Кто такие ливы Латвия

Ливы в Латвии: по зову сердца и предков

В Латвии проживает несколько сотен ливов, им разрешно указывать свое ливское происхождение в паспорте. Ведь ливская культура — существенная часть латышской культуры, ее первооснова. В преамбуле к Конституции оговаривается роль ливских традиций в формировании латышской идентичности. Многие слова из ливского перешли в латышский язык.

Фольклорное и кулинарное наследие ливов: скландрауши, например. Это общенациональные культурные ценности. Ливские истоки и у самого народного латвийского праздника Лиго, официального и неформального одновременно. Об этом рассказывает передача Латвийского радио 4 «100 символов культуры».

Зоя Силе — филолог по образованию – сейчас на пенсии, но продолжает работать. Она хозяйка ливского подворья в Латвийском Этнографическом музее под открытом небом. И не случайно именно ей доверили эту работу и эту роль: в ее паспорте значится «лив».

Зоя родилась в семье латышки ливского происхождения и русского военнослужащего – пограничника. Родители решили, что их дочери будут латышками, но с русскими именами. К культуре ливов Зоя и ее сестра приобщались с детства. Папа их учил русским стишкам и песенкам, мама – ливским.

Līvi — Piedod man

Ливский язык относится к языкам финно-угорской группы наряду с эстонским, финским, венгерским, хантыйским, мансийским, удмуртским, марийским, мордовским, коми… Накануне в Риге прошли Дни финно-угорских народов, на которые съехались представители народов этой языковой группы из разных стран.. Это относительно новая для Латвии традиция.

По паспорту ливов в Латвии где-то 200-250 человек. Но стать им можно по зову сердца и тяги к Ливскому берегу — говорит Зоя Силе.

До Второй мировой войны в Латвии насчитывалось около 2 тысяч ливов. Последним местом их компактного проживания были 12 рыбацких поселков на курземском побережье: в районе Колки, в сторону Вентспилса и в сторону Рои.

Ливы и сейчас рассеяны по всей Латвии, но в Видземе они в 19 веке утратили свою идентичность. Ливы даугавские, гауйские, салацские, населявшие территорию нынешней Латвии в 11, 12, 13 веках наряду с племенами куршей, земгалов, латгалов, селов, давно ушли в историю. Но ливы курземские сохраняют свою традиционную культуру и язык и свои символы: флаг (с зеленой, белой и голубой полосами) и народный гимн. Ознакомиться с их особенностями можно на портале Livones.net.

Среди активистов ливской культуры есть историки, краеведы, фольклористы, писатели и лингвисты: как, например, Валтс Эрнштрейтс. По его инициативе при центре инноваций Латвийского университета в сентябре будет открыт Институт ливов, который займется изучением культурного наследия ливов: в особенности нематериального: языка, фольклора, этнографии, новой истории — на научном уровне.

Но и до того ливский язык, как и фольклорное наследие ливов, был предметом научных исследований. Издавались словари и книги об истории, языке и культуре ливов.

Туристы из Литвы и Латвии съезжаются в Беларусь. Многочасовые очереди не уменьшаются

С целью сохранения ливской культуры и живого языка в 1939 году в Мазирбе был построен Ливский народный дом. Сейчас в нем располагается центр ливской культуры. В первую субботу августа здесь проходит Праздник ливов.

В 91-м году ливы были официально признаны древнейшим коренным народом Латвии

и государство узаконило свою ответственность за сохранение национальной идентичности ливов и их культурно-исторической среды. Ее назвали «Берег ливов» и объявили эту территорию особо охраняемой. Одноименная программа по восстановлению культуры ливов финансировалась из госбюджета, но две трети выделяемых средств уходило на зарплаты 13 сотрудников местной дирекции. В 2003 году началась реорганизация, и программа была прервана.

Сейчас инициаторы создания Института ливов работают над тем, что культурное пространство ливов по примеру культурного пространства суйтов было включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

По сей день жива традиция создания и ношения ливского народного костюма, у которого есть свои особенности.

Ливы не только держатся за традиции, но и создают новые культурные ценности: пишут стихи и прозу, издают книги на ливском языке, рисуют картины, сочиняют музыку. Их любимой темой остается море.

Источник

Кто такие ливы латвия

Всего: 400 ч.
Латвия
179 [1] чел. на 2011 год
Россия
64 чел.
Эстония
5 чел.

