Одиссей 010 или Эстония 010

А какова цель обмена?
Если хотите поменять усилитель в своей стереосистеме — лучше сначала послушать их оба в одном тракте — иначе есть риск что обмен разочарует.

#5 Непрочитанное сообщение para bellum » 15 янв 2010, 21:01

когда-то ковырял и то, и другое
Одиссей мне понравился больше
внятно обосновать не могу, это впечатления именно от ковыряния, а не слушания.

#7 Непрочитанное сообщение para bellum » 15 янв 2010, 21:50

Вопрос поставлен ИМХО некорректно.Одиссей можно сравнивать с Амфитоном,Бригом-Барком,Кумиром и прочими интегральными аппаратами.С двублочными сравнение неуместно-у них другая концепция.

para bellum писал(а): Вопрос поставлен ИМХО некорректно.Одиссей можно сравнивать с Амфитоном,Бригом-Барком,Кумиром и прочими интегральными аппаратами.С двублочными сравнение неуместно-у них другая концепция.

Концепция другая, но звук-то один. Вот и интересно что играет лучше.

АС — Корветы 028е, но возможно будут Эстонии 021е

Подведение итогов сравнения Корвет-068, Одиссей-010, Одиссей-021 и Радиотехника УКУ-020

на всякий случай источники звука — ПКД 122с, мафон Эл-ка 004к, мафон маяк 240, вертушка Эстония 010

У меня акустика Эстония 35АС-021 и Одиссей 010 работают в паре отлично,к ним подключены проигрыватели винила Электроника ЭП017С
Эстония ЭП010,проигрыватель компакт дисков SONY XE-500.
До этого 021 гонял Бригом но с Одиссеем больше понравился звук.
А к Корветам 028 вот как раз таки Бриг 001 подошел бы,вот тож сравнивали Бриг хорошо раскачал их.

Сейчас кстати буду собирать то же усилы от Эстонии,на днях пред должны подогнать новый,сейчас в поисках мощника.

Но лучше правда все послушать покрутить а так пологатся на чье то мнение это почти как кот в мешке.А то вдруг не понравится как Эстония
играет,но хотя сомневаюсь что она вам не понравится.

А чуть не забыл всю соль Корветы 028 тож качили через УП и УМ Эстонии 010.

В принципе любой советский усил РЕАЛЬНОГО 0го класса будет играть хорошо с Корветами.
Но Одиссей мощнее Эстонии.
А с 35АС 021 любой усилитель играет лучше,чем любой с Корветами:)

Кстати тут нашел полное описание в инете по ремонту и эксплуатации,
так вот Одиссей 010 относится к первой группе сложности(т.е 1 класса)
я был в шоке.
Но хотя мне говорил один товарищ что все эти наши типа высшего класса усилы они на самом деле 1 ого.

Хотя может это все брехня полная,я вот лично ему не поверил.

И сказал лишь бы слух и глаз радовало.

степан писал(а): У меня акустика Эстония 35АС-021 и Одиссей 010 работают в паре отлично,к ним подключены проигрыватели винила Электроника ЭП017С
Эстония ЭП010,

ну и как показали себя ваши вертушки — 017 против 010, есть разница? что лучше, что больше нравится? тут долго копья ломали ))

С переменным успехом собираю механизмы, ручной инструмент, бензо-, электро-технику и звукоакустические аппараты, оптику, часовую и военную тематику 1800-1995 гг.

Я больше склонен к Электронике 017,она по уверенней себя показывает.

Одиссей 010


Но Эстония 010 то же не сдает позиции.
И еще я заметил что Эстония она смягчает как то записи,а Электроника
явно выдает почти все нюансы.
Еще есть у меня Электроника Б1-011 вот там то все туши свет,017 и 010
позиции сдают здесь она показывает всю картину творений музыки,особенно на ДЖАЗЕ.

С переменным успехом собираю механизмы, ручной инструмент, бензо-, электро-технику и звукоакустические аппараты, оптику, часовую и военную тематику 1800-1995 гг.

С переменным успехом собираю механизмы, ручной инструмент, бензо-, электро-технику и звукоакустические аппараты, оптику, часовую и военную тематику 1800-1995 гг.

Да имеет,тем более с 043 ей,!
Сейчас хочу тож у знакомого купить новую ГЗМ 005.
А Электронику берите,а за сколько если не секрет и где?

Просто я тут нашел объявление по вертушкам так там оптом 4 Электроники 017 продают и там одна с головой 043.
Вот хочу эти девайсы все забрать.

о боже, и тут ОНИ.
а на соседней доске свины с джетбалансами сравнивают, до хрипоты спорят
я не шутю.
сетевые провода Первого кобельного завода атслушивать -сравнивать с сетевыми проводами Второго кобельного завода — ещё не пробовали ?

любой совецкий усилитель приблизительно одинаковых лет выпуска при одинаковой мощности и на одной и той же акустике играет совершенно монопенисуально
гораздо интереснее, в каком из них живее регуляторы- переключатели и какой удобнее разбирать- собирать, когда в нём опять что-то подохнет
ну да, некоторые были помощнее, а некоторые поуродливее онструктивно.

степан писал(а): Я больше склонен к Электронике 017,она по уверенней себя показывает.
Но Эстония 010 то же не сдает позиции.
И еще я заметил что Эстония она смягчает как то записи,а Электроника
явно выдает почти все нюансы.

Еще один.
Аудиомурзилки читайте поменьше.)))
При слепом тестировании, если головки и тракты будут одинаковые, то вы не то что Эстонию 010 от Электроники 017 не отличите, а даже от Арии 102.

