Неграждане литвы кто это

Содержание

2014 — На днях Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявило, что в течение десяти лет собирается решить проблему лиц без гражданства. Эта ситуация не понаслышке известна в некоторых постсоветских республиках – из свыше 10 миллионов живущих на планете апатридов, 400 тысяч человек являются жителями Латвии и Эстонии. Как существуют эти люди среди бурь и невзгод нынешнего неласкового мира?

Генезис прибалтийского «негра»

Мой лучший друг – негр. Нет-нет, он вполне себе белокож, русоволос и даже на латышском языке изъясняется с природным акцентом русака. Просто Дима Коробкин числится негражданином Латвии, на местном сленге – «негром». Он, как и десятки тысяч его собратьев по несчастью, является постоянным жителем государства, которое в свое время не сочло этих людей своими полноценными детьми.

Дмитрий – православный богослов и историк по образованию, умеет говорить красноречиво и убедительно: – Я люблю свой Даугавпилс, в котором без двух первых лет прожил всю жизнь. Обожаю Латгалию. Люблю Латвию. Думаю, что неплохо знаю её историю и язык. Искренне интересуюсь латышской культурой, уважаю и ценю деликатную латышскую ментальность.

Портрет негражданина Латвии

Очень надеюсь, что мои мысли вслух никого не обидят, особенно тех из представителей коренной нации, которых лично знаю. Двадцать четыре года назад, накануне выхода из состава СССР, местный Народный фронт выступал за то, чтобы «предоставить гражданство тем постоянным жителям Латвии, которые декларируют своё желание приобрести гражданство Латвии и недвусмысленно свяжут свою судьбы с Латвийским государством». Однако, вскоре после обретения независимости было принято постановление «О восстановлении прав граждан Латвийской республики», лишившее возможности автоматического получения гражданства треть всех избирателей — главным образом нелатышей… Проблема Коробкина и прочих «негров» заключается в том, что их статус отягощен несколькими десятками видов ограничений в правах — политических, профессиональных, экономических, социальных. Рассказывает другой негражданин – общественный деятель и ученый-экономист Александр Гапоненко: – 15 октября 1991 года Верховный Совет Латвии принял решение о восстановлении первой Латвийской Республики и предварительной регистрации оставшихся в живых ее граждан и их потомков.

По данному решению высшего законодательного органа страны всем приехавшим в Латвию после 17 июня 1940 года советским гражданам и их потомкам — а это было 876 тысяч человек! — присвоили небывалый в мировой практике статус «неграждан», тогда как по всем юридическим канонам они стали апатридами.

Таким образом, три четверти миллиона человек подверглись люстрации за их этническое, главным образом русское, происхождение. Напротив, все латышские эмигранты, бежавшие вместе с немцами из страны во время войны, получили возможность восстановить свое гражданство.

Введение института «неграждан» позволило не только отстранить массы русского населения от участия в выборах, но и не допустить их к рабочим местам в государственном аппарате, на госпредприятиях. Негражданам было запрещено заниматься многими «свободными» профессиями: адвокаты, нотариусы, землемеры, охранники, детективы и др.

Кто такие неграждане Латвии и Эстонии? | Инфографика

Всего в их отношении оказалось введено около семидесяти дискриминирующих законодательных положений. – Даже на фоне исторических потрясений того времени, — подхватывает Коробкин, — подобное решение вызвало шок у многих и многих латвийцев, давно считавших эту республику своей родиной. Они, привыкшие к дружому соседству с представителями всех народностей, много потрудившиеся здесь, вдруг услышали в свой адрес очень обидное: «оккупанты», «понаехали тут», «как без вас было бы хорошо».

Злой тролль разбил зеркало. Осколки злобы и нетерпимости глубоко въелись в сердца в тот момент, когда громко зазвучали эти слова. К тому же, слова подкреплялись жесткой дискриминационной политикой.

В результате, многие тысячи неграждан потеряли работу, лишились важнейших политических и экономических прав, были несправедливо обделены в начислении приватизационных сертификатов и пенсий и т.д. Но все же, как мне кажется, особенно ранили не сами эти решения и постановления «вчерашних братьев по сложной советской судьбе», а именно нескрываемый подтекст: «лучше бы вас здесь не было». Не помню кто, кажется моя младшая сестра, в недоумении спрашивала тогда: «а за что нас так не любят?».

Разделительная полоса обиды и отчуждения

Итак, в начале 90-х в Латвии оказалось свыше 800 тысяч обладателей фиолетовых паспортов «негров», в Эстонии – примерно полмиллиона столь же бесправных «серопаспортников». В течение последующих двадцати лет количество неграждан неуклонно сокращалось: одни эмигрировали, другие приняли навязанные государством правила игры и стали сдавать натурализационные экзамены.

Однако, и на сей день в Латвии проживает около 300 тысяч лиц без гражданства, в Эстонии – около 90 тысяч.

В течение всех прошедших лет процесс натурализации никогда не прекращался — хотя и напоминал он не полноводную реку, а тоненький ручеек (к слову, многие «негры» натурализовались лишь затем, чтобы облегчить себе трудовую эмиграцию в Европу). В числе причин этого эксперты называют как сложные языковые требования, применяющиеся к натурализующимся, так и необходимость сдачи экзамена по истории. Дело в том, что значительное количество неграждан не готово принять насаждающиеся на официальном уровне трактовки недавнего прошлого.

Как подчеркивает Дмитрий Коробкин, все вышеперечисленное привело к глубокому отчуждению между представителями разных национальных общин Прибалтики: – То, что наше общество довольно легко согласилось играть по таким правилам, сделало его глубоко нездоровым. Многие решения правительства, причем не только по национальному вопросу, отзываются недоумением и отторжением в сознании почти половины населения страны.

А исправить ничего не получается, поскольку многие лишены права голоса и настоящий консенсус невозможен. Правящая элита нашла сомнительную точку равновесия и все это время, не отрываясь от руля, ведет нас в столь же сомнительном направлении. С грустью вспоминаю слова моего ныне покойного деда, военного офицера, много повидавшего на своём веку. Он говорил, что Латвия хоть и небольшая, но очень красивая страна с прекрасными людьми; если здесь дружно поработать и навести порядок — может получится весьма хорошо. Эх, жаль, что не получилось: не заладилось ни с дружбой, ни с работой.

Кстати, власти Эстонии, в отличие от своих латвийских коллег, осознали необходимость проведения более гибкой политики в отношении неграждан. Повествует профессор Латвийского Университета, политолог Юрис Розенвалдс:

– Эстонская политическая элита, следует отдать ей должное, сумела перевести разговор со «своими» русскоязычными с этнических тем на социально-экономические. И куда более выигрышное, по сравнению с Латвией, экономическое положение Эстонии дало им хороший аргумент для этого. Эстонский опыт свидетельствует, что лучший способ решения этнических проблем в нашей стране — допуск русской общины к политическому участию. Я не хочу сказать, что нужно чохом раздать всем гражданство. Но позволить негражданам обращаться с предложениями и петициями в Сейм, а также голосовать на выборах в самоуправления было бы очень мудрым и дальновидным шагом!

Заметьте, что в Эстонии на подобный шаг пошел не какой-нибудь прекраснодушный либерал, а кондовый националист Март Лаар. Пошел он, правда, на него не от хорошей жизни — назревал референдум о статусе северо-восточной Эстонии, где русских особенно много.

Был принят исторический компромисс — мы даем вам участвовать в местных выборах, наделяем гражданством ряд уважаемых людей из вашей общины, а взамен вы отказываетесь от идеи референдума. Этот компромисс оказался огромным благом для Эстонии, поскольку сразу же сбил накал этнических противоречий и перевел диалог в куда более конструктивное русло. Таким образом, был продемонстрирован пример политического реализма, который не худо было бы усвоить и нам в Латвии.

Переломным для Латвии мог бы стать 2012 год, когда местные русские общественные организации вели сбор подписей за организацию референдума на предмет наделения «негров» гражданством. Мог бы, но не стал. Государство заблокировало ход акции, поручив Центральной избирательной комиссии оценить предлагаемый законопроект о натурализации неграждан.

