Таллин — город с тысячелетней историей, окутанный множеством мистических историй и легенд. Дождитесь наступления темноты и отправляйтесь на прогулку по улочкам средневекового Таллина. Я расскажу вам про самые загадочные места Старого города и поведаю о трагической истории любви Барбары фон Тизенхаузен, чей образ до сих пор появляется в их родовом особняке на Вышгороде.
Таинственные места Старого Таллина
Приехав в Таллин впервые, многие замечают, что время за стенами средневекового города как будто остановилось и даже воздух пронизан историей. Со смотровых площадок открываются великолепные виды на шпили соборов и Ратуши, на черепичные крыши домов с печными трубами.
124-метровый шпиль башни церкви Святого Олафа (Олевисте) пронизывает низкое свинцовое небо над городом. Со строительством этого собора связана известная легенда, объясняющая, почему крест на шпиле церкви Олевисте был установлен криво.
Есть о чем рассказать и башням крепостной стены. Говорят, что Девичья башня настолько населена приведениями, что содержавшиеся в ней когда-то заключенные (девушки легкого поведения) умоляли перевести их в другое место. Присмотритесь внимательно к флюгеру Старый Тоомас, символ и верный страж города тоже хранит свою историю.
⚡️»Полностью стёрт с лица земли» сирийский город Харим (30 тысяч жителей), расположенный близ границ
Спустимся вниз и дойдем до улицы Ратаскаэву (Rataskaevu). На ней находится красивый колодец, запечатленный во многих кинофильмах. «Кошачий колодец» закрыт и не используется с XIX века, согласно преданиям в нем жила русалка, которая портила воду. Чтобы её задобрить, горожане приносили в жертву кошек. Как можно догадаться, вода в колодце от этого лучше не стала, а тем более не улучшилась энергетика этого места.
На окраине Нижнего города можно увидеть дом, где в средние века жил городской палач, имеющий необычную романтическую привилегию. В Верхнем городе призракам тоже есть, что поведать о себе. Дурную славу приобрел один из особняков, в котором появляется образ молодой женщины, пугающей мужчин до полусмерти. Спросите гида, и он расскажет вам о леденящей душу истории полководца Понтуса де ла Гарди – торговца кожей.
Хотя в рассказах, передававшихся веками из уст в уста, содержится лишь доля правды, они неизменно вызывают интерес и помогают воссоздавать в воображении былые времена и нравы.
Легенда о Барбаре фон Тизенхаузен
Я поведаю вам не такую известную, но основанную на реальных фактах историю дворянки Барбары фон Тизенхаузен. События происходили за пределами Таллина, в замке Поркуни, в Таллине сохранился особняк, принадлежавший роду Тизенхаузенов.
Это случилось в XVI веке, легенда свидетельствует о том, как велики были барьеры между сословиями в стародавние времена. Барбара была младшей сестрой в богатой, многодетной семье Тизенхаузенов. Девушка росла скромной и красивой, учила бедных детей грамоте и очень отличалась от своих братьев Юргена, Рейнхоллда и Бартоломеуса, кичащихся своим саном и родословной.
Как то в доме баронов Тизенхаузенов появился новый гость — писатель Франц Бонниус. Молодой человек привлек внимание Барбары своей добротой, великодушием и непосредственностью. Барбара и Франц стали проводить много времени вместе и вскоре поняли, что влюблены друг в друга. Скрывать свои чувства им удавалось не долго.
Легенды Старого Таллинна
Узнав о любви Барбары и безродного Франца, братья были разгневаны, ведь такой союз считался мезальянсом. Законы того времени гласили, что если девушка высокого происхождения выйдет замуж за человека более низкого положения, то она и её близкие будут осуждены и лишатся своего статуса и богатства.
Барбара и Франц решают бежать, но далеко уйти от бросившихся за ними братьев им не удалось. В тот момент, когда Франц пошел менять коней, преследователи настигли Барбару. Девушка решила спасти любимого и сказала, что жених бросил ее и убежал. Барбару вернули домой.
