На Ригу свезут что это значит

Поехать в Ригу

Купил он [Николай Иванович] за свои пречистые билет. И сел в переднем ряду. Сел в переднем ряду и чинно-благородно смотрит. Только, может, посмотрел он на одну надпись, вдруг в Ригу поехал. Потому очень тепло в зале, публика дышит, и темнота на психику благоприятно действует.

И вдруг обнаружил, что это означает еще и «тошнить», «блевать». Причем даже уже обсуждалось здесь, а также здесь. И только один человек в посте в ru_lit вспомнил этот же кусок из Зощенко. Но я же точно помню — еще и у Афанасьева было как «заснуть»! Я как раз во втором значении нигде не встречал, кроме как в обсуждениях.

Как так получилось? Откуда пошло «первое» значение, и почему «второе» настолько от него отличается?

UPDATE: Похоже, я неправильно понял использование идиомы у Зощенко. Видимо, в моей голове не укладывается, как можно наблевать в кино и при этом не быть прибитым на месте:-)
Всем спасибо.

Источник

Кто и зачем «застолбил» Ригу?

На Ригу свезут что это значит

► Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на Ригу свезут. Просушат, колотят, колотят цепами. // Некрасов. Крестьянские дети //

Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков. сост. Л. А. Глинкина. 1998.

Смотреть что такое «Рига» в других словарях:

Рига — столица Латвии. Впервые упоминается в 1198г. Происхождение названия связано с реконструируемой балт. основой ring, представленной в литов. ringe, ringis излучина, лука, затон, заводь. Эта основа в форме ring широко представлена в топонимии… … Географическая энциклопедия

Рига — – столица Латвии и один из крупнейших городов Прибалтики, ежегодно привлекающий миллионы туристов со всех концов мира. Здесь… … Города мира

Рига — 1. Рига1, риги, жен. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. «Пар из отворенной риги валит.» Некрасов. «Под одною кровлей был и скотный двор и Рига.» А.Н.Толстой. 2. Мера зернового хлеба, около 5 тысяч снопов (обл.). 2.… … Толковый словарь Ушакова

Рига — 1. Рига1, риги, жен. 1. Большой сарай для сушки снопов хлеба с местом для обмолота. «Пар из отворенной риги валит.» Некрасов. «Под одною кровлей был и скотный двор и Рига.» А.Н.Толстой. 2. Мера зернового хлеба, около 5 тысяч снопов (обл.). 2.… … Толковый словарь Ушакова

Рига — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; Рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в Риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля

Рига — жен., эст. рыга, молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом; Рига более овина; как мера хлеба, идущего в посад, в Риге считают 5 ·тыс. снопов, в овине 5 соть. Один овин обмолотили. Рижный хлеб, овинный, сушеный огнем; но рижною мукою зовут… … Толковый словарь Даля

Рига 103 1973 года. «Машина времени». Это будет честный детектив )))

Рига — столица Латвийской ССР, крупный промышленный, культурный и научный центр. Расположена на берегах р. Даугава (Западная Двина), у её впадения в Рижский залив Балтийского моря. Возникла на месте древнего торгового поселения. Впервые как… … Художественная энциклопедия

Рига — См … Словарь синонимов

Рига — губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С. Петербурга иОдессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впадения еев рижский зад. Состоит из старого или собственно города и из предместий:С. Петербургского, Московского и Митавского… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Рига — Заложен 3.10.1783 на Олонецкой верфи. Строитель И. И. Афанасьев. Спущен 9.5.1784, вошел в состав БФ. 27,4×8,1×3,8 м; 16 ор. Построен специально для рижской брандвахты. 30.8.1784 пришел из Кронштадта в Ригу и до 1791 каждую навигацию занимал… … Военная энциклопедия

Рига — овин на северо западе России и в Прибалтике. У эстонцев служила жилищем (рехетуба букв. Рига изба) … Этнографический словарь

Источник

Диалектное название цепа – орудия ручной молотьбы

У восточных славян до начала XX в. преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой – вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, к о зел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.

Другой способ – топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки – большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).

Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кич и га, л а па, п а лица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия – Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ. – так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.

Цеп – орудие древнее, известное по всей Европе. Он состоит из трех частей. 1. Ручка, имеющая по говорам названия: к а дка, цеп и ще, цеп и льник, держ а лка, бат о г, руко я тка, черен о к, кевь е. Ее делали из легких пород дерева. 2. Бьющая часть, называемая цеп е ц, б и ло, бит о к, бич, теп и нка, молотильн и к, дуб и нка.

Она меньше ручки, на конце часто имела утолщение, чтобы удар был сильнее, изготовлялась из тяжелых и прочных пород дерева, например дуба. 3. Связь, в роли которой выступал ремень или просто веревка. Эту часть называли п у то, п у тце, гуж, связь, н а вязь, хом у т. Однако на границе с Украиной и Белорусью, на юго-западной территории России связующее устройство сложнее. Здесь к ручке и билу крепились широкие кожаные (ременные) полосы – к а п и цы, сами же капицы соединялись между собой петлей.

