Литва швеция речь посполитая это

Речь Посполитая
: Rzeczpospolita Obojga Narodów
: Abiejų Tautų Respublika

Главная информация

Польский

Литовский
Западнорусский
Латинский
Немецкий

Балто-славянин

Форма правления

Наследственная монархия (1569–1573)

Выборная монархия (1573–1791, 1792–1795)
Конституционная монархия (1791–1792) ( Шляхетская демократия )

Личность

Столица

Краков (до 1596)

Религия

Отношения

Друзья

Враги

Нравится

Модные гусарские шлемы с крыльями, ремувить кебабов

Не нравится

Когда её делят, Запорожцы, Мусулимское отродье, Орлы

Остальное

Может в космос?

Упоротость

Вареники, жур, прецли, цибуляки, легумина, каплуны, пулярдка, мозжечок, потравка, холодник, хлебный квас, водка, квашеная капуста, компот, каша

Не может в.

Речь Посполитая — страношар, представляющий крупную страну в Восточной Европе. Он является стронговым дедом Польши, родившимся в результате Люблинской унии ВКЛ и Королевства Польского. Его глина была поделена между Российской империей, Пруссией, Австрийской империей, сейчас она находится в составе многих восточноевропейских стран.

Потоп-1: Уничтожение Речи Посполитой

История

Родился в 1569 от Польши и Литвы. После этого забирал глину у соседних государств — даже доходил до Москвы, но тщетно. Затем его били турки, шведы и русские. В 1772 году был поделён между тремя чёрными орлами, в 1793 между двумя, а в 1795 был полностью уничтожен.

Источник: polandballru.miraheze.org

Этимология Речь Посполитая

Речь Посполитая на польском произносится как Жечь Посполита
Когда-то я задумывался о происхождении топонима Речи Посполитой, но выводов не было сделано. Почему буква Ж переходит в букву Р в разных языках ? Почему «речь» по-русски – «говорить», а по-польски «вещь, дело», хотя оба языка славянские ? Почему Речь Посполитая калька с латинского Res Publica – общее дело ? Слова «Посполитая» и «Публика» никак не сопоставимы чисто фонетически. Вопросов много.
Полагаю, что это тема для аналитической статьи.

«Речь Посполи;тая (польск. Rzeczpospolita — республика) — конфедерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.» [ВП]
Традиционная этимология
«Традиционное название государства — «Речь Посполитая» — является дословным переводом на польский язык латинского термина Res Publica (польск. rzecz — вещь, дело; pospolita — общая). На русский язык этот термин дословно переводится как «общее дело» или «общая вещь». Официальное название государства — Королевство Польское и Великое княжество Литовское (польск. Kr;lestwo Polskie i Wielkie Ksi;stwo Litewskie).

Речь Посполитая: ВСЯ история за 10 минут (1569-1795)

Местными жителями государство обычно называлось просто Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita; зап.-русск. Р;ч Посполита). Собственно Королевство Польское местные жители кратко называли Короной, а Великое княжество Литовское — Литвой, а иногда — Великим княжеством.» [ВП]

Жечь Посполита
«Респу;блика Обо;их Наро;дов (польск. Rzeczpospolita ObojgaNarod;w, лит. Abiej; Taut; Respublika, белор. Рэч ПаспалітаяАбодвух Народаў, на польском произносится как «Жечь Посполи;та», официальное название Республика КороныПольской и Великого Княжества Литовского (польск.Rzeczpospolita Korony Polskiej I Wielkiego Ksi;stwa Litewskiego, лит.Lenkijos Karalyst;s ir Lietuvos Did;iosios Kunigaik;tyst;sRespublika, белор.

