Еще два памятника в Нарве ждут решения о своей судьбе
Вскоре с носовой площадки судна открывается панорама Киркенеса.
Граница России и Норвегии расположена буквально за ближайшими холмами: ниже на фото хорошо видны пограничные вышки на сопках — правда, норвежские это вышки или же это и вовсе наше «большое око» бдит норвежцев со своих рубежей, я так и не понял.
Большинство приграничных городов, как правило, испытывают историческое, культурное или экономическое влияние не только свой страны, но и соседней, расположенной по ту сторону рубежа: примеров масса – Выборг, Печоры, Нарва-Ивангород, Брест, Гродно, Благовещенск на далёком Амуре и др. В западноевропейском путеводителе написано, что «Киркенес» — это город в самом отдалённом уголке Норвегии, город, «где Запад встречается с Востоком». Западный путеводитель прав, более того, вполне можно сказать, что Киркенес – это русский город на северо-востоке Норвегии, в самом дальнем, примыкающем к России, уголке узкой полосы, которой протянулась вдоль побережья Норвежского и Баренцева морей эта скандинавская страна.
В городе около 10% русскоязычного населения, кроме того, на протяжении последних 10-12 лет Киркенес стал одним из основных портов базирования российских траулеров. Здесь они дожидается новых квот, заправляются, ремонтируются и меняют команды. Часть улова здесь выгружается или хранится на берегу в ожидании погрузки на другие суда, доставляющие улов на европейский рыбный рынок.
nublu x gameboy tetris — für Oksana
За последние десять лет российские траулеры стали привычной картиной во всей киркенесской гавани, не говоря уже о самих моряках, прогуливающихся в не столь обширном центре Киркенеса. А сегодня в Киркенесе был вдвойне «российский день» — помимо нескольких десятков традиционно стоящих тут наших траулеров, в гавани Киркенеса стояло куда более интересное судно – ледокол «Варандей». Новый ледокол «Лукойла» ошвартовался в норвежском приграничном Киркенесе и простоит тут три недели в ожидании оборудования – нового генератора, который должен поступить из Германии.
Этот многофункциональный ледокол был построен на сингапурской верфи Keppel Singmarine по заказу «ЛУКОЙЛа» для работы в районе Варандейского нефтеотгрузочного терминала в Баренцевом море и передан заказчику в конце 2008 года. Судно будет нести постоянное дежурство в непосредственной близости от круглогодичного стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) Варандейского терминала и обеспечивать безопасную ледовую обстановку во время загрузки танкеров.
Длина ледокола — 100 метров, ширина – около 22 метров, осадка – 10,6 метра, дедвейт – 4643 тонны, скорость – 15 узлов. Ледокол может двигаться со скоростью 3 узла в ровном льду толщиной 1,7 метра. Экипаж – 22 человека. Порт приписки судна – Калининград.
Итак, новый ледокол «Варандей» в Киркенесе. Скоро он уйдёт на службу в российские воды Баренцева моря.
В Киркенесе большинство вывесок и названий помимо норвежского и английского, дублируются ещё и на русском языке:
Источник: m.fishki.net
Исчезнувшая страна
О независимом государстве Республика Северная Ингрия в России мало кто слышал, кроме знатоков истории и финнов-ингерманландцев. Рожденное гражданской войной сто лет тому назад, 7 июля 1919 года, зажатое между Финляндией и Советской Россией, оно просуществовало почти полтора года и исчезло. От него почти не осталось физических следов, кроме немногочисленных фотографий и редких почтовых марок. Там, где когда-то была Северная Ингрия, побывал обозреватель “Ъ” Алексей Алексеев.
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ / купить фото
Поле, ингерманландское поле
Чистое поле или даже очень большая поляна. Несколько деревьев. Воронки в земле. Два креста — один березовый, другой из металлических труб. На них таблички: «Pochjois-Inkeri».
И годы — 1919–1920. Как на могиле. Вот и все. Остальное исчезло. Растворилось в истории — дома, люди, флаг Республики Северная Ингрия.
Атлантида. Град Китеж. Республика Северная Ингрия. Государство, которого нет. В то, что оно было, сложно поверить, даже находясь на его бывшей территории. Сто лет назад здесь, рядом с не существующей больше деревней Кирьясало, столицей не существующего больше государства, проходила финская граница. Сейчас это территория Всеволожского района Ленинградской области.
