Объединение польши и литвы это

ЮНЕСКО внесла в реестр программы «Память мира» оригинал Люблинской унии 1569 года. На торжествах по данному случаю вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глиньский заявил следующее: «Акт Люблинской унии является уникальным свидетельством заключения союза двух государств, в результате которого из Польского Королевства и Великого Княжества Литовского был создан новый крепкий государственный организм под названием Речь Посполитая Обоих Народов. А как позже оказалось, этих народов образовалось больше». И действительно, ЮНЕСКО внесла реестр данный документ как «совместную запись Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии и Украины».

Насколько Люблинский пакт является ценным свидетельством для католиков поляков и литовцев, пусть решают сами. По крайней мере, их «крепкий государственный организм» приказал долго жить через каких-то два столетия. А вот «уникальность» данной «записи» в истории православных Белоруссии и «Украины» вызывает сомнения.

Соединившись в 1569 году с Великим Княжеством Литовским в Речь Посполитую, польская корона получила в подданство миллионы православных русских помимо тех сотен тысяч галичан, чью землю захватило Королевство польское двумя веками ранее.

Люблинский треугольник: объединение Украины, Польши и Литвы довело Россию до истерики — ICTV

Смешно (или цинично) говорить о том, что это принесло счастье русинам. Но столь же ошибочно утверждать, что до Люблинской унии в Литве им жилось гораздо вольготнее, чем в захваченной Польшей Галиции. Относительно светлыми были для них лишь несколько десятилетий XIV века. Дело в том, что овладевшие Белоруссией, Малой Русью, Подолией и Волынью литовцы не могли оставаться язычниками в давно уж христианской Европе. Поэтому они как сухая губка впитывали живое еще наследие культуры Киевской Руси, выказывая всяческое уважение к ее носителям.

Идиллия закончилась в 1385 году. Тогда великий князь литовский Ягайло, поддавшись на посулы папских легатов и извечных врагов своих предков — ляхов, принял польскую корону. А с ней и католичество.

То была Кревская уния, по условиям которой Великое Княжество Литовское сохраняло политическую самостоятельность, но польский король (он же великий князь литовский) обязывался перевести в латинство местную знать. Уполномочив ксендзов «принуждать православных к перемене веры даже телесными наказаниями», Ягайло в качестве примера в 1387 году лично казнил в Вильне двух вельмож, отказавшихся изменить православию. С ревностью неофита, помноженную на средневековую жестокость, взялся он и за окатоличивание простолюдинов.

В «Хронике» Яна Длугоша под 1412 годом описывается, как «пытаясь очиститься» от «несправедливого обвинения немцев в том, что он якобы был сторонником схизматиков» король Владислав II Ягелло (изначально крещеный в православие с именем Иаков) «приказал кафедральную церковь, выстроенную из квадратного камня, с очень красивой архитектурой, расположенную в центре Перемышля, которой управлял русский епископ греческого обряда, посвятить в католический костел, выбросив пред тем прах русских усопших». Хронист упоминает и о «горьких рыданиях и плаче» православных Перемышля.

Но даже не все князья согласились на отречение от православия. Таковые в противостоянии с Ягеллонами и его сторонниками опирались на поддержку подданных единоверцев. И все же с каждое новое поколение Гедиминовичей все более окатоличивалось. Как следствие, в Литву переносились дискриминационные порядки Польши.

«Вновь возникшие порядки в Литовско-Польском королевстве… были для них [западнорусских областей] дотоле неслыханными, — писал видный малороссийский историк Дмитрий Эварницкий. — Но больше всего казались неожиданными… два постановления сеймовые… По постановлению 1386 года ограничены были браки православных: литовец-католик мог жениться только на католичке и не смел жениться на православной русской; по постановлению 1413 года схизматики лишались одинаковых прав с литовско-польским дворянством. Этими двумя постановлениями сразу определена была резкая грань между литовцами и русскими; если до соединения с Польшей литовцы подчинились русской культуре и если Литовско-Русское государство того времени шло к полному объединению, то теперь литовцы, постепенно окатоличиваясь и постепенно ополячиваясь, становятся во враждебное отношение к русскому населению и его православной вере… Мещане, т. е. жители русских городов, до перехода Руси к Литве, и от Литвы к Польше составляли городские общины с самоуправлением, самосудом и общественными землями, каковы — поля, луга и леса вокруг городов, которыми они пользовались по своему усмотрению, без вмешательства центральной власти.

