Латвия вера исповедания какая

Исторический путь Православия в Латвии. X — начало XX века.

Первые сведения о Православии в Латвии относятся к X веку. Латышские племена, стоявшие на довольно высокой ступени культуры того времени, находились в оживленных торгово-политических сношениях с соседними славянскими племенами – кривичами, северянами и другими. Латвийская земля, расположенная при море и лежащая на водном пути «из варяг в греки», всегда привлекала внимание славян как мост для торговых сношений с Западной Европой.

Латышские племена X-XI веков были еще языческими. Между тем славяне, объединяясь в отдельные княжества, приняли в 988 году христианство из Византии, быстро распространившееся по русской земле. Русские купцы везли с собой не только богатые товары.

С ними приезжали православные священники, впервые познакомившие местное население с христианством. В своих торговых пунктах славяне ставили церкви, которые посещались торговыми людьми и местным населением. Так, в описании разрушения Герсики (Ерсики) немцами Хроника Генриха Латыша говорит, что войска «взяли из церквей колокола и иконы и прочие вещи, и серебро, и золото во множестве и с собою забрали» [1]. Отсюда видно, что в Герсике была не одна, а несколько православных церквей и притом богатых.

ЛАТВИЯ В No Step Back! НОВЫЕ ФОКУСЫ В HOI4

Надпись из Ерсикского Евангелия 1270 года, где говорится, что написал его Гюрги (Георгий), сын попа, называемого латышом.

В XII веке латгалы талавские исповедовали Православие, и даже князь их Таливалдис был православным. Можно предположить, что в это время появились и первые священники из латышей, судя по надписи на напрестольном Евангелии, хранящемся в Румянцевском музее: «Писах же книги сия аз Гюрги, сын попов, глаголемаго латыша с городища» [2]. Надпись эта сделана в 1270 году неким Георгием, сыном попа (священника), латыша, как он сам себя именовал.

Таким образом, Православие было первым из христианских исповеданий, распространившихся в Прибалтике; причем местное население восприняло Православие не в силу какого-нибудь принуждения, а совершенно свободно, по влечению своего сердца и ума. Это подтверждает и Хроника Генриха Латыша, отмечающая терпимость полоцких князей к религиозным верованиям латышских племен.

Можно было думать, что при таком дальнейшем мирном распространении Православия оно охватит всю Прибалтику и здесь окончательно укрепится, но колесо истории повернулось.

В конце XII века у берегов Балтийского моря и в устье Даугавы в который раз появляются немцы-крестоносцы. С крестом в одной руке и с мечом в другой начинают они завоевание латышских племен, насильственно насаждая католичество. Для Православия наступают печальные времена, под агрессивным напором католических миссионеров оно вынуждено было отступить.

Рыцарь Тевтонского ордена в Лифляндии. Ксилография. XVI в.

При нашествии крестоносцев упорное сопротивление захватчикам оказал последний князь латгалов Ерсики Висвалдис-исповедник (Всеволод). Узнав о пленении части латгальской знати и собственной семьи, которые оказались на положении заложников, храбрый князь добровольно вернулся в покинутый им город и сдался в плен. Его держали в темнице долго, но благоверный князь остался верен святой вере и с кротостью принял все испытания, так и оставшись в заточении до конца, не приняв латинства и явив собой пример исповедничества для своего порабощенного народа.

Много скорбей принес дух вероисповедной нетерпимости со стороны немцев-завоевателей. Так, в 1472 году в г. Юрьеве (Тарту) фанатичные немецкие власти схватили пресвитера Исидора с 72 прихожанами во время крещенского водосвятия и бросили их под лед. Немало пришлось претерпеть православным и от иезуитов, но первые семена Православия не пропали, оно по-прежнему привлекало сердца народов, населяющих современную Латвию.

И, милостью Божией, после присоединения в 1721 году к России Риги и всей так называемой шведской Ливонии (теперешние Видземе и Эстония) для Православия наступают лучшие времена. Если только слово «лучшие» применимо к тем трудностям, с которыми сталкивались исповедники Православия на этой земле, где богатые немецкие землевладельцы старались любой ценой удержать в своих руках всю политическую и экономическую власть над регионом.

