Литва это католики или

Литовская республика — стран преимущественно католическая, подавляющее число граждан — 77% — причисляет себя к прихожанам Римско-Католической Церкви. Влияние РКЦ традиционно сильно, как и народные католические традиции и набожность местных жителей, поэтому часто они сами называют Литву «страной крестов».

Гора крестов возле Шауляя:

При этом этнически католиками в Литве является в основном литовцы (84% населения страны), почти все литовские поляки (6%) и частично — литовские беларусы (1,2%) (Русская община в Литве (6%) традиционно ходит в православные храмы РПЦ, а также в старообрядчесткие церкви).

Территория Литвы разделена на две римско-католические митрополии:

Виленскую (где традиционно сильно влияние польско-беларуских католиков) и

Источник: wiki-otvet.ru

Кто такие католики — и чем отличаются от православных

Кто такие католики? Это представители католицизма (от греческого слова “всеобщий”, “вселенский”) — одного одним из трех основных течений христианства наряду с Православием и Протестантизмом. Католики самая многочисленная христианская конфессия: сегодня их насчитывается более 1,3 миллиарда человек.

Как русский Вильна стал литовской столицей Вильнюс

“Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как оно… ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление опресноков опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии призывания Святого Духа. Также ввело новшества, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания, устранение женатых мужчин от священства и прочее” (Преподобный Амвросий Оптинский).

кто такие католики

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция) — один из самых известных католических храмов

Почему разделились католики и православные

В 1054 году Вселенская Православная Церковь разделилась на Поместную Римскую Церковь и ряд восточных поместных Церквей, объединённых общими православными догматами. Это произошло из-за различных взглядов на трактовку учения о Церкви и учения о Боге. Также повлияло стремление Папы Римского стать общепризнанным главой всех христианских Церквей.

Возникли и богословские расхождения о Филиокве (догмата о Троице). Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, Католическая – от Отца и Сына. Это стало одним из поводов к разделению.

Стоит отметить, что разногласия между Папой Римским Львом IX и Константинопольским Патриархом Михаилом Керуларием возникли задолго до официальной даты раскола. Но после закрытия Латинских церквей в Константинополе Папа Римский Лев направил Патриарху Михаилу послание, в котором обозначил свое желание стать во главе всей Церкви. Результатом конфликта были взаимные анафемы на уровне отдельных церковных иерархов. Хотя эти анафемы не распространялись на Церкви, они закрепили раскол двух христианских конфессий на долгие столетия вплоть до наших дней.

В продолжении еще нескольких веков происходили как попытки сближения между Церквями, так и события, усиливающие раскол. В результате настойчивость Папы Римского признать его догматы привела к жестким мерам со стороны Константинопольского Патриархата. Вся Католическая Церковь была признана еретической.

Кто такие католики и во что они верят

Священное Писание (Библия) составляет первооснову католического вероучения. Но также чтится Священное Предание (в отличие от Протестантизма).

Вера основывается на почитании Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. При этом верят, что Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына (в Православии только от Бога Отца).

Согласно догматам Католической Церкви Папа Римский считается наместником Иисуса Христа на земле. Поэтому он должен обладать непосредственной властью над всеми членами Церкви. Также существует догмат о непогрешимости (безошибочности) Папы Римского. В нем говорится, что Папа не может ошибаться в вопросах веры и нравственности, все его утверждения верны. Такая безошибочность в суждениях, по мнению Католической Церкви, исходит от Святого Духа, пребывающем на Папе.

Католики утверждают, что между адом и раем существует чистилище, где человек после смерти может искупить грехи. Такого понятия нет в Православии. Но при этом Православная Церковь молится за умерших для облегчения их участи в загробном мире.

Чем отличается Католическая Церковь от Православной

Наиболее близкой в богословском плане к Православию является католическая вера в Святую Троицу. Но существуют важные догматические расхождения, препятствующие объединению двух Церквей и усугубляющие различия Католицизма и Православия.

Апостол Павел, говоря об Иисусе Христе, сказал, что Бог Отец

“поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его” (Еф.1,22-23).

Поэтому Православная Церковь сохраняет неизменным учение о том, что главой Церкви является Сам Спаситель. У Римо-Католиков другое мнение на этот счет: глава Церкви – Папа Римский.

