык, только успели заскочить за бальзамом, ну и взяли два «пузыря» водки — отмечать отпуск. На закуску прикупили пол-батона копченого сыра и батон хлеба с тмином. А были мы довольно уже голодные, так как последний раз ели только на завтраке. Впрочем, как я уже писал раньше, в училище как-то привыкаешь обходиться небольшим количеством еды. Но, как показали дальнейшие события — не в случае, когда предполагается распитие довольно большого количества алкоголя.
Мы взяли два билета в купейный вагон, плацкартных (более дешевых и, соответственно, более популярных среди курсантов) уже не было, все были раскуплены отпущенными ранее более примерными коллегами. Что ж, решили мы, ничего, зато поедем с комфортом.
Вошли в купе, поздоровались с соседями, ими оказались милые старички, мужчина и женщина, не супруги, просто попутчики. Наши места были на верхних полках. Заглянула проводница, спросила, будем ли мы брать постельное белье. «А как же» — благородно вознегодовали мы, — Конечно, будем!» Проводница взяла с нас деньги и сказала, чтобы мы позже зашли за своим комплектами. Ну, вот такой сервис был в те времена, даже в фирменных поездах. Впрочем, мы пока не спешили ложиться спать.
Я вежливо спросил у соседки, не против ли она будет, если мы немножко выпьем водочки? Старичок тем временем уже сам удалился в вагон-ресторан. Пожилая женщина доброжелательно ответила: «Да, конечно, ребята, пейте, кушайте на здоровье». Но нам все равно было как-то неудобно перед ней. Видимо, поэтому первую бутылку мы опорожнили очень быстро.
Потом, вновь извинившись перед нашей попутчицей, я достал вторую. Ее мы тоже, все так же застенчиво, выпили минут за тридцать-сорок. А после этого я увидел, как по коридору идет официант из вагона-ресторана с тележкой и предлагает пиво. Я, конечно же, взял пару бутылок. И вот на этом моменте мои воспоминания заканчиваются.
Проводница грубо разбудила меня под утро: «Кто из вас в Ржеве выходит?» Я не знал, кто. Я вообще мало чего знал в этот момент. Если бы меня тогда допрашивали враги — я бы, наверное, погиб героем. «Ну, разбуди второго, — сказала эта жестокая женщина, — через пол-часа станция», — и ушла. Я огляделся.
Лежал я на нижней полке, укрытой своей курсантской шинелью. Под головой — шапка. На шапке, кстати, очень комфортно спать.
Напротив меня, так же под шинелкой, похрапывал Шура. Постельного белья, судя по всему, мы так и не получили. Обидно. Старички спали на наших верхних полках. Я толкнул товарища: «Саня, ты в Ржеве выходишь?» Шура замычал и приподнялся.
Потом молча взял со стола бутылку минеральной воды, открыл ее об стол и начал пить. Выпив половину, протянул мне — будешь? «Саня, — решил уточнить я, — а чья это вода, в том смысле — кто ее покупал?» «Не знаю, — сказал товарищ, — пофигу, я пить хочу, будешь, нет?» «Буду», — смалодушничал я и взял минералку.
«Шура, — спросил я, немного утолив жажду, — а как так получилось, что мы внизу лежим? Санек покрутил головой:
— Нас вообще хотели с поезда снимать, проводница грозилась сдать патрулю.
Мда, похоже, я пропустил что-то очень важное.
— Ни хрена себе, а за что?
— Кто-то на коврик наблевал, она ругалась, меня отмывать заставила, я его в туалете стирал, в раковине. Потом еще штраф требовала.
Я посмотрел — коврика в купе не было.
— А что со штрафом?
— Насобирали.
— Как?
— У меня денег не было уже, она повела меня по вагонам, где наши ехали — у них занимали.
— А у кого?
— Не помню. Ладно, я собираться буду.