Граница давно и сильно отодвинулась.
В Северной Ингрии живут лисы, кабаны и лоси. Опьяняюще чистый воздух, вкуснейшая вода из родника. Летают чибисы, кукуют кукушки, а разнообразие бабочек привело бы энтомолога в восторг. Хотя энтомологи вряд ли часто сюда забредают. Кто вообще забредает?
Лесники. Охотники. Грибники. Копатели с металлоискателями. Краеведы.
Иногда приезжают финны, чьи предки (или они сами в детстве) жили здесь.
От Санкт-Петербурга до этого места всего полсотни километров. Но случайно сюда не попадешь. Общественный транспорт в несуществующую страну не ходит.
Нужен личный — машина, желательно с полным приводом, квадроцикл, мотоцикл, велосипед. А еще в этих местах можно наткнуться на колючую проволоку, провалиться в яму и даже если все хорошо — не найти последние следы исчезнувшей страны. Непростые здесь места. Поэтому, как в «Пикнике на обочине» Стругацких, нужен сталкер, проводник. Сталкерами корреспондента “Ъ” стали два местных краеведа — Михаил Михайлов и Инна Демидова.
От автодороги А-121 «Сортавала» отходит другая, мощеная диким камнем дорога, построенная много веков назад и не ремонтировавшаяся более 80 лет. Дорога, сохранившаяся в хорошем состоянии до сих пор,— финны знают, как строить дороги. Приспособлена она была для транспортных средств на конной тяге. На автомобиле приходится ехать со скоростью телеги.
А с какого-то момента, особенно в дождливую погоду, можно только идти пешком. Пока дорога не приведет в никуда. Туда, где только два креста напоминают о прошлом.
От старой дороги в никуда в сторону порой отходят другие дорожки — к бывшим хуторам, от которых остались только фундаменты домов, яблоневые, вишневые деревья — как доказательства того, что люди здесь когда-то жили. Жили веками. Пока по ним не прошелся тяжелой поступью двадцатый век — век войн, депортаций и идеологических зачисток истории.
Фотогалерея
Ингрия современная
Здесь была столица Республики Северная Ингрия
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Табличка есть, деревни давно уже нет
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
От домов в бывших приграничных деревнях остались только фундаменты
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Памятные кресты на территории несуществующей республики — дело рук энтузиастов
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
В Кирьясало давно нет кирьясальцев, есть только гости бывшей столицы
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Бывшие деревни обследуют люди с металлоискателями, наименее интересные находки оставляя напоказ следующим посетителям
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
В советское время ставили памятники только «красным» жертвам гражданской войны на пограничной с Финляндией территории
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
На станции Грузино можно увидеть памятную доску с именем Иустина Жука, погибшего в бою с силами Северно-Ингерманландского полка
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Здесь была столица Республики Северная Ингрия
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Табличка есть, деревни давно уже нет
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
От домов в бывших приграничных деревнях остались только фундаменты
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Памятные кресты на территории несуществующей республики — дело рук энтузиастов
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
В Кирьясало давно нет кирьясальцев, есть только гости бывшей столицы
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Бывшие деревни обследуют люди с металлоискателями, наименее интересные находки оставляя напоказ следующим посетителям
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
В советское время ставили памятники только «красным» жертвам гражданской войны на пограничной с Финляндией территории
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
На станции Грузино можно увидеть памятную доску с именем Иустина Жука, погибшего в бою с силами Северно-Ингерманландского полка
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков / купить фото
Русский барин из Голландии и «Искра» из Цюриха
Кирьясало была группой деревень, к которым примыкало дворянское имение, почти одноименное – Кириасалы. В конце XIX века имение Кириасалы приобрел обедневший биржевой маклер из Санкт-Петербурга Александр Гротен. Соседнее имение Лехтекюле купила питавшая к Гротену романтические чувства вдова Софья Игнатьевна Буренина и поселилась в нем с сыном Николаем. В сельской местности с Гротеном произошли серьезные перемены.
Местность Кирьясало на дореволюционной карте Санкт-Петербургской губернии
Местность Кирьясало на дореволюционной карте Санкт-Петербургской губернии
«Исчезли английская упряжь, грумы, кэбы. Появились тройки, тарантасы, русская конюшня. Да и самого Гротена было не узнать. Он завел себе особого покроя кафтан, шаровары, высокие сапоги. Зимой стал носить полушубок, папаху и какой-то невероятный жезл.
