Кто попал под санкции в Латвии

Больше санкций, хороших и разных. Латвия по примеру других стран ЕС топит свою экономику

Введенные против России ограничительные меры обернулись катастрофой для Латвии. Компании, чей бизнес был связан с РФ и Белоруссией, несут убытки, а руководство республики не спешит им помогать.

Провозглашенные Западом антироссийские санкции обернулись для Латвии ощутимыми потерями. Компании, чей бизнес был так или иначе связан с Россией и Белоруссией, несут убытки, а многие отрасли экономики уже балансируют на грани банкротства.

Прогнозы экспертов неутешительны: страну ждут затяжная инфляция, падение роста экономики, тотальное повышение цен и масштабные увольнения.

Под стук колес

Латвийская железная дорога приказала долго жить. 85% железнодорожного транзита составляли грузы из России и Белоруссии: уголь, зерно, металл, минеральные удобрения, химикалии и нефтепродукты. А теперь возить через восточную границу стало практически нечего – санкции.

Из-за сокращения грузоперевозок Latvijas dzelzceļš продолжает распродавать по дешевке вагоны и локомотивы, а министр сообщения Талис Линкайтс объявил об увольнении еще 600 сотрудников.

И это при том, что в прошлом году количество работников LDz уже уменьшилось почти на 1400 человек. Куда пойдут эти толпы безработных людей со специфическими профессиями, применимыми только в их рухнувшей отрасли? Это загадка. К соседям ехать бессмысленно: в Литве государственная железнодорожная группа Lietuvos gelezinkeliai точно так же планирует уволить до конца года 300 специалистов.

Санкции: как США и Европа накажут Россию | Падение рубля, взлёт цен, поставки газа, реакция Китая

Плохие новости доносятся и с находящегося на грани закрытия Даугавпилсского локомотиворемонтного завода. Еще недавно он давал работу и стабильный заработок 600 латвийцам, но теперь объявил об увольнении 240 человек. И это только начало.

Как сообщило руководство ДЛЗ, если предприятие в ближайшее время не получит поддержки со стороны государства, то будет вынуждено продолжить сокращение штата, а затем законсервировать производство до лучших времен. Это автоматически скажется на 360 партнерах завода, которые также будут вынуждены закрываться и увольнять людей.

Серьезнейшие проблемы испытывает и компания Pasažieru vilciens, занимающаяся перевозками пассажиров. Увольнений там пока не планируются, но, по словам руководства, сложилась критическая ситуация с запчастями для ремонта пассажирских поездов. Если ранее все запчасти и комплектующие (включая двигатели российского завода «Звезда») закупались у российских и белорусских производителей, то нынче из-за санкций их не достать, что ставит под угрозу движение поездов.

Если бы был жив знаменитый «Рижский вагоностроительный завод», то проблем с запчастями бы не было. Но он – не без усилий со стороны латвийского правительства – давно прекратил свое существование. Поэтому для Pasažieru vilciens одна надежда – поискать нужные запчасти, пусть даже б/у, у эстонцев, либо у каких-то республик, входящих в состав СНГ.

Российские санкции ударили по молочникам Латвии

И делать это надо как можно скорее: Pasažieru vilciens рассчитывает на приток пассажиров. Его оптимизм базируется на пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что с 1 апреля вступили в силу нормы ЕС об увеличении доли биокомпонентов в продаваемом топливе, что увеличит цену дизеля, доведя ее до 1,95–1,99 евро за литр. По мнению экспертов компании, это сподвигнет людей меньше ездить на машинах и передвигаться электричками.

Убыточный порожняк

Ситуация в портах не лучше. Там тоже планируют сокращения, так как не видят иного выхода остаться на плаву. Ведь по самым оптимистичным прогнозам, грузооборот Вентспилсского порта в ближайшее время уменьшится на две трети, Рижского порта – на 45%, а Лиепайского на 20%. Причем все это будет уже «падение от падения», так как процесс затухания активности в портах длится давным-давно. И надежды на привлечение новых поставщиков грузов, на создания новых логистических цепочек практически не осталось.