Шура кое-как собрал свои вещи, оделся, мы попрощались и он вышел на станции. Я снова вырубился. Проснулся, когда поезд уже подъезжал к Москве. Было очень плохо, мутило, разламывалась голова. И очень стыдно.
Старичок опять куда-то делся, а бабушка участливо говорила — нет, она не ругалась: «Что же вы, ребята, так быстро напились? Сидели бы себя спокойно, не спеша, а так вон напились, ходили тут, буянили, товарищ твой еще ночью с полки упал. » Новые подробности как-то не радовали.
Поезд пришел на Рижский вокзал столицы. Пассажиры стали забирать свои вещи и радостно-оживленно выходить из вагона. Печально покачивая головой, ушла бабушка-соседка. Я собрал все свое мужество и попытался собраться. Самое трудное было надеть ботинки, а затем завязать на них шнурки. При малейшем наклоне головы бросало в тошнотворную дурноту, приходилось срочно выпрямляться.
Вагон тем временем опустел. Через какое-то время в купе заглянула суровая проводница: «Ну, что ты тут?» Затем подошла вторая, помоложе. Мне стало страшно, я вспомнил Шурин рассказ о мытье половика.
Но добрые женщины — все-таки, как оказалось, внутри форменного железнодорожного кителя билось сердце сострадательной русской бабы, жалеющей всякое недоразумение мужского пола — они стали собирать меня, практически, по частям.
Мне завязали шнурки ботинок, надели и застегнули шинель, ремень и шапку, помогли выйти из поезда наружу — аккуратно придерживая, спустили по вагонной лесенке, ибо состав за это время уже отогнали от перрона куда-то в парк, впрочем, не особенно далеко от вокзала.
На свежем морозном воздухе мне стал немного легче. Проводница, перед тем, как закрыть дверь вагона, сказала: «Если что — стучи, мы здесь, в вагоне пока будем». Видимо, выглядел я неважно. А мне еще надо было дойти до вокзала, а потом — самое страшное — преодолеть Рижскую площадь и дойти до метро. Там, на этом пути, обычно попадалось 2-3 патруля.
Нужно было срочно приходить в себя. Я посидел на какой-то лавочке, отдышался. Потом привел себя в уставной вид, застегнувшись на все крючки и выровняв — два пальца от бровей — шапку, взял чемодан и пошел.
До метро я добрался без происшествий, старательно козыряя всем встречным военным, независимо от звания, и, на всякий случай, милиционерам. Мимо патруля я шел чуть ли не строевым шагом, насколько это было возможно в моем ущербном состоянии. Зашел на станцию, спустился в метро, сел в поезд.
Увы, на этом мои злоключения не иссякли. Покачивание вагона вызывало у меня острые приступы морской болезни. Приходилось выскакивать на каждой станции, садиться на лавочку и долго, глубоко дышать, борясь с рвотными позывами. Видимо, интоксикация организма все же была приличная.
Потом, кстати, еще выяснилось, что в эту ночь я (с Шуриком или нет — не известно) был в гостях еще у ребят с нашего училища, которые ехали в другом вагоне, там тоже что-то пили. Я этого не помню, рассказали.
Вот так, выскакивая на каждой станции, совершив еще, ко всему прочему, переход — почти, как Суворов через Альпы — на кольцевую линию, добрался я с Рижской до Киевской. Часа два занял у меня этот мучительный процесс. Стал подниматься на эскалаторе. И опять почувствовал подкатывающую тошноту. До выхода надо было преодолеть два пролета эскалатора.
После первого я понял — всё, не доеду.
И тут, на мое похмельное счастье, оказалось, что на площадке между эскалаторами ведутся какие-то ремонтные работы и это место огорожено железными щитами. Я подскочил к щитам, сделал вид, что мне очень интересно, что там происходит, засунул голову за щит и — мне очень стыдно, но я туда наблевал. Благо, что поблизости не было никаких рабочих. Мне сразу стало легче и я поспешил к второму эскалатору.