В течение последующего времени на Центризбирком оказывалось сильнейшее давление – и результат оказался ожидаемым. Учреждение объявило, что предложенные поправки не соответствуют конституции. По мнению членов Центризбиркома, резкое расширение круга граждан позволило бы поставить под сомнение преемственность нынешней Латвийской Республики по отношению к ее предшественнице, существовавшей до 1940 года.

«Негры» поневоле и «негры» идейные

-На мой взгляд, — рассуждает политолог и журналист Артем Губерман, — данный референдум все равно оказался бы делом заранее проигрышным. Причину этого легко понять, если разобраться в ситуации с негражданами, на пользу которых он был, по идее, направлен. Будем откровенны – в большинстве случаев те из них, кто хотел обзавестись гражданством Латвии, давно это сделали.

Причем, приобреталось гражданство, главным образом, по нескольким основным причинам. Людям требовалось натурализоваться, чтобы сохранить свои рабочие места на низовых уровнях различных госструктур – в полиции, таможне и т.д. Некоторые искренне думали, что, натурализовавшись, они смогут влиять на политические процессы.

А представители молодого поколения получали латвийское гражданство, дабы иметь возможность уехать в трудовую эмиграцию в Западную Европу. Конечно, получение гражданства государства для того, чтобы легче было его покинуть, выглядит идиотским парадоксом – но здешняя жизнь полна и не таких нелепостей! А кто сохранил статус негражданина?

Таковых можно разделить на несколько групп. Это, во-первых, пожилые люди, пенсионеры, которым гражданство, грубо говоря, уже до лампочки. Они зачастую предпочитают брать гражданство России, чтобы получать дополнительную пенсию от РФ. Разумеется, есть те, кому просто лень пойти и натурализоваться — хотя таких, на мой взгляд, явное меньшинство.

Но существует и довольно большая группа тех, кто не приемлет латвийского гражданства по моральным соображениям. Их не устраивает идеология современной Латвии, связанная с необходимостью признать себя потомками «оккупантов».

Сам Губерман относит себя к числу именно таких, «идейных негров»:

– Я негражданин и не собираюсь натурализовываться. Просто ряд моментов в идеологии, положенной в основу нынешней Латвийской Республики — такие, например, как официальное возвеличивание легионеров «Ваффен СС», постоянные оскорбления в адрес тех, кто восстанавливал Латвию после Второй мировой войны и теперь их с высоких трибун честят «оккупантами» и «колонистами» — несовместимы с моими личными убеждениями.

В 2013 году общественные активисты пошли на создание Конгресса неграждан Латвии. В марте того года состоялся учредительный съезд этой организации, а в июне КН провел выборы в Парламент непредставленных. Увы, людей принявших в них участие, оказалось куда меньше, чем рассчитывали инициаторы — 15 134 человека.

В декабре 2013 года был создан Союз неграждан Эстонии – сначала в качестве филиала своего латвийского собрата, но позже он обрел юридическую самостоятельность. Власти ожидаемо стали шельмовать эти организации «подрывными» и «марионетками руки Москвы». Один из организаторов Конгресса неграждан, журналист и общественный деятель Юрий Алексеев объяснял автору этих строк: – Наши министры, депутаты-националисты, спецслужбы постоянно нагнетают ужасы о вражеских разведках, подрывных элементах и агентах влияния, которые всячески мутят и вредят несчастной Прибалтике. Им нужно что-то выковырять, чтобы напугать людей и оправдать собственное существование. Доходит иногда до полного трагикомизма.

Вопрос решится в ближайшие десятилетия?

Одним из приоритетов своей деятельности защитники неграждан сделали работу с международными учреждениями. Нельзя сказать, будто последние совсем уж наглухо игнорируют проблему существования прибалтийских «негров». Другое дело, что их рекомендации всегда отличались мягким и беззубым характером. Юрий Алексеев констатирует:

– Да, Евросоюз довольно безразлично относится к данному вопросу. У Европы сейчас столько проблем, что им не до латвийских неграждан, честно говоря. Ведь здесь ничего не горит и не взрывается.

Некоторый всплеск внимания к «неграм» возник в Европе и США уже в этом году – после крымского референдума о самоопределении и начала гражданской войны на Украине.

Западные чиновники внезапно спохватились – а ведь и в Евросоюзе имеются регионы компактного проживания больших масс русских, имеющих основания считать себя оскорбленными и униженными! В связи с этим возникли надежды, что будут предприняты шаги по скорейшей ликвидации института безгражданства в Прибалтике.

Однако, они оказались ошибочными: все ограничилось лишь разговорами о необходимости создать телеканал с русским языком вещания – дабы вырвать «нетитульное население» из сферы влияния «московской пропаганды». Даже заявление комиссариата ООН о необходимости искоренения массового безгражданства на мировом уровне здешние правящие круги восприняли в штыки.

Дело в том, что ООН в своем высказывании применил формулировку «апатриды» — а юридически неграждане в Прибалтике не рассматриваются апатридами. Так и гноится эта опухоль на теле Евросоюза. Чиновники рассчитывают, что за пару десятилетий она рассосется сама собой.

Дмитрий Коробкин говорит по этому поводу: – Процедура натурализации, наверное, хороша для действительно внешних людей, приехавших не так давно в Латвию и желающих принять ее подданство. Но как быть с теми, кто себя внешним никак не считает?

Таких, как я, вначале жестко выставили за дверь, а потом с позиции великого одолжения предлагают спеть гимн и выполнить тест по истории, чтобы что-то кому-то доказать. Чувство собственного достоинства и внутренней правды не позволяют мне пойти на такое.

Думаю, что таких, как я, немало — как немало и тех, кто по многим причинам неспособен пройти данную процедуру или же не делает этого из прагматических соображений. Считаю, что более верным решением, способным изменить ситуацию к лучшему, является предоставление автоматического гражданства всем желающим негражданам.

Тем самым будет восстановлен общественный консенсус и начато строительство единой латвийской нации на новых принципах. Уверен, что благодаря этому поколеблются стены взаимного страха и недоверия.

Многие латвийцы-латыши с удивлением увидят, что никто не собирался и не собирается у них ничего ценного отнимать — зато во многих вчерашних врагах они смогут обрести верных благодарных друзей, готовых искренне служить их общей родине. Ведь институт негражданства давно является символом нашего общественного раскола, и, как Карфаген, должен быть разрушен. Понимаю, что это риск, особенно для властных элит. Но ведь все настоящее рождается через испытание.

Думаю, рано или поздно националистический туман развеется. Рискну предположить, что придет время и просить прощения.

Худшее что может случиться — прощение получить будет не от кого. Неграждане рано или поздно уйдут — в дальние ли страны или в мир иной. Уйдут с недоумением и обидой по отношению к родной стране. А такое, в силу духовных законов, бесследно не проходит, так что надо торопиться.

Источник: harmfulgrumpy.livejournal.com

4. «Неграждане»: прибалтийский апартеид

Массовое лишение гражданства и последующее поражение в правах больших групп населения, преимущественно относящихся к национальным меньшинствам, стало визитной карточкой балтийских стран. Именно этим в начале 90-х годов Латвия и Эстония обрели всемирную известность. Литва же и вовсе подала им пример — в последний год существования довоенной республики практиковала одномоментное лишение гражданства поляков. Во всех трех случаях объявление части населения «вторым сортом» оправдывалось юридическими формальностями, и во всех трех странах подлинной причиной установления прибалтийского апартеида было желание отстранить инородное население от политических и экономических процессов: новые национальные государства только для эстонцев, латышей и литовцев. Чужие здесь не ходят.

Литва

Постсоветская Литва всегда гордилась тем, что, в отличие от Латвии и Эстонии, предоставила всем жителям гражданство по «нулевому принципу», то есть объявила гражданами всех своих жителей без исключения.