Рэч Паспалітая Кароны Польскай і ВялікагаКняства Літоўскага) — в 1569—1795 гг. название федеративного польско-литовского государства, образованного Польским королевством и Великим княжеством Литовским, представлявшего собой специфическую форму дворянской республики во главе с пожизненно избираемым сеймом правителем, носившим два титула: короля польского и великого князя литовского. Традиционное название государства в русскоязычных источниках — Речь Посполитая.
Речь Посполитая —дословный перевод с латинского на польский слова Республика и на русский язык переводится — «общее дело».Среди татар, турок и казаков в XVI-XVII веках часто называлась Ляхистан, Лехистан (лях = поляк).» [1]
Традиционна считается, что Речь Посполитая является дословным переводом на польский язык латинского термина Res Publica (польск. rzecz — вещь, дело; pospolita — общая), но какая Речь Посполитая — республика ? Это же Королевство. Возникает вопрос верный ли выбран перевод ?
Замена Ж на Р возможна не по фонетике, а по сходству латинских букв j/r в начертании (написании). Обратите внимание, что r – это перевёрнуто j. Есть, согласно моему методу, много замен по начертанию именно строчных букв, например, m/n, j/l, j/t, но в прописных J и R непохожи. Но самое главное не в этом. На, мой взгляд, топоним Речь Посполитая возник не на основе латинского словосочетания Res Publica, а на славянской основе Червона Под-политая или адаптивно «Красная (Русь) под поляками». Рассмотрим происхождение этимологии:
«Тит Ампий цитировал Цезаря, говорившего, что nihil esse rem publicam, appellationem modo sine corpore ac specie (“res publica — ничто, пустое имя без тела и облика”)» [1]
Publica – публика — в современном понятии – народ, так и в древности «публика» — полюдье (слав.).
Publika > poludika – по-людика (слав.), т.е. полюдье.
Res – переводят как вещь, дело, но что общего между вещью и делом ?
Res – reshie/reshka – решие/решка (слав.), т.е. бросать жребий о решении вопроса. Отсюда получаем:
Res Publica – reshenij poludija – решение полюдья, иначе, решение собрания народа, а по- старославянски – вече. И как в названии государство может находиться слово «вече» ? Здесь не упоминаются ни поляки, ни литовцы. Но если рассматривать топоним Речь Посполитая как сочетание двух славянских слов «Червонная» (Русь) и «под поляками», то всё становится прозрачным.
Другой вопрос, что Res Publica – Республика, если она управляется дворянским собранием (шляхтой), то она не является Республикой как таковой. Цицерон приводил примеры:
«Сразу после описания Сиракуз Цицерон дает в De Rep. III: 44 другой пример народа, утерявшего свою вещь, свою res publica, — это Афины при правлении тридцати олигархов.
“В самом деле, где же было “достояние” афинян (Atheniensum res) тогда, когда… этим городом совершенно беззаконно правили тридцать мужей? Разве древняя слава городской общины, или прекрасный внешний вид города, или театр, гимнасии, портики, или прославленные Пропилеи, или крепость, или изумительные творения Фидия, или величественный Пирей делали Афины res publica? — Никоим образом, так как все это не было “достоянием народа” (quoniam quidem populi res non erat)”.
Как можно, однако, вернуть или восстановить res publica? Цицерон дает в De Rep. II: 61-63 пример узурпации власти децемвирами, призванными составить собрание законов, но оставшимися у власти и после этого и отказывавшими уходить.

В дополнение к десяти таблицам справедливых законов они приняли две таблицы несправедливых и даже в их применении творили произвол — бороться против их действий стало невозможно. Народу пришлось восстать и вернуть себе свою законодательную и законоприменительную власть. De Rep. III: 44 интерпретирует это событие как попытку народа вернуть себе свою вещь:
““Достояния народа” не было (populi nulla res erat); более того, народ восстал (populus egit) и попытался вернуть себе свое “достояние” (et rem suam recuperaret)”.
Подытоживая эту достаточно прямолинейную концепцию res publica, можно сказать, что она покоится на двух элементах: надо иметь общие вещи, основу жизни вместе, но этого недостаточно, если нет уз закона, которые гарантируют, что populus действительно контролирует эти вещи. В большинстве практических случаев это означает, что существует реальный доступ к процессам совещания по поводу принятия и применения законов, которые обязательны для всех граждан. Это и есть та vinculum iuris, которая поддерживает iuris consensus: существует связь, объединяющая толпу или сборище в народ, то есть более или менее существует согласие по поводу тех законов, которые связывают всех и позволяют гражданам как городу распоряжаться своей судьбой и своим достоянием.
И эта vinculum не обязательно имеет метафорический характер. Например, в дополнение к городской инфраструктуре — вещам общего пользования, которые так любит перечислять Цицерон (крепости, улицы, портики, стены и тому подобное), — нужна еще и инфраструктура привязки или доступа к совещательному процессу по поводу законов и политики. Если такой привязки нет — и, например, только децемвиры имеют доступ к местам, где хранятся и применяются таблицы законов, — то народ восстает, чтобы восстановить доступ (потенциально) всех к местам совещаний и решений по поводу закона. Иными словами, если нет такой прочной и эффективной vinculum, гарантирующей доступ к месту и участие в процессах consilium, то существуют лишь места и вещи общего пользования, но нет res publica[27].» [2]
Речь Посполитая – rech pospolitaja > chervij pod poljacija – Червия под поляками (слав.)(инв. rech, пропуск v) иначе, Червонная Русь под поляками, где червонный – красный.
Поляки так назвали свой союз с литовцами в противоположность русским, Белой Руси (союз Руси, Украины и Белоруссии ), а потом, вероятно, просто забыли о происхождении и придумали новое название «Дело общее» тем более, что первое слово Chervj похоже на Res (rzecz ) инверсно.
«Червонная Русь (также Красная Русь; лат. Russia Rubra, укр. Червона Русь, польск. Ru; Czerwona) —историческая область в (X) XVIII веках; часть Руси, расположенная на западе современной Украины и юго-востоке современной Польши» [ВП]
Есть ещё вариант слово «Посполита», найденный на Лигнвофоруме:
«Хочу еще добавить к вышесказанному, что прилагательное ПОСПОЛИТА было выбрано именно потому (есть, ведь, и другие), что оно лучше остальных отвечало цели нового названия. Оно содержит в себе первые буквы обеих стран — ПОЛ и ЛИТ.»[3], т. е. под «Польшей и Литвой», но сути это не меняет.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ — большая советская энциклопедия
ЭСС — этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича

Источник: proza.ru

Речь Посполитая Многих Народов

Один из моих любимых вопросов лженауки «альтернативной истории» (пожалуй, второй после «а если бы Чингисхан принял несторианство?») — как бы выглядела «шестая часть суши», если бы в Смутное время Польша одолела Москву, превратившись в Речь Посполитую Многих Народов от Карпат до Камчатки? Нет, само собой, я разумом понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения и придерживаюсь мысли, что всё произошедшее со странами и народами в конечном счёте не могло не произойти. Но порой так интересно представить, что какой-то путешественник во времени как-то в позднеюрском периоде раздавил бабочку и миллионы лет спустя всё сложилось немного иначе.