Поскольку она не отреклась от своей любви к Францу, братья решили сурово наказать свою сестру. По приговору семейного суда 20-летнюю Барбару утопили в ледяной воде озера Поркуни. С тех пор дух бедной девушки появляется в особняке, принадлежащем семье Тизенхаузен на Вышгороде и ищет своего любимого.
В 1969 году эта легенда вдохновила эстонского композитора Эдуарда Тубина и писателя Яана Кросса на создание одноименной оперы «Барбара фон Тизенхаузен».
Я приглашаю вас на экскурсию Легенды Таллина. Блуждая по улочкам Старого города, вы узнаете его историю и тайны и сами решите, что в них правда, а что вымысел.
Источник: travelq.ru
Старый город (Таллин)
Старый город (эст. Tallinna vanalinn ) — старейшая часть Таллина (Эстония). В 1997 году таллинский Старый город был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец хорошо сохранившегося исторического центра североевропейского торгового города.
Старый город Таллина условно делится на Нижний и Верхний город (Вышгород). В Верхнем городе, расположенном на возвышенности Тоомпеа, изначально проживала знать, в то время как в Нижнем городе обосновались торговцы, ремесленники и прочие менее зажиточные слои населения. От Нижнего города Вышгород был отделён крепостной стеной, большая часть которой также превосходно сохранилась до наших дней.
Площадь около 118 га.
Верхний город
Первое деревянное укрепление на возвышенности Тоомпеа было построено предположительно в XI веке. В дальнейшем в значительной мере архитектурный облик города определил местный строительный материал — плиточный известняк.
В 1219 году поселение Линданисе было захвачено датскими крестоносцами под руководством Вальдемара II, после чего город получает название Ревель, а Вышгород становится резиденцией иностранных правителей. Тоомпеа делится на Большое городище, Малое городище и прилегающие территории.
В 1229 году было завершено строительство первого каменного замка Тоомпеа в западной части Малого городища. После перехода города в правление Тевтонского ордена в XIV веке, замок подвергся перестройке и модернизации — он приобрел четырёхугольную форму. По его углам были сооружены 4 башни, в том числе «Длинный Герман» в 1360—1370х годах, который был удлинён на 10 метров в XVI веке.
С экономическим и культурным расцветом Ревеля в Ганзейский период (XVI век) замок постепенно отходит от своей первоначальной функции — оборонительной — и становится в первую очередь представительским зданием-дворцом. После захвата Ревеля русскими в ходе Северной войны, замок был снова перестроен. Вместо восточной стены по распоряжению Екатерины Великой был построен дворец в стиле барокко, также был засыпан крепостной ров, одна из башен разрушена. В настоящее время в замке Тоомпеа обосновался парламент Эстонии — Рийгикогу.
В Вышгороде также находится одна из старейших церквей Эстонии — Домский собор, построенный в XIII веке. Свой нынешний облик собор приобрёл после многочисленных перестроек. В самом соборе были захоронены многие известные люди, такие как Понтус Делагарди и Иван Крузенштерн.
Православный Александро-Невский собор был построен в конце XIX века и стал символом русификации Эстонии («памятником русского насилия»), поэтому долгое время не нравился жителям Таллина. Несколько раз планировался снос или перестройка храма.
Улицы
Нижний город
Центром Нижнего города является Ратушная площадь, на которой находятся построенная в XIII веке городская ратуша в готическом стиле, дом Егорова и другие импозантные здания. Со смотровой площадки ратуши открывается превосходный вид на город и порт. Один из символов Таллина, флюгер «Старый Томас», украшает шпиль ратуши с 1530 года.
В ресторане Olde Hansa можно окунуться в атмосферу средневекового Таллина.
Напротив ратуши находится Ратушная аптека. Первое упоминание о ней датируется 1422 годом, таким образом она является одной из старейших аптек Европы, работающих в одном и том же здании с начала XV века. Это также старейшее коммерческое заведение и старейшее медицинское учреждение Таллина.
