Латвия кто по национальности

Лайма Станиславовна Вайкуле

Лайму Вайкуле часто называют первой в советской эстраде посланницей прозападного стиля. На самом деле это далеко не так, пальма первенства в этом отношении принадлежит Эдите Пьехе. Двух исполнительниц объединяла необычная для СССР подача музыкального материала, стильная одежда, макияж, невероятный шарм, манера поведения. При этом латвийскую певицу нельзя назвать продолжательницей легендарной Пьехи, она особенная, совершенно уникальная.

Лайму Вайкуле высоко ценили за ее прекрасный голос, легкий акцент, грациозность, отточенные движения. В середине 80-х годов советские певцы не могли так красиво двигаться на сцене, это было не приняло, и не поощрялось. В нашу эстраду Лайма внесла некую западную особенность – «дух кабаре», как тогда говорили.

Это было необычно, привлекательно, весьма оживляло монументальность и закомплексованность советской эстрады. Певица и в настоящее время не перестает удивлять своих поклонников. Над звездой из Прибалтики как будто не властно время. Ей удалось сохранить свой прекрасный голос и внешность.

Понасенков СКАНДАЛ // Латвия требует 185 млрд за советскую оккупацию

Детство

Лайма Вайкуле родилась в городе Цесис (Латвия) 31 марта 1954 года. Семья девочке не имела никакого отношения к искусству, кроме бабушки, певшей в церковном хоре. Отец будущей звезды, Станислав Вайкуле, был рабочим. Мама Янина начала свою профессиональную деятельность в должности продавца, со временем она доросла до директора магазина.

В семье Вайкуле воспитывалось четверо детей, три дочери и сын. Для Лаймы только одна из сестер была родной, старший брат и старшая сестра приходятся ей сводными. Это дети от первого брака Станислава. В 1958 году большое семейство Вайкуле решило перебраться из маленького городка в Ригу. Они поселились в однокомнатной квартире.

Шумная столичная Рига совсем не походила на маленький Цецис, но Вайкуле быстро привыкли к новой жизни.

Лайма Вайкуле в детстве

Лайма любила петь, часто радовала домашних и гостей своим вокалом. В 12 лет состоялся ее первый выход на сцену, девочка стала участницей конкурса юных вокалистов. Он был организован в Доме культуры рижского завода ВЭФ. Здесь Лайма получила свою первую награду за талантливое исполнение – ей вручили диплом. Певица считает тот памятный день начальной точкой своей творческой биографии.

Но Лайма вовсе не мечтала о карьере актрисы, ей хотелось стать врачом. Для начала она поступила в медицинское училище, это случилось после восьмого класса. Она серьезно готовилась к будущей профессии, посещала анатомичку, читала много специальной литературы, но жизнь неожиданно все расставила по своим местам.

После участия в музыкальном конкурсе Лайма не забросила вокал, она стала заниматься у преподавателя Заходника. Педагог очень отличал эту девушку среди ее сверстниц, считал ее перспективной.

Однажды он предложил Лайме прослушаться у Раймонда Паулса, с которым он сотрудничал. Девушка согласилась, и вместе с педагогом отправилась в филармонию.

Латвия упрощает смену имен для русскоязычных

Этот вечер остался в памяти вокалистки навсегда. Она пела на сумрачной сцене, когда к ней подошел Паулс и сказал, что возьмет ее на работу. Так Вайкуле стала солисткой Рижского оркестра телевидения и радио, во главе которого стоял знаменитый маэстро. Об учебе в медицинском училище девушке пришлось забыть.

Лайма Вайкуле в молодости

Через десять лет она стала актрисой известного варьете «Морская жемчужина» («Юрас перле»). Она занимала должность вокалистки танцевального оркестра, затем стала солисткой. Некоторое время Вайкуле работала танцовщицей и вокалисткой варьете кафе-бара «Мелодия» при гостинице «Латвия». Певица прекрасно понимала, что ей необходимо специальное образование. В 30 лет она стала студенткой ГИТИСа, выбрав режиссерское отделение.

