Легионеры сс в Риге это кто

Легионеры сс в Риге это кто

FISHKINET

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

  • Главное не наступать на них
  • 25 самых известных событий 2013 года по версии Forbes
  • Цветные фотографии Европы 1936 года
  • Лучшие прибалтийские изобретения и достижения
  • Самые необычные апартаменты в разных уголках Европы

Пропагандийская машина Третьего рейха работала очень сильно, так же как США сегодня, из русских делали скот, который не может ни чего добиться, а руководство страны выставляли идиотами, маньяками и убийцами. Но себя они позиционировали, как высшую расу, несущую чистоту в мир, с великой целью очистить человечество от дикарей и выродков, точно так же говорили и крестоносцы идя на Русь, так же говорили Османы, когда шли на Россию. Мир не изменился, русских будут ненавидеть, радоваться смертям русских детей, проблемам и неудачам.
Но вот проблема, те кто еще вчера кричали о чистоте крови, маршировали под знаменами со свастикой Третьего рейха, кто призывал к убийству русских, медленно выражаются и через 50 лет, от этих трех стран ни чего не останется, как и от большей части Старой и Новой Европы, скоро нам придется разговаривать и вести диалог с другими народами и странами в этом регионе, а пока все их действия и нападки на Россию, напоминают агонию умирающего в муках, он бьется, кричит, думает, что жив, но через мгновение его уже не станет. Хотя он сам выбрал такой путь, умереть не оставив наследника, а все завещал приемным детям и проходимцам, которых сам и впустил к себе в дом.

День легионера СС в Риге

Источник

Почему легионеры «Ваффен СС» стали героями современной Латвии?

Празднование дня легионеров Waffen SS в Латвии. Иллюстрация: kp.ru

С каждым днём все больше приближается сакральная для латышских националистов дата 16 марта, когда они громко, напоказ всей стране, чествуют соплеменников, некогда сражавшихся в рядах легиона «Ваффен СС». Пока заранее нельзя сказать, какими последствиями обернется традиционное шествие сторонников легионеров по центру Риги, — всё может пройти относительно спокойно, как в прошлом и позапрошлом годах, а может и обернуться серьёзными столкновениями националистов с антифашистами — как это было в 2013-м. Но сам факт почитания тех, кто когда-то сражался под знаменами Гитлера, является знаковым и ярко свидетельствует о положении дел в сегодняшней Латвии.

Они выйдут вновь

Во время Второй мировой войны на территории Латвии были сформированы две гренадерские дивизии «Ваффен СС» — 15-я и 19-я. Вошедшие в их состав люди не только «сражались с большевизмом вооруженной рукой», но и принимали участие в карательных операциях на территории Латвии, России и Белоруссии. И именно их «подвигам» посвящены многолюдные шествия последних лет и возложения венков к памятнику Свободы в центре Риги. Дата же 16 марта выбрана в связи с тем, что в этот день в 1944 году в первый раз обе дивизии совместно участвовали в боевых действиях против наступавших советских войск у реки Великой.

Латышские легионеры Waffen SS — кто они?

Рижская Дума (возглавляемая, как известно, столичным мэром Нилом Ушаковым, которого в России многие отчего-то считают «защитником прав русских») утвердила четыре заявки на проведение различных акций 16 марта у памятника Свободы в центре города. Среди их подателей — праворадикальные организации «В поддержку национальных воинов», «Ястребы Даугавы», «Центр Густава Целминьша» (Густав Целминьш до войны возглавлял латвийскую ультранационалистическую организацию «Огненный крест», во время войны занимался вербовкой в ряды легиона, а затем жил в США, где работал в «Центре русских исследований»), а также Латвийский антифашистский комитет.