Н. Левицкий пишет: «В 1864 году остзейский генерал-суперинтендант Вальтер в своей речи членам дворянского Ландтага говорил: «Благородные лифляндские рыцари и землевладельцы, не забывайте ни на минуту и помните крепко, что вы – протестанты по религии и немцы по национальности! В вашей стране господствующей церковью должна быть только церковь протестантская, а господствующей народностью – только народность немецкая! Между вами нет ни эстов, ни латышей, ни шведов, ни ливов, ни русских. В Лифляндии могут и должны быть только немцы» [3].

Бедные латышские земледельцы изнемогали под многовековой зависимостью немецких феодалов. Официальным языком общения немецких господ с латышскими крестьянами был немецкий. Латыши были белыми рабами, не имеющими ни политических, ни экономических, ни национальных прав, ни свободы вероисповедания.

«До появления Православия в Латвии всегда наблюдалась следующая картина: замок, церковь, столб позора – виселица и церковный трактир. Это соединение несовместимого можно было наблюдать только в Латвии» [4], – писал Иоанн (Поммер).

Измученному, пребывающему в сени смертной народу Православная Церковь указала путь к возрождению, к национальному и духовному освобожден

Епископ Рижский Иринарх (Попов) (1790-1877), на Рижской кафедре в 1836-1842 гг.

Первое массовое движение среди латышей к принятию Православия возникло в 1841 году при епископе Иринархе (Попове), когда зародившееся в народных массах национально-освободительное движение обратило свой взор к Православию. Убедившись, что его догмы и каноны удовлетворяют духовным и национальным потребностям латышского народа, латыши шли в Православие тысячами. В кратчайший срок было образовано множество чисто латышских православных приходов. Против этого мощного стихийного национально-религиозного движения поднялись все те силы, для которых усиление позиций Православия в Латвии и пробуждение латышского национального самосознания были нежелательны.

Эта печальная история окончилась оклеветанием и изгнанием из Риги епископа Иринарха и варварской расправой над перешедшими в Православие латышами. Но несмотря на учиненную немцами жестокую расправу, латыши не оставляли надежды перейти в «русскую веру».

Епископ Рижский Филарет (Гумилевский) (1805-1866), на Рижской кафедре в 1842-1848 гг.

Репрессии и угрозы не устрашили преемника епископа Иринарха – епископа Филарета (Гумилевского) и новообращенных латышей. Встав на сторону национально-религиозного течения, епископ Филарет углубил и расширил достижения своего предшественника. Благодаря его ходатайствам было принято историческое решение Синода от 14.02.1846. «О национальном открытии эстонско-латышских школ в Риге для подготовки священников и учителей из настоящих эстонцев и латышей, которые в совершенстве знают эстонский и латышский языки, обычаи и уклад жизни» [5]. Во вновь созданных школах учащиеся из латышских семей были обеспечены стипендиями.

Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников.

Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг.

В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. И только Православная Церковь снова встала на защиту преследуемых. Рижский архиепископ Агафангел (Преображенский) образовал специальную спасательную комиссию, встал во главе ее и в полной мере использовал свое высокое положение для спасения гонимых.

Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией.

20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками.

Платон (Кульбуш) (1869-1919), епископ Ревельский, временно управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг., убиенный большевиками, священномученик.

В это страшное время, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства. После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Из мученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор.

Но Господь призрел на разоренный виноградник, который насадила Его рука, и послал народу пастыря «собрать расточенное и взыскать погибшее». Православным христианам Латвии был дарован архипастырь, воистину ставший светильником горящим и послуживший всей жизнью своей спасению вверенной ему паствы.

Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и всея Латвии.

Архиепископ Иоанн пришел как первый луч света после беспросветно темной ночи. Сырой и мрачный подвальчик Кафедрального собора, ставший жилищем архипастыря, превратился в неисчерпаемый источник света для православных Латвии, вселяющий веру и надежду в их сердца.

Господь благословил труды архиепископа Иоанна, и сегодня Православная Церковь Латвии в тесном духовном единстве с Русской Православной Церковью возносит свои молитвы к Престолу Господа Славы, звонят ее колокола, открыты для верующих двери ее храмов, молятся о стране и о всем мире насельницы Рижского женского монастыря и приносится ежедневная бескровная Жертва в ее алтарях. Милостью Божией и спасительным промыслом Его, Православная Церковь Латвии, изолированная от безбожного большевистского строя в самые страшные годы гонений, устояла, сохранила свои святыни и дала плоды.