Ли́вы (латыш. līvi или lībieši, лив. līvlizt, др.-рус. либь ) — финно-угорский народ, в древности населявший территорию современной Латвии до пришествия балтийских племён.

Появление в регионе Балтийского моря финно-угорских племён традиционно относят к III тысячелетию до н. э. Предположительно прибыли в Прибалтику с восточного и северо-восточного направления. Ближайшие родственные ливам народы — современные эстонцы, с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала XX века, в особенности с рыбаками острова Сааремаа, и водь (проживающая сейчас в нескольких деревнях Ленинградской области). Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до XII века, после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция различными балтийскими племенами, мигрировавшими с юга, на основе которых при непосредственном участии ливов сформировались современные латыши.

Исторически родной язык ливов — ливский, ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Прибалтике, а также на языковых факультетах ВУЗов, особенно в Тартуском университете. По данным на 2010 год в мире людей, которые могут свободно общаться на ливском языке, приблизительно насчитывается около 10 человек [2]. В мире на 2011 год владеющим ливским языком на уровне A1 и A2 по оптимистическим прогнозам насчитывается до 210 человек. На уровне B1 40 человек, половина из которых ливского происхождения. Лишь одну женщину, Кристину Гризельду, можно назвать полноценным носителем ливского языка (ливский язык для нее второй родной язык) [3].

В 2009 году умер последний чистокровный лив, Виктор Бертольд, говоривший на родном ливском языке [4].

История

Портал «Латвия»

Документальные свидетельства

Древнейшее упоминание о ливах принадлежит русскому летописцу, называющему их и «либь», и «ливь», и относящему их к литовскому племени. Более подробные данные сообщаются Генрихом Латвийским. По его словам, ливы платили дань полочанам в XII веке, но с конца этого века они начинают подпадать влиянию немцев, а в 1205 г. значительная их часть вынуждена креститься.

Борьба из-за религии тянется ещё несколько лет; ливам удавалось привлечь на свою сторону и латышей, и полоцких князей; после поражения они обыкновенно давали обещание выплачивать дань, но по уходе немцев снова брались за оружие. В 20-х годах XIII столетия ливы составляют уже вспомогательное войско немцев и ходят с ними против эстов, латышей и русских. После 1226 г., когда прекращаются сведения у Генриха Латвийского, встречается несколько упоминаний о ливах в Рифмованной Летописи.

Начиная с конца XIII века о ливах имеются лишь весьма скудные и случайные указания. О степени распространения Ливов имеются следующие данные: немцы застали их на Двине; под 1264 годом Рифмованная Летопись упоминает о ливах в Миттаве; в грамотах говорится о Ливах, живших в 1289 г. в Долене, 1322 г. — в Зегевольде, 1349 г. — в Кирхгольме, 1359 г. — опять в Долене; по словам Гильбера де-Ланноа, они жили по дороге из Либавы в Ригу; между 1670—1676 г., по Гиерну, — на Салисском берегу до Лемзаля; по Шлецеру и Дитмару — в Ней-Салисе и Альт-Салисе. Затем в этих местностях ливский яз. исчезает с замечательной быстротой. О других, курляндских, ливах сведений ещё меньше. По грамотам 1264 г. они жили при Дурбенском оз., в 1296 г. — по обе стороны Ирувы (Ирбе) (латыш.) русск.; около 1650 г. Эйнгорн упоминает их только «на Ангернском берегу»; по Шлецеру (XVIII век) они жили от реки Рое до виндавской границы.

Ранняя история

Мигрировавшие в Прибалтику финно-угорские племена, предки ливов, предположительно ассимилировали народы, проживавшие на этих землях задолго [5] до прихода балто-славянских племён, начавших свои миграции с территории Померании около Х века до нашей эры. Традиционно [6] принято считать, что территория современной Прибалтики была заселена уже за 9 тысяч лет до нашей эры. Но, к сожалению о этническом происхождении, как и принадлежности этих племен к какой-либо языковой группе нет сколько-нибудь достоверных и неопровержимых данных, поскольку большинство балтийских и финно-угорских языков оставались бесписьменными до XVI века. Прибывшие с южных направлений [7] в 2000—1500 годах до нашей эры балты, предки современных латышей и литовцев, начали длительный процесс оттеснения финно-угорских племён к северу современной Латвии и востоку современной Литвы.