Таллинская городская стена, включающая в себя крепостные стены и башни, является одной из главнейших достопримечательностей города. В Средние века Таллин был одним из наиболее хорошо защищённых городов на Балтийском море. Строительство городской стены началось во второй половине XIII века, считается, что первые укрепления проходили по современным улицам Лай, Хобусепеа, Вана Тург, Кулласепа. С расширением города крепостные стены возводили на новых рубежах, совершенствование укреплений продолжалось около 300 лет. В окончательном виде стена толщиной 2-3 метра имела высоту 13-16 метров.
На данный момент из 2,35 км стены сохранились 1,85 км и 26 башен из 40, что является редкостью для европейских городов, где крепостные стены были часто полностью разобраны за ненадобностью. В Средневековье городская стена была окружена рвом (остатки можно наблюдать в Тоомпарке) и имела 6 главных ворот и несколько второстепенных. Сохранилась орудийная башня «Толстая Маргарита» диаметром 25 м, построенная перед Большими морскими воротами. Сейчас в ней находится Морской музей Эстонии.
Артиллерийская башня Кик-ин-де-Кёк была в своё время наиболее мощной башней Прибалтики.
В Нижнем городе сохранились также несколько средневековых церквей. Бывшая лютеранская церковь Святого Николая была основана немецкими купцами в XIII веке и также использовалась для складирования товаров. Она единственная из всех церквей Нижнего города избежала разграбления во время Реформации. После разрушения во время бомбёжки Таллина в 1944 году, церковь была отреставрирована и служит ныне концертным залом и одним из филиалов Эстонского художественного музея.
В церкви Святого Духа, построенной в XIV веке, сохранился алтарь XV века любекского мастера Бернта Нотке и часы XVII века по проекту Кристиана Акерманна.
Церковь Олевисте, названная в честь норвежского короля Олафа Харальдссона, известная с XIII века, в своё время была самым высоким сооружением в Европе. Церковь имеет свою смотровую площадку.
На территории Нижнего города находились два монастыря — женский цистерцианский (на улице Суур-Клоостри) и мужской доминиканский (на месте домов 12-18 по улице Вене).
Источник: www.wikiznanie.ru
Пеетс X. Город Таллин в XIII-XVIII вв.
У Балтийского моря, на южных берегах Финского залива, расположена столица Эстонской Советской Социалистической Республики — Таллин. Таллин — один из городов, где сравнительно полно сохранилось средневековое сердце города со множеством построек, в формах которых скрещены влияния различных стилей. В архитектуре и топографическом расположении этих построек много своеобразия, зависящего от характера местности и строительного материала, из которого они возведены.
Таллин расположен на прибрежной равнине, среди которой поднимаются отдельные возвышенности, достигающие 50 м высоты над уровнем моря. На одной такой возвышенности расположен Вышгород (Томпеа) — древнейшая часть Таллина, которую образно можно назвать акрополем Эстонской ССР (рис. 15). К Вышгороду примыкает так наз. Нижний город.
Господствующее положение возвышенности Томпеа над окружающей местностью послужило причиной наиболее раннего заселения ее. В восточной части Вышгорода в X в. возник сначала поселок, ставший затем одним из важнейших торговых центров, связывающих торговлю Запада и Востока задолго до расцвета средневековой Ганзы, В XIII в. Таллин сделался тем пунктом, за обладание которым боролись окружающие феодальные властители. Известно, что за покорение Таллина боролись датчане и немецкий рыцарский орден. Датчане, сумевшие укрепиться здесь на наиболее продолжительное время, были затем изгнаны эстонцами при активной поддержке русских.
Период интенсивного заселения Таллина совпадает с 20-ми годами XIII в. От построек того времени ничего сохранилось, так как города в нашем теперешнем понимании еще не было, а имевшееся поселение напоминало своим видом укрепленную деревню. Затем на Вышгороде начали быстро возводить укрепление по требованиям фортификации того времени.
Для этого отделили южную часть Вышгорода и построили там так наз. Маленький замок, где поместился также гарнизон. В оставшейся части Вышгорода построили кафедральную церковь, а в округе ее поселились ленники. Нижний город заселили, главным образом, ремесленники и купцы. Несмотря на смену политических властей, характер поселения остался таким же и в последующее время до окончательного оформления внешнего вида г. Таллина в конце средневековья.
