В этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Очевидно, что Литва и Владимирское Великое княжество выступали фактически с одной программой – программой объединения всей русской земли. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (1315-1341).
Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточенную борьбу между собой за великое Владимирское княжение, зачастую прибегая к вооруженной помощи Золотой Орды, Великое княжество Литовское при Гедимине являлось центром антиордынского сопротивления. Поддержка Литвы, оказанная смоленскому князю в его борьбе с монгольской ратью в конце 30-х годов ХIV в., решила исход борьбы в пользу смолян. Смоленск перестал платить дань в Орду. Так было остановлено распространение власти Золотой Орды на западных русских землях.
За период правления великого князя Гедимина территория Великого княжества Литовского значительно распространилась на юг и восток. При Гедимине в составе княжества оказались Смоленская, Киевская земли, почти вся территория современной Белоруссии. Расширение границ Великого княжества Литовского и одновременно Московского княжества предопределяло факт их сближения и неизбежного вооруженного столкновения за право стать центром объединения всех древнерусских земель.
Возвышение Москвы | История ЕГЭ 2021 | ДАЙБОБРУ
Ситуация значительно изменилась не в пользу Литвы после 1385 года, когда была подписана «Кревская уния» между Польшей и Литвой и произошло их государственное объединение. Значительно усилилось влияние католической церкви, началось ограничение в правах православного населения западных и юго-западных русских земель. Сама правящая династия Гедиминовичей отказывается от общерусской программы, стремясь сохранить целостность существующего государства. Это тем более было важно в условиях, когда быстро набирала обороты активная объединительная политика Московского княжества. Таким образом, уже к середине ХV в. объединение Руси в составе Великого княжества Литовского стало невозможным.
§ 4. Возрождение русской государственности вокруг Москвы. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставило перед русскими людьми вопрос о необходимости объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси.
Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и других), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Богатой и влиятельной была Новгородская земля. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV века происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое княжение и политическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско, которое привлекали на свою сторону русские князья.
История России для «чайников» — 18 выпуск — Возвышение Москвы (часть 1)
Москва, основанная в 1147 году, управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 году, когда князем стал сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Изначально княжество по территории было маленькое. В генеалогическом отношении (по степени знатности) московские князья занимали низкое место среди других князей. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе.
Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы.
При Данииле (1261-1303) в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов монастырь, где князь был похоронен (позже причислен к лику святых).
Значительное усиление Московского княжества произошло при Иване I Калите (великий князь в 1328-1340). Его политика внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и доставщиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях.
В то же время действия Ивана Калиты улучшили положение населения. В его правление не было совершено ни одного карательного набега на московские владения. При Калите была полностью отменена система баскачества, столь ненавистная русским людям.
Сбором дани и доставкой ее в Орду стал заниматься московский князь. «Такое поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей, и доставлять ее в Орду получил и Иван Данилович, когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси.
Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем» 42 . Иван I, являвшийся посредником Золотой Орды по сбору дани, добился фактической монополии на посещение Сарая. Это привело к тому, что постепенно Иван I и его преемники оставляют только за собой право общения с Ордой и другими странами и Москва превращается в дипломатический центр Северо-Восточной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань в Орду. Объединительная, налоговая политика Ивана Калиты способствовала централизации управления.
Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших руководителей Русской православной церкви. Петр был причислен к лику святых. Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Руси.
Материальное положение и идеологическое влияние Русской православной церкви значительно укрепилось. Монгольское законодательство («Яса Чингисхана») защищало церковь и освобождало монастыри и духовенство от всех даней и повинностей в обмен на обещание молиться за хана и его семью. В результате веротерпимости ордынских ханов в XIV-XV вв. происходил расцвет монастырского строительства. Именно в это время были основаны крупнейшие русские монастыри: Троице-Сергиевский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Православная церковь безусловно поддерживала московского князя.
В Кремле при Иване I был построен собор Архангела Михаила. Архангельский собор стал усыпальницей московских правителей, начиная с самого Ивана I. Свое прозвище внук Александра Невского получил за умение пользоваться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и давал в виде подарков в Орду. Калита означает кошелек, мешок с деньгами. Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился.
Правление Ивана Калиты, а затем и его сыновей — Симеона Гордого (1340-1353) и Ивана Красного (1353-1359) — сделали Московское княжество самым сильным и богатым в Северо-Восточной Руси.
