Можно ли жить в латвии зная только русский

Можно ли жить в латвии зная только русский

Прибалтика — практически не заграница:) Все очень близко: перелет в Стокгольм — один час, и можно найти билеты за 14 евро. С другой стороны, когда я спросил, где можно сходить в планетарий, мне ответили, что «ближайший приличный — в Лондоне». Чтобы съездить в Лондон, нужна отдельная виза.

Разработчик Игорь Замятин живет и работает в Риге два года. Мы попросили его рассказать нам о стране.

Уровень жизни

Латвия — достаточно бедная страна по европейским меркам. Ни нефти, ни газа. Есть немного леса, в том числе на продажу, и лесозаготовительная промышленность живет хорошо. Уровень жизни в столице страны Риге (600-700 тысяч жителей) — примерно как в Новосибирске, может чуть выше, но явно ниже, чем в Москве.

Минимальная зарплата — 430 евро. Проезд на трамвае — 1 евро.

Цены на продукты примерно как в России. Хорошая молочная продукция и шоколад местной фабрики. И все санкционные пармезаны есть, в том числе и местного производства.

Новые запреты на русский язык в Латвии! | КРИМИНАЛЬНАЯ ЛАТВИЯ+

Отношение к русским

На бытовом уровне отношение к русским вполне нормальное, никакого особенного национализма не заметно.

С государственными органами сталкивался очень мало — только получал вид на жительство в иммиграционной службе. Очень уважительно и без каких-либо проблем со мной общались по-русски.

Для бытового общения вполне достаточно русского языка (это оправдание, почему я до сих пор не выучил латышский) — все понимают, особенно старшее поколение. Есть молодые латыши, которые в школе не учили русский, но они, как правило, достаточно хорошо знают английский.

Политика

Представьте себе огромного мощного слона. У него не очень хорошее зрение, он топчется на месте, поворачивается, что-то делает. Это Россия. А рядом со слоном, совсем-совсем рядом, на земле стоит маааленький ежик. Это Латвия.

Стоит слону не очень ловко переставить ноги — и ежик будет раздавлен или поврежден, причем совсем нечаянно — слон этого искренне не хотел, просто не заметил своего товарища. Скажем, у слона задние ноги и передние не всегда согласованно действуют:)

А ежик не хочет чтобы его раздавили. И поэтому, чтобы стать заметным для слона, он все время прыгает на месте, кричит и колет, колет слона иголками в его толстую кожу: «Смотри слон, я здесь! Смотри какой я громкий! Здесь ежик! Не наступи на меня!»

Жилье

Застройка разнообразна: от старых домов начала XX века постройки до современных. Много советской застройки. Идешь по городу — кругом полно еще советских девятиэтажек, целые районы. Все старые дома — реновированы, проведено отопление.

В самом центре очень мало новых домов, сплошь историческая застройка, и высокие цены как на аренду, так, например, и в общепите. Город имеет ярко выраженный туристический центр, где все цены умножаются на 2, а то и на 3.

Аренда студии 28-30 метров в зависимости от района, дома, меблировки будет стоить 150-300 евро в месяц. Трехкомнатная квартира — от 300 до 800 евро в месяц. За 800 евро это уже будет, например, новый дом с мебелью в 20 минутах от центра на трамвае.

5 Минусов Латвии / Что мне не нравится в Латвии / Латвия #15

Проблем с арендой жилья нет — довольно много предложений. Смотреть предложения советую на сайте ss.com — это самый популярный сайт частных объявлений в Латвии. Этот домен — единственное проявление «нацизма», которое я здесь встретил:)

Население

Надо сказать, что население Латвии активно уезжает с момента принятия страны в ЕС, и видна довольно большая убыль населения. Имея латышский паспорт, можно без проблем работать в странах Западной Европы с более высоким уровнем жизни: Скандинавия, Германия, Ирландия и т.д. Имеем ситуацию, когда в близкорасположенных странах уровень жизни отличается, а никаких барьеров нет: естественно, народ уезжает.

Не самое блестящее экономическое положение страны имеет свои плюсы: здесь очень мало беженцев. Люди арабской внешности и темнокожие есть, почти всегда это молодежь — студенты вузов, поступившие сюда из Индии, Непала, Египта и так далее, часто по ИТ-специальностям. Менталитет студентов сильно отличается от типичных беженцев из азиатских стран, в лучшую сторону, это плюс.

Школы

Школы — это квест, который я сам еще не до конца прошел — у меня сыну 9 лет, закончил в Новосибирске второй класс.