Православная Церковь считает, что Святой Дух исходит от Бога Отца, так как “Дух истины…от Отца исходит” (Ин.15,26). Католическая же соглашается с этим утверждением. Но добавляет, что Святой Дух исходит также от Иисуса Христа. Ватикан внес эту прибавку в текст древне-христианского Символа Веры.

Также Православная Церковь не принимает догмат о непорочном зачатии Богородицы, что Божья Матерь якобы не имела на себе первородного греха. В Евангелие от Луки (1:47) Она называет Иисуса Христа Своим Спасителем, поэтому в Православии и отвергается подобное утверждение.

Причастие в Православной Церкви осуществляется Телом и Кровью Иисуса Христа всех членов Церкви. В Католической же Церкви мирян причащают только Телом, а священство – Телом и Кровью.

Православные Христиане крестятся, сложив пальцы правой руки в троеперстие справа налево. Католики накладывают на себя Крестное Знамя всей ладонью и слева направо.

Исповедь в Православии совершается непосредственно перед священником у аналоя. У католиков широко распространены исповедальни, где священник не видит исповедующегося человека.

У католиков алтарь не отделен иконостасом, в отличие от православных.

Детей католики начинают причащать с семилетнего возраста. В Православной Церкви рекомендуется частое причастие детей с момента крещения.

Православные священники могут быть как женатыми, так и монахами. Католики, только приняв обет безбрачия (целибат), могут стать священниками.

Православие признаёт только 7 вселенских соборов, а в католичестве их больше 20.

Источник: pravoslavium.ru

Католицизм

Краткая история католицизма

Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Католицизм и православие образовались в далеком 1054 году, когда на знаменитом Софийском соборе произошел раскол Католической Церкви (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный» — Википедия) и восточная церковь отделилась от западной.

Еще позже, в 16 веке католицизм раскололся на католиков и протестантов под влиянием учения Мартина Лютера.

Важно помнить, что все эти три конфессии составляют христианство, и ни в коем случае не являются «врагами» православия, а братья и сестры во Христе.

Сами католики отличаются обрядом литургии: есть римский, византийский и другие. Но отличительной особенностью католической церкви является вера в единую Вселенскую церковь, с Папой Римским во главе.

Основы католицизма

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)

Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь — церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу — святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.

Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный верующий. Чего только стоят появляющиеся постоянно в новостях сюжеты о том, как Папа Римский моет ноги заключенным. Или помогает беженцам.

Какие страны исповедуют католицизм

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.

Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.

Один из красивейших католических храмов «Непорочного зачатия девы Марии» находится в центре Москвы и является излюбленным местом для прогулок, привлекая туристов своим готическим силуэтом.

Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные — христиане, некоторые различия все таки есть:

Самое важное из них — это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.

Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство — или таинство брака, или таинство священнослужения.

Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу — тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.

Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие — мытарства души).

Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:

Источник: www.kp.ru

Сравнительное положение Православия и католичества в Литовской Руси

Государи Литвы всегда исповедывали римскую веру. И православию здесь суждено было выдерживать непрерывную борьбу с католицизмом.

Литовское великое княжество состояло преимущественно из русских областей. Во всех этих древних русских облас­тях существовала вера православная, и существовала уже це­лые века, следовательно успела укорениться глубоко и проч­но, ее исповедывали как простой народ, так и все дворянст­во и князья — потомки удельных русских князей, здесь не­когда княживших и в коренной Литве Православная Церковь имела немало последователей не только в низших слоях об­щества, но и между знатными княжескими родами, происходив­шими от детей вел. князей литовских Гедимина и Ольгерда.

В самой Вильне, столице Литвы, еще к концу XV в. целая половина жителей были православные, хотя были. преимуществен­но из русских поселенцев. И литовская православная митро­полия заключала в себе, при начале периода, девять епархий, и епархий древних. Что же представляла собою тогда в литов­ском великом княжестве церковь латинская?

Это была церковь очень юная и очень немноголюдная. Утвердилась она здесь только к концу XIV и в начале XV века, при Ягелле и Витовте. Учреждались, одна за другою, и латинские епархии: в Киеве (1350), Галиче или Львове (1361-1375), Вильне (1388), Перемышле (1390), на Жмуди (1417), в Луцке (1428); но учреж­дались более с целью пропаганды, чем по многочисленности паствы.