Слуг стал называть не иначе, как Сенька, Степка, Ильюшка, хотя были они солидными мужиками.
«В общем, выходец из Голландии и недавний рьяный поклонник всего английского, Гротен начал изображать из себя патриархального русского барина, горячего ревнителя отечественной старины» (Николай Буренин, «Памятные годы»).
После смерти Гротена Софья Буренина продала свое имение, а Кириасалы выкупила, расплатившись с долгами покойного. Ее сын Николай, член РСДРП с 1904 года, соратник Леонида Красина, занимавшийся обеспечением большевиков оружием, нашел родительскому имению новое применение. Оно стало использоваться для переправки нелегальной литературы через русско-финскую границу. На территории имения находился русский таможенный пункт, арендовавший у помещицы Бурениной землю и постройки для чиновников и солдат. Начальник таможни был с Бурениными в прекрасных отношениях. Процесс пересечения границы с запрещенным грузом, по воспоминаниям Николая Буренина, происходил так:
«Солдат, дежуривший у шлагбаума, звонил в колокол. Появлялся досмотрщик. Он подходил к экипажу и спрашивал:
– Кто едет? Что везете? Контрабанда есть?
Узнав меня, досмотрщик приказывал солдату: «Пропусти», и мы благополучно проезжали через границу».
В 1979 году решением Леноблисполкома фундаменты построек и парк бывшего имения Бурениных были признаны региональным объектом культурного наследия.
Прекрасная земля Игоря и Ингегерды
О происхождении названия Ингрия
Процесс постепенного офинения
За исключением барина-революционера, жители Кирьясало и окрестностей мало интересовались марксизмом. Они пасли коров, торговали молоком, маслом, мясом, овощами и финскими товарами на рынках Санкт-Петербурга, в свободное от сельхозработ холодное время года подрабатывали извозчиками и домашней прислугой.
Но в начале XX века ингерманландцами начали овладевать идеи национального возрождения. Власти Российской Империи опасались, что сепаратистские настроения в Финляндии повлияют на ингерманландских финнов и близкие им народы. На заседании особого совещания по делам Великого княжества финляндского в апреле 1914 года прозвучали следующие слова: «Вышеуказанный процесс постепенного офинения карел не ограничивается ныне одной Финляндией. Принявшее явно агрессивный характер, панфинское движение уже проникло из Выборгской губернии в соседние с ней губернии Архангельскую и Олонецкую. и даже в губернию С.-Петербургскую, где насчитывается до 150 тыс. собственно финнов, 5 тыс. води и свыше 15 тыс. ижор. Здесь панфинская пропаганда стремится прежде всего удержать финнов от ассимиляции с русскими».
После февральской революции 1917 года ингерманландцы впервые заговорили о национальной автономии. Между двумя революциями прошло два ингерманландских съезда.
На втором были выдвинуты три кандидата в депутаты Учредительного собрания (два меньшевика и один эсер). Провозглашение независимости Финляндии в декабре 1917 года и быстрое ее признание советской властью способствовало росту симпатий ингерманландцев к идеям большевизма. За большевиков на выборах в Учредительное собрание проголосовало около трети ингерманландских избирателей.
Но взаимной любви не получилось. Большевикам не понравилась повышенная политическая активность ингерманландских финнов. Издававшиеся в Петрограде газеты на финском языке были закрыты. Созданные по образцу Финляндии волостные правления были распущены как «кулацкие». Вместо них новая власть создала свои органы местного самоуправления — комитеты бедноты.
Они не пользовались авторитетом, так как среди местных крестьян бедноты было мало, преобладали середняки-единоличники.
1918 году по всей Петроградской губернии проходили крестьянские выступления. Власть неосторожно раздала крестьянам оружие — на случай защиты от возможного наступления немецких войск — и не могла забрать его обратно. На севере Ингрии по сравнению с другими местностями был относительно спокойно. Но и там проявлялось недовольство советской властью.
В Колтушской волости крестьяне оказали вооруженное сопротивление попыткам продотрядовцев реквизировать продовольствие и продержались два-три дня. В финской исторической литературе эти события называются «картофельной войной». На собрании сельского общества в Токсовской волости звучали такие слова: «политика Совета народных комиссаров привела страну к гибели». Через русско-финскую границу опять перевозилась антиправительственная литература, на этот раз антибольшевистская.
Источник: www.kommersant.ru