С обучением на латышском проблем нет. Обучение на русском в средних школах в Латвии будет свернуто в течении ближайших нескольких лет: начнут со старших классов, все они, включая русскоязычные, постепенно будут переведены на госязык — это только латышский. Та же история с вузами — несмотря на протесты населения, приняты законодательные акты о сворачивании вузовских программ на русском языке, включая частные(!) вузы.

В Риге есть несколько приличных русскоязычных школ, первые 2 места в рейтинге — Рижская гимназия и Пушкинский лицей.

Если моя семья все-таки переедет в Латвию, то очень надеюсь, что сын успеет проучиться год-два в русскоязычной школе, прежде чем обучение на русском отменят окончательно. За это время мы с ним выучим латышский:)

Вузы

Вузы испытывают недобор. Охотно и в большом количестве на англоязычные программы принимают студентов, например, из Индии, в том числе на ИТ-специальности. Вузы — тоже пока не пройденный квест, возможно у меня дочь будет поступать именно здесь.

Что делать женам программистов

Это, конечно, интересный вопрос. Летом — купаться и загорать на пляжах, например, в Юрмале. Кататься на велосипедах — много велодорожек. Ходить на танцы и курсы языка — курсов много, есть и бесплатные. Ездить в Таллин и Стокгольм.

У меня жена тоже айтишница, она аналитик-техписатель, поэтому вопрос с работой как-то не стоит — такие вакансии можно найти и без знания латышского. Людям «обычных» рабочих специальностей без знания гос. языка, конечно, тяжело будет найти работу.

Некоторое резюме: если вы планируете эмигрировать из России на Запад, но сразу в Калифорнию не получилось, а Гугл и Facebook вас не взяли (это как раз мой случай:)), то Латвия — довольно неплохое место для постепенной «мягкой» интеграции. Потому что при всей «похожести» на Россию влияние европейской культуры чувствуется. Даже в том, как люди стоят в очередях. Оставаться здесь насовсем — я бы еще подумал.

Источник

Стать латышами или уехать из Латвии: русские без национальности

Русские Латвии в своем равнодушии и нежелании отстаивать собственные права превращаются в людей без определенной национальности, оставляя себе только два пути – уехать из страны или полностью ассимилироваться

Лиц неопределенной национальности не волнует ни судьба образования на родном языке, ни будущее своего народа.

После недавнего марша и митинга в защиту русских школ “Наш выбор”, организованного партией “Русский союз Латвии”, многие его участники недоумевали, почему поддержать родной язык пришло так позорно мало русских людей? Около 5 тысяч человек из 300 тысяч русскоязычных, проживающих в Риге, – это капля в море.

Известный латвийский историк, автор ряда книг и научно-популярных фильмов Игорь Гусев после митинга опубликовал на эту тему статью “Лица неопределенной национальности”, которая сейчас кочует по социальным сетям. Похоже, есть повод призадуматься.

Своими размышлениями о том, до чего русские Латвии сами себя довели, Гусев поделился со Sputnik Латвия.

Неопределенная национальность

Первым делом Гусев назвал базовые личностные качества, которые, по его мнению, на сегодняшний день присущи большинству людей, – это лень и равнодушие. Из этого, по всей видимости, и исходит то, что основная русскоязычная масса людей в Латвии вполне комфортно себя чувствует вообще вне всякого национального контента.

“Давайте определимся, нужно ли осознание своей принадлежности к определенной нации? Речь здесь не о тех, кто у нас сделал свою титульную национальность выгодной профессией. Многих русскоязычных не волнует национальный вопрос. Не стоит он лично у них. Но мы живем в стране, где на государственном уровне национальный вопрос возведен в абсолют.

Это, если можно так выразиться, холодная гражданская война. И по мере последовательных уступок со стороны русской общины латышская национальная элита проявляет все больше категоричных требований к нам”, – пояснил Гусев.

Реформа образования в Латвии, по мнению историка, проводится не для “повышения конкурентоспособности” русских, как утверждают в правительстве, и не для того, чтобы дети знали и любили латышский язык.

“Образовательная реформа нужна, чтобы ассимилировать русскоязычных детей, а тех, кто не согласен с насильственной латышизацией, вынудить к отъезду из страны, которую мы считаем своей Родиной. Те же, кто готов принять правила навязываемой латышизации, должны будут стать латышами с русскими фамилиями и облатышенными именами. Только и всего.