За свои великие труды на благо Святой Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) был удостоен Господом мученического конца и восприял на Небесах венец славы. Ныне архиепископ Иоанн, пребывающий пред престолом Всевышнего, возносит молитвы за свою маленькую Родину Латвию и за Великую Русь.

[4] Архиепископ Иоанн (Поммер). Защита веры и Православной Церкви. Rīgas un visas Latvijas Arhibīskaps Jānis / Sast. J. Kalniņš. R., 1993.

I daļa, с. 82.

Источник

Религия в Швеции

Основная религия в Швеции – христианство. До 95% населения страны официально считаются прихожанами лютеранской евангелистской церкви. Но это далеко не единственное религиозное направление в этом скандинавском государстве.

Религия в Швеции

История религии в Швеции

Во времена образования государства все шведы были лютеранами. Но сейчас у каждого есть право свободно выбрать вероисповедание.

Швеция прошла очень долгий путь становления светским государством. Религия играла важнейшую роль в жизни страны вплоть до начала 20 века.

Было время, когда в руках пасторов, прикреплённых к населённым пунктам, находилась реальная власть. Без разрешения местного духовенства люди иной раз не могли принять жизненно важное решение.

Именно церковь давала разрешение на смену места жительства. В частности, на переезд в другую страну.

В 17-18 веках по скандинавскому полуострову с большим запозданием прокатилась истерия охоты на ведьм. Последняя «ведьма» была обезглавлена в средине 18 столетия.

В течение долгого времени Швеция сильно зависела от Дании. Смена религии стала возможной после того, как страна вышла из-под влияния Королевства.

Процесс перехода от католичества в протестантизм был достаточно сложным и долгим. На бытовом уровне религиозные противоречия встречаются до сих пор.

Язычество

Древние скандинавы верили, что злые и добрые духи реально существуют и живут в рощах, водоёмах, дремучих лесах и на холмах. Считалось, что боги и низшие духи постоянно вмешивались в жизнь людей, и поэтому с ними следовало «сотрудничать».

До прихода в Швецию христианства в стране был распространён культ предков. Считалось, что души умерших влияют на оставшихся жить потомков даже с того света.

На этом фоне родилось много коротких мифов, которые сейчас являются значимой частью скандинавского фольклора.

Особое внимание уделялось похоронам. Древние скандинавы думали, что несоблюдение принятых в обществе обычаев могло привести к неудаче.

Они очень сильно боялись нарушить слово, данное умирающему. Считалось, что после этого тот превратится в ходячего покойника (аналог славянского вурдалака и русского упыря) и из мести изведёт весь свой род.

Если всё было сделано правильно, покойный отправлялся в одно из загробных мест:

  • Хель – если усопший умер от старости в своей постели. С приходом христианства Хель стал ассоциироваться в сознании шведов с адом;
  • Вальхалла – туда попадали воины, погибшие в бою;
  • Хэльгафелл – место, наиболее похожее на земной мир. С христианской точки зрения – нечто вроде преддверия загробного мира, но не чистилища.

Точных данных о человеческих жертвоприношениях в языческой Швеции нет. Информация об этом встречается в трудах раннехристианских историков. По мнению современных историков, это не более чем придумки, созданные с целью сравнения «тёмного язычества» с христианством.

Принятие христианства

На территорию скандинавского полуострова христианство стало проникать достаточно поздно – примерно в средине 9 века.

Появление новой религии объясняется миссионерской деятельностью святого Ансгара, который прибыл в Швецию не только ради того, чтобы нести «свет миру», но и ради спасения жизни. За горячую проповедь и обличение язычества его преследовали викинги.

Точной даты крещения Швеции нет, поскольку области страны обращались в новую веру в разное время.

В то время на территории Швеции жило два племени: геты и свеи. Геты приняли христианство и начали строить на своих землях храмы и монастыри. Свеи продолжали исповедовать язычество вплоть до 11 столетия.

В 1087 г. король свеев был убит, и власть перешла в руки христианского короля. Это не означает, что народ покорился, но это больше никого не интересовало. Инакомыслие подавлялось, христианство насаждалось.

Многие викинги продолжали придерживаться старых традиций, но постепенно древние языческие культы сошли на нет.

Государственная религия в Швеции

Официально Швеция – светское государство. Но лютеранское наследие достаточно сильно.

Господствующая религия в стране – христианство. Хотя в последнее время и власть, и церковь делают реверансы в сторону ислама.