На заглавном кадре же — настоящее польское село в сибирской глуши.

. Иркутское воеводство, дворец Августа-Поликарпа Убайдуллы Потоцкого в его резиденции Великий Балаган на берегу Байкала. Этот прекрасный дворец, воздвигнутый в 1776-94 годах приглашёнными французскими мастерами более чем на столетие стал важнейшими центром шляхетской жизни в монгольской стороне. Здесь Август-Поликарп и его потомки, такие как Михаил-Цэрэндэй и Кристофор-Узала, принимали и снаряжали миссионерские экспедиции к сибирским народам и в Китай, но и не забывали о панской роскоши — много десятилетий достопримечательностью Великого Балагана были оранежери, где Потоцкие даже в самый лютый мороз успешно выращивали ананасы, последние урожаи которых успели застать строители Трансъевразийской железной дороги.

Главная улица Нижеграда-Повольского, слева дворец Пожарских, впереди виднеется цитадель-кремлина, где 4 апреля 1615 года была заключена Нижеградская уния между представителями Польши, Литвы, поверженной Москвы и освобождённой от московского гнёта гетманом Хоткевичем Казани, согласно которой провозглашалась Речь Посполитая Многих Народов со столицей в Варшаве. Её правитель с того момента именовался «Император и король Польский, Царь Русский, Великий князь Литовский и Московский, хан Казанский, Астраханский и Сибирский, старейшина Эрзян, Мокшан, Мариан, Зырян, Ойрат и всех Прочих народов». Подумать только, что на месте этой ухоженной улицы сейчас вполне могла лежать средневековая тьма православной Московии, которая никогда бы не запустила человека в космос и не дала бы миру великую литературу!

Успенский костёл (1715) в Астрахани, памятник столетию перехода из московского гнёта в свет польской цивилизации:

Вологодское воеводство, город Великий Уштугов, бернардинский костёл (1674-78) в стиле «московитского барокко», зародившегося в Москве при поддержке магнатов Нарушкинских. Всё это последний излёт московитского купеческого севера, чья торговля была завязана на приполярный Архангелув — после победы РПМН над Швецией главным портом страны окончательно сделалась Рига.

Брянское воеводство, село Творишки, костёл Святого Казимира (1830-е годы):

Костёл Всех Святых (1819) на кладбище, город точно опознать уже не могу:

Самара, костёл Святого Сердца Иисуса (1902-06):

Костёл Божьего Тела (1932) в Новогрудском воеводстве. В ХХ веке в РПМН вошёл в моду «неомосковитский стиль», обыгрывающий мотивы московского деревянного зодчества, немногочисленные памятники которого сохранились в лесах Вологодского, Онежского и Беломорского воеводств:

Софийский собор (в основе 11 века) василианского монастыря в Великом Новогруде:

10.

Рига, второй по величине город (5 миллионов жителей) и главный порт РПМН с конца 16 века по наши дни (грузооборот достигает 120 миллионов тонн). Собор Божьей Матери Королевы Севера во францисканском монастыре — творение итальянского архитектора Бартоломео Расстрелли: приглашениями выдающихся зодчих со всей Европы, таких как Росси, Трезини, Монферран или Штакеншнейдер, Рижский Рат полностью изменил облик города в 19 веке.

Гродно, Новая Фара Витовта, построенная в 1950-55 годах взамен разрушенного войной фарного костёла 14 века:

Резной маньеристический алтарь из Нижеграда-Повольского, города Великой Унии. Вырезан неким обращённым в истиную веру московитом с использованием традиционных приёмов московской резьбы. Также обратите внимание на внешний вид действующих лиц, весьма наглядно демонстрирующий тёмные азиатские нравы Московии.

Доминиканский монастырь в Тобольске — центр католичества Сибири. Несколько сотен вышедших отсюда миссионерских экспедиций крестили миллионы туземцев, киргизов, монголов, а принадлежавшие монастырю земли по площади были сопоставимы со всей (!) Польшей накануне Люблинской унии. Облик его, однако, весьма просто и даже скуден — в Сибири роскошь не в чести. Подобные менее крупные монастыри, в основном также доминиканского ордена, существовали в Туменове, Скале-Червонной, Тумске, Иркутске, Якутске и ряде других колониальных центров.

Черкесское староство с правами воеводства, вольный город Пиецигура, заброшенный терминал Еврейского аэропорта, открывшегося в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Богатейшее еврейское купечество Речи Посполитой Многих Народов сыграло огромную роль в развитии как неё самой, так и других стран, в первую очередь Соединённых Штатов Америки. Продолжительные притеснения евреев во всём мире привели к значительной обособленности их общины, и следом за сетями еврейских школ, больниц, университетов (первый открылся в 1892 году в Черновцах и является достопримечательностью Молдавского воеводства), почтовых линий была предпринята попытка создания еврейского транспорта. Но так как ни одна страна не давала добро на строительство Еврейских железных дорог, древний народ обратил свои взоры на авиацию. Увы, помешала война, накануне которой в мире было построено лишь несколько еврейских аэропортов, последний закрылся 14 мая 1948 года. Лётное поле ныне используется как ипподром:

Еврейское местечко Петркув-Забайкальский, в центре — Хоральная синагога. Евреи прибыли сюда в 1819 году по приглашению магната Казимира Трубецкого для торговли на Великом Чайном пути:

Москва, столица Великого княжества Московского. Бережно сохранённая польской властью площадь Унии в Московском кремле, помнящая героическую оборону польского гарнизона. На заднем плане справа костёл Святого Казимира, храм-памятник польско-московской войне 1609-15 годов, и верхушка Дворца Науки и Культуры (1910-28, с перерывом на Мировую войну), подарка Москве от Варшавы.

