Кто основал Ригу в 1201

Хронология Риги — Timeline of Riga

Ниже приводится Лента новостей из история города Рига, Латвия.

Это динамический список и, возможно, никогда не сможет удовлетворить определенные стандарты полноты. Вы можете помочь добавление недостающих предметов с участием надежные источники.

Источник

Кто же исконные рижане?

Только прошлым летом мы отметили 300-летие преславной виктории под Полтавой, а теперь ровно через год вспоминаем о другой победе русского оружия: 15 июля 1710 года русскими войсками под командованием Шереметева взята Рига.

Снова всплывает имя этого главнокомандующего, хотя перед Полтавой он был в опале у Петра. Шереметев был назначен руководить одной важной операцией, но не справился. В той операции надо было внезапно «налететь» на врага, — не получилось. Зато он умел педантично «томить» неприятеля и изнурять его силы. Под Полтавой Царь был крайне недоволен действиями Бориса Петровича и свой гнев выразил тем, что отобрал у него Преображенский полк.

МИСТИЧЕСКАЯ ЛАТВИЯ. ЛЕГЕНДЫ ГОРОДА РИГИ. ДРЕВНИЕ МЕСТА СИЛЫ.

А вот когда в 1710 году надо было осадой брать Ригу, Шереметев оказался незаменим. Эта победа вернула ему расположение Царя. Пётр I был обрадован известием о взятии Риги: все эти годы он не забывал оказанный ему «приём» шведскими властями города в 1697 году во время Великого посольства. Тогда караул угрожал применить оружие против Царя при осмотре крепости.

Заметьте: речь идёт о шведских властях города, а ранее Рига была целиком немецким городом, основана немецкими рыцарями в 1201 году. Стремясь поддержать свою гегемонию в городе среди балтийских племён, немецкая элита установила систему этноязыковой сегрегации. Так, латышам и другим национальностям запрещалось даже селиться в пределах стен города, а позже — в пределах земляного вала его.

Межнациональные браки были запрещены, хотя языковая ассимиляция и переход на немецкий язык поощрялись. Позднее, по специальному указу, латышам разрешено было всё же строить дома снаружи городской стены. К вечеру, когда закрывались городские ворота, вся латышская обслуга обязана была покинуть пределы города.

Отражением истории средневековой Риги долгое время являлся её этнический состав. Со дня основания и до 1582 года жителями города — бюргерами в немецкой терминологии, были только этнические немцы. Исключение составляли лишь зажиточные и образованные русские. Потом контроль над Ригой получила Речь Посполитая (польско-литовское союзное государство).

В городе появились поляки, литовцы, русские, латыши из окрестных сёл. И, конечно, евреи.

Заметим, что если говорить о коренных рижанах, то все вышеперечисленные национальности, включая русских, таковыми являются. При этом говорить о насильственной русификации — просто смешно.

Многие серьёзные исследователи бросают главный упрёк российской власти: льготы «местной элите». Какое там равноправие! В Риге была Европа уже тогда.

История Риги. Фильм.

Ныне т.н. «русскоговорящие» Латвии вправе знать, что они и их пращуры — представители старейшей этнической группы исторически сложившегося многонационального населения латвийской столицы с 1209 года, когда, напомню, латышей в город не пускали.

Кстати, одна из версий происхождения названия Риги: находившееся на холме Куббе (центр современного города) поселение венедов Руга получило своё название по имени острова Риген (Руген), где был центр прибалтийских славян, называвшихся также ругами и варягами. Русское население Риги росло стремительно в новейшей истории, не только в СССР, сделавшись частью которого Латвия и стала полноценной республикой.

А уж надежды на фашистов у рижан сразу рухнули: те обещали им не независимость даже, а только культурно-этнографическую автономию. И тут — обманули. Откуда же взялись антисоветизм и русофобия в этих местах? От прозападной элиты. Бездарность правления, крах в экономике, смерть культуры на что-то надо ведь списать?

И, конечно, можно понять, что малые народы Восточной Европы (особенно их тщеславные правители) воспринимают как трагедию, как унижение то, что на протяжении веков они были пешками в геополитических играх крупных держав, подобно Прибалтике в германо-русско-шведских отношениях со времён Петра I. Но такова история. А нам предавать своих соотечественников — недопустимо.

В своём интервью бывший куратор Латвии в МИДе России, ныне политический аналитик Михаил Демурин объясняет, в чём ошибочность формулы «цель оправдывает средства» применительно к отношениям наших стран: цели поставлены — неправильные.