Религиозные течения Швеции:

  • католицизм – 160 тысяч человек;
  • ислам – 100 тыс. чел.;
  • православие – 97 тыс. чел.;
  • иудаизм – 20 тыс. чел.

Также в Швеции существуют и постоянно пополняются неофициальные христианские течения. Многие шведы признают себя баптистами и пятидесятниками.

Лютеранство

Как и во многих других европейских странах, люди в Швеции были крайне недовольны:

  • жадностью священнослужителей;
  • дороговизной церковных обрядов;
  • постоянным вмешательством церкви в дела государства;
  • богослужениями на латыни.

Возникшая ситуация срочно требовала перемен. Как выяснилось, эти перемены нужны были не только обычным людям, но и знати, а также передовым представителям духовенства.

Лютеранство на территории Швеции стало распространяться благодаря проповедям О. Петри. Он проникся идеями Реформации во время обучения в Германии.

О. Петри

Памятник Олаусу Петри в Швеции

Пользуясь поддержкой короля, вместе с братом-священнослужителем Петри стал тем самым харизматичным религиозным лидером, которого так ждала страна.

Реформация в Швеции проходила достаточно мирно. Католицизм не желал сдавать позиции и активно сопротивлялся. Но всё обошлось без сильного кровопролития.

В 16 столетии руководство Реформацией взял на себя король Густав Первый. Постепенно церковь была переустроена, а её земли отошли в собственность государства. Главой церкви официально стал король.

После завершения переходного периода были упразднены монастыри и монашеские ордена. Это же коснулось высших священнических должностей. Церковью стала управлять светская знать.

Лютеранские священнослужители отныне именовались пасторами. В отличие от католиков, они не назначались «сверху», а выбирались паствой. Также они имели право вступать в брак.

Богослужение стало проводиться на шведском языке. Исчезла схоластичность. Большее внимание стало уделяться не обрядам, а смыслу веры.

Официально государственной религией лютеранство стало в конце 16 столетия. С тех пор церковь постоянно сотрудничала с государством, что способствовало усилению страны на международной арене.

Были в истории лютеранства и тёмные пятна. В 17-18 веках в небольших поселениях прошло несколько инквизиторских судов, в ходе которых к смертной казни были приговорены сотни женщин, обвинявшихся в колдовстве.

В отличие от других стран Европы, где двумя веками ранее инквизиция преследовала как «ведьм», так и «ведьмаков», власти Швеции почему-то охотились именно за женщинами.

Расследование было недолгим. В конце несчастную ждали либо виселица, либо топор палача. Истерия прекратилась только в 18 столетии, когда из Стокгольма в провинцию приехала с расследованием светская комиссия.

Другие религии

В Швеции есть приверженцы:

  • буддизма;
  • бахаизма;
  • сикхизма.

Право на свободное вероисповедание есть у каждого гражданина страны. Любое принуждение считается нарушением закона.

Атеизм

По мнению Ф. Цукермана, сотрудника одного из американских исследовательских центров, Швеция является одной из благополучных стран, в которых в последнее время растёт процент неверующих людей.

В этом плане со Швецией могут поспорить только такие развитые страны, как Япония и Дания, раздираемая противоречиями Франция и даже Вьетнам.

Православие

Православие появилось на территории Швеции более тысячи лет назад, когда начались первые контакты между торговцами.

Православный собор в Стокгольме

Православный собор святого Георгия в Стокгольме

Примерно до начала 19 столетия православная церковь в Швеции была в большей степени ориентирована на сотрудников российского посольства и имела закрытый характер. Ситуация изменилась в 1974 г., когда кафедру возглавил Классон, миссионерская деятельность которого способствовала популяризации православия.

Официально шведской православной церкви не существует. Поэтому шведы, исповедующие православие, ходят молиться в храмы, которые принадлежат русской, греческой и сербской церквям.

Католицизм

В 2018 г. был зафиксирован неожиданный рост католической паствы. По мнению исследователей, это обусловлено тем, что продолжают прибывать эмигранты в Швецию из стран, которые традиционно считаются католическими.

Всего в стране проживает до 1,6% католиков. На территории Швеции действует только одна католическая епархия – Стокгольмская.

Буддизм

Буддизм распространён в Швеции незначительно. В основном эту религию исповедуют тайские, вьетнамские и китайские эмигранты.