Нынешняя Москва остаётся крупнейшим городом РПМН (16 миллионов человек), причём ни одна из населяющих её наций не достигает даже 20% населения. Вторая по величине, как уже говорилось, Рига с её 5 миллионами, ну а столичная Варшава довольствуется лишь 3-м местом (2,5 миллиона человек). Ещё планку 2 миллионов преодолели Киев, Вильно, Казань и Всходнеслав, а миллион жителей насчитывают более 20 городов.

Дворец Шереметьевских (1790-95) в Вильно (изначально епископский), где в 1861 году была подписана Вторая Конституция Речи Посполитой Многих Народов, за основу которой была взята конституция Североамериканских Соединённых Штатов. Одержавшая победу над Наполеоном РПМН оставалась сильнейшей державой Европы, пока не потерпела в 1855 году сокрушительное поражение от Британской империи в Дальневосточной войне. Это поражение высветило необходимость реформ, но вековые традиции шляхетской демократии позволили осуществить их относительно безболезненно — с этого момента Речью Посполитой управляет президент, а шляхетская демократия после нескольких эдиктов и универсалов к 1910-м годам превратилась в демократию современного типа.

18.

Польско-ингрийская граница на одном из притоков Волхова. После Северной войны 1690-х годов финно-угорские Ингрия и Эстония были сохранены как буферные государства, протекторат РПМН, а после Дальневосточной войны 1855 года британцы навязали им полную независимость.

Старые нефтепромыслы, уже точно не помню где — может в Галицком воеводстве, может в Башкирском старостве с правами воеводства. Добыча Галицкой нефти началась в 1820-х годах и вдохнула новую жизнь в этот захолустный регион, попытка расширить географию за счёт присоединения богатого нефтью Ширвана была не последней причиной Дальневосточной войны, и в итоге нефтепромыслы Баку по договору с Ираном достались Британии. С конца 19 века началось освоение месторождений в татарских и башкирских пределах. Ныне понемногу начинают осваиваться месторождения Западной Сибири, есть предположения, что тамошний нефтегазовый район является крупнейшим в мире.

Один из крупных металлургических заводов Урала, начинавшихся в середине 17 века с промышленной империи купца Натана Демидовича из Тульского воеводства, начинавшего как простой старатель, затем открывшего в Туле (на имя московита Антуфия Никитина, чтобы обойти «еврейский» запрет) оружейную мастерскую, хорошо поднявшуюся на заказах Северной войны и приросшую ещё несколькими заводами на Урале. Так началось освоение гигантских рудных массивов Урала, Сибири и Туркестана. Говорят, близ устья Енисея находятся грандиозные залежи меди и никеля. но до них ещё поди доберись, вряд ли когда-нибудь эти скрытые под слоем вечной мерзлоты богатства будут в руках человека. Всё в руках Божьих, и над заводской площадкой хорошо виден костёльный шпиль.

Городница — благоустроенный, заранее спланированный посёлок для рабочих крупного завода. Первую городницу построил в конце 18 века в Гродно остзейский немец Антоний Тиссенхаузен, и думается, если бы РПМН проиграла Наполеоновскую войну, этот эксперимент так и осталася бы экспериментом.

Но уже в 19 веке городницы, где находилось место и школе, и больнице, и костёлу, и дворцу владевшего заводом магната, появились в десятках городов. В 1920-30-е годы новый виток городницам придали немецкий баухауз и его московское отделение. Вот например на городнице Нижнего Тагильского завода — на холме Народный дом (передняя часть 1840-х годов, задняя — 1930-х), соединённый крытым переходом с костёлом. Увы, с развитием общественного транспорта во второй половине ХХ века городницы утратили смысл.

Тихоокеанское воеводство, Старый вокзал (1924, с 1981 года занят станционными службами) станции Всходнеслав — конечной Трансъевразийской железной дороги, этой главной стройки РПМН первой половины ХХ века::

Всевеликое войско Яицкое, церковь в казачьей станице Клушинская. Долгое время казаки были единственным народом РМНП, продолжавшим исповедовать традиционное православие, но сейчас, когда эта ветвь христианства стала практически историей, как несторианство или монофелитство, они также приняли греко-католичество. Также обратите внимание на название — казаки любили называть свои станицы в честь выигранных битв, хотя и не всегда тех, к которым имели прямое отношение.

24.

В Вологодском, Беломорском и Карельском воеводствах не редкость вот такие вот каплички у дорог, вырезанные из целого дерева:

Башкирское староство с правами воеводства, исламо-католическая мечеть. Чрезвычайно успешный опыт Брестской унии способствовал равзитию этого впоследствии чисто политического проекта, позволившего привести под власть Папы Римского изначально далёкие от христианства народы, получившие возможность при сохранении своей обрядовости и своего поименования Господа быть угодными Богу. Уфимская уния была заключена 19 января 1784 года.

