В начале XIII века монгольские племена, объединенные под властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во 2-й половине XIII века пространства от Тихого океана до Дуная оказались под контролем Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим из которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила в русских летописях название «Золотая Орда» или просто «Орда».
Содержимое работы — 1 файл
Русь между Ордой и Литвой. Литва как второй центр объединения русских земель.
В начале XIII века монгольские племена, объединенные под властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во 2-й половине XIII века пространства от Тихого океана до Дуная оказались под контролем Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим из которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила в русских летописях название «Золотая Орда» или просто «Орда».
РУСЬ И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ. ИСТОРИЯ РОССИИ В 6М КЛАССЕ 47е VID в 7KL ИСТОР
Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течение долгого времени не имела равных. Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территориям Орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад.
В научной и учебной литературе — как и на уровне обыденного сознания — утвердились некоторые стереотипы и заблуждения, связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «татары», некоторым моментам истории русско-ордынских отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнительным. Термин «татарщина» в трудах классиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл.
Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла пеструю смесь самых разных народов— монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и др. Но основную массу населения Орды составляли половцы, в среде которых уже в XIV веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и для других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Волжской Булгарии.
Ватоадмин: Литва как вероятный центр объединения русского народа
В литературе самое широкое хождение получило наименование населения Золотой Орды «монголо — татарами». После знакомства с историческими фактами условность этого термина становится очевидной.
Этноним «монголы» являлся самоназванием объединенных Чингисханом племен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов «татарами», что соответствовало европейскому понятию «варвары». Это название китайцы распространяли не только на монголов.
За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним «татары» закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в XII веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжали применять имя татар по отношению к монголам.
Оно и было принесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению к населению Золотой Орды употребляли слово «татары», хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Словесный гибрид «монголо — татары» возник в XIX веке и укоренился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до XIII века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов и взаимодействий.
Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже преемники Чингисхана отчетливо поняли, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне».
В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства — город Сарай — насчитывала 75 тысяч жителей. По средневековым масштабам это был огромный город.
Подавляющее большинство золотоордынских городов было разрушено Тимуром в конце XIV века, но некоторые сохранились до наших дней — Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились города и с . преобладанием русского населения — Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» переводится как «застава»). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное , время способствовавший сохранению могущества Орды.
Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потребления достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотоордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена.
У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы различных исповеданий. К примеру, в роду, самих Джучидов хан Батый был язычником, его сын Сартак — христианином, а брат Батыя Берке — мусульманином.
Развивалась традиционная народная культура — особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песеннего характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.
Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно, сооружать мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций — булгарских, хорезмских, крымских и т. п.
Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. В отличие от Ирана и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой Орде в один поток слились культурные достижения разных народов.
Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого «монголо-татарского ига» и его последствиях для хода русской истории.
В 1237 -1240 годах разобщенные в военно- политическом отношении Русские земли подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили у русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской .землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и .городские, и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы и подавляющее большинство российских историков.
Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 году М. Нечкина писала: «Жестокости и «зверства» татар, на описание которых русские историки-националисты не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений. Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей — русских князей и половецкой аристократии». Смягченную оценку батыева погрома Руси пытался дать Л. Н. Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30 — начале 40-х гг. XIII в.
Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дань, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны.
Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы — рождается явление, получившее название «монгольское иго». При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV в. По подсчетам В. В. Каргалова, в последнюю четверть ХШ в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подвергались террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.
Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали. те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде». Многие русские князья становились — по выражению Юрганова — «служебниками» монгольских ханов.
Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.
Л. Н. Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. При этом он утверждал, что «. говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношениях между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой».
Писатель Б. Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго?», приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.).
В свою очередь, публицист В. Кожинов, не отрицая монгольского ига, отвергает тезис о его чрезвычайной обременительности для русского народа. При этом он ссылается на исследование историка П. Н. Павлова «К вопросу о русской дани в Золотую Орду», опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь 1 — 2 рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть тяжелой для народа, хотя она сильно ударяла по казне русских князей.
Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту.
Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине XIII века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии — с Востока и с Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньшие: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившим в нее заряд католического фанатизма.
В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари поголовно уничтожали сорбов, пруссов, ливов. В 1224 году . они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижения немцев на восток.
Цель крестоносцев — разгром православия — затрагивала жизненные интересы славян и многих утро — финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы — на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы.