Наиболее значительным периодом в образовании Таллина как города является время уничтожения г. Висби на Готланде. В лице Висби Таллин освободился от своего опасного соперника в восточной транзитной торговле. Увеличение мощности Ганзейского союза также отразилось на быстром росте Таллина как города. Маленький поселок на восточном спуске Вышгорода начал быстро разрастаться и превратился в городок с правильной сетью улиц, обнесенный уже в середине XIV ст. очень крепкими стенами.
Древние оборонительные стены Таллина — это одна из выдающихся его достопримечательностей (рис. 16).
Весь старый город, включая, конечно, и пояс укреплений, построен из плитняка. Этот материал имеется в Таллине в неограниченном количестве. По своему характеру он мало пригоден для разработки декоративных архитектурных форм, но зато очень прочен и монументален, хотя немного мрачен.
Подходя к сохранившимся средневековым укреплениям с точки зрения анализа системы и стиля, мы должны считаться с тем обстоятельством, что между временем, в которое были возведены первые укрепления более устойчивого характера (конец XIII — начало XIV ст.), и временем, когда отчасти перешли уже к земляным укреплениям (первая половина XVI ст.), существует промежуток приблизительно в 250 лет. В архитектуре укреплений Таллина сохранились части построек почти всего этого промежутка времени.
Городские укрепления XIV ст. характеризует построенная в городской стене узкая с четырехугольным основанием башня, за ней следует построенная уже во второй половине XIV ст. округлая крепостная башня. Третья, подковообразная башня построена в XV—XVI вв.
Расстояние между башнями очень неравномерно и колеблется от 30 до 100 м. Высота городской стены достигает 15 м при толщине, в среднем, 2.5 м. В стенах, опоясывающих город, было восемь ворот. До нынешнего времени сохранилось двое ворот и два защищающих ворота укрепления. Последние — единственные в своем роде в Прибалтике. Средневековые городские ворота представляли собой живописнейшую часть архитектуры укреплений, особенно благодаря своим пристройкам, относящимся к различным периодам строительства. Они все, почти без исключения, сохранялись до середины прошлого столетия и лишь в течение трех четвертей минувшего столетия были уничтожены.
Особенно замечательными памятниками старины, восходящими к началу XVI ст., являются две больших башни: „Кик ин де кэк» (в точном переводе „смотри в кухню» — это значит, что, благодаря ее высоте, можно было смотреть через дымоходы домов в кухни) и „Толстая Маргарита». Обе башни имели большое стратегическое значение для защиты слабых пунктов городских укреплений, и теперь они являются доминирующими постройками в общей панораме Таллина. Первая из них, „Кик ин де кэк», имеет высоту 36 м и радиус в 17 м; толщина стен „Толстой Маргариты» достигает 5 м.
Анализ стиля построек таллинских укреплений вызывает ряд трудностей, обусловленных прежде всего тем обстоятельством, что постройки эти имели практическое значение, при котором не уделялось внимания внешней красоте сооружений. Их красота заключается в строгой пропорциональности и монументальности. Несмотря на то, что система укреплений во многом заимствована из Западной Европы, все же местные типичные черты в ней проявляются с достаточной силой.
Рис. 15. Таллин. Вышгород. Цитадель.
Рис. 16. Таллин. Башенная площадь.
Напротив, менее своеобразна та часть таллинского Вышгорода, которую основали и укрепили датчане в XIII—XIV вв. и которую окончательно выработали в XV в. власти германского рыцарского ордена в ее могучей архитектонической цельности.
В настоящее время из наиболее интересных частей этого комплекса сохранились 2 крыла окружной стены с главной башней — „Длинным Германом» и двумя угловыми башнями.
Вся сохранившаяся часть Вышгорода была защищена естественными спусками, поэтому там не было надобностей в крупных укреплениях, кроме внешних окружных стен.
С увеличением населения разрасталось и строительство Таллина, особенно в XIV ст. Кроме жилых домов, количество которых было очень велико, возник ряд культовых построек — церквей и монастырей, а также и общественных зданий (ратуша, дома гильдий и др.).