Исламо-католическое кладбище в Равнинно-Киргизском старостве с правами воеводства, близ города Пшешкаскан. Равнниные киргизы были приняты в унию в 18 веке, в связи с монгольскими набегами, после чего в титулу правителя РПМН к к «хан Казанский, Астраханский, Сибирский» добавилось «. и Киргизский». А вот продвижение РПМН в Туркестан было остановлен всё той же Дальневосточной войной, продолжившийся покорением Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств Британской короной (в итоге вместе с Ширваном и Картвелией ставших «буферным поясом» между РПМН и Британской Азией):

Ойратское староство с правами воеводства, буддо-католический храм. Иркутская уния между буддийским и католическим духовенством была заключена 14 июля 1824 года, там же был принят догмат о невозможности преодоления определённых кармических порогов без Господней помощи.

Енисейское воеводство, шамано-католическое святилище. Вторая Иркутская уния была заключена 12 мая 1852 года и допускала возможность дальнейшего присоединения туземных племён. В нынешней Речи Посполитой подавляющее большинство верующих людей находятся под опекой Католической церкви, но при этом мирно сосуществуют все три мировые религии, иудейство и традиционные верования.

Иркутск. Один из костёлов так называеомого «миссионерского барокко» — по традиции, вернувшаяся в Речь Посполитую миссионерская экспедиция строила храм в традиции посещённой страны на пожертвования её новообращённых жителей. Этот костёл Болеслава Селенгинского (1777-79) построила экспедиция, прославлявшая Господа в Северном Китае и Внутренней Монголии.

Благодаря деятельности польских миссионеров, в нынешнем Китае проживает крупнейшая католическая община палнеты, по разным оценкам от 420 до 500 милионов человек, что составляет 30-40% населения Поднебесной. В Шанхае готовится к освящению в присутствии представителей Гоминьдана крупнейший в мире костёл Всех Образов Девы Марии, способный вместить до миллиона молящихся единовременно; высота его башен более 400 метров, сводов — порядка 150 над полом, длина от ворот до апсиды более километра, и внутри проложена собственная сеть монорельса. Увы, в Шанхае я не был, так что Гугль вам в помощь.

Тундра в низовьях Печоры, кладбище переселенцев:

Многоквартирные дома в городе Вершина Тумского воеводства, рассчитанные на сибирские морозы, вид с вокзала Трансевразийской железной дороги:

Московитская деревня Новокалуга в Якутском старостве с правами воеводства. К сожалению, не все московиты понимали счастья жить в польской цивилизации, находились даже такие, кто уходил с семьями в ледяной ад сибирской тайги. Многие московитские сёла в тайге были обнаружены лишь в ХХ веке, с появлением авиации. Нынешние московиты, безусловно, понимают, из какой тьмы и невежества мы вытащили их предков, но их деревни остались уникальными этнографическими заповедниками. Обратите внимание на «двери», прикрывавшие оконца — в варварской Московии жизнь без них была смертельно опасна, так как в любой момент в дом могли ворваться лихие люди, поэтому жилище каждого московита испокон веков представляло собой крепость.

Вот такое великое государство удалось построить нашим дальним предкам.

UPD. Читательские дополнения.

История Казани от q_tactics :
В виду «освобожденного статуса» Казань постоянно шантажировала Варшаву выходом из всевозможных Уний, за что получила первую железную дорогу к востоку от Риги 1850му, которая дошла сразу до Уфы и Челябы, причем вторая была построена в 1890м. А Пермь и Нижегруд долго не могли получить железку, т.к. Казань наживалась на перевалочной торговле с реки на железную дорогу.

Население бы еще в 1890м составляли 2/10 татароязычных мусульман, 1/10 татароязычных православных (растворивших в себе ранних московитов-переселенцев), 2/10 татароязычных католиков, причем последние происходили бы не сколько из татарских «новокрещен», сколько из принявших татарский язык окатоличенных чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы, и по одной пятой поляков, русских, немцев (и лютеранских групп марийцев, которых остзейским баронам раздали за помощь в подавлении Пугачева), евреев (татароязычных), среднеазиатов. Среди чувашей, марийцев, удмуртов и мордвы были бы подпольные течения за возврат к родной вере, за уход в ислам, за уход в православие для спасения от ассимиляции.

А в 1990м за счет урбанизации деревни население бы состояло примерно на треть из мусульман (с предками вышедшими из татарских деревень), на треть из католиков (с предками вышедшими из чувашский, марийских, мордовских, удмуртских деревень), польско-татарских билингвов, и католическо-мусульманских униатов, сердцем движения которых была бы степь, а Казань активно бы сопротивлялась (как мусульманской, так и католической частью), но медленно и верно теряла позиции.

В транспортном плане, Казань бы также шантажом Варшавы стала центром Волжского пароходства, причем в пароходстве работал клановый симбиоз мусульман и немцев, объединившихся против тогда еще не не предлагавшего унию католичества. Татарские колонии по всей Волге родом из 1850х потеснили многонациональную работу бурлаков, дали начало механизированным и к 1900м опять интернациональным речным портам. Из-за симбиоза с немцами в торговле и промышленности и использования немецкого телеграфного оборудования татарский язык в «католической форме» стал быстро доминировать над «мусульманским» и к 1900м татары уже безоговорочно перешли на латиницу с алфавитом по финскому и эстонскому образцу.