Линия на то, что экономика вытащит за собой политику и поможет решению гуманитарных проблем, не оправдалась. Был период, когда российские официальные лица даже стеснялись обозначать тему прав русскоязычного населения в Латвии.

Используя давление Запада и безвольность высшего политического руководства России, националисты Литвы и Латвии добились вывода российских войск без каких-либо гарантий невхождения во враждебные России организации или уступок с их стороны уже в 1993-1994 годах.

Об условиях жизни здесь русского населения и ветеранов ВОВ наше правительство вообще не позаботилось. А ведь русских коренных рижан — очень много.

Источник

А Ригу-то основали славяне!

Манипуляции латвийских националистов не в состоянии изменить историческую реальность

Кандидат в мэры Риги от антирусской правящей партии «Единство» Сармите Элерте разделила жителей столицы на «правильных» и «неправильных». 1 июня — муниципальные выборы, и политик, на словах отрицая этническую суть своих призывов, на деле именно ей и следует.

Элерте утверждает, что на уровне государства Латвия сделала свой выбор на Запад, а вот на городском уровне только сейчас и будет определяться — «к Востоку или Западу». Политик призвала электорат «Единства» декларировать место жительства в Риге, чтобы изменить расстановку сил и помочь ее партии.

На прошлых муниципальных выборах в латвийской столице уверенно победило левоцентристское объединение «Центр согласия», и его лидер Нил Ушаков стал мэром. Для националистов это был шок. Отчасти успех обусловлен составом населения Риги.

Из почти 700 тысяч жителей немногим более 42% латышей, русских около 41% (но в двухмиллионной Латвии 320 тысяч русскоязычных жителей обладают уникальным статусом «негражданина», и большинство из них — в Риге), 4% белорусов, около 4% украинцев… Словом, русскоязычные избиратели не только предопределили успех «Центра согласия», ориентированного на добрососедское сотрудничество с Россией, но и повлияли на латышскую часть населения столицы, «свернув» их с пути на Запад, если мыслить категориями местных нациков. И вот этот выбор Элерте хочет изменить. Только вряд ли удастся сделать то, что заложено много веков назад.

Если заглянуть в историю, то выяснится немало интересного, замалчиваемого официальной Ригой, но известного историкам. Археологические находки показали: здесь еще в XI веке, а может, и раньше, поселились венеды. Одни эксперты называют их предками славян, другие — славянами, опираясь на тот факт, что венедами в раннем средневековье германцы называли именно славян.

То есть славяне жили здесь задолго до того, как Папа Римский наложил длань на эти края. В 1201 году из Бремена прибыл епископ Альберт Буксгевден и, как с удовольствием утверждают ныне местные чиновники, основал Ригу, которая скоро стала главным городом Ливонии. Такое называние исторической области в северной Прибалтике дали германские рыцари-крестоносцы по имени одного из финно-угорских племен — ливов. И судя по игнорированию того факта, что ранее здесь жили славяне, рыцари уже тогда активно продвигали свои геополитические интересы, переписывали историю.

В 2001 году Рига торжественно отметила 800-летие, отталкиваясь не от даты появления первых поселений, а от памяти о епископе Альберте. Но вот что интересно. Обычно власти каждого города стремятся найти наиболее удаленную в глубину веков точку, чтобы показать возраст своего города — чем старше, тем лучше. А в Риге реального возраста стесняются, видимо, по политическим причинам. Тогда придется сказать, кто ее в реальности основал.

Есть упоминание, сделанное датским летописцем Саксоном Грамматиком, о том, что шведские викинги еще в конце IX и в начале X века появлялись в устье Двины и разрушали город. По данным известного латышского археолога Андриса Цауне, во время раскопок в Риге не обнаружено ни одного предмета, принадлежавшего культуре ливов, хотя их именем и назван край, а вот тот факт, что на территории Старого города Риги археологи нашли предметы материальной культуры венедского происхождения, малоизвестен — его замалчивают.

Ученые демонстрируют деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Эти находки аналогичны многоголовым изображениям в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине. Найдены славянские рыболовные принадлежности. В окрестностях Риги и даже у Домского собора, обнаружены венедские могильники.

Эксперты фиксируют: известный латышский историк Эвалд Мугуревич попытался увести внимание общественности от славянских корней венедов, заявив, будто это — «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима». Латвийские учебники истории стараются вообще не упоминать венедов.