Киевская, например, епархия считала у себя даже в половине XV века только семь костелов, а жмудская — в по­ловине XVI в. только 34 костела. Во всем же Великом кня­жестве Литовском около половины XVI века, по свидетельству самих латинских писателей, было до 700 парохий, или при­ходских костелов, тогда как православных церквей (например) в одном лишь новгородском воеводстве было более 650 и во владениях одного князя К.К. Острожского более 600, по свидетельству латинских же писателей. А пред введением унии в Литве, по свидетельству тогдашних членов львовского братства, во всей литовской Православной митрополии числилось восемь епархиальных архиереев и «попов русских II тыс.» сл., немногим менее и церквей.

Православные епископы и митрополит пользовались в Литве только церковною властию и значением, но вовсе не допускались к участию в гражданских делах и государствен­ных; латинские иерархи, напротив, особенно виленскии, бы­ли ближайшими советниками великого князя и короля, засе­дали в сенате и оказывали сильнейшее давление на решение вопросов правительственных. Как ни многочисленно было -сравнительно — православное монашество в Литве, оно не подготовляло и в достаточном числе не выделяло из среды своей лиц, которые бы посвящали себя исключительно делу проповеди на защиту православия, на борьбу за него; на­против, латинское монашество в Литве преимущественно из орденов, имевших целью поддержание и распространение като­лицизма; довольно поименовать здесь одних иезуитов. Но самая главная сила католиков в Литве, дававшая им решитель­ный перевес над православными, заключалась в государе.

Литовские государи, по отношению к православной церк­ви, действовали двулично. С одной стороны, они ясно виде­ли, что их великое княжество есть не столько литовское, сколько русское. Русские, православные, составляли в нем громадное большинство населения. Русская народность и язык имели преобладающее значение. На русском языке го­ворили сами литовцы в своих сношениях с русскими.

На нем, преимущественно, совершались акты и договоры, обществен­ный и государственные, писались просьбы гражданами, да­вались грамоты и привилегий королями, обнародывались за­коны. На русском языке были составлены и изданы даже литовские Статуты, и только на нем одном происходило судо­производство во всех владениях Литвы. В среде русского и литовско-православного населения находились многие знат­ные фамилии из прежних князей, господствовавших в крае, некоторые из них состояли в довольно близком родстве с самими великими князьями Литвы, другие владели огромными имениями, целыми почти уделами и содержали собственные дружины, из этой среды но раз являлись именитые государствен­ные садовники и славные воины, оказывавшие великие услуги всему отечеству.

Из всех православных князей вел. кн. Литовского самые близкие великому князю-королю по родству были князья Олельковичи — Слуцкие, а самые богатые — едва ли не князья Острожские. При К.К.

Острожском, княжество Острожское заключало в себе 35 городов и местечек и 671 селение кроме тех, кото­рые розданы были во владение церквам, монастырям и архи­ереям, и занимало значительную часть нынешней волынской и некоторые части киевской и подольской губерний. Ежегодные доходы князя простирались до 10 миллионов польских злотых (ок. 1 800 000 серебр. руб.). При дворе его служил маршал-ком — один из знатных панов, получавший по 70 тыс. злотых жалования и находилось в качестве придворных членов до 2 тыс. др. панов, русских и польских (бояр и шляхты). И во всем этом княжестве, имевшем более 600 православных церк­вей, находилось два костела и два ксендза даже в начале XVII века.

К тому же православные русские литовского государства имели за собою еще русских московского государства и, в случаях нужды, могли находить для себя не только нравствен­ную, но и физическую опору в православном московском госу­даре. Очень понятно, что литовско-польские короли не мог­ли относиться к своим подданным православной веры, по крайней мере, наружно, без должного внимания и справедли­вости.