Источник: studfile.net
Литва (Великое княжество Литовское и Русское) — второй центр объединения русских земель
В конце XII — начале XIII в. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания раннефеодальных государств. Наиболее интенсивно эти процессы проходили на землях, населенных литовскими племенами (жемайты, жудь, аукшайты, ятваги, курши). С конца XII в., а особенно в первой трети ХШ в. возрастает на них давление со стороны немецких крестоносных орденов. Собственно, это давление (захват литовских земель, насильственная христианизация Литвы, блокада ее с моря и оттеснение от балтийского побережья) в известной мере способствовали объединению литовских племенных союзов в единое и сильное государство.
В середине XIII в. в Литву под руководством Миндовга уже входили некоторые западные русские земли (часть современной Западной Белоруссии с Новогрудком). Языческая Литва и православная Новогрудшина мирно соседствовали под властью литовского князя. Определение «русский» (наряду с «литовский», «прусский») входило в титул великого князя литовского еще в XIV в., задолго до того, как появилось в титуле московских государей.
В XIII-XV вв. в Новгороде и Пскове не было собственной княжеской династии, приглашенными «служилыми князьями» были русский и литовский князья. В Пскове долго княжил Довмонт — Тимофей, потомок литовского князя Любарта, он успешно воевал с крестоносцами, завоевывал новые земли. В Новгороде длительное время находились литовский служилый князь Глеб — Наримонт и его сын. Это были князья литовской династии Гедеминовичей, принявшие православие.
Во второй половине XIV в., в период своего расцвета, Великое княжество Литовское и Русское (таково было официальное его название) занимало огромную территорию — от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Русские земли в его составе составляли 9/10 всей территории, и русское население было в нем подавляющим большинством. По существу, под властью литовской династии оказалась большая часть бывшего Древнерусского государства: за его пределами остались лишь новгородские и псковские земли и княжества Северо-Восточной Руси.
В составе Литвы русские земли сохранили свое единство, свой федеративный политический статус, некоторые из них — свои княжеские династии, традиции, материальную и духовную культуру, религию, судопроизводство. Языком Великого княжества Литовского и Русского был русский, на нем писались все государственные документы, летописи, а религией подавляющей части населения было православие, официально признанное и поддержанное великокняжеской властью. Само население этих 9/10 территории Литвы называло себя русскими.
Еще задолго до того как Ольгерд в середине XIV в. повел решающую борьбу с Москвой, Литовско-Русское государство в послемонгольский период уже проводило политику объединения русских земель (на условиях договорного вассалитета, добровольного вхождения, подчинения, завоевания и т.д.), что во многом напоминало политику великих киевских князей X-XI вв. по созданию Древнерусского государства, в состав которого вошли и балтские народы. Литовско-Русское государство укрыло русские земли от натиска Орды, защитило их от крестоносной агрессии. И не случайно в русских княжествах, не вошедших в состав Литвы
(Новгородское, Псковское, Тверское), были так сильны пролитовские тенденции.
В 1385 г.была заключена Кревская династическая уния:
Литовский великий князь Ягайло стал королем единого государства — Речь Посполита. В Литве Ягайло передал власть своему брату Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. — великому князю Витовту.
После Кревской унии в Великом княжестве Литовском начались необратимые изменения: поворот к католицизму, выдвижение на основные государственные позиции представителей литовской знати, дискриминация русского и православного населения.
Литва во главе с Витовтом, который несмотря на временные компромиссы с Москвой и династический брак своей дочери Софьи и Василия I Дмитриевича Московского демонстрировал все более непримиримую антирусскую линию как в рамках своего княжества, так и по отношению к Северо-Восточной Руси. Его союз с Тохтамышем, пребывание хана в Литве после поражения от Тимура, свидетельствовали, что отныне Великое княжество Литовское будет претендовать на лидерство в русских землях уже не на антиордынской, а на проордынской основе, что представляло огромную опасность для Московского великого княжества и для всех русских земель.
В Великом княжестве Литовском и Русском феодальные отношения развивались преимущественно по образцам, типичным для Европы: формирование сословно-представительной монархии, относительная автономия церкви от государства, отношения вассалитета, самостоятельность и самоуправление городов на принципах, весьма схожих с Магдебургским правом. Тем самым русские земли в составе Литвы приближались к общеевропейской цивилизационной модели развития.