Источник: www.turboreferat.ru
Объединение княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы. Литва.
В то время, когда распад переживала монгольская империя, в Восточной Европе, напротив, в ХIV веке начался процесс объединения раздробленных русских княжеств в единое государство. Объединение было вполне закономерным этапом в развитии средневековых форм государственности. В Западной Европе того времени в основании централизации политической власти и создания национальных государств лежали преимущественно социально-экономические предпосылки (рост городов, усиление торгово-экономических связей между ними, зарождение буржуазных отношений), а политические факторы (например, необходимость обороны от внешних врагов, что обеспечивала бы сильная королевская власть, или задачи экспансии) отходили на второй план. На Руси ситуация была иная, превалировали как раз политические предпосылки объединения, в частности, необходимость свержения ордынского ига, противостояние Литве и Польше, претендовавших на восточнославянские территории, что некогда входили в состав Киевской Руси.
Следует отметить, что экономические факторы, такие как экономический подъём в северо-восточных землях, развитие городов и торговли, в процессах образования централизованного государства на Руси отходили на второй план. В отличие от Западной Европы в России, прежде всего, шёл процесс политического объединения.
На первом плане оказывались дальнейшая эволюция феодальных отношений и противостояние политическим противникам. Примечательно, что и превращение Москвы в центр объединения русских земель напрямую связано с Золотой Ордой. Поначалу это оказалось возможным во многом благодаря союзу московских князей с ордынскими ханами.
Однако, начиная с первой крупной победы над монголами на Куликовом поле в 1380 году при Дмитрии Донском, Москва становится центром борьбы с Золотой Ордой. Кроме последней серьезную угрозу центростремительным силам на Руси представляло Великое княжество Литовское, образовавшееся в середине XIII века. Со временем это княжество объединило все территория современной Белоруссии, Смоленскую область, часть Украины и для всех жителей Западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Золотой Орде и Тевтонскому ордену.
Однако наиболее важной в процессах объединения русских земель, даже в сравнении с внешними политическими силами, стала задача дальнейшего закрепощения крестьян и развитие феодальных структур. Российское государство изначально образовалось как самодержавно-крепостническая монархия на основе феодального землевладения и закрепощения крестьян, что на многие века определило специфику державы.
4. Рост территории Московского княжества в XV – начале XVI в. Процесс централизации в законодательном оформлении.
К началу ХIV века на Руси сложилась новая политическая система. Столицей стал г. Владимир, князья вели яростную борьбу за ярлык на Великое владимирское княжение. Из множества земель, на которые, в свою очередь, распалась Владимиро-Суздальская земля, самыми значительными стали Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла возглавить объединительный процесс и потому исследователи давно пытаются разгадать «тайну» возвышения Москвы. Предлагались самые различные версии: выгодность географического положения города (центр Русской земли, торговые пути по рекам); бедность природы и скудость почв, что толкали к расширению территории; сплочённая и сильная княжеская семья, в которой не было усобиц; общая дальновидность и продуманность политики московских князей; особенности колонизационного процесса, создание военно-служилого войска (двора).
Как правило, выделяют 4 этапа объединения земель вокруг Москвы:
1. Начало объединения земель московскими князьями Даниилом, Юрием и Иваном Калитой в конце ХIII – начале ХIV веков. На первых порах, когда младший сын Александра Невского – Даниил Александрович — получил в 1276 году Москву и стал основателем династии московских князей, это было очень небольшое княжество. В дальнейшем, при Иване Калите (1325-1340), добившемся поддержки русского митрополита и Золотой Орды, Москва возглавила объединительный процесс русских земель. В 1328 г. Москва стала резиденцией митрополита и, как следствие, церковным центром русских земель. В то же время Калита успешно использовал ордынцев в своём стремлении увеличения территорий Московского княжества и одновременно откупался от хана исправной уплатой дани и подарками, что обеспечило 40-летнюю передышку от татарских набегов.
2. Возвышение Москвы как центра борьбы с Ордой при Дмитрии Донском и Василии I во второй половине ХIV – начале ХVI веков. В то время как Золотую Орду буквально раздирали внутренние усобицы, Москва заметно окрепла, что привело к неминуемому столкновению интересов.