Влияние РМПН на Новый Свет от q_tactics .
еще интересным моментом бы на конец 19 века был бы наверняка феномен иммиграции чистых православных (со староверческим компонентом, если он бы еще как-то выделялся отдельно) и мусульман из страны, скорее всего в Новый Свет.

причем, если бы задержавшиеся православные Нового Света шли бы и дальше до Аляски через восток, то задержавшиеся православные юга выбирались бы в Канаду и Аргентину, заняв нишу галичанской эмиграции.

ну и после мусульманских уний, скорее всего было бы такое же мухаджирское движение в Поволжье. учитывая культурную близость и вероятность существования Крыма как британской колонии, то мигрировали бы они не в Турцию, где к ним, как к выходцам из униатской страны относились бы подозрительно и с презрением, а куда-нибудь в англоязычные колонии со схожим или хотя бы степным климатом, ту же Канаду, Южную Африку, Австралию.

ну и самый смак в «альтернативке», который можно было бы предположить: в случае победы Речи Посполитой в Поволжье бы на один удар меньше было бы по ногайцам. их судьба была всецело определена в рамках конфликта РПМН с османами. но учитывая, что ногайцы, в отличие от оседлых татар и кавказцев, это кочевники, и теряя территорию они с нее уходят, то вскорости у Турции бы встал вопрос, куда их переселять без Приазовья и Буджака, которых бы у нее точно не было в таком раскладе.
подозреваю, что в таком случае Турция бы прочнее деражалась за Средиземноморье, и настолько прочно, что выход в Атлантику стал бы совершенно логичным. но к колонизации Нового Света удалось бы подключиться все равно очень поздно. и досталась бы ей. Патагония, без всего, кроме степей. Куда бы султан и отправил кочевать и распространять ислам среди аборигенов ногайских мухаджиров

Псковское воевоеводство. Гарнизонный костёл Святого Казимира на территории 104-го полка воздушной кавалерии Войск Речи Посполитой Многих Народов. Постройка начала ХХ века:

касцёл.jpg

35. от yozas_gubka .

Могилёвское воеводство. Памятник первому Папе Римскому уроженцу РПМН — Яну Павлу II перед зданием администрации Могилёвского воеводства (арх. Юзаф Лангбард, годы постройки: 1938-1939):

36. от yozas_gubka .

Архитектурный нюанс от Josef Kats
Одно жаль: маловато камениц с ренессансными аттиками, которыми должны быть застроены исторические центры РПМН! Причем эта мода должна перейти и в деревни, дома в фольварках должны быть покрыты имитацией граненого камня, любовно выпиленной из дерева, а ворота во двор — оформлены в духе кондвейшего ренессанса!

P.S.
Большая просьба ко всем буквоедам и краеведам не воспринимать данный материал хоть сколько-нибудь серьёзно. Это не исторический трактат, не попытка реконструкции, скорее просто фантазия по мотивам, и невозможность многих вещей можете мне не объяснять. А если кто заинтересовался — можете предложить свои подобные зарисовки, а я буду их по мере поступления вносить в пост.

Источник: varandej.livejournal.com

Как раскололась Речь Посполитая и при чем тут Конституция

В последние недели многие говорят об угрозах утраты нашим независимым и молодым государством своего суверенитета, многим данные разговоры кажутся беспочвенными и в глазах некоторых выглядят как демагогия и нагнетание и без того неспокойной обстановки.

Не будем углубляться в рассуждения — углубимся в историю. На карте Европы некогда (1569-1795 годы) существовало государство Речь Посполитая. Но потом его разделили соседи. В три счета.

государство-конфедерация Великого княжества Литовского и Королевства Польского, образовавшееся в результате Люблинской унии 1569 года и просуществовавшее на территории современной Беларуси до 1795 года — до окончательного раздела его земель между соседними державами.

«Мы, обоих народов прелаты, князья, паны-рада, бароны и все чины, должны также помогать друг другу во всех невзгодах всеми силами и средствами, какие общему совету покажутся полезными и нужными, считая счастливые и злополучные дела общими и поддерживая друг друга чистосердечно», — гласила Люблинская уния 1569 года, а представители польской и великокняжеской (читай — белорусской) знати создали новое государство на карте Европы — Речь Посполитую (Rzeczpospolita, от латинского — Res Publica).

Государственное устройство Речи Посполитой не имело аналогов в истории Европы. Королевская власть ограничивалась своеобразным парламентом, сеймом, состоявшим из шляхтичей. Обе части страны сохраняли административную независимость, свое налоговое регулирование и армии. Сейм и король же управляли внешней политикой, а на территории всего государства распространилась польская денежная система. Властитель избирался на заседании сейма.

Карта Речь Посполитой 1799

Первое столетие существования конфедерации польские историографы называют золотым веком, в первую очередь для законодательного меньшинства — шляхты и городских жителей, которые активно использовали все возможности городского самоуправления по Магдебургскому праву. Однако многие свободы и вольности граждан привели к росту политической анархии. Кроме того, государство несло катастрофические демографические потери в ходе войн второй половины XVII — начала XVIII века, что предопределило и экономический упадок.