В XIV-XV вв. тесными и длительными продолжали быть отношения Литвы с Новгородом и Псковом. У Новгорода и Пскова было много общих интересов с Литвой, прежде всего балтийская торговля и борьба с Тевтонским орденом.
Родственные связи между Рюриковичами и Гедеминовичами (брак великого князя московского Василия Дмитриевича и дочери великого литовского князя Софьи Витовны) положили начало родственным отношениям для более широкого круга княжеских и шляхетских семей на территории России и Литвы. В Москву на службу начинают приезжать литовские князья (Вельские, Одоевские, Воротынские, Глинские и др.). Они играли большую роль в русско-литовских отношениях. Потомки одного из них — князя Патрикия Наримунтовича почти сто лет вели дипломатические отношения с Литвой.
Великое княжение Дмитрия Ивановича — перелом в отношениях Москвы и Руси с Ордой. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь.
Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне и двинулись навстречу ордынцам пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. 8 сентября 1380 г.сражение началось с поединке между русским богатырем Пересветом и ордынским воинам Челубеем. В начале битвы ордынцы уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды большого полка.
Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Ордынцы панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.
В сознании русского общества победа на Куликовом поле стала одним из главных событий отечественной истории. Москва стала восприниматься как сила, способная возглавить борьбу всех княжеств против Орды и одолеть ее.
В битве на Куликовом поле в 1380 г. были подрублены корни ордынского владычества. Через два года хан Золотой Орды Тохтамыш, временно ее объединивший, взял Москву, восстановил политическую и данническую зависимость Руси. Однако вернуть все прежние атрибуты ордынской власти он не смог.
Первенствующее положение Москвы стало фактом, с которым он и последующие ханы были вынуждены считаться. Победитель в Куликовской битве прожил недолгую жизнь — умер 39 лет от роду в 1389 г. Его завещание носило не только хозяйственный, но и политический характер, отражая новую обстановку после 1380 г. Дмитрий Иванович передает своему старшему сыну Василию Владимирский великокняжеский престол как свою «вотчину», ни словом не упоминая о ханском ярлыке.
Происходит слияние Владимирского и Московского великих княжеств. И это было важнейшим достижением Дмитрия Донского. При нем же на Москве начинают чеканить собственную монету. Ее внешний вид свидетельствовал, что на Руси уже двоевластие, что власть Орды не безгранична. На одной стороне монеты чеканились по-арабски имя хана и здравица о продлении его жизни, а на другой — изображение русского воина с мечом и секирою и по-славянски выведено «печать князя великого Дмитрия».
В правление его сына Василия Дмитриевича власть великого князя московско-владимирского возросла. Князь реально руководил всеми вооруженными силами страны, а в сношениях с Ордой и Великим княжеством Литовским выступал от имени всей страны.
Часть князей (Стародубские, Оболенские, Белозерские и др.) перешли на положение великокняжеских слуг, получили назначения воеводами и наместниками, хотя и сохранили в полном объеме княжеские права в своих землях. Их называли служивыми или служебными князьями. Те же князья, которые сохраняли еще свой суверенитет, за редкими исключениями были вынуждены повиноваться ему. Начинала перестраиваться вся система управления, превращаясь из местной московской в общерусскую. Появляются уезды (бывшие самостоятельные княжества), которыми управляли великокняжеские наместники.
После кончины Василия Дмитриевича (27 февраля 1425 г.) разгорелась борьба за великокняжескую власть между юным московским князем Василием Васильевичем и галическими князьями Юрием Дмитриевичем и Дмитрием Шемякой (отец и сын). В литературе ее принято называть «феодальной войной второй четверти XV в.».
Трижды терял в ходе ее Василий II престол, был ослеплен, но в конце концов одержал победу. К концу его княжения территория Великого Московского княжества увеличилась в 30 раз по сравнению с началом XIV в. Москва стала не только центром, но и общепризнанным лидером объединения русских земель. В правление Василия II Русская православная церковь стала самостоятельной (автокефальной). В 1442 г. собор русского духовенства в Москве по предложению великого князя назначил митрополита (Иону) без санкции константинопольского патриарха.
