находившемуся в ведении штаба германского главнокомандующего Восточным фронтом, были подвластны первоначально шесть самостоятельных территорий управления: Курземе, «Литва», Сувалки, Вильнюс, Гродно и Белосток. Литовское побережье Балтийского моря с городом Паланга входило в управление Курземе. «Литва» охватывала лишь территорию бывшей Ковенской губернии, и то не целиком. Таким образом, этнографически край разорвали на пять частей. Переход границ территорий управления населению был запрещен. Правда, позже, особенно с начала 1917 г., когда германскому правительству пришлось прикрывать свою колониалистскую политику с помощью разных маневров, число территорий управления было сокращено путем их объединения.
Во главе каждой территории стоял начальник (шеф) «Немецкого военного управления», которому были непосредственно подчинены крейс-гауптманы. Им подчинялись волостные начальники, управлявшие с помощью сельской жандармерии и деревенских старост.
На многочисленных совещаниях военных властей с участием представителей центрального правительства в течение длительного времени разрабатывались отдельные статьи «Порядка управления», а в Литве тем временем свирепствовал полный произвол германской военщины. Лишь 7 июня 1916 г. «Порядок управления» был введен в действие 23 . Характер этого документа, как и длительность и тщательность его разработки, подтверждает тезис одного немецкого журнала о том, что система, введенная в Литве, «не имела временного характера» 24 . «Порядок управления» передавал всю полноту власти на территории Обероста в руки военной немецкой администрации, которая была полностью оторвана от местного населения и не учитывала его потребностей.
История Беларуси до Первой мировой Войны
В §4 специально подчеркивался немецкий и военный характер управления. Слова «немецкое» и «военное» должны были обязательно предшествовать слову «управление» во всех документах и письмах. Всякое участие представителей местного населения в администрации исключалось.
В §7 указывалось: «Местные жители обязаны незамедлительно и с охотой исполнять все приказы и распоряжения немецких органов». Право обжалования этих распоряжений населению не предоставлялось. Лишь в исключительных случаях разрешалось давать местным жителям отдельные поручения. Но для них это были «почетные обязанности, за исполнение которых они не (получали) никакого вознаграждения». Они не имели права «отказаться от предложенного им поручения, прекратить его исполнение или проявить халатность» 25 .
В этой «конституции» Обероста нашли свое выражение взгляды идеолога германского колониализма Фридриха Лециуса. В «Памятной записке» своему правительству он писал, что в Литве лишь немцы должны иметь гражданские права, а местные жители могут пользоваться только «правом преданно служить Германии» 26 .
Введение на оккупированной территории администрации, которая была полностью отделена от населения и лишала его всяких прав, находилось в вопиющем противоречии с нормами международного права. Для того, чтобы представить немецкую систему администрации как результат насущной необходимости, германское правительство и военные власти стали распространять миф о полном хаосе, с которым они якобы встретились на захваченной территории. 9 декабря 1915 г. канцлер Бетман-Гольвег заявил в рейхстаге, что в Литве немцы нашли «состояние
Оккупация Латвии 1917-1953
23 ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп. 1, д. 967, л. 1.
24 Цит. по C. Rivas. La lituanie sous le joug allemand. Lausanne. 1919, p. 513.
25 ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп. 1, д. 967, л. 1.
26 Denkschrift von Dr. F. Lezius. Als Handschrift gedruckt. Vertraulich. 1915 (Отдел рукописей научной библиотеки Вильнюсского государственного университета имени В. Капсукаса (ОРВУ), N590).
почти полного разброда» 27 . «Война привела всю страну в состояние полной заброшенности, и только там, где наши части уже долго простояли, царил порядок. никаких местных властей не было» 28 , — писал впоследствии Людендорф. Однако все эти утверждения были наглым обманом.