Очень плохо обстоят дела и у автоперевозчиков. Грузы зачастую просто невозможно оплатить через банки, и объемы автоперевозок падают в среднем на 35% в неделю. Под угрозой оказался даже экспорт латвийской продукции в Европу, что, впрочем, легко объяснимо. Ведь если раньше, доставив латвийский товар в Европу, наши фуры забирали там продукцию для России и Белоруссии, то теперь они вынуждены идти обратно порожняком. И рейсы, которые ранее были прибыльными, сразу стали убыточными.

Осложняет работу латвийских автоперевозчиков и Пакет мобильности ЕС, который требует, чтобы автомобиль возвращался в страну происхождения не реже одного раза в восемь недель. Поэтому многие латвийские компании подумывают над тем, чтобы уйти из страны.

Первой ласточкой стал крупный латвийский грузовой перевозчик SIA Kreiss с оборотом в 163 миллиона евро. Ради спасения бизнеса он переводит сейчас свой автопарк в Польшу, где больше грузов, а значит и больше шансов на выживание. Вместе с ним из Латвии уйдут и налоги, которые платил Kreiss.

И нет сомнений, что скоро его примеру последуют и другие латвийские автоперевозчики. Ловить в родной стране им просто нечего: несмотря на неоднократные обращение к правительству, помощи своей отрасли от государства они так и не дождались.

Люди гибнут за металл

Полностью парализована антироссийскими санкциями и латвийская строительная отрасль. Цены на многие стройматериалы (вроде гранул пенополистирола) выросли вдвое, а металл подорожал аж на 45%. Но главное: после того, как крупнейший его поставщик для Балтии – компания Severstal Distribution – попала под санкции, металла в Латвии попросту не найти.

В итоге под угрозой остановки оказался целый ряд инфраструктурных проектов, включая Rail Baltica. По этой же причине дышит на ладан обрабатывающая промышленность – деревообработка и металлообработка. Строительные сметы взлетели до небес (банальные ремонты квартир подорожали уже на 50%), а власти ломают голову над тем, что делать с проектами еврофондов.

Чтобы получить от Европы следующие транши, старые кровь из носу необходимо как-то заканчивать. Но металла, арматуры и прочих остро нужны для строительства вещей нет (даже при том, что цена на арматуру выросла до небывалых 1260 евро за тонну). Поэтому Минфин собирается обратиться в Еврокомиссию с просьбой продлить период освоения европейских инвестиций.

С дорогами, которые после зимы напоминают танкодром, тоже полный швах. Как заявила Латвийская ассоциация крупных городов, со строительством новых дорог, их ремонтами и реновациями придется повременить. Цены на все запредельные, но главное – налицо острый дефицит битума (еще один подсанкционный российский материал), без которого об асфальтовом покрытии можно надолго забыть.

Птичек жалко

Стремительно сгущаются тучи и над латвийским сельским хозяйством. Отрасль остро нуждается в минеральных удобрениях, без которых на наших почвах толком ничего не вырастишь, а львиная их доля, как назло, поступала из Белоруссии и России. Те же удобрения, которые можно приобрести в Европе, сильно подорожали – на 20–25% дороже российских и белорусских аналогов.

Однако министр земледелия Каспарс Герхардс пока и пальцем о палец не ударил, чтобы чем-то помочь фермерам. Как заявил лидер парламентской фракции Союза зеленых и крестьян Улдис Аугулис: «В то время, как нам нужно думать о том, как найти замену производимому Россией и Белоруссией сырья, министр продолжает пребывать в зимней спячке и не уделяет должного внимания угрозе, нависшей над сельским хозяйством Латвии».

Действительно, программы продовольственной безопасности в Латвии как не было, так и нет. Между тем, по прогнозам экспертов, нехватка удобрений и стремительный рост цен на топливо приведут к тому, что цена обычного картофеля поднимется до 4 евро за килограмм.

У пищевиков также панические настроения. Расходы латвийских птицефабрик за полгода выросли в три раза. Причина: рост цен на энергоносители и рост цен на кормовую пшеницу, которую производители куриного мяса и яиц всегда закупали в России и на Украине.