Ну а затем, сев в электричку, я сразу, по курсантской привычке, практически мгновенно, заснул. Молодой, хорошо физически тренированный организм взял свое и по окончании двух часов езды, проснувшись уже ближе к Обнинску, я почувствовал себя почти нормальным человеком.
Выйдя на станции, позвонил с таксофона маме на работу, зашел за ключами от дома. Мама, наобнимавшись и нацеловав (я старательно дышал в сторону), спросила: «Ты какой-то усталый?» «Ну, да, — отвечал я, — еще бы, сессия такая тяжелая была». «Ну иди, иди отдыхай, — сказала мама.
И вот потом, весь четвертый семестр к нам с Шурой походил то один, то другой кредитор (с некоторыми мы вообще были не знакомы) и просил вернуть долг, заодно рассказывая нам очередные веселые подробности нашего фестиваля. Судя по конечной сумме, проводница выкатила Шурику тогда весьма приличный штраф. Хорошая все-таки штука — курсантская взаимовыручка.
Найдете на фото меня с Шурой? Ну, мои курсантские фото вы уже видели, а вот зёму моего — угадаете?
ИсточникПоезд четырех столиц
Прошел год, как пустили поезд Киев-Рига. Мне нужно было сгонять в Украину и я решил прокатиться поездом туда-обратно, опробовать на себе.
Тем более я люблю этот вид транспорта и если есть возможность в другой стране проехаться железной дорогой, обязательно еду.
Поезд под названием «Четыре столицы» действительно идет через 4 столицы: Киев-Минск-Вильнюс-Рига.
Поезд стартует из Риги.Ходит каждые 4 дня. Из Таллина до Риги я добирался на автобусе. Разговоры и переговоры шли,что уже этим летом добавить пятую столицу- Таллин,но всё осталось без изменений.
Из Риги поезд выходит в 20.45 а в Киев приходит в 16.36. Почти 20 часов в пути.
По пути несколько раз меняли локомотив. Так как поезд шел через Минск,а без визы граждан евросоюза не пускают в Белорусь,то двукратная виза обошлась мне в 15 евро.
Но при посадке проводник даже не интересовался,есть ли у меня виза. Он только задавал вопрос о гражданстве.
Брал билет на плацкарт, цена зависит от курса гривны 45-50 евро.Билеты покупал на сайте украинская жд.
В прошлом году, когда открывался маршрут, ходило 6 вагонов, 5 купейных и 1 люкс. Сейчас в составе 3 плацкарта 3 купейных и 1 люкс. Вагон-ресторана нет.
Народу садилось достаточно. Я думал будут одни работяги, но нет, много было семей. Со мной ехало 2 семьи,они путешествовали по прибалтике и скандинавии.
Внутри чисто,вагоны не потрепаные,выгледят как новые. Украинцы не верили,что у них в стране ещё есть такие человеческие вагоны:)
Первый раз увидел в поездах сенсорные лампочки.Находяться у изголовья каждого спального места.
Туалет так же был чистый на протяжении всей дороги. Цены на чай и кофе у проводника смешные 0.35 евро (10гривен). В вагоне есть бойлер с кипятком.
Работает кондиционер.
Белье покупаешь вместе с билетом,но если забыл включить в стоимость, можно купить отдельно у проводника- 43 гривны (1.50 евро)
Матрасы чистые,одеяла новые, теплые.
Чему я был очень удивлен, так это информации на украинском языке. Нигде ни слова по английски. Хотя поезд идет через 4 страны.
Спросил проводника, владеет ли он английским? На что, тот удивился вопросу и сказал,что за год работы ни разу не понадобилось, все говорят на русском:).
Так и по русски информации нет!