Обычно русские молотили на току (лад о нь, гумн о ) в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.

При взгляде на карту вот что сразу же бросается в глаза: территория, где известно название цеп, очень велика. Она включает говоры южного наречия, большую часть среднерусских, встречается и в отдельных говорах северного наречия.

Надо сказать, что во всех славянских языках наименование орудия для ручной молотьбы образовано от корня *сeр-, представленного в глаголе цепитъ, цеплять со значением «расщеплять», «расцеплять», «сцеплять»: блр. цэп, укр. цiп, польск. сер/серу, чеш. сер, слвц. сер, сербохорв. цujеn, словен.

сeр.

Второе место по распространенности занимают наименования с корнем молот-: молотило, молотилка. Названия с этим же корнем известны в некоторых южнославянских языках: мл а тило – в сербохорватском, млат и лка и млат и ло – в болг. Мотивация этих имен понятна: орудие, которым молотят снопы, выбивая зерна, называют молотилом или молотилкой. Аналогично образованы слова точило и точилка – то, чем точат.

Идея скрепленности частей цепа положена в основу наименований пр и вязь, пр и уз, пр и узь, пр и узда, а также пр и воза, что, вероятнее всего, видоизмененное пр и вуза. Они образованы с помощью корней -вяз-, -(в)уз-, которые в свою очередь восходят к единому праславянскому корню со значением «вязать». Эти названия, родственные словам узел, узы, связка, занимают третье место по распространенности в русских говорах и не известны в других славянских языках в качестве названий цепа.

На карте есть еще три небольших ареала. Один из них, к югу от Пскова, показывает распространение слова ручн и к. Очевидно, это наименование возникло как обозначение ручного орудия.

Два других ареала на границе с Белорусью выделяют говоры, где орудие именуют бич (встречается оно и в белорусских говорах). Образовано от глагола бить: то, чем бьют, – бич.
Постепенно с появлением паровых, механических и электрических молотилок цеп стал исчезать. Но забываться все же он стал не очень давно. Дело в том, что во многих районах России в трудных условиях военного и послевоенного времени крестьяне, как встарь, использовали цеп при молотьбе.

Вот как описывает такую молотьбу В. Белов: «Молотили в четыре цепа. Кашлянув и поправив платок, первая ударила Поликсенья, за ней стукнула Нинка Воробьева, потом не сильно, только чтобы войти в ритм, ударила Костерька. Тотчас же взмахнула цепом Смирнова Марютка, а за ней, уже по-настоящему, ударила опять Поликсенья, и цепы начали ритмично бухать в темноте. Удобно скользила ручка молотила».

Судя по отрывку, в некоторых местах Вологодчины употребимы два названия: цеп и молотило. Это видно и на нашей карте.

А вот замечание А. Яшина, тоже вологжанина: «Подарили мне также резную раскрашенную прясницу [прялку] столетней, по крайней мере, древности… А к пряснице – плетеную веретеницу с веретенами. Еще молотило березовое – цеп, валявшийся без надобности почти с начала коллективизации». Писатель, осознавая слово молотило как местное, объясняет его через всем известное цеп.

Уже говорилось, что в среднерусских говорах употребляется наименование цеп. У Н. А. Некрасова, прекрасно знавшего ярославскую деревню, а часть говоров Ярославщины относится как раз к среднерусским говорам, в поэме «Крестьянские дети» находим:

Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на Ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.

В южном наречии бытует лишь одно название – цеп. Вспомним стихотворение «Молотьба» С. Есенина, уроженца Рязанской земли:

Вышел з а раня дед
На гумно молотить:
«Выходи-ка, сосед
Старику подсобить».
Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.

В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах.

Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:

1) Летят гуськи, деревянные носки,
Летят и говорят: «То-то мы, то-то мы!»2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок,
Меж собою говорят: Чи-ка-чок, чок, чок!»

А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:

Над головой крутится,
в руках вертится, стучит и гремит,
ничего не говорит.

Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.

Источник

На Ригу свезут что это значит

В «Ригу- едут по случаю перебора водочки и пива-они всегда ссорятся в помещении желудка,но драться выходят на улицу.

Извергать рвоту при сильном опьянении.В новелах Зощенко такое выражение встречал

Рига — это хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой

Когда тошнит и выходят через рот продукты несварения.

Это связано с отравлением или плохим самочывствием?

в нашем случае это следствие а не причина

Да, я про это и говорю!

в хоз. постройку где проводят обмолот и сушку снопов

Ехать в Ригу» это своего рода аналог «Развезло».

Рига это раньше называли сушилки зерна.

Есть такой город в Прибалтике Рига

«Да будь я и негром преклонных годов, и то без усилья и лени, я русский бы выучил только за то, что на нем. » закончите без гугла четверостишье

Источник
Рейтинг
Загрузка ...