И вот мы видим, что все эти государи, при самом вступлении своем на престол, изрекали клятвенное обещание сохранять права и привилегии всех своих подданных не только римской веры, но и русской, (как уже тогда называли в Лит­ве православную веру в отличие от латинской); все подтвер­ждали и ограждали и церковные, и имущественные права рус­ских — митрополита, епископов и прочего духовенства; да­вали жалованные грамоты русским церквам и монастырям на построение или восстановление и обновление их, на их зем­ли и вотчины, прежние и новые, на охранение их от обид и притеснений, так что, при рассматривании одних этих гра­мот можно подумать, будто Православная Церковь в Литовском государстве пользовалась совершенным покровительством пра­вительства. Но, с другой стороны, литовские государи по­зволяли себе, по отношению к ней и совсем иного рода дейст­вия. Сами они были католики. и как государи, они не могли благоприятствовать православной вере в среде своих русских подданных; потому что она постоянно влекла их к Москве, тогда как литовским государям, напротив, желатель­но было всячески отклонить их от Москвы и сблизить с про­чими своими подданными. С этой-то преимущественно целию еще Ольгерд и Витовт пытались дать своим русским поддан­ным особого первосвятителя и совершенно отделить их от московской митрополии. Нечего потому удивляться, если ли­товские государи, дававшие столько льготных грамот право­славным своим подданным и православному духовенству, изда­вали также и враждебные им постановления и, по временам, то лишали православных права занимать высшие должности в государстве, то запрещали им строить и даже возобновлять свои церкви, то отнимали у них церкви и отдавали латиня­нам, то стесняли православных в торжественном отправлении их праздников и священнослужителей, то уничижали самую ве­ру православную, называя ее даже в официальных бумагах схизмою, а православные храмы — синагогами, то допускали и открытое насилие православных для привлечения их к по­корности папе.

Право «патронатства» и, в частности, право «подавания» основывались на владельческом праве. Литовские государи признавали себя верховными владельцами и государями всех земель Великого княжества Литовского, следовательно и всех находившихся в нем земель и имений церковных, которые при­надлежали кафедрам православных архиереев, православным монастырям и церквам.

На этом основании литовские государи усвояли себе право подавать или раздавать, по своему усмотрению, архиерейские кафедры, монастыри и церкви и считаться их патронами, почему и называли себя «верховны­ми подателями столиц (столов-кафедр) духовных и всех хле­бов духовных», также «верховными подавцами и оборонцами церквей Божиих» и т.д. Впрочем, по отношению к монастырям и церквам право подавания было ограничено; они пользова­лись этим правом по отношению только, во-первых, к тем монастырям и церквам, которые находились в их собственных, королевских имениях и, во-вторых, — к тем, которые нахо­дились вообще на государственной территории. По примеру своего государя и все прочие землевладельцы, как светские, так и духовные, усвояли себе право патронатства и подаванья по отношению ко всем тем монастырям и церквам, которые находились в их имениях. Наконец, король нередко жаловал право патронатства и подаванья по отношению к монастырям и церквам, находившимся в его собственном государственном распоряжении, не только частным лицам, светским и духов­ным, но и целым обществам того или другого города и цер­ковным братствам.

Начало разделения

Ученик Исидора Григорий Болгарин был рукоположен в митрополиты униатским константинопольским патриархом Гри­горием Маммой в Риме в 1458 г. и был принят королем Кази­миром. Как складывались его отношения с православным ду­ховенством и народом в Литовской Руси, известно мало. В 1464 г. один из литовских епископов, Евфимий брянский (или черниговский) покинул свою епископию и Литву и «при­бежал» в Москву, где получил суздальскую епархию. Но до 1464 г. он, очевидно, признавал Григория, как остальные епископы. Опорой Православия были, прежде всего, право­славные князья, сознававшие свое достаточно независимое положение, и среди них — киевский князь Симеон Олелькович, скончавшийся в 1471 году.

Даже при номинальном признании Григория со стороны епископата и клира, уния не имела никакой опоры в народе. Через 10 лет после прибытия Григория (т.е. в 1468 г.) ко­роль Казимир написал к папе Павлу II, что в Литве и соеди­ненных с нею русских областях обитает «великое множество еретиков и схизматиков», т.е. православных, и что «число их со дня на день возрастает».

Таким образом, пропаганда унии в этот момент терпела полную неудачу. Не помогли и бернардинские монахи, присы­лавшиеся в Литовскую Русь папой дли пропаганды унии. Дело кончилось тем, что сам митрополит Григорий покаялся и вернулся в Православие. Это произошло в 1470 году. Кон­стантинопольский патриарх Дионисий 1 принял Григория и признал его митрополитом всея Руси.