Большая часть средневековых таллинских церквей — их сохранилось доныне 5 — построена в XIII в., однако современный вид они получили в XIV и даже в XV вв., после неоднократных перестроек. Доминирующим видом церковной постройки является базилика. К этому типу относятся три церкви — Олаевская, Николаевская и Вышгородская.
Две церкви — Святодуховская и монастырская церковь цистерцианского ордена — являются двухнефными сооружениями. Основываясь на историко-архитектурном изучении таллинских церквей, можно прийти к выводу, что все церкви первоначально были двухнефными и лишь позднее, благодаря частым перестройками, приобрели вид трехнефных базилик. Будучи построенными из плитняка, церкви отличаются некоторой грузностью, однако сохраняют строгую пропорциональность форм.
Среди названных церквей особенно изящна, несмотря на то что она построена из плитняка, Олаевская церковь, сооруженная, как и все другие, в готическом стиле. К сожалению, реставрационные работы, выполненные в прошлом столетии, несколько исказили первоначальный облик церкви; тем не менее она остается одним из любопытнейших памятников с наиболее пропорциональным внешним видом и внутренним устройством и с богатством стильных деталей.
В главных чертах все церкви похожи друг на друга. Они имеют в плане несколько вытянутую форму. Хоры, как правило, располагаются в восточной стороне, на западной помещается башня. Главный портал находится на западной стороне под башней (Олаевская церковь), иногда — на восточной или южной стороне. Этот тип церквей довольно обычный для тех стран, которые подпали под власть ордена.
Кроме так наз. городских церквей, в Таллине были еще два монастыря со своими церквами и третий монастырь Бригитты (Пирита) в 6 км от города. 1 От этих трех монастырей сохранились лишь некоторые части построек.
При сооружении монастырей решающими были правила строительства тех орденов, к которым принадлежали монахи. Нам известны три рода построек монастырей: цистерцианского ордена (женский монастырь), доминиканского (мужской) и бригиттовского ордена (смешанный).
Монастырь цистерцианского ордена был перестроен в гимназию в 1631 г. До сегодняшнего дня сохранились, хотя и в измененном виде, основанная в XV в. монастырская церковь и часть сводчатых помещений с массивными арками, опирающимися на колонны. Часть этих помещений является вообще одной из старейших форм строительства в Таллине, отражающей в себе остатки романского стиля.
Из построек доминиканского ордена, несомненно, самая интересная церковь Екатерины. Это была двухнефная постройка, от которой сохранились только западные порталы и часть основных стен. Она, по всей вероятности, послужила образцом при постройке монастырской бригиттовской церкви, законченной в 1436 г. Бригиттовская церковь является самой большой из всех трехнефных церквей в Эстонии. Ее живописные развалины с высокой клинообразной передней стеной, богато декорированной нишами, сохранились до настоящего времени.
Внешняя простота церковной архитектуры не помешала, однако, богатому внутреннему убранству. Здесь следует в первую очередь отметить выдающиеся произведения церковного искусства — алтари, изготовленные руками таких знаменитых мастеров, как Берент Ноткен (в Святодуховской церкви в 1483 г.) и любекского мастера Хермена Рода (в Николаевской церкви в 1482 г.).
Созданный в мастерской Ганса Мемлинга и находившийся в доминиканской церкви Екатерины алтарь также сохранился до нынешнего дня.
Все пять церквей, как было отмечено, за время своего существования подвергались отдельным внешним изменениям и перестройкам. Внутреннее убранство их тоже в ряде случаев потеряло свой первоначальный вид. Особенно сильное влияние на внутреннюю декорировку церквей оказал расцвет стиля барокко. В этот период церкви заполняются различными мемориальными досками, кафедрами и алтарями, из которых многие представляют собой выдающиеся достижения искусства резьбы по дереву в стиле барокко.
Однако возвратимся к вопросу об архитектуре и остановим свое внимание на гражданских сооружениях и прежде всего на постройках общественного назначения. В Таллине сохранились остатки зданий средневековых гильдий и городская ратуша. Ратуша представляет собой двухэтажное (с погребом трехэтажное) здание, единственное по сохранности и чистоте стиля во всей северной Европе (исключая Германию). По всей вероятности, постройка была проведена в два периода — в 70-х годах XIV и в начале XV в. Здание ратуши несколько пострадало от внешних и внутренних пристроек, которые легко устранить при реставрации.
