В Сибирь первые литвины попали в составе первых отрядов казаков-землепроходцев. Позже в качестве засельников Енисейской губернии выступали литовские ссыльные, а после отмены крепостного права — добровольные крестьяне-переселенцы.
Литовцы (летувяй, летувник, жемайты) — народ, основное население Литовской Республики. За пределами Литвы живут в США, Канаде, Латвии, Польше, Австралии, Украине, Белоруссии, Казахстане. В Российской Федерации проживают 31 377 человек, по данным переписи населения 2010 г.
Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской языковой семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI в. — на латинской графической основе. Верующие литовцы — главным образом католики.
Основой формирования литовского этноса были древнебалтские племена бассейна рек Неман и Даугава: собственно литовцы, или аукштайты (в рус. источниках — литва), жямайты (жмудь), скальвы и надрувы, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотагов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI в. субэтническую группу летувинников (литовников).
КАК ЖИВУТ ЛИТОВЦЫ
В складываются небольшие княжества (земли): Делтува, Каршува, Летува и другие, объединенные в первой половине XIII в. в Великое княжество Литовское. В течение последующих двух столетий Литва вела непрекращающуюся борьбу против агрессии Тевтонского ордена, а с другой стороны, постепенно включала в свой состав области Белоруссии и западнорусские земли вплоть до верховьев Оки и Волги.
После принятия католичества в 1387 г. усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 г. единого государства (Речь Посполитая) и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литовский язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII в. На рубеже этническая территория Литвы вошла в состав Российской империи. В 1918 г. была образована независимая Литовская республика, в 1940 г. — Литовская ССР в составе СССР. В 1990 г. восстановлено суверенное Литовское государство.
К традиционным занятиям у литовцев относятся пашенное земледелие (рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лен, с конца XVIII в. — картофель) и скотоводство (лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи). На морском побережье было развито рыболовство. Второстепенное значение имело бортевое, затем пасечное пчеловодство. Традиционные ремесла: ткачество, вышивка, кузнечное дело, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство. Сегодня наиболее популярными формами искусства являются: деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка и обработка янтаря.
Традиционный женский костюм сохранялся в быту до XIX в. и имел в зависимости от района проживания. Основу его составляют длинная холщовая рубаха, широкая юбка (обычно 2–3), передник, тканый или плетеный пояс, безрукавка, наплечное покрывало (скара). На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда — на твердой основе, замужние женщины — полотенчатый убор (намитка). Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые, стеклянные бусы.
КАК ЖИВУТ БЕДНЫЕ ЛИТОВЦЫ ???
Мужская одежда — холщовая рубаха, полотняные, суконные или полушерстяные штаны, жилет, холщовый или суконный кафтан, валяная шляпа. Зимой мужчины и женщины носили сермягу, овчинные шубы или полушубки.
Традиционная рабочая обувь — лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки, в праздничные дни — сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма, сохранились традиции узорчатых перчаток, чулок
Основу питания литовцев составляла ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупы, горох, молоко, мясо. С начала XIX в. широкое распространение получил картофель. И сегодня сохраняются традиционные блюда из тертого картофеля с мясной, творожной и другой начинкой (цепелинай), молочные супы (с мукой и крупой или с картофельными клецками), картофельные блины, картофель с молоком или простоквашей, сыр с тмином и др.
Литовцы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. Литовцы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России».
Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г.
В Сибирь первые литовцы, или литвины, как их тогда называли, попали в составе первых отрядов . Позже в качестве засельников Енисейской губернии выступали литовские ссыльные, а после отмены крепостного права — добровольные . В 1897 г. в губернии насчитывалось 228 человек, говоривших на «литовском или жмудском наречиях». Из них почти каждый пятый проживал в городах (очень высокий показатель), число мужчин вдвое превышало количество женщин.