Phlanger писал(а): любой совецкий усилитель приблизительно одинаковых лет выпуска при одинаковой мощности и на одной и той же акустике играет совершенно монопенисуально

Рауль-Санчезу тоже безоглядно верить не нужно.
Одиссей 010 с Бригом-001 например сравните. Звучание совершенно разное. Но эзотерика и волшебные провода здесь не причем.

Я например себе поставил проигрыватель Эстонию 10 для так сказать раритета,т.е то что трэки ищет,и со стороны симпатичный проигрыватель.
А 017 я слушаю постоянно.

Степан, не нужно писать ахинею, начитавшись аудиофильских пассажей.
(Про то как одна вертушка «выдает нюансы», а другая «смягчает записи».)

Вертушка это сравнительно несложное (если сравнивать например с усилителем) устройство — ее две главные задачи — задавать нужную частоту вращения диска на котором лежит пластинка, и «держать» головку звукоснимателя.
Если вертушки (например Эстония 010, Электроника 017, Ария 102) по качеству (шуму) двигателей примерно одинаковы, если ни у одной из них не будет дефектов (например гнутый тонарм, или диск) — они будут давать одинаковое звучание, если на них будут одни и те же головки.
У Арии 102 из трех перечисленных самый плохой тонарм, но непосредственно на звучание записи (мягкость, нюансы и.т.п.) влиять он не будет.
Влиять будет головка звукоснимателя, и те компоненты, к которым она далее подключена: корректор -> усилитель -> акустика.

С усилителями другой разговор — они могут звучать по разному, хотя бы из-за разной конструкции и качества темброблоков (в Бриге например он не отключаемый). Одиссей и Бриг (для примера) звучат действительно по разному.

Источник: rt20.getbb.ru

Одиссей 010 или эстония 010

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

_________________
Собираю все что попадает под руку.Главное не переборщить

Благодаря автоматизированному производству батарейки POWER FLASH отличаются высокой повторяемостью параметров и небольшой стоимостью. По качеству и широкой номенклатуре они составляют конкуренцию распространенным брендам. Многие известные компании, такие как Toshiba и Maxell, размещают заказы на заводах POWER FLASH на основе аутсорсинга. Рассмотрим подробнее все типы и характеристики батареек POWER FLASH.

Честно не знаю за Электронику, а вот Одисссей пока радует.
Взял в сентябре по дешевке (с трансом были проблемы), еще и электролиты поменял.
Теперь летает)) На 2-ух 50 Вт колонках советских слушаю.
Отлично себя показали фильтр ИНЧ и тонкомпенсация)

_________________
Практика, практика и еще раз Практика !

Компания Компэл совместно с MORNSUN приглашает на вебинар, посвященный множеству решений MORNSUN, к которым относятся как интегральные микросхемы (RS-485/CAN-интерфейсы, цифровые изоляторы, DC/DC-преобразователи), так и готовые источники питания для промышленных применений. Мы представим самые популярные группы этих товаров, покажем, какую часть продукции ушедших с российского рынка брендов может заменить MORNSUN, рассмотрим новинки, их особенности и преимущества.

а что конкретно вам в одиссее и амфитоне не понравилось? звук или надёжность схемы?

А про Орбиту-002 кто-нибудь что нибудь скажет?
пока рассматриваю как запасной вариант (неизвестно пока сколько блоков (ум+уп+экв или ум+экв) продается и сосотяние)

_________________
Практика, практика и еще раз Практика !

а что конкретно вам в одиссее и амфитоне не понравилось? звук или надёжность схемы?

В одиссее частая проблема это регуляторы.Трещат,шуршат и т.п.Панель входов сбоку,что неудобно.У амфиков вечная проблема-непропай,и как было сказано выше,низкая надёжность.По звучанию обои не айс.Хотя если мп3 на двд типа ввк слушать то разницы в звуке нет. По орбите за звук не скажу,не помню,очень давно в руках держал.Но конструктив там под переделку- айс,мне нравится/именно сам усилок/.Со временем в такой корпус можно толковый усь впихнуть с минимум гемора.Эстония ум010 мощник тоже норм,нравился.А вот пред его полная каша по звуку.

На данный момент предполагается использовать с проигрывателем пластинок Радиотехника-102 и МР3
Потом думаю приобрести нормальный сидюк.
Да, кто-нибудь слушал cd-проигрыватель Tascam Cd-401 Mk2 ?

Забавно то, что его УМ без УП не имеет смысла использовать. Все регулировки в УП, а на УМ только кнопка питания
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/orbita002kompl.html

Вчера звонил — заверили что орбита в нормальном состоянии, продают сразу 3 ящика = УМ+УП+ЭКВ

Амфитон я отмёл — знаком с владельцами аппаратов данной марки. У одного проблемы с системой защиты от перегрузок. Вылечили поставив шунт. У другого похожие проблемы.
За одиссей больно много хотят.

Так что теперь думаю между Орбитой-002 и Электроникой 50у-017с .

_________________
Собираю все что попадает под руку.Главное не переборщить

+1
Ну а что без преда-то тут что кому нравиться.Я вообще винил слушаю без регуляторов тембра,эквалазеров и т.п .Источник сигнала + рег.громк.+усь.

Я бы наверно электронику взял. правда суждения мои поверхностны.

Что касается УМа без УПа то я сам так слушаю, но небольшая нехватка в НЧ есть.

Всё бы хорошо, но УМ орбиты — ящик, в котором кроме кнопки включения ничего нет
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/orbita_um002s.jpg
Все регулировки, в том числе и громкость в УП
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/orbita_up002s.jpg

Конечно их бы оба послушать

ок, спасибо
и последний вопрос — если 4-х омный выход усилка нагрузить 8-ми омными динамиками всё будет ок, но звучать они будут чуть тише?