Внешне ратуша напоминает собою церковь, но ее отличает стройная восьмиугольная башня, расположенная на восточной стороне здания. В верхнем этаже ратуши помещаются два зала — двухсводчатый зал заседаний и перед ним зал граждан с восьмиугольными колоннами посредине. В нижнем этаже помещаются застенок и большой торговый зал, превращенный теперь в музей. Вдоль фасада здания, выходящего на площадь (бывший рынок), проходит, на протяжении нижнего этажа, сводчатый ход (аркада).
В стиле здания, в его пропорциях чувствуется влияние строительного искусства ордена. При анализе деталей постройки ратуши мы находим в них влияние архитектуры южных областей среднеевропейских стран, на которую, в свою очередь, повлияла манера строительства средневековых ратуш Италии.
В таллинской ратуше сохранилась мебель начала XV ст., представляющая большую редкость и являющаяся теперь музейным экспонатом.
Почти к одному времени с ратушей относится здание Большой гильдии (окончено в 1410 г.). Это здание, хотя и представляет собой единственную цельную постройку из домов гильдий Прибалтики, не так интересно, как ратуша. Обращенное своим клинообразным фасадом в сторону улицы Пикк, оно имеет вид очень простой одноэтажной постройки с помещающимся рядом сводчатым залом и находящимся за ним главным двухнефным помещением — залом для празднеств. Обращает на себя внимание фасад здания, на котором имеется красивый портал с парой бронзовых
молотков-стукальцев. Щипец постройки оживлен нишами. Из других зданий гильдий сохранился интересный зал празднеств Олаевской гильдии с его восьмиугольными колоннами и сводами в форме звезд. Он тоже относится к началу XV ст., и имеет большое сходство в стиле и манере с перестроенной в то же время Одаевской церковью.
Наиболее интенсивным периодом строительства гражданских зданий является XV ст., особенно его первая половина. Зданий, относящихся к этому времени, осталось немного, и они теперь мало заметны в общей панораме города, хотя еще в прошлом столетии их значительное число придавало Таллину своеобразный средневековой вид. Почти полное отсутствие гражданских зданий, относящихся ко времени до XV в., объяснимо грандиозным пожаром, охватившим Таллин в 1433 г. и уничтожившим почти все деревянные постройки, которые были преобладающими в городе. После пожара городские власти издали постановление о сломе деревянных домов и замене их каменными. Поэтому последовавшая за пожаром строительная деятельность носила уже более уверенный и устойчивый характер.
Опишем для примера дом среднего гражданина XV—XVI ст. (рис. 17). Это было обыкновенно четырехугольное здание, клинообразный фасад которого был обращен на улицу. Фасад поэтому обрабатывался наряднее, чем прочие части здания. Фасад имел портал с острой аркой, с дверью, часто богато украшенной резьбой; по обеим сторонам двери были большие четырехугольные окна прихожей.
В центре фасада находился люк (или несколько люков) с приспособлением для блоков, по которым поднимали товары в очень обширный чердачный склад. Верхняя часть фасада была часто декорирована нишами, высеченными из камня украшениями и даже живописью (из последнего рода украшений сохранился только один образец начала XVI ст.). На внешнем краю крыши часто помещалась какая-нибудь высеченная из камня деталь и железный флюгерок. Сторона, обращенная на двор, часто бывала выстроена из дерева.
Рис. 17. Таллин. Средневековые жилые дома.
План здания был приблизительно следующий: дверь с улицы вела в поместительную переднюю, которая в высоту занимала два этажа и завершалась толстым потолком из балок, концы которых опирались на находившиеся в стене консоли. Если позволяла площадь передней, то посредине находился еще каменный столб, поддерживающий поперечную балку.