Возвращение Григория, будучи отрадным событием, вызвало новые осложнения в от­ношениях между Москвой и патриархом. Не признавая автокефалии Русской Церкви, патриарх надеялся через Григория восста­новить свою власть над Русской Церковью. В ответ Москва отвергла не только Григория, но и самого патриарха. В 1472 г. митрополит Григорий скончался.

После смерти митр. Григория положение о возглавлением и управлением Церкви в Литовской Руси осталось неопреде­ленным. Казимир не хотел, конечно, возвращать управление митрополиту, находящемуся в Москве, но и насаждать унию насильственными мерами он не мог и к папе не обращался. Управление митрополией было передано нареченному митропо­литу Мисаилу. епископу Смоленскому.

Мисаил происходил из рода князей Друцких-Соколинских (по другим сведениям, из рода Пеструцких). В 1456 г. Мисаил приезжал в Москву за иконой Божией Матери Смоленской. Поэтому он был известен митрополиту св. Ионе, который хвалил его за стояние в Православии, однако, потом Мисаил признал Григория.

Его наречение в митрополиты состоялось не раньше 1475 г. Воз­можно, оно было задержано королем. Мисаил обладал личным благочестием: так, он соорудил монастырь во имя Св. Тро­ицы, на который истратил часть своего наследства. Однако, став нареченным митрополитом, попал под давление католиков и короля, которые желали восстановления унии.

То, что та­кое давление было, видно из некоторых действий короля. Так, еще в 1471 г., после смерти православного князя, киевского наместника Симеона Олельковича, Казимир назначил на его место католика литовца Гаштольда не взирая на протесты киевлян.

В 1476 г. Мисаил направляет к папе Сиксту IV «епистолию», подписанную из духовных лиц только им и дву­мя архимандритами, из чего следует, что Церковь его не под­держивала в этом предприятии, а лично Мисаил вряд ли был расположен к унии. В «епистолии» говорится о притеснениях от латинян, что и объясняет появление самого послания с его прошениями об унии.

Однако, нет никаких сведений о том, что папа ответил Мисаилу. Во всяком случае, воссоединения Мисаила с Римом не произошло. Вместе с том, Мисаил не по­лучил и благословения константинопольского патриарха Рафаила. Мисаил так и остался только нареченным митрополитом до своей кончины в 1480 году.

Со смертью Мисаила неурядицы на кафедре Литовской митрополии возобновились. Константинопольский патриарх Рафаил рукоположил в митрополиты тверского выходца Спиридона -Савву около 1480 г. Получив сан, Спиридон отправился в Литву. Однако, король Казимир не был расположен прини­мать митрополита, навязанного ему Константинополем.

Кази­мир арестовывает Спиридона, и держит его в тюрьме до 1482 г. Спиридон написал послание великому князю Ивану III в Москву, но не получил поддержки. Тем не менее, когда ему удалось освободиться из тюрьмы, Спиридон направляется в Москву. Но в Москве был свой митрополит. В появлении Спи­ридона московские власти увидели происки Константинополя. Его снова арестовывают и ссылают в Ферапонтов монастырь.

Митрополит Спиридон известен как духовный писатель. В литовском заключении он написал «Изложение о православ­ной вере», где рассказал и о себе. В московском заключе­нии в 1503 г. он написав «Житие свв. Зосимы и Савватия». Скончался Спиридон в 1505 году.

Известен отзыв о нем новгородского архиепископа Геннадия: «Сей человек в нынешняя ле­та беяше столп церковный, понеже измлада навыче священная писания».

Пока митрополит Спиридон сидел в тюрьме короля Кази­мира, решался вопрос о возглавлении Литовской митрополии. Литовские епископы избрали нареченным митрополитом епископа Полоцкого Симеона.и король его утвердил. В 1481 г. пат­риарх Максим прислал в Литву свой «благословенный лист» и двух экзархов — митрополита Энейского Нифонта и епископа Ипанецкого Феодорита, которые, по-видимому, совершили вмес­те с русскими епископами посвящение Симеона в митрополита. Значение этого события в том, что с этого момента устанав­ливаются отношения канонического подчинения Литовско-рус­ской митрополии Константинопольскому патриарху. Одновремен­но патриарх объявил Киево-Печерский монастырь ставропигиальным, запретив митрополиту вступать в его дела.