После ухода русских чиновников в Литве возникли органы местного гражданского самоуправления, продолжала действовать волостная и деревенская администрация 29 . В стране было вполне достаточно людей, способных и желавших выполнять административные функции, — вице-председателем самоуправления города Расейняй стал адвокат Складовский 30 , бурмистрам местечка Дусетос был избран местный аптекарь, бурмистром местечка Комяй — учитель 31 и т. д.
Создание немецкой военной администрации, чиновникам которой запрещалось всякое личное общение с местными жителями 32 , не только не было необходимостью, но, наоборот, оказалось весьма затруднительным делом. Служащие военного управления многократно выражали сожаление по поводу ликвидации местных административных органов. На это жаловались, например, биржайский, расейняйский 33 и другие крейсгауптманы. Однако приказ исходил из Берлина и имел весьма определенные цели: уже во время войны начать создание в Литве и в прилегающих к ней польских и белорусских областях германской военно-колониальной администрации. Организацию последней «обосновал» германский реакционный публицист Аксел Рипке: «Глубоко ошибаются те, кто думает, что литовец уже созрел хотя бы для самой примитивной формы самоуправления. Наша сила состоит больше в администрировании, нежели в учреждении самоуправлений с последующим насыщением их немецким духом» 34 .
Для того чтобы новое управление успешно выполняло свою колонизаторскую задачу, его руководство комплектовалось из самых отъявленных империалистов. Главой «Немецкого военного управления в Литве» был князь Франц-Иосиф фон Изенбург-Бирштейн, «пангерманец чистой воды, беспощадный враг всякой литовской национальной политики» 35 . Начальником «Немецкого военного управления в Вильне-Сувалках» был назначен видный деятель реакционного прусского юнкерства, «официальный представитель решающего большинства прусской палаты господ» 36 , граф Йорк фон Вартенбург. Здесь же служил Эшерих, ставший впоследствии в Германии организатором и руководителем контрреволюционных банд «Оргэш» (организация Эшерих) 37 .
После захвата Литвы немецкой армией на население посыпалось множество приказов и распоряжений, которые невозможно было запомнить. Купишкисский крейсгауптман, например, рапортовал начальству: «Приказы и распоряжения идут в изобилии настоящим потоком так, что даже немецким чиновникам трудно их все усвоить. Население не могло бы их усвоить даже в том случае, если бы оно обладало непомерно
27 Verhandlungen des Reichstags. Stenographische Berichte. Bd. 306, S. 428.
28 E. Ludendorff. Указ. соч., стр. 145. Ср.»Das Land Ober Ost. Deutsche Arbeit in den Verwaltungsgebieten Kurland, Litauen und Bialystok-Grodno. Herausgegeben im Auftrage des Oberbefehlshabers Ost. Bearbeitet von der Presseabteilung Ober Ost» (далее «Das Land Ober Ost. «).
Stuttgart und Berlin. 1917. S. 81.
29 ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп. 1, д. 52, л. 4.
30 ОРВУ, F. 1484, Rs. 2341.
31 ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп. 1, д. 359, л. 4
32 Там же, д. 883-а, л. 167.
33 Там же, д. 52, л. 137; д. 53, л. 2.
34 «Der Koloss auf tonernen Fussen. Gesammelte Aufsatze uber Russland». Munchen. 1916, S. 121.
35 Газета «Nowa Reforma» (Краков), N251, 14 июня 1918 года.
36 Verhandlungen des Reichstags. Stenographische Berichte. Bd. 309, S. 2843
37 J. Alter. Nationalisten. Leipzig. 1930. S 100.
большим слоем интеллигенции. Поэтому они (приказы. — А. С. ) доходят до сознания местных жителей только посредством наказаний, накладываемых за их нарушения» 38 . Своими распоряжениями немецкое военное управление регламентировало любое действие литовца, поставило все его имущество, каждый фунт урожая под контроль жандарма. Свобода населения была стеснена до максимальной степени. Слово «ферботен» («запрещено») проникло во все области жизни и деятельности местных жителей. Например, запрещалось отдыхать по воскресеньям и праздникам, ездить больше одного раза в неделю на базар, писать письма на роди ом языке, посылать письма и посылки через частных лиц, ездить в вагонах и поездах, не предназначенных для местного населения, печь или кушать пироги либо «продукты вроде пирогов», варить домашнее пиво, кушать или продавать мясо либо мясопродукты, кормить лошадей овсом, охотиться 39 , и т. д., и т. п.