Ключевым моментом в противостоянии стала Куликовская битва, в которой сошлись войско правителя Орды темника Мамая и войска русских князей под предводительством Дмитрия Донского (1359-1389). Победа русского войска на Куликовом поле ускорила распад Золотой Орды, ослабила иго (с уменьшением дани и правом московских князей передавать по наследству ярлык на великое княжение), а также вызвало духовный подъём населения, превратив Москву в общепризнанный центр объединения русских земель. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома. После смерти Дмитрия Донского великим московским князем стал Василий I (1389-1425), в период правления которого к Москве присоединились Муромское и Нижегородское княжества.
3. Феодальная война за власть в Москве во второй четверти ХV века. Победа Василия II. Дальнейшее объединение земель вокруг Москвы. Феодальная война при сыне Василия I Василии II (1425-1465) примечательна, прежде всего, тем, что борьба за престол великого князя происходила уже не между различными княжествами, а лишь внутри дома московского – между наследниками Дмитрия Донского. В итоге, был утвержден семейный принцип наследования («от отца к сыну»).
4. Завершение объединения земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы при Иване III и Василии III в конце ХV – начале ХVI веков. Освобождение от ордынского ига и создание единого аппарата власти. Наследником Василия II стал незаурядный политик Иван III (1462-1505), сыгравший ключевую роль в становлении независимого Российского государства и завершении формирования его территориального ядра.
Золотая Орда так же, как и некогда Киевская Русь, переживала феодальную раздробленность. Уже в 30-е годы ХV века от неё отделились Крым, Астрахань, Казань. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда. На русских землях ей противостояли уже не разрозненные и враждующие между собой княжества, а единое и крепкое московское государство.
Последняя попытка восстановить ордынское господство, предпринятая ханом Большой Орды Ахматом, привела к так называемому «стоянию на реке Угре», которым, по мнению большинства отечественных историков, закончился 240-летний период зависимости русских земель от Орды. На западном направлении также были достигнуты заметные успехи.
После успешной русско-литовской войны (1500-1503) были возвращены 25 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Путивль. В 1508 г. при сыне Ивана III, Василии III (1505-1533), продолжившем объединительную политику отца, после очередной войны с Литвой Москва отвоевала Смоленск. При Василии III в 1510 году была присоединена Псковская республика, в 1521 году – Рязанское княжество. Процесс объединения русских земель и создание единого государства в основном был завершён.
Со второй половины ХV века в условиях завершающих этапов объединения земель вокруг Москвы происходит формирование органов управления нового государства. Центральный государственный аппарат Московии при Иване III не отличался сложной структурой и разветвлённой системой местного управления.
Во главе государства стоял великий князь, правивший с опорой на постоянно действующий совещательный орган – Боярскую думу. Кроме того, действовало два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев дворец.
Казна являлась государственной канцелярией, ведала так же сношениями с другими государствами, а Дворец управлял имуществом и территориальными владениями великого князя. Позднее создаются «приказы» – органы управления, руководившие военными, судебными, финансовыми и другими делами.
Управление на местах находилось в руках бояр-наместников («кормленщиков»), получавших право собирать «корм» с подвластного населения. В рамках административно-географического деления территории Московского государства подразделялось на уезды (управлял наместник), а те, в свою очередь, на станы (управлял становщик), станы — на волости (управлял волостель), тогда как в отдельных городах сохранялся прежний принцип управления во главе с посадником и вече. Становление централизованного государства, формирование системы управления требовало единого законодательства на всей территории Московского государства. В 1497 году в действие был введён Судебник — законодательный кодекс, послуживший основой единства правовой системы.
Перемены в положении великого московского князя, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могли не привести к переменам в титулатуре, а также идеологии государства. Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны принято считать новый герб, двуглавый орёл, и новый титул великого князя – «Государь всея Руси». Ещё одним нововведением в титулатуре стало появление титула «самодержец», являвшегося калькой византийского понятия «автократор», а также первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь»).
Помимо принятия новых титулов и символики заслуживают внимания появившиеся в правление Ивана III идеи, составившие идеологические основы государственной власти. Прежде всего, стоит отметить идею преемственности великокняжеской власти от византийских императоров, что нашло отражение уже в изменении титула великого князя московского. Впервые эта концепция появилась в 1492 году в труде митрополита Зосимы «Изложение Пасхалии». Чуть позже идея преемственности дополнилась концепцией «Москва — третий Рим», окончательно сформулированной монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем при Василии III.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
2. Централизация и формирование национальной культуры.
3. Экспансия Запада. Александр Невский и его внешняя политика.
Контрольные вопросы
1. Дайте периодизацию эпохи средних веков для стран Западной Европы. В чем состоят особенности каждого этапа?
