Кто живет в латвии национальность

Латыши

Латыши (1,5 млн) — единая нация, но состав ее сложный. Жители восточной части республики — латгальцы, остаток древнего племени летьголы — сохранили вследствие долгой политической изоляции под властью Польши обособленность в языке, культуре и религии (они католики, в отличие от латышей-лютеран). Латгальцев насчитывается около 300 тысяч.

Среди собственно латышей выделяются три областные группы: Видземе (сев.), Земгале (южн.) и Курземе (зап.). Они образовались из слияния древних племенных групп в рамках средневековых феодальных объединений: население Видземе — из смешения древних латгалов, распространившихся к северу и западу, с остатками латышизированных ливов и эстов; Земгале — из древних земгалов со слабой примесью литовских и других групп. В образовании населения Курземе участвовали курши (давшие свое имя области — прежней Курляндии) 1 и латышизированные ливы: примесь последних сказалась на особенностях языка и на материальной культуре западных латышей.

Сохранившие свой прежний язык потомки древних куршей и сейчас живут в небольшом количестве (около 100 чел.— 1953 г.) на Курской косе (Литовская ССР), хотя большинство их знает также литовский и немецкий языки.

Валмиера: как живут латыши на самом деле | Жизнь в провинции

Хозяйство

Хозяйственный уклад латышей в течение веков был почти тот же, как у литовцев: они составляли в огромной массе крестьянское земледельческое население. Крепостнический гнет не давал развиваться хозяйству крестьян, а «освобождение» крепостных, проведенное в латышских землях гораздо раньше, чем в собственно русских областях (1817—1819 гг.), совершенно лишило латышских крестьян земли, целиком закрепленной за помещиками. Ограбленные хлеборобы не имели, как и прежде, никакой возможности улучшать земледельческую технику — они по-прежнему были обязаны работой на помещика. Вплоть до установления Советской власти у массы бедных крестьян-арендаторов сохранялись старинные сельскохозяйственные орудия: соха («лифляндская») кодового типа, сходная с севернолитовской, деревянная борона, полукоса, цеп для молотьбы и пр.

Историко-этнографические области Латвии

Историко-этнографические области Латвии

Запущенная, плохо обработанная земля скудно кормила латыша. Ели хлеб с мякиной, «похожий на болотную кочку», да и того не было вволю; чистый ржаной хлеб считался роскошью. Обычным кушаньем была «нутра» — болтушка из муки или ячневой крупы, иногда с молочной сывороткой (в Курземе), или «путельс» из овсяной крупы с молоком; ели ячменную кашу, картофель, толченое конопляное семя.

В отличие от литовцев, у латышей были более развиты кустарно-ремесленные промыслы — главным образом сельские, так как в городах ремесленное производство составляло привилегию немцев. Женщины пряли и ткали, а мужчины изготовляли деревянную посуду, утварь и пр. Изготовлялись предметы для собственного обихода, некоторые из таких крестьянских изделий шли и на продажу на местных ярмарках.

ЛАТВИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ

В крупную промышленность латышское население было втянуто в гораздо большей мере, чем литовцы. Массовое обезземеливание крестьян в 1-й половине XIX в. создавало большой резерв рабочей силы для роста промышленности: ограбленные голодные крестьяне шли в города, где особенно с 1860-х годов начали расти фабрики и заводы, в связи с общим ростом капитализма в России, с постройкой железных дорог.

В 1900 г. на территории теперешней Латвии считалось свыше 60 тыс. рабочих, из них значительная часть латышей. В годы буржуазной республики промышленность не развивалась, даже хирела.

За годы Советской власти экономика Латвии совершенно изменилась. Промышленность восстановлена и реконструирована, она быстро развивается. Началось коренное переустройство сельского хозяйства. Помимо введения колхозами передовой агротехники на старых полях, начата плановая борьба за освоение новых земель.

В Латвии много болот, они покрывают до 6% всей поверхности республики, а в восточных районах — даже 15%; над гнилыми трясинами летают лишь тучи комаров. Прежние попытки осушения болот, совершенно бесплановые, ни к чему не приводили, Сейчас ведется планомерное наступление на болота. Созданы специальные машинно-мелиоративные станции с мощными машинами. Помимо старого способа осушения болот открытыми дренажными канавами, начал применяться новый закрытый гончарный дренаж: зарытые в траншеи гончарные трубы принимают в себя через стыки между ними почвенную влагу и быстро осушают землю, поверхность которой, не изрытая канавами, дает полный простор работе тракторов.