Так, члены общества «В поддержку национальных воинов» сообщили, что тридцать человек намерены «напомнить о проходивших 16 марта 1944 года боях латышского легиона и разъяснять историю Латвии во время Второй мировой войны заинтересованным прохожим». «Ястребы Даугавы» планируют провести шествие по улицам Старой Риги от Домского собора к памятнику Свободы. Глава «Центра Густава Целминьша», известнейший радикал Игорс Шишкинс, получил разрешение на проведение пикета у часов «Лайма». Антифашистский комитет, в свою очередь, собирается устроить традиционный пикет протеста на площади у памятника Свободы. В этом мероприятии, предположительно, примут участие около сотни человек. В заявке комитет указал, что «собрание посвящено памяти жертв Waffen SS и разъяснению опасности оправдания их преступлений».

Уже заранее известно, что в мероприятиях в честь легионеров планирует участвовать большая часть депутатов Сейма от коалиционного Национального блока VL-ТБ/ДННЛ. Именно этому политическому союзу, объединяющему в своих рядах одиозных «нациков», принадлежит наибольшая «заслуга» в раздувании культа легионеров. По словам сопредседателя Национального блока Гайдиса Берзиньша, сам он тоже намерен выйти на шествие. «Как поступят министры от нашей партии — надо спросить у них самих. Члены Нацблока не договаривались о каких-то совместных действиях в этот день, и каждый волен сам выбирать, что делать», — добавил Берзиньш.

Недавно в Латвии появилось новое правительство, и его глава Марис Кучинскис (Союз «зелёных» и крестьян) пообещал отменить жёсткое предписание своей предшественницы Лаймдоты Страуюмы («Единство») о том, что ни один из членов Кабинета министров под страхом увольнения не имеет права участвовать в шествиях 16 марта. Страуюма ввела этот запрет в 2014-м на волне страха перед началом «русской весны» в Крыму и Донбассе, решив — в кои-то веки! — не провоцировать живущих в стране многочисленных детей, внуков и правнуков советских солдат-освободителей.

Тогдашний министр по делам самоуправлений Эйнар Цилинскис (Национальный блок) нарушил этот запрет, вышел на легионерский марш — и поплатился постом. Но теперь Кучинскис указал, что если кто-то из министров пожелает принять участие в мероприятиях дня памяти легионеров, то он сможет это сделать, предварительно отпросившись с работы.

Впрочем, на этот раз ни один из министров заранее намерения участвовать в шествии не изъявил. Председатель Сейма Инара Мурниеце (Национальный блок) сообщила, что 16 марта примет участие в богослужении памяти легионеров, которое пройдет в церкви Св. Иоанна в Риге, и посетит траурные мероприятия в селении Лестене, где находится кладбище бойцов «Ваффен СС».

Но в шествии к памятнику Свободы Мурниеце участвовать не планирует. Объяснение этому, видимо, заключается в том, что сейчас Инара Мурниеце, в связи с болезнью президента Раймонда Вейониса, исполняет обязанности главы государства. Человек, возглавляющий страну, на нацистском шествии — «старшие друзья» из Вашингтона и Брюсселя такого явно не поймут, нужно сохранить хоть минимум благопристойности. Впрочем, спикер отметила, что такие мероприятия очень важны, поскольку дают возможность «поговорить с людьми и разъяснить историю Латвии».

Герои за неимением лучших

Раз за разом русские общественники, антифашисты, неравнодушные люди пытаются добиться запрета отвратительных мероприятий, но вместо этого сами подпадают под репрессии. Вот что, например, рассказал известный латвийский правозащитник, лидер «Конгресса неграждан» Александр Гапоненко: «Премьерство Мариса Кучинскиса началось с гонений на антифашистов.

Мы каждое 16 марта проводим акции протеста против глорификации нацизма и вспоминаем десятки тысяч погибших от рук легионеров-эсэсовцев. Обычно полиция не препятствует таким акциям, хотя и ограничивает место, формы и время их проведения.

Несколько месяцев назад 16 ноября Латвийский антифашистский комитет заблаговременно подал заявку в Рижскую Думу на проведение около памятника Свободы протестного мероприятия в следующем году. 7 декабря в Латвии пало национал-либеральное правительство Лаймдоты Страуюмы. Во вновь формируемой коалиции усилились позиции национал-радикалов.