Однако теперь это невозможно, а в Европе зерно сильно подорожало. Если до начала спецоперации России на Украине 1 тонна пшеницы обходилась латвийским птицеводам в 200 евро, то сейчас – 379 евро. Это неизбежно отразится на цене курятины, ведь в птицеводстве корма для птицы составляют около 70% стоимости конечного продукта.

Примерно та же ситуация и у латвийских производителей мяса. До недавних времен они использовали в качестве корма для коров и свиней украинскую кормовую кукурузу и рапсовый жмых. Но теперь все это не достать днем с огнем. Значит, придется закупать за совсем другие цены у европейских поставщиков, что автоматически скажется на цене мяса и всевозможных мясных продуктов.

И вот так – чего ни возьми. Из-за санкций ЕС и принятых Россией зеркальных мер несет убытки латвийский национальный авиаперевозчик, который прежде летал в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань. Несут колоссальные убытки фармакологические компании Grindex и Olainfarm, потерявшие перспективный российский рынок для сбыта своей продукции. Непонятна судьба магазинов книжной продукции Polaris и Mnogoknig, делавших ставку на книги на русском языке (в Литве, например, торговые сети вообще отказались продавать книжную и журнальную продукцию, написанную кириллицей).

Да что говорить, если на волне антироссийских настроений Автотранспортная дирекция аннулировала регистрацию в Латвии сервиса Yandex.Taxi и заблокировала мобильное приложение Yandex Go? В итоге Россия не потеряла ничего, тогда как в Латвии многие сотни людей потеряли работу, а само государство – налоги, которые они ему исправно платили.

Этот удивительный мазохизм со стороны властей уже потихоньку обретает свое цифровое выражение. Экономисты снизили в прогнозах рост ВВП на 2022 год до 1,8% (вместо планируемых 4,2%), а прогноз годовой инфляции повысили до 9,5% (вместо ожидаемых ранее 6,1%).

И пока латвийские политики радостно аплодируют новым санкциям ЕС, латвийские предприниматели в ужасе подсчитывают убытки. Уже понятно, что многих из них ждет скорое разорение, тысячи людей потеряют работу. Грядет массовое падение уровня жизни латвийцев, исчезновение среднего класса, увеличение числа малоимущих и просто нищих.

Возникает естественный вопрос – а в чем тогда наш профит? Что выигрывают политики, стреляя в голову собственной экономике, понять можно. А вот что выигрывает от этого простой латвийский народ? Но задать вслух этот вопрос никто не решается.

Ведь премьер Кариньш уже пристыдил возможных «скептиков» и «нытиков» заранее, объявив, что рост стоимости жизни – это самая низкая цена, которую может заплатить латвийское общество за независимость Украины. А потому всем надо затянуть пояса и терпеть.

Ну, что сказать… При зарплате Кариньша в 5216 евро плюс 1189 евро на представительские расходы легко раздавать такие ценные советы. Тем более, что уже в следующем году наш премьер будет получать на 42% больше (7607 евро и 1347 евро в месяц на репрезентацию).

Вряд ли похудеют от затягивания поясов и министры с депутатами (у них будет 6737 евро и 3803 евро соответственно). Но вот рядовые латвийцы, четверть из которых давно живет за чертой бедности, до «победы» могут и не дотянуть.

А тем временем Россия благодаря высоким ценам на энергоресурсы (которые мы сами в ЕС из-за глупейших решений Еврокомиссии и взвинтили) получит в 2022 году дополнительные 321 млрд долларов прибыли. Так что – спасибо санкциям, они работают!

Источник

Попавшие под санкции российские звезды захотели сохранить недвижимость в Латвии

Ряд российских звезд признали нежелательными лицами в Латвии и запретили им въезд в страну. Однако некоторые из тех, кто попал под санкции, владеют недвижимостью в государстве и желают сохранить ее. Об этом «Московскому комсомольцу» сообщили представители певцов Бориса Моисеева и Валерия Сюткина.