Дальнейший ускоренный рост литовской диаспоры Енисейской губернии связан с открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период основаны литовская деревня Хорошевичи в Канском уезде (позднее Иланский район) и ряд крупных хуторов. В годы Первой мировой войны в Сибирь стали направляться эшелоны с беженцами из Литвы.
Перепись населения 1920 г. зафиксировала в Енисейской губернии почти литовцев. Реальная их численность была, , больше, ведь только в 1920 г., по спискам губернского управления по эвакуации населения, из Красноярска было отправлено в Литву 5,1 тыс. человек. Процесс возвращения и старых поселенцев на родину растянулся по времени, вследствие чего численность диаспоры в Красноярском крае уменьшилась до 741 человека в 1926 г., а под воздействием форсированной коллективизации — до 302 человек в 1939 г.
Резкий рост численности литовцев в Красноярском крае произошел после Второй мировой войны за счет спецпереселенцев. В сюда было направлено свыше 29 тыс. литовцев данной категории, а в 1951 г. — 11 тыс. так называемых кулаков из Литвы. Их труд использовался главным образом на лесозаготовках. После реабилитации большинство оставшихся в живых вернулись на родину.
В гг. численность диаспоры стабилизировалась на уровне 3–3,5 тыс. человек с небольшой тенденцией уменьшения. Небольшой всплеск эмиграционных настроений и отъезд в Литву прослеживается в трудные гг.
По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае проживают Почти каждый третий литовец проживает в Красноярске, из других территорий выделяются Лесосибирск и Богучанский район.
Источник: my.krskstate.ru
Литва кто живет литовцы
Язык, культура, менталитет — все это определяет нацию, что если сравнить между собой страны Прибалтики и Россию, то с кем больше схожего, а с кем — отличий 12.05.2021, Sputnik Латвия
РИГА, 12 мая — Sputnik. Кто из прибалтийских народов: эстонцы, латыши или литовцы — ближе всего к русским? На этот вопрос пытается ответить эстонская газета Postimees, ссылаясь на авторский канал «Этнобаза».ЭстонцыИтак, первый народ-кандидат — эстонцы.
По происхождению и языку они — угро-финны, ближайшая родня финнов и карелов.Хотя славяне и эстонцы контактируют еще с древних времен, о чем красноречиво говорит, например, такой небольшой факт, что эстонцы русских называют venelased, то есть венедами — от названия древнего славянского племени, которое стало первым соседом предков эстонцев и финнов.Еще в XI веке русский князь Ярослав основал на эстонских землях град Юрьев, ныне Тарту, который русичи держали вплоть до XIII столетия, когда его завоевали немцы.В самом эстонском языке немалое количество древних русских заимствований. Например, книга — raamat — от старинного грамота.
Или окно по-эстонски — aken.Среди эстонцев есть и православные субэтносы. Это живущие на стыке Эстонии и Псковской области сету. А также (частично) обитатели Южной Эстонии выру.Но все же, на наш взгляд, эстонцы довольно далекий от русских, сдержанный угро-финский лютеранский народ, еще и побывавший в составе Германии, Дании и Швеции.
Может быть потому и лучше всех живут среди стран бывшего СССР.ЛитовцыЭти самые многочисленные в Прибалтике ребята уже относятся к балтам — ближайшим родственникам славян. Наши предки, как считается, составляли единую балто-славянскую общность еще примерно за 500 лет до нашей эры.Литовцы по вере в большинстве своем — католики.
Они, разбив крестоносцев в 1236 году в битве при Сауле, почти не знали немецкого господства (кроме района Мемеля-Клайпеды и Малой Литвы). Близки по характеру и культуре литовцы именно к славянам — особенно к соседям-полякам, с которыми почти 400 лет прожили в одной Речи Посполитой.ЛатышиА вот самые близкие, на наш взгляд, к русским по языку прибалты это все же латыши.Русский и латышский языки в базовой лексике стоят гораздо ближе, чем русский и литовский.