Однако именно довоенная Литва — Первая Литовская республика, продолжательницей государственности которой считает себя современная Литва, стала родоначальницей института «неграждан» в Прибалтике, лишив в 1940 году гражданских прав польское население Виленского края.

Гражданства после возвращения Литве Вильнюса с окрестностями были лишены около трети населения края (примерно 150 тысяч человек, преимущественно поляки). «Неграждане» лишались важных политических и экономических прав: права свободно передвигаться, приобретать недвижимость, устраиваться на работу, кроме как в сельском и лесном хозяйстве, вступать в политические организации. Связано это было с опасениями режима Сметоны в нелояльности Литве вильнюсских поляков.

Эти опасения были в целом обоснованы, хотя литовское руководство это не оправдывает. Неизвестно, как сложилась бы судьба литовского института «неграждан» дальше, но в том же 1940 году в республике поменялась власть, возникла Литовская ССР, вошедшая затем в состав Советского Союза. Затем была нацистская оккупация, война на территории Прибалтики, восстановление в Литве советской власти. После всех исторических потрясений о кратковременном периоде существования в Литве института «негражданства» все забыли.

После провозглашения независимости Литва смогла себе позволить проявить либерализм и демократичность, предоставив гражданство всем своим жителям без исключения. Этнических литовцев к моменту выхода из СССР в республике было 79,5 %, поэтому бояться нелояльных нацменьшинств (поляков или русских), которые могли бы встать на пути строительства национального государства, Литве не приходилось. В отличие от Латвии с Эстонией.

Латвия

Юридической и идеологической основой для разделения жителей Латвии на граждан и «неграждан» стало принятие концепции восстановленной Латвийской республики. Согласно ей, Латвия, созданная 18 ноября 1991 года, восстанавливает свою государственность и является продолжением довоенной республики, развитие которой прервали «50 лет оккупации».

Следовательно, гражданство Латвийской республики получают только те жители, которые имели его до 1940 года, а также их потомки. Соответствующий Закон о гражданстве — «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации» — был принят латвийским парламентом 15 октября 1991 года. На его основании около трети населения страны — примерно 700 тысяч человек — были лишены гражданства. В гражданстве было также отказано их потомкам — ребенок «неграждан», родившийся в независимой Латвии, тоже рождался «негражданином».

По свидетельствам очевидцев, люди, узнав о принятии Закона о гражданстве, плакали на улицах. Помимо прочего, лишение гражданских прав было ещё и предательством: ведь Народный фронт Латвии в своей предвыборной программе обещал дать гражданство всем без исключения.

Во время «поющей революции» Интерфронт (сторонники сохранения Латвии в составе СССР) пугал русское население тем, что восстановление независимости обернется лишением гражданства для тех, кто переехал в Латвию в советский период. Народный Фронт, боровшийся за независимость Латвии и работавший в том числе с русским населением, эти подозрения решительно опровергал. «НФЛ выступает за то, чтобы гражданство было предоставлено всем постоянным жителям Латвии, заявившим о своем желании обрести таковое и связавшим свою судьбу с латвийским государством», — говорилось в программе Народного фронта, опубликованной осенью 1989 года. И около половины русскоязычного населения Латвии поверили этим обещаниям, проголосовав за независимость Латвии на референдуме в марте 1991 года. Многие русские вместе с латышами выступили за независимость Латвии.

Во многом именно благодаря голосам русских жителей ЛатССР республика получила вожделенную независимость: не будь этой поддержки, референдум бы не имел такого веса.

Но голоса русских были восприняты латышскими лидерами как должное — из них извлекли необходимую пользу, а потом… забыли, сделав вид, что стремление Латвии к самостоятельности было исключительно латышским делом. Пользуясь языком современных политтехнологов, «электорат развели и кинули». Так в основу государственного строительства «новой» Латвии лег обман.

Этот референдум был последним случаем, когда участвовать в выборах имели право все жители Латвии.

Уже осенью того же года население было поделено на граждан и «неграждан»: последним участвовать в выборах и референдумах всех уровней запретили. Также «негражданам» было запрещено состоять на государственной и муниципальной службе, быть адвокатами, судебными исполнителями, нотариусами и помощниками нотариуса, служить в армии и других силовых структурах.

Самое существенное поражение в правах состояло в том, что «неграждане» лишались возможности участвовать в процессе приватизации: они не могли оформить в собственность землю, недвижимость, не могли участвовать в залоговых аукционах. Приватизационных сертификатов (аналогов российских ваучеров) «негражданам» выдавалось в несколько раз меньше, чем гражданам. Таким образом, с помощью института «негражданства» процесс приватизации социалистической собственности имел ярко выраженный этнический характер. «Латышам — всё, русским — серый паспорт».

Только гражданам государство гарантировало защиту за рубежом, только гражданам оказываются различные виды социальной помощи, только граждане могут поступать в отдельные учебные заведения, только граждане Латвии (или лица, у которых один из родителей или родителей родителей является латышом или ливом) имеют право на репатриацию и на воссоединение со взрослым ребенком. На «неграждан» не распространяется большинство договоров Латвийской республики о безвизовом режиме с другими странами. «Неграждане» ограничены в праве на самооборону: ношение огнестрельного оружия разрешено только гражданам. После вступления в Евросоюз только граждане Латвии получили статус граждан ЕС.

Доходит до смешного. «Негражданам», например, запрещено работать в аптеках. А по договору между Латвийской республикой и Святым престолом от 12.09.2002 только граждане могут быть епископами, капелланами и военными ординаторами в католической церкви[71].

Попытки латвийских властей доказать, что в их действиях нет ничего особенного, что неравные права для граждан и апатридов — это общемировая практика, успеха в мире не имели. Прибалтийский случай очевидным образом выделяется из общемировой практики: гражданства там были лишены не просто мигранты, а постоянные жители, десятилетиями работавшие на общественное благо этих стран. Совсем уж средневековая дикость — наследственное «негражданство», когда дети «негров» (сокращение от «негражданин») тоже рождались «неграми».

Латвийский «негр» — это не негр с плантации, которого «белые господа» доставили из Африки неграмотным, верящим в вуду и практикующим каннибализм. «Неграждане» — это абсолютно социализированные члены латвийского общества, деятельность которых способствует достижению пресловутого «общего блага». Независимость США начиналась с лозунга «No taxation without representation» — нет налогов без (политического) представительства. Самый сознательный гражданин в современном обществе — это налогоплательщик, который работает и хочет знать, на что идут его налоги. Единственная эффективная демократия — это демократия налогоплательщиков. Латвия утверждает, что она демократия, при этом значительная часть налогоплательщиков, обеспечивающих из своего кармана функционирование «демократии», не имеет в ней политического представительства.

Поэтому основными аргументами сторонников «негражданства» были не юридические обоснования, а политические оправдания: если дать «совкам» гражданство, то они голосовали бы за коммунистов/сталинистов и разных красно-коричневых и тянули бы страну назад, не давая ей быстро и решительно идти по пути реформ. Как ни странно, такая аргументация находила понимание у многих «либералов» и в России, и на Западе. Последние или не знали, или не хотели знать о дополнительной аргументации для внутреннего пользования: «чемодан, вокзал, Россия» — сознательное стремление с помощью поражения в правах и неприкрытой дискриминации вынудить местных русских эмигрировать из Латвии.

Одиозность института «негражданства» проявилась и в том, что первые несколько лет его существования латвийские «негры» вовсе не имели ни единой возможности стать гражданами: в Законе о гражданстве была предусмотрена процедура натурализации, но на практике она отсутствовала.

Только в 1995 году был принят Закон «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства», определявший юридический статус «неграждан» — до этого они для латвийского государства формально и не существовали. Тогда же начало свою работу Управление по натурализации. Для получения латвийского гражданства «негражданину» необходимо было сдать экзамены на знание латышского языка, истории Латвии и Сатверсме — Конституции Латвийской республики, а также уплатить госпошлину и принести клятву на верность Латвии.