24 марта 2022 года Министерство иностранных дел Латвии включило в список нежелательных лиц 25 российских деятелей культуры. В их числе певица Полина Гагарина, пианист Денис Мацуев, рэпер Тимати, дирижер Валерий Гергиев, режиссер Никита Михалков и актер Владимир Машков. Кроме того, с февраля въезд в страну запрещен певцу Николаю Баскову. Звезды попали в список из-за участия в концерте в честь присоединения Крыма к России в Лужниках.

Некоторые из них владеют недвижимостью в Латвии — одной из любимых стран российских селебрити. Представитель Бориса Моисеева Сергей Горох рассказал, что тот по-прежнему остается хозяином своей квартиры в Юрмале, «по которой очень скучает» и хочет попасть в нее летом 2022 года. Директор Валерия Сюткина сообщил, что недвижимость в Латвии принадлежит супруге певца Виолетте, а не ему самому. Он подчеркнул, что артист находится в России и не собирается уезжать из страны. Однако жена Сюткина — латышка, и «нет ничего страшного» в том, что певец иногда приезжает к ней.

Сталин, роды и бигмак. В России закрываются рестораны «Макдоналдс». Как выглядит самый уникальный из них?

Сталин, роды и бигмак. В России закрываются рестораны «Макдоналдс». Как выглядит самый уникальный из них?

Ход принцессы. Как модель Playboy стала риелтором для миллионеров и вышла замуж за настоящего принца.

Ход принцессы. Как модель Playboy стала риелтором для миллионеров и вышла замуж за настоящего принца.

Продюсер Иосиф Пригожин убежден, что запрет въезда в страну российским звездам связан с задачей Латвии уничтожить русский язык. Он подчеркнул, что он и его жена певица Валерия, которая входит в список нежелательных лиц, «всегда были дружелюбны и настроены позитивно к латышам, эстонцам, литовцам» и «выступали за свободу слова и передвижения». Пригожин осудил отъезд актрисы Чулпан Хаматовой в Латвию на неопределенный срок и отметил, что российские звезды «нигде никому не нужны», кроме родной страны. Артистка покинула страну в марте 2022 года.

Ранее певец Олег Газманов, которому запрещен въезд в Латвию с 2014 года, рассказал о судьбе своей недвижимости в Юрмале. Артист заявил, что не может приехать в Латвию, но при этом исправно платит налоги на свою недвижимость и «поднимает экономику» европейской страны. Продавать квартиру в Латвии Газманов пока не планирует.

Источник

Прибалтика получила от России «черную метку» за дискриминацию русских

Москва ввела ответные персональные санкции против Евросоюза. В «черный список» попали восемь чиновников и представителей официальных структур ЕС, которым отныне запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Среди них двое граждан Латвии и один эстонец, которые отметились на ниве дискриминации русскоязычного населения и искоренения русского языка в своих странах. Проявленное к Прибалтике внимание не соответствует ее политическому весу в ЕС, и для местных властей это серьезный повод насторожиться.

«Евросоюз продолжает политику нелегитимных односторонних ограничительных мер в отношении российских граждан и организаций. Только в марте 2021 года неправомерным есовским ограничениям были подвергнуты шесть россиян», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел РФ.

Ответные санкции не заставили себя долго ждать. В пятницу 30 апреля Москва опубликовала свой список невъездных европейских чиновников.

По какому принципу список формировался, российской МИД не уточняет.

В любом случае, под удар ответных санкций попали политики, которые демонстративно занимают антироссийские позиции.

Это председатель Нацсовета Латвии по электронным СМИ Иварс Аболиньш, директор Центра государственного языка Латвии Марис Балтиньш, член французской делегации в ПАСЕ Жак Мэру, руководитель прокуратуры Берлина Йорг Раупах, председатель Европарламента Давид Сассоли, глава шведской Лаборатории химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности Исследовательского института тотальной обороны Осе Скотт, глава Языкового департамента Эстонии Ильмар Томуску, зампред Европейской комиссии по вопросам ценностей и транспарентности Вера Юрова.