О быте древних Ливов мало известно; по мнению исследователей, основанному на аналогии с устройством эстов и куров, Ливы жили под властью нескольких старшин; каждый старшина ведал свой округ, был предводителем на войне и судьей. Должность эта переходила от отца к сыну. Большую роль играла аристократия, из семей которой брались обыкновенно заложники.

Дань немцам состояла сначала из известного количества хлеба с каждой сохи, а потом из десятины, которая, впрочем, менялась вследствие восстаний; были ещё и чрезвычайные налоги. С половины XIII век немцы дали ливам своих судей и заставили отрабатывать барщину; право личной свободы и собственности на земли предков ливы сохраняли, однако, довольно долго. Характер древних ливов, по общим сказаниям, был жестокий и вероломный. Их оружие состояло из меча, копья, дротика и щита; сражались пешком и верхом. В мирное время занимались земледелием, рыболовством, охотой, скотоводством и пчеловодством, а после прибытия немцев — и торговлей. Монетою очень долго были озеринги (по два на марку), а затем — марки. [8]

Проблема ассимиляции

Из-за географической особенности Курземского полуострова, балтийские племена достигли устья Западной Двины первыми и, таким образом, разделили ареал проживания финно-угров на две части: западный (Курляндия) и восточный (Лифляндия). Ассимиляция ливов резко ускорилась после покорения территории Латвии германскими рыцарями и раздела земель Курляндии и Лифляндии между немецкими баронами. Немецкие землевладельцы не разбирались в этническом составе населения и в свою угоду перемещали целые сёла зависимых латышских крестьян из более густонаселённых леттоязычных южных районов ордена в менее населённые северные и западные ливоязычные приморские области, где прибывающим немецким колонистам требовалась рабочая сила. В результате ливы оказались почти полностью ассимилированы латышами. Последний лив в Лифляндии, Марцис Сарумс, умер в 1859 году. [9]

Включение всей Прибалтики в состав Российской империи в конце XVIII века несколько притормозило этот процесс, поскольку ливы Курляндии оказались в одном государстве с более многочисленными эстами и установили с ними интенсивные хозяйственные контакты через Рижский залив (зимой — по льду). Полной ассимиляции избежали некоторые ливские поселения самой северной оконечности Курляндии (мыс Домеснес). Объяснялось это в первую очередь разницей в традиционном хозяйственном поведении двух народов: так, ливы занимались в первую очередь рыболовством, а латыши — сельским хозяйством и лесозаготовками.

Но распад империи в 1917 г. привёл к формированию новых независимых государств в Прибалтике, каждое из которых проводило политику коренизации. Оказавшись изолированными от основной массы эстонцев, ливы постепенно ассимилировались в языковом плане, хотя ливское самосознание сохраняют ряд жителей современной Латвии.

Динамика численности

В IX—XII вв. ливы населяли побережье Рижского залива и часть Курземского взморья, впоследствии ассимилированы куршами, латгалами и земгалами. По некоторым оценкам, к началу XIII в. численность ливов составляла 40—60 тыс. человек [10]. Общая же численность населения территории современной Латвии составляла тогда в среднем около 250—350 тыс. человек [11]. В 1852 г. насчитывалось только 2324 лива. [12] По переписи 1935 г. в Латвии жило 944 лива. [13] В 1959 г. 166 человек, в 1970 г. — 70 человек (переписи). На 2011 год у 180 жителей Латвии национальность «лив» указана в данных Регистра жителей [14].

По данным Департамента гражданства и иммиграции в Латвии в 1995 году ливов было 204. По данным 1997 года, латвийских ливов было 151, а в 2001 — 179. Некоторый подъём численности в самые последние [уточнить] годы можно объяснить энтузиазмом молодого поколения ливов, чьим первым языком является латышский, но которые в той или иной степени охвачены идеей национального возрождения. Данные по реальному числу лиц, ныне говорящих по-ливски, довольно противоречивы, однако, сводя воедино данные различных источников, можно утверждать, что лишь 35-40 из общего числа ливов могут с трудом изъясняться на ливском языке. Число же тех, для кого он является первым родным, придвинулось к предельно опасной черте: 15 человек в 1990 и в 1995 годах, 11 — в 1996, и 8 — в 1999-м (из них самый молодой родился в 1926-м году, а средний возраст говорящих по-ливски — около 50 лет). По последним данным, к 2009 году не осталось ни одного представителя с родным ливским языком. [15] [4]. К 2012 году остался только один человек, для который ливский язык является почти родным [2]

Источник
Рейтинг
Загрузка ...