Например, сравните — зуб — zobs (по-латышски) — dantis (по-литовски) или человек — cilvēks (чилвекс по-латышски) — žmogus (жмогус — по-литовски). Или даже чемодан — čemodāns (чемоданс — по-латышски) — lagaminas (по-литовски).Любопытно, что близкий к латышскому языку жемайтский диалект литовского языка по лексике гораздо ближе к русскому, чем собственно литературный литовский аукштайтский.Латыши издавна имели немалые контакты с русичами.
Первым славянским племенем, с котором некогда познакомились еще древние летты, стало племя кривичей, жившее примерно в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины (Даугавы). Оттого сейчас всех русских латыши зовут на своем языке Krievi (криеви) — кривичи.В начале XIII века на территории современной Латвии даже имелось несколько зависимых от Руси княжеств — Герсикское, Кукейносское с русскими князьями во главе.Но в то же время если говорить о крови, смотреть на модные нынче гаплогруппы, то у славян-русских основная гаплогруппа R1a1 (47%). У латышей носителей такой крови — 38%, у литовцев — 42%.ИтогВ общем, эстонцы — самый далекий от русских народ Прибалтики. Угро-финны-лютеране с другим менталитетом и культурой.Литовцы и латыши по сути братья всех славян — еще 2,5 тысячи лет назад мы были одной единой семьей. И с тех пор никогда особо далеко не расходились.Ныне же по языку к русским ближе стоят латыши, а по крови и культуре к русским (и всем славянам) будут литовцы.
Источник: lv.sputniknews.ru
Летувининки / Lietuvninkai (Прусские литовцы)
Пру́сские лито́вцы (летувининки) — особая группа литовцев, до 1945 года населявшая север и восток Восточной Пруссии — Малую Литву (ныне Калининградская область России и Клайпедский край Литвы).
По германской переписи 1890 года они насчитывали 121 тыс. чел.
В отличие от остальных литовцев были в основном лютеранами. Противопоставляли себя остальным литовцам (литовцы Большой Литвы), которых они называли жемайтами. Использовали для литовского языка другую орфографию и готический шрифт.
В 1945 году вместе с остальным населением Восточной Пруссии в основном переселились в Германию, где значительно ассимилировались с немцами, часть осталась в Литве.
Область расселения малолитовцев Восточной Пруссии в нач. XV веке
#2
А каково всё-таки их происхождение? Это переселенцы из Литвы, или литуанизированные потомки скалвов и надрувов?
Na bożym świecie jest tak wiele
Niewygadanych mądrych głów
Co nadto szczycą się Wawelem
A ja uwielbiam kino «Lwów»
Ono tu zawsze w zimę w latę
W godziną nieszczęśliwych źmian
Przytuli duszę emigranta
Do swych kresowych szarych ścian
#3
Vilhelmas Storosta — Vydūnas (Wilhelm Storost)
Kristijonas Donelaitis (Christian Donalitius)
Ieva Simonaitytė (Ewa Simoneit)
Bronius Sutkus (Bruno Sutkus)
#4
А каково всё-таки их происхождение? Это переселенцы из Литвы, или литуанизированные потомки скалвов и надрувов?
Отчасти переселенцы из Литвы, отчасти литуанизированые пруссы, в области Клайпеды — автохтонное куршско-жемайтское население.
#5
Український форум iсторiї та антропологiї
#6
Может единицы, потомки тех кому удалось скрыться и выжить. Выдворили всех абсолютно. Есть литувининки второй волны. Некоторые литувининки из приграничья но с Литовской стороны после войны поселились в Клининградской обл. я сам таких лично знаю
#7
Хух, сложный вопрос. По моему некоторые семьи остались. По данным переписи, теперь в Калининградской области живет около 14 000 литовцев, т.е. 1,46 % всего населения, но это не обязательно старые жители. Большинство все таки покинуло эти края с немцами.