2. В чем заключалась разница в положении церкви в Византии и странах Западной Европы?
3. Назовите основные причины феодальной раздробленностина Руси.
4. В чем заключались особенности формирования единого русского государства по сравнению со странами Западной Европы?
Литература
1. Алексеев Ю.Г. Походы русских войск при Иване III. 2-е издание. СПб., Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. 464 с.
2. Бауэр С.У. История Средневекового мира: от Константина до первых крестовых походов / Пер. с англ. В. Гончарова. М.: АСТ, 2014. 990 с.
3. Валеев Р.М. Торговля и торговые отношения Золотой Орды // Вопросы истории. 2009. № 4. С. 97-105.
4. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 2: Восток и Запад в Средние века: учебное пособие. М.: КДУ, 2013. 537 с.
5. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / Отв. ред.: Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. 572 с.,
6. Всемирная история: в 6 т. Т. 2.: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. 2012. 893 с.
7. Гребенюк А.В. Православная церковь и государственное объединение Северо-Восточной Руси в конце XIV — начале XVI столетий: проблемы отечественной историографии. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. 174 с.
8. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: очерки истории общины, сословий, государственности (до начала XVI в.). М.: Весь мир, 2013. 240 с.
9. Дьячук И.А., Богатырев В.Н. Пензиев М.В. Военно-духовные ордена СПб: Реноме, 2014. 304 с.
10. История Средневековья: энциклопедия Умберто Эко. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2015. 447 с.
11. История средних веков: в 2 т. Учебник / Под ред. С.П. Карпова. Учебник. 6-е издание. М.: Изд-во МГУ, Печатные традиции, 2008.
Т.1. 681 с.; Т.2. 432 с.
12. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. 4-е. изд. М.: URSS ЛЕНАНД, 2014. 135 с.
13. Коваленко Г.М. Великий Новгород. Взгляд из Европы. СПб. «Европейский Дом», 2010. 456 с.
14. Кривошеев Ю.В. Русская средневековая государственность. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. 129 с.
15. Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. 239 с.
16. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-ВосточнойРуси XII–XIV вв. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Академия исследования культуры, 2015. 452 с.
17. Носов Е.Н., Хвощинская Н.В., Медведева М.В. Новгородская Русь. Рождение державы: свидетельства из глубины столетий. СПб.: ЛИК, 2012. 224 с.
18. Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство. М.: Русский фонд содействия образованию и науки.
2011. 688 с.
19. Сахаров А.Н. Русь на путях к «Третьему Риму». 2-е изд. Тула: Гриф и К. 2010. 234 с.
20. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII веков. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. 580 с.
21. Средневековая Европа. Восток и Запад / Отв. ред. М.А. Бойцов. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 412 с.
22. Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие, 20-50-е гг. XIII в. СПб: Евразия, 2013. 412 с.
23. Цивилизация Средневековья: энциклопедия / Под ред. Умберто Эко; пер. с ит. Т. Никитинской и др. М.: Просвещение, 2016. 491 с.
24. Шагинян А.К. Армения, Азербайджан и Южный Кавказ в древности и средние века: учебник. СПб.: СПбГУ, 2012. 213 с.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: cyberpedia.su
Русь, Орда и Литва
Экспансия западной католической Европы не закончилась сражениями на Неве и Чудском озере. Руководство католической церкви продолжало политику агрессивного продвижения католицизма в восточном направлении, используя для этого изменение геополитической ситуации и предпочитая действовать чужими руками.
В XIII в. начало меняться политическое положение западных и юго-западных русских земель, которые вошли в состав Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское было создано в 40-50-е гг. XIII в. при князе Миндовге путем объединения разнообразных литовских племен. Постепенно на протяжении XIII-XV вв. происходила литовская экспансия на юг и юго-восток.
В состав Великого княжества Литовского вошли земли Черной Руси (Принеманье), Полоцкая, Турово-Пинская, Волынская, Витебская, Киевская, Переяславская, Подольская, Смоленская, Чернигово-Северская земли и др. Благодаря такому территориальному составу население Великого княжества Литовского на три четверти было русским и православным.
Таким образом, в результате объединения Литвы и Западной Руси фактически сложилось балто-славянское государство. В период своего расцвета княжество занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Древнерусские земли составляли основную часть территории этого нового европейского государства. Это отразилось и в его названии. Уже в XIV в. княжество в своем названии содержит три основных этнических компонента, его составляющих, — собственно Литва, Жмудь (Западная Литва) и русские земли: Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское.