Еще больше земли можно отвоевать у песков. Песчаные дюны, остаток ледниковых отложений, занимают свыше четверти всей территории Латвии. На многих из них растут сосновые леса (в том числе на знаменитом «Рижском взморье»), но хищническое хозяйничание правительства буржуазной республики погубило много лесов, и обнажившиеся пески превратились в движущиеся дюны, которые засыпали культурную землю, дороги и хутора или зарастали вереском. Сейчас начато планомерное закрепление песков лесными насаждениями.

Крупное значение имеет для латвийского сельского хозяйства освоение гидроэнергии рек, которыми республика богата; они многоводны и имеют большой угол падения. На многих реках строятся межколхозные электростанции. Дешевая электроэнергия облегчает механизацию сельскохозяйственных работ.

Поселения и постройки

Традиционная форма расселения латышей — хуторская. Деревнями живут только латгальцы и рыбаки Балтийского побережья. Деревни встречаются также в Видземе и в южных районах Земгале.

В буржуазной этнографической литературе принято объяснять хуторской тип расселения свойствами лесистой и болотистой страны, либо даже особенностями «индивидуалистического» национального характера латышей. Но исследования советских историков и этнографов (Л. Н. Терентьевой и др.) за последние годы показали, что хуторской тип расселения отнюдь не является в Латвии исконным.

В раннем средневековье латыши, как и их соседи литовцы, селились деревнями. Переход к хуторскому расселению был прямым результатом насильнической политики Ливонского ордена: рыцари-феодалы, захватив земли местного населения и вначале обложив его данью, вскоре, с XIV—XV вв., начали расширять «господскую» запашку и попросту сгонять крестьян с земли.

Уничтожались целые деревни, а крестьяне расселялись по неудобным лесным и болотистым землям. Для рыцарей ордена это имело еще и другой смысл: разбить крестьянскую общину и тем сломить в корне сопротивление латышского крестьянства. Поэтому господствующий тип расселения в латышских землях (кроме Латгалии) вплоть до 1-й мировой войны был такой: помещичья «мыза» (усадьба) и тяготеющие к ней крестьянские хутора. В годы буржуазной республики вместо помещичьих мыз, принадлежавших немецким баронам, появились кулацкие фермы. Теперь в Советской Латвии развивается движение за строительство колхозных поселков.

Латышская coxa (arkls)

Латышская coxa (arkls)

Значительная часть латышей живет в городах, которые долгое время были по преимуществу, немецкими, но уже к концу XIX в. латыши составляли в Риге и других городах большинство населения.

Сельские крестьянские постройки — деревянные, срубные. Типы их весьма неодинаковы в разных частях Латвии и, конечно, неодинаковы у разных классовых групп крестьянства. В основном их можно свести к трем типам.

В юго-западной части страны, в Курземе и Земгале, постройки напоминают литовский тип: в основе его — трехраздельный «намас» (по-латышски «намс»), с центральным помещением — кухней с очагом, от которой по одну сторону жилая комната, по другую — кладовая. Хозяйственные постройки — клеть, стойла для скота, баня — стоят отдельно. У богатых крестьян дом делился на две половины — для хозяев и для батраков.

Старые типы дома у латышей: А — двухраздельный, Б — трехраздельный, а — mams»; б — «istaba»; в — очаг; г — печь; д — «pretistaba» (кладовая)

Старые типы дома у латышей:
А — двухраздельный, Б — трехраздельный, а — mams»; б — «istaba»; в — очаг; г — печь; д — «pretistaba» (кладовая)

В Латгалии крестьянское жилище сходно с восточнославянским: двух- или трехраздельное, жилая часть с русской печью, сени холодные. У богатых это жилище тоже разрасталось в многокомнатное.

Наиболее своеобразно старинное крестьянское жилище в Видземе, т. е. в Северной Латвии (господствовавшее также в соседней Эстонии) — это так называемая «жилая Рига». Средоточием дома была здесь Рига с печью для сушки снопов, служившая в зимнее время и спальней, а в старину даже единственным жилым помещением; позже к Риге стали пристраивать с одной стороны жилье, с другой — кладовую (pretistaba).