Я лично не готов отказаться от наследия предков, вырвать свой язык и подрубить свои корни. Но тех, кто солидарен с этими словами, – немного. Например, кто-то не ходит на акции в защиту образования на родном языке, придумывая отговорку “так я ведь не за Русский союз Латвии”. Это жалкое оправдание, обман самого себя, оправдание собственной лени и равнодушия. Ведь речь здесь идет не о политике, а о самом принципе, когда все политические разногласия должны отступить на второй план”, – констатировал Гусев.

Без права на выбор

Он рассказал, что знает таких людей, которые сами искренне и активно начинают ассимилироваться в латышскую среду, и не осуждает их, поскольку это личный и сознательный выбор каждого. Но в данном случае, по словам историка, речь идет именно об осознанном, свободном, не навязанном извне выборе. Право на такой выбор является одним из важнейших прав человека.

“Но когда человека ставят в жесткие условия и он меняет свой национальный код под воздействием внешней угрозы – это совсем другое. Это уже насилие над личностью. Это насильственная ассимиляция, которая мировым сообществом признается явлением негуманным и преступным”, – сказал историк.

По его словам, реформа образования в Латвии и есть насильственная ассимиляция. Но когда из 300 русских жителей Риги против этой ассимиляции выходят протестовать только пятеро, это может означать только одно – остальные данным беспределом довольны и со всем согласны. Гусев напомнил, что на митинг не пришли многие учителя, поскольку боялись попасть в черные списки.

“Не секрет, что в русские школы регулярно наведываются представители наших доблестных спецслужб, которые вежливо интересуются у администрации школ, кто из учителей является противником реформы и участвует в соответствующих мероприятиях. Этим бравым парням террористов бы ловить, да экономических преступников. Но они отслеживают нелояльный к реформе элемент.

Было бы смешно, если бы не так страшно. Но ведь не только страхом объясняется то, что на акции в защиту русских школ приходит так мало людей. Люди находят множество оправданий: погода была или плохая, или слишком хорошая. Или такие фразы: “да что мое участие в митинге даст”, “все равно решат все за меня, и ничего не изменится”. Так оправдывают лень и равнодушие”, – пояснил Гусев.

Он подчеркнул, что русского человека от представителей других, не менее достойных национальностей отличает не пресловутая “славянская внешность”. Гусем заметил, что знал подлинно русских людей с еврейскими, латышскими, немецкими фамилиями и, наоборот, настоящих “лиц неизвестной национальности” с фамилией Иванов.

По мнению историка, человек является тем, кем он себя считает, и это его святое право, а русский человек это тот, кто, прежде всего, любит русский народ, любит осознанно, со всеми недостатками и несовершенствами.

Гусев рассказал, что честь и слава любой нации складываются из достойных поступков каждого ее представителя. И, по словам историка, русский человек, где бы он ни жил, где бы ни находился, в первую очередь помнит о своей принадлежности к общности духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших его национальное сознание. Это история, это культурный код, это труднообъяснимая, но вполне осязаемая духовная общность.

Историк с сожалением заметил, что в Латвии полным-полно людей, для которых русский язык всего лишь одно из средств коммуникации.

“Эти люди в массе своей не любят Россию, она для них “рашка” или “эта страна”, к которой они в лучшем случае относятся с равнодушием”, – подчеркнул историк.

Латвия – Родина, Россия – Отечество

Гусев заявил, что никогда не скрывал, что Латвия – это его любимая Родина, к которой он привязан всем сердцем, а Россия – это его глубоко почитаемое Отечество. И как отметил историк, связь между этими частицами его души – прямая и неразрывная.

В качестве примера он привел семьи латышей, которые в прошлом веке расселялись по всему миру. Гусев рассказал, что их дети уже называли своей родиной Канаду, Норвегию или Австралию, но при этом они не скрывали любви к Латвии, гордились своими родовыми корнями.

Историк считает, что для того, чтобы по-настоящему и осознанно любить свое Отечество, надо знать его историю, культуру, духовное наследие. И русским есть чем гордиться. Но, увы, огромная масса людей, называющих себя “русскими”, знать не хотят ни историю, ни литературу.

“Я ведь ратую не за какой-то особый приоритет русских, а напоминаю, что мы должны вновь обрести утраченные качества – национальное достоинство и национальную гордость. Борьба за школы могла объединить наших людей, пробудить дремлющее русское чувство. Однако человека-обывателя пожрал изнутри мир потребления”, – пояснил историк.