Причем присоединение русских территорий происходило не только насильственным путем. Некоторые русские земли добровольно шли под власть литовских князей, видя в них защиту от татарских набегов, а позже и защиту от самодержавных претензий московских князей. Так, в ЗО-е гг.
XIV в., заключив договор о взаимной помощи с великим литовским князем Геди-мином, смоленский князь Иван Александрович признавал себя вассалом литовского правителя. В 1430 г. рязанский князь Иван Федорович заключил договор с великим князем Витовтом, также став его вассалом. Таким образом, Великое княжество было создано в результате соглашения между литовскими правителями и местной восточнославянской знатью. В этом компромиссе велика была и роль горожан, так как во многих западнорусских землях вплоть до XV в. решающий голос при решении политических вопросов сохранялся за вече.
В целом расширение Великого княжества Литовского и Русского проходило относительно мирно, поскольку условия присоединения земель к этому государству в основном удовлетворяли наиболее влиятельные круги местного населения: боярство, горожан и церковь. Уровень политического и духовного развития литовской знати был ниже, чем населения древнерусских земель.
Это приводило к русификации социальной верхушки литовцев. Литовские князья принимали православную веру, понимая, что крещение укрепляет их позиции на Руси. В литовской столице, Вильно, строились православные храмы. Здесь важную роль играл так называемый «русский город» — кварталы, где селились православные ремесленники, торговцы.
Большое распространение получил русский язык: он стал фактически государственным языком, и даже первые государственные документы — «Литовские статусы» — были написаны на русском языке. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии.
Местное население платило дань литовскому великому князю, было обязано участвовать в ополчении в случае ведения военных действий Литвой. В русских городах продолжали действовать старинные традиционные нормы самоуправления, в XV в. начинает распространяться европейский институт самоуправления — «Магдебургское право». Здесь динамично развивались ремесло, торговля, шел активный культурный обмен с европейскими странами. Во многом именно существование русских земель в составе Великого княжества Литовского выступало как продолжение экономических, политических и культурных традиций Киевской Руси.
В этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Очевидно, что Литва и Владимирское Великое княжество выступали фактически с одной программой — программой объединения всей русской земли. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (правил в 1315-1341).
Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточенную борьбу между собой за великое Владимирское княжение, зачастую прибегая к вооруженной помощи Золотой Орды, Великое княжество Литовское при Гедимине являлось центром антиордынского сопротивления. Поддержка Литвы, оказанная смоленскому князю в его борьбе с монгольской ратью в конце 30-х гг. XIV в., решила исход борьбы в пользу смолян. Смоленск перестал платить дань в Орду. Так было остановлено распространение власти Золотой Орды на западных русских землях.
За период правления великого князя Гедимина территория Великого княжества Литовского значительно распространилась на юг и восток. При Ге-димине в составе княжества оказались Смоленская, Киевская земли, почти вся территория современной Белоруссии. Расширение границ Великого княжества Литовского и одновременно Московского княжества предопределяло факт их сближения и неизбежного вооруженного столкновения за право стать центром объединения всех древнерусских земель.
Ситуация значительно изменилась не в пользу Литвы после 1385 г., когда была подписана «Кревская уния» между Полыней и Литвой и произошло их государственное объединение. Значительно усилилось влияние католической церкви, началось ограничение в правах православного населения западных и юго-западных русских земель. Сама правящая династия Гедиминови-чей отказывается от общерусской программы, стремясь сохранить целостность существующего государства. Это тем более было важно в условиях, когда быстро набирала обороты активная объединительная политика Московского княжества. Таким образом, уже к середине XV в. объединение Руси в составе Великого княжества Литовского стало невозможным.
Источник: bstudy.net
Том 4
Объединение Русских земель в XVI — первой половине XV века
Объединение русских земель
В конце XIII – начале XIV в. в русских землях образовались три центра объединения — Тверь, Москва и Литва, которые начали между собой борьбу.
Тверское княжество возвысилась в первые годы после смерти Александра Невского. Тверь, расположенная на берегу Волги, была защищена от нападений не так хорошо, как укрытая среди лесов и болот Москва, но она была наиболее удалена от крупных городов Владимиро-Суздальской Руси, через которые татары вторгались на Русь.