Дом обрастал пристройками и навесами для скота, хозяйственного инвентаря. Латышские этнографы полагают, что происхождение этого весьма оригинального типа жилья связано с эпохой жестокого немецко-феодального гнета и многолетним военным разорением Ливонии в XVI—XVII вв.: обедневшие крестьяне не имели возможности вновь отстроить свои сожженные дома, да и помещики не позволяли им этого, чтобы рабочие руки не отвлекались от барщины; поэтому крестьяне поселялись в Риге. Другие исследователи (Терентьева, Шлыгина) оспаривают это мнение, считая, что «жилая Рига» возникла независимо от вторжения Ливонских рыцарей, а в связи с развитием земледельческого хозяйства, и что она этнически связана с эсто-ливским населением, занимавшим некогда и северную часть Видземе. Эти жилища, темные, дымные, тесные, плохо приспособленные для жилья, сохранялись, однако, до 2-й половины XIX в. и даже долее.

Сейчас строится много новых благоустроенных домов для колхозников, либо временно перестраиваются старые, снабжаются современными удобствами.

Одежда

Тип национальной одежды латышей — ныне слабо сохранившейся — сходен с литовским. Но локальные варианты одежды разнообразны. Латышские этнографы различают 19 или даже больше местных разновидностей женского национального костюма, которые можно свести к 5 основным группам.

Они различаются по покрою и виду рубашки, а также верхней одежды: юбки (вертикально-полосатой, в восточных районах клетчатой), жакетки и пр. У латышей еще в большей мере, чем у литовцев, отмечается традиция ношения покрывала-пледа, большей частью из клетчатой шерстяной материи («вилайне») либо из белой с узорной каймой («сагша»). На плече или на груди белое покрывало скрепляется большой круглой пряжкой — «сактас» — характерная особенность латышского (как и эстонского) костюма.

Исторические особенности общественного быта

На весь общественный строй латышского народа вплоть до начала XX в. наложил тяжелый отпечаток многовековой крепостнический гнет. Нигде он не был так силен, как в «Прибалтийских губерниях», где вся земля и вся власть принадлежали немецким баронам-помещикам.

Бесправный латышский крестьянин нес тяжелую — обычно 6-дневную—барщину на помещика, платил ему оброк, исполнял ряд феодальных повинностей. «Освобождение» крестьян в 1817—1819 гг. не облегчило их положения, ибо земли крестьяне не получили и вынуждены были ее арендовать за тяжелые отработки. Эта жестокая «барщинная аренда» держалась до середины XIX в., когда с развитием торгового земледелия помещики стали переходить к денежной аренде.

Крестьянина-арендатора помещик мог согнать с земли в любое время, не возместив ему даже сделанных затрат. При возобновлении аренды помещик, как правило, повышал арендную плату, и крестьянам становилось все хуже. Но и при денежной аренде сохранялись некоторые барщинные повинности крестьян.

Помимо арендаторов, появились еще «мызные батраки», которые, впрочем, не получали денежной платы, а вместо нее небольшой клочок земли. Только более зажиточные крестьяне смогли в 1860—1870-х годах, а частью позже, выкупить у помещиков часть земли; на купленных и на арендованных землях они повели товарное капиталистическое хозяйство (кулаки-—«серые бароны»).

Большинство же земледельцев беднело и разорялось. Аграрная реформа в годы буржуазной Латвии (1920—1923) ликвидировала немецко-помещичье землевладение, но лишь еще больше углубила расслоение латышского крестьянства. Быт бесправного и задавленного нуждой крестьянина-арендатора ярко рисует латышский писатель А. Улит в своей трилогии о «Робежниеках». Уклад крестьянской семьи оставался патриархальным.

Латышский национальный костюм: а — мужской костюм (Видземская обл.); б - женский костюм (Дундагский р-н); в—женский костюм (Ницкий р-н)

Латышский национальный костюм: а — мужской костюм (Видземская обл.); б — женский костюм (Дундагский р-н); в—женский костюм (Ницкий р-н)

Чрезвычайно тяжелым было также положение довольно многочисленных рабочих. Жестокий фабричный гнет заставлял рабочих сплачиваться. Латышский пролетариат составлял один из самых крепких, передовых отрядов революционного рабочего движения в России.