Но теперь этот порядок совершенно изменился: самосуд был устранен и вместо него главным судьей становится великий князь или король, а потом литовско-польское можновладство. Вследствие этого явились новые отношения общины городов к центральной власти: открывается целый ряд столкновений между общинами и разными великокняжескими наместниками».

«В особенно тяжелых условиях оказался при новых городских порядках туземный, украинский элемент, — читаем и у одного из изобретателей «украинского элемента» Грушевского. — Не говоря уже, что при введении Магдебургского права последнее часто становилось уделом только привилегированной колонии, составленной из немцев и поляков, а туземное население лишалось гражданских прав и всякого участия в муниципальном управлении (так наз. «предмещане») — вообще магдебургское право оказалось весьма неблагоприятным для туземцев. Оно основано было на принципе вероисповедном, к участию в гражданской жизни и муниципальном управлении допускались исключительно христиане; а так как по средневековым понятиям христианином был только католик, то туземное, украинское население, как «схизматики», очень часто вовсе не допускалось к участию в городском управлении, к занятию выборных должностей, к участию в цехах, т. е., говоря иными словами, лишалось права заниматься ремеслами и торговлею или было стесняемо разными ограничениями. Встречаются даже по отношению к украинскому населению наравне с евреями запрещения права вне дозволенных кварталов, публичного отправления православного богослужения и церковных церемоний».

Вот типичный пример описанного Грушевским — Королевский декрет I от 17 февраля 1525 года: «Мы, Сигизмунд (пропускаем набор титулов, — прим. Д.С.) сообщаем сим декретом всех, кого это касается, что в прошлом году, когда мы были во Львове, мещане русского обряда этого нашего города Львова (sic!)… жаловались нам, что испытывают со стороны бурмистра и городского совета препятствия в приобретении домов, расположенных вне их улицы (имеется в виду ул.

Русская — единственная в городской черте, где русинам разрешалось владеть домами и земельными участками, — прим. Д.С.), содержать трактиры и торговать вином и пивом, продавать другие подобные вещи, отрезать на локте ткани, а также заниматься ремеслами и принадлежать к цехам, допуская их туда только на очень обременительных и унизительных условиях… Также мы узнали, что с давних времен наши предшественники ничего в упомянутых делах никогда не меняли и ничего нового не вводили в пользу вышеупомянутых львовских мещан греческого или русского обряда, поэтому, учитывая мнение наших советников, мы решили и этим письмом постановляем, что… оставляем их при давнем обычае и запрете, которых придерживались до сих пор в упомянутом вашем городе Львове, чтобы не принимать их и не допускать к любым цехам и ремеслам… Однако же горожане католического обряда… согласно этому нашему декрету должны относиться к ним с соседской любовью и привязанностью, потому что дело сохранения взаимного мира и согласия является праведным. Провозглашено… в первую пятницу после праздника св. Валентина».

В переводе с языка латинской любви (День святого Валентина, как-никак) «королевская милость» такова: поскольку наши предшественники с давних времен ничего не меняли в древнем обычае, то мы — из уважения к их памяти и вековечной мудрости — не будем вводить ничего нового. А то, что предшественнички эти вообще-то захватили русский город и сначала лишили прав его жителей, так кто старое помянет, тому глаз вон. Ради того же «мира и согласия». Понятно, что еще более «справедливые» решения принимались в отношении исконного населения городов меньшей важности.

Однако подлинно эксплуататорские отношения установила шляхта в отношении крестьян. «Со времени литовско-польской династической унии 1386 года… общинные земли западнорусских областей… мало-помалу, одна за другой, частию были присоединены к королевским имениям, частию розданы помещикам, частию подарены церквам и монастырям (католическим, разумеется, — прим. Д.С.), — писал Эварницкий. — Сельские общины в это время приходят в совершенный упадок, так как они оказались «в полном противоречии с новыми началами государственного устройства… Постепенно сельские общинники были лишены всех дотоле своих свободных прав, прав поземельной собственности, прав собственного суда и вместо того отданы были на суд, даже в случае надобности, на казнь, всевластным литовско-польским панам и в конце концов низведены были до положения бесправных и безличных рабов».