Правление Василия II пришлось на период, когда «замятии» в Орде стали заканчиваться складыванием на ее окраинных территориях особых, практически независимых политических образований (Казанское, Астраханское, Крымское ханства, Ногайская Орда).
Источник: megaobuchalka.ru
Основные центры объединения.
Главными объединительными центрами выступили в XIV в. Тверь и Москва — уделы Владимирской Руси, и Великое княжество Литовское.
Литва.Литва, собрав западнорусские земли и воюя на их южных границах с татарами, надеялась постепенно включить в себя Южную Русь. (Что и произошло после битвы с татарами у Синих Вод в 1362 г.) Хотела Литва также отвоевать у азиатов и Северо-Восточную Русь, где, в определенной мере, сочувствовали Литве тверские князья, надеясь на ее военную помощь. Существовала «партия» пролитовски настроенных бояр в Новгороде. Смоленское княжество металось между Северо-Восточной «монгольской» Русью и Литвой.
Большинство населения литовского государства в XIII—XIV вв. составляли русские. В Литве судили по «Русской Правде». В хозяйственном и культурном плане русские земли обгоняли литовские.
Все это давало Литовскому государству шанс стать центром единой Руси. (Претензия же на то была заложена даже в полном названии княжества — Великое княжество Литовское и Русское.) Но этого не случилось. Решающую роль, на наш взгляд, сыграли религиозные противоречия и постепенное сближение Литвы со своим естественным союзником по борьбе с крестоносцами на западе — Польшей. К концу XIV — XV вв. литовцы приняли католичество, постепенно появились и затем нарастали притеснения православных русских, польско-литовские феодалы (шляхта и магнаты) начали наступление на права православных феодалов и русского (т.е. формирующихся уже тогда белорусского и украинского) народа.
Предпосылки возвышения Москвы и ТвериПосмотрим теперь на северо-восточные центры. Их возвышению в XIVв. Способствовали некоторые обстоятельства. Хозяйство Руси наладилось, и во всех уделах был примерно одинаковый уровень его развития, хотя лучше дела шли у «молодых» княжеств.
Спаленные дотла в Батыево нашествие и потом часто посещаемые баскаками и татарскими карательными ратями, «старые» области вокруг стольного Владимира теряли и без того поредевшее население.
Люди уходили на новые места, под защиту лесов. Младшие города росли. Подле появлялись боярские вотчины. Правда, боярам-вотчинникам скоро становилось тесно в границах небольших княжеств, а покупать земли за пределами своего удела они не имели права. Это настраивало бояр в пользу объединения, ведь тогда границы расширялись.
С успехами земледелия и возрождающегося ремесла оживилась торговля. Города, стоящие на выгодных речных путях, богатели.
В Северо-Восточной Руси, оторванной от остальных русских земель, формировалось новое народное самосознание, восходившее к традициям Киевской Руси, но в тоже время имеющее особенности, которые сразу выделяли северо-восточного русского жителя от обитателя Белой Руси или Украины. Даже говорили они несколько по-разному, хотя пока еше прекрасно понимали друг друга.
Москва и Тверь выделились как самостоятельные княжества в XIII в.: Тверь — в 1247 г., как удел брата Александра Невского — Ярослава, а Москва—в 1270-х гг., вскоре став уделом младшего сына Александра Невского Даниила.
Соперничество Твери и Москвы.Когда эти княжества затеяли между собой соперничество, их князья стали именовать себя великими, вне зависимости от обладания ярлыком на великое княжение владимирское. В начале XIV в. золотой ярлык чаше «гостил» в Твери.
Возвышение тверских князей, заставило ордынских правителей искать им «противовес», поэтому первые московские князья, лояльные к Орде, были обласканы татарскими ханами. Борьба Москвы и Твери вызывала внутри Руси междоусобные войны. С 1310 по 1390 гг. произошло 19 таких столкновений. Во- время 10 из них состоялись крупные сражения и взятие городов тверского и московского княжеств.
Разница политики Вотношении Орды тверские князья вели более неза-тверских ивисимую политику, тяготели они к союзу с Литвой. московских князейПервые московские князья (Даниил, Юрий, Иван I Калита, Симеон Гордый и Иван II Красивый) выступали как «верные улусники» Орды, за свои услуги Орде они не раз пользовались благожелательностью и помощью татарских правителей и их окружения.
3. Первые московские князья и их политика.