Они надавили на близкого им по духу министра внутренних дел Рихарда Козловскиса, и тот поручил своим подчиненным приструнить антифашистов и не дать им помешать прославлению нацистских идей. 14 декабря Уголовная полиция возбудила процесс против подателей заявки антифашистов Иосифа Корена, Эдуарда Гончарова, Олега Гоцуляка и Алексея Шарипова. Рассматривается вопрос о том, что они совершили преступление, определённое в статье 275 Уголовного кодекса Латвии — подделали свои собственные подписи под заявкой! Что может быть нелепее? Но, судя по первым действиям следователей на допросах, не исключено, что уголовное дело перерастет в судебный процесс и обвинительный приговор».

Такая ситуация никого не должна удивлять. Но в случае с легионерами латвийская власть угодила между ею же созданными молотом и наковальней. Истоки этого расклада прослеживаются в событиях двадцатипятилетней давности, когда создавалась идеология нынешнего Латвийского государства.

Как всем известно, любая страна, обладающая хотя бы символическим суверенитетом, нуждается в собственной государствообразующей мифологии, посредством которой, при помощи ряда ярких образов и символов, народу объясняется, в чём, собственно, состоит смысл существования этого государства. При создании Латвийской Республики была выбрана идеологическая конструкция, целиком базировавшаяся на отрицании предыдущего советского периода. Этот период оказался подвергнут максимальной демонизации, был выставлен царством сплошного кошмара латышского народа — и на контрасте с ним нынешняя жизнь представлялась, как долгожданное торжество свободы, счастья и демократии. Данный тезис послужил обоснованием многих действий современной власти — от уничтожения промышленной базы Латвийской ССР («наследство оккупации, в свое время противоестественным образом внедренное в нашу экономику») до введения института негражданства для национальных меньшинств («а какое право на гражданство независимой Латвии имеют оккупанты и их потомки?!).

Естественно, никакая мифология не мыслится без своих героев. Тут же встал вопрос: где их отыскать? Даже на данный момент суммарная история первой и второй Латвийских Республик едва перевалила за сорок пять лет.

Конечно, можно взять тех латышских воинов, которые в 1917—1920-х сражались против немцев, большевиков и русско-немецкой армии под началом генерал-майора Павла Бермондта-Авалова, — и данные факты истории действительно были использованы по максимуму. Но этого оказалось явно недостаточно. К тому же как-то нужно разъяснить казус 1940 года. Если СССР действительно был абсолютным злом, то как объяснить факт мирного и бескровного вхождения Латвии в его состав? Особенно на фоне столь яркого параллельного исторического примера, как такая же маленькая Финляндия, в то же самое время оказавшая яростное сопротивление тому же Советскому Союзу.

И хочется и колется…

Факт остаётся фактом: в те годы латыши массово сражались с СССР лишь в составе гитлеровской армии. Поэтому у создателей новой государствообразующей идеологии не оставалось иного выбора — пришлось поднимать на щит легионеров, которые «участвовали в борьбе против Советского Союза с целью предотвратить повторную оккупацию Латвии и геноцид латышского народа». Безусловно, немалое участие в насаждении такой точки зрения приняли сами экс-легионеры (некоторые из них, такие как Висвалдис Лацис, заняли достаточно высокие места в иерархии второй Латвийской Республики), а также вернувшиеся в страну потомки беглецов, спешно оставивших её в 1944−45 гг.

Но своим воспеванием латышского легиона они создали одно из крупнейших слабых мест, словно бы предназначенное для полемических стрел критиков нынешней власти. Ведь, как ни крути, но чёрного кобеля не вымоешь добела, а «нацист» до сих пор считается в мире бранным словом.