Время митрополита Симеона было трудным. Разрешив пос­тавить православного митрополита, Казимир в то же время предпринял попытку ограничить деятельность Церкви. Он из­дал указ, по которому запрещалось строить новые православ­ные храмы и даже ремонтировать обветшавшие. Такое прямое гонение на Православие было вызвано настоянием его сына -королевича Казимира (позднее причислен католической цер­ковью к лику святых).

Другим тяжелым испытанием для Церкви при Симеоне было нашествие крымского хана Менгли-Гирея, который захватил Киев, ограбил город и Софийский собор. В 1488 г. митроп. Симеон скончался.

Об избрании и поставлении его преемника известно из челобитной, посланной православными князьями Литвы цареградскому патриарху. В челобитной они говорят о себе, что содержат православную веру «неотступно и до самой смерти».

Сказав о смерти митрополита Симеона, они продолжают, что после него киевская митрополия «не мало» вдовствовала, и что они «неотступно умоляли государя своего, да повелит избрать годного настоятеля». Когда король дал разрешение, происходило «взыскание многое», пока не обрели «мужа святого, наказанного в писаниях, могущего и иных пользовать» и «противящимся закону нашему сильного возбранителя», — Иону. архиепископа Полоцкого.

Далее князья умоляют: «Да учинит святыня твоя, к нашему утверждению ради теснящих нас в ве­ре. (подчеркнуто нами — сост.) милосердно и да не умедлит от руки твоей меч духовный отцу нашему, им же оборонити нас. «. Из цитированного послания видно, что Православ­ная Церковь в Литве подвергалась в это время постоянным притеснениям как в деле избрания своего главы, так и в других сферах своей жизни. Иона (по прозванию Глезна) был избран только через 4 года после смерти Симеона, т.е. в 1492 г. В этом же году скончался король Казимир. Несмотря на все притеснения Православия, которые вызывались давле­нием на короля со стороны католической церкви, сам по се­бе Казимир стремился равно относиться ко всем подданным и был, по словам Супрасльской летописи, «справедливым, добрым». Он неоднократно жаловал именья православным мо­настырям, издавал грамоты в защиту прав православного ду­ховенства от светских властей.

Иона Глезна не долго управлял митрополией. Он скон­чался уже в 1494 году, и Церковь вновь оказалась перед необходимостью бороться за достойного возглавителя. На этот раз собор литовских епископов возвел в нареченные митрополиты архимандрита Свято-Троицкого монастыря в Вильне Макария.

Его возведение было совершено без предваритель­ного обращения к патриарху, что вызвало недовольство послед­него. Однако, епископы отвечали, что поступили так «по нужде», т.е. по причине гонения на Церковь. Однако и Ма­карий не долго находился на кафедре. Уже в 1497 г. он был убит шайкой крымцев, когда ехал в Киев, разоренный их очередным набегом.

Митрополит Макарий — один из немногих западно-русских подвижников, причисленных доныне Церковью к лику святых, мощи его почивают в Киеве во Владимирском соборе. При нем в 1495 году состоялся брак нового великого князя литовского Александра с дочерью Ивана III Еленой. Этот брак имел значительные последствия в жизни Православия в Литве.

Незадолго до заключения брака Александр потерпел поражение в войне с Иваном III, и надеялся, что родственный союз укрепит границы его государства. Папа римский дал согласие на брак Александра, надеясь, что Елена перейдет в католичество. Иван III вынудил Александра письменно дать обязательство: «Нам его дочери (т.е. Елены) не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон».

Елену отправили в Литву с подробной инструкцией на будущее, в которой, в частности, говорилось: «В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь, захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то можно по­смотреть один раз или дважды». Во всех городах, через ко­торые Елена проезжала, она должна была посещать соборные церкви и служить молебны.