Однако из-за страха властей перед массовой натурализацией её возможности несколько лет были затруднены: существовали так называемые окна натурализации — квоты, ограничивающие получение гражданства. Только после 1998 года, когда на референдуме большинством голосов (52,5 % против 45 %) был одобрен закон, расширяющий круг лиц, имеющих право натурализоваться, натурализация в Латвии приобрела действительно массовый характер[72]. Важнейшим стимулом для натурализации стало вступление Латвии в Европейский союз: открывавшейся свободой передвижения и возможностью жить и работать в Европе могли воспользоваться только граждане, поэтому «негры» среднего возраста и особенно молодежь массово пошли сдавать натурализационные экзамены.

Еще один парадокс Латвийской республики: самым большим стимулом получить латвийское гражданство оказалась возможность благодаря этому гражданству «свалить» из Латвии в Западную Европу. Именно ради этого многие русскоязычные штудировали Сатверсме и приносили клятву верности Латвийской республике!

Рекордное количество заявок на натурализацию было подано в год вступления Латвии в ЕС — 21 297 заявлений в 2004 году. Рекордное количество натурализовавшихся приходится на 2005 год: 19 169. В последующие годы натурализация пошла на спад: под давлением Евросоюза латвийское правительство ещё на стадии переговоров об условиях евроинтеграции пошло на существенное улучшение положения «неграждан»: им были предоставлены социальные права и гарантии, равные тем, что имели граждане. В 2007 году «негры» получили право на безвизовое перемещение в пространстве всего Евросоюза. Всё это лишало оставшихся «неграждан» рациональных мотиваций сдавать экзамены на гражданство, а никаких идейных мотиваций становиться гражданами Латвии у большинства людей, обманутых в самом начале латвийским государством, изначально и не было.

В итоге сейчас «негражданами» в Латвии остаются 13 % населения — 282 876 человек, согласно Регистру жителей Латвии на начало 2014 года. Национальные меньшинства в структуре «неграждан» составляют 99,7 %, из них 65,7 % — русские (31,7 % русских Латвии), 13,6 % — белорусы (51,9 % белорусов Латвии), 9,7 % — украинцы (52,3 % украинцев Латвии). «Неграждане» проживают преимущественно в крупных городах: в Риге, Лиепае и Даугавпилсе (трех крупнейших городах Латвии) проживает 62,4 % неграждан. Среди «неграждан» 59 % являются иммигрантами, 41 % — коренными жителями Латвии. Абсолютное большинство «неграждан» — люди старшего возраста.

В настоящий момент очевидно, что натурализация больше не является методом решения проблемы «негражданства»: эту процедуру в последнее время проходит по 1 % «неграждан» в год. Оставшиеся «неграждане» сдавать на гражданство не хотят.

По данным латвийского Управления натурализации, основные причины, по которым «неграждане» не идут на натурализацию, таковы: убеждение, что гражданство полагается им по праву, — 34,2 %, недостаточное владение латышским языком — 23,2 %, сдача экзамена по истории (в ходе которого надо признать «советскую оккупацию», т. е. заявить о себе как об «оккупанте» или о «потомке оккупантов») — 20,5 %, меньшие расходы «неграждан» на визы в ряд стран, включая Россию (в 2008 г. «негражданам» был предоставлен безвизовый въезд в Россию) — 20,2 %, размер пошлины — 20,2 %[73]. Есть и элементарная социальная пассивность: невозможность участвовать в выборах при соблюдении базовых социальных гарантий не является достаточной мотивацией для сдачи экзаменов.

Есть страх перед экзаменационной комиссией и неуверенность в своем знании латышского языка. Принципиальный протест против натурализации у многих вызывает экзамен по истории Латвии с вопросами об «оккупации и оккупантах» или о «сталинском геноциде латышей». Есть и радикально настроенные в идеологическом отношении «неграждане», в принципе не желающие признавать существования Латвийской республики и продолжающие считать себя гражданами Советского Союза. В последние годы наметилась тенденция отказа от получения латвийского гражданства в пользу гражданства российского: в России пенсии выше, чем в Латвии, и они индексируются.

Так что сейчас ситуация с «негражданством» в Латвии находится в запущенном состоянии: власти не признают существования проблемы и не идут хотя бы на частичное предоставление «негражданам» политических прав, призывая их натурализоваться, между тем как натурализация почти остановилась. На существование проблемы бесправного положения большой группы населения Латвии регулярно указывают различные международные организации, однако их рекомендации латвийским руководством последовательно игнорируются. Ещё в ноябре 2002 года Специальный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы, оценивая состоявшиеся в октябре 2002 года выборы в 8-й Сейм, отметил, что из-за неучастия в выборах «неграждан» в Латвии сложился «долговременный дефицит демократии» (long-term democratic deficit). О существовании в Латвии «дефицита демократии» говорилось также в Итоговом докладе по парламентским выборам в Латвии 2002 года, который 20 ноября 2002 года представило Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ[74].

В самой Латвии тема «неграждан» стала одной из центральных в процессе формирования русскоязычного правозащитного движения, но активистов этого движения латвийская власть тем более игнорирует (подробнее см. главу VIII).

Эстония

В Эстонии 30 марта 1992 года был восстановлен Закон о гражданстве 1938 года, в соответствие с которым гражданство возрожденной Эстонской республики получили лишь те, кто имел его до 1940 года, и их потомки. Около трети населения — более 300 тысяч человек, — таким образом, оказались лишены гражданства, хотя и проживали постоянно на территории Эстонии.

В 1993 году лица, оставшиеся без гражданства, официально получили статус иностранцев: основой для правового регулирования института «негражданства» стал принятый тогда Закон об иностранцах. «Негражданам» стали выдавать «Паспорт иностранца».

Причины разделения жителей Эстонии на граждан и «неграждан» были те же, что в соседней Латвии: недопущение русского населения к участию в выборах и устранение конкурентов из процесса приватизации бывшей советской собственности. Между гражданами и «негражданами» Эстонии были примерно те же различия в правах, что и в Латвии.

Неравенство стартовых условий между эстонцами и русскоязычными в период приватизации способствовало изначальной этнической диспропорции в эстонском бизнес-сообществе. Со временем эта диспропорция только увеличивалась.

«Что до возможностей неэстонцев заниматься предпринимательством, то никаких прямых ограничений в законодательстве Эстонской Республики не содержится. Однако некоторые положения законодательных актов, имеющие отношение прежде всего к неэстонцам, содержат потенциальные ограничения (например, возможность установления ограничений прав собственности для лиц, не имеющих эстонского гражданства). Данные исследований свидетельствуют, что неэстонцы были меньше эстонцев представлены среди предпринимателей с самого начала процесса приватизации. К 2000 году, согласно данным Переписи населения Эстонии, неэстонцев среди предпринимателей было 24 %, в то время как среди всего населения трудоспособного возраста их — 34 %»,[75] — пишут научные сотрудники Института международных и социальных исследований Таллинского университета Рейн Веэрманн и Елена Хелемяэ.

В этом отношении эстонская ситуация оказалась противоположна латвийской: в Латвии дискриминация русскоязычного населения в государственном управлении способствовала его массовому исходу в частный бизнес. Однако создание этнократического государства в Эстонии достигалось теми же методами, что и в Латвии: принятие Закона о государственном языке с соответствующими языковыми требованиями к госслужащим сделало почти невозможным попадание неэстонцев в органы власти.

В 1995 году был принят новый закон о гражданстве, который усложнил требования к знанию эстонского языка и добавил экзамен на знание эстонской конституции и закона о гражданстве. Однако, даже несмотря на крайнюю сложность для освоения эстонского языка (гораздо более сложного для понимания русскоязычного, чем латышский), натурализация в Эстонии шла более быстрыми темпами, чем в Латвии.