С расписанием какая то ерунда, то что там написано не соответствует действительности. А обратился к проводнику, почему так, получил ответ: «Я не знаю»
Так как поезд идет ночью,то 3 таможенные проверки тоже ночью, так что особо не поспишь. А украинская таможня совсем удивила.После прохождения белорусско-украинской границы (белорусской таможни),поезд без остановок идет часа 3 до Киева. Там на вокзале в самом поезде минут 20-30 идет досмотр и проверка документов.
Так что заявленное время прибытия,это ещё не значит,что вы будете выходить.
Я когда вышел из вагона,стал фотографировать поезд,ко мне подошел пограничник и попросил убрать камеру,поезд стоит в пограничной зоне (на киевском вокзале).
А это уже на обратной дороге на киевском вокзале. Отправление в 13.50. В Ригу прибывает в 9.05
До отправления поезда 6 минут, а ещё никого даже на перрон не пускают. Потом проводник мне сказал,состав не успели подготовить.
Поговорил я так же с пассажирами кто ездит часто. Оказалось, это нормальное явление, из Киева выезжать на час- два позже.
Пока запустят всех, проверят билеты, потом таможня,потом пограничники паспорта проверят.
Обратно уже ехали почти одни работяги. Забавно, но казалось, что еду в дембельском вагоне,все лысые и почти одни мужики.
В этот раз пили водку, но как то тихо, украдкой, не как в россйских поездах:)
В Минске меняют локомотив и добовляют 2 вагона.
Поеду ли я ещё раз, не уверен. Ночные проверки выматывают, экономия на билетах не большая
(билет туда-обратно 100 евро+ 15 евро виза + 10 евро билеты на автобус Рига Таллин).
Поезд этот все таки для украинских граждан, которые едут на заработки в евросоюз. Или для тех, кто не летает самолетами.
flackelf
«Был вчера на Витебском.
Тоскливое зрелище.
За весь день — 0 (ноль) дальних поездов (по субботам даже 677-й не ходит).
На втором этаже в кассовом зале — три человека народу — и. девственно пустое табло (на табло внизу над лестницей хоть электрички светятся).
Под дебаркадером почти всё закрыто — кроме «Фикс-прайса», аптеки и пирожковой. Также маленькая кафешка под дебаркадером работает (столовка на лестнице — закрыта и опечатана давно).
И. такое ощущение, что этот ковид (затянувшийся, мать его, уже почти на год), — добил постсоветское жд-сообщение между бывшими республиками теперь уже окончательно.
L-Expressis уже заявил, что может отказаться от возобновления движения поездов из Риги в Питер и Москву; УЗ уже поставила вагоны, входившие в «российские» поезда — во внутреннее сообщение (в виду дефицита исправных вагонов у них), — и теперь под любым предлогом киевская власть может вообще запретить УЗ возобновлять движение в РФ (они пытались его закрыть ещё с 2015 года, вслед за авиасообщением, — но УЗ сопротивлялась из-за прибыльности этих поездов. — но теперь после того, как сообщение закрылось само собой внезапно, — его могут и не открыть).
Молдавский поезд через Украину — тоже, возможно, уже не пойдёт.
По сути — осталась одна Белоруссия. 2-3 поезда в сутки после ковида — может быть, и вернутся. И. всё.
Такими темпами Витебский могут вообще закрыть для ПДСов (чтобы не содержать парк отстоя вагонов и т.д.) — вслед за Рижским в Москве. (((«
«Кстати, ковид здесь ни причём (вернее, «причём» лишь отчасти): началось умирание межгоса с СНГ/Балтией намного раньше.
Уже с графика 19/20 (который заканчивает своё действие буквально вот 12 числа), — на том же Курском вокзале в Москве (откуда всю жизнь ходили десятки поездов на Украину) — не осталось НИ ОДНОГО украинского поезда (впервые со времён Великой Отечественной войны): 19/20 «Николай Конарев» Москва-Харьков окончательно отменили, — а последний — криворожский (с прицепками до Запорожья и Сум, вроде как) — пустили огородами с Киевского вокзала (а теперь, видимо, — даже этого поезда не будет), — и за Белгородом сейчас жуткое запустение (а когда-то Курский магистральный ход пропускал по 110 пар поездов в сутки).