Даниил к концу своего княжения удвоил территорию княжества, отвоевав в 1301 г. у рязанцев Коломну и получив в обход более старшего наследника Переяславское княжество.
Князь ЮрийСын Даниила Юрий (1303-1324) захватил у смолян
Можайск. Но самым блестящим его успехом был иной. Юрий часто бывал в Орде. Он сумел понравиться жестокому хану Узбеку, и тот оказал ему невиданную честь — выдал за Юрия свою любимую сестру Кончаку (в крещении Агафью).
Юрий запросил и золотого ярлыка, обещая поставлять дань большую, чем собирали при великом князе Михаиле Ярославиче Тверском (был великим князем Владимирским с 1304 г.). Узбек и тут пошел навстречу и отправил Юрия домой с ярлыком и войском. Михаил Тверской готов был уступить владимирский престол.
Юрий же жаждал разгрома соперника, но случилось невероятное: татарско-московское войско потерпело поражение в бою с тверичами. Княгиня Агафья попала в плен к тверичам и умерла. Юрий заявил Узбеку, что его жену специально уморили.
Михаил был казнен в Орде в 1318 г., золотой ярлык до 1320 г. оставался у Юрия Московского, но в 1320 г. его передали сыну казненного тверского князя Дмитрию Грозные Очи, который доказал, что Юрий присваивает себе часть «ордынского выхода». Дмитрий Грозные Очи вскоре отомстил за отца: встретив в Орде Юрия Данииловича, он убил его «без ханского приказа», за что сам поплатился головой. Однако великого владимирского княжения тверские князья не потеряли. Брат Дмитрия Александр стал новым великим князем.
Успехи Москвы при Иване Калите и его сыновьях. Его противником стал коварный и расчетливый московский правитель Иван Данилович(1325—1340). Князь Иван не забывал посещать ханскую ставку. Он
одаривал хана, царевичей, ханских жен и вельмож, они платили московскому правителю благосклонностью.
Превращение Москвы в общерусский религиозныи центр.После разгрома Киева в 1240 г. православные митрополиты всея Руси лишились надежного пристанища.
Митрополит Кирилл II (1250-1280) находился в постоянных разъездах. Вначале он был близок великому князю Галицко-Волынскому Даниилу, но обещание последнего распространить на Руси католичество, если папа римский организует крестовый поход западноевропейских рыцарей в защиту Руси против монголо-татар, сделало союз православного митрополита с галицким князем невозможным.
Кирилл II стал ориентироваться на северо-восточных князей, а его преемник Максим (1281-1305) перенес митрополию из Киева во Владимир. Следующий митрополит Петр (1308—1326) заботился прежде всего о самостоятельности церкви.
Обстоятельства сделали его личным врагом тверского князя Михаила Ярославича 1 , и в этой ситуации соперники Твери — московские князья Юрий, а потом Иван Калита, стали его союзниками. Петр подолгу гостил в Москве, здесь и умер. Иван I похоронил митрополита в новом московском Успенском соборе, построенном с благословения Петра, и добился канонизации усопшего митрополита. Так столица получила «своего» святого.
Новый митрополит грек Феогност (1328-1353) приехал на Русь с наставлением константинопольского патриарха держать нейтральную линию церкви в княжеских распрях, но Иван Калита сумел расположить к себе Феогноста. Тот стал еще более надежным союзником Москвы и перенес сюда из Владимира резиденцию митрополита Всея Руси. Москва стала не только значимым политическим центром Северо-Востока Руси, но и его главным религиозным центром.
Восстание в Твери. Разгром Твери москвичами и татарами.В Твери в 1327 г. вспыхнуло восстание против баскака Чол-хана, родственника Узбека, собиравшего дань. Горожане в схватке перебили
всех ордынцев во главе с Чол-ханом (Щелканом), засевшим в княжеском дворце. Лишь коноводы татар, которые пасли лошадей за городом, спаслись и бежали в Москву. Великий князь тверской и владимирский Александр фактически встал на сторону восставших, по крайней мере он не пытался их усмирить. Тем временем Иван I Калита поспешил в Орду.
Он вернулся с войском, которое опустошило Тверское княжество. После погрома 1327 г. Тверь так и не оправилась.