К 2014 году экзамены на эстонское гражданство сдали 150 тысяч человек, причем 113 тысяч получили гражданство до 2000 года. В последние годы процесс натурализации в Эстонии, как и в Латвии, почти остановился. Среди причин не только русскоязычные жители Эстонии, но и международные организации и даже этнические эстонцы называют чересчур сложный экзамен по эстонскому языку. Согласно социологическому исследованию Таллинского университета, в 2010 году 73 % эстонцев и 82 % неэстонцев считали экзамен на гражданство несправедливым, 65 % эстонцев и 92 % неэстонцев — слишком сложным. С другой стороны, профессор Тартуского университета, бывший основатель Народного фронта Эстонии и депутат Европарламента от социал-демократов Марью Лауристин считает, что две трети лиц без гражданства просто не заинтересованы в его приобретении

На сегодняшний день в Эстонии негражданами являются 85 891 человек — 6,5 % населения. Наибольшее количество «неграждан» сконцентрировано на преимущественно русскоязычном северо-востоке страны (в Нарве, Кохтла-Ярве и пр.), а также в столичном Таллине. В этническом плане в структуре «неграждан» преобладают русские и украинцы, в демографическом — люди пенсионного возраста.

Важное отличие эстонской ситуации от латвийской: в Эстонии «неграждане» имеют право участвовать в муниципальных выборах.

В последние годы были предприняты и другие важные шаги для улучшения правового положения «неграждан» Эстонии: была введена практика автоматического получения гражданства ребенком из семьи «неграждан», отменены экзамены для «неграждан» старше 65 лет. В Латвии ничего подобного не происходит. Хотя в своем нежелании в принципе отказываться от института «негражданства» эстонские власти солидарны с латвийскими. Они тоже не видят в существовании «неграждан» никакой проблемы. Как откровенно и без обиняков заявил в 2011 году министр внутренних дел Эстонии Марко Померантс, проблема лиц с неопределенным гражданством решится в течение 20–25 лет естественным путем: когда все эти люди… умрут.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА VI НЕГРАЖДАНЕ И РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ.

ГЛАВА VI НЕГРАЖДАНЕ И РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ. История каждой нации, а в особенности италийской, представляет собой великий синойкизм: уже тот очень древний Рим, о котором до нас дошли сведения, был триединым, а включение новых частей в его состав прекратилось лишь

1-й Прибалтийский фронт

1-й Прибалтийский фронт Вся деятельность по подготовке командования, штабов и войск 1-го Прибалтийского фронта к операции планировалась на период с 29 мая по 22 июня, т. е. на 25 суток. После предварительного решения командующего фронтом и дачи им указаний командующим 6-й

Состав и группировка советских войск (Прибалтийский Особый военный округ)

Состав и группировка советских войск (Прибалтийский Особый военный округ) Возрождение военной группировки Красной армии на территории Прибалтики началось с приказа народного комиссара обороны СССР от 11 июля 1940 года, когда был образован Прибалтийский военный округ,

Апартеид

Апартеид В Южной Африке — разнообразный климат. В Капской провинции климат средиземноморского типа, на берегу Индийского океана (провинция Наталь) — влажный тропический, в северной части страны — засушливый. Подобно северной магрибской Африке и по тем же причинам

2. Вымирающие виды: прибалтийский декаданс

2. Вымирающие виды: прибалтийский декаданс — Я верю в величие нашей нации. — Вы хотите сказать — в предприимчивость и напористость? — В них — залог развития. — Мне милее упадок. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» В конце февраля 2015 года на лентах информационных

Источник: history.wikireading.ru

Правовой статус неграждан Латвии

Неграждане Латвии, а также Литвы и Эстонии – это сугубо прибалтийское явление. Суть его заключается в том, что все население государства делится на две категории – граждан и неграждан. При этом правовое положение и тех и других подтверждает паспорт. Надпись “nepilsоna” свидетельствует о принадлежности своего владельца как раз к негражданам.

Неграждане Латвии

Кого в Латвии называют «негражданами»

По данным Управления по делам гражданства и миграции Латвийской Республики, на 1 января 2019 года в стране насчитывается 224 670 человек, которые пребывают в статусе неграждан (в то же время цифра, показывающая, сколько неграждан в Латвии было в середине 90-х годов прошлого века, колебалась в районе 730-740 тысяч человек), что примерно 10,7 % от общей численности населения. Еще 5 105 неграждан проживает сегодня за пределами данного государства.

Закон от 12 апреля 1995 года, в котором говорится о статусе граждан некогда существовавшего СССР, не принадлежащих к гражданству Латвии или любого другого государства, относит к данной категории следующих лиц:

  1. До 1 июля 1992 года они были прописаны на территории Латвии.
  2. Последнее зарегистрированное место проживания до указанной даты также было зафиксировано на территории Латвийской Республики.
  3. Суд установил, что до обозначенной даты они и их дети непрерывно проживали в течение 10 лет в данном государстве.

В конце XX столетия статус неграждан получили в основном лица, переселившиеся в республику из СССР в промежутке с 1940 по 1989 годы, а также их дети, которые родились до 1 июля 1992 года.

Этническая принадлежность неграждан по количеству человек распределилась следующим образом (в порядке убывания):

  • русские;
  • латыши;
  • белорусы;
  • литовцы;
  • украинцы;
  • поляки;
  • цыгане;
  • евреи.

А возрастная категория этих лиц в основном составляет 41–60+ лет.

Идеологической и юридической основой разделения жителей страны на две категории стало восстановление латвийской государственности в ноябре 1991 года, являвшейся продолжением той, которая была прервана на 50 лет. Соответственно латвийское гражданство получили только те, кто пребывал в нем до 1940 года, и их потомки.

Закон об этом был принят в октябре 1991 года. На его основании чуть больше 700 тысяч человек получили статус «лица без гражданства в Латвии».

Дальнейшая судьба «непризнанного» населения была предопределена самой историей. После распада СССР (вплоть до 1995 года) ситуация оставалась неясной. В октябре 1998 года был принят закон, который значительно расширил список прав лиц, принадлежащих к данной категории.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века и по сегодняшний день закон, регулирующий правовое положение неграждан, подвергался изменениям семь раз.

Какими правами наделены граждане и неграждане

Статус негражданина Латвии

Статус негражданина Латвии отличается от того, в котором пребывают апатриды (лица без гражданства) тем, что первые имеют в своем распоряжении латвийский паспорт фиолетового цвета (у граждан он красный) и пользуются более узким спектром прав.

В тоже время все владельцы таких документов находятся под дипломатической защитой Латвии за границей, имеют право проживать на территории государства, не подавая прошение на ВНЖ.

Закон о негражданах устанавливает, что лица этой категории не являются ни иностранцами, ни гражданами, ни апатридами: они принадлежат к группе жителей страны, пребывающих в особом статусе (такое положение прописано в законах всех республик Прибалтики).

С другой стороны, ООН не относит неграждан к числу лиц, попадающих под действие Конвенции о правовом положении апатридов, но учитывает их в своей статистике лиц, не имеющих гражданства.

Что касается прав жителей Латвии с паспортом nepilsona, то здесь можно встретить довольно много ограничений:

  • трудовой стаж, который был накоплен ими за пределами Латвии до 1990 года, не учитывается при начислении пенсионного пособия;
  • пособие по безработице этим лицам, если часть стажа была получена в другой стране, выплачивается в меньшем объеме, чем гражданам;
  • лица, состоящие в латвийском гражданстве, в безвизовом режиме могут посещать 94 государства, неграждане – только 38;
  • паспорт nepilsonа не дает права учиться в Колледже государственной пограничной охраны, в Полицейской академии, Колледже пожарной безопасности;
  • гражданин может утратить свой cтатус исключительно в судебном порядке, негражданин – в административном.

Кроме того, рассматриваемая категория жителей страны не имеет права:

  • носить огнестрельное оружие;
  • служить в армии и правоохранительных органах;
  • принимать участие в выборах и голосовать;
  • работать чиновниками, нотариусами, адвокатами, фармацевтами, сотрудниками ЗАГСов.

Ряд ограничений можно найти и в правах на покупку недвижимости, оформлении приватизационных сертификатов.