Религиозные пережитки

Подавляющее большинство латышей принадлежит к протестантскому (лютеранскому) вероисповеданию, некогда силой вбитому в крестьян. Немецкие пасторы были усердными пособниками баронов в порабощении крестьян. Крестьяне их ненавидели. Однако христианская религия глубоко вошла в сознание народа.

У латгальцев преобладает католицизм — след эпохи господства панско-католической Польши. В 1840-х годах среди латышских крестьян широко развернулось движение за переход в православие — этим они думали избавиться от немецко-феодального гнета. Царская администрация сначала не знала, как на это реагировать, но потом по указу самого царя приняла решительные меры к пресечению этих попыток, в которых проявился дух «неповиновения». Все же в православие перешло тогда до 75 тыс. крестьян. Сейчас количество православных невелико.

Дохристианские верования сохранились слабее чем у литовцев, но по типу они сходны. Из образов древней мифологии — ныне забытых — известен весенний бог Усинь (его сближают с русским Овсенем). Существовала вера в ведьм — «раганас» и пр.

Но некоторые старые обряды и обычаи, утратив прежний религиозно-магический смысл, превратились в народные развлечения, праздники. Особенно популярен сейчас Иванов день (Janu vakars, Ligo) — древний праздник летнего солнцестояния, 23—24 июня. До последнего времени этот праздник, хотя и общинный, проводился по отдельным хуторам, в семейной обстановке; теперь это чисто колхозный праздник, с общественной пирушкой, хороводами и плясками в национальных костюмах, кострами и пр., устраиваемый где-нибудь на поляне в березовой роще, на открытом холме.

Народное творчество и культурное развитие

Народная поэзия латышей сходна с литовской. Песни — tautas dziesmas — близки к литовским дайнам; это преимущественно женские любовные и семейные песни; в них отмечаются и древние мифологические мотивы. В старых сборниках почти отсутствуют песни, отражающие народный протест против гнета, буржуазные собиратели ими не интересовались; но таких песен было много. Народная музыка латышей близка к литовской.

Орнамент встречается на вышивках, узорных тканях, на деревянных изделиях и пр. Характерен мотив солнца, 5-лучевой звезды, а также геометрический.

Общий культурный уровень латышского народа, долгое время остававшийся низким вследствие крепостнического гнета, начал быстро расти с середины XIX в. С 40-х годов стали открываться школы. Одной из причин этого было начавшееся движение латышских крестьян за присоединение к православию: чтобы удержать их под своей властью, бароны и пасторы вынуждены были открывать для крестьянских детей школы.

Но скоро это дело взяла в свои руки молодая латышская интеллигенция, особенно то демократическое ее крыло, которое стояло за союз с русской прогрессивной общественностью. Во главе этой демократической интеллигенции шли выдающиеся деятели латышской литературы: Ян Райнис (1865—- 1929), Андрей Упит (р. 1877). Появились и этнографы-фольклористы, собиратели народного творчества: Трейланд-Бривземниек, Озолиньш, Христиан Барон, Андрей Юрьян (музыка).

Одним из видных деятелей демократического культурного движения у латышей был национальный поэт Андрей Пумпур (1841—1902) — сын крепостного, самоучкой получивший образование, питомец русской культуры. Его важнейшее произведение — национальная поэма «Лачплесис» («Разрывающий медведя», 1888 г.), написанная по мотивам латышских народных сказок о силаче-сыне медведицы, но связанная автором с эпохой борьбы латышского народа против немецких рыцарей-поработителей.

Крупную роль в национальном возрождении латышей сыграли так называемые «певческие праздники», устраивавшиеся с 1873 г.: там исполнялись народные песни, танцы — это оживляло интерес к национальной латышской культуре среди образованного общества.

В Советской Латвии общий культурный уровень народа еще более вырос. В республике насчитывается (1950 г.) 1,5 тыс. начальных и средних школ, 76 техникумов и специальных учебных заведений, 10 высших учебных заведений. С 1946 г. действует Академия наук Латвийской ССР, объединяющая 16 научных институтов, свыше 800 научных работников. В Латвии есть 11 государственных театров, около 700 массовых библиотек, не считая передвижных и колхозных, 608 народных домов, клубов и других подобных учреждений. Имеется 20 музеев, в том числе знаменитый этнографический музей на открытом воздухе—Брив- дабас близ Риги с его богатейшими собраниями бытовых и художественных предметов.
Уже с 1946 г. в Латвии начато систематическое этнографическое изучение страны.