Два пути

Он отметил, что существуют два пути развития человечества. Первый – духовный путь, когда люди живут, осознавая неизменные ценности таких понятий, как “честь”, “совесть”, “благородство”, “справедливость”, “долг перед ближним”. Второй путь – потребительский. Жить ради потребления, во имя приобретательства, достижения богатства, реализации амбиций, тщеславных мечтаний.

“Я не призываю всех ходить босиком и в рубище, как святые подвижники. Сам ой как далек от святости. Можно и необходимо чего-то добиваться в жизни, но это не должно становиться главной целью существования. Увы, но многие наши современники живут именно для мира потребления, который разъедает душу, как металл разъедает ржавчина. И этому воздействию очень трудно противостоять.

Горько становится, когда люди легко готовы отказаться от славы своих предков, от родословной, от высоких идеалов. Сила любой нации находится в сердцах ее людей”, – заявил историк.

Он подчеркнул, что авторы реформы образования борются не с русскими школами, они стремятся в духовном смысле обезличить и уничтожить каждого из тех, кто считает себя латвийским русским.

“Те, кто не ходит на митинги просто потому, что “не хочется”, должны понимать, что именно они сделали и кому подыграли,” – подчеркнул Гусев.

Источник

Русские в Латвии: латыши и русские по-разному воспринимают свою жизнь в республике

Русские в Латвии: латыши и русские по-разному воспринимают свою жизнь в республике

На днях Министерство культуры Латвии опубликовало доклад, посвящённый тому, насколько по-разному проживающие в стране латыши и русские воспринимают как современный мир, так и события истории

То, что многие представители русской общины до сих пор не разделяют установок официальной идеологии, власти страны воспринимают, как источник угрозы. А потому в латвийском Минкульте предложили план действий по «перекодировке» русскоязычного населения республики. Местных русских хотят как можно надежнее «интегрировать» – а по факту ассимилировать. Беда лишь в том, что план такого рода – далеко не первый, ассимиляционная деятельность ведется уже многие годы. И постепенно приносит плоды.

Государственные органы Латвии беспокоит тот факт, что многие представители русскоязычной общины (составляющей около 35 процентов населения государства) всё ещё отказываются считать годы, проведённые республикой в составе СССР, «эпохой оккупации», а советских солдат воспринимают, соответственно, не «оккупантами», а освободителями.

«В латвийском обществе по-прежнему самый высокий конфликтный потенциал сохраняют темы советской оккупации и Второй мировой войны. В латышской и русскоязычной среде наблюдаются значительные различия в отношении к этим историческим событиям, что способствует различным представлениям об основах латвийской государственности и геополитической ориентации», – бьют тревогу в Минкульте.

Там разработали «План развития сплочённого и граждански-активного общества на 2022−2023 годы», утверждённый правительством. В этом «Плане» указывается, что большая часть общества «недостаточно знает латвийскую историю до ХХ века и не в состоянии выразить своё мнение о событиях, сформировавших западную идентичность страны, её принадлежность к европейскому культурному пространству и представление о народе и государственности Латвии».

Как указывает Минкульт, «для создания объединяющей социальной памяти в дискуссиях населения рекомендуется развивать интерес к истории – с использованием интерактивных элементов, например, музеев». Предлагается «способствовать сотрудничеству и коммуникации между поколениями для улучшения знаний о своих корнях, освещать историю краёв, городов и других территориальных единиц».

Также план Министерства культуры включает меры по «обеспечению регулярного изучения и проверки исторических фактов, дальнейшему информированию общественности о трагических событиях Второй мировой войны, включая мероприятия памяти жертв оккупационных режимов». К реализации данного плана мероприятий будут привлечены «специалисты в области истории», и «профессионалы из других областей, в том числе киноиндустрии». Ожидается, что «дополнительный вклад в развитие сферы социальной памяти внесёт компетентностный подход к образованию, реализуемый Министерством образования и науки и предусматривающий введение в качестве обязательного для изучения в 4-6-х классах предмета «Обществознание и история»». В Минкульте указали, что «целью плана является обеспечение развития национального, основанного на солидарности, открытого и граждански активного общества – путём реализации трёх направлений: национальная идентичность и принадлежность, культура демократии, инклюзивное гражданство и интеграция».

Тут стоит напомнить.

«Перековку» русской общины власти Латвии начали ещё в 90-х – после того, как убедились, что вышвырнуть всех «инородцев» из страны не получится. В 1991-м более 700 тысяч человек получили унизительный статус «негражданина», русских начали «вычищать» из системы государственного управления, а их язык провозгласили «иностранным».