Брюссель на эту новость отреагировал довольно нервно. «Европейский союз солидарен со всеми этими людьми, — заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. — Действия России не помешают ЕС продолжать отстаивать права человека, демократию и международное право или привлекать к ответственности виновных в нарушениях прав человека. (. ) Это решение показывает, что РФ до сих пор выбирает путь конфронтации вместо того, чтобы стремиться повернуть вспять негативную траекторию отношений между ЕС и Россией».

Удивительная логика: «негативную траекторию отношений» задает Европа, фактически объявляя Москве дипломатическую войну, а «поворачивать вспять» эту траекторию должна Россия.

Ударили по правой щеке — подставь левую.

«ЕС оставляет за собой право принять соответствующие меры в ответ на решение российских властей», — говорится в совместном заявлении главы Европейского совета Шарля Мишеля, главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и председателя Европарламента Давида Сассоли. О том, что Россия сама отвечает на откровенно враждебные действия ЕС, чиновники не упоминают.

Госсекретарь США Энтони Блинкен пошел еще дальше и объяснил мотивацию Москвы. По его мнению, санкции против граждан ЕС — это «очередная попытка запугать критиков». Оно и понятно: запрет на посещение России для европейских политиков очень страшен!

С другой стороны, негодование европейцев можно понять. Слово «санкции» в их лексиконе ассоциируется с чем-то постыдным и скандальным. Санкции — это клеймо, которое «цивилизованный» мир ставит на тех, кто нарушает международное право, пренебрегает общечеловеческой моралью и прочее. Естественно, попадать под действие ответных ограничительных мер (кто бы их ни вводил) гражданам ЕС неприятно.

Не стоит также забывать, что персональные санкции сродни предупредительному выстрелу в воздух. За ними, как правило, следуют более жесткие меры.

Именно так в случае с Россией действовал сам Евросоюз в 2014 году: сначала бил по отдельных людям из окружения Путина, которых считал виновными в «аннексии» Крыма и «вторжении» на юго-восток Украины, а затем попытался поломать «хребет» российской экономике.

С Беларусью сейчас происходит то же самое. Евросоюз несколько раз расширял «черный список» белорусских чиновников. В третьем пакете санкций оказались уже семь юридических лиц. США тем временем приняли решение о возобновлении ограничительных мер против 9 крупных белорусских предприятий «по причине нарушения прав человека».

Если аналогичным образом будет действовать Россия, то отдельные европейские компании столкнутся с серьезными проблемами.

Об этом уже заговорили чешские эксперты. Глава Союза промышленности и транспорта Чехии Ярослав Ганак признает, что российские санкции могут ухудшить экономику его страны и остановить работу организаций, которые помогают чешским компаниям выходить на рынок РФ. А зампред Ассоциации экспортеров Чехии Отто Данек прогнозирует трудности с импортом и рост стоимости энергоресурсов.

Каким странам стоит насторожиться в первую очередь? Ответ на этот вопрос станет очевиден, если присмотреться к списку невъездных в Россию европейских чиновников.

Трое из восьми — это представители Прибалтики. Проявленное к ним внимание явно не соответствует политическому весу Латвии и Эстонии в Евросоюзе. При этом все трое работают на ниве искоренения русского языка и дискриминации русскоговорящих жителей своих стран.

Рига обратила внимание на этот факт и назвала российские санкции «попыткой оказать давление на Латвию в сфере политики государственного языка и информационной политики».

В принципе, с этой формулировкой можно согласиться. В последние годы Латвия целенаправленно уничтожает русское образование и борется с оппозиционными журналистами, которые для коммуникации с аудиторией используют «вражеский» язык.

Кремль ясно дал понять, что не собирается закрывать на это глаза. Крошечная Латвия стала единственной страной ЕС, от которой в «черный список» России попали сразу два представителя.

Литву, напротив, в этот раз пронесло. На первый взгляд это может показаться нелогичным, поскольку совсем недавно гражданину России Юрию Мелю по делу о событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни продлили срок заключения до 10 лет. Уже на основании этого Москва могла бы рассмотреть возможность и персональных, и экономических санкций против прибалтийской республики.

Однако не стоит торопить события. Литовскими судьями, которые вынесли заведомо неправомерный приговор Мелю, занимается российская Фемида. Обвинительный приговор не за горами.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...