Судьба тверского князя Александра сложилась трагически. Он скрылся в Пскове, но митрополит Московский и Владимирский Феогност подверг псковичей проклятию за предоставление защиты тверскому мятежнику. Пришлось Александру бежать в Литву.
Позже Феогност, желая восстановить политическое равновесие и поднять авторитет церкви, содействовал возвращению князя Александра на Русь. Но по приезде Александр был вызван в Орду и там казнен (1339). Как мы ви днм, многие тверские князья сложили головы в Орде, но и то же время там по воле хана не погиб ни один московский.
1 Михаил поддерживал другую кандидатуру, когда решался вопрос: кто будет митрополитом Руси после смерти Максима. Тверские князья рассчитывали на перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Тверь. Это бы укрепило позиции Твери как общерусскою центра. Тверичи даже выстроили достойный митрополита собор.
Был князь Михаил Тверской и противником продажи церковных должностей (симонии), а Петр считал, что это приносит церкви доход и что вообще решать церковные дела может только духовенство. Попытки великого князя владимирского и тверского ставить вопрос о соответствии симонии христианскому учению Петр рассматривал как вмешательство светской власти и церковные дела.
Переход золотого ярлыка и права сбора дани в Москву.Усердие московского князя Ивана I было вознаграждено. В 1328 г. хан передал золотой ярлык Москву. Ивану же отдали право сбора «ордынского выхода» (дани). Попытки передачи сбора дани великому князю владимирскому делались и ранее, но закрепился такой порядок только с княжения Калиты.
Бунт тверичей подвел под деятельностью баскаков на Руси черту. Сбор дани русским князем не сопровождался такими насилиями, какие творили ордынцы. Население вздохнуло спокойнее. Хан, получая регулярно ордынский выход, тоже был доволен и не посылал на Русь карательных отрядов.
Итоги деятельностиПри Иване I и его сыновьях наступила долгождан-
Ивана Калитыная «великая тишина». Сорок лет (1328-1368),как
заметил летописец, «престаша татарове воевати землю Русскую».За это
время появилось и выросло поколение новых русских людей: они не видели ужаса ордынского погрома и не боялись татар. Эти люди уже могли взяться за меч, чтобы отстаивать свое право на свободу.
Собирая дань, возя ханам, как прежде, подарки, Иван Московский не забывал и о своей казне. Часть ордынского выхода утаивалась и накапливалась в московской казне. За скопидомство и богатство Ивана прозвали Калитой. (Калитой на Руси называли кошель для денег.)
Столица Ивана Калиты укрепилась новым дубовым кремлем,были поставлены новые соборы.
Расширились границы московского княжества.Возможно, при помощи Орды под власть Ивана Калиты попали Углич, Галич, Белоозеро. Иван I как великий князь был князем в Господине Великом Новгороде. Хоть закон того времени и запрещал покупать земли людям из одного княжества в другом, Калита заводил вотчины в чужих владениях и давал их своим боярам.
Оценка историкамиВсе историки сходятся на мнении, что в итоге правления
личности ИванаКалиты Москва превратилась в главный центр собирания
Калитывоедино русских земель.
Но вот в оценке личности Ивана Калиты, мотивов и методов его деятельности, единого мнения не существует. Последователи великого ученого XIX в. С.М.Соловьева, так называемая школа государственников, усматривала в действиях Калиты далеко идущий политический план возвышения Москвы с учетом глобальных общерусских интересов (восстановление хозяйства Руси, объединение ее политических, военных и духовных сил с перспективой на борьбу за освобождение страны). Его же недостойные методы, типа разгрома Твери в 1327 г., трактовались как общепринятые, обычные в ту эпоху, полную жестокостей и коварства.
Заслуженный не менее, чем С.М.Соловьев, корифей русской исторической науки В.О.Ключевский и его последователи полагают, что никакого «политического плана» у Калиты не было, а руководствовался он узкими сиюминутными личными претензиями и интересами своего удела. Он хотел разбогатеть и возвыситься над прочими князьями — ради этого и пресмыкался перед Ордой, которая в тот момент искала противовеса не всегда послушной Твери и враждебной Литве (вспомним, Литва контролировала Западную Белую Русь, смоленское княжество, вела борьбу за Южную Русь, Украину, которую освободила от ига и присоединила к себе в 1362 г.). «Верные улусники» — московские князья, враги Твери и Литвы, пришлись весьма кстати.