Музыкальная карьера

Когда Лайма училась в театральном ВУЗе, на ее вокальные данные обратил свое внимание Илья Резник, знаменитый поэт-песенник. Он представлял в роли исполнительницы своей новой композиции «Ночной костер» только эту вокалистку. Песня в исполнении Лаймы стала популярной, впервые она прозвучала на радио. Советские зрители с удовольствием слушали эту композицию и в «Песне-86», попасть на передачу такого уровня для латышской исполнительницы было большой удачей.

1986 год был очень плодотворным для восходящей звезды. Ей предложили исполнить новую композицию вместе с Валерием Леонтьевым на советско-итальянском концерте знаменитых эстрадных певцов. Это была песня «Вернисаж», слова которой написал Резник на музыку Раймонда Паулса. В то время Леонтьев был звездой первой величины, а о латвийской актрисе мало кто знал, она только начинала вокальную карьеру.

Лайма Вайкуле на концерте

Яркий вокальный талант Вайкуле не остался незамеченным. Песня о неразделенной любви мгновенно стала популярной, красавица Лайма как по мановению волшебной палочки превратилась в известную исполнительницу. Выражение «проснуться популярной» очень подходило для ее тогдашнего состояния. Фото Лаймы Вайкуле красовалось на всех обложках журналов.

В 1987 году певица порадовала своих поклонников еще одной прекрасной композицией. Это была песня «Еще не вечер». Прекрасная музыка, замечательный текст с глубоким философским смыслом покорили слушателей. Лайма предложила исполнять новую песню в собственной оригинальной трактовке. И от этого композиция только выиграла, ее очень часто передавали в радиоэфире.

Творческое трио Вайкуле, Резника и Паулса стало невероятно успешным. Их песни мгновенно превращались в популярные шлягеры. Композиции «Скрипач на крыше», «Чарли», «Деловая женщина», «Я за тебя молюсь» стали прекрасными образцами настоящих эстрадных произведений. Знаменитые «Листья желтые», написанные на слова Яниса Петерса, бывшего посла Латвии в России, Лайма тоже спела по-своему. И эта прекрасная композиция в устах звездной исполнительницы получила новый шанс на долгую жизнь.

Слушатели и зрители высоко ценили не только прекрасный вокал Вайкуле. На своих выступлениях она показывала необычные для советской эстрады номера. Они были яркими, зрелищными, экспрессивными. Неповторимые, экстравагантные наряды звезды приковывали к себе внимание тогдашних модниц.

Ее одежда, прическа и макияж представляла собой сплав невероятного шика и прибалтийской сдержанности. Вместе с Лаймой на сцене выступали яркие танцевальные коллективы, а сами номера представляли собой полноценные клипы.

Уже в начале 1987 года к певице пришло всесоюзное признание. Она стала участницей авторского вечера Раймонда Паулса, проходившего в ГЦКЗ «Россия». Лайма прекрасно понимала, что она находится в зените славу и трудилась на износ. Она продолжала учебу в ГИТИСе, одновременно готовила большую сольную программу. Концерт Вайкуле состоялся в ГЦКЗ «Россия» в 1988 году.

Своим сольным выступлением вокалистка еще раз подчеркнула, что она умеет и любит работать. Ее карьера исполнительницы не была случайным взлетом способной певицы. Все успехи доставались Лайме большим трудом, обманчивая легкость, с которой она выступала, была высоким артистизмом. Именно по этой причине ей удалось закрепиться на эстраде и отыскать собственную нишу.

Через год Стен Корнелиус, продюсер из Америки, пригласил прибалтийскую вокалистку в Соединенные Штаты. Лайма работала в этой стране семь месяцев. Она подписала контракт с компанией грамзаписи MCA – GRP, записала пластинку в студии Майкла Сембелло. На западе Вайкуле называли «русской Мадонной». Кинематографисты СССР и Америки создали совместный документальный фильм об этой певице.

Лайма хорошо запомнила, каким успехом пользовалась ее песня «Вернисаж». Она пыталась повторить эту удачу, работая в паре с другими исполнителями. Вместе с Богданом Титомиром, экс-участником группы «Кар-мэн», вокалистка исполнила новую композицию – «Чувства». В свое время песня не пользовалась большой популярностью, но через 20 лет о ней вспомнили поклонники и потребовали создать современный клип с участием обоих звезд.