Но о них писал еще в I веке н.э. римский писатель Плиний Старший, связывавший место их обитания с юго-восточным побережьем Балтийского моря. Древнегреческий географ, астроном Птолемей Клавдий называл во II веке Балтийское море Венедским заливом.

В XVI веке немецкий гуманист, друг Мартина Лютера Филипп Меланхтон предположил, что название — Рига произошло от древнего славянского населения острова Риген (Рюген), который находится у германского побережья Балтики. Известный чешский археолог, историк Любор Нидерле утверждал: «Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I-II веках н.э. совпадают с местами обитания славян в VI веке /…/. Во-вторых и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян».

О связях местного населения с ненавистным Сармите Элерте Востоком говорят археологические находки в культурных слоях, относящихся к XII веку, непосредственно перед нашествием германских рыцарей. Преобладают предметы, характерные для Руси, — стеклянные бусы, пряслица, бронзовые крестики, перстни, браслеты. Специалисты утверждают, что у русских красавиц в те времена были в моде и стеклянные браслеты, и их во множество нашли именно в Риге, причем — больше нигде на территории Латвии таких находок нет.

Эксперты обращают внимание и на то, что в латышском и русском языках более 1600 общих корней, и это свидетельствует об общих венедских корнях. Так что, вопреки словам национально озабоченной Сармите Элерте, жители этих краев давно сделали свой геополитический выбор. И ни века, прошедшие после нашествия крестоносцев, ни манипуляции нынешних русофобов пока его не изменили…

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Источник

Истории Старой Риги

Для человека, впервые прибывшего в Ригу, прогулка по старому городу неизбежна. Туда непременно заманят высокие башенки церквей, увенчанные золотыми петушками, которые как ориентир видны почти во всех районах города. Старая Рига — это не только центр города со всеми соблазнами столичной жизни, но и точка отсчёта в истории, с неё мы и начнём нашу прогулку.

Что вас ожидает

Основание Риги и рассказы о крестоносцах
Летом 1201-го года от РХ в песчаный берег реки Рига упёрлось носом немецкое судно, на котором прибыл католический епископ Альберт Буксгевден. Он и заложил город, названный как и река, на берегу которой его начали строить, — Рига. Какая река Рига, скажете вы? Ведь город Рига, вернее, старая его часть, лежит на правом берегу реки Даугавы (Западной Двины).

Действительно, реки Рига больше нет… Вот во время экскурсии вы и узнаете, куда же подевалась река, куда причаливал отец-основатель города. Пройдёте по её руслу. Послушаете рассказ об улочках города, как и почему они названы, какие функции выполняли. Посмотрим на самое старое каменное здание города — церковь святого Георгия, единственное, что осталось от первого замка рыцарей — крестоносцев. Вы узнаете о том, как жили рыцари, огнём и мечом обращавшие местное население в христианство.

Замки, легенды и военные страницы истории
Посмотрим мы и на последний замок рыцарей ливонского ордена, который ныне занимает президент Латвийской Республики. Ну а где замки, там и легенды о сокровищах и, конечно же, приведениях. Впрочем легенды на пустом месте не берутся, ведь до президента хозяевами замка были польские, шведские и русские генерал-губернаторы, имена многих из которых ещё при жизни стали легендами!

Увидим мы также и останки крепостных стен с башнями. Рига до 1857 года имела статус города-крепости, и ещё какой крепости! Тем более, что причин тому было при достаточно! Войны. Кто с кем и почему?

Немцы, поляки, шведы, русские осаждали или стойко переносили осаду в городе не один раз, ну и не без участия простых горожан, конечно же.

Чем раньше жили рижане
Вы увидите, в каких домах жили рижане, как эти дома строились и в каких архитектурных стилях, а также чем занимались горожане. И об этом мы подробно поговорим у зданий Большой (торговой) гильдии и Малой (ремесленной) гильдии. Какие ремёсла в городе были почитаемы, а какие не очень. Как развивалась торговля. Где и как хранили товары и что себе позволяли разбогатевшие купцы.

Конечно же, не пройдём мы и Ратушную площадь. Узнаем, как она возникла. Какие функции исполнял рижский рат. Как наказывали преступников в средние века и какие девушки, размахивая мётлами по утрам, радовали взгляд рижан. Непременно мы с вами заглянем и на улочку, более известную как Блюменштрассе или как Бейкерстрит.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...