В руках Твери была северная часть Волжского речного пути и дороги, идущие на юг из Новгородского княжества и прибалтийских земель. В Твери, как и в Москве, собирались беженцы из многих других областей, и в первую очередь тянулось население с Юга и со всего русского Северо-Востока, потому что сюда редко добирались татары.
К концу XIII в. в Тверском княжестве было уже сильное войско и крепости — сама Тверь, Кашин и Старица. В Твери после татаро-монгольского нашествия был построен первый в Северо-Восточной Руси храм Спаса. Великим князем Владимирским после Александра Невского стал его младший брат Ярослав Ярославич Тверской (1263–1271 гг.). Впервые Тверь получила великокняжеский ярлык.
После Ярослава тверским князем стал его сын Михаил Ярославич. В начале 1290-х гг., благодаря переговорам в Орде, он сумел предотвратить поход татар в Тверское княжество, хотя все другие земли Владимиро-Суздальской Руси были разграблены. Он добился поддержки главы Церкви, митрополита Максима, который в 1299 г. переехал из захваченного иноземцами Киева во Владимир-на-Клязьме. В 1305 г. Михаил Ярославич получил от хана ярлык на великое княжение и первым из русских князей стал называть себя «великим князем всея Руси».
Москва располагалась в самом центре Окско-Волжского междуречья, через которое шли пути на Чернигов, на Волгу, на юг, в земли Великого Новгорода и на польско-литовскую границу. В своём завещании Александр Невский оставил Москву своему младшему сыну Даниилу (1263–1303 гг.), а после него московским князем стал его сын Юрий (1303–1325 гг.). Ему удалось утвердить главой Церкви своего сторонника митрополита Петра. В 1301–1303 гг. к Московскому княжеству были присоединены Коломна и Можайск.
В Литве в 1315 г. великим князем стал Гедимин, стремившийся объединить всю Западную и Центральную Русь (Юго-Западная Русь частично уже вошла в состав Литвы).
Все они старались заручиться поддержкой Золотой Орды. Но достигнуть этого удалось только московским князьям. Золотая Орда в первой половине XIV в., при ханах Узбеке (1312–1342 гг.) и Джанибеке (1342–1357 гг.), достигла своего наибольшего политического, военного и экономического могущества, а затем начался её распад.
В борьбе с Москвой Михаил Тверской одержал ряд блестящих побед, дважды ходил походом на Москву, но Москва устояла. Орда, поставив Михаила великим князем Владимирским, стала помогать Юрию Московскому, стремясь сохранить баланс сил. Осенью 1317 г. московско-татарское войско вторглось в Тверское княжество.
В 1318 г. соперники были вызваны в Орду, и там Михаил был казнён. Московское войско снова вторглось в Тверскую землю, но ярлык на великое княжение Владимирское снова был передан Твери — его получил сын убитого Михаила Дмитрий. В 1325 г. в Орде Дмитрий в ханском шатре зарубил Юрия, и сам был казнен.
Власть в Москве перешла к брату Юрия — Ивану Даниловичу (1325–1340 гг.), прозванному Калитой (он постоянно носил на поясе кошель — «калиту»). Иван Данилович был правителем хитрым и осторожным. Понимая, что добиться успехов в междоусобной борьбе можно лишь при помощи татар, он исправно платил дань Орде и вскоре получил право собирать дань для татар со всех русских земель.
В 1327 г. Тверь подняла восстание против Орды, и Иван Калита усмирил его с помощью татар. В 1328 г. ему удалось добиться перехода митрополита Феогноста в Москву, которая стала церковным центром русских земель. Это подняло значение Московского княжества, которое укрепилось настолько, что Иван Калита, умирая, передал свою власть не старшему из Рюриковичей, как это было раньше, а своему сыну. Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья Семён Гордый (1340–1353 гг.) и Иван II Красный (т.е., красивый, 1353–1359 гг.). Москва исполняла повеления Орды, но собирала силы и подчиняла себе другие русские княжества.
В 1359 г. на московский престол взошёл девятилетний Дмитрий Иванович, будущий Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).
И в этом же году Золотая Орда разделилась на две части. Границей между ними стала Волга. К западу от неё правителем стал Мамай. Он не был потомком Чингисхана, и потому не мог занимать ханский трон. К востоку от Волги остались владения хана Золотой Орды.
Между Мамаем и ханами Золотой Орды началась борьба. Распад Орды продолжался: на юго-западе возникло самостоятельное Молдавское княжество, в 1363 г. литовский князь Ольгерд Гедиминович разгромил татар в битве у р. Синие Воды и отнял у Орды Подолию.