#8
Сейчас мне сложно вспомнить источник, но мне известно, что выселению подвергались только немцы, а не этнические литовцы, которые заявляли об этом. Думаю, что в сельской местности осталось достаточно много литовских семей — люди были больше привязаны к своим хуторам и жизненному укладу, чем к государству. Предки моего знакомого Арунаса всё время жили в нынешнем Славском районе (это север области) . У одной студентки из Краснознаменского (северо-восток) района фамилия была Ягелло.
#9
Сейчас мне сложно вспомнить источник, но мне известно, что выселению подвергались только немцы, а не этнические литовцы, которые заявляли об этом. Думаю, что в сельской местности осталось достаточно много литовских семей — люди были больше привязаны к своим хуторам и жизненному укладу, чем к государству. Предки моего знакомого Арунаса всё время жили в нынешнем Славском районе (это север области) . У одной студентки из Краснознаменского (северо-восток) района фамилия была Ягелло.
Я читал литературу, как документы так и воспоминаниая. Не было такого что бы различали происхождение подданых Германии. И отношение к пруссам было страшное, ведь это были мирные жители, дети, старики, женщины. Справедливости ради надо сказать, что я читал и об отдельных случаях когда пруссов приютили и спасали, но это были отдельные случаи которые не приветствовались.
Это было почти как спасать евреев на окупированных немцами территориях. Вряд ли советские власти сортировали подданных Германии, если даже курсененков с Куршской косы постигла таже участь.
Если вы из Калининградской области, то может вам будет почитать подобную информацию. Я вспомнил, читал я это на черняховском форуме «Башня». Но это было несколько лет назад, не знаю есть ли там эта информация и сейчас. Я жил в Калининградской обл. 5 лет в конце 70ых, а в 80ые жил в Литовской Пруссии (Таураге).
Так что ситуацию и реальные жизненные истории знаю.
Вообще отношение к немцам после войны и в её конце понятно какое было. К сожалению эта инерция проходит через поколения. А с немцами в одну кучу кидали и «ганцев» и прочих «лабусов»
#10
Прусские литовцы в подавляющем большинстве были гражданами Германии со всеми гражданскими правами и обязанностями, в том числе и обязанность воинской службы в составе германской армии. С другой стороны, это многих в какой то мере спасло после войны, так как западные державы их не возвращали советским властям, а воевавшие на стороне Германии литовцы не могли быть судимы в СССР за «измену родине», так как гражданами СССР они никогда не были.
#11
Малолитовсакий поэт и пастор Кристийонас Донелайтис (1714-1780) в своей поэме «Времена года» пишет такое:
«Если кого-нибудь часом еврейский плут или польский,
Как простака, обмануть, обобрать бесстыдно задумал
Или какой-нибудь немец, наврав, по немецкой манере,
Бар и крестьян равно надувает немилосердно,
Не удивляюсь ничуть — у него такова уж природа!»
#12
Кстати, довольно интересный этноним. Ведь суффикс -inink- обозначает профессию/специальность, насколько я понимаю (menotyrininkas, kalbininkas, girininkas etc; или я не прав?)
Каково его происхождение?
Na bożym świecie jest tak wiele
Niewygadanych mądrych głów
Co nadto szczycą się Wawelem
A ja uwielbiam kino «Lwów»
Ono tu zawsze w zimę w latę
W godziną nieszczęśliwych źmian
Przytuli duszę emigranta
Do swych kresowych szarych ścian
#13
Кстати, довольно интересный этноним. Ведь суффикс -inink- обозначает профессию/специальность, насколько я понимаю (menotyrininkas, kalbininkas, girininkas etc; или я не прав?)
Каково его происхождение?
Изначально определения lietuvis и lietuvininkas были синонимичными, но в Литве закрепилось первое, а Восточной Пруссии второе. У летувининков также отличался сам стиль литовской речи + больше германизмов.