Военное управление смотрело на штрафы не как на средство воспитания населения, а видело в них источник доходов. Крейсгауптманам было предписано наблюдать за жителями и выявить, насколько они платежеспособны, так как от этого зависел успех политики штрафов. Так, в отчете от 27 апреля 1916 г. купишкисский крейсгауптман сообщал, что наложенные на население большие штрафы были «легко взысканы», и делал вывод, что у населения имеется в наличии еще много денег, которые можно выкачать 40 .
Особенно тяжелыми для народных масс были контрибуции, которые часто и по самому ничтожному поводу накладывались на деревни и даже на волости. Они взыскивались, например, за пожары, если населению не удавалось убедить чиновников управления в том, что пожар был вызван неумышленно. Мало того, что от пожара страдали отдельные лица, вся деревня должна была еще платить штраф. Военное управление видело в этом источник наживы и накладывало такие контрибуции даже в тех случаях, когда общий ущерб от пожара бывал ничтожным. Так, осенью 1916 г. в деревне Шаркунай (район Рокишкис) у Казимираса Шаркунялиса от пожара сгорело имущество примерно на 500 марок. Община, однако, должна была заплатить в виде контрибуции 400% общей суммы подушного налога 41 .
Для наложения коллективных штрафов колонизаторы пользовались разнообразнейшими поводами: порча государственного имущества (деревни Рукайчяй и Барунай, Шауляйского района), скрытие от властей сведений о том, что в соседнем лесу находятся русские военнослужащие, сбежавшие из немецкого плена (деревня Боравай, район Науместис) 42 . На заседании рейхстага был приведен случай, когда на 25 литовских крестьян был наложен штраф в 95500 марок за уклонение от поставок 43 . Для того, чтобы офицеры и чиновники управления почаще накладывали такого рода взыскания на население, за счет средств, получаемых от контрибуций, им стали выдавать добавку к суточным деньгам на улучшение питания, к командировочным и т. д. 44 . Таким образом, обилие приказов и распоряжений и связанные с ними непомерные штрафы и контрибуции стали одним из способов максимального ограбления жителей Литвы.
С той же целью колонизаторы использовали и налоговую систему. Если судить о ней по справкам управления Обероста, которые предна-
38 ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп. 1, д. 572.
39 Verhandlungen des Reichstags. Stenographische Berichte. Bd. 313, S. 5613; ЦГА Литовской ССР, ф-р. 1208, оп.
1, д. 978; д. 883-а, лл. 96, 99, 100, 150; д. 305, л. 3.
40 ЦГА Литовской ССР, д. 572, л. 21.
41 Там же, д. 119, л. 3.
42 Фототека Государственного историко-революционного музея Литовской ССР.
43 Verhandlungen des Reichstags. Stenographische Berichte. Bd. 313, S. 5667.
44 ЦГА Литовской ССР, ф. -р. 1208, оп. 1, д. 964. лл. 39, 69.
значились для обмана общественного мнения и особенно для игравших в оппозицию групп рейхстага, то можно легко впасть в заблуждение. Отдел финансов Обероста доказывал, например, что налоговое бремя не было чрезмерным, ибо на душу населения, по официальному финансовому плану, приходилось только 19,51 марки 45 . На самом же деле положение было очень тяжелым.
Во-первых, в этих расчетах не учтено множество платежей, которые населению Обероста приходилось вносить в кассу управления в виде штрафов, контрибуций, платы за разные справки и т. д. Не учтены и введенные на территории Обероста разнообразные сборы, как, например, за проход и проезд через мосты, за разные увеселительные мероприятия, выставки 46 и т. д. Во-вторых, промышленность, сельское хозяйство и торговля края были захвачены оккупантами либо находились в состоянии полного застоя. Большие хозяйственные объекты, дававшие до войны значительную часть общей суммы налогов, перестали существовать как фискальные единицы.