Буддизм начал появляться в средине 70-х годов 20 века на фоне проникновения беженцев в Швецию из азиатских стран.

Официальное количество буддистов в Швеции – около 8 000 человек. Эта религия признаётся государством. Приверженцев этого течения даже хоронят на специальных кладбищах.

Официальных буддистских храмов здесь нет. Верующие обычно собираются у кого-нибудь в квартире или арендуют небольшой офис.

Бахаи

Это одно из самых небольших религиозных течений страны. Количество приверженцев – 1,5-3,0 тысяч.

Последователи этого религиозного течения достаточно активны. Недавно в шведском историческом музее в Стокгольме была представлена история Бахаи. Пустых мест в небольшом зале не было.

Сикхизм

Ещё одно молодое религиозное направление в стране. В основном сикхизм исповедуют эмигранты из азиатских и восточных стран. Но в последнее время стало появляться всё больше европейцев, которые активно интересуются этой религией, представляющей собой смесь ислама и иудаизма.

Ислам

Мусульмане стали приезжать в Швецию в 60-х годах 20 столетия как трудовые мигранты. Мусульманская община достаточно разнообразна по этническому составу.

Стокгольмская мечеть

Стокгольмская мечеть в Стокгольме

Большая часть эмигрантов прибыла из:

Турецкая диаспора возникла в стране раньше и примерно до 1980 г. составляла большинство мусульманских эмигрантов.

Сейчас наиболее многочисленная группа – приезжие из Ирака и Ирана. Значительную подгруппу образуют эмигранты из Балкан. Первыми в Швецию стали прибывать мусульмане из бывшей Югославии. Это произошло в средине 90-х гг. 20 столетия.

Наибольшую религиозную и общественную активность проявляют боснийские мусульмане. Именно благодаря им в стране стало появляться больше мечетей.

Коренное население Швеции относится к мусульманам настороженно. Подавляющее большинство представителей ислама признаются, что страдают от негативного отношения к себе. Исламофобия постепенно растёт.

Во многом негативное отношение к мусульманам в стране обусловлено интеграционным кризисом. Каналов для межгрупповой коммуникации практически нет.

Иудаизм

Это религиозное течение относительно немногочисленно. Наибольшее распространение иудаизм имеет в Стокгольме, Гётеборге и Норчёпинге.

Именно в этих городах вплоть до конца 18 столетия власти разрешали селиться лицам евреям. В 1870 г. их гражданские права были полностью восстановлены.

Активно иудаизм стал распространяться по территории Швеции во время Второй мировой войны. Тогда в страну, которая сохраняла нейтралитет, эмигрировало 3 000 евреев из Европы. Спасаясь от Холокоста, в Швецию также приезжали иудеи из соседних Дании и Норвегии.

синагога в Стокгольме

Большая синагога в Стокгольме

Как шведы относятся к религии

Отношение к религии неоднородное. С одной стороны, согласно последним исследованиям, Швеция является 3 страной с конца в списке стран Евросоюза по количеству верующих.

Статистика выглядит примерно так:

  • верующие в Бога – 23%;
  • агностики – 53%;
  • атеисты – 23%.

Инвестиции и покупка недвижиммости в Дубай. Гарантированный доход 7-10% годовых в валюте. Все подводные камни и личный опыт, как заработать, а не потерять 40% из-за неправильных инвестиций.
Все подробности — подписывайтесь на проверенный телеграмм канал https://t.me/homeindubai.
Как переехать жить в Дубай с семьей: резидентская виза, банковские счета, выбор жилья, школа для ребенка, все на личном опыте — https://t.me/homeindubai.

Только 2-3% населения регулярно посещают церковь, участвуют в таинствах.

С другой стороны, в последние годы среди консервативной прослойки населения Швеции появился интерес к православию.

В большей степени это обусловлено крайним либерализмом шведской лютеранской церкви. После активного распространения женского священства и благословления однополых браков консервативные шведы стали постепенно переходить в православную церковь.

Примечательно, что шведы, перешедшие в православие, не ограничиваются обрядовой стороной. Многие всерьёз увлекаются изучением литургики, проявляют интерес к обычаям и традициям России, Сербии и Греции.

Заключение

В основном население Швеции рассматривает крещение, венчание и отпевание как дань общепринятому порядку. Церковные таинства считаются обрядами и исполняются скорее по традиции, чем по желанию.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...