«По теории польского шляхетства, шляхтич, кто бы он ни был, — богатый или бедный сосредоточивал в себе все права, все преимущества, все блага, — свидетельствовал перешедший из унии в православие историк и богослов, уроженец фактически стольного (при Стефане Батории) Гродно Михаил Коялович. — Всякий нешляхтич должен быть орудием, средством для шляхтича, условием его благоденствия. Поэтому вместе с польскою теорией шляхетства перенесено в и польское рабство народа — польское состояние хлопа. Литовско-русская близость крестьянина к сословиям дворянским, литовско-русское самоуправление разрушалось, падали и повергали его в безусловно бесправное положение… Все стали выше, он очутился ниже, и… рабство, рабство ужасное… легло на него с такою же тягостью, с какою оно лежит на неграх южных штатов Америки, где тоже есть аристократия и та же бездна между ею и неграми».

Еще раньше то же произошло в «польской» Галицкой Руси. Поэтому объединение Литвы с Польшей в 1569 году существенно на ход окатоличивания православной знати, попрания прав православных мещан и закабаления православных крестьян не повлияло. Разве что, Люблинская уния закрепила необратимость данного положения в Малороссии, которая по условиям пакта была переведена из Литвы в непосредственно польское подчинение.

Французский фортификатор Боплан, приглашенный на службу королем Сигизмундом III констатировал спустя столетие после Люблинской унии, что «крестьяне польские, мучатся, как в чистилище, а господа благоденствуют, как в раю». При этом, по словам того же Боплана: «повседневный обед польского пана стоил больше, чем званый во Франции».

Как мы знаем, «обнищалую, обобранную, презираемую массу польских слуг и чернорабочих Туземной Руси» (по Грушевскому) спасла Русь Московская. Но при этом, как уточняют последователи того же Грушевского, та же «Московщина» «закабалила в крепостное право».

«Крепостного права как такового в Польше не было, — казалось бы соглашается с ними Лев Гумилев. — Каждый крестьянин мог уйти от пана, если хотел. Но уйти означало бросить все имущество, а часто и потерять личную свободу, потому что личная свобода крестьян ограничивалась жесткой системой налогов.

Налоги платились помещику, и если у крестьянина денег не находилось, он становился дворовым человеком. Как видим, отсутствие крепостного права создавало для крестьян условия жизни гораздо худшие, нежели при крепостном праве, имевшем место на Московской Руси. Парадоксально, но отсутствие крепостной зависимости крестьян обрекало их на полное бесправие (в 1572 г. крестьянам запретили жаловаться на своих помещиков и это практически в те самые годы, когда Бориса Годунов дал крестьянам право жалобы на хозяина, — прим. Д.С.).

Налогами были обложены земли, водоемы, охотничьи угодья, сенокосы и даже православные церкви. Последнее особенно возмущало православных: еврей-фактор пользовался ключами от церкви так же, как ключами от амбара, открывая храм для службы по своему желанию в зависимости от уплаты прихожанами соответствующей суммы».

«Нет государства, — подтверждал и иезуит Скарга, — где бы подданные и земледельцы были так угнетены». Но ловя души для папы, именно иезуиты заложили основы того, что стало причиной совершенно нового витка жестокости — Брестской унии 1596 года. Все, что описано нами выше, оказалось «цветочками», ибо самые ужасные свидетельства национально-религиозного гнета русских Речи Посполитой относятся как раз к периоду после Брестской унии.

Почему так? Ведь шляхтичу было абсолютно все равно, кто по вероисповеданию у него бесправный раб. Но иезуиты нашли подход и к пану. Шляхетскому гонору всегда требовалось для удовлетворения гипертрофированных амбиций признание Польши со стороны «цивилизованной» Европы ровней себе. На этом комплексе и сыграл Ватикан.

Освятив Люблинский союз, папа предал ему сакральный смысл: новой державе определена была роль восточного форпоста «истинной веры». Но для этого сначала следовало искоренить схизму внутри. «Корчевателем» и стала Брестская уния.

И тут уже для русских наступил момент истины. Вера оказалась последним редутом, за которым отступать было некуда. Восстания пошли одно за другим. В итоге Хмельничина положила начало разделу Речи Посполитой.

Так Брестская уния, заключенная спустя четверть века после Люблинской, в конце концов похоронила тот «крепкий государственный организм», о котором вещал министр Глиньский.

Источник: news.rambler.ru

Речь Посполитая — история образования, разделов территории, важные даты

Образование Речи Посполитой произошло во второй половине XVI веке. Это было объединение Польши и Литвы ради усиления могущества. История объединенного государства невелика, но печальна: в последние десятилетия в его государственные дела и устройство активно вмешивались соседи, хотя в начале существования объединение едва не захватило власть в России в Смутное время. Оно было ликвидировано после раздела территории между 3 странами.