Лайма Вайкуле

За время своей вокальной карьеры актриса записала десять музыкальных альбомов. Пластинки записывались в России и Латвии. Диски с песнями Вайкуле пользовались большой популярностью, более 200 млн. пластинок приобрели ее поклонники в России, Европе и Соединенных Штатах.

Лайма стала постоянным гостем музыкального конкурса «Новая волна», который в течение 12 лет (2002-2014) проводили в Юрмале. Певица была членом жюри на фестивале КВН «Голосящий КиВиН». Совместная работа Вайкуле и Бориса Моисеева особенно запомнилась их поклонникам. Видеоклип «Прибалтийский роман» на музыкальных телевизионных каналах до сих пор пользуется большой популярностью.

Когда карьера артистки находилась на самом взлете, Лайма испытала большое потрясение. У нее обнаружили опухоль. Женщине удалось справиться с болезнью, после она захотела вернуться на родину. Ей пришлось расторгнуть все контракты, но это не остановило певицу.

Вернувшись из Соединенных Штатов, вокалистка испытала настоящий шок. Родины, огромной страны больше не было, а латвийские издания стали называть популярную актрису агентом России. Травля шла полным ходом, но Вайкуле старалась не обращать внимания на злопыхателей.

Многие известные люди стараются не говорить о своих проблемах, но Лайма не скрывала, что ей довелось пережить. В откровенном интервью с Оксаной Пушкиной певица поделилась информацией о своем здоровье. У нее диагностировали рак груди, и шансов выжить было немного.

Вайкуле в это время много думала о своей жизни, полностью пересмотрела свои взгляды. Результатом долгих размышлений стал простой вывод: она, как и все другие люди, должна правильно отнестись к страданиям. Только испытания помогают человеку вырасти духовно. Лайма обратилась к религии и через некоторое время доктора с удивлением констатировали, что ей удалось победить опухоль.

Лайма Станиславовна Вайкуле

В 2015 году певица стала организатором Международного фестиваля «Рандеву». На это мероприятие съехались артисты из России, Латвии, Украины, Грузии. В Юрмале были Максим Галкин, Кристина Орбакайте, Эдита Пьеха, Владимир Пресняков, Злата Огневич и другие представители шоу-бизнеса. Высокий имидж Лаймы Вайкуле только подогревал интерес к этому фестивалю.

Знаменитый концертный зал «Дзинтари» не мог вместить всех желающих. Зрители были в восторге от праздничного шоу и многочисленных сюрпризов.

В отличие от «Новой Волны», фестиваль «Рандеву» не является конкурсом. Вайкуле стала организатором яркого музыкального праздника, в котором нет мест для обид и интриг. Она считает, что так зрители получают гораздо больше положительных эмоций. Одним из настоящих сюрпризов для зрителей стала песня о Караганде.

Это была сложная, многоголосая композиция, в исполнении которой участвовала Вайкуле, Сердючка, дуэт «Потап и Настя». Песня завоевала немало поклонников.

В последний период Вайкуле сотрудничает не только со звездами. Она приглашает в свою компанию молодых вокалистов. В 2016 году Лайма спела песню «Я закрываю глаза» вместе со Стасом Пьехой. Телезрители впервые увидели выступление в новогоднюю ночь, и высоко оценили исполнительский уровень вокалистов.

Лайма Вайкуле с Андреем Латковским

У этой крепкой пары нет детей. Материнскую любовь Лайма переносит на юных исполнителей, именно по этой причине она была одним из организаторов конкурса «Юрмала». Вайкуле очень спокойно относится на надвигающейся старости, она собирается и в этом возрасте жить полноценной, плодотворной жизнью.
По мнению певицы, для красивой старости нужно совсем немного – качественную обувь, красивую прическу, здоровые зубы, хороший маникюр. Даже на сцене ее макияж всегда отличался минимализмом. У нее не было пластических операций, хотя поклонники подозревают, что певице делали инъекции филера и ботулотоксина.

Фотографии Лаймы можно найти на ее страничке в «Инстаграме». С их помощью можно узнать, как вокалистка проводит свои будни и праздники. На фотографиях много собак, к своим питомцам актриса питает особенные, нежные чувства.

Источник

«Хохлы» или «москали». Кто по национальности жители ДНР и ЛНР?