Поэтому средний уровень налогового обложения стал для трудящихся масс гораздо выше довоенного. В-третьих, деревенские общины должны были уплачивать земельный налог за участки тех крестьян, которые отсутствовали. По признанию расейняйского крейсгауптмана, «во многих общинах осталась лишь малая часть населения, и она должна платить (земельный) налог и за отсутствующих членов общины» 47 . Наконец, налоговое бремя усиливалось в результате бесчинств и злоупотреблений чиновников и жандармерии. Жандармы добавляли к земельному, арендному, торгово-промышленному, подушному и многочисленным косвенным налогам и сборам еще и обязательные взыскания в форме взяток. В приказе главнокомандующего Восточным фронтом от 12 октября 1916 г. отмечались «многократные» случаи, когда жандармы совершали подобные, как говорилось в документе, «промахи». Приказ обращал внимание начальников жандармских патрулей на то, что их подчиненные «брали взятки у населения, собирали у местных жителей незаконные сборы, накладывали штрафы и забирали деньги в свою пользу» 48 .
Налоговая система, созданная в Литве немецкими оккупантами, носила ярко выраженный классовый характер. Главный упор был сделан на косвенные налоги, акцизы, которые уплачивались главным образом широкими народными массами. Как видно из соответствующей справки отдела финансов управления Обероста, эти поборы составляли 400% по отношению к прямым налогам 49 . «Центр тяжести обложения, — писал Людендорф, — был перенесен «а таможни, косвенные налоги и монополию» 50 . Классовый характер податной системы ярко проявился также во введении подушного налога 51 . Размер его был одинаков для всех: как для крупных богачей, так и для голодающих рабочих. Налоги составили в 1916 г. более 64 млн. марок 52 , то есть свыше 21 марки «а душу населения (всего учтено было около 3 млн. чел.), а не 19,5 марки в год, как указывалось в справке отдела финансов Обероста. Налоговый гнет все время возрастал, так как соответствующие распоряжения давали большой простор для произвола чиновников как в определении размера налогов в каждом отдельном случае, так и в установлении категорий граждан, обязанных платить налоги вообще. Возможность для ежегодного увеличения налогов открывали и «приемы личного обложения», к которым прибегало военное управление 53 . Отчеты финансового отдела управ-
Источник: library.ee
Предвоенная Польша: история предательства и амбиций
2 октября 1938 года польская армия начала операцию «Залужье» – польские танки и другие её части вошли на территорию Чехословакии. Вслед за гитлеровским Рейхом Польша рвала на части Чехословакию. Чтобы менее чем через год самой стать жертвой нападения нацистов. Запад же поддерживал и немцев, и поляков, надеясь, что они вместе в 1939 году нападут на СССР.
Сложно найти в истории Второй мировой войны более близорукую, самонадеянную и оторванную от реальности политику, чем та, которую проводила Польша. Поляки хотели аннексировать Литву (полностью), часть Чехословакии, часть территории СССР. Вместо этого Польша перестала существовать сама. Правда глупость уже самого Адольфа Гитлера привела к тому, что геополитический расклад изменился, и на карте вновь возникло польское государство. Интересы которого отстаивал в дипломатических битвах с союзниками товарищ Сталин, не забывший отдать полякам после войны часть территории, которая вошла в состав СССР в 1939 году.
Подробности этой близорукой польской политики в следующем материале.
Предвоенная Польша: история предательства и амбиций
- «Польша требовала передать ей до 9% бывших германских колоний!»;
- «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке…».
Комментарии
НОВАЯ КНИГА НИКОЛАЯ СТАРИКОВА
Встречи с общественностью
Следите за обновлениями
Прямые эфиры
Следите за расписанием прямых эфиров каждые выходные в моём Телеграм-канале.
Источник: nstarikov.ru