Из передней вели двери в боковое помещение и в кухню, которая фактически помещалась под дымоходом. Жилые помещения находились большею частью во втором этаже дома, куда вела лестница из передней. Жилых помещений было обыкновенно два или три, редко больше. Из них отапливалось лишь одно, где можно было жить и зимой. Остальная часть дома использовалась как склад, где хранились съестные припасы.
Только что мы описали жилище состоятельного средневекового гражданина. Как видим, оно было не особенно комфортабельно. Какими же должны были быть жилища бедноты? Из архивных материалов следует, что бедные горожане жили по нескольку семейств в сырых, темных, неотапливаемых подвалах. Большинство трудового населения помещалось в жалких трущобах за городом.
Эти трущобы часто уничтожались, когда опасались осады города, так как боялись, что враг во время осады найдет здесь убежище.
Тогда обитатели этих берлог искали пристанища в стенах города и жили часто просто на улицах.
К концу средневековья значение Таллина как центра крупной торговли на Балтийском побережье падает. Частично это зависело от появления новых соперников — Гельсингфорса (Хельсинки) и Нарвы, а также от упадка значения Ганзейского союза.
Главная же причина, повлекшая за собой необычайное снижение роли Таллина как торгового центра, заключалась в борьбе за него трех больших соседних государств — России, Швеции и Польши. Крупное купечество Таллина быстро беднело, положение ремесленников и торговцев также ухудшилось.
На смену состоятельным гражданам Таллина приходит состоятельное шведское чиновничество и военное сословие. Этот период совпадает с расцветом в Западной Европе ренессанса. В Таллине нет капитальных сооружений в этом стиле, однако ряд зданий был перестроен в манере ренессанса.
К числу наиболее интересных зданий относится фасад постройки так наз. „братства черноголовых» с изящными украшениями, высеченными из камня, и порталом. Здание это построено знаменитым таллинским мастером и архитектором Арент Пассера и закончено в 1597 г. Между прочим, лучшие творения времени ренессанса принадлежат Арент Пассера; к числу их следует отнести, например, саркофаг шведского полководца Понтуса Делагарди в таллинской вышгородской церкви. Попутно отметим, что старинное прикладное искусство каменотесов у таллинских мастеров достигает своего расцвета и художественной зрелости во второй половине XVI и в XVII в. Эти произведения, относящиеся, главным образом, к категории надгробных памятников, вывозились в Финляндию, Швецию и распространялись по всему северу нынешней Эстонской ССР. На ряду с этим искусством процветало также искусство резьбы по дереву.
Великолепные церковные кафедры для пасторов, алтари и скамейки в церквах и общественных зданиях доказывают чрезвычайно высокий уровень этих работ в Таллине. Если мы дополним сказанное богатым: перечнем эпитафий, то количество произведений этого рода будет огромным. В архитектуре, напротив, как уже указывалось, было мало достопримечательного.
Таким образом, период шведского владычества над Таллином, которое продолжалось приблизительно 150 лет (1561—1710), характеризуется упадком строительства крупных архитектурных сооружений, в прикладном же искусстве мелких форм — господством стилей ренессанса и барокко.
В XVIII ст. строительство Таллина продолжалось все еще крайне медленными темпами, так как бурный рост Петербурга притягивал к себе все основные творческие силы. Однако деятельность Петра I все же наложила свой отпечаток на строительство в Таллине. В 1714 г. здесь начали грандиозную постройку гавани для военного флота, однако ее не закончили.
С 1718 по 1723 г. в Таллине был построен по проекту архитектора Микетти императорский летний дворец в Кадриорге (Екатеринентале). Этот дворец, являющийся архитектурной жемчужиной в стиле барокко, богато украшен скульптурой. Окончание постройки Екатеринентальского дворца принадлежит архитектору Михаилу Земцову.
В окрестностях этого дворца был разбит большой парк с прекрасными фонтанами и скульптурами, из которых часть во время императрицы Елизаветы была перевезена в Петергоф.
В этом же Екатеринентальском парке находится и сейчас построенный в 1714 г. для Петра I дачный домик с частью обстановки того времени.