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Варианты названия

Официальное название страны — Королевство Польское и Великое Княжество Литовское со столицей Краковом. С 1596 столица Речи Посполитой — Варшава, хотя официально она стала ей только в 1791.

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Герб Королевства сложился из гербов Польши и Литвы: на красном фоне дважды повторяется польский орел и литовский рыцарь на коне с поднятым мечом. Флаг представляет собой полотно красно-белых полос, на котором размещены королевский герб с короной и польско-литовская эмблема, в центре которой — шведский герб.

В истории Польши существует 3 периода, связанных с этим названием:

Примечательно, что период 1944—1989 не учитывается и обозначается термином «Народная Республика».

По-польски страна называется Rzeczpocpolita. Само название является дословным переводом с латинского языка термина res publica, определение которого — «публичная вещь, общественная собственность». Название использовалось местными жителями, причем Польшу называли Короной, Литовское Княжество — Литвой или Великим Княжеством.

Численность и территории

Объединенные Польша и Литва почти 2 века оставались одним из крупнейших государств Европы, что легко заметить на картах. Она располагалась на землях современных Польши, Литвы, Украины, Беларусь, на части территории Латвии, Эстонии, России, Словакии и Молдавии. Самый большой размер государство получило Деулинского перемирия (1618 год).

Страна делилась на Великое княжество Литовское и Королевство Польское. Последнее состояло из Великопольской и Малопольской провинций. Каждое княжество делилось на воеводства, после — на поветы (уезды). Отдельное Задвинское герцогство управлялось совместно, особый статус имели Княжество Севежское и Епископство Варминское.

Численность населения в 1580 году составляла 7,5 миллиона человек, в 1771 году их было уже 12,3 миллиона. При этом значительная доля земель оставалась слабо заселена.

Образование и политическое устройство

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Государство считается продолжением государства Ягеллонов — великокняжеской династии, которая правила в Центральной и Восточной Европе в XIV—XVI вв. еках. С 1385 года Королевство Польское и княжество Литовское образовались в личную унию. В 1569 году между ними была заключена Люблинская уния. Одной из причин создания затяжная Ливонская война с Россией (1558−1583), которая требовала объединить усилия.

В результате унии государства:

На тот момент государственное устройство было уникальным. Это была шляхетская демократия, при которой в управлении государством активно участвовали местные дворяне (шляхта). Больше всего оно похоже на олигархическую монархию — в отличие от абсолютных монархий, которых придерживалась Россия.

Сама страна, несмотря на название, не являлась республикой, поскольку возглавлялось пожизненно избираемым монархом. Выбирать последнего мог только сейм — представительское собрание дворянства. Однако постепенно в политической жизни государства нарастала анархия, которая вместе с демографическими потерями привела к экономическому упадку.

История государства

Ливонская война была закончена при короле Стефане Батории, который подписал выгодный мир в 1582 году. Польша получила Полоцк и Ливонию.

История государства протекала неспокойно:

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

Объединение перестало существовать в 1795 году после Третьего раздела.

По таблице можно проследить даты правления всех королей.

Годы правления Имя
1569−1572 Сигизмунд II Август
1573−1574 Генрих Валуа
1575−1586 Анна Ягеллонка с супругом
1576−1586 Стефан Баторий
1587−1632 Сигизмунд III
1632−1648 Владислав IV
1648−1668 Ян II Казимир
1669−1673 Михаил Корибут
1673−1696 Ян III
1697−1704 и 1709−1733 Август II Сильный
1704−1709 и 1733−1734 Станислав Лещинский
1734−1763 Август III
1764−1795 Станислав II Август

Раздел территории

Территория государства трижды делилась между соседними странами. Все они произошли в конце XVIII века при последнем короле. Разделы были связаны с кризисом государства и его неспособностью защититься, а также религиозным вопросом: русский посол в Варшаве требовал свободы православного вероисповедания, что вызывало возмущение местного католичества.

Кратко разделы Речи Посполитой описаны ниже:

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

При Наполеоне захваченные им земли на некоторое время были вновь объединены в Варшавское герцогство, но в 1814 году соседи вновь разделили их. Герцогство распалось на Царство Польское (Россия), Вольный город Краков (Австрия) и Великое княжество Познанское (Пруссия).