Московское княжество в это время уже объединило половину всей Северо-Восточной Руси. Дмитрий Иванович стал первым русским князем, который бросил Орде открытый вызов: с 1361 г. он перестал выплачивать татарам дань. Русские князья, сторонники Москвы, перестали ездить в Орду за получением ярлыков на свои княжества. Но Мамай предпринял ряд походов на Русь и заставил Дмитрия Ивановича и русских князей снова признать власть татар.
В это время великий князь Литовский Ольгерд одержал ряд побед над ордынскими войсками и Москвой и включил в Литву значительную часть русских земель. Борьба между Ольгердом и Дмитрием Ивановичем стала борьбой «за всю Русь».
Первый крупный поход против Москвы и в поддержку Твери Ольгерд предпринял в 1368 г. Москва не только выстояла, но в ответ сумела организовать союз князей, направленный против Твери. Тверь вынуждена была разорвать союз с Литвой. В 1371 г. Ольгерд совершил новый поход на Москву. Москва снова выстояла. Через год литовский князь в третий раз двинулся на Москву и снова неудачно.
В 1375 г. Тверь окончательно признала первенство Москвы. Ягайло, сменивший Ольгерда на литовском престоле, начал сближение с Ордой против Москвы.
Теперь Москва стала готовиться к решительной схватке с Ордой. В 1377 г. московские войска нанесли удар по Казани, а через год, в 1378 г., на р. Воже одержали победу над отрядом Орды. Золотая Орда теряла один из самых богатых своих улусов. Поэтому для Мамая восстановление власти над русскими землями имело огромное значение.
Два года Мамай готовился к походу на Русь, в его войске были вассалы Орды с Северного Кавказа, а также наёмники-генуэзцы, всего 60–65 тыс. чел. Поддержку ему обещали Ягайло и рязанский князь Олег.
Дмитрий Иванович превратил борьбу с Мамаем в общерусское дело. Около 30 русских городов прислали своих воинов, привели свои отряды братья Ягайло: полоцкий князь Андрей и брянский князь Дмитрий. Глава Церкви митрополит Алексий поддержал Дмитрия Донского. Известный всей Руси своей праведной жизнью, основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой Сергий Радонежский воодушевил русское воинство, благословив Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом.
В 1380 г. Дмитрий Иванович, возглавив войска всей Русской земли, за исключением Твери и Новгорода, выступил в поход против татар. Это было признанием прав Москвы на объединение Руси со стороны русских князей и на руководство московского князя в борьбе с Ордой. Впервые в истории Русь перешла от обороны к наступлению против Орды.
8 сентября 1380 г. в битве на Куликовом поле русское войско одержало решительную победу над татарами. Олег Рязанский не рискнул оказать помощь татарам, а Ягайло, случайно или намеренно, опоздал на один день.
Однако Золотая Орда была ещё сильна. Разгром Мамая помог укрепиться в Орде хану Тохтамышу. В 1382 г. он взял Москву и восстановил уплату дани Орде. Но в своём завещании Дмитрий Донской передал по наследству титул на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию, не спрашивая разрешения Орды. Владимирские земли он назвал в завещании своей «отчиной».
Дмитрий Донской умер в 1389 г. Церковь причислила его к лику святых.
В 1389 г. на московский престол вступил старший сын Дмитрия Донского Василий I (1389–1425 гг.). В 1392–1398 гг. он присоединил Нижегородско-Суздальское и Муромское княжества, новгородские владения — Бежецк, Вологду и Великий Устюг, а также часть Пермской земли. Рязанский князь признал себя вассалом Москвы. Тверь обязалась быть верным союзником и принимать участие в борьбе против врагов Руси: Орды, Литвы, Тевтонского Ордена. Объединение русских земель вокруг Москвы продолжалось.
В конце XIV в. новая опасность надвинулась на Русь: владетель Самарканда Тимур (Тамерлан, 1336–1405 гг.) подчинил себе Среднюю Азию, часть Северного Кавказа, разгромил в 1395 г. Тохтамыша, разграбил и уничтожил многие золотоордынские города. Тохтамыш бежал в Литву, а Тимур двинулся на Русь.