_________________
Собираю все что попадает под руку.Главное не переборщить

были у меня радиотехника 101 амфитон 002 104 202, эстония была и счас есть одисей 010, эстония не порадовала совсем. правда была уже перекопана. в амфионах непропои да. работают ток ас кулака хоть мощники без предов в них довольно неплохие. преды надо дорабатывать. по крайней мере во всех кроме 002. радиотехника по звуку мне понравилась играет приятно. счас юзаю одисей 010 и внешний пред радиотехника 001 претензий никкаих все устраивает абсолютно, музыку слушаю с компа через звучку 96кгц 16 бит или с проигрывателя электроника 017

по поводу амфитона, использую 50у-104с, состоит из двух блоков, ум и уп (003) — звук по качеству превосходит многие советские аппараты того времени, была и РРР у-101 и электроника 50у (которая в ремонте — полный пи****) былы даже вега 122я. которую я вообще за усилитель не считаю. так что не оправданно амфитон называют дерьмом, насчет дубовости — это есть, но компенсируется еще многим чем, а поп поводу непропая, кто мешает взять паяльник или фен в руки . это даже 5ти классник в состоянии сделать. еще очень нравится по звуку кумир 001. пред толковый, вот только выхлоп не очень нравится.

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Источник: www.radiokot.ru

Бриг-001 или Одиссей-010?

Этот вопрос мучает многих, кто хочет купить отечественный усилитель. У каждого их них есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я и сам хотел их потестить. У меня в данный момент находиться Бриг-У-001 87 года (слушаю его более полугода). И вот недавно я получил в своё полное распоряжение Одиссей-У-010 87 года в неисправном состоянии.

Как я его откачал и что с ним было – это отдельная история, которой не место в этой статье. Расскажу только результаты их сравнения и своё мнение. Сравнивались оба доработанных усилителя (Одиссей в меньшей степени доработан). Итак, приступим к соревнованию.

Бойцы вызываются на ринг!

В паре слов представим их глубокоуважаемой публике

Бриг-001 или Одиссей-010?

2*50 Вт на 4 Ом. Вес 13 кг (образец 87 года). Ведёт свою историю с конца 70-х годов, постепенно обрастая легендами. По слухам конструкция либо полностью скопирована с крутого зарубежного усилителя, либо полностью своя и проданная буржуям. Имеет в своём активе (опять же по слухам) победу на международной выставке Hi-End’78. Мягкость звучания сравнима с ламповыми усилителями.

Лучшие образцы – это выпуск до 82 года, полностью без дискретных элементов.

Из отрицательных черт – с каждой последующей ревизией качество звука ухудшалось, а количество микросхем увеличивалось.

Бриг-001 или Одиссей-010?

Номинал 2*50 Вт на 8 Ом, максимум 2*80 на 8 Ом. Вес 15 кг (образец 87 года). Носит звание одного из лучших отечественных усилителей (наравне с Бригом). Стабилизированное питание. Отрицательные черты – возможный высокочастотный фон, гудящий трансформатор, скрипящие дискретные регуляторы.

Оба усилителя имеют возможность подключения 2-х пар АС, для прослушивания в данный момент времени одной из них. Бойцы познакомились, теперь пожмите друг другу руки и начнём. Гонг!

Внешний вид

452*372*118 мм (с деревянным кожухом) и 430*372*95 мм без оного. Кожух выглядит несколько экстравагантно. Впрочем, этот вопрос решается откручиванием 4-х болтов, и бриг предстаёт этаким чёрным моноблоком и чуть выступающей алюминиевой лицевой панелью и остерегающей надписью сверху “Перед снятием кожуха следует вынуть вилку из сети питания”.

Спереди мы видим полированную белого цвета панель, на которой симметрично расположены 7 крутящихся ручек (селектор входов, режим, низкие (дискретный), высокие (дискретный), громкость (дискретный), баланс, селектор выходов) и 5 кнопок + разъём на наушники (контроль магнитофона, ограничение НЧ, ограничение ВЧ, тонкомпенсация, сеть). Подписи к кнопкам выполнены нестрогим шрифтом, слева под селектором режимов размашистым почерком (как будто от руки) написано “Бриг-У-001 Стерео Hi-Fi” В дополнение справа снизу между балансом и селектором выходов фирменная лейбла “бриг”, которая как бы отражается в воде. Не будем стесняться и заглянем Бригу за спину.

Большую часть “зада” занимает радиатор чёрного цвета с установленными на него 4-мя транзисторами (пара КТ818ГМ + пара КТ819ГМ. Повторюсь рассматриваем модель 87 года). Справа от него 6 входов (из них 2 под винилы). Слева же 4 страшных советских выхода на колонки, типа штырь-лопатка (на фото модификация Брига с винтовыми зажимами), под ними выход на эквалайзер, и наконец с самого края выход 220 Вт (ответвление сети).

460*380*125 мм. Чёрный цвет преобладает, чёрный не только кожух с обилием вентиляционных окон, но и лицевая панель. Надписи на неё строгим шрифтом белого цвета. Слева сверху прямоугольная (вытянутая вертикально) кнопка выбора АС. Ниже и правее кнопки такого же вида: сеть, -10 дБ, -20 дБ, реверс, моно и чуть отдельно от них линейная АЧХ, тонкомпенсация, фильтр НЧ.

В верхней части 4 небольших дискретных “крутилки” баланс, баланс АЧХ, высокие, низкие. Далее более крупный и стоящий несколько ниже дискретный регулятор уровня громкости. Справа сверху снизу селекторов входом и выходов соответственно. Картину дополняет скромно-строгая надпись в верхней левой части лицевой панели “Одиссей-У-010 Стерео Hi-Fi”.