Попытки объединения принимались и после, но они не привели ни к какому результату. Современная Польша считает себя наследницей Речи Посполитой.

Проблемы религии

На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.

Речь Посполитая - история образования, разделов территории, важные даты

В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.

При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.

Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.

Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.

Источник: sprint-olympic.ru

Речь Посполитая — история образования, разделов территории, важные даты

Образование Речи Посполитой произошло во второй половине XVI веке. Это было объединение Польши и Литвы ради усиления могущества. История объединенного государства невелика, но печальна: в последние десятилетия в его государственные дела и устройство активно вмешивались соседи, хотя в начале существования объединение едва не захватило власть в России в Смутное время. Оно было ликвидировано после раздела территории между 3 странами.

  • Варианты названия
  • Численность и территории
  • Образование и политическое устройство
  • История государства
  • Раздел территории
  • Проблемы религии

Речь Посполитая — объединение Польши и Литвы

Варианты названия

Официальное название страны — Королевство Польское и Великое Княжество Литовское со столицей Краковом. С 1596 столица Речи Посполитой — Варшава, хотя официально она стала ей только в 1791.

Герб Королевства сложился из гербов Польши и Литвы

Герб Королевства сложился из гербов Польши и Литвы: на красном фоне дважды повторяется польский орел и литовский рыцарь на коне с поднятым мечом. Флаг представляет собой полотно красно-белых полос, на котором размещены королевский герб с короной и польско-литовская эмблема, в центре которой — шведский герб.

В истории Польши существует 3 периода, связанных с этим названием:

  1. 1569−1795 годы — Первая.
  2. 1918−1939 — Вторая, или Польская, Республика.
  3. С 1989 — Третья Республика.

Примечательно, что период 1944—1989 не учитывается и обозначается термином «Народная Республика».

По-польски страна называется Rzeczpocpolita. Само название является дословным переводом с латинского языка термина res publica, определение которого — «публичная вещь, общественная собственность». Название использовалось местными жителями, причем Польшу называли Короной, Литовское Княжество — Литвой или Великим Княжеством.

Численность и территории

Объединенные Польша и Литва почти 2 века оставались одним из крупнейших государств Европы, что легко заметить на картах. Она располагалась на землях современных Польши, Литвы, Украины, Беларусь, на части территории Латвии, Эстонии, России, Словакии и Молдавии. Самый большой размер государство получило Деулинского перемирия (1618 год).

Страна делилась на Великое княжество Литовское и Королевство Польское. Последнее состояло из Великопольской и Малопольской провинций. Каждое княжество делилось на воеводства, после — на поветы (уезды). Отдельное Задвинское герцогство управлялось совместно, особый статус имели Княжество Севежское и Епископство Варминское.

Численность населения в 1580 году составляла 7,5 миллиона человек, в 1771 году их было уже 12,3 миллиона. При этом значительная доля земель оставалась слабо заселена.

Образование и политическое устройство

Ягеллоны — великокняжеская династия

Государство считается продолжением государства Ягеллонов — великокняжеской династии, которая правила в Центральной и Восточной Европе в XIV—XVI вв. еках. С 1385 года Королевство Польское и княжество Литовское образовались в личную унию. В 1569 году между ними была заключена Люблинская уния. Одной из причин создания затяжная Ливонская война с Россией (1558−1583), которая требовала объединить усилия.

В результате унии государства:

  1. Получали общих избираемого монарха и сейм, единую внешнюю политику и денежную политику.
  2. Сохраняли собственные администрации, казны, войска и суды, неизменной оставалась и граница между ними. При объединении Литва потеряла значительные территории на юге: Волынь, Киевщину и Подолье.

На тот момент государственное устройство было уникальным. Это была шляхетская демократия, при которой в управлении государством активно участвовали местные дворяне (шляхта). Больше всего оно похоже на олигархическую монархию — в отличие от абсолютных монархий, которых придерживалась Россия.

Сама страна, несмотря на название, не являлась республикой, поскольку возглавлялось пожизненно избираемым монархом. Выбирать последнего мог только сейм — представительское собрание дворянства. Однако постепенно в политической жизни государства нарастала анархия, которая вместе с демографическими потерями привела к экономическому упадку.

История государства

Ливонская война была закончена при короле Стефане Батории, который подписал выгодный мир в 1582 году. Польша получила Полоцк и Ливонию.