Соответственно, пособничество нацистским преступлениям рассматривается в качестве поступка, безусловно достойного порицания. Правда, латвийские историки приложили немало усилий к тому, чтобы доказать, что латышский легион был чисто войсковым формированием и его бойцы не участвовали в геноциде мирного населения. Сомнительный тезис, который многие историки успешно опровергают. Впрочем, власти не настроены на спор с подобными историками. Однако и не осознавать то, как в мире относятся к воспевателям нацизма, представители латвийского государства не могут.

Отсюда двусмысленность ситуации. Конечно, можно попытаться внушить другим странам, что легионеров нельзя рассматривать как заурядных нацистских пособников, — что и делается.

Недаром бывший президент Андрис Берзиньш (некогда «правоверный» коммунист, экс-замминистра бытовых услуг Латвийской ССР) ранее заявил во всеуслышание, что перед легионерами «надо склонить голову». «Они попали в немецкий легион путем принуждения. Они боролись с мыслью защитить Латвию. Латыши в этом легионе не являются преступниками», — провозгласил Берзиньш.

Тем не менее президент так и не решился на однозначный ответ — стоит ли в Латвии официально отмечать день легионерского шествия 16 марта или нет? Кроме того, он напомнил, что живых легионеров осталось совсем мало и их средний возраст составляет свыше девяноста лет. В переводе с официального языка на общечеловеческий это можно понять и так: подождите, скоро вопрос разрешится естественным поводом и негативный фактор постепенно исчезнет сам по себе. Спорный момент, особенно если учитывать, что в шествиях 16 марта основную роль играют не сами легионеры (и вправду, уже очень малочисленные), а толпы их молодых приверженцев.

Впрочем, отношение латышской политической элиты к проблеме легиона никак нельзя назвать единым. Безоговорочно считают их героями разве что представители того самого Национального блока, собравшего в своих рядах крайних радикалов.

Представители же других представленных в парламенте латышских партий гораздо больше дорожат своим реноме и не очень-то желают давать прямых поводов обвинить их в поддержке гитлеровцев. Отсюда расплывчатость формулировок в отношении легионеров. Вряд ли стоит ожидать, что ситуация с легионерами в ближайшие годы кардинально поменяется.

Они будут оставаться героями на эдаком «полуофициальном» уровне, но всякий раз властям что-то «помешает» провести их окончательную канонизацию. Например, после того, как в середине 90-х состоялось первое шествие 16 марта, на происходящее обратил внимание Израиль, и под давлением международной общественности данные мероприятия свернули. Однако в 2004-м будущий вождь Национального блока Райвис Дзинтарс сумел по суду «продавить» возобновление шествий, и с тех пор легионеры вновь торжественно ходят по центру Риги. И, видимо, такие шествия, несмотря на все протесты антифашистов — как местных, так и зарубежных, — будут продолжаться ещё долго.

Источник

Марш легионеров «Ваффен СС» в Риге российские дипломаты назвали «позором»

В Петербурге приговорили «золотую банду». Санкт-Петербург, кражи и ограбления, приговоры, суды. НТВ.Ru: новости, видео, программы телеканала НТВ

Российское посольство в Латвии раскритиковало состоявшееся в Риге шествие легионеров «Ваффен СС» и их сторонников, назвав его «позором».

Марш накануне прошел в латвийской столице, в нем приняли участие около тысячи человек.

Латвийскую столицу 75 лет назад освобождали именно от фашистов. Годовщину тех событий будут отмечать в октябре. Накануне же в Риге, наоборот, отмечали день легионера, хотя официально это даже не праздник. Тем не менее на улицах собрались ветераны и их сторонники, в том числе молодежь.

Полиция собравшимся не мешала, зато старательно сдерживала тех, кто пришел выразить несогласие с бывшими участниками латвийского легиона. У памятника Свободы собрались несколько десятков антифашистов. Люди держали плакаты с надписями «Позор!» и «Они сражались за Гитлера».

Источник

«Латвия свободна, но почему все бегут из нее?». Репортаж с марша Waffen SS

Участники марша бывших латышских легионеров «Ваффен СС» и их сторонников в Риге.