Сзади нам представляется скромная картина. Плоская панель с 2-мя ответвлениями сети, 8-мью винтовыми зажимами под АС (с сечением отверстия менее 2 мм 2 ). Входы находятся в отдельной нише, которая стоит в правой боковине, ближе к лицевой панели.

Вот бойцы и продемонстрировали нам свою мускулатуру. Зрители уже свистят и кричат, требуя начала поединка и первой крови! Но пусть они немного подождут. Остановим время на несколько минут и заглянем бойцам в душу, точнее под кожух.

6 плат, все легко съёмные: усилитель согласующий, усилитель тембров, реле блокировки, усилитель мощности, выпрямители (мощности и согласующий). В придачу экранированный трансформатор и 2 здоровых конденсатора по питанию (2х15000 мкФ). Платы паяны в ручную, на каждой номер и подпись пайщика, дорожки при пайке не отслаиваются. Провода можно оценить на удовлетворительно. На не усиленный сигнал используется экранированный провод.

4 основных блока. Усилитель мощности, усилитель предварительный, блок питания и блок записи (в данном образце отсутствовал) Блоки легко откручиваться и снимаются. В отличие от Брига соединительные провода всё на разъемах, а не пайке. Трансформатор упакован в железную коробку с толстыми стенками. На питание 2 небольших конденсатора по 15000 мкФ. Провода получают твёрдый неуд!

Экранированных проводов нет вообще! Провода питания тонкие (тоньше Бриговских). Платы собраны на конвейере автоматами, дорожки отваливаются моментально, стоит только нагреть. На каждом блоке стоит печать с фамилией сборщика.

Добавление

Можно и далее описывать потроха бойцов. Но вижу зрители уже собираться уйти из зала (закрыть эту страницу), поэтому таки начнём настоящую схватку! У Брига есть небольшая фора – он лучше доработан (заменены конденсаторы, провода, сокращён путь сигнала, установлены хорошие винтовые зажимы и т.д.), поэтому дадим ход Одиссею.

Лёгкое нажатие на кнопку сеть, вспыхивающий красный светодиод СЕТЬ и лампочки перегрузки (которые через секунду гасну). Затем чуть слышный щелчок и очень тихое шипение из колонок. За компанию деловито чуть слышно загудел трансформатор. Пошла музыка, регулятор громкости солидно пощёлкивая (как и все регуляторы на Одиссее), приближается к середине.

Первое, что бросается в уши – это бас. Он собран и отрывист. Бассовики S-90 контролируются стопроцентно. Магическая кнопка тонкомпенсация (к слову – тонкомпенсация работает в зависимости от громкости, чем больше громкость – тем меньше её влияние) в паре с тембром НЧ и громкостью на максимум заставляют пол дрожать, а колонки почти прыгать на мраморных плитах и шипах.

Вот оно, делаешь всё громче, а перегрузкой по басам даже не пахнет! И только после определенного предела, когда говорить (даже если кричать) уже невозможно и когда возникает страх за возможность спалить пищалку, ярко красным начинает помаргивать перегрузка. Но кроме баса ещё важны средние частоты и верха. Тут Одиссей подкачал… Верха резкие, а середина чуть мутновата.

Электрогитара звучит отлично, а живая несколько неестественно. Вокал тоже не на высоте.

Ответный удар Брига

Тугое нажатие на сеть и тишина. Через пару секунд раздается щелчок из недр усилителя, затем из колонок. И всё! О работе можно судить только по зеленоватому индикатору СЕТЬ. Что же, подаём сигнал. Тут же нас чарует мягкое звучание. Верха рассыпаться легчайшим звоном, гитара радует переборам по струнам, вокал – своей чистотой!

Регулятор громкости приятно холодя руку вращаться по часовой стрелке (щелчков не слышно, их можно только ощутить пальцами). Мягкий бас. Даже излишне мягкий обволакивает расслабленных зрителей. Что же – добавляем ещё. И тут, когда казалось бы до счастья совсем мало, ярко красно вспыхивает перегрузка.

Причём если нажать тонкомпенсацию и повернуть регулятор низких частот, она наступает даже излишне рано….

Предварительные выводы – Одиссей оптимален для агрессивной, электронной музыки. Очень хорошо для клубной и танцевальной, когда надо ещё и ещё. Бриг, этакий аристократ, не любит электронной – ему подавай живые инструменты, которые он наполнит необычайной теплотой.

Да, он сможет порадовать на небольшой дискотеке, но всё время надо будет поглядывать за перегрузкой и обеспечивать хорошее охлаждение (греться он на большой мощности не слабо). Краткий блиц раунд закончен. Да, Одиссей мощнее и лучший бас. Да, у Брига превосходное качество звучания.

Публика задумывается, что её брать. Поэтому объявляется ещё один раунд, где бойцы похвастаются своими фенечками и попробуют очернить противника.

Одиссей: У меня есть 2 замечательные кнопки, -10 и -20 дБ. Если звук сделан громко и надо его быстро уменьшить – не надо крутить громкость, достаточно только нажать одну из этих кнопок. Так же выбор одной из 2-х АС происходит лёгким нажатием одной кнопки. Регулятор громкости сразу бросается в глаза, его не надо искать, как на Бриге.

Есть замечательная кнопка “линейная АЧХ”, отключающая регуляторы тембров. У меня по умолчанию винтовые зажимы! В отличии от Брига имею 2 розетки на 220 В на задней стенке. Я больше, тяжелее и сильнее!

Бриг: кнопок у меня гораздо меньше, зато есть более функциональные переключатели! Хочется включить только левый канал? А правый? Моно, стерео или реверс? Нет проблем, всё это поворотом только одной ручки. У вас много источников? Пожалуйста, вот вам 6 входов (не 2 на вход и 2 на запись, как на Одиссее). Выходы?