История государства протекала неспокойно:

 Состоялись 2 сейма в речи посполитой

Восстание Богдана Хмельницкого

Правление Станислава II Августа Понятовского,

  1. После внезапной смерти Стефана страна погрузилась в разногласия относительно нового правителя. Состоялись 2 сейма, каждый выбрал своего короля. В результате в 1587 году на трон взошел сын шведского короля Сигизмунд III. Выбравшие его шляхтичи надеялись таким образом укрепить союз со Швецией.
  2. В 1592 году после смерти отца Сигизмунд взошел на шведский трон и на короткое время объединил оба государства в личную унию. Однако через 3 года шведский парламент избрал нового регента вместо отсутствующего короля. Попытки вернуть трон привели к войне со Швецией и гражданской войне, в ходе которой некоторые дворянские семьи, в том числе Мнишеки, решили поддержать авантюру Лжедмитрия I.
  3. 1609−1618 — Русско-польская война, или Польско-литовская интервенция. В это время страна активно поддерживала Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а после пыталась заставить Россию передать трон королевичу Владиславу.
  4. 1648−1654 — восстание Богдана Хмельницкого и казаков Войска Запорожского. В результате Запорожские земли перешли в российское подданство.
  5. 1654−1667 — Русско-польская (или Тринадцатилетняя) война за утерянные Россией в Смутное время земли. Закончилась подписанием Андрусовского перемирия на выгодных для России условиях.
  6. 1655−1660 — Северная война со Швецией и ее союзниками. Озабоченная успехами Российского государства в Тринадцатилетней войне, Швеция предложила польскому королю объединиться, но последнего не устроили выдвинутые условия (территориальные уступки), и он выдвинул встречные — потребовал компенсацию за свой отказ от шведского престола. Швеция приняла решение начать войну. Только противоречия между союзниками спасли государство от разгрома. Был заключен Оливский мир, который решал все имеющиеся вопросы о территориях и правах на трон. Государство была сильно ослаблено. Король Ян II Казимир с трудом удержал страну от распада и сохранил границы.
  7. 1674−1696 — правление Яна III Собеского, при котором произошел рост политического могущества государства. При нем произошли войны с Османской империей, которые положили конец ее экспансии в Европе.
  8. 1700−1721 — Северная война против Швеции и ее союзников. Польша выступала на стороне Российской империи, ее территории стали местом боевых действий. Это привело к разорению населения и экономическому кризису. Внутренние проблемы усиливались из-за постоянного вмешательства других государств в дела Польши и кризису в управлении. В результате в 1768 году посол России под угрозой ввода войск в Варшаву навязал правительству невыгодные для них законы. Страна превратилась в протекторат России.
  9. 1764−1795 — правление Станислава II Августа Понятовского, последнего короля Речи Посполитой. При нем произошли кардинальные перемены в государственном устройстве. Начался экономический подъем, но его результаты были уничтожены Россией в ходе Русско-польской войны (1792). При Станиславе произошли 3 раздела Речи Посполитой и восстание (народная борьба) Костюшко (1794), подавленное Россией и Пруссией.

Объединение перестало существовать в 1795 году после Третьего раздела.

По таблице можно проследить даты правления всех королей.

Годы правления Имя
1569−1572 Сигизмунд II Август
1573−1574 Генрих Валуа
1575−1586 Анна Ягеллонка с супругом
1576−1586 Стефан Баторий
1587−1632 Сигизмунд III
1632−1648 Владислав IV
1648−1668 Ян II Казимир
1669−1673 Михаил Корибут
1673−1696 Ян III
1697−1704 и 1709−1733 Август II Сильный
1704−1709 и 1733−1734 Станислав Лещинский
1734−1763 Август III
1764−1795 Станислав II Август

Раздел территории

Территория государства трижды делилась между соседними странами. Все они произошли в конце XVIII века при последнем короле. Разделы были связаны с кризисом государства и его неспособностью защититься, а также религиозным вопросом: русский посол в Варшаве требовал свободы православного вероисповедания, что вызывало возмущение местного католичества.