Если говорить конкретно про слово «летувнинкас», то похожее слово мы встречаем во второй Псковской летописи (1341 г.): «а сам Олгерд подим брата своего Кестоутия и мужь своих Литовников»).
#14
Кстати, довольно интересный этноним. Ведь суффикс -inink- обозначает профессию/специальность, насколько я понимаю (menotyrininkas, kalbininkas, girininkas etc; или я не прав?)
Каково его происхождение?
А окончание «-енко» может что то значит у балтов?
Происхождение окончания «-ко», я как то нашел в староукр., происходит от «кий, кый», что значит «чей» или уменьшительно-ласкательного «-ка, -ко».
#15
Кстати, довольно интересный этноним. Ведь суффикс -inink- обозначает профессию/специальность, насколько я понимаю (menotyrininkas, kalbininkas, girininkas etc; или я не прав?)
Каково его происхождение?
литовскому -ининкас, соответствует латышкое -ниекс. И этот суффикс (или окончание) характерно и профессиям и этнонимам или обозначению региональной принадлежности.
#16
Может единицы, потомки тех кому удалось скрыться и выжить. Выдворили всех абсолютно. Есть литувининки второй волны. Некоторые литувининки из приграничья но с Литовской стороны после войны поселились в Клининградской обл. я сам таких лично знаю
Немного статистики из музея Клайпедского края:
В 1939 г. в Клайпедском (Мемельском) крае проживало 152 600 жителей.
С августа 1944 по январь 1945 г. из края эвакуировалось около 140 000 жителей.
С марта 1945 г. по ноябрь 1946 года частичная репатриация (около 4 000 жителей возвращается в Клайпедский край из территорий занятых СССР).
май 1948 г. — декабрь 1949 г. — возвращение около 2 000 жителей (из территорий, оккупированных Союзниками).
1948-52 г. — 6.5 тысяч отправлено в Сибирь.
1958-1967 г. — 8232 жителя эмигрируют в ГДР и ФРГ.
В 1998 г. в Клайпедском крае проживали около 10 000 старых жителей.
Источник: www.balto-slavica.org
Литовцы
ЛИТОВЦЫ, летувяй (самоназвание), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек), Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек.
Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века на латинской графической основе. Верующие — главным образом католики.
Основой формирования литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав литовцев, — собственно литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).
В IX—XII вв. складываются государственные образования — княжества-«земли»: Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в первой половине XIII века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со второй половины XIII века — западно-русские земли, к середине XV века — вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В XIII—XIV вв. Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382—98 — Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства — Речи Посполитой — и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII века.
В 1795—1815 этническая территория литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940—90 — Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае — Декларацию о государственном суверенитете Литвы.
Основное традиционное занятие литовцев — пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века — картофель). Старинные орудия — двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в XIX веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных — полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных — зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками.
Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в XVI—XIX вв. сменилось на колодное, а в конце XIX — первой половине XX вв. — на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла — ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.
Древнейший тип поселения — деревня с кучевой планировкой, в XVI веке распространилась уличная планировка, в XIX—XX вв. — однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, — однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши — по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с XVI века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.
К XIX веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре — нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально — единственным очагом в доме), по сторонам — жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками.
Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома — кухня с сенями, с одной стороны от них — общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой — спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В первой половине XX века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.
Традиционная женская одежда — длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2—3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам — безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда — на твёрдой основе, замужние женщины — полотенчатый убор-намитку. Со второй половины XIX века распространились чепцы и платки.
Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда — покрывало-скара, зимой — сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.
Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь литовцев — лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни — сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т. п.
Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца XVIII — начала XIX вв. широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.
В литовской деревне были сильны общинные традиции — помочи (галка), сябровство, посиделки и т. п. До XIII—XIV вв. преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.
В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т. п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени.
Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора — песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала XX века устраиваются праздники песен, вселитовские — с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки «Эгле — королева ужей»). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).
Источник: www.etnolog.ru