Ключевский нашел самое слабое место в аргументации своих противников по спору об оценке личности Ивана Калиты. Эти ученые видели в Иване I дальновидного политика потому, что знали дальнейшую судьбу Москвы и Руси, зато из анализа современных Калите документов, например, летописей, межкняжеских договоров или его завещания, такую характеристику Калите дать невозможно. В завещании Иван Калита оставляет в наследство детям перечень земель, городов, сел и богатств (причем «казна» описана с такой подробностью, что упомянуты даже золотые булавки, пуговицы и обрывок цепи в столько-то звеньев). А последнее напутствие Калиты сыновьям содержит приказ: верно служить ордынскому царю. Сыновья Ивана Калиты правили друг за другом: Си меон Гордый 1 в 1340-1353 гг., Иван II Красный 2 в 1353-1359
Великие князья московские и владимирские Симеон и Иван. |
Симеон Гордый 1 в 1340-1353 гг., Иван II в 1353-1359 гг. Они получили от отца хорошее наследство,действовали в русле отцовской политики. В годы их княжения пришло на Русь страшное бедствие — чума 3 . Болезнь возникла на Востоке, потом купцами была завезена в Западную Европу, а оттуда вошла в наши края. Волны эпидемии накатывались несколько раз. Люди умирали тысячами.
Случалось, из целого города выживало один-два человека. Жертвами болезни стали многие в роду московских князей, втом числе Симеон Гордый и его дети. Не намного пережил Симеона брат. Иван II умер через 6 лет после Симеона в возрасте 33 лет. В княжеской семье мужчин осталось лишь двое — 9-летний сын Ивана Красивого — Дмитрий да его младший двоюродный брат Владимир Андреевич.
Инок Пафнутий Боровский являлся своеобразным сочинителем середины XV в. Он любил рассказывать ученикам истории, которые те позже записали. В рассказах Пафнутия Иван Калита идеализирован в духе народной фантазии. В его повествовании прослеживается сочувствие Ивану духовенства Руси. В.О.Ключевскиий так излагал московскую версию прозвища «Калита».
«Между прочим, преп. Пафнутий рассказывал, как в 1427 г. был мор великий на Руси. Обмирала тогда одна инокиня и, очнувшись, рассказала, кого видела в раю и кого в аду, и, о ком рассказывала, рассудив по их жизни, находили, что это правда.
Видела она в раю великого князя Ивана Даниловича Калиту: так он прозван был, добавлял повествователь, за свое нищелюбие, потому что всегда носил за поясом мешок с деньгами (калиту), из которого подавал нищим, сколько рука захватит. Подходит раз ко князю нищий и получает милостыню; подходит в другой раз, и князь дает ему другую милостыню; нищий не унялся и подошел в третий раз; тогда князь не стерпел и, подавая ему третью милостыню, с сердцем сказал: «На, возьми, несытые зенки!» «Сам ты несытые зенки, — возразил нищий, — и здесь царствуешь, и на том свете царствовать хочешь».
Это тонкая хвала в грубой форме: нищий хотел сказать, что князь милостыней, нищелюбием старается заработать себе царство небесное. Видела еще инокиня в аду литовского короля Витовта в образе большого человека, которому страшный черный мурин (бес) клал в рот клещами раскаленные червонцы, приговаривая: «Наедайся же окаянный!» Добродушный юмор, кото-
рым проникнуты эти рассказы, не позволяет сомневаться в их народном происхождении. Не смущайтесь хронологией рассказа, не останавливайтесь на том, что в 1 427 г. инокиня даже в аду не могла повстречать Витовта, который умер в 1430 г. У народной памяти своя хронология и прагматика, своя концепция исторических явлений__________________________________________________
1 Симеон Гордый свое прозвание получил за резкий нрав, который он не раз демонстрировал прочим русским князьям.
2 Иван Красный. Этот, очевидно, недурной лицом правитель имел еще второе прозвание — Милостивый (Милосердный). В отличие от брата имел «тихий нрав» и все дела старался
решать мирным путем.
3 В разных странах Западной Европы от великой «черной смерти» погибло от трети до по
ловины населения. Только одна страна избежала эпидемии — Польша. Поляки объяснял это чудом, которое сотворила старинная византийская икона Богоматери, вовремя привезенная в Польшу.
Источник: studopedia.ru