«Хохлы» или «москали». Кто по национальности жители ДНР и ЛНР?

В Донбассе продолжается война. Киевские каратели не соблюдают никаких перемирий: обстреливают позиции ополченцев и дома мирных жителей. Политики в Незалежной не устают повторять, что ДНР и ЛНР — их территория, которую надо освободить. Некоторые радикалы в Киеве вообще утверждают: им, мол, нужна только земля — без людей. Но на самом деле эта местность исторически не имела к Украине никакого отношения.

До революции почти все отвоеванные земли нынешних ДНР и ЛНР входили в состав Области Войска Донского. Только после Гражданской войны эту часть отдали Украинской ССР. Большевики посчитали, что раз там живут люди, многие из которых разговаривают на особом диалекте («суржик»), то они должны быть украинцами. Но на самом деле этнографические и исторические процессы, происходившие в границах республик Донбасса, гораздо сложнее.

Фото: wikipedia.org

Малороссы-черкасы

Современная территория ДНР и ЛНР официально вошла в состав Земель Войска Донского в XVIII веке. Но поселений казаков там практически не было. Большие необрабатываемые и малонаселенные участки отдали войсковой старш и́ не — представителям власти. Они на них стали привлекать малороссов.

Как раз в то время российские императоры упразднили Запорожское казачье войско, и многие запорожцы оттуда устремились на Дон. Местные стали называть их «малороссийскими черкасами», «тавричанами» и «хохлами». Перепись 1763 года показала, что их в области 25 тыс. человек и численность их очень быстро росла (к 1917 году их в Донской области было около 1 млн человек).

Некоторые из них включались в число донских казаков, участвовали в основании новых станиц, другие — оставались крестьянами во владениях какого-нибудь богатого казачьего генерала. Малороссы переселялись все дальше — на восток области, ближе к Дону. Процесс ассимиляции у некоторых групп достиг такого уровня, что многие приезжие полностью переняли обычаи, говор, элементы самоуправления и обряды донских казаков.

Да, документально представители старшины Дона владели землями, на которой жили прибывшие крестьяне. И земледельцы должны были отрабатывать или отдавать хозяину часть урожая. Но некоторые малороссы чувствовали себя так вольготно, что часто распоряжались угодьями по своему усмотрению. Земли у них было намного больше, чем у коренных донцов, жили они богаче. А некоторые — сдавали землю казакам в качестве субаренды.

Переселение на запад

На волне начавшегося малоземелья в 1802 году казачьи власти составили рапорт «о малороссиянах, поселенных на донских землях», в котором указывается, что они на Дону — пришлый элемент. К тому же в это время началось распространение, хоть и на непродолжительное время (всего 65 лет) и в мягком варианте, крепостного права. Социальный статус «хохлов» начинает снижаться.

Было принято постановление о выселении их из центральных районов — на западные земли Войска Донского. На современных картах эта область севернее Таганрога, и как раз нынешние ДНР и ЛНР. Им выделялось четыре десятины земли на человека. Это «хохлам» очень не понравилось, так как раньше они имели намного больше. Начались конфликты с казаками, бунты, но процесс переселения шел всю половину XIX и даже в начале прошлого века.

Переселение касалось в первую очередь самого сердца Донской области — Черкасского округа и станиц по реке Дон, где плотность населения была большая, а «хохлы» были сильно ассимилированы. Все признаки идентификации — язык, культура и прочее — они повторяли у донских казаков, с которыми столетие жили бок о бок. По сути, в нынешний Донбасс с середины XIX века выселялись культурно и ментально донские казаки, но не входившие официально в воинское сословие.

Историк и помещик Карасев писал о том времени: «В одном имении у меня есть 28 крестьян, которые пользуются пространством земли в 12 верст в длину и 7 верст в ширину. Это примерно 8 400 десятин, то есть по 300 десятин на душу. Малороссы этого имения живут в тех местах с начала настоящего столетия, привыкли совершенно к приволью, оказачились, и как же они, не поломавшись, примут взамен своих угодий, после отмены крепостного права в 1861 г., они получат какие-нибудь 4 десятины на душу в Таганрогском округе».