Войска Тимура, разоряя всё на своём пути, дошли до города Ельца, а потом внезапно повернули обратно. Угрожая Руси, Тимур в то же время помог ей, значительно ослабив Золотую Орду и Тохтамыша. Но Москве стало угрожать нашествие нового хана Орды Едигея, а Литве и Польше — новое нападение Тевтонского Ордена, поэтому начавшаяся война Литвы с Москвой в 1406–1408 гг. выразилась лишь в противостоянии на пограничных рубежах и не дошла до кровопролития. Ни одна из сторон так и не добилась решающего успеха.
В декабре 1408 г. Едигей напал на Русь. Все главные города Московского княжества были захвачены и сожжены. Ордынцы увели с собой огромный полон, но Москва, окружённая к этому времени каменными стенами, устояла.
В 1425 г. московским князем стал десятилетний сын Василия I — Василий II (1425–1462 гг.). Против него выступил его дядя, второй сын Дмитрия Донского, князь Юрий Звенигородский-Галицкий. Он попытался вернуться к прежнему порядку наследования — по старшинству в роде Рюриковичей. На Руси началась феодальная война.
На стороне Василия II были служилые князья, бояре и помещики, не желавшие уступать полученные ими земли, крупные города, нуждавшиеся в стабильности государства, и церковь — московский митрополит, епископы (кроме новгородского), крупные монастыри. Война началась в 1433 г. Юрий нанёс Василию несколько поражений, но в 1434 г. умер.
Воспользовавшись междоусобицей, татары дважды вторгались на Русь. В 1446 г. второй сын Юрия, Дмитрий Шемяка, схватил Василия и ослепил его (поэтому Василий получил прозвание «Тёмный»). Но Шемяка не получил поддержки служилых людей и вскоре вынужден был бежать. В 1453 г. он умер. В феодальной войне победил московский князь Василий II Тёмный.
При нём произошёл окончательный распад Золотой Орды, из которой в 1433–1459 гг. выделились Большая Орда (1433 г.) и ханства: Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.) и Астраханское (1459 г.). Часть татар во главе с ханом Касимом в 1446 г. перешла на службу к Василию III, который выделил им землю на р. Оке: Касимовское царство, центром которого стал городок Касимов. В конце XV вв. Западной Сибири возникло Сибирское ханство.
Вместе с возрождением и подъёмом Русской земли, с процессом объединения русских княжеств вокруг Москвы, возрождалась и русская культура.
В центрах крупных княжеств, при монастырях стали создаваться новые летописные своды. В них местная история увязывалась с древней и отражалась идея единства Руси. Появились жития выдающихся русских людей, сказания, посвящённые знаменательным событиям в жизни страны, и «хождения», наиболее значительным из которых стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (?–1474/1475 гг). Он был первым европейцем, побывавшим в Индии.
В конце XIII в. снова началось строительство каменных храмов, сначала в Новгороде и Твери, и каменных крепостей на границах. Дмитрий Донской построил в Москве белокаменный Кремль. При Иване III был построен новый Кремль. Его проектировали итальянцы, а строили русские мастера. В нём были возведены три собора: главный Успенский (1475–1479 гг.) по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, Благовещенский (1484–1489 гг.), ставший домовой церковью великокняжеской семьи, и Архангельский (1505–1508 гг.) по проекту итальянца Алоизо (Алевиза) де Каркано, ставший усыпальницей династии Рюриковичей.
В это время трудились выдающиеся художники-иконописцы Феофан Грек (около 1340 – после 1405 гг.), Андрей Рублёв (около 1360–1370 – около 1430 гг.), Даниил Чёрный.
Социально-экономическое, политическое, культурное развитие Московского княжества, победа Москвы над Тверью, ослабление Золотой Орды и победа над нею Москвы на Куликовом поле, а также начавшееся в Литве наступление на русские национальные и религиозные ценности, особенно после унии с Польшей (1389 г.) и принятия Ягайло католичества, постепенно превратили Москву в центр объединения северо-восточных русских земель.
После Куликовской битвы Русь стала другой страной. Впервые была сделана попытка избавиться от татарского ига. Конец XIV – начало XV вв. были отмечены подъёмом хозяйственной жизни, культуры, искусства, литературы, религиозным подъёмом. И это был главный итог победы.
Но Москва оставалась зависимой от Золотой Орды во внешнеполитическом и военном отношениях. Она возглавляла русские земли, но, по-прежнему, платила дань Орде. Литва, Новгород и Псков препятствовали связям Московского княжества с Западной Европой и распространению на Руси западноевропейской культуры.
Территория и численность населения Северо-Восточной Руси в XIV в.
Источник: nationalatlas.ru