Карта Европы, 1700

Государство вело активную внешнюю политику на всех направлениях, культурная жизнь бурно развивалась — этому способствовало раннее появление книгопечатания. Исторические труды и научные трактаты пользовались большой популярностью среди интеллектуальных элит того времени. Культурная жизнь страны была на высоте и в расцвете. Образовалось своеобразное сообщество интеллигентов Речи Посполитой, которое вело публичные полемики в доступных по тем временам формах, а многие его представители были лидерами мнений. Но все это не укрепило страну.

Что было причинами ослабления государства: экономический ли упадок, войны ли, затронувшие территорию страны, внутренние этнические и религиозные противоречия ли между поляками и литвинами, злоупотребление ли правом liberum veto, приход ли к власти в Речи Посполитой ставленника Екатерины II — однозначно сложно сказать, скорее, все это в разрушительном сочетании.

Для тех, кто подзабыл уроки истории: «Нельзя допустить, чтобы глупое большинство главенствовало над умным меньшинством» — и право LIBERUM VETO позволяло блокировать одному шляхтичу любое решение сейма. Также шляхтичи имели право легитимно образовывать конфедерации (временные политические союзы) и даже устраивать рокош — вооруженный мятеж против короля. Да когда ж оно было-то — в XVIII веке. И все это также не укрепило страну.

Патриоты Королевства Польского и Великого княжества Литовского понимали опасность всех внешних угроз, ставших более чем очевидными к середине XVIII века. И не сидели сложа руки, когда где-то уже перерисовывались карты новой Европы.

К сожалению, мероприятия по сохранению Речи Посполитой и избежанию ее разделов не принесли желаемых результатов по разным причинам. Однако предпринимаемые попытки нельзя не оценить и не заметить.

Немного хронологии

Первый раздел — с 19 февраля по 22 сентября 1772 года; делили Россия, Пруссия, Австрия.

Второй раздел — 23 января 1793 года; делили Россия и Пруссия.

Третий раздел — 24 октября 1795 года; делили Россия, Пруссия, Австрия.

Хронология действий патриотов Речи Посполитой по спасению государства перед первым разделом

Карта РП 1764

Карта Речи Посполитой в 1764 году. Источник: wikimedia.org / Maciej Szczepańczyk, based on layers of Halibutt

4 февраля 1768 года: подписание трактата о «вечной дружбе» Речи Посполитой и России, что по сути превратило Речь Посполитую в российский протекторат.

29 февраля 1768 года: Барская конфедерация — конфедерация (получившая название от крепости Бар, где она заключалась) католической шляхты Речи Посполитой для защиты внутренней и внешней самостоятельности страны от давления Российской империи.

26 марта 1768 года: король С. Понятовский обратился к Екатерине Великой с просьбой о военной помощи и получил ее.

1769 год: за локальный разгром конфедератов бригадир А. В. Суворов был удостоен чина генерал-майора.

В 1770 году совет конфедерации был перенесен в Прешов (в Венгрии), откуда он вел дипломатические переговоры главным образом с Францией, Австрией и Турцией и руководил военными действиями против России.

В 1770 году генерал-майор А.В. Суворов разгромил последние силы конфедератов. XX век: в честь А.В.Суворова названо Минское суворовское училище, его имя носил ряд колхозов и продолжает носить ряд СПК, в среде белорусских рекламистов существует премия «народных удивлений» — Суворовская каша. Но это уже другая история.

Как раскололась Речь Посполитая и причем тут конституция

Барская конфедерация — создание политического союза патриотов Королевства Польского, входящего в Речь Посполитую. Конфедераты противостояли советникам короля Станислава Августа, желавшим ограничить власть магнатов и прекратить наиболее одиозные преследования диссидентов. Пусть вначале и неформально, но фактически барские конфедераты выступили и против самого короля. Изначально основным вопросом конфедерации был вопрос диссидентов (в то время для Речи Посполитой диссидентами были православные христиане и униаты, а не то, что вы подумали). Цель конфедерации — сохранить все древние права и привилегии, которыми обладала католическая шляхта, и оказать сопротивление пророссийским силам, которые стремились выхлопотать равноправие для православных, греко-католиков и других диссидентов.

Результат мероприятий — 19 февраля 1772 года в Вене была подписана тайная конвенция о разделе с условием, чтобы приобретаемые тремя державами части были равны.

Хронология перед вторым разделом

Карта Речи Посполитой перед вторым разделом

Карта Речи Посполитой перед вторым разделом. Источник: wikimedia.org / Maciej Szczepańczyk, based on layers of Halibutt

1788 год — начал работу Великий Сейм.

1791 год — принятие Конституции 3 мая.

1791 год — создание организации «Друзья Конституции», по сути, первой политической партии Польши в современном понимании этого слова, куда входили депутаты сейма с целью защитить реформы и выполнения Конституции.

1792 год — создана Тарговицкая конфедерация под протекторатом России против реформ, Конституции 3 мая и короля Станислава Понятовского.

1793 год — второй раздел Речи Посполитой.

Раздел Речи Посполитой не стал неожиданностью для граждан Речи Посполитой, но стал поводом для объединения и поиска выхода из сложившейся ситуации. Однако несвоевременность — вечная драма, в истории в том числе. Работа по составлению конституционного акта началась 6 октября 1788 года и продолжалась 32 месяца.