С 1952 г. развернулась работа комплексной Балтийской этнографо-антропологической экспедиции, организованной Институтом Этнографии Акад. Наук СССР совместно с научными учреждениями Прибалтийских республик, и латышским этнографам принадлежит в этой работе почетное место.

Источник

Население, природные условия и ресурсы, экономика Латвии

Население на территории современной Латвии формировалось длительный период. Долгое время на этих землях различные племена и народы сменяли друг друга. Примерно в $X-ХV$ веках на этих землях обосновались латгалы, селы, земгалы, курши и ливы. Но с $XIII$ века на этих территориях утверждали свою власть немецкие рыцари Ливонского, а затем – Тевтонского ордена. Поэтому здесь селились и немцы (как дворяне, так и простолюдины).

Этнографы и историки считают, что примерно в $XV-XVII$ произошла консолидация народов, населяющих латвийские земли (латгалов, селов, земгалов, куршей, ливов и выходцев из немецких земель). Этот процесс дал начало формированию латышской нации.

В дальнейшем, в ходе исторического развития, на территории Латвии селились выходцы из губерний Российской империи, а во времена СССР – выходцы из других республик Советского Союза. Особенно ярко этот процесс проявился в ходе индустриализации края.

Поэтому ныне Латвия имеет многонациональный состав населения и сформированную полиэтническую культуру. В национальном составе преобладают латыши ($62$%), русские ($27$%), белорусы ($3,3$%), украинцы и поляки (по $2,2$%), литовцы ($1,2$%). Кроме того на территории Латвии проживают немцы, эстонцы, цыгане, евреи и другие национальности. Латвийское гражданство имеют $84$% населения страны.

Остальные считаются «негражданами Латвии» (согласно закону от $12$ апреля $1995$ г. «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства»). Государственный язык – латышский.

Население Латвии на сегодня составляет около $2$ миллионов человек. Средняя плотность населения республики – примерно $30$ $чел/км²$. Распределено население по территории страны более-менее равномерно. Этому способствуют равнинный рельеф и благоприятные климатические условия.

Готовые работы на аналогичную тему

Как и во всех развитых странах, в половой структуре населения преобладают женщины. Низкий уровень рождаемости приводит к «старению нации. В городах поживает около 65% населения. Самыми крупными городами Латвии являются Рига, Даугавпилс, Лиепая, Елгава, Юрмала.

Природные условия

Природные условия Латвии благоприятны для экономического развития. Рельеф страны – холмистая равнина, где возвышенности перемежаются с низменностями. Высшая точка страны – холм Гайзинькалнс ($312$ м), расположенный на Видземской возвышенности. Самая обширная низменность – Приморская.

Вся территория страны расположена на стыке Восточно-Европейской и Польской низменностей. Климат умеренный, переходной от морского на побережье, до умеренно-континентального. Зима – мягкая (но морозы, иногда могут достигать$ -40°$), лето – прохладное, дождливое.

Благодаря влажному климату на территории страны имеется более $2$ тысяч озер и более $2,5$ тысяч рек. Болотами занято почти 10% площади республики. Латвия хорошо обеспечена водными ресурсами.

Почвы преобладают дерново-подзолистые. Они нуждаются во внесении удобрений. Увлажнение территории достаточное, местами – избыточное (из-за низкой испаряемости).

Природные ресурсы Эстонии

Латвия не обладает разнообразием полезных ископаемых. Основные виды минеральных ресурсов это строительные материалы: песок, щебень, торф, доломит, известняк, глина, гипс. На шельфе Балтийского моря ведутся поиски месторождений нефти и газа. На морском побережье находят янтарь. Благодаря выходу к Балтийскому морю, Латвия владеет значительными рыбными ресурсами.

Экономика Эстонии

Традиционные отрасли экономики Латвии – пищевая и легкая промышленности. Они развиваются на базе сельского хозяйства. На собственных полезных ископаемых развивается производство строительных материалов.

В начале $ХХ$ века в Риге был построен машиностроительный завод «Руссо-Балт». В советское время в республике развивались отрасли машиностроения и химической промышленности на базе привозного сырья и квалифицированной рабочей силы (заводы РАФ, ВЭФ, «Дзинтарс»). Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве и на выращивании зерновых. кормовых и технических культур.