От Александра Иван требовал, чтобы он «велел бы нашей дочери поставить церковь нашего греческого закона на переходах у своего двора, у ее хо­ром, чтобы ей близко было к церкви ходить. » Но уже сра­зу по прибытии Елены в Вильню начались недоразумения. Предполагалось, что в венчании будет участвовать, нарав­не с католическим епископом, и митрополит Макарий с пра­вославным духовенством.

На деле только один священник, сопровождавший Елену из Москвы, участвовал в богослужении, т.е. читал молитвы. Александр сразу же отказался строить для Елены придворную церковь, предложив ей ходить в го­родской храм. Он ссылался на то, что законом запрещено увеличивать в Литве количество православных церквей. В окружении Елены были придворные почти исключительно ка­толического вероисповедания. Между тем, папа Александр У1 освободил великого князя Литовского от обещаний, данных им Ивану III в отношении Елены, и требовал обратить ее в католичество.

Положение стало еще более сложным, когда умер митрополит Макарий и в митрополиты был возведен епископ смо­ленский Иосиф Болгаринович в 1498 г. Этот епископ издавна пользовался благожелательным отношением великого князя литовского, и, став нареченным митрополитом, сразу же стал действовать в пользу унии. В Москву сообщали: «посылал-де в.к. Александр к своей в.к.

Елене отметника православныя веры Иосифа, владыку смоленского, да бискупа виленского и чернецов бернардинов, чтобы приступила к рим­скому закону, да и к князьям русским посылал и к виленским горожанам, и ко всей Руси, которые держат греческий закон, и нудят их приступить к закону римскому». В другом доношении говорилось: «Здесь у нас. произошла великая смута между латинами и нашим христианством.

В нашего вла­дыку смоленского дьявол вселился и вместе с Сапегою отметником. они восстали на православную веру. Великий князь неволил государыню нашу, в.к. Елену, в проклятую латин­скую веру. Да и все наше православное христианство хо­тят окрестить, оттого наша Русь с Литвой в сильной враж­де».

Вследствии преследований ряд православных князей со своими землями передались Ивану III. Тем временем Иосифу удалось получить благословение цареградского патриарха (в 1500 г.), и сразу после этого он просит папу римского принять его в унию. Не отвечая Иосифу прямо, папа в по­сланиях к в.к. Александру одобряет его усилия по обраще­нию русских.

В отношении Елены он требует от нее перейти в католичество, а в случае отказа, — удалить. Еще в одном послании папа предлагает пригрозить Елене церковным судом. Одновременно в Литве основывались католические монастыри, а епископ Виленский получил так наз. «право светского ме­ча». Католики усиливали и литературное давление: краков­ский каноник Иоанн Сакран составил «Записку о заблужде­ниях русских в вере и обрядах», написанную в резко враж­дебном духе и наполненную искаженными представлениями о Православии. Эта «Записка» многократно издавалась на раз­ных языках и оказала значительное влияние на отношение к Православию в Европе.

Скоро, однако, планы католиков разрушились. Узнав о притеснениях, Иван III написал дочери, чтобы она пострадала до крови и до смерти, но не изменяла вере. Елена и не со­биралась переходить в католичество, а Александр не стре­мился выполнять все приказы папы в отношении своей жены.

Тем не менее, отношение двух великих князей дошли до пол­ного разрыва, и Иван III объявил в 1500 году войну своему зятю. Литовские войска были быстро разгромлены. В 150Т г. внезапно скончался митрополит Иосиф Болгаринович, являв­шийся опорой католиков в деле унии. В 1503 г. было заклю­чено перемирие и надолго прекратились все попытки насиль­ственного обращения Литовской Руси в католичество.

Из событий церковной жизни этого времени следует от­метить основание знаменитого Супрасльского монастыря на землях православного магната Ходкевича около 1500 г.

Как мы видим, в данный период Православие в Литов­ской Руси имело достаточно внутренней силы, чтобы успеш­но защищать себя от нападений, даже находясь в неблаго­приятных условиях. Кроме того, оно пользовалось мощной поддержкой извне. Но уже и в этот период намечается бу­дущий упадок высшей иерархии: некоторые митрополиты гото­вы были склониться к унии. Полоцкий епископ Лука имел же­ну и сына, которые жили в имении неподалеку от Полоцка. В московской митрополии такое явное нарушение правил Церк­ви было бы совершенно невозможно.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
Загрузка ...