3 мая 1791 года сейм ратифицировал документ, призванный ликвидировать недостатки политической системы страны, под названием Правительственный акт (польск. Ustawa rządowa, «Государственный закон»), что по сути было Конституцией Речи Посполитой. Этот документ уникален и по праву считается вторым в истории кодифицированным основным законом в мире (после Конституции США, принятой 17 сентября 1787 года).

Правительственный акт

Конституция должна была урегулировать политический кризис, вызванный злоупотреблением шляхетскими привилегиями, а также внедрить в политическую систему демократические принципы конституционной монархии. Согласно документу, Речь Посполитая из конфедерации становилась унитарным государством с рядом привилегий великокняжеской шляхте. Конституция налагала запрет на действие некоторых парламентских институтов, подрывавших работу законодателей, в частности упраздняла liberum veto. Документ уравнивал в некоторых политических правах дворян и горожан, а также провозглашал опеку государства над крестьянами, смягчая тем самым гнет крепостничества. Составители понимали, что Конституция может не учитывать всё и вся, поэтому законодательно обосновали принципы ее редактирования:

Предостерегая, с одной стороны, от частых и резких изменений народной Конституции, а с другой — признавая необходимость совершенствования после испытания в действии ее влияния на общественное благополучие, назначаем время и срок ее пересмотра и улучшения — каждые 25 лет.

Оценить историческое значение и перспективы возможного действия именно этой Конституции для государства Речь Посполитая сложно, так как она действовала всего 18 месяцев и 3 недели и не успела самовыразиться. В момент ратификации она привела в ярость Екатерину II, к тому же стала реальной угрозой не только российскому влиянию в стране, но и для строя Российского государства.

Не забываем, что в это же время Франция переживала революцию (1789-1794). Поэтому со стороны Екатерины было принято решение: прекратить действие Конституции во что бы то ни стало. 18-19 мая 1792 года российская армия вошла в пределы Речи Посполитой.

Интересно, что король Станислав Понятовский в мае того же, 1792 года получил от российского посла Якова Ивановича Булгакова гарантии территориальной целостности своего государства, что стало одной из причин для принятия решения о капитуляции перед российскими войсками. Некоторые надеялись, что Станислав II Август сможет найти удобный для страны компромисс с Россией, поскольку ему удавалось это в прошлом, и сохранит страну. Это стало причиной вступления ряда представителей элиты в Тарговицкую конфедерацию, которую поддерживала российская императрица.

Но в политике не всегда есть место ответственности за слова и обещания. Не самое благородное это дело, как свидетельствует история. И чаяниям Станислава Понятовского не суждено было сбыться. Страну снова разделили.

А что Конституция 3 мая 1791 года? Белорусы постарались о ней забыть, чтобы не бередить раны, поляки — идеализировали и продолжают делать это сейчас, считая ее национальным символом и кульминацией Просвещения в рамках польской истории и культуры. Польский исследователь конституционного права Б.Дембиньский писал: «Чудо Конституции не спасло государство, но спасло народ» (имеется в виду — польский народ).

третий Раздел Речи Посполитой

Разделы Речи Посполитой

1794 год — восстание под руководством Т. Костюшко (известное также как Польское восстание 1794 года, или Вторая польская война).

На протяжении полутора последующих лет польские патриоты верили в силу Конституции и выжидали удобный момент, одновременно планируя сценарий восстания. Надежды возлагались на помощь Франции, где в это время уже побеждала революция.

Готовившееся восстание было протестом элиты, власти и имеющих имущество граждан некогда большого государства. Тадеуш Костюшко был избран верховным главнокомандующим национальными вооруженными силами Речи Посполитой и имел всю полноту власти в стране (точнее — в том, что от нее осталось). Стоит напомнить, что Костюшко уже имел жизненный опыт участия в революционных действиях — в 1776 году в Северной Америке его таланты были отмечены Дж.Вашингтоном, и именно благодаря ему наш земляк имел опыт работы в американском военном министерстве. Кроме того, Костюшко защищал Конституцию в 1792 году, перед вторым разделом страны, и был поражен капитуляцией короля, по сути его предательством в рамках вступления в Тарговицкую пророссийскую конфедерацию.

Костюшко ратовал за то, чтобы восстание не осталось восстанием только элиты, стремился делать все возможное, чтобы оно охватило все слои:

Я не буду биться за одну только шляхту, я хочу свободы всей нации и только за нее буду жертвовать своей жизнью.

Kościuszko pod Racławicami

Однако этого не случилось. Исход был предречен. Восстание подавили, Костюшко пленили. Затем после освобождения он нашел приют в США, снова возвращался в Европу и надеялся, что Наполеон вернет независимость его некогда великой стране, но и это уже совсем другая история.

Памятники Костюшко есть во всем мире, а в нашей стране — в Минске (был возведен в 2005 году на территории посольства США), в деревне Малые Сехновичи (Жабинковский район Брестской области), на малой родине Костюшко — в Меречевщине. И все.

В результате поражения восстания Костюшко произошла полная ликвидация Речи Посполитой. 24 октября 1795 года государства, участвующие в разделе, определили свои новые границы.

А до появления на территории былой конфедерации новых независимых государств пройдет еще не один десяток лет.

Источник: officelife.media

Рейтинг
Загрузка ...