Куда можно поехать без визы негражданам Латвии

После вступления Латвии в Евросоюз латвийцы получили возможность безвизового передвижения по всем государствам, входящим в него. Лица, которые принадлежат к категории неграждан, пользоваться такой привилегией начали только в 2007 году.

Пребывание в России для большинства лиц с фиолетовыми латвийским паспортам является безвизовым. В таблице приведем порядок нахождения на иностранной территории при безвизовом въезде в некоторые государства для обеих категорий жителей Латвийской республики:

СтранаПравила для гражданПравила для неграждан
Участники ЕС Без ограничений До 90 дней каждые полгода
(в Хорватии – до 90 дней в году,
в Великобританию и Ирландию
понадобится виза).
Лихтенштейн До 90 суток в году Нужна виза
Россия Нужна виза До трех месяцев каждые полгода
Украина До 90 суток в полугодии Нужна виза
Гонконг Порядка 90 дней каждые 6 месяцев Нужна виза
Израиль До трех месяцев в каждом полугодии Нужна виза
Гаити, Гватемала, Коста-Рика, Мексика 90 дней в полугодии Только визовый въезд

В страны Южной Америки и Африки негражданам Латвии понадобится визовое разрешение, в то время как граждане могут пребывать на некоторых из этих территорий в безвизовом режиме от 30 до 180 дней.

Процедура натурализации

Существует только одна возможность заменить латвийский паспорт негражданина на полноценный гражданский – это натурализация. Прием заявлений на прохождение данной процедуры ведется с 1995 года.

В 1999 году была внесена поправка в закон, которая разрешила детям кандидатов на латвийский гражданский статус получить его без сдачи экзаменов на знание государственного языка, истории и законодательства. Но касается это только несовершеннолетних лиц, которые родились после августа 1991 года.

  • принесение присяги верности Латвийской Республике;
  • уплату пошлины;
  • сдачу экзамена.

Получить гражданство таким способом заявители могут в течение одного года, но чаще всего на это уходит 7-8 месяцев.

Сложности при натурализации

лица без гражданства в Латвии

Основная причина, по которой большинство желающих не могут легализоваться в Латвии, это наличие так называемых окон натурализации. В частности, речь идет о части 1 статьи 11 Закона “О гражданском статусе”, которая предусматривает целый ряд ограничений, и о квотах, которые значительно урезают число потенциальных кандидатов.

Итак, стать гражданином Республики не могут:

  • Те, кто представляет собой угрозу общественному порядку и государственности страны, независимости ее территорий, неприкосновенности государства. Сюда можно отнести кандидатов, которые выступали против независимости Латвии, после мая 1990 года распространяли идеи шовинизма, фашизма, коммунизма, национал-социализма, разжигали расовую или национальную нетерпимость. Отдельной группой считаются лица, которые связаны с террористическими группировками или с отмыванием денег.
  • Те, кто несет воинскую службу в других странах без согласования с латвийским Кабинетом министров.
  • Те, кто после июня 1940 года выбрал Латвию в качестве места проживания после демобилизации из Вооруженных сил Советского Союза или РФ, если на момент призыва в них латвийская территория не являлась местом их постоянного проживания. Данное ограничение не распространяется на тех, кто более 10 лет состоял в браке с латвийским гражданином или бывшими гражданами других прибалтийских республик.
  • Те, кто выполнял функции информаторов, агентов или сотрудников КГБ СССР, а также служб безопасности других государств, за что был осужден в Латвии или в других странах.

Несколько лет назад Управление натурализации провело исследование и установило, что основными причинами, по которым неграждане отказываются проходить путь до гражданства, являются:

  • убеждение, что статус гражданина полагается им по праву – 34,2 %;
  • недостаточный уровень владения государственным языком – 23,2 %;
  • необходимость прохождения экзамена по истории государства – 20,5 %;
  • меньшие расходы на оформление виз в ряд стран, включая РФ – 20,2 %;
  • размер пошлины, которую нужно уплатить при присвоении гражданства – 20,22 %.

Препятствующими причинами выступают также нежелание служить в латвийской армии, отсутствие мотивации, возраст (пожилым людям сложно проходить данную процедуру, потому они предпочитают от нее отказаться). Но даже вопреки этому порядка 1 тысячи человек ежегодно переходят в категорию граждан.

Итоги

Неграждане Латвийской республики представляют собой отдельную категорию лиц, которых нельзя отнести ни к гражданам, ни к иностранцам, ни к апатридам. Возникла она в результате восстановления страной своей государственности в 1991 году.

Численность населения, пребывающего в данном статусе, сегодня составляет почти 11 % жителей страны. Большая часть из них проживает в крупных городах – Риге, Юрмале.

Законом Латвийской Республики предусмотрена процедура получения негражданами полноценного гражданского статуса, но не все онис читают это для себя необходимым.

Источник: zagranportal.ru

Негражданин VS иностранный гражданин VS лицо без гражданства

Их часто путают с лицами без гражданства, но с точки зрения закона они разные. Поговорим о негражданах стран Прибалтики.

  1. Статусы иностранцев по гражданству
  2. Статус негражданина Прибалтики
  3. Трудоустройство неграждан

Статусы иностранцев по гражданству

С точки зрения гражданства иностранцев можно поделить на три группы:

  1. иностранные граждане;
  2. лица без гражданства;
  3. неграждане.

Часто возникает путаница, потому что неграждан приравнивают к лицам без гражданства. Но это неверно.

Статус негражданина Прибалтики

Негражданин и лицо без гражданства

Негражданин – это отдельный статус иностранцев из стран Прибалтики, которые после распада СССР не оформили паспорт Латвии, Литвы или Эстонии. Тем не менее, они находятся под протекцией этих государств. И, например, в случае выдворения, отправляются именно в эту страну.

Лицо без гражданства – человек, который не является ничьим гражданином или подданным.

Поэтому, например, у негражданина Литвы прав больше, чем у лица без гражданства, которое находится на территории Литвы.

Трудоустройство неграждан

Несмотря на то, что неграждане раньше владели паспортом СССР, сейчас с точки зрения российского законодательства они иностранцы. А значит, для трудоустройства в РФ им понадобится разрешительный документ для работы. И здесь между негражданами Литвы, Латвии и Эстонии есть отличие.

Таким образом, безвизовые иностранцы – это неграждане Латвии и Эстонии, а визовые – неграждане Литвы. И правила трудоустройства соответственно для них будут отличаться.

Для неграждан Эстонии и Латвии:

  • безвизовый въезд в Россию;
  • миграционный учет в течение 7 рабочих дней после въезда;
  • патент на работу с обязательным внесением авансовых платежей для работы;
  • отправка копии договора в МВД в течение 2х месяцев с даты выдачи патента;
  • возможность работать у нескольких работодателей, если позволяют регион и профессия в патенте.

Для неграждан Литвы:

  • визовый режим въезда с любой целью, а значит — приглашение из России на въезд;
  • у работодателя должно быть разрешение на привлечение негражданина Литвы;
  • рабочая виза и разрешение на работу для работы в России;
  • работа только у одного работодателя по одному разрешению на работу.

Примечание редакции: больше информации о приеме на работу негражданина Прибалтики вы найдете в статье Базы Знаний «Алгоритм трудоустройства неграждан стран Прибалтики (Литва, Эстония, Латвия)».

Неграждане Прибалтики – особая категория иностранцев. Поэтому их пребывание в РФ регламентировано дополнительными законами. Подробнее о правилах пребывания в России вас могут проконсультировать миграционные специалисты. Они же могут помочь с оформлением документов для законного пребывания в России. Подробнее об услуге и ее стоимости можно на сайте «Гражданин» — » Консультация миграционного эксперта».

С 24 августа вступил в силу закон о регулировании положения лиц без гражданства. Как и на каких условиях теперь их можно принять на работу?

Источник: all-migration.com

Неграждане литвы кто это

Три десятилетия неопределенности: почему в Латвии и Эстонии до сих пор существует статус негражданина?