Если поставить винтовые зажимы, то сможете подключить только одну пару АС, зато улучшиться звук и вид усилителя. Слушаете пластинки, тогда для вас рокот-фильтр. Слушаете кассеты – тогда для вас ограничение верхов (срез после 15000 Гц, дабы обрезать ВЧ помехи). Мои дискретные регуляторы имеют больше позиций и не трещат при повороте.

Да, я менее сильный, зато у меня лучше поставлен голос! К тому же я со снятым кожухом занимаю мало места и легко вхожу в стандартную стойку. Да и входы у меня сзади, а не неудобно справа, как у Одиссея.

Вот такой у нас вышел ещё один раунд. Обескураженные зрители судорожно начинают делать выбор, считая все плюсы и минусы. Скажу от себя, думаю оптимальным выбором был бы би-ампинг, Одиссей-010 на НЧ часть и Бриг-001 на СЧ+ВЧ часть. А прямое сравнение этих усилителей очень напоминает недавние сравнение звуковых карт Ауреал Вортекс 2 vs SB Live!

Обе хороши по своему, и обладатели их ни за что не захотят поменять их на конкурента. Так что, если у вас уже есть усилитель Бриг-001 или Одиссей-010, не стоит искать другой. От добра добра не ищут.

P.S. По умолчанию (без хотя бы элементарной доработки) оба усилителя играют на порядок хуже, чем описанные в данной статье.

Судья на ринге и организатор матча: Сергей Жильцов (он же Serzhi)

Источник: ldsound.info

Отзыв: Усилитель Одиссей У-010 — Аппарат высшего класса безо всяких оговорок.

Стереофонический усилитель «Одиссей-У-010 стерео Hi-Fi» в настоящее время самый высококлассный аппарат советского производства, имеющийся в электронной коллекции автора. Данный усилитель изготовлен в конце 1987 года, и в начале 1988 года он был самолично приобретён автором в г. Челябинске, в отделе радиоаппаратуры челябинского «Торгового центра». При покупке аппарат был в не вскрытой заводской упаковке. С учётом массы аппарата в 15 кг, и того факта, что его пришлось переть из магазина на автобусе, пришлось немного попотеть сразу после покупки.

В то время, в студенческие годы автора, увлечение некоторых молодых людей классной аппаратурой было достаточно сильным. Японская техника продавалась в комиссионках, и стоила баснословных денег, поэтому для большинства народа была недоступна. А вот советская техника высшего класса встречалась в магазинах в конце 80-х годов нередко.

Этот же самый усилитель «Одиссей 010» регулярно попадался в магазинах впредь до конца 1990 года, но в основном с серебристой передней панелью. Приобретённый же аппарат имел чёрную переднюю панель. Розничная цена усилителя до 1991 года составляла 350 рублей. Это для аппарата высшего класса было совсем немного даже по советским меркам.

Впервые информация о такой новинке, как усилитель «Одиссей 010», появилась в журнале «Радио» в 1985 году. По тому времени аппарат был весьма продвинутым. В настоящее время современные любители сравнивают этот усилитель с другими советскими УЗЧ высшего класса той эпохи. И безапелляционно заявляют типа «Бриг 001 хороший, а Одиссей 010 — отстой».

В реальности всё не совсем так, а точнее, совсем не так. Усилитель «Одиссей 010» имеет более прогрессивную и современную конструкцию, чем тот же усилитель «Бриг 001». Постараюсь коротко объяснить, почему.

Советский усилитель «Бриг 001» появился в продаже в начале 1980-х, и за основу его схемы была взята схема одного из аппаратов японского производства. В дальнейшем «Бриг 001» модернизировался, но считается, что первые, полностью транзисторные «Бриг 001» лучше, чем последующие Бриги, в схеме которых появились микросхемы.

Усилитель «Одиссей 010» разработан несколько позже. У этого усилителя коэффициент нелинейных и интермодуляционных искажений при номинальной выходной мощности составляет не более 0,05%. Это честная и низкая величина, при которой исчезает феномен так называемого «транзисторного звучания», и звучание такой аппаратуры становится чистым, прозрачным и естественным.

«Одиссей 010» имеет мощный силовой трансформатор с выходным выпрямленным напряжением порядка + и — 50 вольт в каждом плече выпрямителя, всего 100 вольт. После выпрямителя в усилителе имеется схема мощного стабилизатора с выходным напряжением в каждом плече 37V, всего 74 вольта. Вот этим стабилизированным напряжением и питаются выходные каскады усилителя.

Стабилизированное питание позволяет резко уменьшить просадку питающего напряжения при высокой нагрузке, таким образом увеличивая качество и мощность звука при высоких выходных сигналах, особенно на низких частотах. Также в стабилизатор встроена электронная защита от перегрузок и коротких замыканий.

Порог срабатывания такой защиты при использовании нагрузки в виде акустических систем 4 Ом на каждый канал должен составлять около 12 ампер в каждом плече. Ток срабатывания защиты выставляется при нагрузке каждого плеча стабилизатора напряжения питания усилителя мощной проволочной нагрузкой сопротивлением около 3 Ом, включённой последовательно с амперметром. Если этот ток срабатывания защиты в стабилизаторе напряжения будет ниже, то на пиках максимальной выходной мощности на нагрузке 4 Ом в каждом канале электронная триггерная защита в стабилизаторе напряжения может срабатывать в самый неподходящий момент. И питание усилителя будет отключаться до последующего сброса защиты отключением питания усилителя от электрической сети.