Столкнувшись со столь мощным давлением на национальной почве, многие уехали, но многие и остались. На первых порах сплочённости русской общины Латвии очень способствовал низкий интеграционный потенциал латышской культуры, а также ярко выраженная «закрытость» латышского сообщества, традиционно подозрительно относящегося к «чужакам».

Проще говоря, если на Украине тамошним русским было весьма просто переписаться в «украинцы», то в Латвии стать «латышом» чрезвычайно сложно – тебя никогда до конца не примут, как своего. Но в 2004 году Латвия вступила в Евросоюз. И у тех представителей латвийского русского сообщества, кто устал чувствовать себя изгоем, появилась возможность идентифицировать себя в качестве абстрактных «европейцев». А многие из них переместились в страны Западной Европы и физически.

В 2018 году – со второго раза! – власти добились своей цели и «додавили» русские школы. Тем самым они подорвали механизм воспроизводства общины и обрекли её на постепенное угасание и размывание. Тем более что у властей нашлись многочисленные добровольные помощники – увы! – в среде самих русских.

Проживающий в Латвии журналист Евгений Лешковский говорит, что в настоящее время политику ассимиляции в стране проводят не только националистические правящие партии, но и обычные папы и мамы, которые зачастую уже сами основательно подзабыли, что они русские. Лешковский, по его словам, часто спрашивал у таких родителей – а почему они в 2017-18 гг. не выходили на защиту русских школ, приговоренных правительством к олатышиванию? «Как правило, слышал в ответ одно и то же: мол, все эти акции нужны отдельным партиям, а не нам, не нашим детям, не учителям.

И такие ответы звучали достаточно часто. И сегодня родители никак не заботятся о том, чтобы их дети сохранили свою русскую национальную принадлежность. Оправдывая это тем, что мир изменился, и молодые люди смотрят не в сторону России, а в сторону Запада. Понятно, им нужнее сегодня английский.

Русские книги остались только у бабушек и дедушек, ведь интернет и гаджеты – все на английском. Поэтому и логичнее быть «человеком мира», но уж никак не «узконаправленным» русским», – с горечью пишет Лешковский.

В свою очередь, бывший активист Штаба защиты русских школ Дэги Караев отмечает, что такие «интегрированные русские» зачастую становятся большими латышскими националистами, чем сами латыши.

«Я, занимаясь по долгу службы внедрением компьютерных программных решений, замечаю переписку клиентов с обслуживающей организацией. И вижу: организация готова общаться с клиентом на удобном для них языке, с русскими – на русском, с латышами – на латышском, а с иностранцами – на английском.

Так вот, русские клиенты, хотя этого никто не требует и не просит, чуть что – перестраиваются на латышский. Зачастую делая это совершенно безграмотно и коряво, искренне полагая, что так будет правильнее и политкорректнее – даже тогда, когда, скажем, Алексей пишет Сергею. И эти люди сами же, своими же руками снижают важность родного языка в коммуникационном пространстве, в собственном обществе. Якобы Латвия – страна латышей, значит, и мы, став её гражданами, стали латышами. И очень часто в Латвии приходится слышать от русских: «Мы живем в Латвии и мы – латыши», и они даже подчеркивают, что в паспорте молодая женщина Елена написана как Хелена, а Ольга – Хельга, и так далее», – отмечает общественник.

Таких примеров много.

Можно констатировать, что русская община Латвии пережила моральный надлом. Если в 2003-2004 гг., когда власти пытались в первый раз «прихлопнуть» русскоязычное образование, на митинги протеста выходили десятки и сотни тысяч человек, то в 2017-18-м, когда попытка повторилась – вышли уже десятки и сотни.

Люди так долго жили в условиях каждодневной обработки мозгов на тему, что «в Латвии нужно учиться на латышском», что искренне в это поверили. Притом что самые пассионарные представители русской общины Латвии давно разъехались по другим странам. Остались люди в массе своей социально малоактивные и крайне не склонные к борьбе за свои права.

К тому же открытое отстаивание своего мнения, борьба за русские школы, как показали события последнего времени, чреваты неприятностями – вызовом на допрос в Службу государственной безопасности, а то и уголовным делом. Психологически комфортнее чувствовать себя на стороне победившего большинства, а не недовольного меньшинства.