Три десятилетия неопределенности: почему в Латвии и Эстонии до сих пор существует статус негражданина?

Одна из версий – правительства этих стран панически боятся, что неграждане «неправильно» проголосуют.

Почти год назад, 19 апреля в Москве у ворот посольства Латвии в России прошёл митинг протеста, организованный ЛДПР. Поводом для проведения митинга стало отстранение от должности мэра Риги Нила Ушакова, однако лидер ЛДПР Владимир Жириновский определил целью этого политического действа «демонстрацию солидарности с русскими в Прибалтике, в частности, в Латвии. Так, как действует Латвия в отношении нацменьшинств, не ведет себя больше ни одна другая страна Евросоюза. А так, как с русскими поступают в Латвии, не делают даже людоеды в Африке».

Прибалтийские «тигры» уже не первое десятилетие занимают лидирующие позиции в мире среди государств, избравших своей национальной политикой нацизм и ксенофобию. В частности, Латвия и Эстония – две страны бывшего СССР, ныне члены Евросоюза, культивирующие отношение к определённой части проживающих на территории их государств как к негражданам. Стоит напомнить, что же означает это определение, в каких ещё странах присутствует подобное разделение на людей первого и второго сорта и что делается Россией и Евросоюзом для того, чтобы хоть как-то унять продолжающийся в странах Балтии парад ксенофобии.

Откуда в Прибалтике неграждане и кого таковыми считают

Этот юридический термин – «негражданин» – в Европе существует лишь в Латвии и Эстонии. После распада СССР вопрос о гражданстве в этих странах возник как один из государствообразующих. Без особых дискуссий во властных структурах этих стран национальные гражданства без процедуры натурализации приехавшим на постоянное жительство еще с сороковых годов гражданам из разных республик бывшего СССР было решено не предоставлять.

Эстония и Латвия «вошли» в состав СССР в 1940 году, и повторно в 1944 году. До самого развала Союза – более 50 лет – нахождение в его составе страны Балтии называют «оккупацией». Исходя из такого определения целой исторической эпохи важнейшим – и первым – шагом новых независимых республик стало восстановление юридической преемственности от их стран, существовавших до 1940 года.

Не все неграждане русские. По статистическим данным Эстонии и Латвии, этнических русских среди неграждан около 61 процента. Остальные – белорусы, украинцы, казахи, таджики, представители других национальностей бывшего СССР.

Почему прибалтам так нужна категория «неграждане»?

Ещё в начале девяностых, во время запуска процесса приватизации в том числе в Прибалтике, неграждане участвовать в нём не имели права. Собственность бывшего Советского Союза на территории этих государств поделили граждане, латыши и эстонцы. Кроме того, «неграждане» Латвии до сих пор не участвуют в выборах разных уровней, они не имеют права занимать должности в государственных учреждениях, работать в полиции и силовых структурах. В остальном они обладают теми же правами, что и «первосортные» прибалты – впрочем, названных ограничений вполне достаточно для определения Латвии и Эстонии как государств, культивирующих ксенофобию и нацизм в русле государственной политики.

В Латвии, по разным оценкам, от 200 до 350 тысяч человек неграждане, в Эстонии – от 70 до 90 тысяч человек.

А в начале девяностых в Латвии проживало около 700 тысяч неграждан, в Эстонии – около 200 тысяч. Кто-то уехал в Россию, где процедура получения гражданства для таких «репатриантов» до сих пор максимально упрощена, кто-то прошёл процедуру натурализации и получил национальные гражданства балтийских стран. До последнего времени число неграждан в Латвии и Эстонии постоянно менялось – дети неграждан с рождения тоже являлись негражданами.

В Эстонии в 1990 году было 12 процентов неграждан, а в 2019 – 5 процентов от всего количества жителей этого государства. В Латвии эти цифры составляют соответственно 25 и 15 процентов.

Юридическое основание появления этой категории людей в Латвии, например – решение Верховного Совета Латвийской Республики от 15 октября 1991 года «О восстановлении прав граждан Латвийской республики и основных условиях натурализации». Согласно этому документу, гражданство Латвии получили лишь две трети жителей этой республики, все они были гражданами довоенной Латвии и их потомки. Причину такого решения Верховного Совета Латвийской республики (позднее – Сейма) депутаты называли безо всякого стеснения. Эта причина – недоверие нового руководства республики к трети населения Латвии как к избирателям.

«Теоретически у латышей была возможность бороться за свою независимость с оружием в руках,– вещает Андрей Пантелеевс, работавший в своё время председателем комиссии Сейма Латвии по национальной безопасности и являющийся лидером партии «Латвийский путь».– Это привело бы к кровавым столкновениям. Гораздо разумнее выглядел другой путь – попытаться легальными средствами проникнуть в существовавшие в то время структуры власти, а для этого необходимы были голоса, ведь тогда голосовали все жители Латвии. И мы лгали, что наша цель – так называемый нулевой вариант. Но это была сознательная ложь, которая помогла избежать человеческих жертв».

Статус неграждан Эстонской республики регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года. Больше никакой особой разницы между отношением к негражданам и их юридическим определением у Эстонии и Латвии нет.

Известные латвийцы, которые были или остающиеся негражданами

Александр Гапоненко, предприниматель и общественный деятель, принципиально отказывается проходить процедуру натурализации

Татьяна Жданок, общественный и политический деятель, депутат Европарламента, добилась признания гражданства Латвии через суд в 1996 году. Александр Казаков, общественный деятель Латвии, принял гражданство России и после участия в акциях Штаба защиты русских школ был депортирован.

Валерий Каргин, президент и совладелец крупнейшего латвийского банка «Parex banka», Сейм присвоил гражданство за заслуги перед Латвией.

Юрий Петропавловский, латвийский политик, сдал экзамены, но правительство отказало в натурализации и латвийский суд встал на сторону правительства. Оспаривает решение в Европейском суде по правам человека

Виктор Щербатых, пятикратный чемпион Европы по тяжёлой атлетике, получил гражданство Латвии, прожив два десятилетия негражданином.

Как стать гражданином Латвии или Эстонии через процедуру натурализации? И на что имеют право неграждане?

Для получения гражданства неграждане обязаны сдать экзамен на знание национального языка и истории страны.

С начала 1990х годов больше 50 процентов неграждан прошли процедуру натурализации. Стоит отметить, что неграждане Латвии и Эстонии имеют право на медицинскую помощь, трудоустройство, пенсию и социальные услуги наравне с гражданами Латвии и Эстонии.

Неграждане Латвии и Эстонии могут безвизово перемещаться по Европейскому союзу (кроме Великобритании и Ирландии) и странам Шенгенской зоны, имеют право на трудоустройство. В туристическую поездку они могут отправиться лишь на 90 дней в полугодие. Безвизово посещать Российскую Федерацию неграждане могут тоже 90 дней в полугодие. Также они имеют право на трудоустройство в России.

Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства), лиц, не имеющих государственной принадлежности. Они имеют латвийские паспорта (в отличие от изначально синих, а с 2007 г. красных гражданских, паспорта неграждан фиолетового цвета), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство.

Конституционный суд Латвии в пунктах 15 и 17 решения о порядке лишения статуса негражданина констатировал:

«С принятием закона о негражданах возникла новая, ранее неизвестная международному праву категория лиц «неграждане Латвии». Неграждане Латвии не подлежат приравниванию ни к одному из установленных международно-правовыми актами статусов физического лица, потому что установленный для неграждан объём прав не соответствует полностью ни одному из этих статусов. Неграждане Латвии не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без подданства, а лицами «С особым правовым статусом».

Правовая связь неграждан с Латвией признана в известной мере, на основании чего возникли взаимные права и обязанности. Это вытекает из статьи 98 Конституции Латвийской республики, которая, среди прочего, определяет, что каждый, имеющий паспорт Латвии, имеет право на защиту государства и право на свободное возвращение в Латвию».

Этим Латвийская Республика обосновывает мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа апатридов 1961 года. УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954г., но включает их в свою статистику лиц без гражданства.

Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации.

При получении гражданств Латвии и Эстонии любые ограничения в Европейском Союзе и Шенгене снимаются, человек вправе работать в любой стране Евросоюза. Однако для посещения России после натурализации придётся получать визу.

Власти прибалтийских стран определили и категорию людей, которые никогда не получат гражданства Латвии и Эстонии. Это военнослужащие бывшего СССР, избравшие Латышскую или Эстонскую ССР местом жительства после демобилизации из Вооруженных сил. Сотрудники КГБ СССР, внештатные, информаторы и т.д. Правда, возникает вопрос: как прибалты определяют внештатных сотрудников или информаторов бывшего КГБ, ведь эта информация засекречена? Или всё на уровне highly likely?

Не видать гражданства стран Прибалтики и тем, кто был замечен в распространении идей коммунизма после 1990 года, либо работал в связанных с коммунистами структурах до их законодательного запрещения и ликвидации.

В каких ещё странах мира есть неграждане

В мире существует порядка 15 миллионов человек без гражданства. Это этнические и религиозные меньшинства, потомки мигрантов, дети беженцев.

От 10 до 15 миллионов человек в мире не являются гражданами ни одной страны. Почти все они лишены права на образование, здравоохранение, жилье и работу.

Так по рука об руку с какими странами идут Латвия и Эстония (по информации Reuters)?

  • Мьянма и Бангладеш . В 1982 году буддистское большинство Мьянмы приняло закон о гражданстве, который фактически превратил в лиц без гражданства большинство рохинджа, мусульман восточноазиатского происхождения. Этническое насилие заставило многих бежать из страны, но сотни тысяч рохинджа до сих пор остаются в Мьянме. В соседнем Бангладеш и других странах Азии живут около 900 тысяч рохинджа. Некоторых из них продают в рабства на плантации или рыболовные суда.
  • Кот-д’Ивуар . В Кот-д’Ивуаре живут 692 тысячи человек без гражданства. Многие из них — потомки мигрантов, в особенности из Буркина-Фасо, Мали и Ганы, которые в течение XX века приезжали работать на кофейных и хлопковых плантациях Кот-д’Ивуара. Как минимум четверть населения Кот-д’Ивуара — иностранного происхождения, и вопрос о том, кто является кот-д’ивуарцем, вызвал две гражданские войны в этой франкоязычной западноафриканской стране.
  • Таиланд . Почти 479 тысяч жителей страны — люди без гражданства, включая высокогорные племена Яо, Хмонг и Карен, живущие на границе с Мьянмой и Лаосом, и полукочевых «морских цыган» на побережье Андаманского моря.
  • Сирия . В 1962 году многие курды на северо-востоке страны были лишены гражданства — шаг, который Human Rights Watch называет частью плана по «арабизации» региона. До гражданской войны в Сирии было около 300 тысяч курдов без гражданства, многим из них президент Башар Асад обещал гражданство после восстания 2011 года. По данным ООН, количество людей без гражданства в Сирии упало до 160 тысяч человек, но, скорее всего, потому, что многие бежали от войны. Эксперты предупреждают, что дети, рожденные сирийскими женщинами в Ливане и Иордане, могут оказаться людьми без гражданства.
  • Кувейт . После получения страной независимости в 1961 году многие представители кочевых бедуинских племен не получили гражданства. Их потомки известны как «бидун», на арабском «без» (гражданства). По данным ООН, в Кувейте живут 92 тысячи «бидун», но, по некоторым оценкам, их число гораздо больше. Они часто не имеют доступа к образованию, здравоохранению и работе.
  • Непал . Хотя Непал уверяет, что у него нет населения без гражданства, эксперты полагают, что число людей без гражданства может исчисляться сотнями тысяч. Часть проблемы — закон, запрещающий женщинам, вышедшим замуж за иностранцев, передавать гражданство детям. Также гражданства нет у людей, изгнанных из Бутана в 1990-х.
  • Доминиканская Республика . Согласно решению суда от 2013 года, вкупе с предыдущими поправками к закону о гражданстве, направленными на борьбу с нелегальной миграцией, без гражданства остались, по данным ООН, 134 тысячи человек гаитянского происхождения, рожденных в Доминиканской Республике.
  • Ирак . В Ираке примерно 47 тысяч жителей без гражданства, включая «бидун», палестинских беженцев и курдов-файли, исторически живущих на ирано-иракской границе. Как минимум 150 тысяч курдов-файли потеряли гражданство в 1980-х годах при режиме Саддама Хусейна, и хотя с тех пор некоторым из них вернули гражданство, другие остаются лицами без гражданства.
  • Европа . В Центраьной и Восточной Европе живут десятки тысяч рома (цыган) без гражданства. После распада Чехословакии и Югославии новообразованные государства заявили, что рома должны получить гражданство какой-нибудь другой страны. Рома в Косове и Боснии потеряли гражданство, бежав от боевых действий. Семьи рома часто не регистрируют рождение детей или не оформляют право на собственность, предпочитая передавать дома родственникам в частном порядке. Из-за этого им сложно доказать, откуда они родом.
  • Колумбия . До 25 тысяч детей, рожденных венесуэльцами, бежавшими в Колумбию от политического и экономического кризиса у себя в стране, рискуют оказаться лицами без гражданства. Для получения гражданства Колумбии у ребенка должен быть хотя бы один родитель-колумбиец.

Автоматическое предоставление гражданства детям неграждан

В соответствии с законом, подписанным в 2019 году президентом Латвийской республики Эгилсом Левитсом, новорожденные дети в семьях неграждан с 1 января 2020 года автоматически получают гражданство республики. Вслед за Эстонией (где подобная поправка к закону о гражданстве была принята в 2016 году) и Литвой (где гражданами были признаны сразу все жители ставшей в 1991 году независимой республики), в Латвии начали автоматически присваивать гражданство страны новорожденным в семьях, где один или оба родителя имеют статус неграждан. С 1 января 2020 года другое гражданство дети получают, только если этого пожелают родители – но статус неграждан «наследоваться» больше не будет.

О необходимости предоставления гражданства детям апатридов последние несколько лет настаивали даже в Совете Европы, отмечая, что у неграждан (в основном это бывшие граждане СССР, не получившие латвийского гражданства) по-прежнему нет некоторых политических прав. Правительство же республики год за годом твердило, что Латвия не обязана «предоставлять гражданство тем людям и их потомкам, кто никогда не был гражданами Латвии и кто въехал в страну в годы оккупации». И всё же ко мнению «старших братьев» по Евросоюзу, по сути, кормящих прибалтийские республики на протяжение многих лет, не прислушаться стало уже невозможно.

В 2017 году бывший тогда президентом Латвии Раймондс Вейонис внес в Сейм законопроект о предоставлении гражданства детям апатридов. Тогда утвердить его не удалось, но очередная попытка с новым составом Сейма нашла отзыв среди его депутатов.

Латвийские народные избранники одобрили закон в октябре прошлого года, и избранному президенту Эгилсу Левитсу оставалось его формально утвердить.

В посольстве РФ в Риге приветствовали это решение латвийских властей. Но определили его как промежуточное, назвав «важной вехой на пути полной ликвидации массового безгражданства в Латвии». Российские дипломаты призвали Ригу не останавливаться на достигнутом и окончательно признать, что люди, которые работали на благо Латвии и внесли вклад в ее развитие, порой посвятив ей всю свою сознательную жизнь, имеют бесспорное право на получение латвийского гражданства.

Однако в Латвии и Эстонии считают, что сделали для неграждан и без того больше, чем они того заслуживают. Вероятнее всего, больше шагов навстречу людям второго сорта в этих государствах не будет. Правда, время работает против блюстителей чистоты прибалтийской крови: скоро в этих странах просто физически не может быть неграждан, поскольку люди стареют и умирают, а их дети, благодаря настойчивой работе России и вынужденной – Евросоюза – растут уже гражданами…

Источник: bankstoday.net

Рейтинг
Загрузка ...