Несмотря на морозный день и холодный, пронизывающий ветер, на марш легионеров СС, по подсчётам рижской полиции, пришло около 1500 человек. Они начали собираться в католической церкви имени Святого Иоанна, — старейшем храме Риги. Церковь постепенно наполнялась пожилыми и старыми людьми, все были с цветами в руках. В отличие от прежних лет, в этом году было совсем мало молодых.

Люди встали и, склонив головы, молча почтили память тех, кто погиб во время войны и в послевоенных репрессиях. Пастор говорил: «Идея легионеров была не в борьбе за Великий Рейх, а против любой оккупации Латвии. Мы против того, чтобы брат шёл на брата, против несвободы и насилия. Но в мире продолжается борьба против древнего, как мир, зла.

Когда-то один легионер мне сказал: „Свободу мы не завоевали, но сохранили честь“. И мы должны помнить об уроках истории и хранить этот высокий моральный дух».

Виктор Алкснис.

«Нет нацизму, нет коммунизму, нет любой оккупации Латвии»

Самих легионеров уже практически нет — из них живы единицы, приходят члены их семей. Но среди участников марша есть и популисты, и провокаторы, и реакционеры, и те, кто хочет на этом мероприятии сделать себе имя. Любая нацистская символика на официальных мероприятиях в Латвии запрещена. Не исключение и 16 марта.

Сами участники себя нацистами не считают и категорично отвергают подобные обвинения. Даже на плакатах, которые они несли в руках, было написано: «Нет нацизму, нет коммунизму, нет любой оккупации Латвии». Видимо, сыграло свою роль осуждение маршей легионеров со стороны мировой общественности. Позиция участников примерно такова: «Легионеры воевали за Латвию.

Латыши не хотели вступать в эту армию. Они боролись за свободу, против мирового нацизма». Рядом со мной стоял старик в военной куртке, он говорил: «Я не фашист, я латыш, который был репрессирован. Я вышел в память против оккупационного режима».

Незадолго до 16 марта 2018 года агентство изучения общественного мнения Kantar TNS проводило опрос среди жителей Латвии от 18 до 60 лет: 37% предположили, что всё пройдёт спокойно, 17% равнодушно пожали плечами, 46% объявили, что в этом году на марше стоит ждать провокаций. И они оказались правы.

Участники марша ветеранов Waffen-SS и их сторонников в Риге.

Колонна с флагами двинулась к памятнику Свободы. Кордон полиции ограждал шествие. Надо сказать, что полицейских и спецназа было, наверное, столько же, сколько и участников. Возле памятника участников марша уже ждали противники — они стояли за железными ограждениями.

Дело в том, что Рижская Дума, как правило, разрешала в этот день проводить свои мероприятия сразу двум противоборствующим сторонам: обществу легионеров «Даугавас Ванаги» и Латвийскому Антифашистскому комитету. И каждый год между ними возникала конфронтация. Но в этом году антифашистам предложили провести свой митинг либо позже, либо в другом месте.

Тогда они передислоцировались за металлические ограждения, в толпу зрителей. Стоя с антифашистскими плакатами, участники марша подскакивали к своим противникам и вступали в словесные перепалки. Полиция требовала свернуть плакаты на неразрешённой для проведения митинга территории. Журналисты перебегали от одного очага скандала к другому.

И лишь два старых латыша, стоявших в отдалении, сохраняли философское спокойствие. Один другому сказал, кивнув на колонну участников марша: «Интересно, наши жулики-политики тоже там идут?». Надо отметить, что с 2014 года участие высших чиновников Латвии в этих мероприятиях может стоить им должности. Прецедент уже был.

Представители антифашистских организаций на акции протеста во время марша бывших латышских легионеров «Ваффен СС» в Риге.