Хотя усилитель «Одиссей 010» по паспорту рассчитан в основном на использование с акустикой с сопротивлением 8 Ом, он отлично работает и с низкоомной акустикой на 4 Ома. Максимальная выходная мощность при этом составляет более 85 Вт на канал, и легко достигает 100 Вт на канал при ещё допустимых нелинейных искажениях. Но для работы с низкоомной нагрузкой лучше заменить мощные заводские проволочные резисторы 0,47 Ом в цепи выходных транзисторов на проволочные резисторы сопротивлением 0,22 Ом с последующим подбором резисторов в цепи электронной защиты выходных транзисторов от перегрузок и коротких замыканий в нагрузке. Хотя при кратковременной работе с максимальной мощностью на нагрузку в 4 Ома такие изменения можно и не делать. При длительной работе с максимальной выходной мощностью на акустику 4 Ома, или её эквивалент в виде проволочной нагрузки сопротивлением 4 Ом, пластмассовые корпуса заводских проволочных резисторов 0,47 Ом могут частично расплавиться от перегрева. Вот таким образом выглядят оригинальные проволочные резисторы сопротивлением 0,47 Ом, извлечённые из усилителя после длительной работы с максимальной выходной мощностью на мощных проволочных эквивалентах нагрузки сопротивлением 4 Ома:

Мощные проволочные резисторы сопротивлением 0,47 Ом из цепей выходных транзисторов усилителя Одиссей-010

Несмотря на частично оплавленные корпуса, такие резисторы С5-16МВ всё-равно сохраняют полную работоспособность.

При заявленном диапазоне рабочих частот в 20-25000 Гц усилитель «Одиссей 010» практически без ослабления работает в диапазоне частот 20-63000 Гц, что на практике было проверено с помощью генератора ГРН-2. Следует отметить, что на высокой частоте работы 63000 Гц возможности выходного каскада усилителя ограничены частотными возможностями его выходных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ. Если в таком режиме подать сигнал 63000 Гц на вход усилителя, и без нагрузки в виде акустических систем, например, при работе на наушники, выкрутить громкость на максимум, транзисторы КТ818ГМ и КТ819ГМ выходят из строя. Пробой этот происходит из-за сквозного тока через эти транзисторы, и их дальнейшего мгновенного теплового пробоя кристаллов из-за превышения максимальной рассеиваемой мощности.

Если усилитель «Одиссей 010» эксплуатируется от обычных источников звукового сигнала в диапазоне усиливаемых частот 20-25000 Гц, к его схемотехнике нет никаких претензий. И выходные мощные транзисторы КТ818ГМ и КТ819ГМ в таком режиме работы работают отлично. Трогать их и заменять на другие не стоит.

Единственный нюанс, что у родных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ выпуска 1987 года основание транзисторов (фланец) было примерно вдвое толще, чем основание транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ выпуска 1992 и 1993 годов. И те, и другие транзисторы были выпущены на заводе «Кремний», Россия (СССР), г. Брянск.

Перед установкой новых транзисторов на радиаторе стоит тщательно оттереть 646 растворителем старую засохшую термопасту типа КПТ-8 с посадочного места транзисторов на радиаторе, а также с изолирующей слюдяной прокладки. До установки новых транзисторов на их посадочное место на радиаторе и слюдяную прокладку стоит нанести тонкий слой теплопроводящей и электронепроводящей термопасты типа Halnziye HY610 или аналогичной. Засыхающую со временем отечественную термопасту типа КПТ-8 при этом лучше не использовать. Если термопасты вообще нет в наличии, то от нужды можно обойтись и без неё. В таком случае посадочное место транзисторов и слюдяную прокладку можно смазать тонким слоем машинного масла.

А вот если усилитель «Одиссей 010» эксплуатируется от источников звукового сигнала формата DVD-Audio, или от устройств, воспроизводящих 24bit flac и ape файлы с частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц, тогда можно задуматься о замене выходных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ на более совершенные транзисторы в отношении частотной характеристики.

Вследствие нехватки возможностей максимальной частотной характеристики переходы коллектор-эмиттер транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ не успевают вовремя закрываться при работе выходных каскадов усилителя на синусоидальном сигнале частотой 63 кГц. И формируется критичный сквозной ток через такие транзисторы с мгновенным разогревом их кристаллов до температуры в +150 градусов Цельсия и выше, что является предельной величиной для любых отечественных кремниевых биполярных транзисторов.

При этом идёт резкий рост рассеиваемой мощности на их коллекторах. Защита в стабилизаторе усилителя срабатывает уже при пробое в одном из каналов усилителя переходов коллектор-эмиттер у обоих выходных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ.

Понятное дело, что подобная защита в стабилизаторе вследствие инерционности и большого выставленного тока отключения выходные транзисторы от пробоя не спасает. А электронная защита оконечных каскадов, которая работает по величине падения напряжения на мощных проволочных резисторах в цепи выходных транзисторов, также не действует в этот момент потому, что нагрузка в виде акустических систем или проволочного эквивалента нагрузки не была подключена. И тока через проволочные резисторы 0,47 Ома фактически не было до момента возникновения сквозного тока через выходные транзисторы. Эти эксперименты с усилителем стоили автору нескольких пар пробитых транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ. Которые были выведены из строя в попытках докопаться до причин их выхода из строя при работе усилителя от звукового генератора на высоких звуковых и ультразвуковых частотах с максимальной амплитудой выходного сигнала на выходе, и отключенной нагрузкой выходных каскадов.

В целом у выходных кремниевых мощных транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ усилителя «Одиссей-У-010 стерео», а также у предвыходных транзисторов КТ814Г и КТ815Г, потолка их максимальной рабочей частоты в 3 мГц хватает впритык. Поэтому замена выходных транзисторов КТ819ГМ хотя-бы на отечественные транзисторы КТ864А, а КТ818ГМ на КТ865А, у которых верхняя граничная частота 15 мГц, аналогичные корпуса и сходные мощностные характеристики, вполне оправданна.