Таким образом, экономический и политический расцвет Петербурга с его могучими архитектурными комплексами окончательно завоевал первенство в Прибалтике. Значение Таллина в XVIII в. стало еще меньше, чем в XVII в. Он жил жизнью маленького провинциального города со своими великолепными средневековыми постройками и сохранял их из поколения в поколение именно благодаря бедности своих граждан. Это и является, главным образом, причиной того, что Таллин обладает и по сегодня памятниками средневекового строительства в таком большом количестве.
- Находившиеся в монастыре мощи Бригитты были, после занятия Таллина Петром I, преподнесены им папе с целью вынудить его на ответный дар — античную мраморную статую Венеры (так. наз. Венера Таврическая), приобретенную русскими дипломатами для Петра, но запрещенную папой к вывозу из Рима. Прим. ред. ↩
В этот день:
Дни рождения 1908 Родился Георгий Владимирович Подгаецкий — советский археолог, специалист по эпохе бронзы степной и лесостепной полосы Восточной Европы.
Источник: arheologija.ru
ЭСТОНИЯ. Средневековый Таллин — Ганзейский город.
С 1248 года Таллин управлялся по Любекскому праву, а с конца века входил и в Ганзейский союз торговых городов Северной Европы. Любекское право с начала XIII века объединило и экономические интересы городов Балтийского моря. Под эгидой Ганзейского союза с XIII по XVIII век состояло около двухсот городов, в том числе и Новгород. Наряду с родными языками, в ходу был общий — немецкий, пользовались единой денежной системой, а жители обладали равными правами в пределах своего сословия.
2.
Фонарь над входом в Большую гильдию.
03.
Старинная дверь здания Большой гильдии.
04.
Это здание впервые упоминается в 1326 году. В 1406 году его приобрела гильдия Св. Канута. В XIII веке объединение Св. Кнута было духовным братством, позднее — гильдией ремесленников. Наиболее сложные и ценные ремесла в основном представляли немецкие мастера.
Очевидно, вначале число членов гильдии было невелико, и поскольку их богатство и значимость возрастали весьма медленно, расцвет гильдии Св. Канута наступил лишь в XVI веке. Гильдия прекратила свое существование в 1920 году.
05.
В 1326 году гильдия Св. Канута располагала лишь одним домом, а в 1406 году был приобретен и соседний дом. В 70-х годах XV века на месте нового дома построили зал гильдии, расположенный в средней части ныне существующего дома. Третий дом купили в 1800 году.
Так на улице Пикк образовалось здание гильдии с тремя щипцами , в 1863-1864 годах перестроенное в так называемом стиле тюдоров, восходящем к английской готике. Фасад дома, состоящий из трех частей, сохранился и после перестройки. Бутафорный фасад здания дополнили фигурами Мартина Лютера и Св. Канута.
06.
Все крупные гильдии Таллина к концу XV века сосредоточились на одной улице — улице Пикк. там же находилось и гильдия Братства Черноголовых, основанная в 1399 году. В 1895 году она была ликвидирована как сословная организация, как светская просуществовала до 1940 года. Это было объединение иноземных купцов и судовладельцев в Ливонии (на территории нынешних Эстонии и Латвии). В Братство вступали неженатые сыновья местных купцов, а также ювелиры, аптекари, литераторы и профессора гимназий.
В 1597 г. состоялась масштабная перестройка здания, в ходе которой фасад оформили богатыми орнаментами и резными украшениями в духе архитектуры ренессанса Нидерландов — таллинский зодчий Арент Пассер.
07.
Рельеф на фасаде здания.
08.
«Справедливость» — аллегорический рельеф на фасаде здания.
09.
«На турнире» — рельеф на фасаде здания.
10.
Особенно хорош портал здания с цветными дверьми (1640 г.), над которыми изображение Св. Маврикия — мавра. Над окнами слева — скульптурный портрет шведского короля Сигизмунда, справа — его супруги королевы Анны.
11.
Перед многими домами именитых горожан устанавливали каменные декоративные плиты с изображением герба владельца дома, с эмблемами и лаже текстами, как вот эти плиты. Подобных плит мне не доводилось увидеть в других средневековых городах Европы.
Источник: wokrug-sveta.livejournal.com