Кратко разделы Речи Посполитой описаны ниже:

Разделы Речи Посполитой

  1. 19 февраля 1772 было подписано секретное соглашение о разделе территорий Польши между Российской империей, Австрией и Пруссией. В августе войска этих государств заняли разделенные земли: Россия получила часть Ливонии и часть Белоруссии, хотя императрица Екатерина II рассчитывала занять и Галицию. Под давлением захватчиков сейм принял раздел и устройство государства.
  2. После Первого раздела в Польше начались реформы во многих сферах. Появилась патриотическая партия, желавшая разрыва с Россией. Когда последняя вступила в войну с Османской империей в 1787, Пруссия подтолкнула страну к разрыву с Российской империей. В 1790 был заключен польско-прусский договор, по которому следующие разделы оказались неизбежны. Принятие Конституции в 1791 году вынудило Россию выступить против набирающей популярность патриотической партии. Армии были разбиты, Пруссия и Россия заключили в 1793 году конвенцию о втором разделе.
  3. В 1794 году произошло восстание Костюшко, протестовавшего против разделов страны. Поражение восставших стало поводом для окончательной ликвидации Речи Посполитой. 24 октября 1795 году были определены новые границы Польши, земли поделили Россия, Австрия и Пруссия. Через месяц последний польский король сложил полномочия.

При Наполеоне захваченные им земли на некоторое время были вновь объединены в Варшавское герцогство, но в 1814 году соседи вновь разделили их. Герцогство распалось на Царство Польское (Россия), Вольный город Краков (Австрия) и Великое княжество Познанское (Пруссия).

Попытки объединения принимались и после, но они не привели ни к какому результату. Современная Польша считает себя наследницей Речи Посполитой.

Проблемы религии

На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.

Польский король Сигизмунд III

В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.

При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.

Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.

Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.

Источник: nauka.club

Причины, подготовка и условия Люблинской унии 1569 г.

Шляхта ВКЛ стремилась к дальнейшему расширению своих привилегий и уравнения с магнатами. Поэтому они выступали за объединение с Польшей в одно государство. Неудачи ВКЛ в Ливонской войне с Россией (утрата Полоцка в 1563 г.) также подталкивали правительство к заключению более тесного союза с западным соседом. Кроме того, король и великий князь Сигизмунд Август боялся, что с его смертью (последнего в роду Ягеллонов) персональная уния прервется. В результате в 1569 г. была заключена Люблинская уния — Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно федеративное государство.

Подготовка Люблинской унии:

1562 г. — на полевом сойме под Витебском шляхтичи- ополченцы обратились к Сигизмунду III Августу с просьбой заключить унию с Польшей, чтобы совместно обороняться от внешних врагов, иметь общий сойм и пользоваться одинаковыми правами.

1563 г. — на Виленском сойме решено начать переговоры о заключении унии с условием сохранения за ВКЛ максимально возможной самобытности (раздельные соймы для решения менее важных вопросов и общий для решения важнейших; административная и судебная самостоятельность).
1565—66 гг. — на Виленском сойме осуществлён ряд реформ, призванных сблизить государственный строй BKJI с устройством Польши (реформирование высших органов власти, административно-территориальная и военная реформа, преобразование судебной системы, принятие второго Статута ВКЛ).

В результате длительных переговоров в 1569 г. в Люблине был созван общий польско-литовский сойм. В самом начале заседаний литовские делегаты покинули Люблин, отказавшись заседать совместно с поляками. Тогда поляки подняли давний вопрос о передаче им Подляшья и Волыни, которые считались спорными территориями.

Король и великий князь Сигизмунд III Август издал универсал о «возвращении» этих земель Польше, началось приведение подляшских и волынских землевладельцев к присяге (под угрозой лишения имений). После этого литовские послы вернулись в Люблин. Несмотря на это, королём был подписан привилей о передаче Польше Киевщины и Подолья. Переговоры продолжились и завершились подписанием 1 июля акта об унии.

Условия Люблинской унии:

— объединение Польши и Литвы в одно государство — Речь Посполитую (Rzecz Pospolita);
— единый монарх носит титул короля Польского и великого князя Литовского;
— создание общих Сената и Сейма (ранее — Сойма);
— польские шляхтичи получили право беспрепятственно приобретать в Литве имения, и наоборот;
— в ВКЛ и Речи Посполитой сохранялось собственное законодательство, административная и судебная система.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источник: zavtrasessiya.com

Когда и почему произошло объединении Польши и Литвы в единое государство?

После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа — Кревская уния 1385 г. , которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р. , которая завершила их объединения в одно государство — Речь Посполитую.

Кревская уния 1385 г. Причины унии
* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г. со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи) .
* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр. ) союзника для укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.

Источник: matfaq.ru

Рейтинг
Загрузка ...