Представители антифашистских организаций на акции протеста во время марша бывших латышских легионеров «Ваффен СС» в Риге. Фото: РИА Новости/ Сергей Мелконов

«Важно не то, кем ты был раньше, а то, кто ты сейчас»

И если возле Памятника Свободы всё проходило более или менее чинно, то за ограждениями происходящее всё больше напоминало театр военных действий. Возле парня, стоявшего с плакатом «Они воевали за Адольфа Гитлера», было особенно агрессивно.

Стороны вспоминали все прошлые обиды и проблемы, начиная от перевода обучения в русских школах на латышский язык и заканчивая повышением с этого года налога на недвижимость. Среди толпы ходил мужчина в майке поверх куртки, на которой был призыв «Русским школам — быть!». Особое внимание всех привлёк иностранец, стоявший с плакатом, на котором было написано «Борцы за свободу на рабочем месте» и фотография, где легионеры совершали расстрел. Полиция заставляла убрать плакат — он сопротивлялся. В результате полицейские вынесли его, взяв за руки и за ноги, в парк.

Рига.

Один из зрителей бормотал так, чтобы его было слышно: «Везде русский язык. Государственный язык и не слышен вовсе». Две солидные дамы прогуливались под ручку вдоль всей толпы, приговаривая: «Это Латвия — она должна быть для латышей». Желающие могли их услышать.

Русский старичок интеллигентного вида объяснял про марш легионеров: «Они с 1996 года ходили и возлагали цветы к Памятнику Свободы. И никто на них внимания не обращал. Но сейчас всё поменялось — политика такая. Теперь они постарели и вспоминают своих друзей».

Участники марша бывших латышских легионеров «Ваффен СС» и их сторонников в Риге.

Участники марша бывших латышских легионеров «Ваффен СС» и их сторонников в Риге. Фото: РИА Новости/ Сергей Мелконов

Появился известный блогер Григорий Федькин, и тут началось! Он успел поспорить с дамами из числа участников шествия, затем вступил в перепалку с несколькими ярыми сторонниками легионеров за металлическим ограждением. И, наконец, присоединился к живописной группе, состоящей из пожилого латыша в красной куртке и русской дамы в шубе.

Они были окружены тройным кольцом — два кольца зрителей и одним полиции. Латыш рассказывал: «Меня отправили в Сибирь в возрасте десяти лет. Мама была служанкой и не могла заплатить за меня выкуп. В результате я не смог получить хорошее образование. Раньше мы все вместе работали в колхозе, а после 1994 года — всё и началось.

Теперь все вспоминают: „Я был тем, а я там-то служил, а вот я во время войны. “. Важно не то, кем ты был раньше, а то, кто ты сейчас». Его прервала разгневанная латышка, закричав: «Ты — русский тролль! Сколько тебе заплатили за то, что ты тут сегодня выступаешь?».

Мужчина покачал головой и спокойно ответил: «Мне неважно, на каком языке говорят — на русском, латышском, цыганском, главное, чтобы человек говорил правду. Латышская власть дала мне пенсию — 50 евро. В Латвии лишь 10% живёт хорошо. Сейчас Латвия свободна, но почему же все бегут из неё?». Дама в шубе уважительно протянула ему руку, сказав: «Настоящий мужчина!

Уезжают все — и наши, и ваши». С ней было вступил в перепалку старый латыш, но внезапно поник и сказал: «Я согласен, что в Латвии сейчас бесправие».

Григорий Федькин.

Импровизированный митинг за ограждениями всё продолжался, хотя непосредственные участники марша, возложив цветы и венки, уже отправились по домам. С политических тем в итоге как-то незаметно перешли на социальные. Латыши и русские обсуждали насущные проблемы: что повысились цены на продукты и плата на ЖКХ, что всё больше людей уезжают в Англию, Ирландию и Германию на заработки, что страна пустеет и нищает. Говорили о коррупционных скандалах, о которых так много в последнее время писала латышская пресса. И оказалось, что эти темы волнуют в равной степени как латышей, так и русских.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...