В прошлом году президент Латвии Эгил Левитс разработал и представил обществу свои поправки к акту «Основные направления государственной политики в области государственного языка». Суть данных поправок сводится к максимальному вытеснению из повседневного обихода в Латвии русского языка.

В частности, Левитс потребовал запретить частным предприятиям требовать знания русского у соискателей трудовых мест. В связи с этим работающий в Европарламенте юрист-правозащитник Алексей Димитров отмечает, что властям под силу ещё больше усилить этническое давление. «Ещё как можно!

Можно, например, вообще закрыть школы нацменьшинств и перевести их полностью на латышский язык уже с первого класса. Можно ввести требование не учитывать знание русского языка при приеме на работу в частные фирмы. И тогда может сложиться ситуация, при которой русские работодатели будут вынуждены брать на работу людей, не знающих русского языка. Даже если они сами латышским не особо владеют, у них будут формироваться латышскоговорящие коллективы», – предрекает юрист.

По его словам, в русской общине Латвии ныне царят упадок и уныние – люди либо уезжают, либо ассимилируются, либо уходят во «внутреннюю эмиграцию». Юрист не исключает, что, если ещё немного «дозакрутить гайки», то, наконец, исполнится мечта националистов: латышская Латвия – небогатая, малолюдная, но, главное, «своя».

Что характерно, за эту мечту радеют не только латыши, оставшиеся в Латвии, но и разъехавшиеся на заработки по другим странам. «Если задача – вернуться к довоенной Латвии, то это осуществимо. В 1935 году здесь было около 10 процентов русских и, похоже, дело идёт к тому же. Предпосылок к протестам я не вижу, значит, количество русских жителей при помощи разных способов будет уменьшаться.

Для многих латышей – это вовсе не трагедия. Посмотрите на результаты голосований на выборах на заграничных участках. Националистов поддерживают многие. Некоторые говорят, что хотят вернуться на старости лет на родину. Пусть она будет пустая и небогатая, зато латышская, это их мечты о родине», – отмечает Алексей Димитров.

Он констатирует, что пока ещё русская община Латвии существует – о чём свидетельствует массовое возложение цветов к памятникам советским воинам 9 мая. «Но надолго ли её хватит? Лет на десять?

С учетом эмиграции, ассимиляции, маргинализации… Возложить цветы раз в год к памятнику проще, чем регулярно участвовать в политических или общественных движениях и пытаться менять правила игры. Насчет сохранения русскости – практика показывает, что по большому счету это не получается, если нет общественных институтов, где её необходимо использовать.

Надо смотреть на вещи реально. Это, кстати, нередко помогает решать проблемы. Не стоит рассчитывать на защиту международных игроков. Никто не даст права людям, которые их не просят. Не просят – значит, не нужны», – жёстко заключает Димитров.

Не стоит забывать, что уже давно вступают в жизнь дети «реформы-2004», отучившиеся в «полурусских» школах. Это люди со смещённой идентичностью, уже не вполне, а то и совершенно не считающие себя русскими. «Русские живут в России, а здесь в Латвии мутит воду пятая колонна», – вот мнение типичного выпускника школы с билингвальной моделью обучения. Поскольку же государство, как это предусмотрено принятым в 2018 году законом, окончательно перевело школы нацменьшинств на латышский, процесс форматирования мозгов местных русских, многих из которых сейчас, увы, можно называть «бывшими русскими», скоро уже почти завершится. Если поговорить с молодыми русскими Латвии, то окажется, что многие из них ни разу в жизни не бывали в России. Это для них Terra Incognita, малопонятная «тёмная зона», где «кровавый режим» угнетает «борца за свободу Навального».

В то же время инстинкт выживания диктует необходимость слияния с массой «лояльных граждан Латвии». И это не мимикрия, а полное принятие официальной идеологии. Человеку и без того трудно жить в состоянии «внутренней эмиграции», а тут ещё каждый, кто живет в Латвии последние тридцать с лишним лет, подвергается мощной мозговой промывке.

Естественно, многим хочется покинуть ряды угнетаемого «меньшинства» и раствориться в торжествующем «большинстве». Полностью же слиться с латышской средой им мешает только распространенная в ней ксенофобия. Ибо даже самый «лояльный» русский, стоит ему высказать мнение, хоть на йоту отклоняющееся от «генеральной линии», рискует немедленно заработать клеймо «оккупанта», «ватника» и «урлы» (распространенная в Латвии презрительная кличка русских) и получить недвусмысленный совет: «Чемодан – вокзал – Россия»…

Источник
Рейтинг
Загрузка ...