Петербурго-Варшавская железная дорога бывшая — также теперь функционирует только до Пскова (дальше на Пыталово/Скангали — движения практически нет: два пригородных поезда В НЕДЕЛЮ), — а когда-то там ездили в Ригу и Вильнюс. С 2015 года уже там нет сообщения.
А из вокзалов, — в таком же состоянии, как наш Витбан, — сейчас находятся два московских вокзала: Рижский (который уже официально закрывают для ПДСов с февраля 2021: на форуме МЖА уже телеграмму публиковали) — и Киевский (на котором также осталось только два поезда: на Брянск и на Климов).
Но. Ковид — что самое парадоксальное, — довёл распад СССР до логического конца.
Впервые со времён ВОВ сообщение прекратилось полностью.»
Белгород.
Железная дорога в сторону Украины. Каждый поезд в эту сторону — событие.
Москва. Киевский вокзал. Пусто.
Пора ему возвращать старое название — Брянский. Автор фото — Сергей Рулёв.
«Также если вспоминать наш Витебский, — то ещё до 2015 года ходили два отдельных поезда СПб-Вильнюс и СПб-Рига. Потом LG (литовский оператор) отказался от поезда СПб-Вильнюс; потом L-Ekspressis (латвийский оператор) отказался и от отдельного поезда Рига-СПб (ограничившись ежедневной группой вагонов к поезду Рига-Москва). — а теперь, похоже, — вообще с Прибалтикой сообщения больше не будет (максимум — Москва-Таллин через Московский вокзал вернут).
Ну а если ещё раньше — то года до 2012 были поезда СПб-Мариуполь и СПб-Донецк с Московского вокзала (где тоже уже много лет нет ни одного поезда на Украину); до 2014 через день ходил с Витебского СПб-Львов; до 2017 года ходил поезд СПб-Одесса два раза в неделю.
Умирает межгос в СНГ и Балтию. Давно и необратимо. «
По Белорусскому вокзалу Москвы возможно возобновление движения на Белоруссию, в том числе и «Ласточек» на Минск. Но когда это будет реально?
Неужели что-то ужасное и непоправимое случится с этим ковидом, если возобновить нормальное транспортное сообщение с одной лишь Белоруссией?
Катаемся смело: 10 ваших прав в поезде (о которых вы не знали)
Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?
Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.
Готовимся к поездке
1. Опечатка в билете? Не страшно!
Покупая билеты онлайн, пассажир легко может сделать опечатку в своем имени или фамилии. Зачастую это становится причиной переживаний – пустят ли в поезд по такому билету. Не стоит волноваться! Главное – возьмите с собой паспорт. Если в данных допущено не больше двух ошибок (одна допускается в буквах, одна в цифрах), вас обязаны пропустить.
Это зафиксировано в телеграмме ОАО «РЖД» № 3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59).
Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.
Если вы забыли дома билет и при этом приехали на вокзал заранее, вы можете попробовать успеть его восстановить.
Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.
А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.
2. Сколько килограммов багажа можно взять с собой?
Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.
Что можно сделать в этой ситуации?
Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.
Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.
Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).
3. Уехать раньше или позже? Пожалуйста!
Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.
В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.
Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).
4. На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет
С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.
Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.
Едем без проблем
5. Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах
Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.
Нижняя полка даже в дневное время не считается «общей» территорией, сидеть на ней пассажиры с билетами на верхние полки могут только с разрешения того, кто купил билет именно на это место.
Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.
В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».
Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.
6. Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?
Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.
Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!
7. Отношения с соседями – дело тонкое
Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?
Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).
То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.
8. Собаку-поводыря можно провозить бесплатно
Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина.
Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.
Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.
Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.
9. Меняем по желанию или необходимости маршрут
Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.
Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.
10. Проехать чуть дальше тоже можно
А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.
Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Источник