Правда, максимально допустимый постоянный ток коллектора у транзисторов КТ864А и КТ865А равен 10 ампер против 15 ампер у КТ818ГМ и КТ819ГМ. Но этот фактор может оказаться критичным только в режиме кратковременной работы усилителя с коротко-замкнутой нагрузкой, а это по любому аварийный режим работы.

При работе же с нагрузкой сопротивлением 4-8 Ом в режиме максимальной выходной мощности снижение максимально допустимого постоянного тока коллектора с 10 ампер до 15 ампер у выходных транзисторов не играет никакой роли для надёжности усилителя. А вот показатель максимальной постоянной рассеиваемой мощности коллектора с теплоотводом у транзисторов КТ864А и КТ865А, а также у транзисторов КТ818ГМ и КТ819ГМ сходный, и составляет 100 Вт. По коэффициенту передачи тока h21э, а также по максимально допустимому напряжению коллектор-эмиттер UКЭR max, не говоря уже по частотной характеристике, транзисторы КТ864А и КТ865А значительно превосходят КТ818ГМ и КТ819ГМ. Именно мощные выходные транзисторы КТ864А и КТ865А — лучший выбор для такого высококлассного усилителя. Производителем этих транзисторов тоже является завод «Кремний», Россия, г. Брянск.

Мощные выходные транзисторы с лучшей частотной характеристикой, помимо всего прочего, несколько снизят коэффициент гармонических и интермодуляционных искажений при работе усилителя на самых верхних частотах звукового диапазона.

Также можно заменить транзисторы КТ818ГМ и КТ819ГМ в выходных каскадах усилителей мощности «Одиссей-010» на другие мощные отечественные транзисторы КТ8102А и КТ8101А соответственно, с их верхней граничной частотой 10 мГц, и максимально допустимым постоянным током коллектора в 15 ампер. Но такие транзисторы имеют металло-пластмассовые корпуса, что ухудшит аутентичность внешнего вида усилителя. Или даже заменить КТ818ГМ и КТ819ГМ на подходящие импортные биполярные кремниевые транзисторы соответствующей структуры с ещё более высокими характеристиками, что, однако, вряд-ли сможет улучшить звучание усилителя.

По поводу применения в оконечных каскадах усилителя «Одиссей-010» комплементарных пар импортных биполярных кремниевых транзисторов хотелось бы остановиться отдельно. Это, например, пары транзисторов MJ15022+MJ15023, MJ15024+MJ15025,2N3773+2N6609 или MJ15003+MJ15004. Корпуса данных транзисторов точно такие же, как и у КТ818ГМ и КТ819ГМ.

Поэтому они отлично встают на посадочные места радиаторов охлаждения выходных транзисторов усилителя. Производители у перечисленных импортных транзисторов разные, и чаще всего это компании ON Semiconductor и Motorola. А также их многочисленные китайские имитаторы.

Вот в китайских подделках этих в целом хороших транзисторов и кроется основное сомнение в том, стоит ли связываться с ними вообще, или нет. Оригинальные транзисторы MJ15022+MJ15023, MJ15024+MJ15025,2N3773+2N6609, MJ15003+MJ15004 имеют прочные корпуса и крупные кремниевые кристаллы, расположенные внутри них. А вот такие же, но поддельные транзисторы, внешне полностью повторяют оригинальные.

Единственное, что нередко стеклянные изоляторы выводов базы и эмиттера у них тёмно-синего, а не чёрного цвета, как у оригиналов. И корпуса у них более слабые в механическом плане. На корпусах как настоящих, так и поддельных транзисторов обычно указана страна-производитель Mexico, и буквы ON от имени производителя ON Semiconductor, а также год и месяц выпуска.

У настоящих транзисторов MJ15022+MJ15023 и MJ15024+MJ15025 верхняя граничная частота равна 4 мГц, что несколько лучше, чем у КТ818ГМ и КТ819ГМ. h21э у них равен 15-60 против >12 у КТ818ГМ и КТ819ГМ. Максимальное напряжение коллектор-эмиттер составляет 200-250В против 90В у КТ818ГМ и КТ819ГМ. Максимальный постоянный ток коллектора у MJ15022+MJ15023 и MJ15024+MJ15025 составляет 16 ампер против 15 ампер у КТ818ГМ и КТ819ГМ.

Заявленная рассеиваемая мощность на коллекторе у них может достигать 250 Вт против 100 Вт у отечественных транзисторов. Однако всё это верно для оригинальных транзисторов. У поддельных транзисторов китайского производства, которые внешне сложно отличить от оригиналов, пока их не распилишь, всё по иному.

Кремниевые кристаллы подделок по площади раз в восемь меньше, чем у оригинальных. И естественно, что положенным по даташитам техническим характеристикам они не соответствуют ни с какой стороны. Разве что проводимость у них совпадает с оригиналами. Помимо всего прочего, поддельные мощные транзисторы могут быть легко пробиты, и при этом способны натворить разных бед.

При этом на подделку легко нарваться как в местных магазинах радиотоваров, так и у китайских продавцов на том же сайте Aliexpress. Кстати, на указанном сайте партия в 5 пар транзисторов MJ15024 (n-p-n) + MJ15025 (p-n-p) стоит около девятисот рублей. После покупки таких транзисторов лучше по одному экземпляру их них распилить, сняв верхние крышки.

Чтобы убедиться в том, что у приобретённых транзисторов достаточные площади кристаллов, и они не подделка. С мощными оконечными транзисторами отечественного производства проблем в плане подделок быть не должно. Хотя кто его знает, в этом мире поддельных радиодеталей возможно всё.