С распадом СССР экономика страны претерпела структурные изменения. Сегодня Латвия специализируется на логистике, банковском деле, туризме и пищевой промышленности. На экспорт идет продукция радиоэлектроники и точного машиностроения, парфюмерной промышленности.

Экономика Латвии зависит от поставок энергоносителей. Традиционным экономическим партнером Латвии остаются:

Страна налаживает экономические отношения со странами ЕС, особенно – с Германией, Великобританией, Швецией. Вступление Латвии в ЕС и НАТО несколько осложнили отношения с Россией.

Источник

Тайны Латвии

С момента создания до 1940 года Латвийская республика была многонациональна.

Согласно данным переписи населения 1935 года, в Латвии было 1 472 616 латышей, 206 499 русских, 93 479 евреев, 62 144 немца, 48 949 поляков, 26 867 белорусов, 22 913 литовцев, 7 014 эстонцев, 3 839 цыган, 1 844 украинца, 944 лива.

Латышский язык был государственным языком, однако разжигание национальной вражды было запрещено законом.

Конституция Латвийской республики, законы и решения Сейма предусматривали статус культурной автономии и реальные возможности развития национальной культуры основных национальностей, проживающих на территории Латвии.

Даже после переворота 15 мая 1934 года, совершенного К.Ульманисом, когда была объявлена и проводилась явно выраженная националистическая политика, были сохранены все формирования культуры национальных меньшинств – школы с национальным языком преподавания, издание книг на языках меньшинств, их союзы и организации, пресса и т.д.

Единственным исключением стали немцы, особенно члены организации “Перконкрустс”. Немецкий союз был запрещен немедленно, как антилатышский. Любопытно, что это союз был и самым антисоветским, прогитлеровским и антиеврейским.

Ни одна русская, еврейская, польская или другие организации репрессированы не были.

Законом были предусмотрены отдельные учебные заведения или классы с обучением на родном языке и с преподаванием латышского как обязательного учебного предмета для всех народов, населявших Латвию.

В Латвийской республике были школы для восьми национальностей с преподаванием на девяти языках – латышском, немецком, русском, польском, еврейском, древнееврейском, литовском, белорусском и эстонском. К тому же, преподавание велось и на латгальском диалекте, а в шести школах рыбацких поселков Курземе был факультатив по изучению ливского языка.

В 1933/34 учебном году в немецких гимназиях обучалось 1207 учащихся, в русских – 1172, в еврейских – 1326, польских – 293, белорусских – 144. В латышских гимназиях было 9152 ученика, а в школах для национальных меньшинств 4352.

В 1936/37 учебном году в Латвии были следующие народные школы: 166 русских, 95 для смешанных национальностей, 72 немецкие, 62 еврейские, 18 польских, 11 литовских, 4 эстонские и одна белорусская.

В этом же учебном году из 112 средних школ Латвии было 10 еврейских, 8 немецких, 3 русские, 2 польские, одна литовская и одна для смешанных национальностей.

Латышские студенты, обучающиеся в Латвийском университете, составляли 85,22% от общего числа студентов, еврейские – 6,8%, немецкие – 4,13%, русские – 2,77%, остальные национальности – 1,05%.

В этом же учебном году в учительских институтах Резекне и Даугавпилса были отделения для русских (92 студента и 19 преподавателей) и белорусов (30 студентов и 14 преподавателей), которые готовили педагогов для русских и белорусских школ Латвии.

Действовало и немецкое высшее учебное заведение – институт Гердера. Он был создан в 1921 году на базе Общества Гердера. В 1935/36 учебном году здесь обучалось 240 студентов под рукой водством 42 высококвалифицированных преподавателей. В институте было 3 факультета: государства и права, философии, теологии.

Было много русских, немецких и еврейских детских садов, где с детьми занимались специально подготовленные педагоги-воспитатели, которые не только в совершенстве владели соответствующим языком, но стремились воспитать в детях уже с раннего возраста чувство гражданственности, нравственность и интеллигентность.

По числу студентов на 10000 жителей Латвия в 30-е годы занимала первое место в Европе. Национальный состав студентов был следующим: на каждые 10000 жителей приходилось студентов-латышей – 41, евреев – 55, немцев (в том числе слушателей института Гердера) – 54 и 9 русских.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...