Именно вопрос малоземелья и высылка малороссов в западные части Области Войска Донского привели в будущем к ожесточенности во время Гражданской войны на Дону. Многие «хохлы» выступили за «красных» и хотели получить земли, которых их якобы лишили в конце XIX века, а казаки против большевиков — так как не желали делиться землей, которую завоевали их предки.

Не окраинцы

Несмотря на переезд в нынешние границы ДНР и ЛНР людей, ассимилированных донскими казаками, в землях Донбасса жили и те, кто в быту использовал малороссийские слова. Но они никогда не относили себя к украинской нации. Национальное движение самостийников, которое стало проявляться в середине XIX века на Окраине, не затронуло малороссов, живших в пределах Области Войска Донского, то есть в нынешних республиках. Тут не читали Тараса Шевченко и других идеологов украинства.

С развитием угольной промышленности в Российской империи на шахты Донбасса стали приезжать работать люди со всей страны. Что еще больше меняло этнический состав региона в сторону русского самосознания и языка. К тому же донбасское население все больше урбанизировалось — переселялась в города и поселки, где говорить на «мове» считалось неприличным.

Поэтому проведение границ между УССР и РСФСР уже в советском государстве является искусственным и не отражающим реальных этнокультурных процессов в регионе. Донбассцы попали в Украину по ошибке. Большевики ссылались на проведенные в Российской империи переписи, которые не учитывали степень ассимиляции и русификации донских «хохлов».

Коренизация

В Украинской ССР Донбасс решили срочно украинизировать. Для этого в 1930-х годах развернулась целая кампания, чтобы поменять национальное самосознание людей. Школы, вузы, театры и вывески в магазинах должны были теперь быть только на «мове». К 1932 году из 2239 школ региона 1760 (78,6%) были украинскими, а еще 207 (9,3%) — двуязычными.

Украинизация достигала таких масштабов, что устроиться на работу без знания «мовы» было невозможно, а за пропуск заводских языковых курсов, где ее изучали, увольняли с работы. С того момента партийные собрания и обсуждения в госучреждениях Донбасса велись на русском, а протоколы составляли на украинском. В 1930-е годы доходило даже до того, что сажали в тюрьму руководителей, которые без должного рвения относились к новой политике.

Захват нацистами

После оккупации Донбасса фашисты использовали бандеровцев в качестве помощников в наведении «нового порядка». Подконтрольные украинским националистам газеты периода фашистской оккупации в своих статьях скрупулезно разъясняли населению нынешних ДНР и ЛНР, какой же у них теперь будет флаг, гимн, а какой герб. И почему донбассцы — это украинцы.

Одним из самых показательных моментов украинизации времен войны стало решение полного перехода на украинский язык делопроизводства, что для местных было настоящим испытанием. В архивах Донецка и Луганска представлены документы, показывающие нелепость того периода, где чиновники пытаются, коверкая русский язык, что-то написать на «мове». Но так до конца украинизировать жителей региона не смогли и нацисты.

После развала СССР и обретения Украиной независимости эта фашистская политика продолжилась. Сначала президент Леонид Кучма делал шокирующие заявления против русскоязычных, а потом и русофоб Виктор Ющенко. После майдана в 2014 году в стране начались преследования русских жителей юго-востока. Поэтому нет ничего удивительного, что жители Донбасса захотели отсоединиться от чуждого для себя народа и государства. Из-за карательной операции Киева донбассцы в полном составе отказались причислять себя к украинцам.

Что в итоге?

Национальное самосознание современных жителей ДНР и ЛНР формировалось из сложных этнических, исторических и сословных факторов. Изначально это были запорожцы, которые переселились на Дон в качестве крестьян. В процессе проживания в Области Войска Донского и практически отсутствия крепостного гнета многие из малороссов приняли казачьи черты, говор и традиции.

Другие — сохранили больше «окраинского» элемента в своей культуре. Но в их самосознании никогда не было чувства принадлежности к украинской нации. Процесс ее формирования и пропаганда отдельного украинства обошли стороной донских «хохлов», поэтому большинство из них считали себя русскими. Культурные особенности жителей региона, их говор и менталитет можно смело сравнить с жителями Краснодарского края. Кубанцы, хоть и входившие в казачье сословие в Российской империи, во многом формировались в похожих этнокультурных условиях.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...