Любые работы по замене мощных выходных транзисторов нужно сочетать с дальнейшей регулировкой оконечных каскадов усилителя. В частности, с правильным выставлением такого тока покоя, при котором нагрев радиаторов выходных транзисторов при длительной работе усилителя в покое, без подачи на него сигнала, будет слабо выраженным. И радиаторы выходных транзисторов усилителя в условиях естественного охлаждения потоком окружающего воздуха комнатной температуры будут тёплыми, но никак не горячими. Также в обязательном порядке необходимо подбирать пары выходных транзисторов для каждого канала по коэффициенту передачи тока h21э. Этот показатель у них должен быть максимально одинаковым.

Схема предварительного усилителя в «Одиссей 010» собрана на высокоскоростных операционных усилителях КР574УД1А, имеющих низкий уровень шума, маленький коэффициент гармоник, и высокую скорость работы и нарастания выходного напряжения.

Регуляторы громкости и тембра усилителя дискретные, не имеют переменных резисторов, и выполнены на основе микропереключателей с шеренгой прецизионных постоянных резисторов. Это обеспечивает их надёжность, долговечность, минимальный разброс параметров каналов при регулировке.

Усилитель «Одиссей 010» имеет предусилитель для магнитной головки звукоснимателя с подвижным магнитом (винила). Этот предусилитель сделан на основе японской схемотехники тех лет, имеет транзисторное построение, высокое напряжения питания, низкий уровень шума и очень высокую перегрузочную способность по входу.

В своё время данному экземпляру усилителя была сделана профилактика. Она заключалась в замене всех электролитических конденсаторов советского производства на импортные. Два конденсатора на 15000.0 мкф./63В. в блоке питания остались родные. Также проведена смазка дискретных регуляторов громкости и тембра, и отлажено срабатывание защиты в стабилизаторе блока питания с установкой срабатывания защиты в каждом плече на ток в 12 ампер. Также настроен необходимый ток покоя выходных транзисторов в пределах 85мА. в каждом плече.

Усилитель «Одиссей 010» звучит чисто, мощно, в паузе при отсутствии сигнала в акустических системах практически совершенно нет фона, идёт только очень слабый «розовый» шумок. Мощность усилителя достаточна, чтобы раскачать любые мощные акустические системы на 4 или 8 Ом. Каких-либо дефектов в работе усилителя нет, и данный конкретный экземпляр находится практически в первозданном внешнем и внутреннем заводском состоянии, не считая проведённых профилактических замен электролитических конденсаторов, а также выходных транзисторов и транзисторов стабилизатора.

Далее будут только фотографии усилителя с минимальными комментариями.

Передняя панель усилителя «Одиссей 010»:

Усилитель Одиссей 010

Усилитель Одиссей 010

Нижняя стенка, везде в конструкции корпуса использован металл:

Усилитель Одиссей 010

Усилитель Одиссей 010

Усилитель допускает подключение двух пар акустических систем, а также коммутируемой его сетевым выключателем сетевой нагрузки.
Между клеммами акустических систем расположена колодка для подключения внешнего эквалайзера. Но такое подключение станет не самым лучшим вариантом, так как при такой коммутации возрастают шумы и нелинейные искажения, а также снижается перегрузочная способность предварительных каскадов усилителя. Однако эту колодку можно использовать для разделения цепей предусилителя «Одисей 010» и его оконечного усилителя мощности. В таком случае эти блоки можно использовать для подключения по отдельности, и использовать с усилителем мощности, например, другой внешний предусилитель. Или предварительный усилитель от «Одиссей-010» с другим внешним усилителем мощности.
Входные разъёмы советского стандарта СГ-5 расположены справа корпуса:

Усилитель Одиссей 010

Передняя панель при снятой верхней стенке:

Усилитель Одиссей 010

Вид на блоки и платы усилителя сверху:

Усилитель Одиссей 010

Фрагмент платы усилителей мощности аппарата:

Усилитель Одиссей 010

Транзисторы стабилизатора блока питания КТ818ГМ и КТ819ГМ установлены на индивидуальных, и не изолированных от корпуса радиаторах:

Усилитель Одиссей 010

Плата стабилизатора сверху:

Усилитель Одиссей 010

Конденсаторы блока питания 15000.0 мкф/63В и распаянные на их выводах мощные разрядные резисторы:

Усилитель Одиссей 010

Дискретные регуляторы тембров:

Усилитель Одиссей 010

Галетные переключатели входного коммутатора:

Усилитель Одиссей 010

Дискретный регулятор громкости:

Усилитель Одиссей 010

Один из выходных транзисторов КТ819ГМ правого канала, установленный на общем радиаторе:

Усилитель Одиссей 010

Один из выходных транзисторов КТ819ГМ левого канала, установленный на общем радиаторе:

Усилитель Одиссей 010

Далее посмотрим на страницы оригинального паспорта данного экземпляра усилителя:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Органы управления на передней панели:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Разъёмы на задней панели:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Входные гнёзда на правой стенке усилителя:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Схема подключения устройств к задней стенке:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Рекомендуемое подключение источников сигнала:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

Расположение входных гнёзд усилителя на его правой стенке очень удобное. Такая компоновка позволяет оперативно подключать источники сигнала к усилителю, не отодвигая его для доступа к задней стенке.
Страница с датой выпуска и датой продажи усилителя, а также с местом продажи:

Усилитель Одиссей 010 паспорт

На этом наш рассказ об этом замечательном усилителе можно закончить. Высокие параметры аппарата и его чистый звук позволяют ему до сих пор работать с самыми высококачественными источниками звука и звуковыми файлами, в частности, со звуковыми форматами flac и ape в разрешении 24bit и частотой дискретизации до 192 kHz. При этом усилитель «Одиссей 010» отнюдь не чувствует себя слабым звеном, и выдаёт отличный звук на акустические системы или головные стереонаушники.

Источник: otzovik.com

Рейтинг
Загрузка ...